Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Испытывать свои собственные чувства




Когда я подавляю свои эмоции, мой жи­вот набирает очки.

Джон Поуэлл

Я привыкла содействовать группам в том, чтобы они помогали людям иметь дело со своими чувст­вами, — говорит жена алкоголика. — У меня вошло в привычку открыто выражать мои эмоции. Сейчас, после восьми лет этих моих взаимоотношений, я не могла бы сказать вам, что я чувствовала в связи с жизнью с этим человеком”.

Будучи созависимыми, мы часто теряем связь с эмоциональной частью самих себя. Иногда мы отда­ляемся эмоционально с тем, чтобы не быть раздав­ленными. Быть эмоционально ранимой(ым) опасна Обида наслаивается на обиду, и никому как будто нет дела до этого. И становится безопаснее уйти подальше, отдалиться. Мы становимся перегружен­ными болью, так что мы сами делаем как бы корот­кое замыкание, чтобы защитить себя.

Мы можем отдалиться эмоционально от опреде­ленных людей — от людей, которые, как мы думаем, могут причинить нам душевную боль. Мы им не доверяем, поэтому мы прячем эмоциональную часть нас самих, когда мы находимся вблизи их.

Иногда мы чувствуем, что нас принуждают пря­тать эмоции. Семейные системы, страдающие от эф­фектов алкоголизма и других расстройств, отверга­ют эмоциональную честность и временами, похоже, требуют нечестности. Представим наши попытки рассказать пьянице, что мы чувствовали по отно­шению к нему или к ней, когда он(а) разбил(а) машину, испортил вечеринку в день рождения или ругался в нашей постели. Наши чувства могут про­воцировать в других неприятные реакции, такие, как гнев. Выражение наших чувств может быть даже опасным для нашего физического благополучия, по­скольку это раскачивает семейную лодку.

Даже семьи, где не было алкоголизма, отрицают чувства. ‘Ты не должен так чувствовать. То чувство неуместно. Фактически ты вообще не должен чувст­вовать** — вот такой скрытый смысл может быть в том, что мы слышим. Мы быстро усваиваем ту ложь, что наши чувства не принимаются во внимание, что наши чувства являются каким-то образом невер­ными. Наши чувства остаются не услышанными, и мы тоже перестаем их слышать.

Может оказаться временами, что легче не чувст­вовать. У нас так много ответственности, потому что мы взяли на себя так много ответственности за тех людей, что рядом с нами. В любом случае мы обяза­ны делать то, что необходимо. Зачем тратить время на чувства? Что это изменит?

Иногда мы пытаемся сделать так, чтобы наши чувства исчезли, потому что мы боимся их. При­знать, как мы в действительности чувствуем себя, потребует решения — действия или изменения — с нашей стороны.2 Это поставит нас лицом к лицу с действительностью. Мы будем осознавать, о чем мы думаем, чего мы хотим и что нам необходимо делать. А мы еще не готовы делать все эта

Созависимые склонны угнетать, подавлять и вы­теснять свои чувства. Многие из нас могут быстро сказать, что чувствует кто-нибудь другой, почему тот человек так себя чувствует, как долго он уже так себя чувствует и что тот человек, быть может, наме­ревается делать из-за того чувства. Многие из нас тратят свои жизни на суету вокруг чувств других людей. Мы пытаемся справиться с чувствами других людей. Мы пытаемся контролировать чувства дру­гих людей. Мы не хотим обижать людей, мы не хотим огорчать их, и мы не хотим оскорблять их. Мы чувствуем себя очень ответственными за чувства других людей. Тем не менее мы не знаем, что чувст­вуем мы. А если и знаем, то мы не знаем, что делать, чтобы справиться с чувствами. Многие из нас от­вергли свое эмоциональное “я” или никогда не бра­ли ответственности за нега

Насколько все же важны наши чувства в любом случае? Прежде чем я отвечу на этот вопрос, поз­вольте мне рассказать о том времени, когда я была на лечении от химической зависимости в Вилмар-ском госпитале в 1973 году. Я была поставлена перед необходимостью отвыкания от своей десятилетней привычки употребления алкоголя, героина, дила-удида, морфина, метадона, кокаина, барбитуратов, амфетамина, марихуаны и других веществ, которые хотя бы чуть-чуть обещали изменить то, что я чув­ствовала. Когда я спросила своего консультанта Рут Андерсон и других консультантов, как это сделать, они отвечали: “Займись своими чувствами”. (Они также советовали м”не посещать^Анонимных Алко­голиков. Более подробно об этом я скажу далее.)

И я действительно начала со своих чувств. Пона­чалу это давало мне ужасное ощущение. У меня были такие эмоциональные взрывы, что я думала, голова расколется. Но это действовала Наступили первые дни и месяцы моей трезвости. Затем пришло время окончания лечебной программы больницы. Я столкнулась с ничего хорошего не обещающей пер­спективой попытаться приспособить себя к общест­ву. У меня ничего не было в итоге; это неимоверно трудно для героиновой наркоманки найти хорошо оплачиваемую работу и удержаться на ней. Я вы­нуждена была прекратить взаимоотношения с теми, о ком мне было известно, что они употребляют химические вещества, а это был каждый, кого я знала. Моя семья скептически относилась к моему выздоровлению и все еще испытывала понятное раз­дражение в связи с некоторыми моими делишками, которые я делала в активной фазе болезни. В общем, я оставила позади себя этакий хвост из разрушений и хаоса, и я думала, что в обществе нет никакого места для меня. Перспектива моей жизни была ма­лообещающей. И в то же время мой консультант продолжала говорить мне, что необходимо идти вперед и начинать жить. И снова я спрашивала буквально следующее: как я могу это сделать? И снова она и другие отвечали: “Продолжай занимать-ся своими чувствами. Иди в А А. И все будет хорошо**.

Это звучало для меня немножко упрощенно, но у меня не было большого выбора. К моему удив­лению и благодаря помощи Высшей Силы это дей­ствовало. Мораль этой истории заключается в том, что если вы занимаетесь своими чувствами и посе-, щаете АА, то это может помочь вам в выздоров­лении от химической зависимости. МояГистория даст ответ на вопрос: “Насколько важны чувства?”

Чувства не составляют конец всего существо­вания и не есть вся жизнь. Чувства не должны диктовать или контролировать наше поведение) по мы также не можем и игнорировать наши чувства. Они не могут быть игнорируемыми.

Наши чувства очень важны. С ними надо счи­таться. Они что-то значат. Эмоциональная часть нашего “я” очень особенная. Если мы заставляем чувства уйти прочь, если мы их толкаем на это, мы теряем важную часть нас самих и наших жизней. Чувства — это наш источник радости, равно как и печали, страха и гнева. Эмоциональная часть нас самих — это та часть, которая смеется, равно как и плачет. Эмоциональная часть нас самих — это центр отдачи и получения теплого свечения любви. Это та часть нас, которая позволяет нам быть близкими к людям. Это та часть нас, которая позволяет нам наслаждаться прикосновениями и другими осязае­мыми чувствами.

Наши чувства являются также индикаторами. Когда мы чувствуем себя счастливыми, когда нам комфортно, тепло и когда мы довольны, мы обычно знаем, что все хорошо в мире в настоящий момент. Когда мы испытываем дискомфорт от гнева, страха или печали, тогда наши чувства говорят нам, что имеется проблема. Проблема может быть внутри нас — что-то такое, что мы делаем, или то, о чем мы думаем, — либо она может быть вне нас. Но что-то идет не так.

Чувства могут быть также положительными мо­тиваторами. Гнев может мотивировать нас разре­шить беспокоящую нас проблему. Страх побуждает нас бежать от опасности. Повторяющаяся обида и эмо­циональная боль говорят нам: “Держись подальше”.

Наши чувства могут также обеспечить нас догад­ками на счет себя: они говорят нам о наших же­ланиях, наших устремлениях. Они помогают нам открыть себя и понять, о чем мы в действительности думаем. Наши эмоции также легонько стучатся в ту глубокую часть нас самих, которая ищет и знает правду и которая желает самосохранения, самовоз­вышения, безопасности и добра.Наши эмоции связа­ны с нашим сознанием, с процессом когнитивного мышления и с тем загадочным даром, называемым инстинктом или интуицией.

Существует, однако, и более темная сторона эмо­ций. Эмоциональная боль ранит. Она может ранить так сильно, что мы думаем, что эмоциональная часть — это все, что у нас есть и будет. Боль и печаль могут затягиваться. Страх может останавливать; он может удерживать нас от тех действий, которые нам хочется и необходимо делать, чтобы жить нашими жизнями.

Иногда мы можем увязнуть в эмоциях — как будто мы схвачены капканом в колодце определен­ных темных чувств — и думаем, что нам никогда не выбраться. Гнев может превратиться в мучительные язвы негодования и горечи и угрожать затянуться на неопределенное время. Печаль может превра­титься в депрессию, которая почти удушает нас. Некоторые из нас живут со страхом в течение дли­тельного времени.

Наши чувства могут также сыграть с нами злую шутку, надуть нас. Наши эмоции могут привести нас в тс ситуации, о которых разум говорил, что лучше туда не ходить. Иногда чувства похожи на искусст­венную, сделанную из ваты, конфетку; они выглядят чем-то большим, чем они есть на самом деле.

Несмотря на более темную сторону эмоций, — это те чувства, которые доставляют нам боль, за­тягиваются подобно болезни и производят с нами недобрые трюки, — картина будет еще более мрач­ная, если мы выбираем отказ от эмоций. Не испыты­вать своих чувств, эмоционально замкнуться или отдалиться, отпихивать от себя ту часть себя, кото­рая может быть неприятной, это плохо для здо­ровья, это саморазрушающий акт.

Подавление или отрицание чувств может при­вести к головным болям, к болям в животе, в спине, и вообще это ослабляет наше физическое состояние, а “слабое место** может служить входными воротами для многих болезней. Подавление чувств — в особен­ности если мы это делаем во время стадии от­рицания процесса оплакивания потерь — может привести нас к таким нарушениям, как переедание, недоедание, употреблению алкоголя и других нар­котических веществ, к компульсивиому сексуально­му поведению, к компульсивному, почти непрео­долимому стремлению делать покупки, к недосы­панию, к излишней сонливости, навязчивым расст­ройствам, к контролирующим действиям и к другим видам компульсивного поведения.3

Чувства — это энергия, подавленные чувства бло­кируют нашу энергию. А когда мы блокированы, мы не способны сделать все, что в наших силах.

Другая проблема с подавленными чувствами та, что они не уходят прочь. Они затягиваются, мешают, иногда становятся постепенно более сильными и вынуждают нас делать многие странные вещи. Мы вынуждены шагать впереди своих чувств, мы вы­нуждены постоянно оставаться занятыми, мы долж­ны делать что-нибудь. Мы не можем отважиться замолчать и успокоиться, потому что мы можем тогда чувствовать эти эмоции. И чувство может выдать себя каким-нибудь образом, заставляя нас сделать нечто такое, что мы никогда не намере­вались делать: накричать на детей, лягнуть кота, пролить что-то на наше любимое платье, распла­каться на вечеринке. Мы увязли в чувствах потому, что мы пытались подавить их и подобно назойливо­му соседу они никогда не уйдут прочь до тех пор, пока мы не признаем их присутствие.

Важнейшая причина для того, чтобы не подав­лять чувства, это та, что уход от эмоций приводит нас к потере наших положительных чувств. Мы теряем способность чувствовать. Иногда это может быть желанным отдохновением, если боль стано­вится слишком большой или слишком постоянной, но это не очень хороший план для жизни. Мы можем выключить наши глубокие потребности — нашу потребность любить и быть любимой(ым) — когда мы выключаем наши эмоции. Мы можем ут­ратить нашу способность наслаждаться сексом, че­ловеческим прикосновением. Мы теряем способ­ность чувствовать близость к людям, известную ина­че, как интимность. Мы теряем нашу способность наслаждаться приятными сторонами жизни.

Мы утрачиваем контакт с собой и с окружающей средой, Мы больше уже не в контакте с нашими ин­стинктами. Мы перестаем понимать, о чем говорят нам наши чувства, мы перестаем улавливать пробле­мы в окружающей нас среде. Мы теряем моти-вационную силу чувств. Если мы не чувствуем, то мы, возможно, и не анализируем мысли, которые идут вместе с чувствами, и тогда мы не знаем, что говорит нам наше глубинное “я**. И если мы не имеем дела со своими чувствами, то мы и не меняемся, и не.растем духовно. Мы остаемся увязнувшими.

Чувства не всегда могут быть чашей удоволь­ствия, но подавление их может быть совершенно печальна Итак, где же решение? Что мы делаем с этими надоедливыми чувствами, которые, похоже, являются и бременем и восторгом?

Мы чувствуем их. Мы можем чувствовать. Это хорошо чувствовать свои чувства. Это хорошо для нас иметь чувства — все, какие только есть. Это даже хорошо для мужчин — чувствовать. Ч^в^^не_бы-вают ошибочными. Они не бывают неуместными. Нам не надо винить себя за свои чувства. Чувства — это не действия: чувствовать такую ярость, как буд­то ты готов убить человека, — это абсолютно не то, что совершить убийство. Чувства не следует оце­нивать как или плохие или хорошие. Чувства — это эмоциональная энергия; они не являются личност­ными чертами.

Люди говорят, что существуют сотни различных чувств. Гамма их простирается от вспышек раздражения, легкой злости до бьющих через край востор­гов и так далее. Некоторые психотерапевты сокра­щают этот список до четырех состояний: состояние, когда мы сходим с ума, когда мы печальны, когда мы довольны и когда мы напуганы до смерти. Эти четыре состояния составляют первичные группы чувств, все остальное — это оттенки и вариации. Например, когда нам одиноко, когда мы чувствуем себя так, будто “нас погребли под мусорной кучей”, будет соответствовать категории печали; тревога и нервозность — это различные проявления того сос­тояния, когда мы напуганы; веселье, счастье будут квалифицированы как состояния довольства. Вы мо­жете называть эти чувства как угодно; важная мысль состоит в том, чтобы прочувствовать их.

Это не означает, что мы обязаны всегда быть на страже того или иного чувства. Это не означает, что мы вынуждены посвятить значительную часть на­шей жизни на разгребание эмоциональной навозной кучи. В действительности иметь дело со своими чувствами означает, что мы можем вылезти из этой навозной кучи. Это означает, что если чувство — эмоциональная энергия — приходит к нам, то мы чувствуем его. Нам необходимо всего лишь несколь­ко мгновений, чтобы признать ощущение и двинуть­ся дальше, сделать следующий шаг. Мы — не цензо­ры своих чувств. Мы не блокируем их. Мы не убега­ем от них. Мы говорим себе: “Не надо чувствовать это. Что-то не так со мной”. Мы не подвергаем себя судилищу за свои чувства. Мы испытываем их. Мы позволяем энергии пройти через наши тела, и мы воспринимаем это как наличие нашей эмоциональ­ной энергии, нашего чувства. Мы говорим: “Хорошо, это нормально”.

Далее, мы делаем ту мистическую работу, кото­рую многие люди обозначают как “иметь дело со своими чувствами”. Мы уместным образом реаги­руем на наши эмоции. Мы анализируем мысли, ко­торые идут вместе с ними, и мы принимаем их без подавления и цензорства4

Затем мы решаем, каков следующий шаг. Вот здесь наступает тот момент, когда мы выносим свое суждение. Здесь наш моральный кодекс вступает в игру. Мы по-прежнему не судим строго себя за то, что у нас есть чувство. Мы решаем, что мы хотим сделать, если вообще что-нибудь следует делать от­носительно нашего чувства и сопровождающих его мыслей. Мы оцениваем ситуацию, затем выбираем линию поведения в соответствии с нашим мораль­ным кодексом и нашей новой идеей заботы о себе. Существует ли здесь проблема, которую необходимо нам решить? Основательно ли наше мышление, в своем ли мы уме? Возможно, нам необходимо скор-ригировать привычные образчики мышления, на­правленного на катастрофу, такие, как: “Я испыты­ваю ужасный страх и жуткое состояние, поскольку разбилась машина, это конец света”. Было бы более точно в данном случае сказать так: “Я чувствую себя подавленной из-за того, что машина разбита”. Пред­ставляет ли собой проблема нечто такое, что мы можем разрешить? Касается ли проблема другого человека? Является ли необходимым и будет ли это уместным, если мы обсудим свое чувство с тем человеком? Если да, то когда? Может быть, доста­точно уже того, чтобы только прочувствовать эмо­цию и признать мысль? Если вы сомневаетесь, какие действия следует предпринять, если чувство в осо­бенности сильно, если то действие, которое вы ре­шили предпринять, является радикальным, то я со­ветую подождать денек-другой до тех пор, пока вы не успокоитесь и ваш ум станет твердым. Иными словами: отстранитесь.

Нам не надо, чтобы наши чувства контроли­ровали нас. Только потому, что мы разозлились, нам необязательно пронзительно кричать и ударять. Только потому, что мы печальны и подавлены, мы не обязаны лежать целый день в постели. Только потому, что мы напуганы, вовсе не значит, что мы не можем приняться за ту работу. Я никоим образом не имею в виду, чтобы мы разрешали нашим эмо­циям контролировать наше поведение. Фактически же то, что я говорю, означает противоположное: если мы не чувствуем своих чувств и соответственно не имеем с ними дела, тогда они будут нас конт­ролировать. Когда мы обращаемся с нашими чувст­вами соответствующим образом, тогда мы подчиня­ем их нашему интеллекту, нашему разуму и нашему моральному и поведенческому кодексу этики.5

Реагировать на свои чувства уместным образом также означает, что мы ответственны за свои чувст­ва. Чувства каждого человека — это его или ее собственные чувства. Никто никого не заставляет чувствовать; ни один человек в конце концов не ответственен за наши чувства, кроме нас, и не имеет значения, как сильно мы настаиваем на том, что другие люди ответственны за наши чувства. Люди могут помогать нам чувствовать, но они не застав­ляют нас чувствовать. Люди также не могут из­мени;- то-] способ, каким мч чувствуем Только мы можем это сделать. Более того, мы не ответственны за чьи-либо чувства, хотя мы ответственны за то, чтобы быть внимательными и деликатными по от­ношению к чувствам других людей. Ответственные люди избирают именно такой подход. Однако боль­шинство созависимых в этом отношении перегиба­ют палку. Нам необходимо быть деликатными по отношению к своим чувствам тоже. Наши чувства — это реакции на жизненные обстоятельства. Следова тельно этикет требует, что, когда вы обсуждаете с кем-либо чувство, вы говоршв^Я чувствую себя так-то и так-то, когда ты делаешь так-то и так-то, по­тому что-** А не: “Ты заставил меня чувствовать-.

Тем не менее мы можем принять другое решение относительно того, как обращаться со своими чувст­вами. Это в особенности верно тогда, когда мы пос­тоянно реагируем на чье-либо поведение с большой долей эмоционального дистресса, и даже после того, как мы расскажем об этом состоянии тому человеку, а он (или она) по-прежнему будет вызывать в нас эмоциональную боль. Может быть, вам нет необ­ходимости в таком случае помогать чувствовать. Помните, что чувства — это индикаторы и мотива­торы. Наблюдайте за образчиками в наших чувствах. Они очень много говорят нам о нас самих и о наших взаимоотношениях.

Иногда иметь дело с чувствами означает, что необходимо изменить мышление. Многие психоте­рапевтические направления принимают наличие прямой корреляции между тем, что мы думаем, и тем, что мы чувствуем.7 Здесь есть связь. То, что мы думаем, влияет на то, что мы чувствуем. Иногда неточные, сверхреагирующие и неуместные образ­чики мышления являются причиной эмоций или причиной того, что они удерживаются дольше, чем необходимо. Если мы лумлем, что что-то является ужасным и никогда не станет лучше и просто не могло бы быть лучше, то чувства будут напряжен­ными. Я называю это катастрофическим мышле­нием, мышлением, направленным на несчастья. Вот почему так важно после того, как мы почувствовали наши эмоции, проанализировать мышление. Выта­щите свои мысли на свет. Если они неуместны, тогда мы знаем, что нам следует делать, чтобы разрешить нашу проблему, не правда ли? Бывают времена, когда мы можем нуждаться в том, чтобы обсудить наши чувства и мысли с дру­гими людьми. Это не очень хорошо для здоровья — жить в постоянной изоляции. Когда мы делимся своей эмоциональной частью с другими, тогда мы создаем близость и интимность. И еще, быть вос-кем-лнГю такими, какие мы есть, помо-

,

гает нам принять себя. Это 1к:егда замечательный опыт. Иногда мы можем хотеть обсуждать вопросы с другом или подругой, которые будут только слу­шать, а мы в это время как бы проветриваем вещи и пытаемся вычислить, что же происходит. То, что заперто внутри нас, может вырасти в нечто очень большое и властное. Когда мы позволяем этому выйти на свежий воздух, то от этого оно (наше внутреннее чувство) делается меньше. Мы приобре­таем перспективу. Также всегда забавно поделиться приятными чувствами: радостями, успехами, безот­четным весельем. И если мы желаем интимных вза­имоотношений с кем-либо, нам необходимо обсуж­дать наши устойчивые, постоянно возникающие чувства с ним или с ней. Это называется эмоцио­нальной честностью.

Предостережение: интенсивные чувства счастья могут быть настолько же отвлекающими и пуга­ющими, как и чувства печали, особенно у соза-висимых, которые не привыкли к счастливым чувст­вам, как об этом говорит Скотт Иглстоун. Многие созависимые верят, что счастливые чувства должны всегда сменяться печальными чувствами, поскольку именно так всегда случалось в прошлом. Некоторые созависимые верят в то, что мы не можем чувство­вать себя счастливыми, мы не должны этого делать, и мы не заслуживаем этого. Иногда мы делаем такие вещи, чтобы вызвать у себя печаль после пере­живания счастья, либо тогда, когда нам предоставляется возможность пережить чувство счастья. Это нормально, чувствовать себя счастливым. Это нор­мально, чувствовать печаль. Позвольте эмоциональ­ной энергии свободно излиться и стремиться к уми­ротворению и гармонии.

Бывают времена, когда мы нуждаемся в про­фессиональной помощи, чтобы иметь дело с на­шими эмоциями. Если мы застряли в каком-либо эмоциональном состоянии, нам следует дать себе то, в чем мы нуждаемся. Посетите консультанта, психо­терапевта, психоаналитика или лицо духовного зва­ния. Позаботьтесь о себе. Мы заслужили это. Мы можем также захотеть поискать профессиональной помощи, если мы длительное время подавляем чув­ства или если мы подозреваем, что то, что мы подав­ляем, является интенсивным.

Иногда требуется только немного практики и осознания, чтобы пробудить эмоциональную часть нас самих. Следующие вещи помогают мне прийти в соприкосновение со своими чувствами: физиче­ские упражнения, написание писем, которые я не собираюсь отправлять, беседы с людьми, к которым я чувствую доверие, проведение времени в тишине, предаваясь медитациям. Нам необходимо осознание себя сделать нашей привычкой. Нам необходимо уделять внимание тезису “я не должна(ен) чувство­вать себя таким образом”. Нам необходимо уделять внимание уровню комфортности, на который мы способны. Нам необходимо вникать в то, о чем мы думаем и что мы говорим, слышать интонацию го­лоса, которую мы используем; мы должны постоян­но держать глаз на том, что мы делаем. Мы тогда найдем свой путь к нашим эмоциям и к тому, чтобы достойно их пережить, путь, который работает на нас.

Нам необходимо пригласить эмоции в нашу жизнь. А затем навсегда решить, что будем обра­щаться с ними нежно, с любовью. Чувствуйте свои чувства. Доверяйте своим чувствам и доверяйте себе. Мы — мудрее, чем мы думаем.

Задание

Шрочитайте то, что вы написали в своем днев­нике. Какие эмоции выплеснулись из вас, как вы написали эти страницы?

1 Давайте играть в игру “что, если-**10 Что, если бы вы чувствовали что-нибудь из того, что вы хотите чувствовать прямо сейчас и такой строй чувств не делал бы вас плохим человеком. Что бы в этом случае вы почувствовали? Запишите эта

3. Найдите кого-нибудь, кто является хорошим слушателем, кто принимает вас и не пытается спа­сать вас. Начните честно и открыто обсуждать свои чувства с таким человеком. Прислушайтесь к чувст­вам того человека, не пытаясь выносить суждения или начинать заботиться о нем. Это приятно, не правда ли? Если среди ваших знакомых нет никого, с кем бы вы чувствовали себя в безопасности, присо­единитесь к группе поддержки.

Гнев

“Что во мне есть такого, что ты так сильно ненавидишь?” — спрашивает мужчина свою жену через шесть месяцев трез­вости.

“Все”, — ответила она, глядя на него свирепо.

Анонимная цитата

Многие годы мне редко доводилось испытывать гнев. Я плакала. Я чувствовала себя обиженной. Но гневаться? Нет, это не для меня.

После того как я начала работать над выздоров лением от созависимости, я с удивлением задавалась вопросом: наступит ли когда-нибудь время, когда я не буду гневаться. Джанет Уойтитц описала меня в этой цитате из книги “Супружество на краю про­пасти**: “Ты становишься ригидной и недоверчивой. Ярость поедает тебя, не находя удовлетворяющего выхода. Любой, кто входит в твой дом, может почув­ствовать вибрацию гнева. И нет спасения от этого. Кто бы мог подумать, что ты можешь превратиться в такую самонадеянную ведьму?**1.

Чувство гнева, злости являются частью жизни почти каждого. Дети испытывают гнев; подростки испытывают гнев; взрослые испытывают гнев. Иног­да гнев играет незначительную роль в нашей жизни и не представляет никакой особой проблемы. Мы выпускаем пар, и тем дело заканчивается. Мы про­должаем наши жизненные дела, и проблема разре­шается.

Но с созависимыми обычно так дело не обстоит, в особенности если мы вовлечены во взаимоотно­шения с алкоголиком, с наркоманом или с кем-нибудь, у кого имеются длительно существующие проблемы. Гнев может стать значительной частью нашей жизни. Он может стать нашей жизнью. Алко­голик сходит с ума, мы сходим с ума, дети сходят с ума и так далее вплоть до собаки. Каждый в доме сходит с ума, и так все время. Никто похоже не выпускает достаточно пара Даже если мы не орем, даже если мы пытаемся притвориться, что мы не злимся, мы сходим с ума. Мы бросаем взгляды и делаем маленькие жесты, которые выдают нас. Враждебность затаилась где-то ниже видимого уров­ня, ожидая шанса выйти на открытую поверхность. Гнев иногда взрывается как бомба, но никто никог­да не получает облегчения при этом. Алкоголик говорит: “Как ты посмела разозлиться на меня? Я — король. Я буду злиться на тебя, но ты не смей**. Созависимый человек говорит “После всего того, что я сделала для тебя, я злюсь каждый раз, когда я пытаюсь угождать”. Но про себя созависимый чело­век удивляется: может быть, он или она прав(а)«Как мы смеем злиться на алкоголика? Должно быть, что-то не так внутри нас, если мы чувствуем таким образом. Мы наносим еще один удар по нашему чувству собственного достоинства, прикрепляя не­множко чувства вины. К тому же гнев еще здесь. Проблемы не разрешаются; гнев никуда не выдува­ется. Он гложет и закипает.

Даже если человек достигает трезвости или вы­здоровления от какой-либо длительно существую­щей проблемы, то гнев может еще долго не покидать его и близких, обычно это так и бывает.2 Обычно гнев достигает пика к тому моменту, когда алко­голик обращается за помощью. Никто, включая ал­коголика, уже не может больше противостоять это­му кошмару. Иногда бывает еще хуже. Созависимый человек может впервые понять, что это не его, со-зависимого человека, вина. Созависимый человек может даже почувствовать новый прилив гнева из-за того, что он длительное время верил, что это была его вина! Может статься, что впервые созависимый оказался в надежной обстановке, чтобы прочувство­вать и выразить свой гнеа Ситуация может, наконец, для созависимого настолько устояться, что он осоз­нает, как злился в прошлом и все еще злится в настоящем. Это может стать причиной еще больших конфликтов. Алкоголик может надеяться и хотеть начать новую жизнь — не ворошить грязное белье своего прошлого — именно сейчас, когда он (или она) уже начал новую жизнь.

И тогда алкоголик говорит “Как ты смеешь злиться сейчас? Мы же начинаем все сначала”. А созависимый отвечает “Это ты так думаешь. Я же только приступаю к тому, что меня мучает”.

Затем созависимый может добавить к его или ее низкой самооценке и чувству вины тихую, постоян­но мучающую мыслы “Алкоголик — прав. Как я посмел(а) гневаться сейчас? Я должна была бы быть в экстазе. Я должна была бы быть благодарной. Что-то со мной не в порядке”.

И тогда каждый испытывает чувство вины, пото­му что каждый испытывает гнев. И каждый злится еще больше, потому что все они чувствуют себя виноватыми. Они чувствуют себя обманутыми, как будто их надули, они сходят с ума, поскольку трез­вость не принесла той радости, которую она обеща­ла дать. Она не стала поворотным пунктом для того, чтобы человек начал жить счастливо после дос­тижения трезвости. Не поймите меня неправильно. Это лучше. Это намного лучше, когда люди стано­вятся трезвыми. Но трезвость не является маги­ческим излечением от гнева и от проблем взаимоот­ношений. Старый гнев выгорел. Новый гнев под­ливает масла в огонь. Больше уже нельзя обвинять химическое вещество или проблему, хотя так и де­лают. Химические вещества больше нельзя употреб­лять для лечения злобных чувств. Часто созави-симые не могут больше получать симпатию и под­держку от друзей, в чем они так нуждаются. Мы думаем, это прекрасно, что алкоголик бросил пить или что проблема разрешилась. Но что же не так с нами? — спрашиваем мы. Можем ли мы простить и забыть? И опять в который раз созависимый удивля­ется: что-то со мной не в порядке, но что именно?

Гнев может быть очень распространенным чув­ством, но с ним трудно иметь дело. Большинство из нас не обучены, как обращаться с гневом; и нас люди не учили, люди только демонстрировали нам, как они переживают гнев. Большинство людей де­монстрировали нам неверные, неуместные способы выражения гнева, поскольку они и сами не были уверены тоже, как это следует делать.

Люди могут дать нам хороший совет. “Злись, но не греши; не позволяй солнцу зайти из-за твоего гнева. “Не ищи отмщения**. Многие из нас не могут придерживаться этих заявлений. Некоторые из нас думают, что это значит “Не будь злой**. Многие из нас не уверены в том, что мы подразумеваем под гневом.

Часто созависимые и другие люди верят в следу­ющие мифы, касающиеся гнева:

  • это нехорошо испытывать гнев;
  • гневаться — значит напрасно тратить время и энергию;
  • хорошие люди не сердятся;
  • мы не должны были бы гневаться тогда, когда именно так мы и чувствовали;
  • мы потеряем самообладание и будем сходить с ума, если мы разгневаемся;
  • люди нас покинут, если мы разозлимся на них;
  • другие люди никогда не должны злиться на нас;
  • если другие рассердились на нас, значит, мы сделали чго-ю не так, если другие люди сердятся на нас, значит, мы заставили их так чувствовать и, значит, мы ответственны за то, чтобы исправить их чувства;
  • если мы сердимся, то это значит, что кто-то заставил нас так чувствовать, и, следовательно, тот человек ответственен за то, чтобы исправить наши чувства;
  • если мы на кого-то рассердились, то нашим вза­имоотношениям пришел конец и человек должен нас окинуть;
  • если мы рассердились на кого-нибудь, то мы должны наказать того человека за то, что он если мы сердим- ся на кого-нибудь, то тот человек должен изменить свое поведение так, чтобы мы больше не испытывали чувства гнева;
  • если мы разгневались, то мы вынуждены ударить кого-то или разбить что-то; если мы разгневались, то мы вынуж- дены кричать и орать;
  • если мы испытываем гнев к кому-то, это значит, что мы больше не любим этого человека;
  • если кто-то испытывает гнев по отношению к нам, то это значит, что тот человек больше нас не любит,
  • гнев — греховное чувство;
  • нормально чувствовать гнев только тогда, когда мы можем оправдать наши чувства.

Многие люди, находящиеся в программах выздо­ровления типа Анонимных Алкоголиков, верят, что они, став на путь выздоровления, никогда не долж­ны испытывать чувства гнева. В программах выздо­ровления преследуется та цель, что люди учатся, как иметь дело с чувствами уместным образом и как отреагировать на гнев немедленно, раньше, чем он перерастет во вредное чувство негодования.

Будучи созависимыми, мы можем быть напуганы нашим гневом или гневом других людей. Может быть, мы верим в один или больше мифов. Или, может быть, мы напуганы гневом по другим при­чинам. Возможно, кто-то причинил нам боль или жестоко обошелся с нами, когда он или она были в гневе. Некоторые из нас сами могли причинить боль или жестоко обойтись с кем-то еще, когда мы были в гневе. Иногда просто скандальная энергия, которой сопровождается чей-либо гнев, может быть пу­гающей, в особенности если тот человек пьян.

Мы реагируем на гнев, как на свой, так и на гнев других людей. Это провоцирующая эмоция. Она мо­жет быть контагиозной, т.е. заразительной. И многие из нас имеют в запасе много гнева. У нас очень много гнева, которым сопровождается горе утраты. У нас много того гнева, который приходит в стадии преследования, когда мы спасаем кого-то или за­ботимся о ком-то. Многие из нас завязли на том углу треугольника У нас много безосновательного чувст­ва гнева, который может быть неоправданным и вызванным реактивно катастрофическим мышле­нием. Мы оправдывали гнев — все те сумасшедшие чувства, которые испытывал бы любой человек, если бы кто-то сделал вот то ему или ей. Мы гневом покрываем уязвленность и страх. Печаль, душераз­дирающие чувства могут превращаться в гнев, и многие из нас так сильно были душевно ранены и так часто боялись. У нас может быть гнев, который идет от чувства вины. Чувство вины, заслуженное и незаслуженное, легко превращается в гнев’5 Верите вы или нет, но то же самое чувствуют и алкоголики. Они просто более сведущи в превращении разных чувств в гнев.

У нас еще есть реактивный гнев. Мы начинаем гневаться, потому что другой человек испытывает гнеа Затем они злятся еще больше, и мы злимся еще больше, потому что они разозлились еще больше. И вскоре уже каждый испытывает гнев и никто не знает, почему. Но все мы сходим с ума и чувствуем себя виноватыми за это.

Иногда мы предпочитаем оставаться в гневе. Это помогает нам чувствовать себя менее уязвимыми и более властными. Это похоже на укрывающий нас щит. Если мы полны гнева, то мы не будем чувство вать себя обиженными или запуганными, по мень­шей мере это не будет так заметно.

Печально, что у многих из нас не было такого места, куда мы могли бы пойти со всем этим гневом. Мы проглатывали его, прикусывали себе язык, на­прягали наши плечи, заталкивали его в наши живо­ты, позволяли ему дребезжать в наших головах, убегали от него, лечили его или давали ему пряник. Мы обвиняли себя, прекращали гнев в депрессию, укладывали себя в постель, надеялись умереть и наживали себе болячки из-за него. И наконец, мы просили Бога простить нас за то, что мы такие ужасные люди, что испытываем гнев прежде всех чувств.

Многие из нас со своим гневом предстали перед реальной дилеммой, если мы жили в семейной сис­теме, которая гласит. “Не чувствуй; в особенности не чувствуй гнева”. Алкоголик, конечно же, не хочет слышать о том, как ужасно мы себя чувствуем. Он (или она), возможно, думает, что наш гнев в любом случае не имеет оснований, и это может доставлять ему или ей беспокойство, если мы обсуждаем гнев­ное чувство. Наш гнев может нажать на кнопку вины алкоголика. Алкоголик может даже взять сильную власть над нами своим гневом просто для того, чтобы поддерживать в нас чувство вины и подавлять нас.

Часто мы не можем или не хотим говорить на­шим родителям, как мы себя чувствуем и что мы чувствуем. Они могут сходить с ума и сердиться на нас за то, что мы дружим с кем-то, у кого есть алкогольные проблемы или проблемы, связанные с другими наркотиками. Либо наши родители могут видеть в алкоголике или наркомане только хоро­шую сторону и думать, что мы остались непонят­ными и неоцененными. Наши друзья могут даже совершенно не выносить наши жалобы. Некоторые из нас могут чувствовать себя пристыженными за то, что, как нам кажется, мы не можем сказать нашему пастору или батюшке, какие мы злые. Духовник назвал бы нас просто грешниками, а нам не надо больше слышать об этом. Это все, что мы все время себе говорили. Многие из нас не думают о том, чтобы повернуться к Высшей Силе и выразить то, как мы переживаем чувство гнева.

Итак, что мы делаем со всей этой замурованной в нас энергией? То же самое, что мы вынуждены делать почти со всеми чувствами, которые владеют нами: мы их подавляем и чувствуем себя винова­тыми в связи с этим. Подавленный гнев, равно как и другие подавленные эмоции, вызывает проблемы. Иногда наш гнев может вырваться, дать протечку неуместным образом. Мы кричим на кого-нибудь, на кого не собирались кричать. Мы нахмуриваем свои лица, поджимаем губы и помогаем людям по­чувствовать что-то такое, что они не хотят быть с нами. Мы швыряем тарелки, даже если мы не можем позволить себе разбить что-либо из-за материаль­ной ценности, поскольку мы уже и так потеряли очень много.

В другой раз наш гнев может показать свое лицо иначе. Мы можем обнаружить, что мы не хотим, не в состоянии и отказываемся наслаждаться сексом.6 Мы можем обнаружить, что мы не в состоянии наслаждаться чем бы то ни было. И тогда мы добав­ляем еще больше ненависти к себе, насыпаем боль­ше на уже возвышающуюся навозную кучу, посто­янно удивляясь, что же не так с нами, и продолжаем идти путем враждебности. Когда люди спрашивают нас, что случилось, мы сжимаем наши челюсти и говорим: “Ничего. Я чувствую себя просто прекрас­но, спасибо”. Мы можем даже начать делать мелкие гадости или большие гадости, чтобы свести счеты с теми, на кого мы злимся.

Если гнев подавляется достаточно долго, то в конце концов это даст нечто большее, чем протечку. Неприятные чувства подобны сорнякам. Они нику­да не уходят, они разрастаются и захватывают территорию. Наши гневные чувства однажды могут вырваться с ревомГ Мы говорим то, что не имели в виду. Либо, как это обычно случается, мы можем сказать то, что дей­ствительно имеем в виду. Мы можем потерять кон­троль и дать волю себе в драке, в той ярости, когда мы можем плеваться, рвать волосы и бить посуду. Либо мы можем делать нечто такое, что ранит нас самих. Либо гнев может затвердеть и превратиться в ненависть, презрение, во внезапное сильное изме­нение чувства для отвлечения боли или в негодо­вание.

А мы продолжаем удивляться: “Что со мной нетак?”

Мы можем повторять это себе столь часто, сколь это необходимо: да ничего со мной плохого не про­исходит. Подобно тому, как озаглавлена одна книж­ка “Ну конечно, ты злишьсяГ И конечно же, и мы злимся, испытываем тот гнев. Мы до краев заполне­ны этим паром, потому что кто в свою очередь был бы против этого. Прекрасная цитата из книги “Суп­ружество на краю пропасти”:

“Вы не можете жить совместно с активным алко­голизмом, не испытывая на себе его глубокое влия­ние. Любое человеческое существо, на которое ва­лится все то, что валится на вас, должно восхвалять­ся и заслуживает поклона только за то, что выжило. Вы заслуживаете медали за один только факт, что вы рассказываете про свою жизнь”.8

Гнев — это один из глубоких эффектов алкоголизма. Он также может быть влиянием многих других компульсивных нарушений или проблем, с которыми могут совместно жить созависимые.

Даже если мы не живем рядом с серьезной проб­лемой или с серьезно больным человеком, то и в этом случае это нормально, чувствовать гнев, кото­рый возникает. Гнев — это один из глубоких эффек­тов, которые жизнь оказывает на нас. Это — из наших эмоций. И мы намерены прочувствовать это, когда чувство возникает на нашем пути, либо мы подавляем его. “Я не доверяю людям, которые ни­когда не сходили с ума. Люди либо бесятся, либо сводят счеты”, — говорит мой друг Шерон Джордж, который является Профессионалом в области пси­хического здоровья.

Мы имеем все права испытывать гнев. Мы имеем все права чувствовать себя гневными настолько, насколько мы и чувствуем. И точно так же другие люди. Но мы также обладаем ответственностью — в первую очередь перед самими собой — иметь дело, работать со своим гневом уместным образом.

И здесь мы возвращаемся к нашему первоначаль­ному совету: займитесь своими чувствами. Как мы работаем с такой мощной эмоцией, какой является гнев? Как мы перестаем злиться? Когда это случает­ся? Куда это ведет? С кем мы можем говорить? Кто захочет слушать обо всем этом? Мы, может быть, сами даже не хотим об этом слышать. В конце концов, тот человек, из-за которого мы злимся до умопомешательства, болен. Так почему же мы не должны чувствовать к нему сострадание? Неужели это нормально — злиться до умопомешательства на больного человека?

Да, мы имеем право злиться до умопомешатель­ства на больного человека Мы не просили о проб­леме. И хотя идеальным чувством является сострадание, мы, возможно, не почувствуем его, пока не разберемся со своим гневом. Чтобы оставить позади себя наши гневные чувства, как старые, так и новые, необходимо оказаться в какой-то точке пути между яростью, готовой на убийство, и тем моментом, ког­да мы прикусываем свой язык, поскольку чувствуем жалость к больному человеку. Но я не верю, что отработать свои подавленные эмоции можно за одну ночь. Это может не случиться и за месяц и даже за год. Сколько времени потребовалось нам, чтобы прийти в состояние этого гнева? Отработка зна­чительного количества подавленного гнева может потребовать времени и усилий. Отработка вновь возникающего гнева требует практики.

Вот несколько предложений для отработки гнева.

  • Обращайтесь к любым мифам, касающимся гнева, которые мы описали. Дайте себе разрешение прочувствовать гнев, когда вам это необходимо. Дайте другим людям разрешение тоже испытывать гнев.
  • Прочувствуйте эмоцию. Даже если это гнев, это всего лишь эмоциональная энергия. Это не хорошо, и не плохо; это не должно вызывать осуж­дения. Гнев не должен быть оправдан или рационализирован. Если энергия подошда^щючувствуйте ее. Прочувствуйте также любые сопутствующие, глубоко лежащие эмоции, такие, как обида или страх.
  • Признайте мысли, которые сопровождают чувство. Лучше проговорить их вслух.
  • Анализируйте мышление, идущее вместе с чувст­вом. Вытащите мышление на свет. Посмотрите, нет ли там слабых мест. Будьте внимательны к шаблонам и повторяющимся ситуациям. Мы многое узнаем о нас самих и о нашем окружении.
  • Часто выздоравливающие алкоголики развивают образчики протухшего мышления, известного под названием вонючего мышления, что может указывать на желание снова возобновить пьянства.
  • Принимайте ответственные решения относительно тех действий, которые необходимо предпринять, если вообще стоит что-то предпринимать. Вычис­лите, о чем говорит нам наш гнев. Указывает ли наш гнев на проблему внутри нас или на проб­лему в нашем окружении, которая требует вни­мания? Иногда, когда мы молим Бога помочь нам перестать испытывать гнев, Он пытается нам кое-что сказать. Нуждаемся ли мы в переменах? Необходимо ли нам что-то от кого-то еще? Мно­го гнева идет от неудовлетворенных потребно­стей. Один быстрый путь для избавления от гнева состоит в том, чтобы перестать орать на челове­ка, на которого мы сердимся, понять, что нам нужно от того человека и попросить его или ее об этом. Если он или она не дадут нам этого или не могут это дать, тогда вычислите, что нам необходимо в качестве следующего шага, чтобы позаботиться о себе.
  • Не позволяйте гневу взять власть над вами. Если мы обнаружим, что нами управляет гнев, то это значит, что нам необходимо остановиться. Мы не обязаны продолжать кричать. Поймите меня правильно; иногда крик помогает. Иногда, одна­ко, не помогает. Будет лучше, если мы сами решим, вместо того чтобы позволять гневу ре­шать за нас. Нам совсем не обязательно терять контроль над своими действиями. Это же просто энергия, а не магическое проклятие, висящее над нами. Отстранитесь. Выйдите в другую комнату. Пойдите в другой дом. Успокойтесь. Затем вы­числите, что нам необходимо делать. Мы не обя­заны позволять гневу других людей управлять нами, Я часто слышу, как созависимые говорят: “Я не могу сделать то или это, потому что он (или она) будет сердиться”. Не рискуйте своей без­опасностью, но пытайтесь освободиться от того положения, когда гнев управляет вами — наш гнев или чей-либо еще. Нам не обязательно реа­гировать на гнев. Это только эмоциональная энергия. Нам даже не обязательно реагировать тем, чтобы становиться гневными, если мы не хотим этого. Попытайтесь так поступать иногда
  • Открыто и честно обсудите ваш гнев, когда это уместно. Но не говорите с пьяным, когда он пьян.
  • Мы можем принять хорошие решения о том, как выразить наш гнев открыто и уместно. Однако, будьте внимательны к тому, как мы приближаемся к людям, на какой мы дистанции от них.
  • Гнев часто порождает гнев. Вместо того чтобы вылить нашу ярость на человека, мы можем прочувствовать свои чувства, обдумать наши мы­сли, вычислить, что нам нужно от того человека, а затем вернуться к нему или к ней и выразить нашу потребность вместо того, чтобы наорать на него или на нее.
  • Берите ответственность за ваш гнев. Вы можете сказать: “Я испытываю гнев, когда ты это дела­ешь, потому что-**, но не: “Ты довел меня до умопомешательства”. И все же мне нравится дать людям немного простора для коммуникаций. Мы не обязаны всегда говорить исключительно пра­вильно, как будто мы только что вышли из психотерапевтической группы. Будьте самими собой.
  • Просто поймите, что мы ответственны за наши гневные чувства — даже если они являются под­ходящей реакцией на чье-то неподходящее пове­дение.
  • Поговорите с людьми, которым вы доверяете. Поговорить о гневе и убедиться, что вас слушают и вас принимают, действительно помогает очис­тить атмосферу. Это помогает нам принять себя. Помчите, мы не можем двжатьел вдедэд до тех пор, пока мы не примем себя там, где мы на­ходимся. И конечно же, людям до нас есть дела Возможно, нам необходимо оставить свой дом, чтобы найти их, либо пойти на встречу в группу Ал-Анон, но такие люди есть. Если нас перепол­няют злобные чувства, которые уже отвердели до негодования, то мы можем высказать их духов­ному лицу или поработать над Четвертым и Пятым шагами. Негодование может причинить нам больше боли, чем помочь нам.
  • Сожгите энергию гнева. Вымойте кухню. Поиг­райте в мяч. Делайте упражнения. Идите танце­вать. Катайте снежную бабу. Вскопайте огород. Постройте дом совместного владения, если необходимо. Гнев — очень сильный стрессор, и физи­ческая трата энергии помогает ему улетучиться.
  • Не наказывайте себя и других за чувство гнева. Не позволяйте другим людям бить себя или жестоко обращаться с вами каким-либо иным способом, когда они чувствуют гнев. Не ударяйте и сами других людей, будучи в гневе. Ищите профес­сиональной помощи, если с вами обошлись жес­токо.
  • Пишите письма, которые вы не намереваетесь ото­слать. Это действительно помогает, если мы чув­ствуем себя виноватыми в связи с гневом. Начните письмо с вопросов: “Если бы я могла разг­неваться на что-нибудь и никто бы никогда не узнал об этом, и не считалось бы неправильным чувствовать себя так, то я бы разгневалась на то, что-” Как только наш гнев выливается на бумагу, мы можем оставить в прошлом чувство вины ипонять, что делать с этим. Если мы страдаем депрессией, это упражнение тоже может помочь. • Работайте с чувством вины. Избавьтесь от незас­луженной вины. Избавьтесь вообще от вины. Ви­на не помогает. Бог простит нас за все, что мы сделали. Кроме того, я готова поспорить, что Он не думает, что мы натворили так много непра­вильных поступков, как это нам кажется.

Как только мы начинаем иметь дело с гневом, мы можем заметить, что мы все время испытываем гнев. Это распространенное явление. Мы в это время напоминаем детей с новой игрушкой. Мы носимся со своим гневом, но когда-нибудь мы усядемся. Будьте терпеливы. Мы не собираемся отработать гнев идеально. Это никому не удается. Мы будем совершать ошибки, но мы также многому научимся благодаря ошибкам. Мы говорим, что не надо искать отмщения, потому что сведение счетов — это расп­ространенная реакция на гнев. Если все же мы сделали или делаем неуместные вещи, то нам следу­ет разобраться с заработанным на этот раз чувством вины и продолжать путь, начиная с этого места. Стремитесь к прогрессу.

Нам необходимо быть деликатными в обраще­нии с собой, если мы длительное время подавляли груз гневных чувств. Такие вещи требуют времени. Возможно, у нас есть потребность позлиться и сей­час. Если у нас больше нет потребности гневаться, то мы покончим с чувством гнева, если мы этого хотим. Если мы думаем, что мы, может быть, завязли в гневе, то следует воспользоваться профессиональ­ной помощью.

Некоторые люди верят, что мы никогда не долж­ны злиться; если мы управляем своим мышлением и уместным образом дистанцировались, то мы не будем реагировать гневом или барахтаться в нем. Воз­можно, это и верно; однако я предпочитаю расс­лабиться и посмотреть, что происходит, а не напря­женно следить за собой. И подобно своему другу, я не в восторге от людей, которые улыбаются и гово­рят мне, что они никогда не доходят в своих чувст­вах до умопомешательства Поймите меня правиль­но — я не советую крепко держаться за гнев или негодование. Я не думаю, что гнев должен стать нашим фокусом жизни, равно как и мы не должны искать причины, чтобы рассердиться и испытать себя. “Это нехорошо все время быть в гневе”, -говорит консультант Эстер Олсон. Это плохо для здоровья действовать с чувством враждебности. Жизнь — это больше, чем гнев.

Но это нормально чувствовать гнев, когда нам это нужна

Задание

1. Что, по вашей мысли, должно случиться, если вы начнете испытывать свои гневные чувства?

2. Как вы представляете себе гнев в глубине души? Под какими мифами, касающимися гнева, вы

готовы подписаться? Если у вас есть потребность подписаться под новыми верованиями относитель­

но гнева, то сделайте это. Атакуйте мифы каждый раз, когда они пытаются атаковать вас.

3. Как люди в вашей настоящей семейной ситуации обращаются с гневом? А как обращались с

гневом ваши мать, отец, братья и сестры? Каким образом вы обращаетесь с гневом?

4. Если вы подавляли гнев, напишите об этом в своей записной книжке. Возможно, вам потребуется

купить новый блокнот и посвятить его гневу. Если гнев является той эмоцией, которая до­ ставляет вам много беспокойства, держите под рукой карандаш и бумагу и начинайте писать о своем гневе каждый раз, когда он возникает в течение дня.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных