ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Под редакцией академика В. В. ВиноградоваРУССКИЙ ЯЗЫК В ДВУХ ЧАСТЯХ Часть 2 синтаксис Под редакцией академика В. В. Виноградова Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов средних педагогических учебных заведений 13-е издание, стереотипное
УДК 808.2-56 (075.32) ББК 81.2Ря72 3 552 Издательская программа «Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей» Руководитель программы З.А. Нефедова Настоящее издание подготовлено к печати Л. П. Крысиным Земский А.М. и др. 3552 Русский язык: В 2 ч. — Ч. 2: Синтаксис: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / А. М. Земский, С. Е. Крючков, М. В. Светлаев; Под ред. В. В. Виноградова. — 13-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 224 с. ISBN 5-7695-0461-7 (Ч. 2) ISBN 5-7695-0464-1 Учебник написан в соответствии с программой курса «Русский язык». УДК 808.2-56 (075.32) ББК 81.2Ря72 ISBN 5-7695-0461-7 (Ч. 2) ©Земский А. М., Крючков С. Е., Светлаев М. В., 1986 ISBN 5-7695-0464-1 ® Издательский центр «Академия», 1997, с изменениями УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ А,— Аксаков С. Т. М- Г.— Максим Горький А. Б.— Блок А. А. Медв.— Медведев В. М. А. Г.— Гайдар А. П. М.-С.— Мамин-Сибиряк Д. Н. А. К. Т.— Толстой А. К. Н.— Некрасов Н. А. А. Н. Т. — Толстой А. Н. Н. 3.— Заболоцкий Н. А. Аре.— Арсеньев В. К. Ник.— Никитин И. С. Ас.— Асеев Н. Н. Н- О-— Островский Н. А. Ахм.— Ахматова А. А. Нов.-Пр.— Новиков-Прибой А. С. Б. Г.— Горбатов Б. Л. Од.— Одоевский А. И. Б. П.— Полевой Б. Н. Остр.— Островский А. Н. Баб.— Бабаевский С. М. Ош.— Ошанин Л. И. Бубен.— Бубеннов М. С. П.— Пушкин А. С. Булг.— Булгаков М. А. Павл.— Павленко П. А. Бун— Бунин И. А. Пан.— Панова В. Ф. Был.— былина Паст.— Пастернак Б. Л. В. А.— Ажаев В. Н. Пауст.— Паустовский К. Г. В. Б.— Брюсов В. Я. Перв.— Первенцев А. А. В. Г.— Гаршин В. М. Песк. — Песков В. М. В. М.—Маяковский В. В. Плещ.— Плещеев А. А. Г.— Гоголь Н. В. Пом. — Помяловский П. Г. Герц.— Герцен А. И. Посл.— пословица Гл.— Гладков Ф. В. Пр.— Пришвин М. М. Г. Ник.— Николаева Г. Е. Светл.— Светлов М. А. Гонч.— Гончаров И. А. С. Е.— Есенин С. А. Гр.— Грибоедов А. С. Семушк..— Семушкин Т. 3. Григ.— Григорович Д. В. Сераф.— Серафимович А. С. Г. У.— Успенский Г. И. Сурк.— Сурков А. А. Гус.— Гусев В. М. С.-Ц.— Сергеев-Ценский С. Н. Дост.— Достоевский Ф. М. С.-Щ.— Салтыков-Щедрин М. Е. Ж.— Жуковский В. А. Рыльск.— Рыльский М. Ф. Жар.— Жаров А. А. Т.— Тургенев И. С. Ис.— Исаковский М. В. Тв.— Твардовский А. Т. Кат.— Катаев В. П. Тютч.— Тютчев Ф. И. Кольц.— Кольцов А. В. Фад.— Фадеев А. А. Копт.— Коптяева А. Д. Ф-— Фет А. А. Кор.— Короленко В. Г. Фед.— Федин К. А. Кр.— Крылов И. А. Фурм.— Фурманов Д. А. Крым.— Крымов Ю. С. Ч —Чехов А. П. К. С.— Станюкович К. М. Черн.— Чернышевский Н. Г. Купр.— Куприн А. И. Чук.— Чуковский К. И. Л.— Лермонтов М. Ю. Шол.— Шолохов М. А. Л.-К.— Лебедев-Кумач В. И. Ю. К.— Казаков Ю. П. Леон.— Леонов Л. М. Яз.— Языков Н. М. Л. Т.— Л. Н. Толстой Майк.— Майков В. Н. Мал.— Малышкин А. Г. ВВЕДЕНИЕ Грамматика состоит из двух разделов: морфологии и синтаксиса. Первая её часть — морфология — определяет правила изменения слов, вторая часть — с и н т а к с и с— определяет правила соединения слов в предложении. Основными единицами языка, которые изучаются в синтаксисе, являются: 1) с л о в о с о ч е т а н и е и 2) п р е д л о ж е н и е (простое и сложное). В синтаксисе изучаются правила составления словосочетаний и предложений, устанавливаются их типы и самые общие, отвлечённые значения этих типов. Например, словосочетания добежали до рощи, дошёл до станции, дотянулся до мяча различны по своим лексическим значениям, но все построены по одному образцу (состоят из глагола с приставкой до- и существительного при нём в родительном падеже с предлогом до), все имеют одно и то же общее, отвлечённое значение (обозначают «действие и его пространственный предел»). Предложения Человек идёт; Птицы поют; Время летело; Солнце садилось имеют разное содержание, состоят из слов с разными лексическими значениями, но все они построены по общему правилу: это предложения, состоящие только из подлежащего и сказуемого; и общее, отвлечённое значение у них одно и то же: они обозначают «предмет и его действие». Таким же образом в синтаксисе изучаются и другие типы предложений. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ Понятие о словосочетании. С л о в о с о ч е т а н и е — это соединение двух или нескольких слов, грамматически организованное, служащее для расчленённого обозначения предмета, качества предмета, действия и др. Грамматическая организованность словосочетания заключается в том, что грамматические свойства одного слова — главного — обусловливают грамматические свойства другого слова — зависимого, например его род, число, падеж. Такая связь слов называется п о д ч и н и т е л ь н о й. Не являются словосочетаниями в указанном смысле такие соединения слов, в которых ни одно из слов не подчинено какому-либо другому, например: стол и стул, ест да спит (связь слов в подобных соединениях сочинительная), а также сочетания подлежащего и сказуемого (Идёт дождь; Мальчик, читает). Словосочетание образуется путём распространения главного слова зависимыми (пояснительными) словами, например: яблоко — вкусное яблоко; платье — шерстяное платье; спортсмен — спортсмен высокого роста; умный — очень умный; свежий — по-осеннему свежий; починить — починить ботинки; вспахать — вспахать плугом; приехать — приехать двадцатого января. § 2. Классификация словосочетаний. В зависимости от того, к какой части речи относится главное (поясняемое) слово, словосочетания делятся на четыре группы: 1) г л а г о л ь н ы е (читать книгу, выйдя из дому. прибитый гвоздями, сильно устал, поставить на стол); 2)и м е н н ы е, которые распадаются на три подгруппы: с именами существительными (дорогая книга, дом отца, рубашка в клетку, ключ от двери), с именами прилагательными (очень дорогая, дороже золота), с именами числительными (две книги, трое детей); 3) н а р е ч н ы е (очень дорого, невероятно плохо); 4) м е с т о и м е н н ы е (что-то детское, каждый из присутствующих).
Упражнение 1. Прочитайте, укажите в каждом словосочетании главное и зависимое слово и назовите группу, в которую входит это сочетание. Покупать шапку, шёлковое платье, очень весёлый, похожий на брата, выше сестры, четыре листа, очень громко, встретиться с друзьями, что-то смешное, стучать молотком, застрелить волка, пятый экземпляр, построить мост, уехать третьего июня, махнуть рукой, идти лесом, работать всю ночь, выйти из дома, встать из-за стола, отбежать от дерева, спускаться с горы, лежать па траве, гулять около леса, путешествовать в течение двух лет, выйти освежиться, пристально всматриваться, двери гостиницы, лошадь серого цвета, борода лопатой, носки из шерсти, банка из-под консервов, будка для сторожа, ночь перед боем, книга в переплёте, шуба на меху, заячьи следы, Алёшин пиджак, расчищенная дорожка, глаза навыкате, кофе по-турецки, желание учиться, красный от волнения, дружески заботливый, важный для всех, готовый к отъезду, по-праздничному весёлый, всегда серьёзный, что-то белое. 2. Составьте словосочетания, прибавляя к главным словам зависимые; укажите состав каждого словосочетания и его группу. Поймать, ёж; слушаться, мать; бояться, зверь; приехать, три часа; подарить, сестра; махнуть, рука; наполнить, вода; возвращаться, лес; вынуть, карман; выстрелить, цель; отойти, стол; прыгнуть, крыша; добежать, речка; повернуть, лес; войти, комната; сесть, стол; влезть, дерево; написать, школа; поссориться, сосед; следить, враг; пролететь, лес; жить, город; расстаться, три года; относиться, дружески; увеличить, втрое; ствол, берёза; лаборатория, институт; галстук, бабочка; чемодан, кожа; ключи, библиотека; суп, мясо; капуста, огород; человек, шинель; глубокий, ущелье; Наташин, шуба; соболий, шапка; мой, сочинение; третий, бригада; приближающийся, лето; строящийся, фабрика; постоянно, весёлый; гордый, победа; похожий, мать; разомлевший, зной; по-праздничному, нарядный; что-то, странный; четыре, ведро. § 3. Типы связи слов в словосочетаниях. В словосочетаниях зависимые слова связываются с главными тремя способами: с о г л а с о в а н и е м, у п р а в л е н и е м, п р и м- ы к а н и е м. С о г л а с о в а н и е м называется такая связь, при которой зависимое слово ставится в том же числе, роде и падеже, что и главное слово. Согласуются следующие зависимые слова: имена прилагательные, местоимения-прилагательные, причастия, порядковые числительные, существительные, например: 1) дорогая книга (в этом словосочетании зависимое прилагательное дорогая согласуется с существительным книга в единственном числе, женском роде, именительном падеже); 2) моей книгой (в этом словосочетании зависимое местоимение-прилагательное согласуется с существительным книга в единственном числе, женском роде, творительном падеже); 3) улыбающееся дитя (в этом словосочетании зависимое причастие улыбающееся согласуется с существительным дитя в единственном числе, среднем роде, именительном падеже); 4) второго сорта (в этом словосочетании зависимое числительное второй согласуется с существительным сорт в единственном числе, мужском роде, родительном падеже); 5) река Днепр (в этом словосочетании зависимое существительное Днепр согласуется с основным существительным река в единственном числе, именительном падеже) У п р а в л е н и е м называется такая связь, при которой зависимое слово ставится в том косвенном падеже, какого требует главное слово. Связью управления соединяются следующие зависимые слова: имена существительные, местоимения-существительные, количественные числительные и другие слова, употреблённые в значении существительных, например: 1) купить книгу (в этом словосочетании зависимое существительное книга стоит в винительном падеже и обозначает предмет, на который направляется действие, выраженное переходным глаголом купить); 2) войти в комнату (в этом словосочетании зависимое существительное комната стоит в винительном падеже с предлогом в и обозначает предмет, внутрь которого направлено действие, выраженное глаголом соответствующего значения); 3) поссориться с ним (в этом словосочетании зависимое местоимение он стоит в творительном падеже с предлогом с и обозначает одного из участников совместного действия, выраженного глаголом соответствующего значения); 4) кровать больного (в этом словосочетании зависимое слово больного — субстантивированное прилагательное — стоит в родительном падеже и указывает лицо, которому принадлежит то, что обозначено главным словом кровать; 5) встретился с троими (в этом словосочетании зависимое числительное трое стоит в творительном падеже с предлогом с и обозначает число лиц, на которых направлено действие, обозначенное глаголом встретиться). П р и м ы к а н и е — это такая связь, при которой неизменяемые слова (например, наречия) или неизменяемые формы слова (например, неопределённая форма глагола или деепричастие) зависят по смыслу от слов той или иной части речи. Например: 1) приехать вчера (в этом словосочетании наречие вчера примыкает к глаголу приехать}; 2) выйти освежиться (в этом словосочетании неопределённая форма глагола примыкает к глаголу, обозначающему движение); 3) идти прихрамывая (в этом словосочетании деепричастие примыкает к глаголу). Упражнение 3. Определите, к какой группе относится каждое словосочетание; укажите состав словосочетания и способ связи слов в нём. Новый стадион, весенние цветы, разбушевавшееся море, наша школа, второй отряд, ножка стола, пенал Миши, ящичек с рисунками, кофе по-варшавски, чрезвычайно опасный, детски простодушный, похожий на отца, восемь копеек, поймать окуня, отрубить топором, выехать из города, перепрыгнуть через ручей, очень устать, повернуть назад, отвернуться улыбаясь, по-зимнему холодно, что-то непонятное. 4. Составьте из каждой пары слов словосочетания, укажите группу словосочетания, его состав и способ связи слов в нём. Ранний, весна; сегодняшний, газета; революционный, деятели; твой, сочинение; волнующийся, море; разбушевавшийся, река; шашлык, по-кавказски; платок, Катя; витрина, магазин; лодка, мотор; фонарик, батарея; немой, рождение; встретить, медведь; рисовать, карандаш; выбежать, класс; влезть, крыша; сбежать, горка; встретиться, друзья; начать, сначала; идти, прихрамывая; по-матерински, ласково. § 4. Смысловые отношения между словами в словосочетаниях. Смысловые отношения между словами, входящими в словосочетание, бывают различными. В одних словосочетаниях главные слова обозначают предметы, а зависимые слова — признаки этих предметов (качество, материал, принадлежность, порядковый номер), например: вкусная ягода, стеклянный сосуд (к а к а я ягода? к а к о йсосуд?), моя шапка (ч ь я шапка?), пятый дом (к о т о р ы й дом?). Отношения между словами, обозначающими предметы и их признаки, называются о п р е д е л и т е л ь н ы м и. В других словосочетаниях главные слова обозначают действия и состояния, а зависимые слова — разные предметы (объекты), связанные с этими действиями и состояниями, например: пилить дрова (ч т опилить?) (действие и предмет, на который оно направлено); пилить пилой (ч е м пилить?) (действие и орудие действия); помириться с товарищем (с к е м помириться?) (действие и его участник); тосковать о родине (о ч ё м т о с к о в а т ь?) (состояние и объект, с которым связано это состояние). Отношения между словами, обозначающими действия и предметы (объекты), называются о б ъ е к т н ы м и. В третьих словосочетаниях главные слова обозначают действия, а зависимые — различные обстоятельства этих действий (время, направление действия, место, цель, качество и др.), например: уехать завтра, уехать первого мая (к о г д ауехать?) (время); пойти вправо (куда пойти?) (направление действия); жить в Москве (г д ежить?) (место дейс-твия); сделать назло (с к а к о й ц е л ь ю сделать?) (цель действия); отвечать хорошо (к а котвечать?) (действие и его качество). Отношения между словами, обозначающими действия и их обстоятельства, называются о б с т о я т е л ь с т в е н н ы м и. В четвёртых словосочетаниях главное слово обозначает качество, а зависимое — степень этого качества или то, с чем сравнивается это качество, например: очень простодушный, очень простодушно (в к а к о й степени?) (степень качества); по-весеннему свежий (сч е м сравнимый по свежести?) (ср. свежий, как весна). Эти отношения тоже называются о б с т о я т е л ь с т в е н н ы м и. Некоторые словосочетания имеют двойственный характер отношений. Рассмотрим пример: лодка с парусом. В этом словосочетании выражается отношение между двумя предметами: лодка (с ч е м?) с парусом, т. е. отношение объектное. Однов-ременно в этом словосочетании выражены и другие отношения: второй предмет (парус) отличает лодку от других лодок, служит признаком лодки: лодка (к а к а я?) с парусом, т. е. выражаются отношения определительные (ср.: парусная лодка). Следовательно, в данном сочетании имеются о б ъ е к т н о - о п р е д е л и т е л ь н ы е о т н о ш е н и я. Ср. ещё П р и м е р ы словосочетаний с такими отношениями: лодка с мотором, книга сестры, глаза ребёнка, ручка двери, девушка в красном платье и т. п. Рассмотрим ещё пример: положить в коробочку. В этом словосочетании выражаются одновременно отношения между действием и предметом (положить в о ч т о?) и действием и его направлением (положить куда?), т. е. отношения о б ъ е к т н о – о б с т о я т е л ь с т в е н- н ы е. Ср. ещё словосочетания с такими отношениями: пролететь над домом, сунуть в карман, убрать в ящик, приехать на трамвае, прибыть на самолёте, ранить в сердце и т. п. Простые и сложные словосочетания. Словосочетания, состоящие из одного главного слова и одного зависимого, называются простыми, например: голубое небо, читал книгу, хорошо выспался. К простым относятся также словосочетания, в которых зависимый член выражен существительным с предлогом: еду в гости, говорили о сыне, прыгнуть через забор, готов на всё, книга о подростках. Словосочетания, в которых одно главное слово подчиняет себе два и более зависимых, называются сложными. Например: чистое голубое небо, долго читал книгу, вчера хорошо выспался, теперь готов на всё прекрасная книга о подростках. Упражнение 5. Прочитайте и укажите: 1) в какую группу входит каждое словосочетание; 2) каким способом связаны слова в каждом словосочетании; 3) какие отношения между словами в каждом словосочетании. Напишите с данными словосочетаниями 5—6 предложений. Душистый цветок, сорвать цветок, очень душистый, очень красиво, два цветка, что-то необыкновенное, берёзовый лист, ударить молотком, исключительно талантливый, весьма приятно, три карандаша, кто-то в шинели, обняться с другом, обнять друга, обнимая друга, приехать завтра, говорить громко, игра в шахматы, полёт орла, пойти за грибами, прийти посоветоваться, встретиться с товарищем, исключительно удачно, по-весеннему свежий, сходить за ягодами, портфель отца, платок с рисунками, бежать не останавливаясь, приехать накануне, повернуть влево, твоя тетрадь, десять перьев, по-детски простодушный, мечтать о путешествии, горевать о друге, зайти повидаться, мебель из дуба, книжка с картинками, пальто с хлястиком, шкаф для платья, шуба дедушки, пролетать над крышей, спрятать в сундук, въехать в лес, летать на самолёте, плыть на пароходе, плыть прямо, плыть по реке. 6. Составьте 16 словосочетаний со следующими отношениями: 1) определительными (3 словосочетании), 2) объектными (4 словосочетания), 3) обстоятельственными (3 словосочетания), 4) объектно-определительными (2 словосочетания), 5) объектно-обстоятельственными (4 словосочетания). 7. Замените данные глагольные словосочетания именными, образуя от глаголов существительные; подчеркните именные словосочетания, в которых изменился падеж зависимого (управляемого) слова. Прощаться с товарищами — прощание с товарищами; презирать трусов — презрение к трусам; бороться за мир; восхищаться картиной; встретиться с другом; уважать учителя; любить детей; осветить улицы; выполнить приказ; оросить поля; сортировать семена; хранить документы. 8. Образуйте словосочетания, ставя второе (зависимое) слово в нужном падеже (с предлогом или без предлога). Удивляться, терпение — удивляться терпению; восхищаться, терпение — восхищаться терпением; тормозить, движение; препятствовать, движение; писать, подвиги; описывать, подвиги; платить, проезд; оплачивать, проезд; вера, победа; уверенность, победа; начать, весенний сев; приступить, весенний сев; ценить, время; дорожить, время; доверять, друг; полагаться, друг; беспокоиться, ребёнок; тревожиться, ребёнок; упрекать, беспечность; бранить, беспечность. 9. Переделайте данные словосочетания, заменяя глаголы антонимами; предлог с — предлогом на, а предлог из — предлогом в. Уехать с Кавказа — приехать на Кавказ; выехать из переулка — въехать в переулок; уехать с Урала; уйти с завода; выйти из кухни; спуститься с горы; уехать с курорта; сняться с якоря; выйти из трамвая; уехать с завода; улететь с острова; уйти с концерта; уехать из Крыма. 10. Образуйте словосочетания, вставляя перед зависимым словом предлог на или в. 1) Жить... Урале. Жить... Сибири. 2) Побывать... Крыму. Побывать... Украине. 3) Отдыхать... Кавказе. Отдыхать... Рижском взморье. 4) Жить... Курбатовском переулке. Жить... Ленинградском проспекте. Жить... Московской улице. 5) Быть... театре. Быть... концерте. Быть... цирке. 6) Работать... институте. Работать... фабрике. Работать... заводе. Работать... кухне. Работать... лаборатории. Работать... предприятии. Работать... учреждении. 7) Гулять... сквере. Гулять... бульваре. 11. Образуйте именные словосочетания, согласуя зависимые слова (причастия) с основными словами (существительными) и вставляя в причастия пропущенные суффиксы. Стро...ийся, здания; стел...ийся, туманы; колебл...ийся, почва; бор...ийся, ребята; плещ...ийся, волна; та...ие, снега; скач...ий, всадники; засе..ый, поле; раскле...ый, афиши; накач...ый, шина; наколотый, сахар; расколе...ый, орехи; брош...ый, камни; купл...ый, книга; посе...ый, пшеница; провер...ый, тетради; освещ...ый, улица; запряж...ый, лошадь; развеш...ый, картины; развеш...ый, продукты; зажж...ый, фонари; окле...ый, стены. 12. Образуйте словосочетания, ставя второе (зависимое) слово в нужном падеже (без предлога или с соответствующим предлогом). По заданию, Ирина Васильевна; книга, Ирина Васильевна; думать, Ирина Васильевна; подарить, Лидия Сергеевна; идти, аллея; учиться, лицей; жить, Казань; жить, Кубань; жить, Саратов; жить, Дон; жить, Вологда; жить, Россия; писать, карандаш; встретиться, товарищ; отпереть, ключ; пять, дача; десяток, груша; семь, песня; килограмм, вишня; любоваться, город; любоваться, Саратов; любоваться, Бородино. 13. Спишите, раскрывая скобки. В случае затруднения справляйтесь в орфографическом словаре. Сыграть (в) ничью; взять (в) займы; вернуться (во) свояси; идти (в) развалку; читать (в) слух; взглянуть (в) верх, вывернуть (на) изнанку; подарить (на) память; ходить (на) цыпочках; бежать (без) оглядки; работать (без) устали; спрыгнуть (на) ходу; стоять (на) часах; зайти (на) днях; говорить (по) французски; услужить (по) медвежьи; жить (по) новому; начинать (с) начала; прийти (во) время; нестись (в)скачь, перейти (в) брод. 14. Образуйте словосочетания, укажите тип синтаксической связи. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Сильный, ож...ги; робкий, ш...рох; мельничный, ж...рнов; летающий, пч...лы; чугунный, реш...тка; тонкий, беч...вка; плитка, ш...колад; рыболовный, крюч...к; испуганный, галч...нок; маленький, руч...нка; опытный, ретуш...р; грош...вый, расходы; холщовый, мешки: деш...вый, товары; жж...ный, кофе; напряж...нный, положение; накрыт...ся, плащ; ударить, вожжа; отп...реть, ключ; осв...тить, луч; борот...ся, саранча: моч...ный, яблоки. 15. Образуйте словосочетания, укажите тип синтаксической связи. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Телеф...ный, звонки; ю...ый, шахматисты; серебр...ый, украшения; глин...ый, полы; кож...ый, куртка; олов…ый солдатики; песч...ый, р...внина; масл...ый, пятно; замасл...ый, рукава; ветр...ый, дни; ветр...ой, мельница; муравь...ый, куча; станци...ый, постройка;рассе...ый, ученица; понош...ый, пальто; подерж...ый, книга; суш...ый, фрукты. § 6. Синонимия словосочетаний и их стилистические различия. Многие словосочетания, различаясь по строению, близки по смыслу, синонимичны. Особенно богаты синонимами и м е н н ы е словосочетания. Так, сочетание существительного с притяжательным прилагательным может быть синонимично сочетанию этого существительного с соответствующим именем в родительном падеже: отцова шапка — шапка отца, лисья нора — нора лисы, Колин карандаш — карандаш Коли. При этом сочетания типа отцова шапка имеют разговорную стилистическую окраску. Относительные прилагательные нередко могут заменяться родительным (или другим косвенным) падежом существительного или предложно-падежным оборотом; подобные словосочетания также синонимичны. Ср.: ночная тишина — тишина ночи, дивизионный штаб — штаб дивизии, каменная плита — плита из камня, шерстяные носки — носки из шерсти, годовой отчет — отчет за год, молочный бидон — бидон для молока, школьный товарищ — товарищ по школе. При некоторых существительных указание на величину предмета или свойства может выражаться как сочетанием предлога в, числительного и существительного, так и соответствующим этому словосочетанию прилагательным; дом в пять этажей — пятиэтажный дом, шнур длиной десять метров — десятиметровый шнур, при температуре в тысячу градусов — при тысячеградусной температуре. Существуют синонимы и среди г л а г о л ь н ы хсловосочетаний, главным образом благодаря способности одних и тех же глаголов управлять разными предлогами и падежами, например: рассказывать о сыне — рассказывать про сына, указать недостатки — указать на недостатки, платить рубль за килограмм — платить по рублю за килограмм и т. п. Широко представлена в глагольных словосочетаниях и сочетаниях с предикативными словами (типа нужный, готовый, рад и др.) синонимия беспредложного и предложного управления: работал вечерами — работал по вечерам, летели самолетом — летели на самолёте, испытывать всхожесть семян — испытывать семена на всхожесть, нужный всем — нужный для всех и т. п. Теми же свойствами обладают и словосочетания с отглагольными существительными (ср.: вопрос о кадрах не решён — вопрос с кадрами не решён, совещание о животноводстве — совещание по животноводству и т. п.). Часто близкие по смыслу или тождественные словосочетания возникают благодаря синонимии входящих в них предлогов, например: отсутствовал по болезни — из-за болезни — по причине болезни, вошёл в кухню — на кухню, ушёл из кухни — с кухни, ехать на метро — в метро, просеять через сито — сквозь сито и т п. Некоторые из этих словосочетаний различаются стилистически, по употребительности, а иногда и по смыслу. Например, отсутствовать из-за болезни — нейтральное словосочетание, а отсутствовать по причине болезни— книжное. Соревнования по плаванию — словосочетание, широко употребляющееся в современном языке, а соревнования в плавании — устаревшее. В конструкциях типа лететь самолётом в качестве зависимого может быть употреблено название не всякого транспортного средства, а лишь самодвижущегося (ср.: ехать поездом, трамваем, автобусом). Если же имеется в виду, например, велосипед, то возможна только конструкция с предлогом на: ехать на велосипеде. § 7. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. В области глагольного управления наряду с указанными выше вариативными способами сочетания слов действуют достаточно строгие нормы, нарушение которых ведёт к речевым ошибкам. Так, близкие по смыслу глаголы и отглагольные существительные нередко управляют разными падежами и предложно-падежными конструкциями, например: тормозить (что?) работу — препятствовать (ч е м у?) работе, восхищаться (ч е м?) талантом — прекло-няться (п е р е д ч е м?) перед талантом, вера (в о ч т о?) в будущее — уверенность (в ч ё м?) в будущем и т. п. Современная литературная норма запрещает смешивать подо-бные конструкции (неправильно: «тормозить работе», «восхищаться перед талантом», «уверенность в будущее»). Близкие по форме (например, однокоренные, но разноприставочные) глаголы также имеют обычно разное управление: прикасаться к чему — касаться чего, основывать на чём — обосновывать чем. платить за что — оплатить что (поэтому неправильно: «Вы к этому делу не касайтесь!» «На чём он обосновывает своё решение?» «Граждане, оплачивайте за проезд!»). П р и м е ч а н и е. В ходе развития языка смысловое сближение слов нередко приводит к унификации их синтаксических свойств; в частности, слова-синонимы начинают иметь общее управление. Например, в XIX в. глагол бежать управлял родительным падежом без предлога: бежать чего, но под влиянием таких глаголов, как удаляться, уходить, отходить, которые управляли (и управляют сейчас) предложно-падежным сочетанием от кого/чего, он приобрёл то же управление: бежать от кого-чего. Сравните другие П р и м е р ы: следить кого-что, следить за кем-чем (под влиянием наблюдать за кем-чем), руководить кого—руководить кем (ср.: командовать, управлять кем), сторониться от кого — сторониться кого (ср.: избегать, бояться кого} и т. п. Два или несколько соединенных с помощью сочинительной связи глаголов могут иметь при себе одно общее зависимое, например: читать и рассказывать сказки, приносить и развешивать картины, страдать и мучиться от жары, надеяться и рассчитывать на сына. Это общее зависимое возможно тогда, когда каждое из управляющих слов требует одной и той же управляемой формы. Если же эти формы должны быть разными, то общее зависимое невозможно. Ср.: рассказывать сказки и восхищаться ими (нельзя: «рассказывать и восхищаться сказками»), приносить картины и увешивать ими все стены (нельзя: «приносить и увешивать картинами все стены»), не любить жару и страдать от неё (нельзя «не любить и страдать от жары»), верить в сына и надеяться на него (нельзя: «верить и надеяться на сына»). Определённые нормы характеризуют и другие виды связи слов в словосочетании — согласование и примыкание. Так, если одно прилагательное определяет два существительных, то оно должно стоять в форме множественного числа: новые тетрадь и книга. Если прилагательное относится к существительному мужского рода, которое служит наименованием женщины по профессии, званию, должности, то в книжно-литературной речи оно имеет форму мужского рода: молодой врач Иванова, а в разговорной речи и в просторечии допустима форма женского рода (У них молодая врач). В сочетаниях глаголов с наречиями времени и предложно-падежными группами, имеющими временное значение, должно соблюдаться согласование по смыслу: если обстоятельство имеет значение длительности или повторяемости: обычно, постоянно, по временам, вечерами и т. п., то глагол, как правило, имеет форму несовершенного вида: обычно встаю в семь, гулял вечерами, по временам вспыхивает фонарь, постоянно жалуется (невозможно по-русски сказать: «обычно встал», «погулял вечерами», «по временам вспыхнул», «постоянно пожаловался»). Упражнение 16. К данным ниже словосочетаниям подберите синонимичные, отличающиеся от них по строению. Образец. Сестрин платок — платок сестры. Металлический стержень, гранитная плита, молочная бутылка, щётка для сапог, сочетания из пяти букв, оконное стекло, труба высотой двадцать метров, подарок сына, забор из досок, впадина полукилометровой глубины, пятиэтажный дом, трёхтрубный крейсер, информационный отдел, фруктовый нож. 17. Из следующих слов образуйте словосочетания, в которых управление глагола соответствовало бы современной литературной норме. Образец. Рассказывать, происшествие — рассказывать о происшествии. Наблюдать, реакция; сожалеть, случившееся; ждать, известия; пренебречь, совет; расправиться, враг; хлопотать, друг; волноваться, мать; тосковать, родина; переживать, неудача.
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ОСНОВНАЯ СИНТАКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА § 8. Коммуникативная функция предложения. Слова и словосочетания при помощи определённых форм, интонации и порядка расположения образуют предложения, например: 1) Иванов, приготовить чертёж, приготовить к вечеру. — Иванов приготовит к вечеру чертёж. 2) Приготовить чертёж, приготовить к вечеру.— а) Приготовьте к вечеру чертёж, б) Приготовить к вечеру чертёж! П р е д л о ж е н и е — наименьшая единица речевого общения, грамматически и интонац-ионно оформленная, выражающая сообщение, вопрос или волевое побуждение, например: С утра светит солнце. Ты поедешь со мной за город? Приходи ко мне пораньше! Каждое предложение закончено по смыслу и отделяется от соседнего предложения паузой. В отрывке: Холодно. Мартовское солнце ещё плохо греет. На берегу качаются тёмные ветви голых деревьев (М. Г.) — три предложения. По тону речи, по остановкам голоса (паузам) слышно, где кончается одно предложение и начинается другое. Предложение служит для сообщения чего-либо, и этим оно отличается от словосочетания. Ср.: Мальчик пишет и писать письмо. В первом случае перед нами предложение, которое сообщает, что некий мальчик совершает определённое действие (пишет); во втором случае перед нами словосочетание, называющее действие (писать) и объект, на который направлено действие (письмо), но не содержащее сообщения о том, происходит ли действие. П р и м е ч а н и е. Особую группу составляют междометные предложения, в которых выражаются чувства или волевые побуждения, например: 1) Ай-ай ой.. Пропал я совсем! (М.Г.) 2) «Марш!» — сердито сказал офицер. (М. Г.) (См.§ 73.) В каждом предложении выражается отношение говорящего к действительности. Это отношение выражается или морфологическими формами (наклонения, времени, лица) вместе с интонацией, или при отсутствии этих форм только интонацией. В предложении Мальчик умывается говорящий устанавливает, что действие на самом деле совершается. В предложении Ты умойся! говорящий побуждает другое лицо к действию. В первом предложении действие выражается глаголом в изъявительном наклонении, во втором — глаголом в повелительном наклонении. В предложении Встать! обязательность действия выражается не наклонением, а интонацией. Слова и словосочетания, входя в состав предложения, становятся его членами. Одни члены предложения являются главными, другие — второстепенными. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Они или образуют предложение, или составляют основу предложения, например: ск. п. ск. ск. п. 1) Приближается весна. Потеплело. Прилетели жаворонки. (Главные члены образуют предложения.) ск. п. ск. 2) Приближается долгожданная весна. В воздухе потеплело. ск. п. Вчера прилетели голосистые жаворонки. (Главные члены предложения составляют основу предложения; при них есть второстепенные члены, которые их распространяют.) § 9. Классификация предложений по структуре. Предложения двусоставные и односоставные. В предложении может быть или два главных члена, или один главный член, например: ск. п. ск. п. п. ск. 1) Восходит солнце. Просыпается природа. Люди спешат на поля. п. ск. 2) Летнее утро. Уже светает. Предложение, в состав которого входят два главных члена, называется д в у с о с т а в- н ы м. Предложения, в составе которых только один главный член, называются о д н о с -о с т а в н ы м и. § 10. Предложения нераспространённые и распространённые. И двусоставные, и односоставные предложения могут быть н е р а с п р о с т р а н ё н н ы- м ии р а с п р о с т р а н ё н н ы м и. Н е р а с п р о с т р а н ё н н ы м ипредложениями называются такие, которые состоят только из главных членов, например: Утро. Тишина. Морозит. Деревня просыпается. Зажигаются огни. Р а с п р о с т р а н ё н н ы м и называются такие предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов, например: Раннее зимнее утро. Предрассветная тишина. Сильно морозит. Заснеженная деревня просыпается. В избах зажигаются огни. § 11. Простые и сложные предложения. Подлежащее и сказуемое связаны в предложении связью, которая называется п р е д и к а т и в н о й. Двусоставные предло-жения, в которых только одна предикативная связь, т. е. одно подлежащее и одно сказуемое, называются п р о с т ы м и. Простыми являются и такие предложения, в которых есть однородные подлежащие или.однородные сказуемые: предикативная связь и в этом случае одна, а однородные члены связаны между собой сочинительной связью., например: ск. п. ск. нездоровится, то надо лечь в постель. 3) Ночью заморозки, а днём теплеет. ск. п. 4) Уже рассвело, но в комнате еще темнота. Возможны и такие сложные предложения, одна часть которых сходна с двусоставным предложением, а другая — с односоставным: ск. ск. п. ск. п. ск. 1) Еще холодно, но чувствуется приближение весны. 2) Говорят, что он поступил в нститут. В этих сложных предложениях первая часть аналогична односоставному предложению, а вторая часть — двусоставному. 18. Прочитайте вслух и кратко охарактеризуйте каждое предложение: 1) односоставное или двусоставное; 2) нераспространённое или распространённое. 1) Казачья станица. Рассвело. В хате кипит самовар. Белеют стены. Расставлена посуда. Белый хлеб. Чистая скатерть. Хозяйка хлопочет у печки. Пахнет дымком. 2) Из-за пустяков сыр-бор разгорелся. 3) Нечего из мухи делать слона. § 12. Предложения повествовательные, вопросительные и побудительные. В зависимости от цели высказывания, а также от оценки его содержания говорящим предложения бывают п о в е с т в о в а т е л ь н ы е, в о п р о с и т е л ь н ы е и п о б у д и т е- л ь н ы е. 1. В п о в е с т в о в а т е л ь н ы х предложениях говорящий что-то сообщает собеседнику. Интонация повествовательного предложения характеризуется понижением голоса к концу предложения: Лошадь моя была готова. Я поехал с проводником. Утро было прекрасное. Солнце сияло. (П.) Если повествовательное предложение сильно распространено, то оно в произношении может распадаться на две части. Первая часть обычно произносится с повышением голоса, а вторая — с понижением: ...Художественное произведение | непременно должно выражать какую-нибудь большую мысль. (Ч.) П р и м е ч а н и е. К повествовательным относятся предложения, содержащие определение какого-нибудь понятия или предмета (на вопросы что это такое? или кто это такой?), например: Фонетика— учение о звуковом строе языка. Москва — столица России. Работа — великая сила. (Гл.) Интонационно эти предложения распадаются на две части: их первая часть произносится с особенно сильным повышением голоса, затем следует длительная пауза, после которой вторая часть предложения произносится более низким тоном. 2. В о п р о с и т е л ь н ы е предложения или побуждают собеседника высказать что-либо, или же требуют от него подтверждения или отрицания того, что высказано говорящим. П р и м е р ы: 1) — Скажите, пожалуйста, который час? — Без четверти шесть. 2) — Ты принёс мне книгу? — Да, вот она. 3) — Вы не видели Николая Ивановича? — Нет. Интонация вопросительных предложений характеризуется резким повышением голоса: Приехал? Здоров? Если вопросительное предложение состоит из нескольких слов, то повышение голоса приходится на то слово в вопросе, которое требует подтверждения или отрицания в ответе: Вы изучали английский язык? (Ответ: Изучал. Или: Не изучал.) Вы изучали английский язык? (Ответ: Да, английский. Или: Нет, французский.) Кроме интонации, для выражения вопроса употребляются вопросительные местоимения, наречия, вводные слова и частицы. П р и м е р ы: О чём вы думаете? Где Борис Алексеевич? А не много ли будет? Не правда ли, странная пьеса? (Из пьес А. П. Ч е х о в а.) П р и м е ч а н и я. 1. Предложения, которые составляют ответ, принадлежат к повествовате-льным, потому что заключают в себе сообщение. Интонация ответных предложений состоит в значительном понижении голоса; она как бы заканчивает вопрос: Товарищ, задание выполнил? — Выполнил. — В срок? — В срок. 2. Не все вопросительные предложения требуют ответа. Многие вопросительные предложения содержат сообщения. Укажем некоторые случаи. а) В с т р е ч н ы ев о п р о с ы (т.е. вопросы на вопрос), заключающие по содержанию ответ, например: В и ш н е в с к а я. Чем же вы жить-то будете? Ж а д о в. А голова-то, а руки-то на что? (А. И. Островский, Доходное место.) Смысл высказывания Жадова — «будем жить своим трудом». — Что ж ты, теперь домой идёшь? -— А то куда? Известно, домой. (И. С. Тургенев, Малиновая вода). б) Р и т о р и ч е с к и е в о п р о с ы, который говорящий задаёт, не предполагая ответа, поскольку подобные вопросы по существу содержат сообщение (у т в е р ж д е н и е или о т р и ц а н и е), например: Кто в этом сомневается? (Никто не сомневается.) Кто этого не знает? (Всякий знает.) Подобные вопросы названы риторическими (от греческого слова rhetor -оратор), так как они часто применяются в ораторской речи, чтобы вызвать сочувствие слушателей, их согласие, подытожить целый ряд доказательств, а иногда просто поддержать внимание слушателей. В поэзии риторические вопросы служат для выражения чувства, например: Почто в груди моей горит бесплодный жар и не дан мне в удел витийства грозный дар? (П.) 3. В разговоре вопрос часто задаётся не для того, чтобы побудить собеседников к ответу, а чтобы изменить направление внимания слушателей, переменить тему разговора, например: Но не будем говорить ни о пьесах, ни об атомах. Вечер такой славный... Слышите, господа, поют? (А. П. Чехов, Чайка; слова Аркадиной.) 4. Вопрос может иметь характер вводного предложения, ставящего своей задачей привлечь внимание к словам говорящего, например:. ..Что касается его писаний, то... как тебе сказать? Мило, талантливо... но... после Толстого или Золя не захочешь читать Тригорина... (А. П. Чехов, Чайка; слова Треплева.) 3. П о б у д и т е л ь н ы е предложения ставят своей целью побудить собеседника к совершению чего-нибудь. Форма побуждения может быть разная: приказание, просьба, приглашение, предостережение и т. п.: С о р и н (умоляюще). Останьтесь! Нина. Не могу, Пётр Николаевич. С о р и н. Останьтесь на один час и всё. (А. П. Ч е х о в, Чайка.) Ольга (нетерпеливо). Андрей, иди же, наконец! (А. П. Ч е-х о в, Три сестры.) Интонация побудительных предложений имеет множество разновидностей. По-разному произносятся предложения, выражающие: а) просьбу, мольбу: Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой! (Кр.); б) приглашение: Приходи посидеть вечерок! (Фед.); в) приказание: Просить, позвать, сказать, что дома.' (Гр.); г) призыв: Вперёд, вперёд, рабочий народ! (Блок.) Побудительные предложения характеризуются не только интонацией; в них могут употребляться глаголы в повелительном наклонении, а также различные побудительные частицы: пусть, да, давай, ну, -ка и др.: Не сокрушай ты меня, старуху! (Т.) Давай улетим! (П.) Яков, подними-ка, братец, занавес.' (Ч.) § 13. Восклицательные предложения. Предложения отличаются друг от друга не только по цели, но и по характеру высказывания. Любое предложение: повествовательное, вопросительное или побудительное — может стать также и восклицательным, если будет высказано с особой силой, с особой выразительностью, повышенным тоном. Это бывает тогда, когда говорящий чем-то взволнован. Предложение, произнесённое особым повышенным тоном, называется восклицательным. Сопоставьте П р и м е р ы: 1) Мама, Петя приехал.—Мама, Петя приехал! 2) Вы уже уходите? — Как, вы уже уходите?! 3) Возвращайтесь поскорее. — Возвращайтесь же поскорее! Восклицательная интонация очень разнообразна, потому что она передаёт самые разнообразные оттенки чувства, например сожаление: Увы! он счастия не ищет и не от счастия бежит! (Л.); восторг: Как хорошо ты, о море ночное! (Тютч.) и др. При выражении восклицания употребляются междометия, частицы, а также вопросительные местоимения и наречия, которые в этом случае служат не для вопроса, а для выражения восклицания: ...Когда мне приходилось ставить свою новую пьесу, то мне казалось всякий раз, что брюнеты враждебно настроены, а блондины холодно равнодушны. О, как это ужасно! Какое это было мучение! (А. П. Чехов, Чайка.) П р и м е ч а н и е. Как правило, восклицательными бывают междометные предложения, например: 1) Эх! —он схватил себя за голову и закачался, сидя на ларе. (М. Г.) 2) Какие тебе деньги? Вон! (Ч.) (См. § 73.) Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|