Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Бодалёв Алексей Александрович 8 страница




 

Не только в зависимости от других факторов, но и от того, насколько активно и продуктивно работает внутренний мир человека, находятся глубина и объективность оценки достигаемого им результата деятельности как личности и как субъекта профессионального труда в каждый момент его жизни.

 

Поэтому человек — стратег по выстраиванию своей линии жизни, планирующий как личность свершение значимых для общества, членом которого он является, поступков, и как субъект деятельности — новаторских достижений в основной для него области труда, при прочих равных условиях быстрее достигает своей цели, если он пропускает каждый свой шаг и обстоятельства, в которых его приходится совершать, через свой интенсивно работающий внутренний мир.

 

Из сказанного становится ясным, что изучение особенностей работы внутреннего мира человека является одним из направлений исследований, которое должна развивать и осуществлять акмеология. Все выдающиеся и великие деятели науки, техники, искусства, образования, здравоохранения и ряда других областей деятельности были люди с богатым и постоянно действующим внутренним миром, для которого были характерны не разбросанность и не связанность друг с другом исканий мысли, переживаний, принимаемых решений, а в конце концов замыкание их всех на главное для каждого из этих людей дело жизни.

 

Справедливость этой мысли подтверждают записи, которые делал А.С.Пушкин, заметки для себя и письма, которые оставил А.А.Ухтомский, записные книжки А.П.Чехова, фиксирование своих мыслей и переживаний по поводу творчества актера и режиссера племянником А.П.Чехова великим артистом М.А.Чеховым и множество других подобных документов, оставленных выдающимися людьми. И акмеологии следует со своих позиций изучать все эти документы, чтобы сделать ясной для себя так сказать технологию работы этого внутреннего мира у разных людей и, прежде всего, у великих и выдающихся, потому что раскрытие особенностей его деятельности дает возможность увидеть реально еще один фактор, от которого зависит достижение человеком неординарной вершины и как личностью, и как субъектом профессионального труда. И, разумеется, при проведении этих исследований нельзя ни в коем случае забывать об общем и особенном в функционировании этого внутреннего мира у разных людей и о связях характеристик этого внутреннего мира со всеми основными образованиями в психике человека и, стало быть, и со всей системой детерминант, которая определяет, говоря образно, качественное лицо этих образований.

 

Ведь, очевидно, что характеристики внутреннего мира зависят и от того, насколько у человека самостоятелен и нацелен на новаторские находки интеллект, то есть проявляется ли он преимущественно на репродуктивном уровне или главным образом продуктивно творчески. Оказывается ли человек— владелец этого интеллекта — эмоционально одержимым, ища решение занимающих его проблем, или он холодно равнодушен. Стремится ли он наработанный в его внутреннем мире результат всегда воплотить в действие, в реальный поступок, получающее материальное воплощение деяние. Или он никак не может отстроиться от глубоко мучающих его проблем в своих мыслях, сильнейшим образом вязнет в переживаниях по поводу тупика, из которого он не видит выхода и, не останавливаясь на каком-либо решении, истощает свою нервную систему, чем способствует развитию у самого себя депрессивного состояния.

 

Таким образом, степень развития и характер функционирования познавательной сферы человека, сферы его чувств и воли находят свое выражение и в том, на каком психическом уровне и с каким результатом работает его внутренний мир.

 

В предложенных вниманию читателя размышлениях методически сложно решаемая проблема необходимости всестороннего и многоуровневого научного освещения феноменологии, закономерностей и механизмов работы внутреннего мира человека фактически только поставлена. И теперь важно осуществить цикл тесно сопряженных друг с другом теоретических и экспериментально-эмпирических исследований, которые дали бы убедительные ответы на вопросы, относящиеся и к еще непознанным сторонам работы внутреннего мира человека, его развития и характеристик, которые у него должны быть сформированы в этом процессе, чтобы и внутренний мир человека продуктивно способствовал достижению последним своего акме.

 

О СОДЕРЖАТЕЛЬНОМ НАПОЛНЕНИИ ПОНЯТИЯ КАРЬЕРА И ЕЕ ВАРИАНТАХ

 

В словаре иностранных слов карьера истолковывается как успешное продвижение в области общественной, служебной, научной и др. деятельности или как род занятий, профессия (Словарь иностранных слов. Под редакцией Ф.Н. Петрова и др. М., 1988).

 

Я хочу рассмотреть феномен карьеры главным образом в первом его значении, привлекая для этого психологию.

 

Наверное, для всех очевидно, что когда говорят о карьере, то прежде всего имеют в виду продвижение в какой-то конкретной области деятельности человека как личности и как субъекта деятельности. Но поскольку при этом присутствует оценка успешности степени продвижения человека в деятельности, которой он занят, то это означает объективирование этого феномена в общественном мнении, сопоставляющим достигнутые человеком результаты с неким эталоном успешности, сложившимся у объединения людей — создателя, носителя и выразителя общественного мнения. Но сказанное — это только исходная и чисто внешняя констатация слагаемого анализируемого в этой главе явления «карьера», а при более внимательном взгляде на него в нем обнаруживается в психологическом отношении очень сложная изнанка. При освещении этой изнанки, во-первых, встает вопрос, а какое психологическое содержание оказывается у человека (и как личности, и как субъекта деятельности), делающего ту или иную карьеру, и, во-вторых, какой «психологический айсберг» находится под той оценкой — верхушкой этого «айсберга», которая высказывается общностью людей по поводу карьерных успехов конкретного человека.

 

Ответ на первый вопрос предполагает выявление характера целей, которые ставит перед собой человек, включаясь в один из видов деятельности, значимых для государства, гражданином которого он является, и важных для общества, членом которого он выступает.

 

Этот ответ окажется формальным, если не будут известны мотивы, побуждающие человека выполнять деятельность, в большей или меньшей мере ценную для государства и общества.

 

Этот ответ будет не полным, если, так сказать, за кадром останется и степень актуализации при осуществлении им этой деятельности его способностей, проявляющихся в его конкретных поступках и деяниях и свидетельствующих о достигнутом им уровне профессионализма.

 

Ведь понятно, включаясь в деятельность, например, в реформирование экономики, один человек может преследовать одну единственную цель, чтобы его деяния работали на укрепление государства, на рост благосостояния всего народа, а другой — чтобы богатело меньшинство народа и к черте бедности скатывалось его большинство, а третий, занимая циничную позицию по отношению ко всему народу, конечно, скрывая ее, будет постоянно видеть свою главную цель, тусуясь среди экономистов, в том, чтобы любой ценой пробиваться в верхние эшелоны власти.

 

Естественно, что побуждать каждого из этих людей реализовывать свои цели будут разные мотивы и стоящие за этими мотивами ценности. В первом случае — это чувство патриотизма и высокая человечность, во втором — узко классовый эгоизм, в третьем — жажда власти и самоутверждения.

 

О способностях человека в связи с карьерой тоже было сказано не случайно, потому, что одну и ту же цель могут ставить перед собой и достигать люди, обладающие разными способностями и затрачивающие для этого неодинаковые усилия, практикующие несхожие стили деятельности и демонстрирующие при этом разную степень профессионализма.

 

Вдумываясь в содержание понятия карьера и соотнося его с разными видами общественно значимой деятельности, которыми заняты люди, легко увидеть в ней (в карьере) особенное, идущее от той деятельности, в рамках которой человек делает карьеру. Например, став госслужащим, он должен подняться по ступенькам чиновничьей лестницы вверх, чтобы его карьера состоялась. То же можно сказать о военачальнике, прошедшем путь от простого солдата до генерала, или о священнослужителе, поднявшемся постепенно после окончания духовного учебного заведения до сана, скажем, архиепископа или митрополита.

 

Иное мы видим в так называемой сфере свободных профессий. Алеше Пешкову, чтобы стать великим писателем Максимом Горьким, потребовалось прожить труднейшую жизнь, давшую ему огромный запас разнообразных впечатлений, творчески и самостоятельно освоив богатства человеческой культуры, и неповторимо своеобразно использовать все это, создавая свои произведения. Почти то же самое можно сказать о карьерах (о путях), выведших из безвестных художников в больших Мастеров нашего русского Ал. Саврасова или голландца Винсента Ван Гога. В последних трех случаях никакого продвижения по ступенькам официально узаконенной иерархической лестницы не происходило.

 

И в других сферах — в педагогике А.С. Макаренко, в селекции И.В. Мичурин, в создании основ космонавтики К.Э. Циолковский (примеры можно было бы продолжать) —отдельные люди по достигнутым ими результатам могли и могут далеко превзойти тех, кто работает в одних с ними областях деятельности, т.е. объективно достичь больших успехов и вместе с тем продолжать пребывать в одном и том же социальном или должностном статусе.

 

Имея все перечисленные случаи в виду, в психологическом ключе освещая проблему карьеры, нельзя игнорировать ее социально-психологический аспект. Сделал ли человек блестящую карьеру или она у него не состоялась, достиг ли он действительных успехов в своей деятельности или эти успехи иллюзорны? Это решают и оценивают люди, окружающие конкретного человека, прежде всего работающие в той же сфере, что и он, а с их подачи и все другие. Как известно, Ал. Саврасов умер в нищете, трагичным был конец жизни и у В. Ван Гога. Однако последующие поколения по-иному оценили их подвижническое служение искусству и значение вклада, который они внесли своей деятельностью в мировую культуру.

 

Много неприятностей от наробразовского начальства и от тогдашней педнауки пришлось на долю А.С. Макаренко, когда он возглавлял колонию им. Горького и коммуну им. Дзержинского и создавал, и опробовал на практике новаторскую систему воспитания. А К.Э.Циолковского многие его современники, и в их числе земляки, считали беспочвенным фантазером и чудаком. Невеждой в науке объявили сделавшего открытия, обогнавшие время, в которое он жил, гениального А.Л. Чижевского. В то же время лжеученый Т.Д.Лысенко прославлялся как новатор и из простого агронома поднялся до Президента Академии сельскохозяйственных наук, а секретарь И.В. Сталина Л.З.Мехлис «вышел» в главные редакторы газеты «Правда», а в Великую Отечественную войну стал печально знаменитым членом Военного совета, подмявшим под себя командующего нашими войсками в Крыму, и, таким образом, способствовавшим их разгрому. «Великолепную» карьеру сделал на наших глазах Г.Э.Бурбулис, поменяв амплуа ординарного кандидата наук на пост Государственного секретаря. Стремительно перенесся с должности заведующего ничем не примечательной лаборатории по истории педагогики в Министры образования Э.Д.Днепров, подававшийся рептильными СМИ как кладезь конструктивнейших планов реформирования существовавшей в стране системы обучения и воспитания.

 

Однако, в конце концов, время поставило все на свои места: обнаружилась личностная и профессиональная несостоятельность этих людей и сущностная пустота их карьерных успехов.

 

Таким образом, совершенно необходимо при анализе карьеры человека различать настоящую карьеру, когда продвижение его в деятельности и достигаемые в ней успехи теснейшим образом сопрягаются с его личностным и субъектно-деятельностным (прежде всего профессиональным) развитием, и те, которые в ней имеют формальный, показушный характер и не подкрепляются объективированием соответствующего задачам выполняемой им деятельности личностного и профессионального потенциала, сплошь да рядом из-за отсутствия такового.

 

Одновременно в подобных случаях надо видеть и некомпетентность тех общностей и лиц, которые людям — в личностном и профессиональном отношениях пустоцветам — помогают делать карьеру. Правда, такая с позволения сказать помощь осуществляется и по другой причине: есть категория руководителей, для которых главное в человеке, которому они открывают путь наверх, не его талант, не высокий профессионализм, а послушание последнего, отсутствие у него собственного мнения и то качество, которое принято называть личной преданностью. А в сфере так называемых свободных профессий или в науке часто «правят бал» вкусовщина и клановость, когда представители какой-то одной группировки в искусстве или одной научной школы, захватив командные высоты в творческих союзах, в академиях, в печатных изданиях этих учреждений, открывают «зеленую улицу», ведущую к высоким званиям, громким именам «своим» и не замечают или даже подвергают несправедливой критике истинных мастеров в искусстве, или глубоких ученых, вносящих новаторский вклад в разрабатываемые ими области науки.

 

А поскольку занимающие командные административные посты в творческих союзах, объединяющих работников искусства, или «околонаучные» должности в учреждениях, решающих судьбы ученых, люди имеют беспрепятственные выходы в печатные издания тех направлений, которые принадлежат к сферам, которые они курируют, или располагают по причине занимаемого ими высокого служебного положения свободным доступом к средствам радиовещания и телевидения, они, давя своим чиновничьим весом на формирование общественного мнения профессионально не связанных с искусством или наукой лиц, приучают их неверно отвечать на вопрос: кто есть кто в искусстве или науке? Впрочем, такая же картина наблюдается и во многих других областях деятельности людей — наших современников и сограждан.

 

Так что в заключение приходится повторить: состоялся ли человек как подлинный профессионал, сделавший действительно карьеру в главной для него области труда, объективный ответ на этот вопрос в определенных случаях надо ждать не от ближайшего окружения и даже не от его современников, а от следующих поколений.

 

АКМЕ И ПОПУЛЯРНОСТЬ

 

Как читатели знают, акме — это вершина в развитии человека, его пик в проявлении им себя как личности в ее социальных ролях гражданина, супруга, родителя. Это вместе с тем высший уровень реализации им себя, как субъекта деятельности и прежде всего как профессионала. А популярность — это большая с оттенком положительной эмоциональной окрашенности известность и широкое признание.

 

Вполне правомерно поставить вопрос о связи, существующей между этими двумя явлениями и о воздействии, которое они оказывают друг на друга. Если идти от жизни, то тут возможен целый ряд вариантов.

 

Так, если иметь в виду личностное акме человека, то оно по своим содержательным характеристикам — достигнутому человеком уровню нравственного развития и формой совершаемых в связи с этим поступков и поведения в целом — может оказаться в глазах общественного мнения само собой разумеющимся, оцениваемым как норма и потому не вызывающим повышенного положительно эмоционально окрашенного ажиотажа со стороны того социального окружения, объектом отношения которого выступает человек, достигший акме. Хотя пик, на уровень которого вышел в своем личностном развитии рассматриваемый нами человек, — это действительно — его акме.

 

Если снова иметь в виду личностное акме человека, то оно может быть поистине выдающимся, далеко выходящим за ординарные нормы, но популярность в виде известности и широкого признания может начисто миновать этого человека. Причиной названного явления могут быть другие ценностные ориентации у той общественной среды, в которой вращается этот человек, или проявление его акме не на глазах окружения, которое имеет одинаковые с этим человеком нравственные ориентации.

 

Крайним ярким проявлением не популярности, а, скорее, ее антипода может служить, если вспомнить переходящее из века в век предание, реакция толпы на Иисуса Христа, когда его вели на казнь, а толпа в это время кричала: «Распни, распни его!»

 

Вместе с тем человек как личность в своем развитии может находиться очень далеко от своего акме, а популярность, известность у него уже могут быть очень большими. Достаточно в связи с этим вспомнить футболиста Эдуарда Стрельцова. Еще мальчик с несформировавшимся ядром личности, когда он выходил на футбольное поле, его встречал восторженный рев болельщиков, заполнивших до отказа трибуны.

 

Акме в смысле достижения человеком высокого уровня профессионализма, подтверждаемого значением вклада, сделанного этим человеком в решение проблем в той области труда, которая является основной для него, может быть выдающимся, а популярность даже среди специалистов того же профиля он может и не нажить, а в крайних случаях он иногда может вызвать при оценке результатов его деяний окружающими его людьми и, шире, — современниками отношение к себе как к чудаку или как к умственно ненормальному.

 

Ведь, как свидетельствует история, в вакууме молчания оказались открытия гениального А.Л.Чижевского, когда они были сделаны, а создавший неевклидову геометрию Н.И.Лобачевский среди окружавших его коллег-математиков прослыл тронувшимся умом фантазером.

 

Если продолжать рассматривать дальше связи профессионального акме человека и его популярности, то никак невозможно пройти мимо случаев, когда акме в смысле достижения человеком высшей точки его развития как специалиста в главной для него сфере деятельности фактически нет, а популярность он имеет непомерно большую. Так, например, было в нашей стране с отношением народа к К.Е.Ворошилову. Он имел большую с оттенком положительной эмоциональной окрашен-ности известность и широкое признание. А на поверку оказалось, что он в предвоенное время проявил себя как совершенно бездарный народный комиссар по военным и морским делам (министр обороны), а в Великую Отечественную войну как бесталанный полководец.

 

Завершая рассмотрение связей акме и популярности, конечно, надо суметь увидеть и случаи этой связи, когда, с одной стороны, человек действительно вышел в своем развитии на ступень своего акме и совершает деяния, являющиеся предельно возможным для него вкладом в ценности жизни и культуры, а с другой, — он по праву имеет большую известность и пользуется широким признанием. В нашей отечественной истории так было, например, с С.Я.Лемешевым, Л.Н.Толстым, Ф.И.Шаляпиным, М.А.Шолоховым, В.П.Чкаловым и многими другими россиянами.

 

Прослеживая связь между акме и популярностью, никак нельзя упускать из внимания и временную характеристику этой связи. Выше уже была описана возможность, когда человек еще не достиг акме, а популярность у него громадная (Э.Стрельцов) и когда есть относительное соответствие между достигнутым человеком в своем личностном и профессиональном развитии акме и его популярностью. Но в жизни бывает и так: человек в своих ипостасях личности и профессионала уже давно прошел вершину в их развитии и в их проявлениях в неординарных поступках и творческих деяниях, а популярность у него не убывает, а даже, наоборот, возрастает. Наверное, здесь к месту будет вспомнить эволюцию и инволюцию на высших государственных и партийных постах Л.И.Брежнева или сохранившего до самой смерти высочайшую популярность дряхлою и больного Ден Сяо Пина.

 

Наконец, жизнь преподносит нам и такие сюрпризы: человек, пребывая в совершенной безвестности, поднимается поистине на большую высоту и как личность, и как профессионал и оставляет людям такое, за что ему воздают честь и хвалу не его современники (они не поняли значения для прогресса результатов его подвижнических деяний), а лишь последующие поколения. В истории так было, например, с разработками в области космонавтики инженера Ю.В.Кондратюка, с открытиями в области генетики Г.Менделя.

 

При осмысливании связей, существующих между поднявшимся на вершину в своем развитии и как личности, и профессионала человеком и его популярностью на первый план выходит еще один аспект этой связи: а в каких содержательных характеристиках выражается сущность акме человека и среди кого человек, достигший такого акме или еще только поднимающийся к нему, или уже начавший как личность и как профессионал, говоря фигурально, откат назад, популярен?

 

Так, например, популярность Матери Терезы и популярность Махатма Ганди, не смотря на кажущуюся похожесть, — все-таки несут в себе отличия. Первая завоевала широчайшее признание и известность во всем мире беззаветно-бескорыстной подвижнической помощью людям, дошедшим до крайней точки из-за мучающих их болезней, нищеты, непробиваемой черствости окружающих.

 

Второй у сотен миллионов индусов (и не одних индусов) вызывал благоговейное к себе отношение не только, как и Мать Тереза, нравственной чистотой, но и своеобразной философией (развивающей идеи Л.Н.Толстого) непротивления злу насилием, которое, усвоенное его поклонниками, способствовало свержению британского владычества над Индией.

 

Соответственно, оказались несколько различными и людские массы, среди которых были популярны, с одной стороны, мать Тереза, а с другой — Махатма Ганди. И в основе этих различий лежали несовпадающие ценностные ориентации этих людских общностей.

 

Приведенный пример может быть не очень убедительно иллюстрируют суть сформулированной выше мысли. Но если вспомним сейчас о таких двух полярно противоположных фигурах, как маршал Победы Г.К.Жуков и генерал-предатель А.А.Власов, она, эта суть, станет более явной, а значит и понятной. Г.К.Жуков имел и имеет громадную популярность среди наших соотечественников-патриотов, а А.А.Власов— среди скрытых и явных недругов великой России.

 

Органично входящим в контекст проблемы акме и популярность является ее аспект, раскрывающий характер влияния, которое оказывает популярность, приобретенная или завоеванная человеком, а иногда и искусственно созданная его окружением для сохранения своего положения в обществе и одновременно для убеждения в своей незаменимости того человека, которого с помощью имеющихся у этого окружения каналов информации делают и широко известным, и обладающим как раз теми качествами, которые высоко котируются в мнении тех, кого хотят обволшебить неординарностью конкретного человека, на которого делается какая-то ставка.

 

Если иметь в виду то воздействие, которое оказывает популярность на человека, как, так сказать, «владетеля» этой популярности, то в зависимости от характера его индивидуальных особенностей — степени самостоятельности, трезвости самооценки, характера «прописывания» собственного жизненного пути в своих сознании и самосознании и избираемых средств следования по нему, эмоциональной устойчивости и др. — он реагирует на эту популярность как: 1) на стимул еще более ответственного отношения к делу, которому он служит, и еще большей работы над собой и достижения более высокого уровня в своем личностном и профессиональном самоопределении; 2) как на сигнал к самоуспокоенности и «почивания на лавpax»; 3) как на признание его исключительности и превосходства над другими и дозволенность ему в поступках и деяниях того, что не разрешается всем остальным.

 

Конечно, когда мы ищем причины столь различного реагирования людей на популярность, то они прежде всего в характере мотивации, которая лежит в основе их поступков и деяний и целей, которые они при этом преследуют. А в глубине этой мотивации и этих целей открываются разные ценностные ориентации у названных групп людей.

 

Первые несут в себе неистребимую потребность в личностном и профессиональном росте, установку на созидание, на творчество для своего народа, для Отечества, для человечества (И.С. Глазунов, ГЛ. Товстоногов, А.Н. Туполев, А.П. Чехов и др.).

 

Вторые внутренне повернуты на внешний успех, на карьеру, на престижное положение, поэтому в них глубоко сидит потребность производить нужное им впечатление на окружающих, «втирать людям очки» по поводу своей личной и профессиональной значительности при фактическом отсутствии таковых.

 

Третьи, несущие в себе всегда порядочную долю индивидуализма и эгоизма, слепые к своим недостаткам, добившись главным образом благодаря мудрым менторам (например, в спорте — тренера, в театре — режиссера и т.д.) ярких результатов и «завоевав» таким образом популярность, все успехи относят только к своим «необыкновенным талантам», говоря фигурально, теряют голову и «заболевают» всем известной «звездной болезнью».

 

Надо сказать, что и реагирование представителей этих трех групп людей на потерю ими популярности оказывается, как правило, различным.

 

Первые, имеющие «одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть», — без остатка отдавать себя делу, к которому у них есть призвание, не ослабляют процесса творчества и постоянно стремятся к свершению таких деяний, которые своими характеристиками означали бы достижение ими новых высот в их личностном и профессиональном росте.

 

Очень типична в этом отношении судьба Х.Р.Рембрандта. Хотя мода на его работы у его современников и прошла, и он, ими забытый, оказался в нищите, тем не менее он продолжал идти вперед как Мастер. Как мы знаем, такую же силу духа и одержимость в своем творчестве как композитор проявил и В.А.Моцарт, когда слава оставила его, и его современники с равнодушием смотрели на то, как бедность, нищета и болезни его убивают.

 

Вторые, «почившие на лаврах», почувствовав, что популярность они теряют, пытаются вернуть ее и начинают в спешке наверстывать упущенное, но терпят чаще всего фиаско.

 

Восхождение на действительно вершины в развитии личности и профессиональном творчестве возможно только при неустанной работе над собой. Как все мы знаем, лишь «воля и труд человека дивные дива творят». (Н.А.Некрасов)

 

Вспомним в связи со сказанным писателя В.Ажаева, который написал роман «Далеко от Москвы», по праву принесший ему общероссийскую известность, и который в своих последующих произведениях стал мельчать как художник. Или актер И.О.Горбачев создал ярчайший, потрясший всех ценителей театра образ Хлестакова в «Ревизоре» М.В.Гоголя, принесший ему громадную известность, которая его расслабила как творческого работника. И все последующие образы, которые он создал в спектаклях Александрийского театра и в кинофильмах, снятых различными режиссерами, намного-намного слабее, чем его Хлестаков.

 

Третьим — в личностном, нравственно-психологическом отношении ущербным, популярность, слава нужны как наркотик. Лишившись их и, предприняв какое-то количество попыток вернуть, говоря фигурально, воскурение фимиама по своему адресу и не добившись успеха, они все более явно деградируют в личностном плане и скатываются по наклонной плоскости вниз в плане профессиональном.

 

Таких деятелей с несостоявшейся счастливой судьбой, повторяем, особенно легко назвать, имея в виду область спорта, сферы театра, эстрады, музыки, где они сами и их труд на глазах у всех.

 

Пока здесь речь шла о взаимосвязи выходящего на вершину своего развития взрослого человека и его в основном стихийно или искусственно возникающей популярности и о том, как сказывается популярность на этом развитии. Но, очевидно, на рассматриваемую проблему можно взглянуть и в таком ракурсе: а можно ли популярность сознательно использовать как фактор развития и саморазвития личности?

 

Как известно из многих психологических исследований, переживание успеха после многих неудач перед этим является условием появления или укрепления у человека веры в себя и желания активно проявлять себя и дальше в той области познания, труда, общения, в которой пережит успех. А если человек выходит на лидирующие позиции в этой области и его достижения признают, и он это видит, авторитетные, положительно субъективно значимые для него люди, он, как правило, будет стремиться не уронить себя в их глазах и в дальнейшем пытаться решать, мобилизуя свои способности, умения и знания, более трудные задачи.

 

И, представляется, только что описанный феномен надо научиться целенаправленно использовать в воспитательном процессе. Следует только очень тщательно следить за тем, чтобы удовлетворение, радость, а иногда и восхищение окружающих ребенка (а это могут быть и подросток, и юноша, и совершеннолетний молодой человек) взрослых и сверстников его достижениями были подкреплением его стремлений к еще большей самоотдаче и еще большей мобилизации и концентрации ума, чувств, воли на выполнение еще более трудных дел, чем прежние, а не способствовали укреплению в нем индивидуализма, ячества, самолюбования.

 

В этом и подобных ему случаях популярность окажется в числе тех условий, которые работают на развитие и саморазвитие человека как личности и как субъекта деятельности, и стало быть она будет побуждать его двигаться в направлении достижения своего большого акме.

 

АКМЕОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

 

Акмеология, как известно, является наукой, которая изучает развитие человека на ступени взрослости и достижения им вершины в этом развитии как природного существа (индивида), как личности и как субъекта деятельности (главным образом как профессионала).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных