Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Некоторые виды грамматических ошибок




Таблица 26.

  Вид ошибки Примеры
  Ошибочное словообразование Впоймать, скучание
  Ошибочное образование формы существительного С повидлой. без сапогов
З Ошибочное образование формы прилагательного более умнее, презамечательнейший
  Ошибочное образование формы числительного около четыреста пяти километров
  Ошибочное образование формы местоимения ихний дом, напротив него дома
б Ошибочное образование форм глагола, причастия и деепричастия они ложат, хочут, ездиют, коля лёд, молоный кофе
  Нарушение согласования Картина с деревьями, наклонившиеся к воде.
  Нарушение управления согласно плана, уверенность в победу
  Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Не вечна ни весна, ни лето.
  Нарушение способа выражения сказуемого Он прожил жизнь, которая подвиг. Они были веселы, счастливы, и молодые
  Ошибки в построении предложения с однородными членами Эта книга меня научила честности, смелости и уважать людей.
  Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Читая книги, мне стало интересно жить.
  Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Тропинка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
  Ошибки в построении сложного предложения Этот человек научил меня многому, которого я встретил в юности.
  Смещение прямой и косвенной речи Отец сказал, что я еще подумаю над твоим предложением
  Нарушение границ предложения Мальчик быстро бежал по дороге, И упал. Он был добрым человеком. Потому что всем помогал.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Задание 1. Составьте конспект данного материала.

Задание 2. Прочитайте отрывок из рассказа Н. Тэффи «Ораторы». Выполните задания после его прочтения.

Ораторы.

Ораторы – это моя слабость. Моё блаженство и мученье. Завидую. Хочу тоже говорить – и не умею. Удивительное это дело. Иногда какой-нибудь маленький, корявенький человечек сидит тихо, жуёт банкетную телятину да вдруг как вскочит, стукнет вилкой об стакан и пошёл, и пошёл – откуда что берётся. - Милостивые государи! Под этой гостеприимной кровлей, объединяющей могучим куполом… Господа! Я хочу обрисовать перед вами доступными мне штрихами личность Семёна Петровича Вспомните, господа, слова поэта: «Казак на север держит путь, казак не хочет отдохнуть». Вынем эти слова из уст поэта и вложим их в уста Семёна Петровича Волны красноречия бегут, набегая друг на друга, гонят, тонут, хлещут, блещут.

А потом поднимается другой и скажет задушевно и вдумчиво: - Господа! Я не оратор. Слёзы мешают мне говорить. Не знаю, что было бы, если бы они не мешали, потому что и с этой помехой он легко и свободно заполняет полтора часа. И чего-чего только не коснётся это талантливое существо: Фридриха Барбароссы, планетоидов, пророка Самуила, Анны Павловой, геологических наслоений Северной Гвинеи, «Подарка молодым хозяйкам» Молоховец, аппендицита, Оскара Уайльда, малороссийских бахчей, Пифагора, фокстрота…

Но самый страшный тип оратора – оратор спокойный, который перед своей речью взглянет на часы, щёлкнет крышкой и скажет твёрдо – Господа! Я буду краток. Ах, не верьте ему! – Мы собрались здесь, объединённые общей целью отпраздновать юбилей высокочтимого Семёна Петровича Чолкина. Дорогой Семён Петрович! Думали ли вы, когда невинным ребёнком резвились в полях и рощах Тамбовской губернии, сначала в дошкольном возрасте, а затем гимназистом, думали ли вы, что когда-нибудь в далёкой, чужой вам стране друзья ваши будут праздновать ваш юбилей? Оратор этого сорта решительно ничего не замечает. Во время его речи громко разговаривают, ходят друг к другу в гости, иногда даже начинают концертное отделение.

Задания к тексту

1) Какой фразеологической единицей можно охарактеризовать первый тип оратора?

А) владеть собой; Б) переливать из пустого в порожнее; В) язык хорошо подвешен.

2) Какой фразеологической единицей можно охарактеризовать второй тип оратора?

А) язык без костей; Б) называть вещи своими именами; В) сердце кровью обливается.

3) Какой фразеологической единицей можно охарактеризовать третий тип оратора?

А) потерять почву под ногами; Б) язык проглотить; В) бросать слова на ветер.

4) Какая распространённая речевая ошибка присутствует в речи третьего оратора?

А) тавтология; Б) плеоназм; В) канцеляризмы.

 

Задание 3. Весной 1918 г. Великий русский ученый, лауреат Нобелевской премии академик И.П. Павлов выступил в Петрограде с двумя публичными лекциями «Об уме вообще и русском в частности». Лекции И.П. Павлова были застенографированы его женой и выправлены самим ученым. В первой лекции, посвященной человеческому уму вообще, и прежде всего - уму естественнонаучному, И.П. Павлов установил и охарактеризовал восемь «основных свойств и приемов, какими обладает надлежащий действующий ум». Во второй лекции он приложил «эту характеристику как критерий, как мерку к русскому уму». Выделите структурно-смысловые части текста, отметьте ключевые слова или ключевые предложения каждой части.

О русском уме.

Милостивые государи! Заранее прошу меня простить, что в гнетущее время, которое мы переживаем, я сейчас буду говорить о довольно печальных вещах. Но, мне думается, или вернее сказать, я чувствую, что наша интеллигенция, т.е. мозг родины, в погребальный час великой России не имеет права на радость и веселье. У нас должна быть одна потребность, одна обязанность - сохранять единственно нам оставшееся достоинство: смотреть на самих себя и окружающее без самообмана. Побуждаемый этим мотивом, я почел своим долгом и позволил привлечь ваше внимание к моим жизненным впечатлениям и наблюдениям относительно нашего русского ума.<…>

В чем можно видеть русский ум? На этом вопросе необходимо остановиться. Конечно, отчетливо выступает несколько видов ума. Во-первых, научный русский ум, участвующий в разработке русской науки. Я думаю, что на этом уме мне останавливаться не приходиться, и вот почему. Это ум до некоторой степени оранжерейный, работающий в особой обстановке. Он выбирает маленький уголочек действительности, ставит ее в чрезвычайные условия, подходит к ней с выработанными заранее методами, мало того, этот ум обращается к действительности, когда она уже систематизирована, и работает вне жизненной необходимости, вне страстей и т.д. Значит, в целом это работа облегченная и особенная, работа, далеко идущая от работы того ума, который действует в жизни. Характеристика этого ума может говорить лишь об умственных возможностях нации.

Далее. Этот ум есть ум частичный, касающийся очень небольшой части народа, и он не мог бы характеризовать весь народный ум в целом. Количество ученых, я разумею, конечно, истинно ученых, особенно в отсталых странах, очень небольшое.<…>

Поэтому, мне кажется, я прав, если в дальнейшем не буду учитывать научного ума. Но тогда каким же умом я займусь? Очевидно, массовым, общежизненным умом, который определяет судьбу народа. Но массовый ум придется подразделить. Это будет, во-первых, ум низших масс и затем уж интеллигентный. Мне кажется, что если говорить об общежизненном уме, определяющим судьбу народа, то ум низших масс придется оставить в стороне. <…>

Поэтому-то я и думаю, что то, о чем стоит говорить и характеризовать, то, что имеет значение, определяя судьбу науки, - это, конечно, есть ум интеллигентный. И его характеристика интересна, его свойства важны. Мне кажется, что то, что произошло сейчас в России, есть безусловно дело интеллигентного ума, массы же сыграли совершенно пассивную роль, они восприняли то движение, по которому их направляла интеллигенция. Отказываться от этого, я полагаю, было бы несправедливо, недостойно.<…>

Однако мне могут возразить следующее. Как же я обращусь к этому интеллигентному уму с критерием, который я установил относительно ума научного? Будет ли это целесообразно и справедливо? А почему нет, спрошу я. Ведь у каждого ума одна задача - это правильно видеть действительность, понимать ее и соответственно этому держаться. Нельзя представить ум существующим лишь для забавы. Он должен иметь свои задачи, и, как вы видите, эти задачи и в том и в другом случае одни и те же. Разница лишь в следующем: научный ум имеет дело с маленьким уголком действительности, а ум обычный имеет дело со всею жизнью. Задача по существу одна и та же, но более сложная, можно только сказать, что здесь тем более выступает настоятельность тех приемов, которыми пользуется ум вообще. Если требуются известные качества от научного ума, то от жизненного ума они требуются в еще большей степени.<…>

 

Задание 4. Прочитайте фрагменты газетных статей. Найдите в них стилистические ошибки, исправьте их.

1. Президенту следует внести ряд изменений в систему финансирования работ по восстановлению экономики и социальной сферы Чечни. Информация, что деньги из федерального бюджета там неизвестно где гуляют, поступает постоянно.

2. Авторы многое придумали для того, чтобы сделать музыкальный эфир более интересным. Программа предложила совершенно новую концепцию музыкальной передачу сделав ее более модной, стильной, современной, придумав огромное количество компьютерных фишек и наворотов, применив новую технику монтажа.

3. Судя по всему, авторы проекта не учитывают российской сообразительности. Не ценят живого пытливого ума наших с вами соотечественников, которых не следует держать за полных лохов.

4. Огромное количество колдунов, прорицателей, целителей, появившихся в последнее время, настолько заворожило внимание людей, что желающих попасть на такие сеансы очень много. Я спросил у И., постоянного посетителя встреч с А. Кашпировским, о его ощущениях. После первого сеанса он так отъехал, что еле мог шевелиться.

5. По мнению экспертов российского посольства в Анкаре, таможенный союз будет (по крайней мере на первых порах) более выгоден ЕС. Реальную пользу Турция получит прежде всего от снятия квот на экспорт своего текстиля в страны Европы. Между тем европейцам светят значительные выгоды от либерализации импорта в Турцию.

6. Психологическая атмосфера в семье Сталина также была тяжелой. Его сын Василий был пьяницей и бабником, которого Сталин презирал. Его дочь Светлана, дважды, к неудовольствию отца, выходившая замуж, давно уже перестала его навещать.

7. Специалисты установили, что некоторые случаи кардиофобии сопровождаются полной клинической картиной всамделишных сердечных заболеваний.

8. Тут с террористами не цацкались бы, поскольку наша страна строго придерживается положений Чикагской (1944 г.) конвенции, в соответствии с которыми обязались выдавать угонщиков.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных