Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теоретические подходы, понятия, определения и виды цен на товары и тарифов на услуги




Цена – это денежное выражение стоимости единицы товара и тарифов на услуги.

Общая система цен – это совокупность взаимосвязанных различных видов цен: национальных (внутренних), внешнеторговых (экспортно-импортных), мировых и прочих, регулирующих экономические отношения участников современного рынка товаров и услуг.

Ценообразование – это теоретико-методологический и методический процесс формирования цен на товары и тарифов на услуги. Различают два типа теорий ценообразования: затратная (стоимостная) и маржинальная. Затратная теория – государственно-регулируемая, основана на стоимости товара у товаропроизводителей, или ее можно представить как нормативно-правовую, где в основе лежат затраты труда предпринимателя и общества. Представители этой теории А. Смит, Д. Риккардо, У. Петти и др. Стоимостная теория развита К. Марксом и Ф.Энгельсом: стоимость товара основана на количестве абстрактного труда, необходимого для его производства. Второй подход – маржинальный, рыночный, сформированный на потребительской, качественной основе полезности товара потребителями этих товаров и услуг. Цена не включает стоимость. Маржинальная теория цены проявляется в оценке полезности благ в процессе сделки купли-продажи товара. Родоначальниками маржинальных теорий признаны зарубежные и отечественные ученые – У. Джевонс, К. Менчер, Л. Вальрас (субъективный подход к оценке полезности), Ф. Эджуорт, В. Парето, Е. Слуцкий (потребительский выбор – максимальной полезности, в зависимости от дохода потребителя), П. Самуэльсоном (индексная функция полезности товарных наборов)[1].

Рыночный (маржинальный) подход к ценообразованию товаров и услуг, на мой взгляд, должен синтезировать оба варианта: объективный, (стоимостной) и субъективный (полезность товара, работы или услуги). Синтез двух подходов и образует на практике затратно-рыночное ценообразование, т.е. рождение неких «третьих» нормально рентабельных справедливых цен на товары и услуги. И все же автор считает позицию Ф. Энгельса «Стоимость есть отношение издержек производства к полезности» предпочтительней позиции А. Маршалла. Действительно, «издержки» первичны, а «полезность вещи» вторична.

Методология ценообразования включает основные правила, принципы и методы; концептуальные особенности формирования и обоснования единой системы цен; разработку стратегий ценообразования отдельных товаров и услуг.

Методика ценообразования как элемент методологии содержит конкретный алгоритм формирования цен, согласно действующим принципам и ценовым стратегиям.

Учебник В.Е. Есипова «Цены и ценообразование»[2] выделяет шесть функций цены: 1) измерительная – оценивает количество денег, которое должен заплатить покупатель продавцу товара или услуги; 2) учетная – оценивает затраты общественного труда; 3) стимулирующая – заключается в рентабельности (доходности, прибыльности) разных товаров и услуг; 4) распределительная – основана на перераспределении добавленной стоимости между отдельными потребителями: собственниками, наемными работниками, акционерами, менеджерами, государством и пр.; 5) функция балансирования спроса и предложения, производства и потребления; 6) размещение и развитие бизнеса основано также на доходности и прибыльности тех или иных товаров и услуг.

Авторы учебника различают следующие принципы ценообразования: 1) научно обоснованное ценообразование основано на законе стоимости, законах спроса и предложения и пр.; 2) целевая направленность вытекает из ценовой политики предприятия, общества, государства и пр.; 3) принцип непрерывности – состоит в оценке добавленной стоимости на всех этапах производства и обращения товара; 4) принцип контроля и государственного регулирования цен на некоторые социально значимые товары и услуги.

Ценовая политика предприятия направлена на выработку ценовых стратегий и оптимальной хозяйственной деятельности по производству и реализации товаров и услуг с целью завоевания интересов потребителей этих товаров и услуг.

Товаром признается объект купли-продажи на рынке товаров и услуг, реализуемый предприятиями в виде:

a) продукции производственно-технического назначения – машины, оборудование и пр. для предприятий промышленности, транспорта, строительства, агропромышленного комплекса и др.;

б) продукции военно-промышленного комплекса (ВПК);

в) товаров народного потребления, включая промышленные и продовольственные;

г) научно-технической продукции как результатов интеллектуальной собственности (в экономике числятся как амортизируемые нематериальные активы в виде свидетельств, патентов, лицензий, договоров права пользования и др. авторских прав согласно гражданскому кодексу). Это:

программные средства и базы данных;

топология интегральных микросхем;

селекционные достижения;

товарный знак, торговая марка, наименование новых товаров (бренды), наименование мест происхождения товаров, логотипы и др. символика товаров, услуг, фирмы и пр.;

научно-техническая документация, карты, схемы и др. документация, по которой получено положительное решение;

новые информационные технологии, новые формулы, новые алгоритмы и прочие ноу-хау;

деловая репутация фирмы (имидж или престиж фирмы – гудвилл (оценивается разностью между рыночной стоимостью фирмы и стоимостью активов и обязательств фирмы по балансу);

д) биржевых товаров как продукции фондового рынка, которая включает три типа фондовых товаров.

Первый тип. Фондовые капиталообразующие ценные бумаги (на примере РТС-1995 г.): акции (формирующие основные средства и нематериальные активы); облигации (формирующие оборотный капитал); другие капиталообразующие ценные бумаги как финансовые или долевые инструменты, включая сложные (комбинированные) инструменты по МСФО 32.8.

Пример 1.1

Пример оценки стоимости сложного инструмента по международному стандарту IAS–32[3]: эмитированные компанией 1000 биржевых облигаций номинальной стоимостью 1 тыс. дол., конвертируемые через три года в обыкновенные акции. Проценты по облигациям по условиям выпуска выплачиваются ежегодно в конце периода по номинальной ставке 6%. Рыночная ставка 10%. Дата погашения облигаций в конце третьего года. Определите справедливую стоимость обыкновенных акций через три года.

Решение

Стоимость облигаций через три года как элемент обязательств (долговая составляющая компании соответствует будущим денежным потокам по инструменту, дисконтированным по рыночной ставке) с процентами по ним составит:

тыс. дол.

Стоимость опциона на конвертацию как элемент накопленного капитала по облигациям (долевая составляющая компании) определяется разницей между первоначальной стоимостью денежных средств по облигациям стоимостью = 1 000 000 дол. и долговой расчетной составляющей Ро = 900 526 дол.

дол.

 

Стоимость пакета акций по МСФО после конвертации облигаций составит сумму элементов долговых обязательств и долевого капитала

= 900526 + 99474 = 1000000 дол.

Второй тип. Валюта, драгоценные металлы, камни, слитки и пр. финансовые активы как денежные средства и их эквиваленты – права требования; дебиторская задолженность, ссуды и займы, векселя и др. товары валютной биржи ММВБ (1992 г.) как производные финансовые инструменты (деривативы, по которым меняется базовая стоимость, расчеты производятся в будущем без предоплаты).

Пример 1.2

Примеры деривативов[4]:

валютные форвардные контракты, где базой является будущий обменный курс;

опционы на акции, где базой будет рыночная цена акции. Опцион это срочный контракт, дающий право одной стороне купить или продать базисный актив при наступлении определенных обстоятельств по согласованной цене либо отказаться от сделки;

товарный биржевой фьючерс с будущей базой – ценой товара без предварительных инвестиций на основе стандартных условий;

валютный своп (соглашение сторон об обмене в будущем денежными потоками по согласованным условиям обмена) по будущей базе – валютному курсу.

Третий тип. Сырьевые ресурсы товарной биржи как продукция, не прошедшая первичной промышленной обработки (по твердым контрактам с предоплатой и по фьючерсным контрактам как разновидность форвардных контрактов без инвестиций), лес, руды цветных и черных металлов, газ, нефть, зерновые, зернобобовые и т.д.;

е) работ по созданию материальных активов, выполненных для заказчика (строительные, монтажные, реставрационные, геологоразведочные и пр. работы);

ж) услуг, оказанных юридическим и физическим лицам в сфере производства, строительства, торговли, транспорта и в других материальных и нематериальных сферах, включая посреднические услуги в сфере образования, здравоохранения, быта, культуры, искусства, спорта и пр.;

з) факторов производства – рабочей силы; капитала и земли, имеющих две стоимости, две цены: прокатную на период и капитальную на весь срок службы;

и) прочих товаров и услуг, включая предприятия, организации, фирмы, земельные участки и др. природные ресурсы, находящиеся в их собственности, передачу электрической энергии, нефти, газа и пр. на расстояние.

Продукция не признается товарной, если она создана, поставлена на баланс предприятия и предназначена для собственного внутрифирменного потребления.
Нетоварная продукция не включает полуфабрикаты собственного производства как внутризаводской оборот, где действует трансфертное ценообразование и внутрифирменное планирование цен на услуги смежников.

Произведенная продукция в отчетном периоде представляет собой совокупность товарной и не товарной продукции в данном отчетном периоде (квартал, полугодие, девять месяцев и год).

Реализованная товарная продукция. Под реализацией признается передача прав собственности на товары и услуги на возмездной и (или) на безвозмездной основе. В зависимости от времени (момента, даты) перехода права собственности на объект купли-продажи различают два метода определения реализации товаров и услуг: по оплате – для малого бизнеса и торговли и по отгрузке – для крупного бизнеса. Переход права собственности наступает согласно дате в накладных документах отгруженных товаров и дате, указанной в акте выполненных работ, оказанных услуг. С отгрузкой товаров связаны услуги по доставке товаров, откуда возникают франко-цены как цена товара плюс цена услуги, например.

День отгрузки определяется условиями договора купли-продажи. Так: отгрузка со склада завода-изготовителя – самовывоз, а цена называется франко-склад отправителя, т.е. это стоимость чисто товаров.

Франко-станция отправления – цена состоит из стоимости товара + стоимости транспортной услуги до станции.

Франко- вагон станция отправления – франко-станция отправления + цена услуги по погрузке товара в вагон.

Франко-вагон станция назначения – франко вагон станция отправления + цена транспортной услуги по доставке товара до станции назначения и т.д.

Полный перечень видов цен и структура базисных условий национальных российских и мировых контрактов приведен в учебном пособии В.А. Слепова и Т.Е. Николаевой«Ценообразование»[5] (табл. 1). Аналогичный перечень видов цен и структура базисных условий мировых контрактов приводится в справочнике международной торговой палаты «Инкотермс-2000». Под базисными условиями понимают затраты на транспортные услуги, погрузку и разгрузку товаров, страхование грузов, их таможенное оформление при пересечении государственной границы и др. Цена товара считается структурно тем менее полной, чем меньше берет на себя обязательств поставщик товаров и услуг, и наоборот. Самыми полными ценами считаются цены группы «Д» по справочнику «Инкотермс-2000».

Таблица 1






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных