Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ




Э.Багиров еще в 1978 г. опубликовал среди прочих схем прикладных моделей коммуникации тогда еще широко не известный у нас окончательно сформулированный Г.Лассауэллом вывод относительно акта коммуникации: кто сообщает, что именно, по каким каналам, кому и с каким эффектом. Эффект в схеме Г.Лассауэлла, в отличие от модели Шеннона-Уивера, предстает как конечная и главная цель коммуникации. Однако, как позже отмечали исследователи, передаваемые по каналам связи сообщения отнюдь не всегда приводят к ожидаемому результату.

Теоретики массовой коммуникации разрабатывали основы этой теории и развивали ее положения прежде всего с целью исследования того, каковыми могут быть направления и методы, условия и результаты воздействия определенных идей, стереотипов, мнений, образов на умы и души, мнения и политические взгляды людей, читателей и зрителей, потребляющих массовую информацию.

Не случайно широко развернулись подобные исследования в период массового распространения, и прежде всего - в США, радио- и телевизионного вещания. Одним из первых детальный ответ на этот вопрос дал уже цитировавшийся нами представитель Чикагской психологической школы Гарольд Лассауэлл. Его считают также основателем так называемого "количественного метода анализа содержания". Он напрямую связывал успех любого символа в соревновании с другими символами, во-первых, с частотой его употребления в формах, способных вызвать благоприятную реакцию, и во-вторых, с появлением его в такое время, когда у населения высоки возможности спокойного восприятия символа и приспособления к нему. Именно Лассауэлл стал рассматривать содержание материалов массовой коммуникации только в рамках политики. Для этого им были введены в научный оборот соответствующие понятия и определена единица измерения. Содержание рассматривается им с точки зрения наличия в сообщении следующих единиц:

  • ряда политических ценностей (ими могут быть ценности, связанные с доходом, уважением, личной безопасностью и т.д.);
  • совокупности "ключевых символов" для анализа политики в мировом масштабе (таких, как свобода, демократия, фашизм, коммунизм);
  • описания методов, используемых для реализации политических ценностей (насилие, подкуп, переговоры, манипуляция символами);
  • выражения степени приобщения к ценностям (принятие, отвержение, нейтральность).

Для подобных понятий Лассауэлл ввел общую единицу измерения - "символ", или " политический символ ". Первый определялся как технический термин для слов, которые фиксируют (символизируют) отношение субъектов коммуникации, а второй - как символ, функционирующий в практике осуществления самой власти.

Так как процесс коммуникации - это бесконечное множество различных символов, то Лассауэлл, опираясь на психологическую концепцию стимула и реакции, установил ряд границ. Содержание коммуникации, являющееся частью внешней Среды (то есть частью внешних стимулов) попадает, по Лассауэллу, в "рамку внимания". В ее границах уже можно оперировать с заключенными в нее символами. Так, к примеру, по символам заголовков газет, которые обязательно должны попадать в "рамку внимания" читателя, можно путем их количественного подсчета сделать вывод о всем содержании газет.

Далее он предложил анализировать содержание коммуникации уже не только путем измерения частоты символов, но и устанавливая для каждого подсчета определенные категории (нация, известные люди, союзники, враги, коммунисты в США, расовые отношения, деньги и т.д.). Анализ проводился также и исходя из так называемых стандартизированных категорий, например, "категории направления", с помощью которой выяснялось отношение автора текста к анализируемому символу (положительное, отрицательное, нейтральное и т.д.), или элементы текстов коммуникации (сцены в фильме, песни в радиопрограмме, фотографии в статье и т.д.). Им были также предложены такие направления анализа, как структурный анализ (взаимоотношение различных тем в коммуникативном действии), анализ кампании (взаимоотношение различных документов, использованных в коммуникативном действии). Все типы анализа содержания коммуникации имеют одну общую черту: в центре внимания стоит частота употребления определенных символов, тем, образов, образных представлений, стереотипов.

Выработка критериев отношения к определенным событиям и фактам, содержащихся в акте коммуникации - одна из наименее разработанных сторон анализа содержания. Это отношение проявляется как в вербальных знаках коммуникации (слово, словесный образ, словесная метафора, интонация высказывания), так и в визуальных (композиция кадра, крупность плана, ракурс, монтаж. П.А.Флоренский считал, что все в общении, коммуникации держится на словах-образах. М.Бахтин писал, что нужно бояться девальвации слова, девальвации слова-образа, девальвации образа в произведении. О значении в акте коммуникации знаков-символов, образов и образных представлений и других выразительных и изобразительных оценочных средств говорится во второй части названной выше книги Ю.П.Буданцева, в книгах Ю.Лотмана "Семиосфера", Р.Барта "Мифологии" и "Camera Lucida". Подробнее об этом будет говорится в лекциях темы III. "Движение личности от незнания к знанию (как к цели) совпадает с движением личности от стереотипных, "конечных" представлений о мире ко все более полному реалистическому образу бесконечной действительности" (Ю.Буданцев. В контексте жизни.М., 1979, с.135). Узнавая, человек открывает новое, или сравнивает с чем-то, что он в свое время знал и прочувствовал. Это тоже открытие, изобретение - через себя, но с помощью емкого и образного сравнения другого. Открытие запрятанных потенциальных смыслов - это бесконечный творческий процесс, это коммуникация во времени и пространстве, во время которой уничтожаются стереотипы и приближается красота истины. Профаническое становится сакральным.

Русские философы именно в этом смысле понимали коммуникацию: как приращение знания, а не усреднение и профанизацию его.

Главные провидческие идеи В.И.Вернадского - о возрастающей геологической роли человека и человечества, возрастающая роль науки как основной силы строительства ноосферы (разумной оболочки Земли). Ведь планета вступает в новую фазу своего развития, и человек разумный должен играть все более определяющую роль в этом процессе. Осознание того, что связь человека с природой настолько всеобъемлюща и глубока, что любое действие отражается на среде обитания, на ноосфере и биосфере - становится фактором, сдерживающим губительное воздействие на природу, на психику и сознание человека. Вся научная, культурная, информационная деятельность должна стать ноосферным действием - расширением научно-гуманистического сознания в мире.

А вот как формулирует основу своего мировоззрения священник и ученый П.А.Флоренский в работе "Автореферат": "Основным законом мира Флоренский считает второй принцип термодинамики - закон энтропии, взятый расширительно, как закон Хаоса во всех областях мироздания. Миру противостоит Логос - начало эктропии. Культура есть сознательная борьба с мировым уравниванием: культура состоит в изоляции, как задержке уравнительного процесса вселенной, и в повышении разности потенциалов во всех областях, как условии жизни, в противоположность равенству - смерти". (Флоренский П.А. Сочинения в 4-х тт. Т.1. М., 1994, с.39).

Вопросы для самопроверки

 

1. С точки зрения каких единиц и символов рассматривает содержание сообщения Г.Лассауэлл?

2. Из чего состоит общение по мысли русского философа П.Флоренского?

3. Как происходит процесс познания по Ю.П.Буданцеву?

4. Что писал русский мыслитель В.Н.Вернадский о ноосферной фазе развития Земли?

5. П.А.Флоренский об энтропии. Дайте определение.

ТЕМА 4

ИНТЕГРАТИВНАЯ ПРИРОДА КОММУНИКОЛОГИИ. ТЕМА ОБЩЕНИЯ И СО-ОБЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ТРУДАХ РУССКИХ ФИЛОСОФОВ. ПОНЯТИЕ СОБОРНОСТИ. ОСНОВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ РУССКИХ ФИЛОСОФОВ НА ИСТИННОСТЬ, ДОБРОЛЮБИЕ, КРАСОТУ В ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

В конце 80-х гг. прошлого века в США была опубликована "Международная энциклопедия коммуникаций" (инициаторы и редакторы издания Э.Барноу, Д.Гербнер, У.Шрамм и ряд других теоретиков в области СМИ, коммуникационных систем, а также исследователей в различных отраслях знания - философии, филологии, психологии, социологии культуры, политологии, образовательной технологии, эстетике, этнографии и др. - всего около 200 авторов. Этот обширный перечень уже сам по себе говорит о синтетичности теоретических основ новой науки - коммуникологии.

В программных, установочных статьях авторы объясняют причины ее интегративной природы. Они кроются в историко-культурной синкретичности самой социальной деятельности человека, основанной именно на пронизывающей и организующей эту деятельность коммуникации. Информационно-системные связи - это тот извечный механизм общественной сути человечества, без которого невозможно было бы ни создание, ни сохранение для потомков социально-культурных ценностей и традиций. "И нет ничего удивительного в том, - говорится в одной из основных статей "Международной энциклопедии коммуникации", - что изучение коммуникаций в той или иной форме всегда затрагивало глубинную сущность гуманизма. Философия, риторика, поэтика, гомилетика, лингвистика, семантика и семиотика - это только небольшая часть тех областей научного познания, которое имеет дело с коммуникационными аспектами". [Gerbner G., Shramm W. Communications, Studi of//International Encyclopedia of Communications. Vol.1. N.Y. Oxford, 1989, P. 358].

Формы и средства сообщений исторически менялись. На протяжении тысячелетий, затем столетий, и наконец, в наше время - десятилетий, происходило включение в обиход человечества нового инструментария передачи сообщений в пространстве и во времени. Сначала это был естественный язык племени, язык ритуальных и обрядовых танцев, наскальные рисунки и сакральные тексты на камне. Затем письменные тексты на более совершенных материальных носителях, наносимые вручную, а с изобретением печати - прогрессивнейшим по меркам средневековья механическим способом. Благодаря трудам и творчеству древних мыслителей и трибунов совершенствовалась риторика устной и письменной речи с целью усиления воздействия со=общения. Благодаря последнему прирастало знание, которое становилось со=знанием, овладевая с-мыслом (со-мыслием).

Здесь это - не игра словами. Мы продолжаем линию исследования познавательных процессов и становления нравственного и гуманистического сознания, проводимую русскими философами Е.Н. и С.Н. Трубецкими, П.А.Флоренским, Н.С.Лосским и другими. "Само слово сознание (con-scietia) означает некоторый сложный акт духа, в котором психическое переживание восполняется чем-то сознаваемым. Это что-то и есть сверхпсихический элемент сознания, его объективный с-мысл".(Е.Н.Трубецкой.Смысл жизни.//Русские философы. Антология. М., 1994, с.232). Общезначимый и сверхвременной смысл князь Е.Н.Трубецкой считал искомым всякого сознания, а истину - актом безусловного сознания.

Говоря о становлении религиозного сознания, П.А.Флоренский настоятельно указывал в реферате "Догматизм и догматика" на необходимость личностного переживания молитвы, которое само по себе неустойчиво и зыбко. Но оно формируется, фиксируется и делается устойчивым через понятие, его схематизирующее. "Непосредственное обращение с переживаниями заменяется оперирование над понятиями, и этим достигается та же выгода, что и при введении письма в области мысли или бумажных денег в экономической жизни. Переживания оказываются приведенными к одному знаменателю, делаются сравнимы между собою. Безудержное утекание прошлого задерживается, так что опыт копится и растет, богатится и разнообразится... В удовлетворении этой потребности - вся история науки и философии, как богословской, так и общекультурной". (П.А.Флоренский. Сочинения в 4-х тт. М., 1994, т.1, с.556-557).

П.А.Флоренский далее подводит нас к понятию "соборного разума", к надиндивидуальному коллективному сознанию, которое призвано помочь избавиться от односторонности и предвзятости определенных, пусть и авторитетных, но в корне догматичных, не "прочувствованных" личностно взглядов и позиций.

Итак, мы подошли к понятию соборности. Соборный разум - это центральное понятие гносеологии славянофилов, противопоставляемое ими западному "отвлеченному разуму". А.С.Хомяков определял его также как "волящий разум", "живознание", а И.В.Киреевский как "верующее мышление". Последний трактовал соборность как "средоточие умственных сил, где все отдельные деятельности духа сливаются в одно живое и высшее единство" (И.В.Киреевский. Соч. в 2-х тт. М., 1911. Т.1. С.201).

Начав лекцию с указания на фундаментальный труд американских исследователей, схематизировавших, сделавших своеобразной "географической картой" (выражение П.А.Флоренского) пространство человеческой коммуникации, тем не менее мы должны находить и определять на этой карте истинно свои, русские корни общения и нахождения истины. Сейчас вновь стали актуальными слова еще одного русского философа - С.Н. Булгакова, сказанные им в 1910 г.: "Нам приходится стоять перед лицом мощной западной культуры в полном ее расцвете, нам необходимо, кроме того, учиться у нее, известным образом усвоять ее... Перед нами опять стоит антиномия славянофильства и западничества, в новой, лишь ее постановке. Тогда, как и теперь западничество, т.е. духовная капитуляция перед культурно сильнейшим, остается линией наименьшего сопротивления, и стремление к культурной самобытности, конечно, на основе творческого усвоения мировой культуры и приобщения к ней, тогда, как и теперь, может утверждаться лишь подвигом веры, казаться некоторым дерзанием". (С.Н.Булгаков. Героизм и подвижничество. М., 1992, с. 52-53.

Мы и далее будем стараться соединять в лекциях все самое ценное, на наш взгляд, в позициях и подходах к проблемам культурного взаимодействия и массовых коммуникаций, делая, однако, посильные акценты на самобытности русского понимания поисков истины и смысла жизни посредством МК, на оригинальных решениях вопросов ее теории.

Самое основное отличие смысла коммуникации, как его понимали русские философы, от европейских и американских воззрений, состоит в необходимости все время выверять коммуникацию такими ценностями, как добролюбие, красота и любовь в отношениях между людьми, вера в справедливость и торжество истины.

Вопросы для самопроверки

 

1. В чем причины интеграционной природы коммуникологии?

 

2. Какое состояние важно в процессе восприятия человеком информации по П.А.Флоренскому?.

 

3. Как понимали П.Флоренский и А.Хомяков "соборный разум?

 

4. Назовите основных идеологов славянофилов.

 

5. Какими ценностями поверяли славянофилы коммуникацию?

ТЕМА 5
КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX ВЕКА И ВОЗНИКНОВЕНИЕ УЧЕНИЙ О МАССАХ И ПСИХОЛОГИИ МАСС. МАРКСИСТСКИЕ И НЕМАРКСИСТСКИЕ (Г.ЛЕБОН, Г.ТАРД И ДР.) ВЗГЛЯДЫ НА МАССЫ. РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИЙ О МАССАХ И ИХ МЕСТЕ В КУЛЬТУРНО-КОММУНИКАТИВНЫХ ПРОЦЕССАХ УЧЕНЫМИ СЕРЕДИНЫ И КОНЦА XX ВЕКА (А.МОЛЕМ, Т.АДОРНО, Т.ХОРКХАЙМЕРОМ, С.МОСКОВИЧИ, Ю.ХАБЕРМАСОМ)

Когда мы давали понятие коммуникации, мы не касались качественных, оттеночных сторон ее, связанных с определением "массовая". В трудах о массовой коммуникации априорно сложилось такое положение, когда вроде и вопросом задаваться не стоит - о какой именно массовости идет речь: и так все ясно. Однако в контексте наших размышлений о коммуникации как общении по выявлению истины, смыслов жизне- и мироустойства, необходимо конкретизировать значение и историко-социологические корни понятий "масса (ы)", "массовая (ое)".

В переводе с латинского слово не означает ничего более, нежели "ком", "кусок". Как наполнилось оно своими социальными содержаниями? Прежде всего надо отметить, что К.Маркс, В.И.Ленин, философы и социологи-марксисты понятие масса (ы) употребляли в двух случаях.

Во-первых, в своем абстрактном значении, и тогда оно само по себе не становилось атрибутом социологического тезауруса, а было синонимом слова "слои" ("трудящиеся массы", "народные массы", "беднейшая масса" и т.д.). Уже в полемике с младогегельянцами, которые считали массу враждебной истине и прогрессу, К.Маркс и Ф.Энгельс подчеркивали, что именно массы творят историю в соответствии со степенью собственной зрелости.

Во-вторых, под массой подразумевалась наиболее передовая и сознательная часть общества, прежде всего пролетариат, к которому в результате революционной пропаганды должна непременно присоединиться и другая часть - "низшие классы", "городская и деревенская беднота, живущая в условиях мелкобуржуазного существования", "обыватели из их медвежьих углов" (выражения В.И.Ленина из разных его работ, в основном - посвященных полемике с народниками). В работе "От какого наследства мы отказываемся?" В.И.Ленин цитирует по-немецки К.Маркса из "Святого семейства": "Вместе с основательностью исторического действия будет расти и объем массы, делом которой оно является". (В.И.Ленин. Избранные сочинения в 10 т. Издание второе. М.. 1990. Т.1, с.399).

У Карла Поппера мы нашли объяснение такого уверенного, если не сказать - самоуверенного и безапелляционного взгляда ученых-марксистов. Объяснение носит лингвистический оттенок. Он пишет о некоторых марксистских терминах, обычно переводимых словами "class-conscious" ("классово-сознательный") и "class- consciousness" (" классовое сознание "). Эти термины обозначают результат процесса, посредством которого люди осознают свою классовую ситуацию. Будучи классово-сознательными, они знают не только свое место, но также и свой истинный классовый интерес. К.Поппер вместе с тем отмечает, что кроме этого значения слово, используемое К.Марксом, имеет и другое значение, которое обычно утрачивается при переводе. Буквальный перевод - это "self- conscious" ("самосознательный"), однако даже в обыденном языке это слово имеет, скорее, значение "осознавать собственную ценность и силу ", т.е. быть полностью уверенным в себе, уверенным и гордым своим классом, верящим в его историческую миссию. Именно поэтому Маркс и марксисты применяют его почти исключительно к рабочим, и очень редко к буржуазии. Каким же образом рабочий знает, что все это осуществится? "Поскольку он классово-сознателен, он должен быть марксистом. Сама марксистская теория и ее научное пророчество пришествия социализма есть неотделимая часть исторического процесса, в ходе которого классовая ситуация "проникает в сознание", утверждая себя в умах рабочих". (К.Поппер. Открытое общество и его враги. М., 1992, т.II, с. 136).

В "Кратком философском словаре" (Политиздат, 1940 г.) в статье "Личность и история" приводятся слова И.Сталина о понимании массы марсксистским учением: "Краеугольный камень марксизма - масса, освобождение которой, по его мнению, является главным условием освобождения личности, т.е., по мнению марксизма, освобождение личности невозможно до тех пор, пока не освободится масса, ввиду чего его лозунг:"Все для массы" (Сталин)".

Вот такое значение вкладывала в понятие "массы" марксистская наука. Отсюда шел и однозначный, классовый смысл понятий "массовая информация" и, с конца 60-х гг., "массовая коммуникация", которое идеологи СССР позаимствовали на Западе, но вложили свое классовое содержание (об этом пойдет речь в одной из последующих лекций). Отсюда проистекала и борьба с буржуазными концепциями массовой информации и коммуникации, и трактовка в словарях, например у С.И.Ожегова, социального смысла слова "массы" - "широкие, трудящиеся круги населения, народ". В качестве примера дается фраза "оторваться от масс - утратить связь с народом".

А как развивались немарксистские взгляды на понятие "массы", "массовое (ая)"?

Надо сказать, что здесь тоже абсолютизируется содержательное наполнение слова "массы", "массовость", но уже не в конкретную, а абстрактную сторону. Массы - это большое количество различных индивидуальностей, слоев, групп, кругов и т.д., возникших с упадком феодализма, крушением относительно гомогенной, однородной общности крестьян и ремесленников в связи с развитием промышленности, расширением экономических связей, городского уклада жизни, миграции сельского населения, научно-техническим прогрессом. Для обозначения ряда специфических черт современного общества употребляется понятие "массовое общество" (mass society), которое связывается с "индустриализацией и урбанизацией, стандартизацией производства и массовым потреблением, бюрократизацией общественной жизни, распространением средств массовой коммуникации и "массовой культуры" (Философский энциклопедический словарь", М., 1983, с.349).

Эта вторая концепция - концепция не классового, а массового общества - была представлена на протяжении трех последних столетий несколькими последовательными эскизами, сделанными, как образно говорит С.Московичи "с оригинала, родившегося в недрах психологии толп". (С.Московичи. Век толп. М., 1998, с.49). Среди предшественников он называет французских социологов Тэна и Токвиля. Последний использовал идею массового общества для характеристики буржуазного общества с точки зрения соотношения в нем свободы и равенства. Возвышение буржуазного государства в процессе реформ во имя равенства приводят к установлению контроля государства над всеми сферами общественной жизни и удушению свободы. С конца XIX в. идеи массового общества получают развитие в элитарной критике так называемого "омассовления" и деспотизма масс (Ф.Ницше, А.Шпенглер, Х.Ортега-и-Гассет, Н.Бердяев).

В рамках нашей массово-коммуникативной тематики интересно привести высказывание и английского философа Г.Спенсера (1820-1903). Он рассматривал общество (в духе своего времени) как растущий социальный организм (агрегат), по физиологическому разделению труда одинаковый с индивидуальным организмом. Однако если в последнем единицы его составляющие тесно соединены между собой, то в первом (обществе) они свободны, могут не соприкасаться друг с другом, так как более или менее широко рассеяны. "Социальный агрегат, хоть и не конкретный, а дискретный, все-таки становится живым целым при помощи эмоционального и интеллектуального языка " (курсив наш - В.Б.). Г.Спенсер подчеркивает и основное различие двух организмов - индивидуального и социального. У первого сознание сконцентрировано в его небольшой части, у второго - оно распространено по всему агрегату. Все единицы его обладают приблизительно равной способностью ощущать счастье и несчастье. Так как гармонии между частями организма уже не существует, то его благосостояние, рассматриваемого отдельно от благосостояния единицы, уже не может сделаться целью, к которой она должна стремиться. (Г.Спенсер. Синтетическая философия. Киев, 1997, с.288).

По сути, Г.Спенсер дает одно из первых определений массовой коммуникации, называя ее эмоциональным и интеллектуальным языком для формирования общества как живого целого, для создания, как он выражается, "социального сенсориума ума". Прекрасное выражение, образно вбирающее в себя и очувствленный ум, и разумное чувство! Повторим его еще раз: социальный сенсориум ума.. Оно как нельзя лучше характеризует то "живое единство" общества, о необходимости создания которого в России писали век спустя ее выдающиеся мыслители П.А.Флоренский, И.А.Ильин и другие, понимая под ним соборность, и которое официальная идеология тщетно создавала путем массового внедрения в единицы ("единица - ноль!") голой сознательности. Как писал Н.А.Бердяев, равенство - зло, когда во имя его убиваются качества и отвергается величие индивидуальности. По его словам, последовательная метафизика демократизма глубоко враждебна всякому призванию и всякому величию. Это плоскостная метафизика, боящаяся всего горного и возвышающегося. Для нее власть в мире должна принадлежать механике количеств (курсив наш - В.Б.), не высокоиндивидуальному, а средне-общему. Марксизм утверждает общественность враждующих, разъединенных, распавшихся атомов. Индивидуалистическая отчужденность и разъединенность лежит в основе всякой "политики", всякой "общественности" нашей эпохи. Современный социологизм глубоко противоположен всякой соборности в религиозном смысле этого слова. (Н.Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства. В двух томах. М., 1994, т. 1, с. 271, 258).

Философ противопоставлял такой отчужденности универсализм творческой индивидуальности, так как всякий микрокосмический творческий акт имеет универсальное, космическое значение. Всякий творческий акт имеет универсальное космическое значение, он освобождает от мертвенной власти низших, материализованных иерархий, расковывает бытие. "В своей свободе и своем творчестве личность не может быть оторвана и отъединена от космоса, от вселенского бытия" (там же, с. 160). Однако он предупреждал об опасности сектанства, неправда и неправота которого - в оторванности от космоса, в неприятии универсальной ответственности всякого за всех и за все. Всякая секта хочет спастись сама, она не хочет спасаться с миром.

Эти рассуждения мы привели ввиду чрезвычайной актуальности их в нынешней социально-политической реальности. Один лишь только пример: много говоря о своем свободном вдохновенном творчестве, работники бывшего (до апреля 2001 г.) НТВ не распространялись о том, что куда сильнее творчества их связывала и спаивала как раз "мертвенная власть низших материализованных иерархий " - деньги и стоящие за ними руководители канала. В последовавших во время раскола коллектива письмах и выступлениях ряда сотрудников звучали мысли и о "партии НТВ", и о "секте НТВ", об авторитарной системе руководства каналом (навязывании мнения, скрытом шантаже молодых, зависимых сотрудников).

Так же, как и в производящих коммуникативные действия структурах, общая масса воспринимающих эти действия, или провоцирующая, совершающая их людей также может быть неоднородна. Здесь отдельные индивидуальности, "атомы" общества под влиянием ряда причин могут объединяться в долговременные движения и партии, импульсивно-случайные группы, секты, другие образования. Причем ряд русских и западно-европейских ученых начала XX века, исходя из общего принципа человеческой деятельности "творчество-потребление-подражание", выделяли в общей массе общества такие его сегменты как "творцы" и "публика".

Уже была кратко обозначена позиция Н.Бердяева. Французские социологи Г.Лебон и Г.Тард тоже видели кардинальные изменения в обществе не в пролетаризации человека или в обобществлении экономики, а в массификации (С.Московичи), то есть в смешении и стирании социальных групп. Г.Лебон дал развернутое описание феномена толпы и способов воздействия на нее, а Г.Тард продолжил анализ массовых процессов, в которых важнейшими считал такие направления, как распространение идей, формирование общественного мнения и непосредственное общение. Он выделил также два процесса - изобретение и подражание, благодаря чередованию которых происходит любая эволюция. Творческое изобретение - важнейший фактор исторического прогресса, но в массовом поведении определяющим является закон подражания.

В развитие теории Лебона, Г.Тард подчеркивает, что в основе любого воздействия на массу лежат ее бессознательные представления, поэтому влияние на толпу при использовании ряда приемов может обладать гипнотическим эффектом и необходимым для воздействующих групп результатом.

В своей концепции Г.Тард пошел и дальше своего предшественника. Если тот говорил лишь о "рассеянной толпе", то Тард выделил в ней новое социальное образование - публику, взяв за основу в качестве критерия способ воздействия на массу (опосредованный - непосредственный). Публика, таким образом, является социальной группой, объединенной общим источником информации. Тард на полвека ранее М.Маклюэна высказал мысль о зависимости каждого типа социального сообщества от типа коммуникации. В свою схему распространения идей в акте коммуникации он включил три основных закона: повторяемости, противоположения и приспособления. По первому закону идеи распространяются в геометрической прогрессии, когда каждая новая истина, присовокупленная к агрегату истин, знаний или положений - это не просто сложение, а скорее умножение. Второй закон - противоположения характеризуется как стремление идей распространяться от одного индивида к другим в результате их наложения на уже существующие. Закон приспособления - это использование появившегося изобретения, подражание ему. Возникает часто своеобразная конкуренция идей, индивид сталкивается с проблемой выбора "лучей подражания". Эти лучи бывают или причиной нового изобретения, или причиной внутренней борьбы в человеке, воспроизводящейся в миллионах экземпляров в каждый момент жизни народа, что является фактором, обеспечивающим исторический прогресс. (Г.Тард. Социальные законы. С-Пб, 1901, с. 43-53).

В результате такой борьбы в обществе могут распространяться оппозиционные идеи. Поэтому Тард задается вопросом "что хуже для общества, - быть разделенным на партии, секты, борющиеся за противоположные системы и учения, или же состоять из индивидов, находящихся в мире друг с другом, но в постоянной внутренней борьбе с собственным Я "? Называя себя "мечтателем о вечном мире" философ пишет, что всякая борьба стремится закончиться, но ее действие благотворно, так как происходит "расширение социального поля", происходит прогресс в науке и культуре. К этому приводят три великие силы, последовательно выработанные вековыми спорами: религия, юриспруденция, наука. Переход дискуссий и споров из области частной жизни на страницы прессы Г.Тард считает показателем цивилизованности общества. Акт коммуникации он называет "интермозговым отношением умов". Такая модель взаимного отражения позволяет понять "единение умов, которое, будучи организовано раз и увековечено традицией, подражанием предкам, производит на индивида давление часто тираническое, а еще чаще полезное (там же, с. 35)".

После 2-ой мировой войны в западной социологии с новой силой развертывается критика различных сторон буржуазного массового общества (Э.Фромм, Т.Адорно, М.Хоркхаймер, Г.Маркузе и др.). Представители Франкфуртской школы Теодор Адорно и Макс Хоркхаймер опубликовали в 1944 г. в США книгу "Диалектика просвещения", через восприятие которой сформировалась современная социология средств массовой коммуникации. Выясняя причины провала Марксовой теории социальных революций, они ввели в научный оборот понятие " индустрия культуры". Этот феномен помог господствующему классу ассимилировать рабочий класс путем массового насаждения различными способами и направлениями своей идеологии. Авторы книги обнаружили типологическую общность массы как пассивного и вполне лояльного продукта социально-политического строя "позднего капитализма" (М:Хоркхаймер Т. Адорно. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М.-С-Пб, 1997).

Эта и подобные ей работы абсолютизировали социальное отчуждение и отрицали существование сил, способных разрушить сами основы массовости. В противовес им ряд социологов (например Д.Белл) пытались найти смягчающие, позитивные моменты в деятельности массового общества, в частности подчеркивали роль массовой коммуникации в становлении социально-экономической и политической однородности различных слоев населения, роль первичных и промежуточных социальных групп. В этих своих попытках найти позитивные стороны массовизации они доходили и доходят подчас до прямой апологетики современной буржуазной действительности.

Вопросы для самопроверки

1. Как трактовали понятия "масса" "народные массы" в марксистской теории?

2. Что такое "массовое общество"?

3. Что делает массу живой и целой по мнению английского социолога Г.Спенсера?

4. Как определял Г.Спенсер коммуникацию?

5. Что писал Н.Бердяев о равенстве?

6. Что противопоставлял Н.Бердяев равенству?

7. Приведите пример из лекции о навязывании каналом МК своего мнения аудитории.

8. Что лежит в основе воздействия на массу по Г.Тарду?

 

ТЕМА 6

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ: РЕАЛЬНОСТЬ-ОБЩЕСТВО, ОТПРАВИТЕЛЬ-КОММУНИКАТОР, СООБЩЕНИЕ-ТЕКСТ, КАНАЛ-СРЕДСТВО, ПОЛУЧАТЕЛЬ-МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО, ЭФФЕКТ-ЦЕЛЬ. ВОЗМОЖНОСТЬ РАСШИРЕНИЯ СИСТЕМЫ И ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ И ПОДСИСТЕМ В СВЯЗИ С УСЛОЖНЕНИЕМ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНО-ГЕОГРАФЧЕСКИХ ФАКТОРОВ И СВЯЗЕЙ

В предыдущих лекциях были рассмотрены методологические позиции и основания изучения массовой коммуникации, уточнены основные понятия, определены взгляды известных теоретиков МК и СМИ, а главное - нащупан основной стержень-идея, на котором, как видится, должна держаться теория массовой коммуникации (коммуникация как со-общение культурных опытов человечества). Это позволяет перейти к теме, с которой обычно начинаются аналогичные курсы и рассмотреть, из чего складывается коммуникативный процесс. Полагаем, что концептуальность подходов к этой проблематике была исчерпана у нас в стране уже в начале 80-х годов, а за рубежом и намного ранее. Несмотря на это, основные положения и выводы отнюдь нельзя считать аксиомами и ссылки на них в лекции будут по мере необходимости актуализироваться или сопровождаться собственными комментариями.

Начнем снова с Аристотеля, с его одной из первых попыток, как мы сейчас говорим - моделирования коммуникативных процессов. В своей Риторике он начинает описание структуры публичной речи (а это ведь предтеча массовой коммуникации) со следующего утверждения: Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего (я разумею слушателя).

Современные теоретики МК от этого высказывания сразу же переходят к теории информации, системности, как ее трактует теория управления. Но надо сказать, что структурой публичной речи, применительно к педагогике, занимался выдающийся мыслитель ХVII в. Ян Амос Коменский. Вот что он, в частности, писал: Мудрость, внутренний жар ума, проявляется внешне определенными знаками речи... Чтобы речь не была вещью преходящей, но постоянной, она выражается нарисованными значками, и таким образом возникают книги. Если книги прочитаны и поняты, они в свою очередь запечатлевают мудрость в умы. Под влиянием механистических взглядов своего времени Я.Коменский весь процесс распространения знания и овладения им называл живой типографией. Эти гуманитарные взгляды (а также ряд других, здесь не упомянутых), разрабатывавшиеся на интуитивном уровне, предвосхитили в середине нашего века данные таких точных наук, как кибернетика и теория информации, основоположниками которых являлись Н.Винер, К.Э.Шеннон, У.Р.Эшби. Но научно-гуманитарный подход также продолжал развиваться - в работах ученого-лингвиста Р.Я.Якобсона, ученого-антрополога К. Леви-Строса и др. Как мы видели, ряд высказываний русских философов также напрямую выходит на проблемы распространения информации, познания мира посредством коммуникации. Создатели современной теории коммуникации В.Шрамм, Г.Иннис, другие исследователи, занимающиеся изучением массовых информационных процессов, исходят из того, что они являются в ХХ веке основным фактором в понимании социального и культурного развития, а некоторые, как например, Р.Уильямс и цитировавшийся в предыдущих лекциях Ю.Хабермас полагают, что любая теория коммуникации есть теория общества.

Для уяснения структуры коммуникативного процесса назовем основные элементы коммуникативного действия в трактовке одного из создателей теории МК В.Шрамма и в обобщенной трактовке отечественных исследователей.

В схеме В.Шрамма их пять: отправитель сообщения, кодирующее устройство, сигнал, расшифровывающее устройство, получатель. Это скелет, костяк сугубо технической коммуникации. Но так как его можно экстраполировать и на общество в целом, то отправитель (так же как и получатель сообщения) оперирует текстом, то есть закодированным с помощью определенной системы символов и кодов, а затем - расшифрованным сообщением. Эту связь В.Шрамм обозначает обобщенным понятием пабликс (publiks), подразумевая под ним представителей социума, различные общественные институты. Однако, как указывает Э.Г.Багиров, в книге которого приведена данная схема, из нее не видно, какие конкретно социальные связи оказывают влияние на отправителя (коммуникатора) и получателя (реципиента). Этот же недостаток характерен и для многих других схем коммуникативного процесса в работах зарубежных теоретиков МК, так как они концентрируют свое внимание в основном на эффективности психологического воздействия, его суггестивности. Отечественная философия, социология, нарождающаяся коммуникативистика традиционно, отталкиваясь от исторически сложившегося гносеологического подхода к вопросам познания общества, предполагают анализ правдивости, глубины отражения действительности в массовых инфопроцессах. Не случайно мы акцентировали ранее внимание на важной мысли Н.Лосского, касающейся включения объекта познания в познавательный процесс.

Теория массовой коммуникации, развивавшаяся в СССР в 60-е - 70-е годы,противопоставила этим концепциям свой подход, активно включивший социальные параметры в общетехническую конструкцию. Некоторые его примеры приведены в книге Предмет семиотики, вышедшей в 1975 году. Наиболее показательной является структура коммуникативного процесса, предложенная М.Лауристин. Поток сообщений МК находится в центре обширного континуума, состоящего из ряда подсистем как социального, так и технического свойства. В центре этого континуума расположен поток сообщений массовой коммуникации.

По горизонтали располагаются следующие подсистемы:

 социально-политическая и экономическая организация общества;

 социальный институт, выступающий как коммуникатор и представляющий возможность совершать коммуникативные действия профессиональным журналистам и представителям социума;

 аудитория массовой коммуникации;

 социальная структура населения.

По вертикали размещены такие подсистемы:

 система хранения и передачи социальной информации;

 знаковые средства и технические каналы МК;

 отображаемые события и явления;

 социальная действительность как система, но выступающая в данном случае в качестве подсистемы общего коммуникативного континуума (обширного поля коммуникативных действий по обмену информацией того или иного рода).

Как видим, данная структура наиболее полно охватывает все многообразие явлений окружающей нас действительности и определяет место сообщений массовой коммуникации как в ее познании, так и самого человека. Технический и гуманитарный подход, как мы полагаем, совмещен в ней с наибольшей полнотой.

Более сжатую схему, основанную не на линейном принципе, а на двустороннем, кольцевом, дают В.Борев и А.Коваленко. Она также объединяет наиболее существенные структурные элементы МК. Назовем их для сравнения с вышеприведенными:

-адресант - сообщение (текст), закодированное по определенной знаковой системе - канал связи, охватывающий эти элементы, - адресат. Все коммуникативное действие находится в культурно-коммуникативном поле (контексте).

Как мы уже неоднократно подчеркивали, адресант (отправитель) сообщения может выступать в разных ипостасях, в зависимости от того, какой характер и какую направленность имеет его коммуникативное действие. По характеру оно может быть личностным и безличностным. По направленности - аксиальным (от латинского axio - ось) и ретиальным (на латыни retio - это сети, невод). Как отмечал Ю.Лотман, - возможность нести информацию пропорциональна количеству структурных альтернатив, поэтому от взаимодополнения форм коммуникативного действия оно только выигрывает в своей потенциальной возможности воздействия на читателя, слушателя, зрителя. Действительно, к кому обращен монолог Гамлета? Ко всем - и ко мне. К кому обращается ведущий той или иной телепередачи? Если это не узкоориентированная передача (по возрасту, по профессии, социальному статусу) - и к широкой аудитории и к конкретному человеку. В этом сила коммуникативного акта, и особенно она проявляется, если знаковая система и ее коды выбраны для передачи сообщения такие, которые раскрывают действительность с необычной, доселе недосягаемой для потребителя сообщения стороны. Известно, что язык, содержащий в каждой смысловой основе информацию, позволяет домысливать недосказанное. То есть значение опережает сам знак, его обозначающий. Объем информации возрастает, когда человек сам домысливает, черпает новые смыслы в воспринимаемом сообщении. Это же касается и языка не выразительных, а изобразительных форм, например, языка кино, телевидения как зрелища, изобразительного искусства. Вспомним Н.Лосского: человек, сравнивая новое переживание с пережитой ранее реальностью, познает мир.

Кратко характеризуя структурные элементы системы массовой коммуникации, надо указать на ряд существенно важных функций самого сообщения (текста), с помощью которых коммуникатором решаются задачи того или иного вида коммуникативного действия.

Р.Якобсоном в его широко известной статье Лингвистика и поэтика эти разновидности определены следующим образом: коммуникативная, апеллятивная, поэтическая, экспрессивная, фатетическая, метаязыковая. Как видим, эта классификация в основных своих параметрах и смыслах пересекается с видами социального действия, о которых мы рассуждали ранее. Первые две разновидности явно должны нести целе- или ценностно-рациональный характер. Вторая и третья - эмоциональный и традиционный. В какой-то мере к традиционному виду социального действия можно отнести и последние две разновидности коммуникативного действия по Р.Якобсону, так как рассуждая о самом коде (мета-языковая разновидность) или говоря ради говорения, поддержания беседы ничего не значащими словами (фатическая разновидность) мы так или иначе выражаем свой характер, свои традиции и привычки.

Так называемая эмотивная, или экспрессивная функция, сосредоточенная на адресанте, имеет своей целью, как пишет ученый-лингвист, прямое выражение отношения говорящего к тому, о чем он говорит. Отсюда - стремление произвести впечатление наличием ярких эмоций, подлинных или притворных (об этом нами уже говорилось, но в другом контексте). В этом случае особенно возрастает использование не когнитивных (познавательно-логических), а внекогнитивных, можно сказать - метакогнитивных аспектов языка - разного рода экспрессивных изобразительно-жестовых его компонентов.

Функции сообщения могут быть также конативными повелительными),когда они явно имеют в виду адресата и референтивными - в случае ретиального (безадресного) коммуникативного процесса (всяческого рода заклинания, магические действия).

Укажем также на ситуацию, когда адресат в системе современных СМК (частный случай ретиальной коммуникации) может подвергаться одновременному воздействию целого ряда коммуникаторов (адресантов). Это случается особенно тогда, когда о каком-либо важном событии трубят и радио, и ТВ, и пресса, зачастую перекрывая друг друга.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы структурные элементы коммуникации?

2. Что писал о публичной речи чешский педагог Я.Коменский?

3. Дайте основные виды направленности коммуникативных потоков и действий.

4. Функции текста по Р.Якобсону.

ТЕМА 7

МАССЫ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ КОММУНИКАЦИИ. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ЦИКЛА ПО А.МОЛЮ. ДИАЛЕКТИКА ЛИЧНЫХ И КОЛЛЕКТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ИНТЕРЕСОВ. ДВА НАПРАВЛЕНИЯ ЦИРКУЛЯЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ ПОТОКОВ. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ О СОБОРНОСТИ КАК ОСНОВНОМ ПУТИ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ

Мы уже говорили о двуипостасности массового общества. Оно может, во первых, выступать (и большей частью выступает) в качестве объекта, пассивно воспринимающего сообщения каналов МК, разбухая, как амеба, под воздействием определенного рода коммуникативных сигналов. Но массы (в России это проявилось в последнее десятилетие) могут опосредованно - путем настроений, резонирующих колебаний, или непосредственно - через участие конкретных лидеров групп и движений в массовых митингах, акциях протеста, печатной или электронной коммуникации - быть и субъектом МК.

Представляется правомерным применить в контексте данного лекционного курса концепцию отечественных исследователей, создателей научно-обоснованной теории о первопричине и движущей силе поведения человека. Речь идет прежде всего о потребностно-информационной теории академика П.В.Симонова и искусствоведа П.М.Ершова. П.В.Симонов в своих трудах продолжает линию рассмотрения человеческой деятельности в аспекте изобретение-подражание, при этом даже в подражателях он видит задатки творчества, имеющиеся благодаря внутренне присущей всем людям способности к эмоциональному переживанию. Человек обладает уникальной особенностью испытывать наслаждение чисто информационного происхождения именно за счет присущей ему потребности устранять хаос и неопределенность окружающего мира, - писал он. Творчество, в том числе научное, есть результат непреодолимого стремления удовлетворить нашу внутреннюю потребность, заложенную в нас самой природой, - потребность расширить область человеческого знания, внести ясность в то, что ранее было туманным. Потребность внести элементы порядка в тот хаос неизвестного, который нас окружает. (П.В.Симонов. Теория отражения и психофизиология эмоций. М., 1970, с. 109). Исследования П.М.Ершова известный коммуниколог Г.Почепцов приводит в своей книге Теория и практика коммуникации (М., 1999) в качестве так называемой театральной модели коммуникации).

Суть потребностно-информационной концепции состоит в том, что поступки людей диктуются их потребностями, в том числе - потребностями в определенного рода информации. Ими определяется личность человека (хотя он часто и не осознает это), а трансформация потребностей происходит от информации, воспринимаемой по разным каналам как из современной действительности, так и из прошлого. Восприятие и оценка новой информации всегда окрашена определенной эмоцией (положительной в случае ожидаемой возможности удовлетворения потребности), или отрицательной (из-за невозможности ее удовлетворения).

Выделяются такие потребности:

 витальные (жизненно-необходимые для себя и для продолжения рода);

 социальные;

 идеальные (познавательные);

 идеологические (в смысле исповедуемых ценностей);

 этнические. Последние два вида потребностей могут примыкать, наслаиваться на первые три.

Как видим, большая группа потребностей относится к духовности человека, проявления которой - познание, стремление к открытиям нового, к правде, истине, красоте.

К витальным потребностям, видимо, следует отнести и потребность в эмоциональном насыщении человека. Физиологические и психологические опыты показывают, что человек, лишенный, например, внешних эмоций в детстве, или находящийся долго в замкнутом пространстве, теряет ряд своих личностных душевных качеств. Эмоциональная потребность выступает в человеческой жизнедеятельности в качестве одной из генерализирующих. Первоначально чисто функциональная потребность человека в эмоциональном насыщении, преобразуясь в стремление субъекта к определенным переживаниям своих отношений к действительности, становится одним из важных факторов, определяющих направленность его личности.

Более того, психологизация физиологических (органических) потребностей человека ведет к формированию у него системы представлений и идей, образующих его духовный мир, события которого часто опережают события в мире материальном. Они заранее ориентируют будущее практическое поведение, объясняют поступки массы, толпы, внешне порой необъяснимые.

Эта психологическая реальность в известном смысле следует принципу динамического гомеостазиса, сформулированный в теории когнитивного резонанса (См.: L. Festinger. A Theorie of Cognitive Dissonance. Stanford. University Press, 1957). Эта теория доказывает несовместимость новой информации со сложившейся у человека общей системой взглядов на мир. В результате возникает состояние сильного эмоционального напряжения личности, возникает необходимость любым путем разрешить возникшее противоречие. Это выливается в большие и малые восстания масс, поголовное приятие и такое же поголовное неприятие тех или иных каналов коммуникации, в стремление самим утвердиться в качестве субъекта коммуникации. (Примеры недавнего прошлого - массовая поддержка Б.Ельцина в 1990 г., борьба за СМИ в 1991 - 1993 гг., популистские шаги кандидатов в депутаты Госдумы в 1995 г., Б.Ельцина в 1996 г., массовая поддержка В.Путина в 2000 г., массовые митинги против законов о земле, КЗоТе, вырабатываемых Госдумой не без одобрения президентом В.Путиным в 2001 г.).

В научное направлении рассмотрения массы в аспекте ее деления на творцов и потребителей культурных и информационных ценностей одно из основных мест занимает книга французского социолога А.Моля Социодинамика культуры (Paris, 1968, М. 1973). Мы неоднократно будем к ней возвращаться в своих лекциях. Здесь кратко охарактеризуем его взгляд на основой социокультурный цикл, совершающийся в обществе в процессе человеческой жизнедеятельности.

А.Моль ряд таблиц и схем этого социокультурного цикла обращения культуры с подробными комментариями. В частности, он пишет, что эпоха существования этого цикла наступила после создания средств массовой коммуникации, благодаря которой все люди оказались погруженными в единую среду коммуникации. Исходной и конечной точкой этого цикла является отдельный человек, создающий новые элементы культуры. Его индивидуальное поле сознания определяется социокультурными рамками, в которых этот человек живет, идеями и фактами, хранимыми в его памяти. Для некоторых людей - творцов - эта деятельность является профессиональной. Они создают новые идеи, которые воплощаются в виде публикаций, изобретений, художественных произведений, научных исследований и технологий. Вся эта деятельность способствует покорению человеком материального мира, но роль творцов в создании культуры ограничивается созиданием идей и форм, представляющих массу сообщений. Сначала эти сообщения поступают в микросреду. Книги, журналы, галереи, архивы магнитных записей и фотографий представляют собой материальные ноители всего этого множества сообщений в каждый данный момент. В процессе осаждения элементов культуры на их основе формируется социокультурная таблица, на окончательный состав которой влияют актуальные факты и события, которым журналисты придают также форму сообщений. Средства массовой коммуникации (печать, радио, ТВ, кино, система народного образования) постоянно черпают из этой массы сведений материал для создания своей продукции. Деятели СМК производят отбор элементов сообщения, руководствуясь одновременно директивными установками, таблицей социальных ценностей и принципом наименьшей затраты усилий. Все эти средства, вместе взятые, определяют характер повседневной жизни социальной массы. Любой человек в составе этой массы в разное время черпает ту или иную выборку из потока этих сообщений. Возникает поле широкой публики, макросреда, противостоящая микросреде творцов.

С другой стороны, и сами творцы входят в состав общества, погружены в социальную массу, в поле СМК. Таким образом, перед нами вырисовывается замкнутый цикл: новые идеи создаются на основе старых, новые творения возникают внутри существующей системы культуры.

Приведенный социокультурный цикл вряд ли нуждается ныне в каких-то изменениях. Однако его можно дополнить, исходя из приведенных выше положений потребностно-информационной концепции. Они дают возможность обозначить в нем дополнительно два содержательных направления циркулирующего потока сообщений. Их можно назвать личностно-потребностным и общественно (государственно)-потребностным.

У А.Моля лишь кратко обозначена возможность корректировки социокультурного цикла директивными, как он их называет установками. Однако, как мы уже видели, еще Г.Тард писал о том выборе, который постоянно делает индивид, личность между внутренней и внешней войной, то есть между необходимостью индивидуализации поступка, а значит, собственным нравственным и культурным творчеством, с одной стороны, и присоединением к партиям или сектам с уже готовым ответом - как поступать. Участное, инкарнированное сознание может представиться узким, ограниченно субъективным только тогда, когда оно противопоставлено сознанию культуры, как самодовлеющему, - писал М.М.Бахтин. - Представлено как бы два ценностных контекста, две жизни: жизнь всего бесконечного мира в его целом, могущем быть только объективно познанным, и моя маленькая личная жизнь. Субъектом первой является мир как целое, субъектом второй - случайный единичный субъект. Однако, продолжает М.М.Бахтин, ведь это не математическое количественное противопоставление бесконечно большого мира и очень маленького человека, одной единицы и бесконечного множества единиц-существ. Маленький и большой здесь не теоретические категории, а чисто ценностные. Только в участном сознании осуществляется это ценностное сопоставление. Пафос моей маленькой жизни и бесконечного мира - пафос моего участного не-алиби в бытии, это есть ответственное расширение контекста действительно признанных ценностей с моего единственного места. Поскольку же я отвлечен от этого единственного места, совершается раскол между возможным бесконечным миром познания и маленьким мирком мною признанных ценностей. (Цит. по: И.В.Пешков. М.М.Бахтин: от философии поступка к риторике поступка. М., 1996, с.120-121).

Таким образом, возвращаясь к двум направлениям циркуляции сообщений в социокультурном цикле, можно первое направление - потребностно-личное - охарактеризовать как направление сугубо аудиторных интересов. Многие каналы МК, особенно ряд радио- и телеканалов, всю свою политику строят на иногда даже чересчур ярко выраженных потребностях и интересах аудитории, чаще всего - молодежной. Для других групп потенциальной аудитории действует часто повторяемый принцип не хочешь - не смотри. Схема функционирования СМИ здесь выстраивается в цепочку отдельный человек - творцы (журналисты, культурные деятели) - политические и коммерческие структуры, осуществляющие определенную поддержку и пытающиеся влиять на формирование и изменение потребностей - отдельный человек.

Сложнее обстоит дело со вторым направлением, которое мы обозначили как потребностно-общественное (государственное). Здесь изначально, уже на уровне поля сознания отдельного человека, а тем более на этапе прохождения сигналов социокультурного цикла через микросреду, осуществляется деятельность, прямая или опосредованная, властными, политическими, экономическими и другими институтами по корректировке, критике, высмеиванию, диффамации личностных потребностей в сторону их официального выравнивания, общей социализации и политизации. Есть ли официальная цензура, нет ли ее, все равно проводится селекция поступления на разных уровнях информации, начиная уже с ангажирования (опять же - явного или неявного) самих ее творцов. Схема функционирования в этом случае следующая: "потребности общества - институты власти, социально-политические и экономические структуры (часто одновременно - учредители, рекламодатели, акционеры СМИ) - творцы (журналисты, деятели культуры) - издатели, распространители, владельцы каналов распространения сообщений - массовая аудитория".

Указанные направления по своему трактует Л.Г.Свитич (Феномен журнализма. М., 2000), но ее схема функционирования журнализма в обществе (так этот автор трактует массовую коммуникацию), как мы полагаем, не вписана в общую историческую логику исследования социологии массовой коммуникации.

Заключая эту лекцию, еще раз обратим внимание студентов и слушателей на пути и возможность соединения личностного и общественного в таком традиционном феномене социальной жизни России как соборность.

К соборности личность переходит через переживание, через любовь. В.С.Соловьев создал всеобъемлющую философию любви как высшей духовной потенции человека. Через это чувство преодолевается эгоизм, понимается другой человек, достигается со-мыслие, со-знание. Расширяется мир в значении общности (через i), устанавливается мир в значении со-гласия, со-бытия (через и). Соборность - ключевое понятие русской философии, хотя его нет не только в толковых словарях русского языка, но и в философском.

Сегодня мы много толкуем о плюрализме, - пишет известный философ А.Гулыга. - Он нам действительно нужен, только не по образцу лебедь, рак и щука. Нам нужна множественность усилий, знаний и мнений, устремленных к одной цели. Такой разумный плюрализм с оглядкой на других на общее дело испокон веков на Руси назывался соборностью, в идее которой нашло выражение органическое единство общего и индивидуального. Прихожане собора следуют общему ритуалу, но каждый остается самим собой, вознося к Всевышнему личную молитву. Соборность - это общее, которое включает в себя все богатство особенного и единичного (А.Гулыга. В.С.Соловьев. Литературная газета, 18. 01.1989 г.).

Вопросы для самопроверки

 

1. Почему человек наслаждается информацией? (по академику П.В.Симонову).

2. Кратко - суть потребностно-информационной концепции П.В.Симонова.

3. Основные потребности человека по П.В.Симонову.

4. Что такое явление когнитивного резонанса? Как оно проявляется в МК?

5. Из каких основных элементов складывается социокультурный цикл А.Моля?

6. Определите два направления циркуляции сообщений по этому в этом цикле.

ТЕМА 8

ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТИВНОСТИ В ПЕРЕДАЧЕ ФАКТОВ И СООБЩЕНИЙ И СУБЪЕКТИВНОСТИ ИХ ТРАКТОВКИ КОММУНИКАТОРОМ. ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ И НРАВСТВЕННОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ КОММУНИКАТОРА. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ И ИНТЕРЕСЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА. КОММЕРЧЕСКАЯ ВЫГОДА И ИНТЕРЕСЫ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Понятие субъект произошло от латинского subjectus - лежащий внизу (sub - под и jacio - бросаю, кладу основание). Оно обозначает носителя познания и предметно-практической деятельности (индивидов, социальных групп, государственных и политических институтов). Другими словами - это источник активности, действия, направленных на объект. Эта трактовка понятия берет начало от Декарта, который первым резко противопоставил субъект и объект, что стало исходным пунктом анализа познания и, в частности, обоснования знания с точки зрения его достоверности. Понятие объект происходит от латинского objicio - бросаю вперед, противопоставляю. Объект не просто тождествен объективной реальности, а выступает в качестве взаимодействующей с субъектом ее части.

Субъектно-объектные отношения проявляются в любом виде человеческой деятельности. В социальных ее видах, особенно в масскоммуникативных, особенно важно исследовать различные проявления этих отношений в общей системе коммуникации. Это важно именно по причине того, насколько достоверно познание, насколько приближает оно нас к истине. Другими словами, способны ли существующее знание, уровень нравственности поэтапно уменьшать имеющуюся информационную неопределенность в социальной действительности и, тем более, как-то воздействовать на не обозримое (в прямом смысле), представляющееся по сегодняшним меркам хаотичным будущее.

Система массовой коммуникации включает в себя, как уже говорилось, помимо таких элементов как субъект и объект, каналы, тексты, коды сообщений. Общая методология исследования субъектно-объектных отношений, включающая в себя и изучение последних трех элементов, достаточно хорошо разработана в эстетике - науке о художественной деятельности. Поэтому в основу данных лекций положены взгляды философов, занимавшихся данной проблематикой как в прошлом, так и в настоящем.

Они подчеркивают, что коммуникативная деятельность, каковой является любое творчество, развертывается не только в субъектно-объектном отношении, но и в социально-психологическом - личность-общество, о чем мы уже говорили в лекциях. Отношения субъект-объект могут быть двух типов: материально-практическое и духовно-практическое. Первый тип характеризуется реальным преобразованием субъектом объекта, второй - отражением объекта в сознании субъекта. Отражение включает в себя и само познание, и оценку объекта.

На основе этих двух типов субъектно-объектного отношения возникают основные виды человеческой деятельности - познавательная, преобразовательная и оценочная (ценностно-ориентировочная). Надо сказать, что философы (Л.Н.Столович и др.), вводя эту классификацию, такой вид деятельности как коммуникативная относят не к субъектно-объектным, а субъектно-субъектным отношениям, мотивируя это тем, что субъект может общаться только с субъектом. М.С.Каган объясняет это следующей особенностью практического человекознания. Она, по его словам, состоит в том, что человекознание имеет своим предметом человека не как объект, а как субъекта, ведь именно в этой роли он входит в общение. Поэтому практическое познание человека выступает в иной форме, чем познание его же как объекта, - например, в социологии, психологии, медицине. Наиболее точным определением знания субъекта представляется термин понимание, введенный Г.Риккертом и В.Дильтеем. Они использовали его, выявляя отличие наук о духе от наук о природе. Как полагают цитируемые ученые, гуманитарное знание и вырастает из практического познания человека человеком как субъекта субъектом. Единственно доступной ему в данном случае формой является понимание. (М.С.Каган. Философия культуры. С-Пб, 1996, с.231).

Нам представляется, и в первых лекциях уже были сделаны попытки объяснения такой позиции, что коммуникативная деятельность человека, являясь одним из видов человеческой деятельности, пронизывает и другие виды ее. Да, человек может представать в процессе познания различными науками и как объект, и как субъект, но для коммуникации, которая, собственно, в нашей трактовке и является процессом познания и несения знания, человек изначально предстает как объект и заявляет о себе как о субъекте лишь в практическом общении, в том числе с помощью развивающихся СМК. В этом случае, если вернуться, например, к социокультурному циклу А.Моля, отдельный человек, являясь объектом как представитель социальной массы (общества в целом), выступает субъектом, создавая новые элементы культуры в общем процессе культурной коммуникации. Однако для этого у него должно быть, по выражению М.М.Бахтина, "не-алиби бытия", он должен совершить это деяние-поступок, участвовать в со-бытии.

Человек как субъект познания, преобразования и оценки выступает в качестве личности, поэтому реальные эти коммуникативные действия не являются отношениями абстрактного субъекта к абстрактному объекту. Они обязательно опосредуются личностно-общественными отношениями в конкретной исторической ситуации. Ведь сам субъект - это личность, детерминированная социальными условиями.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных