Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Рост и развитие психического 7 страница




 

Существуют и другие дни, когда вы по какой-то причине находитесь в мрачном расположении духа и в подавленном состоянии и потому не чувствуете вокруг себя пульсации жизни, и все окружающее теряет для вас свою прелесть, интерес и значимость; вы ощущаете себя деревянной бесчувственной куклой.

 

Если вы в состоянии сознательно соединиться с психическим существом, то сможете постоянно поддерживать в себе состояние восприимчивости, внутренней радости, неиссякаемой энергии, контакта с божественным Присутствием. А когда вы достигаете такого контакта, то видите Божественное везде и во всем, и все вещи обретают для вас свой истинный смысл.

 

От чего это зависит?.. От внутреннего ритма. Возможно, от божественной Милости. Во всяком случае от восприимчивости к чему-то запредельному.

 

Мать

 

И действительно, покой и радостная безмятежность являются признаком истинной психической жизни.

 

А страдание есть не что иное, как указание на наши слабые места, которые требуют от нас приложения более интенсивных духовных усилий.

 

Мать

 

Истинное счастье не зависит от внешних жизненных обстоятельств и достигается раскрытием своего психического существа и соединением с ним.

 

Мать

 

Я думаю, что чем больше в вас развито психическое сознание, тем с большими трудностями в жизни вы сталкиваетесь. Вы просто больше готовы к тому, чтобы их преодолевать. Но по мере развития психического вы все больше вступаете в противоречие с современным состоянием мира. А когда вы вступаете в противоречие с чем бы то ни было, у вас возникают проблемы и трудности. И я замечала, что чаще всего те, кто сталкивается с наибольшими трудностями, находятся в более или менее тесном контакте со своим психическим существом. Если взять внешние обстоятельства – я сейчас не говорю о характере человека, это совсем другой вопрос, – то те, кому приходится много бороться в жизни и на чью долю выпадает немало страданий, имеют хорошо развитое психическое существо.

 

Во-первых, развитие психического существа имеет двоякий результат. С одной стороны, возрастает ваша чувствительность, а с другой – с ростом чувствительности вы больше становитесь подвержены страданию. Но при этом по мере углубления и расширения ваших отношений с психическим вы начинаете реагировать на жизненные обстоятельства совершенно по-другому, опираясь на какую-то внутреннюю свободу, позволяющую вам выйти за пределы сложившейся ситуации и избежать связанных с ней переживаний. Вы приобретаете способность сохранять покой в любых ситуациях и при всех обстоятельствах. А внутреннее знание помогает вам избежать беспокойства и волнений. Итак, ваша чувствительность возрастает, но вместе с тем возрастает и внутренняя сила, позволяющая нейтрализовать проблемы и трудности.

 

Мать

 

Страданию подвержено не психическое существо, а разум, витальность и обычное сознание невежественного человека. Страдание есть результат отсутствия контакта между внешним и психическим сознанием. Тот, кто достиг единства со своим психическим, всегда счастлив.

 

Психическое преисполнено устремленности к соединению с внешним существом и терпеливо, никогда не жалуясь, ждет своего часа реализации.

 

Мать

 

Психическое существо по своей сущности есть не что иное, как Ананда и своим происхождением обязано вселенской душе-блаженства. Поверхностное эмоциональное существо человека преисполнено конфликтов, присущих обыденной жизни, и подвержено таким витальным реакциям, как печаль, страх, депрессия, страсть и преходящая неполноценная радость.

 

Шри Ауробиндо

 

Вы можете расширить круг своих возможностей и неожиданно обнаружить в себе такие способности, о которых вы раньше не подозревали… Когда вы раскрываете в себе психическое, то в то же время совершенно внезапно в вас начинают проявляться таланты и способности, о существовании которых вы даже не догадывались. И таких примеров можно привести множество…

 

Я знала одну девочку, родившуюся в очень заурядной семье и не получившей хорошего образования; она плохо владела французским языком, не обладала богатым воображением и не имела никакого литературного вкуса. Все эти качества были за пределами ее возможностей. Но после того, как у нее произошел внутренний контакт с психическим, она стала писать восхитительные вещи; причем она могла это делать лишь в момент непосредственного, живого контакта. Когда же это состояние прекращалось и она выходила на уровень обычного сознания, то не могла грамотно связать и двух слов! И я была свидетелем этого.

 

Внутри каждого из нас живет гений – но мы об этом не догадываемся. Он находится внутри человека в спящем состоянии и ждет своего часа; мы должны помочь ему проявиться и найти способ, как это сделать.

 

Мать

 

Меня спрашивали, является ли психическое существо или психическое сознание каналом передачи и восприятия вдохновения.

 

Конечно же, да. Первый контакт с высшими сферами происходит с помощью психического. Естественно, прежде чем вы достигнете внутреннего раскрытия психического, вряд ли можно говорить о нисхождении вдохновения; за исключением разве что каких-то особых обстоятельств, таких как божественная Милость. Но истинный контакт с высшими планами бытия происходит через психическое существо, ибо психическое сознание родственно по своему существу божественной Истине.

 

Затем, когда вы выходите за пределы ментального сознания к высшим сферам, лежащим за границей высшего разума, и достигаете уровня Сверхразума, а через Сверхразум попадаете на уровень Супраментального сознания, то тогда вы можете воспринимать вдохновение непосредственным образом. По достижении Супраментального плана сознания вдохновение становится полнее и богаче и посещает вас все чаще и чаще. И наконец наступает момент, когда вдохновение приходит к вам по вашему желанию, но это, конечно, требует значительного внутреннего развития.

 

Мать

 

Каждый из вас должен установить контакт со своим психическим, которое вовсе не является недоступным. Психическое существует как раз для того, чтобы соединить вас с божественными силами. Когда вы раскрываете свое психическое, то начинаете чувствовать и понимать, что собой представляет божественная Любовь. Как я уже говорила, мало проснуться однажды утром и сказать себе, что вы хотите познать божественную Любовь. Так ничего не получится. Если путем неустанных усилий, глубокой концентрации и отрешенности от своего «я» вы сумеете соприкоснуться со своим психическим существом, то вам никогда не придет в голову подобная мысль: «О! Я хотел бы узнать, что такое божественная Любовь», потому что вы будете находиться в таком состоянии, когда все для вас будет Божественной Любовью и ничем больше. И тем не менее это только начало вашего восхождения к высшим сферам сознания.

 

Значит, божественную Любовь можно познать лишь через психическое существо?

 

Раскройте свое психическое, и вы поймете, что такое божественная Любовь. Не пытайтесь войти в прямой контакт с божественной Любовью, иначе ваши усилия станут направляться витальным желанием; вы не заметите, но это будет витальное желание.

 

Нужно приложить немало сил, чтобы соприкоснуться со своим психическим существом, осознать и ощутить его присутствие, и тогда совершенно естественным и непроизвольным образом вы узнаете, что такое божественная Любовь.

 

Мать

 

На физическом плане бытия Божественное выражает себя в красоте, на ментальном плане – в знании, на витальном – в силе и могуществе, а на психическом уровне сознания – в любви.

 

Поднявшись в достаточно высокие сферы, мы обнаруживаем, что эти четыре аспекта проявления Божественного соединяются в едином всеобъемлющем сознании, преисполненном любви, света, силы и красоты.

 

Отдельные формы или аспекты проявления Божественного созданы Им лишь для того, чтобы поддержать вселенскую игру.

 

Мать

 

Чем глубже эмоциональное переживание, тем интенсивнее становятся Бхакти и сила, направленные на осуществление реализации и трансформации. Чаще всего пробуждение психического, открывающее врата к Божественному, наступает в результате внутреннего эмоционального накала.

 

Шри Ауробиндо

 

Эмоции вовсе не бесполезны в йоге; но эмоционально окрашенное желание легко превращается в причину трудностей, препятствий и внутреннего состояния беспокойства.

 

Обратите свои эмоциональные переживания к Божественному, стремитесь к очищению своих чувств, и тогда они станут вспомогательным средством на вашем пути к Божественному и перестанут быть источником и причиной страданий.

 

Не убивать в себе эмоции, но обращать их к Божественному – вот верный путь в йоге.

 

Но ваши чувства должны иметь в своей основе чистоту, духовный покой и радость, способность к слиянию с природой Ананды. Беспристрастный покой на уровне разума и витального существа может прекрасно совмещаться с интенсивными психическими переживаниями в сердце.

 

Разбудите в своем сердце психический огонь, пламя которого никогда не колеблется в своем устремлении к Божественному, – вот единственный способ освобождения и реализации вашей эмоциональной природы.

 

Шри Ауробиндо

 

Сколько раз можно повторять: все, что исходит от разума, имеет лишь относительную ценность. Чем образованнее человек и чем разностороннее в интеллектуальном отношении он развит, тем проще ему доказать правоту своей позиции и доводов. Путем логического рассуждения можно обосновать все, что угодно, но никакие доводы не могут служить гарантией истины; они всегда будут оставаться частным мнением, предрассудком или знанием, основанным на внешних проявлениях, которые, в свою очередь, никогда не бывают однозначны.

 

Поэтому из создавшегося положения есть только один выход: попытаться найти свою душу и не оставлять этих поисков, пока вы ее не обретете. Душа ждет, чтобы ее отыскали, и вовсе не намерена скрываться от вас или играть в прятки только ради того, чтобы осложнить положение вещей. Напротив, она прилагает огромные усилия, чтобы облегчить вам эти поиски и чтобы ее голос был услышан вами. Но все дело в том, что между душой и вашим внешним сознанием находятся два действующих объекта, создающие много постороннего шума, – разум и витальное существо; и за этим шумом вам трудно услышать голос души, который старается не производить никаких лишних звуков.

 

Если вы хотите приобщиться к знанию души, вам нужно приложить для этого внутренние усилия и постараться быть очень внимательными. И действительно, если вы чутко к себе прислушаетесь, то за внешними наслоениями разума и витального существа сможете различить очень тонкий, тихий и спокойный голос внутренней сущности, которая обладает знанием и делится им с вами. Но другие компоненты вашего существа проявляют при этом такую настойчивость и навязчивость – в то время, как душа тиха и спокойна, – что вы невольно поддаетесь искушению и начинаете прислушиваться к тому, кто кричит громче всех. И обычно лишь спустя какое-то время вы начинаете понимать, что громогласность не всегда является залогом правоты. Душа не навязывает вам себя и не заставляет вас прислушиваться к ней, ибо ей чуждо всякое насилие.

 

Когда в той или иной ситуации вы колеблетесь и не знаете, какое решение лучше принять, то ваше желание и предпочтение ментального или витального характера застилают вам глаза, оказывают на вас давление, настаивают на своем и навязывают себя, предлагая в свое оправдание самые убедительные доводы и аргументы, какие только можно придумать. И если вы утратите бдительность, не возьмете себя в руки и потеряете контроль над собой, то в конечном счете они смогут убедить вас в своей правоте. И как я уже только что говорила, они создают так много шума, что за ним не слышно тихого голоса и очень спокойного указания души: «Не делай этого».

 

Такие запрещающие указания поступают от души очень часто, но вы не обращаете на них внимания, потому что они лишены для вас силы принуждения, и продолжаете идти на поводу у своей импульсивной природы. Но если вы по-настоящему искренни в стремлении и желании обрести истину и привести свою жизнь в согласие с ней, то будете стараться учиться слушать, различать и подчиняться велению своей души ценой любых усилий, даже если это будет приносить вам страдание и боль. И даже если вы хотя бы однажды прислушаетесь к этому внутреннему тихому голосу, это будет для вас большой поддержкой и шагом вперед на пути к правильному различению истинных движений души. Обладая искренностью и овладев способностью отличать проявления души от наслоений разума и витальности, вы непременно достигнете цели.

 

Но при этом вам следует быть очень настойчивым и не проявлять поспешности и нетерпения. Лишь один раз из десяти вы будете принимать правильное решение и действовать правильно. И поступая неправильно, вы не должны впадать в отчаяние и опускать руки, но всегда говорить себе, что Божественная Милость не оставит вас, и в следующий раз вы постараетесь оказаться на высоте.

 

Итак, в заключение надо сказать, что путь к познанию скрытой сути вещей лежит через познание вашей души и соединение с ней, которое достигается ценой упорных и настойчивых усилий.

 

И лишь от того, насколько вы сконцентрируетесь на поставленной перед собой цели, будет зависеть, как скоро вы ее достигнете.

 

Мать

 

Возлюбленная Мать, способен ли человеческий разум распознать душу другого человека?

 

В действительности все не так явно разграничено и наглядно выражено, как на словах. Именно поэтому довольно сложно распознать и провести четкие границы между различными частями своего существа без соответствующей основательной подготовки и солидного опыта наблюдений. Душа, разум, витальное и даже физическое существа не отделены друг от друга глухими стенами. В некоторых людях влияние и проникновение души на уровень разума довольно ярко выражено и ясно ощутимо. И поэтому какая-то часть разума, обладающая определенной восприимчивостью и контактирующая с психическим существом, вполне способна ощутить присутствие души в другом человеке.

 

Кто обладает способностью входить в сознание других людей и непосредственно видеть или чувствовать их мысли, ментальную деятельность, кто может проникать в ментальную атмосферу другого человека и понимать его без помощи слов, тот без труда разберется, чья душа пребывает в активном состоянии, а чья – спит. Пробужденное состояние души придает ментальной деятельности особую окраску, и мысли становятся светлыми и ясными – и это можно ощутить. К примеру, вы можете, глядя в глаза человеку, с определенной уверенностью сказать: либо в нем – живая душа, либо сияния души в его глазах не видно. И это могут ощутить и определить многие; «многие» из тех, кто достаточно для этого развит. Но, конечно, для того, чтобы точно сказать, насколько активно проявляется душа в том или ином человеке, в какой степени она управляет и контролирует все его существо, вы сами должны обладать психическим сознанием, ибо только оно способно безошибочно судить об этих вещах. Ощущение же определенной внутренней вибрации, позволяющей вам сказать, что у человека есть душа, вовсе не относится к разряду редких явлений.

 

Однако в большинстве случаев люди – если они не относятся к числу посвященных – называют «душой» различные проявления витального существа. Обычно мы склонны расценивать как признаки наличия в человеке живой души сильные, активные и настойчивые проявления витальности, доминирующие над физическим телом и оказывающие заметное влияние на окружающих людей и происходящие события, в особенности, если такая личность обладает к тому же ярко выраженным чувством прекрасного и определенным художественным дарованием; что, впрочем, вовсе не говорит о присутствии души. Здесь налицо лишь явное проявление сильного витального существа, господствующего над физической природой тела. В этом – первое различие между теми, кто уже поднялся на определенную ступень в своем развитии, и теми, кто все еще находится во власти инерции и тамаса чисто материальной жизни. Витальная активность накладывает на внешний облик человека и всю его деятельность характерный отпечаток, что нередко создает впечатление присутствия живой души. Но это не душа, а развитое витальное существо, обладающее особыми свойствами и превосходящее физическую инерцию; витальная деятельность создает специфическую интенсивность вибраций, присущих жизни и поступкам человека, что и отличает его от всех остальных. Такое смешение витальности и души встречается очень часто… Человеческому сознанию гораздо проще уловить витальные вибрации, чем импульсы души.

 

Для того, чтобы ощутить душу другого человека, ваш разум, как правило, должен находиться в состоянии полного покоя, в противном случае активность разума помешает вам воспринять вибрации души.

 

Когда вы смотрите на того, кто осознает свою душу, у вас возникает такое ощущение, будто вы проникаете в этого человека и опускаетесь до его самых сокровенных глубин; обычно же, глядя в глаза человеку со средним уровнем сознания, вам не удается углубиться в него, и вы наталкиваетесь на вибрирующую поверхность, которая не дает проникнуть вовнутрь, и у вас не возникает ощущения, что вы спускаетесь в глубокую шахту, все время вниз и вниз, пока не получите в конце концов… очень тихий и едва заметный ответ. Встречаются люди с непроницаемыми глазами, закрытыми, как наглухо запертые двери, но в то же время бывают и открытые глаза, через которые вы входите и вскоре наталкиваетесь на что-то блестящее и вибрирующее; вы можете принять это за душу и будете не правы, поскольку это всего лишь человеческая витальность.

 

Чтобы найти душу, надо углубиться вовнутрь, вот так (Мать делает жест рукой), уйти с поверхности, все время вниз и вниз, на дно глубокой пещеры, где в безмолвии и неподвижности скрывается что-то… теплое и спокойное, насыщенное энергией и очень тихое в своей силе, полноте и блаженстве – это и есть душа.

 

И если вы проявите настойчивость, сохраняя при этом внутреннюю бдительность, то испытаете переполняющее вас чувство самодостаточности и покоя, исходящее из бездонных глубин, скрывающих многие тайны, которые ждут своего открытия… Это подобно отражению вечности в спокойной глади недвижной воды. И вы не чувствуете больше границ времени.

 

У вас возникает ощущение, что вы всегда были и будете вовеки.

 

Все это происходит с вами, когда вы соприкасаетесь с самим сокровенным существом своей души.

 

И если контакт с душой был сознательный и полноценный, то в результате наступает освобождение от привязанности к внешней форме физического тела; у вас исчезает ощущение, что ваша жизнь неразрывно связана с жизнью тела. Обычно вы настолько привязаны к внешней форме, что, как правило, автоматически отождествляете свое «я» с телом. Реальность бытия личности неотделима от реальности бытия тела. И лишь когда вы прилагаете усилия, направленные на внутреннее развитие, и пытаетесь обрести в себе нечто, обладающее постоянством и устойчивостью, вы начинаете ощущать, что это нечто, неизменно сохраняющее сознание через века и всевозможные перемены, это нечто и есть ваше истинное «я». Но такое открытие требует довольно серьезного и глубокого самоанализа. В противном случае, когда вы говорите себе: «Я собираюсь сделать то-то» или «Мне необходимо следующее…», – это означает, что вы никогда не выходите за пределы вашего тела, его ограниченного волевого импульса, состоящего из комплекса ощущений и чувственных реакций и еще более перепутанных мыслей, образующих в совокупности конкретное живое влечение, желание, волевое устремление. Все это для вас мгновенно превращается в ваше «я», которое вы не воспринимаете как нечто самостоятельно существующее, не отделяете его от своей головы, туловища, рук и ног – все сливается в одно целое.

 

И только после долгих размышлений, наблюдений, исследований и самоанализа вы начинаете понимать, что все компоненты и составляющие вашего существа обладают большей или меньшей независимостью друг от друга и приводятся в движение и действие стоящей за ними волей; тогда вы пытаетесь отстраниться от внешнего движения и действия и не отождествлять себя с ними. У вас возникает ощущение внутренней отчужденности от внешних проявлений разума, жизни и тела. Но это достигается путем долгих наблюдений.

 

Позже вы заметите, что активная сознательная воля, приводящая в движение весь внешний механизм вашего существа, не является самостоятельной, но зависит, в свою очередь, от «чего-то еще», способного наблюдать, выносить суждения и решения, основываясь на знании; но это происходит гораздо позже. Как только вы поймете, что существует «что-то еще», то увидите, что оно обладает способностью возбуждать к действию вашу волю, оказывать непосредственное и существенное влияние на ваши чувства, реакции и ощущения и в конечном счете может контролировать все движения и проявления вашей природы.

 

Отсюда начинается самоконтроль.

 

Когда вы дойдете до этого уровня, то овладеете ключом к пониманию того, что такое контроль над собой и способность управлять своим существом.

 

Таким образом, надо учиться вырабатывать правильный подход к самому себе.

 

Мать

 

На заре существования человечества эго играло роль объединяющего фактора. Именно вокруг эго группировались различные составляющие человеческой природы. Сегодня, когда мы стоим на пороге появления нового супраментального человека, эго должно исчезнуть, уступив свое место психическому существу, которое формировалось в течение долгого времени и явилось результатом божественного вмешательства, имевшего целью проявить Божественное в человеке.

 

Манифестация Божественного в человеке происходит под влиянием психического и приближает появление супраментального человечества.

 

Психическое бессмертно, и через него бессмертие получит свое воплощение на земле.

 

Итак, главное сейчас – обрести свое психическое существо, соединиться с ним и дать ему возможность заменить собой эго, которое будет вынуждено либо трансформироваться, либо исчезнуть.

 

Мать

 

Символы Шри Ауробиндо и Матери

 

Символ Шри Ауробиндо

 

Треугольник, обращенный вершиной вниз, символизирует Сат-Чит-Ананду, обращенный вершиной вверх – отклик Материи в формах жизни, света и любви. Квадрат в центре на пересечении треугольников – символ совершенного Проявления. Цветок лотоса, расположенный в нем, – олицетворение Аватара Божественного; вода символизирует многообразие творения.

 

Символ Матери

 

Окружность в центре – Божественное Сознание. Четыре лепестка – четыре главные ипостаси Матери. Двенадцать лепестков представляют собой двенадцать ипостасей Матери, проявляющих себя в Ее работе.

 

Объединенный символ

 

Notes

 

 

Шри Ауробиндо: «Жизнь Божественная», «Синтез Йоги», «Будущее поэзии», «Мать», «Письма о Йоге»; Мать: «Вопросы и ответы 1950-58», «Об образовании», «Комментарии к Мыслям и Афоризмам», «Ответы Матери», «Слова Матери».

 

 

Читта и психическое – это совсем не одно и то же. Читта – термин, относящийся к совершенно другой категории и обозначающий область нахождения и координации основных функций нашего внешнего сознания, для познания которых нет необходимости выходить за пределы нашей поверхностной или внешней природы.

 

«Категория» означает здесь другой класс психологических факторов, tattva-vibhāga. И если психическое принадлежит к одному классу факторов – сверхразум, разум, жизнь, психическое, физическое, охватывая как внутреннюю, так и внешнюю природу, то Читта относится к совершенно другому классу или категории, к психологии нашего внешнего существа – буддхи, манас, читта, прана и т. д. – согласно обычной классификации индийской психологии. К этой категории относятся только главные функции нашего внешнего сознания, которые рассматривались индийскими мыслителями. Читта – одна из основных функций нашего сознания, и чтобы ее познать, нам не нужно выходить за пределы внешней природы.

 

 

Под «солнечным сплетением» Мать имеет в виду область сердца; это ясно следует из других ее высказываний, например: «Обычно, сияющее присутствие обнаруживается в сердце, за солнечным сплетением». (Мать. Собрание сочинений, т. 16, с. 410)

 

См. также ответ на вопрос: «Находится ли психическое существо в сердце?»

 

 

Хридайя – племянник Рамакришны. Он сопровождал и служил Рамакришне на этапе его духовного становления. Однако в дальнейшем Хридайя стал всячески изводить Рамакришну и досаждать ему. Был момент, когда Рамакришна находился на грани того, чтобы покончить с собой, бросившись в воды Ганга. В конечном счете Хридайя был изгнан из храма в Дакшинешваре, вызвав у руководства храма недовольство своими действиями. (Прим. ред.)

 

 

Слово «психическое» в обычной разговорной речи чаще всего обозначает не истинное психическое существо, а душу-желания. Еще более расплывчатое значение приобретает этот термин при обозначении психологических и других явлений сверхъестественного характера, связанных на самом деле с внутренним ментальным, витальным и тонким физическим телами и не имеющих непосредственного отношения к психическому существу. Даже такие явления, как материализация и дематериализация, называются «психическими», хотя очевидно, что они не относятся к сфере души и ее действиям и никак не могут пролить свет на природу или существование психической сущности, а принадлежат к оккультной области тонкой физической энергии, действующей на обычном уровне грубых физических тел и предметов, переводя их из физического состояния – в тонкое физическое и обратно.

 

К моменту публикации этой беседы Мать добавила следующее пояснительное замечание: «Некоторые части витального относятся к мирам хаоса, и обитающие там сущности лишены психического. Психическое существо есть только у жителей земли на уровне физического мира. Поэтому я говорила, что божественная искра, вокруг которой формируется психическое, прошла через миры хаоса и воплотилась непосредственно в физическом мире, чтобы создать возможность формирования сознания на основе божественной искры».

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных