Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОТЕХНИКИ, ВКЛЮЧАЮЩИЕ УПРАВЛЯЕМЫЙ ПРОЦЕСС ПЕРЕЖИВАНИЯ ПАЦИЕНТОМ ЕГО ПРОШЛЫХ ВОПЛОЩЕНИЙ




 

Сегодня как на Западе, так и в нашей стране психология стала развиваться в новом, нетрадиционном для себя направлении "наведения мостов" между психологией исследующей, объясняющей и психологией воздействующей, вмешивающейся в развитие реальных процессов. Практическая психология приобрела некоторый спектр средств оказания психологической помощи для личностного роста, в частности в рамках "группо­вой психотерапии". Создаются "группы опыта" - опыта переживаний внутреннего и внешнего. Часто обращаются к этому опы­ту представители так называемых коммуникативных профессий (руководи­тели, преподаватели, тренеры), люди, испытывающие психологические затруднения. Данные методы используются в решении психотерапевтических задач и в работе с больными людьми как психическими, так и соматическими заболеваниями. В том числе существуют методы с установкой на помощь людям, испытывающим экзистенциальные*1 переживания, то есть связанные с проблемами времени, жизни и смерти, с проблемами поиска смысла существования (126, 218).

Примерами подобных психотехник могут служить такие, как "изнанка жизни" - глубокое погружение в опыт смерти при помощи телесно-ориентированной психотерапии, особых медитаций, процессов дыхания - работа с танатофобией*2, канцерофобией*3, суицидными и депрессивными состояниями, "кру­ги жизни" - использование реинкарнационной методики для решения личностных и семейных проблем и другие.

Рассмотрим примеры процессов психотехники "реинкарна­ционная терапия" (73), достаточно эффективно используемой психологами и психотерапевтами трансперсональной ориентации. Если до этого мы рассматривали техники, где переживания прошлых воплощений проявлялись спонтанно, то есть не программировались заранее, то в вышеназванном процессе эти переживания направляются ведущим. Такие переживания встречаются и в других психотехниках, но часто отбрасываются психотерапевтом из-за узости его представлений о структуре психики. Например, психолог, строго придерживающийся в сво­ей работе концепций З.Фрейда, при встрече с подобным феноменом просто отбросит его или сочтет фантазией пациента, так как в картографии сознания, используемой в традиционном психоанализе, нет трансперсонального уровня.

Трансперсональные терапевты считают, что в момент пред­смертных переживаний и смерти индивидуума в прошлой жизни им подводятся итоги жизни, делаются выводы и принимаются решения на будущую жизнь, даются обещания. Эти события являются чрезвычайно важными и несут очень сильный эмоциональный заряд, поэтому именно проработке и интеграции этих переживаний надо уделять особое внимание. Также считается, что эти события влияют на то, где, как, в каких условиях, у каких родителей рождается человек в настоящей жизни, и что посредством этой связи осуществляется закон кармы, то есть определенная проблема, которая не решается в одной жизни и как бы переходит в другую, образуются "кармические хвосты". Для психотерапевтов предложенная модель является гипотетической, но она объясняет многие явления, возникающие во время погружений, и, главное, при использовании данной техники можно осознать и решить свои определенные проблемы, а это уже факт, подтвержденный практикой.

Методика довольно проста: погружаемый должен сформулировать проблему, задачу предстоящего погружения, например: "Я хочу попасть в мою самую тяжелую жизнь", должен лечь, закрыть глаза, найти удобную позу, расслабиться физически и мысленно. Ведущий проводит расслабление спокойным, ровным голосом по определенному тексту, где указаны установки на расслабление. Дальше процесс проходит в виде диалога ведущего и погружаемого. Ведущий формулирует вопрос, погружаемый отвечает ему, определяется возраст, описывается ситуация, что с ним происходит. В конце процесса происходит принятие ситуации и самого ощущения. Инструктор при этом должен стараться выступать в роли беспристрастного наблюдателя, но при этом оказывать необходимую психологическую и эмоциональную поддержку, не вовлекаясь в процесс погружаемого (22, 73).

Привожу два примера процессов "реинкарнационной терапии" моих пациентов:

Пациентка О.

Поставленный вопрос: за что, за какие поступки мне при­ш­лось расплачиваться, потратив на это лучшие годы своей жизни (с 24 до 30 лет)?

События развивались следующим образом: сначала начались домашние неприятности, тяжелые квартирные условия, за­тем тяжело заболел, долго страдал и очень тяжело умирал мой муж. Потом тяжело заболела я, перенесла две операции. Все это сопровождалось состоянием тяжелейшей депрессии.

Процесс реинкарнации протекал так...

Расслабившись, в состоянии медитации ощутила поток золотой энергии, заполнивший меня полностью. Увидела себя в комнате моей бабушки, где я провела свое детство. Отчетливо видела резную мебель, вышитые салфеточки и слоников на них, два больших окна, дверь за бархатной гардиной. Открыла дверь, за ней увидела туман, по­хожий на облака, если смотреть на них из иллюминатора самолета. Потом увидела далеко внизу землю и узкую тропинку. Спустилась к ней и пошла к мостику. Мостик видела не очень отчетливо. Запомнились только железные перила с одной стороны и узкое ущелье под ногами.

Перейдя мостик, огляделась. Оказалась среди покрытых зеленой травой холмов. Ярко и очень тепло светило солнце. Посмотрела на свои ноги. Я была обута в сандалии, которые завязывались шнурками высоко у колен. Оказалось, что я одета во что-то типа туники. Я была девушкой лет двадцати, очень красивой. Увидела свое тело и была просто восхищена, чувствовала каждую его мышцу, оно было тренированным, очень крепким и каким-то легким.

Определила время и место: это была Греция, ХV век.

Я пошла по тропинке к дому. Увидела маленький домик, покрытый чем-то вроде соломы, с очень маленькой дверью и узким черным окошком. Около дома в пыли сидели маленькие дети и играли. Я осмотрелась: сначала никого не узнавала, затем поняла, что один из детей, мальчик лет трех-четырех, чем-то близок мне, но это был не мой ребенок, это я поняла сразу. Я не испытывала к нему материнских чувств, я просто его знала, чувства любви к нему у меня не было.

Потом почувствовала тревогу. Оглянувшись, увидела, как по дороге скачут пять всадников. От них на меня просто хлынул поток ощущений беды и горя. Каждой своей клеточкой я ощутила опасность. Я подбежала к мальчику, схватила его на руки и прижала к себе. Когда я стала разглядывать мальчика, то поняла, что это и есть мой муж, только в той жизни он был моим младшим братиком. Это открытие потрясло меня, потому что лицом он не был похож на моего мужа, но я тем не менее совершенно точно знала, что это так.

Потом я перенеслась на несколько лет дальше. Это был промежуток в год или два, потому что моему братику было уже лет пять. Мы шли по пыльной широкой дороге среди холмов и не очень высоких гор в потоке людей, похожих на беженцев. Это был очень большой и пыльный поток. Я была одета в коричневое длинное одеяние с поясом, той же тканью была покрыта моя голова. Брата я вела за руку. Мы подошли к пещере и вошли в нее. Видимо, мальчик устал и хотел отдохнуть, он присел к стене и сразу уснул. Я села рядом и смотрела на проходящий мимо меня людской поток. Сначала я не могла понять, что будет дальше, но потом с ужасом обнаружила, что хочу встать и уйти, потому что очень боюсь отстать от этого людского потока. Я не могла этому поверить, потому что отчетливо видела, что мой братик спит, а я уже встаю и подхожу к выходу из пещеры. И тут я поняла, что я, то есть та женщина, хочет встать и уйти, оставив ребенка. Так и произошло: я встала и пошла, не испытывая никаких угрызений совести. Хочу подчеркнуть, что я не испытывала чувств сестринской любви к этому ребенку, вообще ничего не испытывала по отношению к нему, я просто боялась отстать от уходящих людей, это чувство преобладало. Затем я увидела себя идущей по дороге, догоняющей кого-то.

В это время на меня нахлынули сильнейшие эмоции: меня трясло, я плакала, грудь сжимало спазмами. Осознание ужаса содеянного навалилось на меня как камень. Ощущения были очень яркими и сильными. Чувство горя, раскаяния за этот поступок, сознание того, что невозможно ничего исправить. Трудно описать ту гамму чувств, которые я испытывала в эти минуты. Затем ведущий попросил меня посмотреть, были ли у нас еще встречи с моим братом в той жизни. Я ничего не увидела.

Потом мы подошли к моменту смерти. Я ощутила себя глубокой старухой, лет восьмидесяти, лежащей на постели, увидела свои совершенно иссохшие руки. В ногах у меня стояли двое молодых мужчин и две женщины. Я поняла, что это мои сыновья и их жены. Я опять ощутила спазм в горле, те же ощущения раскаяния и сожаления и поняла, что эти чувства преследовали меня всю жизнь. Я, видимо, проклинала себя за это предательство, и угрызения совести не оставляли меня.

Затем почувствовала, что я отделилась от тела, увидела свое тело лежащим внизу. Сразу почувствовала облегчение. Слезы прекратились, мне стало хорошо и спокойно. Увидела, как мои родные заплакали, женщины упали на колени и рыдали, обняв мои ноги. Мне стало немного легче от сознания, что меня оплакивают близкие мне люди. Я поняла, что в жизни я была неплохим человеком.

Через некоторое время я встретилась с той женщиной в длинном коричневом одеянии, какой я была в момент своего ужасного поступка. У нее было красивое доброе лицо, глаза очень грустные. Хотя во время своего сеанса я не слышала ни одного слова, я тем не менее поняла, что она просит у меня прощения. Я не могла ее простить, все мое существо восставало против этого. И только с помощью моего сопровождаю­щего, который уговаривал меня сделать это, я с трудом смогла простить ее. Она улыбнулась, но глаза оставались грустными. Тяжесть ее поступка все еще лежала на ней. Мы протянули друг другу руки и долго стояли так. Между нами происходил как бы обмен эмоциями, как разговор, только не было сказано ни слова. Она мне передала информацию, которую я смогла осмыслить только потом.

Сопоставляя себя нынешнюю и ту, кем я была, я поняла, что во мне не случайно заложены огромная любовь к детям, очень сильный материнский инстинкт и полнейшее неприятие предательства. Я совершенно точно знаю, что не смогу предать, особенно если человек в беде и особенно если это ребенок. Ощущение этого сопровождает меня всю жизнь, но я всегда думала, что это просто черта моего характера.

Я поняла также, что все, что со мной происходило в этой жизни, все мои беды и несчастья - это отработка тех качеств, которые мне были переданы из той жизни. Это отработка мое­го долга по отношению к тому ребенку, а в этой жизни - моему мужу.

Осознав это, я увидела еще одно лицо. Это был совершенно седой старик с длинными волосами и бородой, он был очень похож на П.Иванова. Он очень пристально смотрел на меня. Я поняла, что это мой учитель. Я попросила его помочь мне, исцелить меня, наставить на путь. Он ничего не сказал, он просто смотрел на меня, но глаза у него были добрые. Я в этот момент испытывала сильнейшие эмоции и, наверное, не поняла, что он хотел мне передать. В этом мне еще предстоит разобраться, но самый главный ответ на мучивший меня вопрос я получила.

По просьбе сопровождающего я вернулась в комнату, где начиналась реинкарнация. Переход был каким-то сумбурным, мне очень мешали мои эмоции, но в комнате я оказалась. Огляделась: все было таким же. Я вернулась, но еще очень долго находилась под впечатлением от увиденного, все это очень глубоко потрясло меня. Через некоторое время я осознала, что я все-таки искупила свою вину по отношению к ребенку - моему мужу, но каким же тяжелым было это искупление!

Пациентка Г.

Поставленная задача: увидеть себя в проявлении более сильной духовной жизни в сравнении с настоящей.

Комната. Большой квадратный зал с высоким потолком без мебели и каких-либо предметов обстановки. Окна огромные, квадратные, без стекол, простенки маленькие. Вся комната наполнена свежим воздухом и неярко освещена, пол темный, дверь тоже выглядит темным пятном.

Вышла из комнаты в серый туман, ощущение пропасти впе­реди. Показалась светлая дуга как бы из более плотного тумана, перебралась по ней.

На той стороне из темноты показался свет или светлое пятно, которое, увеличиваясь, превратилось в желтую тропинку в горах в солнечный теплый день. Австрия, XVII век, г. Новиль. На этой тропинке странник в потрепанной одежде, ему лет сорок, он крупный, красивый, сильный и добрый человек. Идет он в хорошем настроении в город без определенной цели, наслаждается дорогой, свободой, жизнью.

В городе. Ясный день, людная улица, вымощенная камнем-булыжником, иду­щая немного вверх в гору. Очень приветливые, теплые встречи странника с горожанами. Ясно вид­но, что странник всем знаком и все ему рады.

Час смерти наступил вскоре. Ночью в этом городе виден жел­тый фонарь. На мостовой лежит странник и умирает. Он один. Смерть наступила насильственная. Чувств боли, обиды, мести нет, скорее недоумение. Затем переполняют чувства: не­же­лание умирать, сожаление о всем, что здесь остается, о том, что не сделано, и все это на приливе огромной доброты, любви ко всему. Тело оставлено, и видно сверху: наступило чувство легкости и покоя.

Встреча - я и странник. Знаю, что мне надо простить его в прошлой жизни, но не знаю, за что должна прощать. Мне кажется, что на нем нет никакой вины, и прощаю формально. С его стороны в мой адрес чувствую жалость и опять же бесконечную доброту и любовь. Мой Высший Учитель появляется в виде яркого света слева от странника. Его благословение ощущаю как волну сильного тепла, хлынувшую на меня сверху и медленно сошедшую вниз.

Возвращение. Стремительно перенеслась, перелетела через темноту и оказалась в комнате.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных