ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Философская дистинкция предмета и объекта исследования
“Дело Йукоса” нужно рассматривать и с позиций объекта, и с позиций предмета. Что есть объект и предмет в “деле Йукоса”? Для нас это правосудие, адвокатура, процесс, доказывание, абсурд, власть, гражданское общество, социум, политика, искусство, сам человек. Различение предмета и объекта исследования относится к основам современной науки, без него не обходится ни одна квалификационная научная работа, будь то кандидатская или докторская диссертация. Тем не менее, далеко не все учёные понимают сущность данного различения, и объяснить эту сущность порой крайне трудно. Фундаментом разграничения категорий предмета и объекта является то обстоятельство, что действительность познается человеком избирательно – в зависимости от того, что именно его интересует в ней и какие задачи он при этом решает. В категории объекта заложена простая констатация существования того или иного фрагмента действительности – камня, человека, общественного института и тому подобного. Однако не существует такой отрасли человеческого познания, которая охватывала бы какой-нибудь подобный объект целиком, в совокупности всех его внутренних и внешних отношений. Один и тот же объект может быть исследован разными науками, каждую из которых интересует строго определённая совокупность отношений объекта, подчиняющихся неким общим закономерностям. Например, физика рассматривает человека как тело, подчиняющееся законам механики; химия – как агрегат веществ, взаимодействующих друг с другом по химическим законам; биология – как форму жизни; юриспруденция – как субъект прав и обязанностей по отношению к другим людям и так далее. Каждая такая совокупность отношений и составляет предмет соответствующей науки. Разные науки могут исследовать один и тот же объект, но в разных аспектах. Соответственно, и отдельные научные исследования могут иметь свой особенный предмет, выделяя в рамках общего предмета своей науки более дробные совокупности отношений. Предмет – это то, как нам дана вещь, угол зрения, под которым мы её рассматриваем. Соответственно, в категорию предмета в ряде случаев входят не только те внутренние или внешние отношения объекта, которые нас интересуют, но сам наш интерес к этому объекту и весь теоретико-методологический аппарат, который мы используем для её исследования. Дистинкция предмета и объекта была намечена Иммануилом Кантом, который различал “материю” познания и его “форму”, то есть способ, которым мы познаем элементы действительности. В современных терминах противопоставление предмета (Gegenstand) объекту (Objekt) впервые предложил в 1904 году австрийский философ Рудольф Амезедер. Другой австрийский философ Алексиус фон Мейнонг связал это различение с теорией интенциональности Франца Брентано и построил свою “теорию объектов” (Gegenstandtheorie), в которой трактовал предмет как акт данности объекта в переживании. Подобное понимание стало исходным для феноменологии Гуссерля, который, с одной стороны, провозгласил поворот философии “назад, к самим предметам”, но, с другой, определил их неотрывность от интендирующего сознания. Иными словами, феноменология – это попытка рассматривать только предметы, вынося объекты за скобки посредством феноменологической редукции. Тем не менее, дистинкция предмета и объекта продолжает играть роль в естественных и социальных науках, поскольку позволяет отличить само эмпирическое поле исследования от тех задач, в свете которых это поле нам дано. В русской методологической мысли разработкой данной дистинкции занимались такие выдающиеся учёные, как Дмитрий Павлович Горский (“Вопросы абстракции и образования понятий”), основатель теории и практики деловых игр Георгий Петрович Щедровицкий (“Проблемы методологии системного анализа”), автор оригинальной версии общей теории систем Авенир Иванович Уёмов (“Вещи, свойства и отношения”).
Об ожидании Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|