Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Икона БЛАГОСЛОВЕННО ВОИНСТВО НЕБЕСНОГО ЦАРЯ




Икона была исполнена для Успенского собора Московского Кремля, где располагалась в специальном киоте близ царского места. В начале XX века она оказалась в Мироваренной палате Московского Кремля, откуда в 1919 году поступила в Третьяковскую галерею.
Название иконы заимствовано из служебных песнопений, посвященных мученикам ("Благословенно воинство Небесного Царя, аще и земнороднии беша страстотерпцы, но ангельское достоинство потщашеся достигнути, о телесах нерадиша и страданьми бесплотных сподобишася чести" – Октоих, стихира V гласа к мученикам). Центральную часть композиции занимает развернутое шествие святых воинов под предводительством небесного воеводы – Архангела Михаила на крылатом коне. Конные и пешие воины движутся тремя рядами от горящего города к Небесному Иерусалиму, стоящему на горе и увенчанному шатром (Откр.XXI, 3,10). В соответствии с текстом Откровения, гору с небесным градом окружает "чистая река воды жизни" (Откр.XXII,1). Перед городскими стенами представлены Богоматерь с Младенцем Христом, который вручает ангелам небесные венцы. Летящие навстречу воинству ангелы увенчивают праведников.
Исходная мысль для необычной иконографической программы была почерпнута, по-видимому, из послания апостола Павла к евреям: "...ибо не имеем мы здесь пребывающего града, но в грядущем града себе взыскуем" (Евр.XIII:14). Содержание ее перекликается также с песнопениями Октоиха и других богослужебных книг, в которых прославляются мученики, пожертвовавшие своей жизнью ради истинной веры и получившие в награду небесное блаженство. Важным иконографическим источником здесь послужили также тексты Откровения Иоанна Богослова, содержащие не только описание Небесного Иерусалима, но и противоположный ему образ "погибельного града" – поверженного Вавилона, "духовного Содома и Египта" (Откр.XI,8), восходивший к "погибельным царствам" из эсхатологического видения пророка Даниила (Дан.VII) Эта тема раскрывается в иконе не только через противопоставление двух градов, но и в символическом изображении трех водоемов у подножия райской горы, один из которых пересох ("...источник воды живой оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды" - Иер.II,13).
Вместе с тем, замысел иконы мог быть связан и с конкретными историческими событиями - как полагает большинство исследователей, она была исполнена в память о взятии Казани русскими войсками в 1551 году. Накануне Казанского похода митрополит Макарий в своем послании в Свияжск обещал отпущение грехов всем участникам похода и мученический венец - погибшим за правую веру. Таким образом, деяния погибших приравнивались к подвигу мучеников древности, а сами они становились членами единого небесного воинства.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных