Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Класс, программа О.С. Габриеляна)




Как уже говорилось выше при описании технологии, базовая модель «Развития критического мышления» содержит три основные стадии, на каждой стадии ставятся определенные задачи, реализовывать которые учителю химии помогают методические приемы. (См. Приложение 1).Наша практическая работа заключается в разработке методических приемов и их использования, в процессе формирования критического мышления, конкретного класса на материале отдельной темы. Разработка методических приемов проводилась по теме «Неметаллы», 9 класса (Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Автор: Габриелян О.С.).

Все содержание темы состоит как бы из четырех тесно переплетающих крупных блоков информации, связанной между собой четко выраженными причинно-следственными связями. Вскрытие причинно-следственных связей между этими блоками, например, зависимости свойств элементов седьмой группы главной подгруппы от свойств элементов шестой группы главной подгруппы создает условия для организации поисковой деятельности учащихся, активизирует учебный процесс и способствует усилению воспитательного аспекта, раскрывая значение научного подвига Д.И.Менделеева. Приступая к изучению новой темы учитель, прежде всего, актуализирует уже известное, намечает линии воспоминания, так как нет такой темы, которая являлась бы для учащихся совершенно новой при концентрическом построении программы. Следовательно, само содержание темы, его дидактическое решение способствуют развитию важнейших химических понятий в сознании учащихся. Однако методически тема должна быть подана так, чтобы мыслительная активность учащихся не ослабевала при ее изучении. Для реализации этой цели учитель использует различные методические приемы. Используя технологию развития критического мышления при изучении данной темы можно использовать различные приемы. Вследствие ограниченного времени эксперимента мы разработали и использовали на уроках химии по четыре вида приемов на каждой стадии урока. При этом выбор вида разработанного приема, используемого на уроке, определяется целью занятия и содержанием изучаемого материала. Кроме того, необходимо отметить тот факт, что для учащихся используемая технология развития критического мышления при изучении данной темы является новой. Поэтому учащимся в начале изучения темы было рассказано, каким образом будет проходить ее изучение, важность используемой технологии для дальнейшего обучения не только по химии, но и по другим предметам. Рассмотрим подробнее разработанные методические приемы и их использование, в процессе формирования критического мышления на материале темы «Неметаллы».

 

Стадия вызова. Прием № 1 “Покопаемся в памяти ” Учитель называет тему урока «Азот и его свойства» и предлагает взять лист бумаги и ручку и в течение 3 минут ответить на следующие вопросы: Что вы знаете об азоте? Или вам кажется, что вы это знаете? Или вы думаете, что вы это знаете? После того как учащиеся записали все, что знают об азоте необходимо это обсудить с партнером. После того, как партнеры завершат свое обсуждение, члены группы должны поделиться своими знаниями об азоте. По мере того, как они делятся своими знаниями, учитель записывает их идеи на доске. Любые разногласия должны быть вынесены на обсуждение. Учитель после каждого высказывания задает вопрос учащимся: «Все ли согласны с тем, что сказано?». Прием № 2 “Ассоциация” Учащимся предлагается прочитать тему урока: «Силикатная промышленность» и ответить на вопрос: - О чем может пойти речь на уроке? - Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «Силикатная промышленность»? Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель записывает на доске. Прием № 3 “Перепутанные логические цепопочки” Учитель называет тему урока «Общая характеристика неметаллов».На доске написаны верные и не правильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “+” там где они считают, что высказывание правильное и знак “-” там где по их мнению оно неверно. Учитель после каждого высказывания задает вопрос учащимся: «Все ли согласны с тем, что сказано?». 1. Неметаллы – обладают свойствами металлов. 2.Неметаллы могут быть жидкостями, твердыми веществами, газами. 3.Инертные газы в реакции не вступают, соединений не образуют. 4. Газы - водород, хлор, фтор, азот образуют двухатомные молекулы. 5 Кислород образует два газа: О 2 и О3. 6.Йод похож на металл, т.к. имеет блеск и твердый. 7. Неметаллы хрупкие вещества. 8. Неметаллы проводят тепло и электрический ток. 9.Неметаллов в ПСХЭ больше, чем металлов. 10.Большинство неметаллов это жидкие вещества. Прием № 4 «Инструкции» На стадии вызова учащимся могут быть даны инструкции по их дальнейшей работе в течение урока. Например, урок по теме: «Углерод». (Учебник Химия 9 класс Габриелян О.С. с 126-133). Класс делится на 5 групп, в каждой группе назначается эксперт в своей области: Эксперт 1 Строение атома и степени окисления углерода(c.126-127). Эксперт 2 Аллотропия углерода: алмаз и графит(с.127-128). Эксперт 3 Древесный и активированный уголь (с.129-130). Эксперт 4 Химические свойства углерода (с.130-131). Эксперт 5 Круговорот углерода в природе (с.133). Правила работы в экспертной группе:1. Надо изучить вопрос так, чтобы суметь объяснить партнерам. 2.Ищите эффективные способы преподнесения информации. 3. Разъясните то, что другим осталось не понятным. Стадия осмысления. Прием № 1 «Пометки на полях» Данный прием был использован на уроке по теме «Соединения фосфора». Учащиеся получают текст и делают в нем соответствующие пометки: «+» - поставьте на полях,если то, что вы читаете, соответствует тому что вы знаете; «-» - поставьте на полях, если то,что вы читаете,противоречит тому что вы знали или думали что это знаете; «V»- поставьте на полях, если то, что вы читаете является новым; «?» - поставьте на полях, если то,что вы читаете является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу. Таким образом, в процессе чтения текста учащиеся делают четыре типа пометок на полях, в соответствии со своими знаниями и пониманием. Время на работу отводится 5 минут. Информационный текст. Прочитайте текст и ответьте на следующие вопросы: 1.Что происходит с фосфором, который попадая в почву, под влиянием влаги, тепла, микроорганизмов подвергается разложению? 2.Почему для изготовления спичек стали использовать красный фосфор? Интересные сведения, связан­ные с соединениями фосфора. Вспом­ним, сколько всевозможных суеверий, мрачных легенд порож­дали «блуждающие» огни на кладбищах и болотах. Фантазия народная испокон веков заселяла кладбища душами грешников, выходящими по ночам из могил, а болота — чертями. Меж­ду тем «блуждающие» огни обязаны своим происхождением ес­тественным биохимическим и химическим процессам. Расти­тельные и животные остатки содержат фосфор. Попадая в почву, они под влиянием влаги, тепла, микроорганизмов разла­гаются. В результате выделяются газ метан, способный гореть, и фосфин, который активно реагирует с кислородом воздуха. Реакция сопровождается большим выделением тепла, под влия­нием которого фосфористый водород воспламеняется сам и под­жигает метан. То, что кажется таинственным, даже страшным, — естественное, легко объяснимое явление». И, наконец, информация о спичках. В прежнее время для производства спичек применялся бе­лый фосфор, который в смеси с серой и некоторыми богатыми кислородом веществами входил в состав головки спички; свер­ху головку покрывали слоем парафина (во избежание окисле­ния на воздухе). Вследствие огнеопасности таких спичек (они загораются уже при легком трении) и вреда для здоровья рабо­чих производство их было повсюду запрещено и заменено изго­товлением так называемых безопасных или «шведских» спи­чек, в которых белый фосфор заменен красным (вспомните за­мечательное произведение А. П. Чехова, которое так и называется «Шведская спичка»). Красный фосфор вместе с сульфидом сурьмы (III) Sb2S3и клеем наносится на боковые поверхности коробки, а головка спички составляется обычно из бертолетовой соли, серы, стеклянного порошка и клея. Под действием теплоты, выделяющейся при трении, мель­чайшие частицы красного фосфора переходят в белый фосфор, который воспламеняется на воздухе и поджигает головку спич­ки. Интересно отметить, что спички появились только 120 лет назад, а до начала XIX в. огонь добывался исключительно при помощи кремня и огнива. Завершением данной работы с текстом является устное обсуждение. Прием № 2 Составление маркировочной таблицы «ЗУХ» Этот прием целесообразно применять совместно с приемом № 1 «Пометки на полях». После прочтения информационного текста (см. Прием № 1 «Пометки на полях») ученик составляет маркировочную таблицу, в каждый столбик которой вписываются предложения с соответствующими пометками: Маркировочная таблица «ЗУХ»
Знаю Узнал Хочу узнать поподробнее

Материал обсуждается в парах, ученик от пары сообщает информацию, которая фиксируется учителем на доске. Обсуждение информации способствует ее систематизации и дает возможность ответить на возникшие вопросы.

Прием № 3 «Лист решения проблем»

Очень хорошие результаты дает использование приема № 3 при решении задач особенно со слабыми учениками. В этом виде деятельности идет детальная поэтапная разборка материала. Ученики самостоятельно ставят перед собой проблему и самостоятельно ищут пути ее решения для достижения конечной цели. Например, лист решения проблем на уроке по теме: «Сера, ее физические и химические свойства» к задаче «Какой объем займет кислород массой 64 грамма?»

ПРОБЛЕМА ЧТО ЕСТЬ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ РЕШЕНИЕ
Найти объем кислорода V = n х Vm Неизвестно количество вещества  
Найти количество вещества кислорода n= m: M m = 64 г Молярной массы кислорода М (О2)= 16+16=32г/моль n=64: 32 = 2 моль
Найти объем кислорода n=2 моль Vm= 22,4 моль/л   V= 2 моль 22,4 моль/л = 44,8 л

Так же этот прием целесообразно использовать на практических работах.

Прием № 4 «Таблица аргументов»

Учитель дает аргументы, а учащиеся должны их опровергнуть или подтвердить фактами учителя или при работе с учебником О.С. Габриеляна, 9 класс, с. 91 – 95. Время отведенное на заполнение таблицы 10 минут.

Аргумент Почему «ДА» Почему «НЕТ»
Кислород в природе содержится только в атмосфере.    
Кислород занимает второе место по распространению в природе.    
Кислород хранят в стальных баллонах, окрашенных в зеленый цвет, под давлением 70 атм.      
Кислород - газ без цвета, запаха и вкуса. В жидком состоянии имеет голубую окраску, в твердом – черную.    
Кислород взаимодействует почти со всеми простыми веществами, кроме галогенов, благородных газов, золота, платины и водорода.      

 

Завершением данной работы с таблицей является устное обсуждение.

Стадия рефлексии.

Прием № 1 «Кластер»

Например, использование приема «Составление кластера» на уроке химии по теме: «Общая характеристика неметаллов». Учитель предлагает учащимся написать в центре листка бумаги ключевое понятие «Неметаллы – простые вещества», и с данным выражением составить кластер. Например:

 
 
Неполярная  


Атомная
Молекулярная
Ковалентная

 
 

 

 


Затем учитель просит учащихся установить, верны ли данные утверждения, и обосновать свой ответ.

Прием № 2 «Синквэйн»

Каждому ученику дается время 5-7 минут на то, чтобы написать синквэйн на тему «Общая характеристика неметаллов». Затем предлагается повернуться к партнеру и из двух синквэйнов составить один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они это написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод требует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем весь класс может ознакомиться с парными синквэйнами. Пример синквэйна к теме: «Неметаллы – простые вещества».

Неметаллы.

Разнообразные, аллотропные.

Не куются, не проводят, не блестят.

Нет правил без исключения.

Антиподы.

Правила написания синквэйна:

1.В первой строчке тема называется одним словом (существительным).

2. Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных).

3. Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами.

4.Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5.Синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Прием № 3 «Написание эссе»

ППрием «Написание эссе» - это вид письменного задания применяется в основном в конце урока, чтобы помочь ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Учитель просит учащихся ответить на два вопроса: - Что они узнали по пройденной теме? - Что хотели бы узнать? (или задать вопрос на который они не получили ответа). Пример эссе к уроку «Общая характеристика неметаллов», написанную учениками 9д класса школы №48, г.Омска:

1. На уроке я узнал особенности строения и положения неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева, их отличие от металлов, а также о том какие химические элементы содержаться в живой клетке.

2.Я хотел бы спросить, какие химические элементы входят в мозг человека?

Прием №4 «Шесть шляп критического мышления»

Суть приема состоит в следующем: класс делится на шесть групп, каждая группа «примеряет свою шляпу», высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему. Например, на уроке по теме «Соли азотной кислоты», учащиеся знакомятся с минеральными удобрениями. При этом учитель начинает рассматривать этот материал, поставив перед ребятами проблему: ведь азота в природе, в составе атмосферы чрезвычайно много, а растения часто дают плохой урожай из-за азотного голодания. Почему?

«Белая шляпа» à(Некоторые растения, например бобовые могут усваивать атмосферный азот).

«Желтая шляпа» à (Азота много в атмосфере, а если бы его не было вообще).

«Черная шляпа» à (Не все растения могут усваивать атмосферный азот).

«Синяя шляпа» à (Есть все - таки такие растения, которые могут усваивать атмосферный азот.)

«Зеленая шляпа» à (Можно садить больше растений, способных усваивать атмосферный азот и тогда «азотного голодания» не будет.)

«Красная шляпа» à (Азота в атмосфере уже ни так много, но мы рады, что он все – таки остался. Недоумение, веселье).

В приложении 2 представлена разработка урока по теме с использованием технологии развития критического мышления.

Таким образом, при организации и проведении уроков по химии, используя технологию развития критического мышления, может быть использовано различное сочетание методических приемов, которое определяется целью занятия и содержанием изучаемого материала.

 

Приложение 1.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных