Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Установки и убеждения




Установка — это ваша ориентация, та позиция, кото­рую вы занимаете по отношению к Богу, жизни, работе и связям с другими людьми. Убеждения — это представле­ния, которые вы считаете истинными. Часто мы не заме­чаем, как определенная установка или убеждение стано­вятся источником дискомфорта в нашей жизни. По при­меру наших прародителей, Адама и Евы, мы обвиняем дру­гих. А должны бы владеть собственными установками и убеждениями. Они ведь находятся в пределах нашей соб­ственности. Мы испытываем на себе их последствия. И мы единственные, кто может изменить их.

Сложность с установками заключается в том, что мы их усваиваем в очень раннем возрасте. В большой степени от них зависит «карта» нашей личности: кто мы и как себя ведем. Люди, которые никогда не ставят под сомнение свои установки и убеждения, легко могут стать жертвой стерео­типа. Стереотипы бывают разные. Но люди, находящиеся у них в плену, подобны тем, о которых говорил Иисус, что они придерживаются «предания человеческого», а не слова Божьего (Мк. 7:8; Мф.15:3).

Людям, у которых имеются проблемы с барьерами, обычно также свойственно искаженное представление об ответственности. Им кажется, что неправильно возлагать на людей ответственность за их чувства, выбор и поведе­ние. Однако в Книге Притчей раз за разом говорится, что установление ограничений и принятие на себя ответствен­ности спасает жизнь (Прит. 13:18,24).

Поведение

Поведение влечет за собой последствия. Как говорил Павел: «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7-8). Если мы усердно занимаемся, то получаем хорошие оценки. Если ходим на работу, то получаем зарплату. Если делаем физи­ческие упражнения, то будем в лучшей форме. Если проявляем любовь к другим людям, то наши отношения с ними будут ближе. И наоборот, если мы сеем праздность, безот­ветственность или бесконтрольное поведение, то не следу­ет удивляться, пожиная нищету, неудачу и все остальные прелести впустую растрачиваемой жизни. Все это естествен­ные последствия нашего поведения.

Проблема возникает, когда кто-то вмешивается в дей­ствие этого. Пьянство или наркомания обязательно несут за собой соответствующие последствия для пьяницы или наркомана. «Злое наказание уклоняющемуся от пути» (Прит. 15:10). Избавлять людей от естественных послед­ствий их собственных поступков — значит делать их беспомощными.

Это часто происходит во взаимоотношениях родите­лей с детьми. Родители, вместо того чтобы предоставить детям возможность пожинать естественные последствия их поведения, ограничиваются ссорой. Лишь при сис­теме воспитания, когда тепло соседствует с разумными огра­ничениями, дети вырастают уверенными в себе людьми, обладающими умением управлять своей собственной жиз­нью.

Выбор

Нам необходимо нести ответственность за собствен­ный выбор. Только тогда мы пожнем плоды «воздержа­ния» (Гал. 5:23) [2]. Но очень часто мы отказываемся от от­ветственности за совершаемый выбор и возлагаем эту от­ветственность на кого-либо другого. Вспомните, как час­то, объясняя причину наших поступков, мы прибегаем к фразам: «Мне пришлось...» или «Из-за него(нее) я...» Эти фразы раскрывают главную иллюзию. Она заключается в том, что во многих своих делах мы не выступаем в роли активной силы. Мы считаем, что всем управляет кто-то другой, и тем самым снимаем с себя основную ответствен­ность — ответственность за свои поступки.

Мы должны осознать, что наш выбор зависит от нас и наши чувства при этом не так уж важны. Это не позволит нам совершать какие-либо поступки против нашей воли, например, давать «с огорчением или принуждением», как сказано во 2 Послании к Коринфянам 9:7. Павел даже не принимал дара, если чувствовал, что даритель принес его только из чувства «долга». Однажды он даже отослал дар обратно, чтобы «доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно» (Фил. 14). То же самое говорит Иисус Навин в своем известном стихе «о выборе»: «Если же неугодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить» (Нав. 24:15).

Нечто похожее сказал Иисус в Своей притче о вино­градаре, где один из работников был недоволен платой, за которую согласился работать: «Друг! Я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?» (Мф. 20:13). Этот человек сделал свободный выбор, согласившись работать за определенную плату. Он гневался из-за того, что дру­гой, работавший меньше него, получил столько же.

Другой пример — брат блудного сына. Он принял ре­шение остаться дома и служить своему отцу, а по возвра­щении брата стал возмущаться. Отцу пришлось ему на­помнить, что он сам предпочел остаться дома.

Священное Писание напоминает людям о сделанном ими выборе и просит взять на себя ответственность за это. Как сказал Павел: «Если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим. 8:13). Если мы делаем выбор, ища одобрения со сто­роны других или на основании собственного чувства вины, то готовим обильную почву, на которой взрастет обида и негодование. И то и другое — плоды нашей греховной при­роды. Другие люди решают, что нам «следует» делать, и мы уже не считаем себя вправе делать то, что нам хочется. Мы думаем, будто делая что-то по принуждению, прояв­ляем любовь.

Установление барьеров неминуемо влечет за собой принятие на себя ответственности за свои решения и за последствия этих решений. Вполне возможно, что вы сами не позволяете себе принять решение или сделать выбор, результатами которого будете довольны.

Система ценностей

Мы ценим то, что любим и что является для нас важ­ным. Но часто мы не хотим нести ответственность за то, что ценим. Мы оказываемся в ловушке, когда одобрение людей ценим выше одобрения Бога (Ин. 12:43). Из-за это­го смещения акцентов мы теряем многое в своей жизни. Нам кажется, что власть, богатство или удовольствие заме­нят собой любовь, которая единственная может удовлетво­рить самое сокровенное желание нашей души.

Мы можем рассчитывать на помощь Бога и Его людей, если готовы отвечать за свое бесконтрольное поведение, причиной которого послужила любовь к тому, что любви не стоит, или пристрастие к вещам, не имеющим долго­вечной ценности; если мы признаем, что наше сердце це­нит вещи, по определению не способные принести удовлетво­рение, Бог поможет нам «сотворить новое сердце». Барье­ры помогут не отказываться от старых ошибок, а признать их. Бог способен изменить нашу систему ценностей.

Ограничения

Когда речь заходит об установлении более эффектив­ных барьеров, мы можем выделить два аспекта. Первый — мы начинаем ограничивать других. Именно об этом чаще всего приходится слышать. Однако на самом деле в прак­тической жизни ограничивать других невозможно. Все, что мы можем сделать, — это ограничить нашу собственную открытость людям, которые ведут себя неправильно; не в наших силах изменить их или заставить вести себя пра­вильно.

Примером в этом для нас является Бог. Он не «стре­мится» в буквальном смысле «ограничить» людей, чтобы «заставить» их изменить свое поведение. Бог устанавлива­ет стандарты, но при этом позволяет людям вести себя ес­тественно. Но затем отвергает тех, кто ведет себя непра­вильно. По сути, Он говорит: «Ты можешь быть таким, если хочешь, но в Мой дом тебе вход запрещен». Небеса — место для кающихся, и там всех рады видеть.

Но Бог ограничивает Свою открытость перед злыми и нераскаявшимися людьми. Так же следует поступать и нам. Священное Писание призывает отдаляться от людей, чье поведение разрушительно действует на нас (Мф. 18:15-17; 1 Кор. 5:9-13). Если мы отдаляемся, это отнюдь не значит, что мы не любим. Таким образом мы защищаем любовь, потому что выступаем против того, что способно ее разру­шить.

Полезно рассмотреть и другой аспект вопроса об огра­ничениях. Это установление наших собственных внутренних ограничений. Внутри нас должно быть пространство, в пре­делах которого мы могли бы пережить чувство, импульс или желание, не совершая при этом соответствующих по­ступков. То есть нам нужен самоконтроль.без подавления.

Мы должны уметь говорить себе «нет». Это относится как к нашим разрушительным желаниям, так и к некото­рым хорошим, к осуществлению которых неразумно стре­миться в данный конкретный период. Такая внутренняя структура является очень важным компонентом, необхо­димым для создания барьеров и поддержания целостности личности, а также выработки самоконтроля, чувства ответ­ственности и «обладания» своим «я».

Таланты

Ниже приведены два отрывка. Это два ответа господи­на своим слугам. Обратите внимание, как резко они отли­чаются:

«Хорошо, добрый и верный раб в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

«Лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я пришед получил бы мое с прибылью; итак возьмите у него талант и дайте име­ющему десять талантов» (Мф. 25:23,26-28).

Нет другого отрывка, который бы лучше проиллюст­рировал возложенную на нас Богом ответственность за правильное использование своих талантов. Хотя в примере речь идет о деньгах, но идея в равной степени применима и к нашим внутренним талантам. Совершенно ясно, что наши таланты находятся на нашей территории, в рамках наших барьеров. Следовательно, именно мы отвечаем за их должное развитие. Тем не менее мы часто боимся пол­ностью владеть ими, потому что это всегда связано с рис­ком.

Притча о талантах гласит, что мы обязательно должны развивать свои дары и продуктивно работать. Кроме всего прочего, поступая так, мы будем несравненно счастливее. Чтобы преодолеть страх неудачи, на поводу у которого пошел «лукавый и ленивый» раб, необходима работа, тре­нировка, учеба, молитва, ресурсы и благодать. Его постиг­ла кара не за то, что он боялся. Мы все боимся, когда пытаемся сделать что-то новое и трудное. Его постигла кара за то, что он не преодолел свой страх и поэтому не прило­жил достаточно усилий. Если мы не пытаемся преодолеть свой страх, мы тем самым отрезаем себе путь к Божьей благодати. Кроме того, уступая страху, мы оскорбляем Его дар и благодать, с помощью которых Он был готов нас поддержать в процессе учебы.

Мысли

Наш ум и наши мысли — важная составляющая, одна из тех, которые доказывают, что мы созданы по образу и подобию Божьему. Ни одно другое земное существо не обладает способностью мыслить. Мы единственные существа, призванные «любить Бога разумением своим»

 

И Павел писал, что он «пленяет всякое по­мышление в послушание Христу» (2 Кор. 10:5). Установле­ние барьеров в мыслях включает в себя три вещи:

/. Наши мысли должны принадлежать нам. Многие люди не владеют своим собственным мыслительным процессом. Они механически повторяют мысли, мнения и суждения других, не стараясь проверить их. Они никогда не стреми­лись «подумать своей головой». Безусловно, нам следует прислушиваться к мыслям других и взвешивать их; но ни в коем случае нельзя позволять другим думать за нас. В рам­ках взаимоотношений нам следует решать все самостоя­тельно, оставаясь независимыми мыслителями.

2. Мы должны возрастать в знании и расширять свой кругозор. Одна область, в которой нам следует возрастать в знании, — это познание Бога и Его Слова. Давид так ска­зал о познании Божьего Слова: «Истомилась душа моя же­ланием судов Твоих во всякое время. Откровения Твои — утешение мое, советники мои» (Пс. 118:20,24). Другой спо­соб познания Бога — изучение Его творения и Его работы. Узнавая этот мир, мы повинуемся заповеди «обладать и владычествовать» землей и всем находящимся на ней. Что­бы стать мудрыми распорядителями мира, отданного в наши руки, мы должны хорошо знать этот мир. Независимо от­того, чем мы занимаемся: делаем операцию, приводим в порядок свои счета или воспитываем детей, мы должны использовать свой мозг, чтобы лучше жить и прославлять Бога.

3. Мы должны исправлять искаженный образ мыслей. У всех у нас есть тенденция видеть, думать и воспринимать искаженно. Легче всего, вероятно, увидеть это искажение на примере личных взаимоотношений. Мы редко видим людей такими, какие они есть. Наше восприятие искажа­ется прошлыми взаимоотношениями и нашими собствен­ными предвзятыми представлениями о том, кем, по наше­му мнению, они являются. Это относится даже к самым близким людям. Мы не видим ясно из-за «бревен» в наших глазах (Мф. 7:3-5).

Если мы хотим подчинить себе мыслительный про­цесс на уровне взаимоотношений, то для этого необходи­мо тщательно проверить, не ошибаемся ли мы. Впитывая новую информацию, мы начинаем мыслить более реалис­тично.

Кроме того, непременно надо делиться мыслями с дру­гими людьми. Многие люди думают, что другие должны уметь читать их мысли и знать, чего они хотят. Это приво­дит к разочарованию. Даже Павел говорит: «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?» (1 Кор. 2:11). Какое точное высказыва­ние! У нас есть наши собственные мысли, и если мы хо­тим, чтобы другие узнали их, то должны рассказать.

Желания

Наши желания лежат в пределах наших барьеров. У каждого из нас есть разнообразные желания и мечты, цели и планы. Нам всем чего-то не хватает, мы чего-то жаждем. Мы все хотим удовлетворить свое «я». Так почему же вок­руг так мало удовлетворенных «я»?

Частично эта проблема объясняется недостатком струк­турированных барьеров в рамках нашей личности. Мы не можем определить, кто же такой этот настоящий «я» и чего же он в самом деле желает. Многие неистинные желания выдают себя за нечто реальное. На самом деле это похоть, которая является следствием нашего отказа быть хозяева­ми своих настоящих желаний. Например, многие сексу­ально распущенные люди ищут все новых и новых сексу­альных переживаний, а на самом деле они хотят любви и нежности.

Иаков обращается к этой проблеме. Он говорит как раз о необходимости стать хозяевами своих желаний. Нам чадо знать, чего мы на самом деле хотим и с чистыми мо­тивами стремиться к осуществлению своих настоящих же­ланий. «Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите; просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:2-3).

Зачастую мы не просим Бога, чтобы Он помог нам удов­летворить наши желания. И часто наши желания смешаны с тем, что на самом деле нам не нужно. Бога искренне интересуют наши желания. Задумайтесь над следующим отрывком: «Ты дал ему, чего желало сердце его, и проше­ния уст его не отринул. Ибо Ты встретил его благослове­ниями благости, возложил на голову его венец из чистого золота» (Пс. 20:3-4). «Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего» (Пс. 36:4). «Желание боящихся Его Он исполняет» (Пс. 144:19).

Бог любит дарить Своим детям подарки, но Он муд­рый Отец. Сначала Он должен убедиться, что мы созрели для Его даров. Для того чтобы знать, чего просить, мы дол­жны иметь ясное представление о самих себе и своих ре­альных мотивах. Если мы хотим что-то получить ради того, чтобы ублажить свою гордыню или превознести и без того превознесенное «эго», то я сомневаюсь, что Бог сочтет воз­можным дать это нам. Но если Его дар пойдет нам на пользу, то Он с радостью удовлетворит нашу просьбу.

Нам также сказано, что если мы чего-то хотим, то дол­жны не просто просить, а активно содействовать исполне­нию желаемого (Флп. 2:12-13; Екк. 11:9; Мф. 7:7-11). Мы должны быть хозяевами своих желаний и добиваться их исполнения, чтобы чувствовать удовлетворение в жизни. «Желание исполнившееся — приятно для души» (Прит. 13:19). Но, безусловно, тут требуется большая работа.

Любовь

Способность дарить любовь и откликаться на нее — это величайший из всех даров. Сердце, которое Бог сотворил по Своему образу, — это центр нашего существа. Способ­ность сердца открываться, чтобы любить и позволять любви изливаться из него, играет решающую роль в нашей жизни.

Многие люди с трудом могут любить и принимать любовь. Делать это им мешают боль и страх. А закрыв свое сердце для других, они чувствуют пустоту и бессмыслен­ность своего существования. В Библии ясно показаны эти две функции сердца: принятие благодати и любви и изли­яние любви.

Послушайте, как Библия советует нам любить: «Воз­люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею ду-шею твоею, и всем разумением твоим... Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37,39). А вот как надо принимать любовь: «Уста наши отверсты к вам, коринфя­не, сердце наше расширено. Вам не тесно в нас, но в серд­цах ваших тесно. В равное возмездие — говорю, как де­тям, — распространитесь и вы» (2 Кор. 6:11-13).

Сердце нашей любви, как и наше физическое тело, нуждается в притоке и оттоке крови. Подобно своему фи­зическому двойнику, это мышца отдана в наше распоря­жение. Ее надо использовать и упражнять; если она ране­на, то ослабеет и станет действовать медленнее.

Мы должны нести ответственность за эту Богом дан­ную нам функцию и любить. Если мы отказываем кому-то в любви или затаиваем ее в сердце, то эта неотданная лю­бовь может погубить нас.

Многие люди отказываются признавать тот факт, что они противятся любви. Вокруг них много любви, и они не осознают, что их одиночество является результатом их соб­ственной неспособности воспринимать любовь. Часто они говорят: «Любовь других людей не может пробиться внутрь». Подобными высказываниями они отрицают, что должны откликаться на любовь. Мы очень тонко маневрируем, что­бы избежать ответственности в любви; нам надо провоз­гласить свое сердце нашей личной «территорией», нашей собственностью, а затем работать над этой слабостью. Бла­годаря этому двери жизни окажутся перед нами открытыми.

Итак, мы должны принять на себя ответственность за все названные выше сферы нашей жизни. Они лежат в пределах наших барьеров. Но заботиться об этой территории — задача нелегкая. В равной степени не просто предо­ставить другим людям право самим заботиться о том, что находится в пределах их собственных барьеров. Установле­ние барьеров и поддержание их целостности — тяжелая работа. Как вы сможете убедиться при чтении следующей главы, личностные проблемы, связанные с нечетко уста­новленными барьерами, легко распознать.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных