ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Восточные славяне в древности: происхождение, расселение, образ жизни, верования
Древнейшая история славян окончательно еще не выяснена историками, их происхождение и прародина окончательно не установлены. Первым, кто попытался ответить на вопросы: как и когда появились славяне на исторической территории, был древний летописец Нестор - автор "Повести временных лет". Работа с текстом источника и картой: 1. Откуда начался процесс расселения славян? (Дунай). 2. По каким направлениям расселялись славяне? (Север, юг и восток). 3. Какие славянские народы перечисляет летописец? (Южные: хорваты, сербы. Западные: моравы, чехи ляхи, поляки. Восточные: поляне, древляне, дреговичи, полочане, словены, северяне). 4. Проследить по карте путь «из варяг в греки». Таким образом, по версии летописца процесс расселения славян начался с Дуная, т.е. славяне не были исконными жителями своей земли, речь идет об их миграции. Следовательно, киевский летописец явился родоначальником так называемой миграционной теории происхождения славян, известной как "дунайская" или "балканская ". К эпохе средневековья восходит зарождение и распространение еще одной миграционной теории происхождения славян, получившей наименование " скифо-сарматской ". Согласно представлениям западно-средневековых авторов предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и осели под этнонимами "скифы", "сарматы", "аланы" и "роксоланы". Постепенно славяне из Северного Причерноморья расселились на запад и юго-запад. Иной вариант миграционной теории дал крупный историк и языковед, академик А.А. Шахматов. По его мнению, первой прародиной славян был бассейн Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда славяне продвинулись на Нижнюю Вислу, где была их вторая прародина. Потом они двинулись на восток и на юг в Причерноморье и образовали здесь племена южных и восточных славян. Так выглядит "прибалтийская" теория расселения славян. Стоит сказать, что в противоположность теориям миграционного характера в советской историографии признавалась автохтонность происхождения славян. Некоторые исследователи считали, что славянство образовалось на обширной территории, в состав которой вошла территория не только современной Польши, но также значительная часть современной Украины и Белоруссии. Завершая свой историографический обзор по проблеме расселения славян, невозможно не коснуться теории замечательного русского историка Л.Н. Гумилева. Он занимался этнологией, изучал историю народов. Он утверждал, что народ и этнос подвержен биологическим законам, зависим от космической энергии. Так родилась его теория пассионарности. После того как происходит пассионарный взрыв, земля неравномерно получает солнечную энергию. В тех местах, где произошли скопления такой энергии, люди подзаряжаются ей, как трансформаторы. Так происходит этногенез - зарождение нового сильного этноса. Ярко выраженной пассионарностью могут обладать и отдельные личности (А. Македонский, Жанна дАрк, А. Невский). Развитие этноса можно сравнить с человеческой жизнью: зарождение, взросление, старость, смерть. Древнерусский этнос зародился в I тысячелетии Н.Э., но был обречен на смерть в борьбе с монголами. Великорусский этнос сформировался в XIII веке. Средняя продолжительность жизни этноса по подсчетам Гумилева составляет 1500 лет. Эту теорию ученый изложил в основном труде своей жизни – книге «Этногенез и биосфера земли». Я склоняюсь в большей степени к миграционным теориям расселения славян, так как в конце IV века Н.Э. начинается великое переселение народа в ходе неолитической революции и демографического взрыва, ведь народы нуждались в местах для пастбищ, новых месторождениях меди. Н.М. Карамзин в своем монументальном труде «История государства Российского» устанавливает, что «славяне вышли на театр истории с VI века Н.Э., под сим именем, достойным людей воинственных и храбрых, ибо его можно производить от славы» и распространились на огромной территории между тремя морями – Черным, Балтийским и Белым. Летопись сообщает, что «каждое объединение восточных славян имело свои (выделить по тексту): - язык; - обычаи, - законы, - предания, - нрав. Славянские поселения обычно располагались по берегам рек и озер в местах, пригодных для земледелия – их основного занятия. Возделывали рожь, пшеницу, ячмень, овес, коноплю, а также овощные культуры. Для северных лесных районов была характерна подсечно-огневая система земледелия (лес вырубали, выкорчевывали пни и поджигали их, затем сеяли). Участка хватало на 3 - 4 года, а затем вырубались новые. На юге земледелие было более высокоразвитым, так как этому способствовали благодатные природные условия (климат, дожди, плодородные почвы). Здесь ведущий способ земледелия – перелог (участки засевались в течение нескольких лет, а затем переходили на другое место). Использовали плуг, не известный на севере. Большую роль в хозяйстве играло животноводство, рыболовство, охота, бортничество. Известия летописей, находки археологов, записи старинных обычаев и поверий, сделанные учеными XIX века позволяют нам воссоздать религиозную и обрядовую систему восточных славян. Религия со множеством богов, как это было у славян, называется многобожием или политеизмом. Позже на Руси эту религию стали называть язычеством (от «языцы», народы – иноземцы, не принявшие христианство). Создание схем по текстам «древней книги». 1. Представления о земном устроении. 2. Уровни славянской мифологии (а – верховные боги, б – боги среднего уровня, в – создания низшего уровня).
Языческие верования и обычаи сохранялись у восточных славян еще долгое время и после принятия христианства. Их отголоски есть и в современном мире: некоторые до сих пор устраивают после Нового года колядки, празднуют масленицу и день Ивана Купалы. На мой взгляд… Глоссарий: Миграция – переселение, перемещение народов. Дунайская миграционная теория – расселение славян начинается с Дуная. Скифо-сарматская миграционная теория – расселение славян начинается со Средней Азии. Прибалтийская миграционная теория – расселение славян начинается с Прибалтики. Автохонность – самостоятельное появление, противоположность переселению. Теория пассионарности – происхождение этноса в результате пассионарного взрыва (выброса космической энергии). Этногенез (по Л.Н. Гумилеву) – зарождение нового сильного этноса. Подсечно-огневая система землепользования – основанная на вырубании, выкорчевывании и поджигании леса под пашню, распространена у северных славян. Перелог – система землепользования у южных славян, при которой после нескольких урожаев землю оставляли без обработки на 8 – 15 лет для восстановления плодородия почвы и переходили на новый участок. Бортничество – процесс сбора меда диких пчел. Политеизм - религия со множеством богов (например, язычество). Даты: IV – VI вв. Н.Э. – период расселения славян по территории Древней Руси. Персоналии: Нестор - древний летописец, автор "Повести временных лет". Шахматов А.А. – крупный историк и языковед ХХ века, академик. Гумилев Л.Н. - русского историк ХХ века, этнолог. Основной труд – «Этногенез и биосфера земли». Карамзин Н.М. – русский историк XVIII – XIX вв. Основной труд – «История государства Российского».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|