ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Христианство и социал-демократияВ своем известном введении к новому изданию брошюры Маркса «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» Энгельс в марте 1895 года писал: «Почти ровно 1600 лет тому назад в Римской империи тоже действовала опасная партия переворота. Она подрывала религию и все основы государства, она прямо-таки отрицала, что воля императора — высший закон, она не имела отечества, была интернациональной; она распространилась по всем провинциям империи, от Галлии до Азии, и проникла за ее пределы. Долгое время она действовала скрыто, вела тайную работу, но в течение довольно уже продолжительного времени она чувствовала себя достаточно сильной, чтобы выступить открыто. Эта партия переворота, известная под именем христиан, имела много сторонников и в войсках; целые легионы были христианскими. Когда их посылали присутствовать на торжествах языческой господствующей церкви для оказания там воинских почестей, солдаты, принадлежащие к партии переворота, имели дерзость прикреплять в виде протеста к своим шлемам особые знаки — кресты. Даже обычные в казармах притеснения со стороны начальников оставались безрезультатными. Император Диоклетиан не мог долее спокойно смотреть, как подрывались в его войсках порядок, послушание и дисциплина. Он принял энергичные меры, пока время еще не ушло. Он издал закон против социалистов,— то бишь против христиан. Собрания ниспровергателей были запрещены, места их собраний были закрыты или даже разрушены, христианские знаки — кресты и т. п.— были запрещены,, как в Саксонии запрещены красные носовые платки. Христиане были лишены права занимать государственные должности, они не могли быть даже ефрейторами. Так как в то время еще не было судей, как следует выдрессированных по части «лицеприятия», судей, наличие которых предполагает внесенный г-ном фон Келлером законопроект о предотвращении государственного переворота, то христианам было про сто-напросто запрещено искать защиты в суде. Но и этот исключительный закон остался безрезультатным. Христиане в насмешку срывали текст закона со стен и даже, говорят, подожгли в Никомедии дворец, в котором находился в это время император. Тогда он отомстил массовым гонением на христиан в 303 г. нашего летосчисления. Это было последнее из гонений подобного рода. И оно оказало настолько сильное действие, что через 17 лет подавляющее большинство армии состояло из христиан, а следующий самодержец всей Римской империи, Константин, прозванный церковниками великим, провозгласил христианство государственной религией» [8]. Кто знает Энгельса и сравнит эти последние строки его политического завещания с теми взглядами, которых он держался в течение всей своей жизни, у того не может быть сомнений на счет намерений, которые преследовал Энгельс в этом юмористическом сравнении. Он хотел указать на неудержимость и быстрый успех нашего движения, которое становится непреодолимым, в особенности благодаря росту его сторонников в армии, так что вскоре даже самые могущественные самодержцы вынуждены будут капитулировать перед ним. Эта картина прежде всего свидетельствует о могучем оптимизме, который воодушевлял Энгельса до конца его дней. Но ей пробовали дать также иное истолкование, так как непосредственно перед этим Энгельс указывает, что наша партия в настоящее время лучше всего развивается, оставаясь на пути законности. Нашлись люди, которые вычитали отсюда, что Энгельс в своем «Политическом завещании» отрекся от того, что составляло содержание всей его жизни, и признал неправильной революционную точку зрения, которую отстаивал в течение двух поколений. Эти господа сделали вывод, будто Энгельс признал, что идея Маркса о неизбежности насилия при рождении всякого нового общества оказалась несостоятельной. В сопоставлении социал-демократии с христианством эти комментаторы подчеркивали не быстрый и непреодолимый успех движения, а то обстоятельство, что Константин добровольно признал христианство государственной религией и что христианство победило без всякого насильственного потрясения государства, совершенно мирным путем, благодаря предупредительности правительства. Такую же победу должна и сумеет одержать, по их мнению, социал-демократия. И вскоре после смерти Энгельса казалось, что их ожидания исполняются. В лице Вальдека Руссо во Франции появился новый Константин, который сделал министром епископа новых христиан г-на Мильерана. Кто знает Энгельса и к нему относится без предвзятого мнения, тот не сомневается, что Энгельсу никогда и в голову не приходило отказываться от своего революционного прошлого и что, следовательно, заключительные слова его «Введения» нельзя истолковывать в том смысле, в каком это делают вышеупомянутые господа. Но надо признать, что слова эти сформулированы не особенно отчетливо, и те, кто не знает Энгельса и в то же время полагает, что непосредственно перед смертью его внезапно охватили сомнения в целесообразности всей его деятельности, могут излагать приведенные выше слова в том смысле, что путь к победе, пройденный христианством, указывает, как достигнет своей цели социал-демократия. Если бы таково было действительное мнение Энгельса, то ничего худшего он не мог сказать о социал-демократии. В таком случае он предсказал ей не триумф в будущем, а полный крах той великой цели, которой служит социал-демократия. Характерно, что те, кто стремится использовать упомянутые слова, относятся без всякого интереса и даже с недоверием ко всем великим и глубоким мыслям Энгельса. Но зато они с восторгом подхватывают отдельные выражения, которые следовало бы признать совершенно ошибочными, если бы они действительно имели тот смысл, какой им придается. Мы видели, что христианство победило лишь тогда, когда превратилось в полную противоположность тому, чем оно являлось первоначально. Мы видели, что в христианстве победу одержал не пролетариат, а эксплуатирующее его и господствующее в нем духовенство. Христианство победило не как революционная, а как консервативная сила, как новая опора гнета и эксплуатации. Оно не только не устранило императорскую власть, рабство, нищету масс и концентрацию богатства в немногих руках, но укрепило все это. Организация христианства — церковь — победила благодаря тому, что изменила своим первоначальным целям и стала отстаивать нечто совершенно противоположное. Если победа социал-демократии должна совершиться в таком же порядке, как победа христианства, то действительно следует отречься только не от революции, а от социал-демократии, ибо тогда, с пролетарской точки зрения, социал-демократия заслуживает самых резких обвинений и нападки анархистов на нее вполне основатель– ны. И в самом деле, опыт с социалистическими министрами во Франции, которые как в буржуазных, так и в социалистических кругах пытались применить христианский метод огосударствления прежнего христианства — по иронии судьбы это было сделано для борьбы с нынешним государственным христианством,— имел последствием лишь усиление полуанархистского антисоциал-демократического синдикализма. Но, к счастью, параллель между христианством и социал-демократией в данном случае совершенно неуместна. Правда, христианство по происхождению своему является, подобно социал-демократии, движением неимущих, а потому у него имеется много общего с социал-демократией, на что неоднократно указывалось выше. Энгельс тоже указал на это незадолго до своей смерти в статье «К истории первоначального христианства» в «Neue Zeit». Статья эта свидетельствует, что Энгельс очень интересовался в то время этим предметом, так что у него, естественно, наращивалась параллель, которой он и воспользовался во введении к «Классовой борьбе во Франции с 1848 по 1850 г.». В работе «К истории первоначального христианства» он пишет: «В истории первоначального христианства имеются достойные внимания точки соприкосновения с современным рабочим движением. Как и последнее, христианство возникло как движение угнетенных: оно выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов. И христианство и рабочий социализм проповедуют грядущее избавление от рабства и нищеты; христианство ищет этого избавления в посмертной потусторонней жизни на небе, социализм же — в этом мире, в переустройстве общества. И христианство и рабочий социализм подвергались преследованиям и гонениям, их последователей травили, к ним применяли исключительные законы: к одним — как к врагам рода человеческого, к другим — как к врагам государства, религии, семьи, общественного порядка. И вопреки всем преследованиям, а часто даже непосредственно благодаря им, и христианство и социализм победоносно, неудержимо прокладывали себе путь вперед. Через триста лет после своего возникновения христианство стало признанной государственной религией римской мировой империи, а социализм за каких-нибудь шестьдесят лет завоевал себе положение, которое дает ему абсолютную гарантию победы» [9]. Эта параллель в общих чертах верна, правда, с некоторыми оговорками. Христианство вряд ли можно называть религией рабов, ибо оно для них ничего не сделало. С другой стороны, спасение от бедствия, которое возвестило христианство, понималось первоначально в весьма материальном смысле. На этом свете, а не на небе. Но последнее обстоятельство еще усиливает сходство христианства с рабочим движением. Энгельс в своей статье продолжает: «Параллель между обоими этими историческими явлениями напрашивается уже в средние века, при первых восстаниях угнетенных крестьян и в особенности городских плебеев… Как французские революционные коммунисты, так в особенности Вейтлинг и его последователи ссылались на первоначальное христианство задолго до того, как Эрнест Ренан сказал: «Если хотите представить себе, чем были первые христианские общины, присмотритесь к какой-нибудь местной секции Международного Товарищества Рабочих». Этот французский беллетрист, сочинивший церковно-исторический роман «Происхождение христианства» на основе беспримерного даже в современной журналистике бесцеремонного использования немецкой критики библии, сам не знал, сколько правды заключалось в его вышеупомянутых словах. Хотел бы я видеть бывшего деятеля Интернационала, у которого при чтении, например, так называемого Второго послания Павла к коринфянам не открылись бы старые раны…» [10] Далее Энгельс очень подробно выясняет сходство между первоначальным христианством и Интернационалом, но он не исследует дальнейшего развития христианства и рабочего движения. Диалектический поворот, проделанный христианством, его не интересовал. Между тем если бы он занялся этим вопросом, то он мог бы заметить признаки подобного же поворота в современном рабочем движении. Последнее, как и христианство, по мере своего роста должно создавать у себя постоянные органы, своего рода профессиональную бюрократию для партии и для профессиональных союзов. Без этих органов рабочее движение обходиться не может. Они для него необходимы, число их беспрерывно растет, и им вверяются все более и более важные функции. Эта бюрократия, к которой в широком смысле следует причислить не только чиновников, служащих по администрации, но также редакторов и депутатов, не создаст ли она в будущем, подобно духовенству с епископом во главе, новую аристократию? Аристократию, которая будет господствовать над трудящимися массами, эксплуатировать их и которая в конце концов получит такую силу, что сможет на равных правах разговаривать с государственной властью, стремясь не ниспровергнуть эту власть, а войти в ее состав. Результат этот был бы неизбежен, если бы параллель совпадала во всех деталях. Но, к счастью, этого нет. Как ни велико сходство между христианством и современным рабочим движением, все же имеются и признаки отличия, и притом весьма существенные. Прежде всего пролетариат в настоящее время обладает совершенно иными свойствами, чем в эпоху первоначального христианства. Правда, традиционное воззрение, будто свободный пролетариат в то время состоял исключительно из нищих и рабы были единственными рабочими, страдает преувеличением. Но не подлежит сомнению, что рабский труд развращающе действовал также и на свободных трудящихся пролетариев, которые по преимуществу были заняты в домашней промышленности. Идеалом трудящегося пролетария точно так же, как и идеалом бедняка, являлось в то время добиться беззаботного существования за счет богачей, которые должны выжать необходимое количество продуктов из своих рабов. К тому же христианство в первые три столетия было исключительно городским движением, а городские пролетарии того времени, в том числе и трудящиеся, имели все слишком ничтожное значение для общества. Его производительным базисом являлось исключительно сельское хозяйство, с которым были связаны весьма важные отрасли промышленности. Все это привело к тому, что главные носители христианского движения, свободные городские пролетарии, как труженики, так и лентяи, не имели ощущения, что общество живет благодаря им. Наоборот, все они были проникнуты стремлением жить за счет общества, ничего не делая. В их государстве будущего труд не играл никакой роли. С этим с самого начала было связано то, что, невзирая на всю классовую ненависть к богатым, постоянно проявлялось стремление апеллировать к их благосклонности и щедрости. Тяготение церковной бюрократии к богачам не встречало поэтому устойчивого сопротивления среди массовых членов общины точно так же, как не встречало его и высокомерие самой бюрократии. Экономическое и моральное босячество пролетариата в Римской империи еще усилилось вследствие понижения уровня всего общества, которое все более беднело, опускалось и производительные силы которого падали все ниже и ниже. Тогда безнадежность и отчаяние охватили все классы, парализовали их самодеятельность и заставили ожидать спасения только от чрезвычайных сверхъестественных сил, сделали их безвольной добычей всякого хитрого обманщика, всякого энергичного и самоуверенного авантюриста и вынудили отказаться, как от безнадежного дела, от всякой самостоятельной борьбы против какой-либо из господствующих сил. Нечто совершенно иное представляет собою современный пролетариат. Он является пролетариатом труда, и он знает, что на его плечах покоится все общество. При этом капиталистический способ производства передвигает центр тяжести производства все более и более из сельских местностей в промышленные центры, в которых духовная и политическая жизнь пульсирует сильнее всего. Промышленные рабочие этих центров, как наиболее энергичные и интеллигентные, становятся теперь тем элементом, от которого зависит судьба всего общества. При этом господствующий способ производства колоссально развивает производительные силы и таким образом увеличивает притязания, которые рабочие ставят обществу, одновременно с тем увеличивая также и способность общества удовлетворить этим требованиям. Рабочие исполнены радостных надежд, веры в будущее и веры в самих себя, подобно тому как до них, в период своего подъема, исполнена была этими чувствами буржуазия, когда она стремилась разорвать цепи феодального, церковного и бюрократического господства и эксплуатации, для чего рост капитализма дал ей необходимые силы. Происхождение христианства совпадает с крушением демократии. Три столетия его развития, до того как оно было признано государством, являются периодом беспрерывного исчезновения последних остатков самоуправления и вместе с тем периодом беспрерывного падения производительных сил. Современное рабочее движение берет начало в грандиозной победе демократии, в Великой французской революции. Столетие, истекшее с тех пор, несмотря на все перемены и колебания, свидетельствует о беспрерывном прогрессе демократии, почти сказочном нарастании производительных сил и росте пролетариата не только в численном отношении, но и в смысле самостоятельности и ясности самосознания. Достаточно уловить эту разницу, чтобы понять, что развитие социал-демократии ни в каком случае не может пойти по тому пути, по которому пошло христианство, и что нет оснований опасаться, что из рядов его выйдет новый класс — господ, эксплуататоров, которые разделят добычу с представителями старой власти. Если в Римской империи способность и готовность пролетариата к борьбе все более падают, то в современном обществе они, наоборот, возрастают, а классовые противоречия явно обостряются, так что уже в силу этого должны рушиться все попытки склонить пролетариат к отказу от борьбы путем сделки с его руководителями. Там, где такие попытки предпринимались, участники их вскоре оказывались лишенными поддержки своих сторонников, как бы велики ни были их прежние заслуги перед пролетариатом. Но не только пролетариат и та политическая и общественная среда, в которой он развивается в настоящее время, резко отличаются от того, что было в эпоху первоначального христианства. В настоящее время сам коммунизм приобрел совершенно иной характер и условия его осуществления тоже радикально изменились. Стремление к коммунизму, потребность в нем проистекают, правда, и теперь из того же источника, что и раньше, из бедности. И пока социализм оставался только социализмом чувства, только выражением этой потребности, он и в современном рабочем движении выражался порой в тех же стремлениях, что и в эпоху первоначального христианства. Но достаточно самого ничтожного понимания экономических условий, чтобы признать, что коммунизм в наше время принял совершенно иной характер, чем тот, который был свойствен коммунизму первобытного христианства. Концентрация богатств в немногих руках, которая в Римской империи шла рука об руку с беспрерывным падением производительных сил и отчасти вызывала это падение, та же самая концентрация стала в настоящее время основанием для колоссального роста производительных сил. Если раздел богатств в то время не причинял ни малейшего ущерба производительности общества,» а, наоборот, мог ему содействовать, то в настоящее время такой раздел равносилен полной остановке производства. Современный коммунизм и не может помышлять о том, чтобы равномерно распределить богатства. Наоборот, он стремится к возможно большему усилению производительности труда и более равномерному распределению продуктов труда тем, что доводит до крайности концентрацию богатства, превращая его из частной монополии некоторых капиталистических групп в общественную монополию. Зато современный коммунизм, если он стремится отвечать потребностям человека, выросшего в современных условиях производства, должен будет в полной мере сохранить индивидуализм в потреблении. Этот индивидуализм не означает отделения индивидов друг от друга при потреблении; хотя он, конечно, может проявляться и в общественных формах, в виде общественного потребления, и так и будет проявляться. Индивидуализм потребления не означает также упразднения крупных предприятий для производства продуктов потребления; не означает замены машины ручной работой, как мечтают некоторые социалисты-эстеты. Но индивидуализм потребления требует свободы в выборе предметов потребления, а также и свободы в выборе общества, в котором человек пользуется этими предметами. Городская народная масса эпохи первоначального христианства не знала никакого общественного производства. Крупное производство со свободным рабочим трудом почти не встречалось в городской промышленности. Но этой массе были известны и хорошо знакомы общественные формы потребления, часто устанавливаемые общиной или государством, особенно в виде общественного питания. Таким образом, первобытный христианский коммунизм отличался разделом богатства и однообразием потребления. Современный коммунизм отличается концентрацией богатства и производства. Первобытный христианский коммунизм не нуждался для своего осуществления в том, чтобы действие его было распространено на все общество. Можно было на чать осуществлять его в пределах какого угодно круга, и, поскольку ему удавалось принимать длительные формы, они по свойствам своим были таковы, что их нельзя было применить ко всему обществу. Поэтому первобытный христианский коммунизм должен был в конце концов повести к возникновению новой формы аристократии и должен был развить эту внутреннюю диалектику уже в пределах того общества, которое он нашел. Он не был в состоянии упразднить классы, а мог только наделить общество новыми господами. Наоборот, современный коммунизм при колоссальном размере средств производства, при общественном характере способов производства, при чрезвычайной концентрации важнейших объектов богатства не имеет никакой возможности осуществиться в размерах меньших, нежели общество в его целом. Все попытки осуществить его в виде создания мелких социалистических колоний или производительных товариществ — еще в пределах данного общества — потерпели неудачу. Он не может быть создан посредством учреждения мелких союзов в пределах капиталистического общества, союзов, задачей которых являлось бы, по мере постепенного роста, всосать в себя это капиталистическое общество. Современный коммунизм может осуществиться только благодаря приобретению власти, которая в состоянии подчинить себе всю общественную жизнь и преобразовать ее. Такой властью является государственная власть. Поэтому завоевание политической власти пролетариатом является первым условием осуществления современного коммунизма. Доколе пролетариат не в состоянии это сделать, до тех пор о социалистическом производстве не может быть и речи. А следовательно, и нельзя говорить, что развитие этого производства создает противоречия, вследствие которых разумное превращается в бессмыслицу, а благодетельное оказывается несчастием и полезное оказывается губительным. Но даже если пролетариат завоюет политическую власть, то и тогда социалистическое производство не может сразу начать действовать в готовом виде. Но только с этого момента экономическое развитие внезапно направится в другую сторону, не в сторону заострения капитализма, а в сторону постепенного создания общественного производства. Когда последнее, в свою очередь, вызовет такие противоречия и обнаружит такие недостатки, которые поведут к дальнейшему развитию по путям, в настоящее время совершенно неведомым, об этом сейчас судить невозможно и нам не стоит этим заниматься. Поскольку можно проследить современное социалистическое движение, нельзя допустить, что оно вызовет явления, сколько-нибудь похожие на то, что создано христианством в качестве государственной религии. Но тем самым исключена и возможность, что современное пролетарское освободительное движение в своей победе последует примеру христианства и победит таким же способом. Для борцов пролетариата победа не будет столь легкой, как она оказалась для епископов четвертого столетия. Но утверждать, что социализм не породит противоречий, сколько-нибудь похожих на те, которые возникли в христианстве, можно не только для периода, который будет продолжаться до этой победы. То же самое со значительной дозой уверенности можно утверждать и относительно того времени, когда обнаружатся последствия этой победы, которых сейчас еще нельзя предвидеть. Дело в том, что капитализм создал условия, позволяющие построить общество на совершенно новом основании, резко отличающемся от тех оснований, на которых оно строилось в течение всего времени, пока существовали классовые различия. Если до сих пор всякий новый революционный класс или новая революционная партия, даже если они шли значительно дальше, чем признанное Константином христианство, даже если они действительно устраняли имеющиеся классовые различия, все-таки были не в состоянии упразднить все классы. Всегда на место устраненных классовых различий они ставили новые. Но в настоящее время уже даны материальные условия для того, чтобы устранить все классовые различия, и современный пролетариат должен в силу своего классового интереса использовать эти условия, ибо он в настоящее время является самым низшим классом в отличие от эпохи христианства, когда под пролетариатом еще были рабы. Классовые различия и классовые противоречия не следует смешивать с различиями, которые создает между разными профессиями разделение труда. Классовые противоречия вызываются тремя причинами: частной собственностью на средства производства, военной техникой и наукой. Определенные технические и социаль ные условия создают противоречия между обладателями средств производства и теми, кто лишен этого обладания, затем противоречие между людьми, хорошо вооруженными и умеющими обращаться с оружием, и людьми безоружными. И наконец, противоречие между образованными и невеждами. Капиталистический способ производства создает условия, необходимые для устранения всех этих противоречий. Он не только побуждает отменить частную собственность на средства производства, но благодаря обилию средств производства он также устраняет необходимость в том, чтобы вооружение и знание ограничивались только определенными слоями общества. Эта необходимость явилась в свое время, когда военная техника и науки достигли более высокой ступени развития, так что потребовалось свободное время и обладание материальными средствами, в пределах, превышающих личные потребности, для того, чтобы приобретать оружие и знания и с успехом пользоваться ими. Когда производительность труда оставалась незначительной и давала лишь небольшие избытки, тогда не каждый был в состоянии располагать временем и средствами, чтобы в вооружении и знаниях стоять на уровне своей эпохи. Нужен был излишек труда многих людей, чтобы дать возможность одному человеку достичь значительного совершенства в этих областях. Это было достижимо только благодаря тому, что меньшинство эксплуатировало большинство. Лучшее вооружение и образование, которым располагало меньшинство, давало ему возможность угнетать и эксплуатировать невооруженную и невежественную толпу. А с другой стороны, именно угнетение и эксплуатация массы являлись средством, чтобы совершенствовать вооружение и знание господствующих классов. Нации, которые сумели оградить себя от эксплуатации или угнетения, оставались невежественными, а часто и безоружными по отношению к лучше вооруженным и более знающим соседям. Поэтому нации эксплуататоров и угнетателей в борьбе за существование одерживали верх над теми, кто сохранял у себя первобытный коммунизм и первобытную демократию. Капиталистический способ производства так сильно развил производительность труда, что эта причина классовых противоречий утратила свое значение. Классовые противоречия сохраняются уже не в силу общественной необходимости, а лишь как результат существующего по традиции соотношения сил, и потому они исчезнут, когда исчезнет это соотношение сил. Капиталистический способ производства благодаря значительным излишкам, которые он создает, дал различным нациям средства для перехода ко всеобщей воинской повинности, благодаря чему была устранена аристократия воинов. Тот же капиталистический способ производства устанавливает такую тесную и длительную связь между всеми нациями на мировом рынке, что всеобщий мир все более становится настоятельной необходимостью, а всякая мировая война — преступным безумием. Когда с капиталистическим способом производства исчезнут также экономические противоречия между отдельными нациями, тогда вечный мир, о котором уже теперь мечтают массы людей, станет действительностью. Социальная демократия установит в двадцатом столетии то состояние общенародного мира, которое было создано императорским деспотизмом во II в. христианской эры для народов, живших у Средиземного моря. (Это была единственная существенная польза, которую он им принес.) Тогда окончательно исчезнет всякое основание для противоречия между классом вооруженных и безоружных людей. Точно так же исчезают основания для противоречия между образованными и необразованными. Уже в настоящее время капиталистический способ производства чрезвычайно удешевил благодаря книгопечатанию изготовление средств производства знаний. Вместе с тем он создает все больший спрос на интеллигентные силы, массами воспитывает их в своих школах, но по мере того, как они численно возрастают, все более обрекает их на пролетарское существование. В то же время капиталистический способ производства создал технические возможности для чрезвычайного сокращения рабочего времени, и некоторые слои рабочих уже извлекли соответственные выгоды, получив больше свободного времени для приобретения знаний. С победой пролетариата все эти ростки дадут пышный цвет, и возможности всеобщего образования масс, созданные капиталистическим способом производства, осуществятся в грандиозном масштабе. Если эпоха роста христианства была эпохой печального понижения умственного уровня, стремительного усиления самого смешного невежества и глупейшего суеверия, то эпоха роста социализма является эпохой блестящих успехов естественных наук, быстрого роста распространения образования среди масс, захваченных социал-демократией. Если уже в настоящее время утратило свое значение противоречие, вытекающее из вооружения, то с момента наступления политического господства пролетариата утратит значение классовое противоречие, основанное на частной собственности на средства производства. А последствия этого быстро скажутся в том, что будет стираться различие между образованными и необразованными, которое затем исчезнет в течение одного поколения. И тогда будет устранена последняя причина классового противоречия или классового различия. Таким образом, социал-демократия не только должна прийти к власти совсем другим путем, нежели христианство, но она должна также достичь совершенно иных результатов. Она должна навсегда положить конец классовому господству.
Примечания 1. Эта фраза внезапно прерывает изложение, да и вообще вызывает возражения: в особенности возбуждает сомнения слово «правда». Кроме того, Суида, лексикограф десятого столетия, указывает, что Лукиан в своей биографии Перегрина хотел «оклеветать самого Христа». В сохранившихся списках таких мест нет. Возможно, что клевета заключалась в указанной фразе и что набожные христиане, шокированные этим местом, превратили его при переписке в прямую противоположность. И действительно, некоторые исследователи полагают, что это место в современной его редакции представляет христианскую подделку. 2. До абсурда (лат.)… 3. Церковь, по-гречески ekklesia, означала первоначально народное собрание. 4. Клир, по-гречески kleros, наследство, достояние божье, народ божий, избранники Бога. 5. Католический, от греч. katholikos — всеобщий. Католическая церковь, следовательно, вселенская церковь. 6. Как пример огромной власти, которую епископ приобрел над своей общиной, Гарнак приводит епископа Трофима. Когда последний, во время одного гонения, перешел в язычество, за ним последовало большинство его общины. «Но когда он вновь обратился в христианство и принес покаяние, то за ним опять последовали другие члены, которые не вернулись бы. если бы их не привел с собой Трофим». 7. На это указывает уже старое обозначение язычников. Они назывались pagani, т. е. селяне, мужики. Указатель имён Аарон (букв, «осиянный»), в библейской мифологии старший брат Моисея, получивший от бога Яхве звание первосвященника (верховного жреца) – 260 Абша (кон. XX – нач. XIX в. до н. э.), предводитель сирийских кочевников, переселившихся в Египет – 202 Август Гай Юлий Цезарь Октавиан (63 до н. э. – 14 н. э.), римский император (с 27 до н. э.), основатель принципата – формы рабовладельческой монархии, при которой сохранялись республиканские учреждения – 43, 76, 85, 88, 91, 113, 115, 116, 127 – 131, 134, 150, 162, 166, 239, 267, 269, 336 Августин Блаженный Аврелий (354 – 430), христианский теолог, епископ Гиппонский, один из родоначальников западной патристики – 310 Авонотихит (Абонотихит) Александр (Александр из Абонотиха) (105 – 171/175), жрец из Малой Азии, наживший состояние «чудесами» и «предсказаниями», изображен в сатирическом памфлете Лукиана «Александр, или Лжепророк» – 142 Авраам, в библейской мифологии патриарх, родоначальник евреев – 186, 189, 226, 240, 307, 333 Аврелий Марк (121 – 180), римский император (с 161) из династии Аитонинов, философ-стоик – 139, 142, 151 Агриппа I – см. Ирод Агриппа I Агриппа II – см. Ирод Агриппа II Агриппина Младшая (15/16 – 59), жена римского императора Клавдия, мать императора Нерона – 126. Адду – см. Гадад Адонис, в финикийской мифологии бог плодородия, с V в. до н. э. его культ распространился в Древней Греции, затем в Древнем Риме – 173 – 174 Адриан Публий Элий (76 – 138), римский император (с 117) из династии Антонинов – 42, 130, 150, 151 Азиз (ум. 54), царь Эмесы (Сирия) – 248 Александр Македонский (Александр Великий) (356 – 323 до н. э.), царь Македонии (с 336 до н. э.), создатель крупнейшей мировой монархии древности – 142, 144, 230, 234, 237, 238, 257, 259, 262 Александр Север Марк Аврелий (208 – 235), римский император (с 222) из династии Северов – 163, 305 Алитур (Алитир) (I в.), римский актер (мим), упоминаемый Иосифом Флавием – 240 Алким, греческое имя иудейского первосвященника Элиакима, в поэме «Одиссея» так звали отца Ментора, друга Одиссея – 263 Алкиной, в греческой мифологии царь феаков на острове Схерия, в поэме «Одиссея» образ гостеприимного и великодушного правителя – 62 Альбин Лукцей, римский наместник Иудеи (62 – 64) – 36, 285, 286 Амазис, египетский фараон (569 – 525 до н. э.) из XXVI династии – 233 Амелий (III в.), греческий философ-неоплатоник, ученик Плотина – 141 Аменхотеп (уст. Аменофис) IV, египетский фараон (1419/1375 – 1400/1354 до н. э.) из XVIII династии, религиозный реформатор, установивший государственный культ бога Атона и принявший имя Эхнатон («угодный Атону») – 222, 223 Аммоний Саккас (ум. 241), греческий философ, основатель школы неоплатоников в Александрии – 140 Амос (VIII в. до н. э.), древнееврейский пророк, его проповеди, обличавшие ростовщиков, судей, чиновников, вошли в Ветхий завет – 210 Амусин Иосиф Давидович, советский востоковед-семитолог – 15 Анан (Анания) (I в.), иудейский первосвященник – 36 Анания, в Деяниях апостолов (Новый завет) член раннехристианской общины – 311, 321 Ангиной (ум. 130), греческий юноша, любимец римского императора Адриана, после смерти был обожествлен – 130 Антиох IV Епифан (букв, «явленный»), царь государства Селевкидов (Ближний и Средний Восток) (175 – 165/164 до н. э.), пытался осуществить насильственную эллинизацию Иудеи, что вызвало восстание под руководством Маккавеев – 41, 263 Антоний Марк (ок. 83 – 30 до н. э.), римский полководец, с 42 до н. э. под его управлением находились восточные области римской державы – 78, 116, 128 Антоний Великий (ок. 250 – 356/357), христианский отшельник, церковь считает его основателем монашества – 418 Антонин Пий Тит Аврелий Фульвий (86 – 161), римский император (с 138) из династии Антонинов – 151 Антония Младшая (ок. 36 до н. э. – 37/38 н. э.), дочь Марка Антония, мать римского императора Клавдия – 236 Анубис, в древнеегипетской мифологии бог – покровитель мертвых – 134, 135 Анхра-Майнью (Ариман), в иранской мифологии злое божество, олицетворение темных сил человеческой души – 194 Апион Александрийский (I в.), греческий грамматик, автор недошедшего до нас сочинения по истории Египта, вызвавшего возражения Иосифа Флавия – 142, 253 – 254, 261, 270 Аполлон, в греческой мифологии бог – целитель и прорицатель, покровитель искусств – 129, 134, 337 Аполлоний Тианский (ум. 97), античный философ-мистик, представитель неопифагореизма, боровшегося с христианством, считался чудотворцем – 136 – 138, 164, 172 Аппиан (ум. до 180), грек по национальности, историк Древнего Рима, автор сочинения «Римская история» – от основания Рима до нач. II в. – 64, 116, 130 Арей Дидим (кон. I в. до н. э. – нач. I в. н. э.), философ-стоик александрийской школы – 127 – 128 Арес (Арей), в греческой мифологии бог войны – 221 Ариадна, в греческой мифологии дочь критского царя Миноса, которая помогла афинскому герою Тесею выйти из лабиринта – 25 Аристотель (384 – 322 до н. э.), древнегреческий философ и ученый-энциклопедист, его сочинения охватывают все отрасли современного ему знания – 141 Аристофан (ок. 445 – ок. 385 до н. э.), древнегреческий поэт-комедиограф, «отец комедии» – 64, 153 Арнуфис (II в.), египетский жрец – 139 Артаксеркс I Макрохейр (букв, «длиннорукий»), царь государства Ахеменидов (Передняя Азия) (465 – 424 до н. э.) – 264, 265, 270 Архелай, сын Ирода I Великого, царь Иудеи (4 до н. э. – 6 н. э.) из династии Ирода (Иродиады) – 281 Архит Тарентский (ок. 430 – ок. 365 до н. э.), древнегреческий математик, астроном, философ, представитель пифагореизма – 41 Асита, в буддийской мифологии отшельник, предсказавший Сиддхартхе Гаутаме, что он станет Буддой («просветленным») – 173 Асклепиад Мендесский (I в.), грамматик и теолог, религиозный писатель, родом из Египта – 134 Асмонеи – см. Хасмонеи Астерий (ум. 410), христианский теолог, епископ Амасийский, автор богословских сочинений и проповедей – 310 Атия (ум. 43 до н. э.), мать римского императора Августа – 134 Атронг (кон. I в. до н. э. – нач. I в. н. э.), глава повстанцев в Галилее (Северная Палестина) – 281 Аттила (ум. 453), предводитель гуннов (с 434), при котором гуннский союз племен достиг наивысшего могущества – 53 Аттис, во фригийской мифологии бог плодородия, соответствует финикийскому богу Адонису – 173, 174 Афина (Афина Паллада), в греческой мифологии богиня войны, победы, а также мудрости, знаний, ремесла, искусств – 221 Ахилл (Ахиллес), в греческой мифологии герой Троянской войны, погибший от стрелы Париса – 122, 274 Ахурамазда (Ормузд) (букв, «господь премудрый»), в иранской мифологии верховный бог, олицетворяющий доброе начало и постоянно борющийся с Анхра-Майнью (Ариманом) – 194 Бальзак Оноре де (1799 – 1850), французский писатель, оказавший большое влияние на развитие мировой литературы – 53 Бар-Кохба (букв, «сын звезды»), почетное имя, данное Симону, вождю антиримского восстания в Иудее (132 – 135) – 37 Басила Гельвий (I в. до н. э.), римский политический деятель, претор – 150 Бауэр Бруно (1809 – 1882), немецкий философ, представитель левого гегельянства (младогегельянства), публицист, автор работ по истории раннего христианства, в которых отрицал достоверность евангелий – 12, 13, 20, 44, 51, 123, 127, 136, 146, 339, 368 Бебель Август (1840 – 1913), деятель немецкого и международного рабочего движения, один из основателей и руководителей германской социал-демократической партии и II Интернационала, в ряде работ анализировал процесс возникновения христианства – 9, 13, 342 Бёк Август (1785 – 1867), немецкий филолог и историк античности, автор сочинения «Государственное хозяйство афинян» в 2 т. и др. – 65 Белох Карл Юлиус (1&854 – 1929), немецкий историк античности, основное сочинение «История Греции» в 4 т. – 88 Бенари Франц Фердинанд (1805 – 1880), немецкий филолог-востоковед, исследователь Библии – 41 Береника (ок. 28 – 79), дочь иудейского царя Ирода Агриппы I, жена царя Ирода Халкидского, потом царя Полемона Понтийского, любовница римского императора Тита со времен Иудейской войны (66 – 73) – 236, 248… Бисмарк Отто фон Шёнхаузен (1815 – 1898), первый рейхсканцлер Германской империи (1871 – 1890) – 10, 11 Брайович Станое Маркович, советский философ – б Брут Марк Юний (85 – 42 до н. э.), римский политический деятель, глава заговора против Юлия Цезаря – 110, 126 Будда (букв, «просветленный»), полулегендарный основатель буддизма Сиддхартха Гаутама (623 – 544 до н. э.) – 173 Бурбоны, королевская династия во Франции (1589 – 1792, 1814 – 1815, 1815 – 1830), в Испании (1700 – 1808, 1814 – 1868, 1874 – 1931, 1975 по настоящее время), в королевстве обеих Сицилии (1735 – 1805, 1814 – 1860) – 135 Бэл – см. Ваал Бюлов Бернхард фон (1849 – 1929), германский рейхсканцлер и прусский министр-президент (1900 – 1909) – 279 Ваал (Баал, Балу, Бэл, букв, «хозяин», «владыка»), древнее общесемитское божество плодородия, вод, войны, громовержец – 193, 223, 224 Вайцзекер Карл Генрих фон (1822 – 1899), немецкий протестантский теолог, профессор церковной истории в Тюбингене, автор работ о раннем христианстве («Исследования по евангельской истории», «Апостольский период христианской церкви» и др.) – 42 Балла Лоренцо (1405/1407 – 1457), итальянский гуманист, доказавший подложность «Константинова дара», грамоты, с помощью которой папы пытались обосновать свои притязания на светскую власть – 147 Вальдек-Руссо Рене (1846 – 1904), французский политический деятель, премьер-министр Франции (1899 – 1902), возглавлял правительство, включавшее все политические группировки – 428 Вар Публий Квинтилий (ок. 53 до н. э. – 9 н. э.), римский полководец, наместник Сирии, затем провинции Германия, где потерпел поражение от германских племен – 281, 282 Варавва (букв, «сын отца»), узник, которого, согласно евангельской легенде, иудейские первосвященники и старейшины отпустили на свободу в день пасхи, предпочтя его Иисусу Христу и обрекая последнего на распятие – 370, 372, 373 Варнава, в христианстве сподвижник апостола Павла – 321, 357, 392 Варух (VII – нач. VI в. до н. э.), древнееврейский пророк, сподвижник – пророка Иеремии, его проповеди вошли в Ветхий завет – 335 Василий Великий (Василий Кесарийский) (ок. 330 – 379), христианский теолог и церковный деятель, епископ Кесарии Каппадокийской (Малая Азия) – 310 Вейланд Иозеф (1826 – 1896), немецкий теолог, исследователь раннего христианства – 42 Вейтлинг Вильгельм (1808 – 1871), представитель раннего немецкого рабочего движения, теоретик уравнительного коммунизма – 10, 430 Вельт (Вельте) Бенедикт (1805 – 1885), немецкий католический теолог – 176 Вельхаузен Юлиус (1844 – 1918), немецкий востоковед, исследователь' древней истории евреев, основное сочинение «История Израиля» – 187, 213, 226 Венера, в римской мифологии сначала богиня весны и садов, затем богиня любви и красоты – 130 Вергилий Марон Публий (70 – 19 до н. э.), римский поэт, автор поэм «Георгики», «Энеида», стихотворений, проникнутых идиллическими, буколическими мотивами – 130 Вертер, персонаж романа И. В. Гёте «Страдания молодого Вертера» – 47 Веспасиан Тит Флавий (9 – 79), римский император (с 69), основатель династии Флавиев – 135, 136, 163, 172, 272, 287, 343, 344 Вецер Генрих Иозеф.(1801 – 1853), немецкий католический теолог – 176 Винклер Гуго (1863 – 1913), немецкий историк-ассиролог, археолог, открыл и издал множество клинописных текстов – 223 Вителлий Авл (15 – 69), римский император (69), погиб в борьбе с Веспасианом – 157, 163 Вителлий Луций (ум. 51), римский политический деятель, консул, наместник Сирии, отец императора Вителлия – 157 Гадад (Хадад, Адад, Адду), бог грозы, ветра и дождя, почитавшийся в Вавилонии, Ассирии, Древней Сирии и Древней Палестине – 223, 226 Галлиен Публий Лициний Эгнатий (218 – 268), римский император (с 253, до 260 соправитель своего отца Валериана) – 140 Гальба Сервий Сульпиций (3 до н. э.. – 69 н. э.), римский император (с 68) – 163 Ганнибал Барка (247/246 – 183 до н. э.), карфагенский политический деятель и полководец, одержал ряд побед над римлянами во 2-й Пунической войне (218 – 201 до н. э.) – 105 Гарнак (Харнак) Адольф фон (1851 – 1930), немецкий протестантский (лютеранский) теолог, глава протестантской либеральной теологии нач. XX в., автор трудов о возникновении христианства, в том числе книги «Из истории раннего христианства» – 44 – 47, 326, 399, 414 Гартман Людо Мориц (1865 – 1924), австрийский историк, автор трудов по истории западноевропейского средневековья («История Италии в средние века» в 4 т. и др.) – 84 Гедеон (Гидеон, букв, «крушитель»), прозвище, данное Иероваалу (Иерубаалу) (XII в. до н. э.), «судье» (выборному вождю) израильтян, который, согласно Библии, отразил набеги воинственных кочевников на Палестину – 188 Геерен Арнольд Герман Людвиг (1760 – 1842), немецкий историк, в своих сочинениях большое внимание уделял проблемам политических и торгово-экономических отношений в античности – 188 Гекатей Абдерский (кон. IV – нач. III в. до н. э.), древнегреческий философ и историк – 261 Гельвидий Гай Приск Старший (ум. 73/74), римский политический деятель, претор, казнен императором Веспасианом – 128 Гераклит Эфесский (кон. VI – нач. V в. до н. э.), древнегреческий философ-диалектик, представитель ионийской школы (Малая Азия) – 124 Гёре Пауль (1864 – 1928), немецкий политический деятель и публицист, сначала был пастором, затем вступил в социал-демократическую партию, неоднократно избирался в рейхстаг – 20 Геркулес (греч. Геракл), в античной мифологии герой, наделенный необычайной силой и совершивший множество подвигов – 85 Гермес, в греческой мифологии вестник богов, бог торговли и прибыли, покровитель пастухов и путников – 139 Геродот (490/480 – ок. 425 до н. э.), древнегреческий историк, «отец истории», автор сочинения, в котором описываются греко-персидские войны, история Египта, государства Ахеменидов и др. – 191 Герцберг Густав Фридрих (1826 – 1907), немецкий историк античности, автор сочинений «История Греции в период господства римлян» в 3 т., «История Эллады и Рима» в 2 т. и др. – 130, 172 Герцфельд Леви (1810 – 1884), немецкий востоковед-семитолог – 190 Гече Густав, современный венгерский философ, религиовед – 15 Гиацинт (II в.), пресвитер раннехристианской общины в Древнем Риме – 164 Гиббон Эдуард (1737 – 1794), английский историк, автор сочинения «История упадка и разрушения Римской империи» в 6 т. – 35, 89, 139 Гиерокл (Гиероклес) (кон. III – нач. IV в.), римский наместник Вифи-нии, затем Египта, автор сочинения «Правдолюбивое слово», направленного против христиан – 138 Гиппоник (V в. до н. э.), афинский военачальник, богатый рабовладелец – 64 Гитциг Фердинанд (1807 – 1875), немецкий протестантский теолог и востоковед, известен своими исследованиями в области экзегетики (толкования библейских текстов) – 41 Гольцман Оскар (р. 1859), немецкий протестантский теолог, автор трудов по истории раннего христианства («Новозаветная история», «Жизнь Иисуса», «Конец иудейской государственности и возникновение христианства» и др.) – 299, 322 Гомер, легендарный древнегреческий поэт, которому со времен античности приписывается авторство эпических поэм «Илиада» и «Одиссея» – 142, 274 Гор, в древнеегипетской мифологии бог Солнца, покровитель власти фараона – 222 Гораций (Квинт Гораций Флакк) (65 – 8 до н. э.), римский поэт, автор сатир и лирических «од» – 74 Гордиан III Марк Антоний (225 – 244), римский император (с 238) – 140 Гошмер (XIX в.), автор перевода на французский язык «Словаря католической теологии» – 176 Гракхи, братья: Гай Семпроний (153 – 121 до н. э.), римский народный трибун (123 и 122 до н. э.) и Тиберий Семпроний (162 – 133 до н. э.), римский народный трибун (133 до н. э.) – политические деятели, погибшие в борьбе с сенатской знатью Древнего Рима за осуществление своих демократических реформ – 79, 154, 211, 343 Грегоровиус Фердинанд (1821 – 1891), немецкий историк, автор трудов по истории античности и средневековья, основное сочинение «История города Рима в средние века» в 8 т. – 152 Григорий Нисский (ок. 335 – ок. 394), христианский теолог, философ и писатель, оказал большое влияние на разработку церковной догматики – 310 Давид, полулегендарный царь Израильско-Иудейского государства (кон. XI в. – 972/950 до н. э.) – 191, 205 – 206, 209, 223, 237, 256, 336 – 338, 360, 367 – 369 Дагон, древний семитский бог плодородия, покровитель земледелия, его культ существовал сначала в государстве Мари (Ближний Восток), затем распространился на другие территории этого района – 226 Даниил, легендарный древнееврейский пророк, приключения и пророчества которого описаны в Книге пророка Даниила, вошедшей в Ветхий завет – 41, 47, 144, 266, 272, 276 Дарий (Дараявауш), царь государства Ахеменидов (522 – 486 до н. э.), достигшего при нем наивысшего могущества – 47 Деметрий (I в.), философ-киник, проповедовал в Коринфе, а затем в Риме – 128 Деметрий I Полиоркет (ок. 337 – 283 до н. э.), царь Македонии в 306 – 286 (с перерывами) из династии Антигонидов – 189 Диоген Синопский (ок. 400 – ок. 325 до н. э.), древнегреческий философ, основатель школы киников, стоял на позиции крайнего аскетизма – 127, 395 Диодор Сицилийский (ок. 90 – 21 до н. э.), древнегреческий историк, основное сочинение «Историческая библиотека» в 40 кн., в котором описывается история Древнего Востока, Греции и Рима до середины I в. до н. э. – 65, 188 Диоклетиан Гай Аврелий Валерий (243 – 313/316), римский император (284 – 305), основатель домината – неограниченной монархии – 90, 138, 426 Диомед, в греческой мифологии аргосский царь, участник Троянской войны – 221 Дион Кассий (155/164 – 229/235), греческий историк, римский политический деятель, автор сочинения «Римская история» в 80 кн. – 38, 126, 142 Дион Хризостом (Хрисостом, букв, «златоуст») (Дион из Прусы) (40/50 – после 112), греческий оратор, историк, философ-киник – 85 – 86 Домициан Тит Флавий (51 – 96), римский император (с 81) из династии Флавиев – 42, 87, 137, 163, 279 Донини Амброджо, современный итальянский историк раннего христианства – 15 Дорифор (ум. 62), вольноотпущенник римского императора Нерона – 156 Друз Нерон Клавдий (38 – 9 до н. э.), римский полководец, пасынок императора Августа, отец императора Клавдия – 127 Друзилла (р. ок. 38), дочь иудейского царя Ирода Агриппы I, жена царя Эмесы Азиза, затем наместника Иудеи Феликса – 248 Евсевий Кесарийский (Евсевий Памфил) (260/265 – 338/339), римский церковный писатель, епископ Кесарии Палестинской, основные сочинения «Церковная история» в 10 кн., «Житие императора Константина» – 37, 138, 305 Ездра (V в. до н. э.), древнееврейский религиозный реформатор, книга его проповедей вошла в Ветхий завет – 335, 336 Езекия (Хизкия) (ум. 47 до н. э.), участник антиримских выступлений, отец Иуды Галилеянина – 281 Елеазар (I в.), глава зелотов, социально-политического и религиозного течения в Иудее, выступавшего против римского владычества и местной знати – 372 Елена (ум. ок. 60), мать царя Адиабены Изата – 248 Епифан (ум. ок. 150), представитель гностицизма, сын Карпократа – 329 Ерений (Еренний) (III в.), греческий философ-неоплатоник, последователь Плотина, ученик Аммония Саккаса – 141 Жуковский Василий Андреевич (1783 – 1852), русский поэт, один из создателей русского романтизма, переводчик – 69, 122 Зеведей, в христианстве отец апостолов Иакова и Иоанна – 334 Зевей, в Ветхом завете (Книга судей израилевых) царь Мадиамский, побежденный Гедеоном – 188 Зевс (Зевес), в греческой мифологии верховный бог – 69 Землер Иоганн Соломон (1725 – 1791), немецкий протестантский теолог, автор сочинения «Новые подступы к объяснению истории церкви первых столетий» (1788) – 146 Зигфрид (Сигурд), герой германо-скандинавского эпоса – 53 Зильберфарб, русский студент, высланный из Берлина при рейхсканцлере Б. фон Бюлове по политическим мотивам – 279 Иаир, глава иудейской общины, дочь которого, согласно евангельской легенде, была воскрешена Иисусом Христом – 43 Иаков, в библейской мифологии младший из сыновей Исаака, купивший у своего брата Исава право первородства за чечевичную похлебку, один из мифических предков еврейского народа – 186, 193, 210, 221, 226, 229, 333, 335 Иаков, в христианстве один из апостолов, автор послания, вошедшего в канонический текст Нового завета – 308, 333, 357, 388, 389 Иаков, согласно евангельской легенде, брат Иисуса Христа – 36 – 37 Иезекииль (кон. VII – нач. VI в. до н. э.), древнееврейский пророк, его проповеди вошли в Ветхий завет, ок. 597 до н. э. попал в вавилонский плен – 191, 221 Иенч Карл (1833 – 1917), немецкий писатель, публицист, автор книг по античности – 62 Иеремиас Альфред (р. 1864), немецкий протестантский теолог, востоковед – 189, 222 Иеремия (кон. VII – нач. VI в. до н. э.), древнееврейский пророк, его проповеди вошли в Ветхий завет – 215, 221 Иеровоам I, руководитель восстания североизраильских племен, первый царь отделившегося от Иудеи Израильского государства (935 – ок. 912 до н. э.) – 224 Иероним (ок. 342 – ок. 420), христианский отшельник, религиозный писатель, автор исторических сочинений и переводов с греческого языка на латинский – 305, 310 Иеффай (XII в. до н. э.), «судья» (выборный вождь), который возглавлял, согласно Библии, заиорданские израильские племена, боровшиеся с моавитянами – 205, 226 Иехония, царь Иудейского государства (598 до н. э.) – 214 Изат (ок. 5 – 60), царь Адиабены (Северная Месопотамия) – 248 Измаил (I в.), иудейский первосвященник – 261 Иисус (II в. до н. э.), иудейский первосвященник – 263 Иисус, сын Сираха (Сирацид) (III в. до н. э.), иудейский религиозный писатель; некоторые исследователи приписывают ему авторство Екклезиаста, одной из книг Ветхого завета – 197 Иоаким, царь Иудейского государства (609 – 598 до н. э.) – 214 Иоанн Богослов, в христианстве один из апостолов, автор Евангелия, трех посланий и Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса), вошедших в канонический текст Нового завета – 41, 43, 138, 272, 276, 313, 333 – 335, 350, 364, 371, 374 Иоанн Гиркан, царь Иудеи (135/134 – 104 до н. э.) из династии Хасмонеев – 268 Иоанн-ессей (I в.), глава общины ессеев (эссенов) в Иудее, принявших участие в антиримском восстании (Иудейской войне 66 – 73) – 343 Иоанн Златоуст (Иоанн Хризостом) (ок. 350 – 407), византийский церковный деятель, епископ Константинопольский (с 398), автор многочисленных проповедей, псалмов, панегириков – 310, 311, 323 Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча), в христианстве пророк, предсказавший приход мессии (Христа) и крестивший многих евреев, в том числе и самого Христа – 37, 331 Иоас, царь Израильского государства (ок. 801 – 786 до н. э.) – 212 Иов, библейский праведник, безропотно переносивший ниспосланные ему свыше страдания, главный персонаж Книги Иова, вошедшей в Ветхий завет – 229 Иосиф, в библейской мифологии сын Иакова и Рахили, проданный братьями в рабство в Египет, где он стал главным советником фараона – 64, 188, 190, 203 Иосиф, в христианстве муж Марии, матери Иисуса Христа – 43, 44, 135, 336 – 338 Иосиф Флавий (37 – после 100), древнееврейский историк, автор сочинений «Иудейская война», «Иудейские древности», «Жизнь» и др. – 13, 15, 35 – 37, 40, 49, 134, 135, 146, 203, 236, 240, 248, 254, 256 – 258, 261, 268, 270, 272, 273, 276, 282 – 284, 289, 290, 292, 293, 295 300, 319, 320, 341, 343, 368 Иосия (ум. ок. 609 до н. э.), царь Иудеи (с 640/639 до н. э.), при нем в государстве было введено единобожие в интересах иерусалимских жрецов – 214, 223 Ирод I Великий (ок. 73 – 4 до н. э.), царь Иудеи (с 40, фактически с 37 до н. э.), отличался жестокостью и властолюбием, в христианстве ему приписывается «избиение младенцев» при известии о рождении Иисуса Христа – 252, 268, 269, 276, 281 Ирод (ок. 15 до н. э. – 48 н. э.), внук Ирода I Великого, царь Халкидский (Сирия) – 248 Ирод Агриппа I (10 до н. э. – 44 н. э.), внук Ирода I Великого, царь Иудеи (с 37/41), в христианстве ему приписывается убийство апостола Иакова – 236, 252, 261, 372 Ирод Агриппа II (27 – ок. 100), сын Ирода Агриппы I, последний царь Иудеи (с 53) из династии Ирода (Иродиады) – 248 Исаак, в библейской мифологии сын патриарха Авраама, один из предков еврейского народа – 186, 333 Исайя (Исайя) (VIII в. до н. э.) древнееврейский пророк, его проповеди, бичевавшие пороки правящих слоев, вошли в Ветхий завет – 210, 226 Исида (Изида), в древнеегипетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, волшебства, мореплавания, покровительница умерших – 134 – 135, 172 Исидор Севильский (ок. 560 – 636), архиепископ Севильи (с 600), автор исторических сочинений «Этимология», «История королей готов» и др. – 147 Иуда, в библейской мифологии один из сыновей Иакова – 207 Иуда (Иуда Варсава), в Деяниях апостолов (Новый завет) один из первых проповедников христианства – 357 Иуда Галилейский (Иуда Галилеянин) (кон. I в. до н. э. – нач. I в. н. э.), основатель общины зелотов в Иудее, возглавил антиримское восстание 6/7 н. э. – 37, 281 – 283, 349 Иуда Искариот, в христианстве один из апостолов, предавший Иисуса Христа за 30 сребреников – 313, 341, 342, 369 Кабе Этьенн (1788 – 1856), французский публицист, теоретик утопического коммунизма – 10 Калигула Гай Цезарь (12 – 41), римский император (с 37) из династии Юлиев-Клавдиев, выступал за неограниченную власть и требовал почитать себя как бога – 88, 128, 131, 163, 252 – 254 Калиостро Александр (наст, имя Бальзамо Джузеппе) (1743 – 1795), итальянский авантюрист, занимался оккультными науками, известен своими похождениями во многих странах Европы, как еретик был приговорен к пожизненному заключению, умер в крепости Сан-Леоне в Италии – 140 Каллист (I в.), римский богач, вольноотпущенник императора Калигулы и участник заговора против него – 156 Каллист (Каликст) / (Л55 – 222), вольноотпущенник в царствование римского императора Коммода, затем священник и римский епископ (папа) (с 217) – 164 – 165, 328, 382 Кальтгоф Альберт (1850 – 1906), немецкий протестантский теолог, автор трудов о происхождении и сущности христианства («Проблема Христа», «Возникновение христианства» и др.) – 37, 5.1, 165 Кампанелла Томмазо (1568 – 1639), итальянский философ, поэт, политический деятель, создатель коммунистической утопии (сочинение «Город Солнца») – 325 Кан Юлий (ум. 40), знатный римлянин, приверженец стоицизма – 128 Кант Иммануил (1724 – 1804), немецкий философ и ученый, родоначальник немецкой классической философии – 295 Каракалла Марк Аврелий Антонин (186 – 217), римский император (с 211) из династии Северов, его правление отмечено казнями, кровавыми расправами – 87, 88, 162, 164 Карл X (1757 – 1836), французский король (1824 – 1830) из династии Бурбонов, был свергнут Июльской революцией 1830 года – 135 Карпократ (II в.), один из основоположников гностицизма, глава секты «истинных гностиков» («пневматиков») – 329 Кассий Гай Лонгин (I в.), римский политический деятель, консул (30), наместник провинции Азия (40 – 41), потомок участника заговора против Юлия Цезаря – 159 Каутская Минна (1837 – 1912), немецкая писательница, мать К. Каутского – 6 Каутский Иоганн (ум. 1896), чех по национальности, театральный художник-декоратор, отец К. Каутского – 6 Квириний (Публий Сульпиций Квирин) (ум. 21), римский политический деятель, консул, наместник Сирии, организовал перепись иудейского населения – 336 Келлер Эрнст Маттиас (1841 – 1928), немецкий политический деятель консервативного толка, прусский министр внутренних дел (1894 – 1895) – 426 Киприан (ок. 200 – 258), христианский теолог, епископ Карфагенский, автор сочинений, в которых выступал за создание сильной церковной иерархии – 411 Кир II (Куруш) Великий (ум. 530 до н. э.), первый царь государства Ахеменидов (с 558 до н. э.), завоевавший значительную часть Передней и Средней Азии – 47, 218, 229, 230 Кифа (букв, «камень»), арамейская транскрипция имени апостола Петра – 326, 392 Клавдии – см. Юлии-Клавдии Клавдий Тиберий Друз Нерон Германик (10 до н. э. – 54 н. э.), римский император (с 41) из династии Юлиев-Клавдиев – 153, 156, 236, 248, 254 Клеандр Марк Аврелий (ум. ок. 189), римский богач, вольноотпущенник императора Коммода – 156 Климент Александрийский Тит Флавий (ок. 150 – ок. 215), христианский теолог, писатель, один из видных представителей раннехристианской апологетики – 310, 329 Климент I Римский (ок. 30 – 97), раннехристианский писатель, один из первых легендарных римских епископов (с 88/89) (включен в официально принятый католической церковью список пап) – 325, 326 Коммод Луций Элий Аврелий (с 180 Марк Аврелий Антонин) (161 – 192), римский император (с 180) из династии Антонинов, сын императора Марка Аврелия и его соправитель (176 – 180) – 151, 156, 163 – 165, 305, 344 Константин I Великий Флавий Валерий (ок. 285 – 337), римский император (с 306), поддерживал христианскую церковь, сохраняя языческие культы – 147, 151, 152, 165, 176, 415, 416, 427, 428, 436 Котта Мессалин Марк Аврелий (кон. I в. до н. э. – нач. I в. н. э.), римский политический деятель, консул (20) – 318 Коттанус (I в.), римский военный трибун – 318 Красе Марк Лициний (Лициний Красе) (ок. 115 – 53 до н. э.), римский политический деятель, полководец, подавивший восстание Спартака в 71 до н. э. – 115, 116, 154, 261, 267, 380 Кратес (Кратет) (IV в. до н. э.), древнегреческий философ и поэт, представитель школы киников, последователь Диогена Синопского – 395 Крез, последний царь Лидии (Малая Азия) (562/560 – 546 до н. э.) – 74 Ксенофонт (ок. 430 – 355/354 до н. э.), древнегреческий писатель и историк, основное сочинение «Греческая история» в 7 кн. – 64 Кубланов Михаил Моисеевич, советский историк раннего христианства – 15 Лаберий Децим (106/105 – 43 до н. э.), римский комедиограф – 113 Лаван, в библейской мифологии тесть Иакова – 193 Лазарь, в Евангелии от Иоанна умерший брат Марии и Марфы, воскрешенный Иисусом Христом – 43 Лазарь, бедняк из притчи, приведенной в Евангелии от Луки – 307, 309 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|