Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лицензирование предпринимательской деятельности




Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 утверждено Положение о лицензировании отдельных видов деятельности. В целях либерализации условий осуществления экономической деятельности указом предусматривается отмена лицензирования 16 видов деятельности, 7 из которых включают в себя 59 составляющих работ (услуг), а также около 60 работ (услуг) по иным 13 видам деятельности, лицензирование которых сохраняется.

 

Лицензирование – комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением в лицензии изменений и (или) дополнений, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, аннулированием лицензий, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

 

Лицензия– специальное разрешение на осуществление вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом соискателю лицензии (приложение 4).

Право на получение лицензии имеют:

- юридические лица Республики Беларусь;

- индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь,

- иностранные юридические лица и иностранные организации при наличии открытого в установленном порядке представительства на территории Республики Беларусь;

- физические лица, ходатайствующие о предоставлении им права занятия адвокатской, частной нотариальной деятельностью либо деятельностью, связанной с коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов.

Решения о выдаче (отказе в выдаче) лицензии, внесении в нее изменений и (или) дополнений, приостановлении, возобновлении, продлении срока действия лицензии, прекращении ее действия, аннулировании лицензии (далее – решения по вопросам лицензирования) принимаются коллегиальным органом лицензирующего органа и оформляются приказами (решениями) лицензирующего органа.

Принятое лицензирующим органом решение по вопросам лицензирования может быть обжаловано соискателем лицензии (лицензиатом) в судебном порядке в месячный срок со дня его принятия. Лицензия выдается на конкретный вид деятельности с указанием работ и (или) услуг, составляющих этот вид деятельности. Для получения лицензии ее соискатель либо его уполномоченный представитель представляет в соответствующий лицензирующий орган:

а) Заявление о выдаче лицензии с указанием:

для юридического лица Республики Беларусь – наименования и местонахождения этого юридического лица, а также его обособленных подразделений, в том числе филиалов, в которых соискатель лицензии намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности (далее – обособленные подразделения, в том числе филиалы), работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности;

для физического лица, ходатайствующего о предоставлении ему права занятия адвокатской, частной нотариальной деятельностью либо деятельностью, связанной с коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов, индивидуального предпринимателя, зарегистрированного в Республике Беларусь, – фамилии, собственного имени, отчества, данных паспорта гражданина Республики Беларусь или вида на жительство в Республике Беларусь (серия, номер, дата выдачи, наименование государственного органа, выдавшего паспорт или вид на жительство, регистрация по месту жительства);

для иностранной организации – наименования и местонахождения этой организации, а также ее представительства, открытого в установленном порядке на территории Республики Беларусь;

лицензируемого вида деятельности, а также работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности;

территории, на которой соискатель лицензии намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности;

наименования и адреса налогового органа по месту постановки соискателя лицензии на учет, учетного номера плательщика соискателя лицензии (при его наличии);

б) Копии учредительных документов юридического лица, документа, свидетельствующего о проведении государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

в) Легализованную выписку из торгового реестра страны, в которой иностранная организация учреждена, или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранной организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения;

г) Документ об уплате государственной пошлины за выдачу лицензии;

д) Другие документы, предусмотренные настоящим Положением для конкретного лицензируемого вида деятельности либо определенные Президентом Республики Беларусь

Заявление о выдаче лицензии и документы представляются соискателем лицензии либо его уполномоченным представителем с одновременным предъявлением:

документа, удостоверяющего личность, и документа, подтверждающего полномочия руководителя юридического лица (приказ о назначении на должность руководителя, или выписка из решения общего собрания, правления либо иного органа управления юридического лица, или трудовой договор (контракт), или гражданско-правовой договор), – руководителем юридического лица;

документа, удостоверяющего личность, и доверенности, выданной иностранной организацией, – руководителем представительства иностранной организации;

документа, удостоверяющего личность, – физическим лицом, ходатайствующим о предоставлении ему права занятия адвокатской, частной нотариальной деятельностью либо деятельностью, связанной с коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов, индивидуальным предпринимателем;

документа, удостоверяющего личность, и доверенности – уполномоченным представителем соискателя лицензии.

При необходимости получения документов (сведений) лицензирующий орган запрашивает такие документы (сведения) у иного государственного органа и другой организации в соответствии с их компетенцией не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в лицензирующий орган документов

Истребуемые лицензирующим органом документы должны быть представлены иными государственными органами и другими организациями в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.

Нотариальное засвидетельствование представляемых в лицензирующий орган копий документов не требуется при предъявлении их оригиналов или нотариально засвидетельствованных копий.

Документы, представленные для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой вручается соискателю лицензии либо его уполномоченному представителю с отметкой о дате приема этих документов. Заявление о выдаче лицензии должно быть рассмотрено лицензирующим органом в течение 15 рабочих дней со дня приема документов. Указанный срок может быть продлен на период проведения оценки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, но не более чем на 10 рабочих дней.

Лицензирующий орган по результатам рассмотрения заявления о выдаче лицензии и прилагаемых к нему документов, а также материалов по результатам оценки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям принимает одно из следующих решений:

· о выдаче лицензии ее соискателю;

· об отказе в выдаче лицензии ее соискателю;

· об отказе в выдаче лицензии ее соискателю по одному или нескольким

обособленным подразделениям, в том числе филиалам, в отношении одной или нескольких составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности работ и (или) услуг и выдаче лицензии ее соискателю по иным обособленным подразделениям, в том числе филиалам, в отношении иных составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности работ и (или) услуг, указанных соискателем лицензии в заявлении о ее выдаче.

Лицензирующий орган в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о прекращении действия либо аннулировании лицензии письменно уведомляет об этом лицензиата с указанием оснований и даты прекращения либо аннулирования действия лицензии.

Лицензирующий орган принимает решение об отказе в выдаче лицензии:

· при наличии в представленном заявлении о выдаче лицензии и прилагаемых к нему документах недостоверных сведений;

· несоответствии представленных документов установленным требованиям;

· наличии заключения о несоответствии возможностей соискателя лицензии

лицензионным требованиям и условиям по результатам оценки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям;

· отказе соискателя лицензии от проведения оценки и (или) экспертизы

соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям;

· обращении за получением лицензии до истечения одного года со

дня истечения срока действия лицензии, если лицензирующим органом было

принято решение об отказе в продлении срока действия лицензии.

Отказ в выдаче лицензии по мотивам нецелесообразности осуществления соискателем лицензии лицензируемого вида деятельности не допускается.

Лицензия действует на всей территории Республики Беларусь или ее части, определенной в лицензии. Вид деятельности, а также работы и (или) услуги, составляющие соответствующий вид деятельности, на которые выдана лицензия, могут выполняться только лицензиатом без передачи права на их осуществление другому юридическому или физическому лицу. Обособленные подразделения, в том числе филиалы, осуществляют лицензируемый вид деятельности, а также работы и (или) услуги, составляющие соответствующий лицензируемый вид деятельности, на основании лицензии, выданной юридическому лицу.

Лицензия выдается на срок не менее 5 и не более 10 лет. Срок действия лицензии исчисляется со дня принятия лицензирующим органом решения о ее выдаче. Указанный срок может быть продлен по заявлению лицензиата неоднократно. Для продления срока действия лицензии лицензиат либо его уполномоченный представитель обязан не позднее чем за один месяц и не ранее чем за 3 месяца до истечения этого срока подать в соответствующий лицензирующий орган заявление о продлении срока действия лицензии с приложением документа об уплате государственной пошлины за его продление.

Полный перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, представлен в приложении к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности от 01.09.2010. Государственными органами и организациями, уполномоченными на выдачу лицензии, являются:

- Министерство юстиции (адвокатская деятельность, оказание юридических услуг);

- Национальный банк (банковская деятельность);

- Министерство сельского хозяйства и продовольствия(ветеринарная деятельность);

- Министерство транспорта и коммуникаций (деятельность в области автомобильного транспорта);

- Министерство связи и информатизации (деятельность в области связи);

- Министерство промышленности (деятельность, связанная с производством алюминия, цинка, олова, по заготовкам лома черных и цветных металлов);

- Министерство здравоохранения (медицинская деятельность, оказание психологической помощи);

- Министерство образования (образовательная деятельность);

- Министерство внутренних дел (деятельность, связанная со служебным и гражданским оружием и боеприпасами) и другие.

 

3.2.6. Проведение сертификации продукции

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О сертификации продукции, работ и услуг» под сертификацией продукции понимают деятельность соответ­ствующих органов и субъектов хозяйствования по под­тверждению соответствия продукции требованиям, установленным нормативными актами и конкретными стандар­тами или другими нормативными документами по стандар­тизации.

Целями осуществления сертификации являются:

- обеспечение безопасности продукции для жизни, здо­ровья и имущества населения, а также охраны окружающей среды;

- подтверждение соответствия показателей качества про­дукции, заявленных изготовителем (продавцом), конкрет­ным нормативным актам и нормативным документам по стандартизации;

- создание условий для участия изготовителей (продав­цов) продукции в международной торговле и повышения конкурентоспособности продукции;

- защита республиканского рынка от некачественной и небезопасной продукции, поступающей по импорту.

В Национальной системе сертификации Республики Беларусь проводится как обязательная, так и добровольная сертификация. В республике с 1 января 1994 года введена обязательная сертификация продукции на соответствие требованиям, обеспечивающим безопасность жизни, здоровья, имущества граждан и окружающей среды. Она представляет собой действие, проводимое с целью подтверждения посредством сертификата соответствия или знака соответствия факта, что изделие или услуга соответствуют определенным стандартам или техническим условиям. Сертификацию осуществляют организации, специально аккредитированные для этой цели национальными органами по стандартизации. В Республике Беларусь таким органом по сертификации продукции является Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь (Белстандарт).

Испытания продукции для сертификации проводятся в специальных лабораториях. Работы по проведению сертификации оплачивает предприятие-заказчик, обратившееся в соответствующий орган по сертификации. Эта услуга является платной независимо от вида сертификации – и при обязательной, то есть по требованиям безопасности, и при добровольной, с целью подтвердить соответствие изделий показателям качества, содержащимся в стандарте, или, допустим, обеспечиваемым изготовителем по контракту с потребителем.

Основополагающим документом в этой системе является Закон «Об оценке соответствия требования технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» от 05.01.2004 № 269-3 (с последующими изменениями и дополнениями)

Товары, подлежащие обязательной сертификации, реализуются при наличии: сертификата соответствия или свидетельства о признании сертификата, удостоверения о качестве товара фирмы изготовителя, или выданного аккредитованной испытательной лабораторией. Обязательной сертификации подлежит продукция, в соответствии с перечнем, который включает: бытовую радиоэлектронную аппаратуру; средства связи и информации; изделия столовые кухонные; товары для детей; готовые пищевые продукты, алкогольные и безалкогольные напитки; кинопринадлежности; моющие средства и т.д.

Субъектам хозяйствования, обратившимся за получением сертификата соответствия или свидетельства о его признании на товары, для которых требуется подтверждение безопасности, сертификат соответствия выдается при наличии удостоверения о Государственной гигиенической регистрации, выданного Минздравом или временного регистрационного удостоверения, выданного областными центрами гигиены и эпидемиологии, осуществившими санитарно-гигиеническую экспертизу товара.

Для получения сертификата соответствия заявитель направляет в орган по сертификации или Белстандарт заявку-декларацию. По результатам рассмотрения заявки и дополнительных материалов орган по сертификации принимает решение по заявке. При положительном решении по заявке орган по сертификации направляет заявителю проект договора (по типовой форме) на проведение работ по сертификации, включая инспекционный контроль за сертифицированными услугами.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите учредительные документы предпринимательских структур.

2. Перечислите информацию, содержащуюся в Уставе.

3. Охарактеризуйте информацию, которая содержится в учредительном договоре.

4. Опишите процесс государственной регистрации предпринимателя без образования юридического лица.

5. Укажите отличия регистрации индивидуального предпринимателя от регистрации юридического лица.

6. Поясните порядок постановки предпринимателя на учет в налоговой инспекции.

7. Раскройте порядок открытия расчетного счета в банке.

8. Перечислите основные виды деятельности, для осуществления которых требуется специальное разрешение – лицензия.

9. Назовите цели проведения сертификации.

10. Назовите орган по сертификации продукции в Беларуси.

Тема 3.3. Банкротство и проведение санации организаций

3.3.1. Понятие, виды и причины банкротства

Коммерческие организации, которые не могут адаптироваться на рынке,

убыточны, должны исчезнуть с рынка. Признать банкротом индивидуального предпринимателя или коммерческую организацию может только суд. Дата принятия хозяйственным судом постановления о несостоятельности является датой банкротства. После принятия судом решения о банкротстве банкрот юридически освобождается от всех своих обязательств.

Банкротство связано с неплатежеспособностью, вызванной нехваткой или отсутствием средств в момент наступления платежа.

 

Неплатежеспособность – неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по платежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений

 

Неплатежеспособность бывает двух видов – практическая и абсолютная. Практическая неплатежеспособность наступает, если должник не может рассчитаться с кредиторами, не имея свободных денег (он должен, но и ему должны), а его активы значительно больше его долговых обязательств, что не влечет за собой банкротство. Она может быть быстро ликвидирована:

- получение кредитов;

- факторинг;

- передача кредиторам прав собственности на часть имущества и др.

Абсолютная неплатежеспособность может возникнуть в двух случаях:

- реальная стоимость активов должника меньше его обязательств;

- наблюдается недостаточная степень ликвидности его имущества (скопление непроданной продукции, устаревшее оборудование).

Банкротство – неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника – юридического лица, прекращением деятельности должника – индивидуального предпринимателя (далее – решение об открытии ликвидационного производства)

 

Смысл института банкротства заключается в том, что в схеме управления организацией высший орган управления в лице собрания участников (или учредитель) заменяется собранием кредиторов, а исполнительный орган в лице директора – управляющим. Фактически сами кредиторы определяют те меры, которые будут способствовать удовлетворению их требований. Кредиторам разрешается договориться о способах раздела имущества посредством проведения собрания кредиторов, где может быть принято решение о ликвидации банкрота или санации (смена руководства и контроль кредиторов). Ликвидация банкрота не всегда выгодна кредиторам, так как продажа ее чаще всего не может возместить их убытки. Реальная цена оказывается ниже балансовой стоимости. План санации или ликвидации является, по сути, бизнес-планом будущего выхода организации из кризиса.

Должник вправе подать в хозяйственный суд заявление о своей экономической несостоятельности (банкротстве) при наличии одного из следующих оснований:

· неплатежеспособность должника приобретает устойчивый характер;

  • неплатежеспособность должника имеет устойчивый характер.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2011 № 1672 «Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования» установлены критерии платежеспособности

- субъект хозяйствования является платежеспособным при наличии коэффициента текущей ликвидности и (или) коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчетного периода в зависимости от основного вида экономической деятельности, имеющих значения более приведенных в нормативных значениях коэффициентов или равные им;

- субъект хозяйствования является неплатежеспособным при наличии одновременно коэффициента текущей ликвидности и коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчетного периода в зависимости от основного вида экономической деятельности, имеющих значения менее приведенных в нормативных значениях коэффициентов;

- неплатежеспособность, приобретающая устойчивый характер, является неплатежеспособность субъекта хозяйствования в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса;

- неплатежеспособность, имеющая устойчивый характер, является неплатежеспособность субъекта хозяйствования в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса, и наличие на дату составления последнего бухгалтерского баланса значения коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами, превышающего нормативные значения коэффициентов.

 

3.3.2. Проведение процедуры банкротства

На основании Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» регулируются порядок и условия проведения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), осуществления мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) и иные связанные с этим отношения, порядок и условия проведения санации должника, а при невозможности проведения санации или отсутствии оснований для ее проведения – порядок ликвидационного производства должника.

Правом на подачу в хозяйственный суд заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должника в связи с неисполнением денежных обязательств обладают:

· должник;

· кредитор, если иное не установлено настоящим Законом;

· прокурор;

· представитель работников должника;

· орган государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве);

· иные уполномоченные на то государственные органы.

Заявление должника подается в хозяйственный суд в обязательном порядке при наличии одного из следующих оснований:

· удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами либо прекращению деятельности должника – юридического лица;

· органом (лицами), уполномоченным (уполномоченными) в соответствии с учредительными документами должника – юридического лица на принятие решения о его ликвидации, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника;

· собственником имущества должника – унитарного предприятия или органом, им уполномоченным, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника.

Если экономическая несостоятельность (банкротство) должника – юридического лица вызвана собственником его имущества, учредителями (участниками), руководителем должника, имеющими право давать обязательные для должника указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия, то такие лица при недостаточности имущества должника для расчета с кредиторами солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника.

Субсидиарная ответственность возлагается на указанных лиц и в случаях прекращения права собственности на имущество должника, выбытия из состава участников (учредителей) должника, прекращения трудовых отношений с должником, а также прекращения права давать обязательные для должника указания либо иным образом определять его действия.

При рассмотрении дела об экономической несостоятельности (банкротстве) должника – индивидуального предпринимателя могут применяться следующие процедуры экономической несостоятельности (банкротства):

· защитный период;

· конкурсное производство;

· мировое соглашение.

Конкурсное производство включает следующие процедуры:

· завершение подготовки дела к судебному разбирательству;

· санацию;

· ликвидационное производство.

Орган государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) в пределах своей компетенции:

проводит государственную политику по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), а также обеспечивает условия для реализации процедур экономической несостоятельности (банкротства);

принимает участие в организации системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для обеспечения процедур экономической несостоятельности (банкротства);

согласовывает разработанные в установленном порядке программы подготовки, повышения квалификации и переподготовки управляющих;

устанавливает профессионально-квалификационные требования, предъявляемые к управляющим;

осуществляет контроль за соблюдением управляющими требований законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве) непосредственно либо через образуемые им территориальные органы;

ведет учет и проводит анализ платежеспособности государственных организаций;

представляет в хозяйственный суд предварительное заключение о платежеспособности должников – государственных организаций или в иных случаях на основании запроса хозяйственного суда и другое.

Руководители организаций, собственник имущества унитарного предприятия, учредители (участники) юридического лица, индивидуальные предприниматели, государственные органы в пределах своей компетенции обязаны своевременно принимать меры по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства). Для проведения досудебного оздоровления они осуществляют меры по улучшению финансового состояния юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, созданию условий для их стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности. В этих целях такие лица могут: изменять структуру и состав органов управления юридических лиц и иных организаций;

· взыскивать дебиторскую задолженность;

· привлекать инвестиции, в том числе иностранные;

· содействовать достижению соглашений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в том числе путем предоставления необходимых гарантий;

· реорганизовывать юридические лица;

· принимать меры по:

выделению юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям бюджетных средств для погашения задолженности перед кредиторами, заключению договоров займа (кредитных договоров);

погашению кредиторской задолженности за счет иных источников;

погашению задолженности по государственному заказу, реструктуризации задолженности по обязательным платежам и платежам за потребленные энергоресурсы, а также по реструктуризации иной кредиторской задолженности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

изменению установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин), пени и иных обязательных платежей путем предоставления отсрочки с единовременной уплатой суммы налогов, сборов (пошлин), пени, иных обязательных платежей и (или) рассрочки с поэтапной уплатой сумм;

предоставлению кредитов, бюджетных ссуд, субсидий, иных видов финансовой помощи.

Если хозяйственным судом установлено, что взыскиваемая сумма долга не позволит юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в дальнейшем осуществлять хозяйственную (экономическую) деятельность, то хозяйственный суд выносит и направляет в адрес этого юридического лица, собственника имущества унитарного предприятия, учредителей (участников) юридического лица, индивидуального предпринимателя частное определение, обязывающее в установленный хозяйственным судом срок принять меры по проведению досудебного оздоровления.

 

Досудебное оздоровление – меры, принимаемые руководителями организаций, собственником имущества унитарного предприятия, учредителями (участниками) юридического лица, индивидуальными предпринимателями, государственными органами и иными организациями по обеспечению стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также восстановлению их платежеспособности

 

По судебному постановлению хозяйственного суда печатные средства массовой информации публикуют сведения по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) на условиях и в срок, установленных этим судебным постановлением. Орган государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) обеспечивает доступность этих сведений путем их размещения в глобальной компьютерной сети Интернет.

С момента возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника в целях завершения досудебного оздоровления, а также проверки наличия оснований для открытия конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника хозяйственным судом устанавливается защитный период, продолжительность которого не может превышать трех месяцев.

 

Защитный период – процедура экономической несостоятельности (банкротства), применяемая к должнику с момента принятия хозяйственным судом заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) в целях завершения досудебного оздоровления, а также проверки наличия оснований для открытия конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника

 

Осуществлять все процедуры, связанные с экономической несостоятельностью (банкротством) должника, реализуя основные положения законодательства о банкротстве, должен управляющий (временный управляющий, антикризисный управляющий). Лицо, подавшее в хозяйственный суд заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, обязано представить в хозяйственный суд не менее трех кандидатур управляющего.

 

Временный (антикризисный) управляющий – индивидуальный предприниматель, юридическое или физическое лицо (гражданин Республики Беларусь либо иностранный гражданин, лицо без гражданства, имеющие вид на жительство в Республике Беларусь), назначаемые хозяйственным судом для осуществления своих полномочий в процедурах экономической несостоятельности (банкротства) (временный управляющий – в защитном периоде, антикризисный управляющий – в конкурсном производстве)

 

Временный управляющий вправе:

- заявлять в хозяйственный суд ходатайства о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе ценных бумаг, валютных ценностей, а также об отмене таких мер;

- заявлять в хозяйственный суд ходатайство об отстранении руководителя должника от должности.

Временный управляющий обязан:

· предъявлять в хозяйственный суд требования о признании сделок недействительными, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных законодательными актами;

· истребовать у должника полный список его кредиторов и дебиторов с указанием суммы задолженности, развернутый баланс активов и пассивов, отчет о финансовом положении и другую необходимую информацию, содержащуюся в книгах, счетах и иных документах. При этом должник обязан представлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся хозяйственной (экономической) деятельности должника;

· сообщать в органы прокуратуры, иные правоохранительные органы и контролирующие (надзорные) органы в соответствии с их компетенцией в случае обнаружения данные, объективно свидетельствующие о недобросовестности, злоупотреблениях руководителя (руководителей) и должностных лиц должника – юридического лица, не позднее тридцати дней со дня их обнаружения;

· представить в хозяйственный суд по окончании реализации плана завершения досудебного оздоровления отчет об окончании реализации плана завершения досудебного оздоровления в защитном периоде и анализ финансового состояния и платежеспособности должника;

· представить по окончании защитного периода в хозяйственный суд отчет о своей деятельности и анализ финансового состояния и платежеспособности должника.

Лицам, прошедшим аттестацию на соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), выдается аттестат управляющего категории «А», «В» или «С».

Аттестат категории «А» дает право на назначение управляющим в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, имеющего численность работников до ста человек.

Аттестат категории «В» дает право на назначение управляющим в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, имеющего численность работников до тысячи человек.

Аттестат категории «С» дает право на назначение управляющим в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника без ограничения численности работников.

Основными задачами управляющего являются:

· восстановление платежеспособности должника;

· обеспечение максимально возможной защиты прав и законных интересов должника и коллектива работников должника, а также кредиторов и иных лиц;

· урегулирование взаимоотношений должника и кредиторов;

· максимально возможное удовлетворение требований кредиторов в соответствии с установленной очередностью;

· содействие производству по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).

В защитный период проводится анализ финансового состояния и платежеспособности должника в целях определения наличия оснований для открытия конкурсного производства, а также достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения (заработной платы) управляющему. Анализ финансового состояния и платежеспособности должника в процедуре конкурсного производства проводится в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, мер по восстановлению платежеспособности должника, если имеется возможность ее восстановления, а также подготовки плана санации должника или плана ликвидации должника – юридического лица либо плана прекращения деятельности должника – индивидуального предпринимателя. По окончании защитного периода хозяйственный суд рассматривает заявление (заявления) об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, отчет временного управляющего о своей деятельности и анализ финансового состояния и платежеспособности должника, а также отчет об окончании реализации плана завершения досудебного оздоровления в защитном периоде.

По результатам рассмотрения дела об экономической несостоятельности (банкротстве) хозяйственный суд принимает одно из следующих судебных постановлений:

· решение о санации;

· решение об открытии ликвидационного производства;

· определение о прекращении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).

Хозяйственный суд прекращает производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) в случае:

- восстановления платежеспособности должника в процедуре санации;

- утверждения мирового соглашения;

- отсутствия заявленных требований кредиторов к должнику либо удовлетворения всех требований кредиторов до принятия хозяйственным судом решения по делу;

- если должник, его учредители (участники) или иные третьи лица уплатят все долги по соответствующим платежным обязательствам должника и (или) его обязательствам;

- установления факта ложной экономической несостоятельности (банкротства).

В процедуре конкурсного производства собрание кредиторов представляет интересы всех кредиторов и осуществляет от имени кредиторов все действия в отношении должника. Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются управляющим под контролем хозяйственного суда. К компетенции собрания кредиторов относятся защита требований кредиторов; принятие решения об утверждении плана санации должника и заявлении ходатайства о введении санации или плана ликвидации; принятие решения о внесении изменений и (или) дополнений в план санации должника или план ликвидации; принятие решения о заключении мирового соглашения и его содержании; принятие решения об отклонении плана санации должника и заявлении в хозяйственный суд ходатайства об открытии ликвидационного производства и другое.

Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства. Эти требования направляются управляющему по почтовому адресу должника или иному почтовому адресу, указанному в тексте объявления об открытии конкурсного производства, а также в хозяйственный суд, осуществляющий производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). Требования кредиторов направляются управляющему вместе с документами, позволяющими установить размер указанных требований. Реестр требований кредиторов ведется управляющим нарастающим итогом с момента открытия конкурсного производства.

 

Конкурсное производство – процедура экономической несостоятельности (банкротства), осуществляемая в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в соответствии с установленной очередностью, защиты прав и законных интересов должника, а также кредиторов и иных лиц в процедуре санации, а при невозможности проведения санации или отсутствии оснований для ее проведения – в процедуре ликвидационного производства должника

 

Мировое соглашение может быть заключено с момента возбуждения хозяйственным судом производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди, но не ранее проведения первого собрания кредиторов.

 

Мировое соглашение – процедура экономической несостоятельности (банкротства) в виде соглашения между должником, конкурсными кредиторами, а также третьими лицами об уплате долгов, в котором предусматриваются освобождение должника от долгов, или уменьшение сумм долгов, или рассрочка (отсрочка) их уплаты, а также срок уплаты долгов и тому подобное, применяемого на любой стадии конкурсного производства в целях прекращения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) и утверждаемого хозяйственным судом

Решение о заключении мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов принимается собранием кредиторов. Мировое соглашение заключается в письменной форме. Оно может быть заключено на условиях:

· отсрочки и (или) рассрочки исполнения обязательств должника;

· уступки требования должника;

· исполнения обязательств должника третьими лицами;

· перевода долга;

· обмена требований кредиторов на акции;

· удовлетворения требований кредиторов иными способами, не противоречащими законодательству Республики Беларусь.

Мировое соглашение должно содержать сведения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и (или) о прекращении обязательств должника предоставлением отступного, новацией обязательств, прощением долга либо иными способами. Управляющий в течение пяти дней со дня принятия решения о заключении мирового соглашения должен подать в хозяйственный суд заявление об утверждении мирового соглашения.

При наличии оснований для проведения санации управляющий на основании анализа хозяйственной (экономической) деятельности и анализа финансового состояния и платежеспособности должника должен разработать план санации должника и представить его на утверждение собранию кредиторов не позднее семидесяти пяти дней со дня опубликования объявления об открытии конкурсного производства.

 

 

Санация – процедура конкурсного производства, применяемая в целях обеспечения стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности, восстановления платежеспособности должника

 

В план санации должника и (или) план ликвидации должника – юридического лица либо план прекращения деятельности должника – индивидуального предпринимателя включаются выводы анализа хозяйственной (экономической) деятельности и анализа финансового состояния и платежеспособности должника.

Санация вводится хозяйственным судом на основании решения собрания кредиторов либо по собственной инициативе. Санация вводится на срок, не превышающий восемнадцати месяцев со дня вынесения решения о ее проведении.

Для восстановления платежеспособности должника могут приниматься следующие меры:

· ликвидация дебиторской задолженности;

· исполнение обязательств должника собственником имущества должника – унитарного предприятия либо учредителями (участниками) должника или иными третьими лицами;

· предоставление должнику финансовой помощи;

· перепрофилирование производства;

· закрытие нерентабельных производств;

· продажа части имущества должника;

· уступка требования должника;

· предоставление отсрочки и (или) рассрочки уплаты налогов, сборов;

· продажа предприятия должника как имущественного комплекса;

· размещение в установленном порядке дополнительного выпуска акций должника.

Ликвидационное производство открывается со дня принятия хозяйственным судом решения об открытии ликвидационного производства. Срок ликвидационного производства не может превышать одного года. Хозяйственный суд вправе продлить срок ликвидационного производства на шесть месяцев. В процедуре ликвидационного производства осуществление операций по основному счету должника и совершение им сделок допускаются только в объеме и сроки, установленные планом ликвидации должника – юридического лица либо планом прекращения деятельности должника – индивидуального предпринимателя, утвержденными собранием (комитетом) кредиторов.

 

 

Ликвидационное производство – процедура конкурсного производства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях ликвидации должника – юридического лица или прекращения деятельности должника – индивидуального предпринимателя, продажи имущества должника и удовлетворения требований кредиторов в соответствии с установленной очередностью

 

Управляющий производит расчеты с кредиторами. Требования кредиторов каждой следующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди. При недостаточности денежных средств должника имеющиеся денежные средства распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению. После завершения расчетов с кредиторами управляющий обязан представить в хозяйственный суд отчет по итогам ликвидационного производства. Управляющий в течение пятнадцати дней после вступления определения о завершении ликвидационного производства в законную силу должен представить указанное определение и документы, подтверждающие закрытие текущего (расчетного) и иных счетов в банке, печати и штампы организации либо заявление ее учредителей (участников) об их неизготовлении или сведения о публикации в установленном порядке объявлений об их утрате в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Определение хозяйственного суда о завершении ликвидационного производства является основанием для внесения записи об исключении должника из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте понятие неплатежеспособности предпринимателя.

2. Как определяется устойчивая неплатежеспособность предпринимателя?

3. Охарактеризуйте практическую и абсолютную неплатежеспособность.

4. Приведите пути предупреждения банкротства.

5. Опишите процедуру банкротства.

6. Изложите порядок проведения санации организации.

 

Тема 3.4. Порядок ликвидации и реорганизации предпринимательских структур

В соответствии с Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 юридическое лицо может быть ликвидировано по решению:

- собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), в том числе в связи с истечением срока, на который создано это юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, признанием хозяйственным судом государственной регистрации данного юридического лица недействительной;

- хозяйственного суда в случае:

· осуществления деятельности без надлежащего специального разрешения

(лицензии), либо запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов, признания судом государственной регистрации юридического лица недействительной, аннулирования государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

· экономической несостоятельности (банкротства) юридического лица;

· уменьшения стоимости чистых активов открытых акционерных обществ,

закрытых акционерных обществ, иных коммерческих организаций, для которых установлены минимальные размеры уставных фондов;

- по решению регистрирующего органа.

Собственник имущества (учредители, участники) либо орган юридического лица, уполномоченный уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), принявший решение о ликвидации юридического лица, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и сроки ликвидации.

При ликвидации юридического лица по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа этого юридического лица, уполномоченного на то уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), в регистрирующий орган представляются:

· заявление о ликвидации с указанием в нем сведений о порядке и сроках ликвидации, составе ликвидационной комиссии, ее председателе или назначении ликвидатора;

· решение о ликвидации.

При прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляется заявление о прекращении деятельности по форме, установленной Министерством юстиции, с указанием в нем сведений о порядке и сроках прекращения деятельности, привлечении физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам.

. На основании заявления о ликвидации и решения о ликвидации регистрирующий орган:

- в течение трех рабочих дней со дня получения этих документов представляет в Министерство юстиции сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя), для внесения этих сведений в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- не позднее рабочего дня, следующего за днем получения этих документов, направляет уведомление налоговым, таможенным органам, органам Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, Белорусскому республиканскому унитарному страховому предприятию "Белгосстрах" (его обособленному подразделению), территориальным (городским или районным) архивам местных исполнительных и распорядительных органов (далее - архивы) о начале процедуры ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя).

В течение тридцати рабочих дней со дня получения уведомления в регистрирующий орган представляются:

налоговыми органами - справка о наличии (отсутствии) у юридического лица (индивидуального предпринимателя) задолженности перед бюджетом по взимаемым ими платежам, а в отношении индивидуальных предпринимателей - также сведения о привлечении индивидуальным предпринимателем физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам;

органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты - справка о наличии (отсутствии) у юридического лица (индивидуального предпринимателя) задолженности перед данным Фондом;

таможенными органами - справка о наличии (отсутствии) у юридического лица (индивидуального предпринимателя) задолженности перед бюджетом по взимаемым ими платежам и информация о наличии (отсутствии) у этого юридического лица (индивидуального предпринимателя) обязательств, не прекращенных перед таможенными органами;

Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием "Белгосстрах" (его обособленным подразделением) - справка о наличии (отсутствии) у юридического лица (индивидуального предпринимателя) задолженности по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Осуществление операций по счетам юридического лица или индивидуального предпринимателя, совершение ими сделок, не связанных с ликвидацией (прекращением деятельности), не допускаются.

При ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо (прекращающий деятельность индивидуальный предприниматель) несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, вознаграждений по авторским договорам, оплате труда лиц, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам;

в третью очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые внебюджетные фонды;

в четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя);

в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) представляет в регистрирующий орган:

· печати и штампы организации либо заявление собственника имущества (учредителей, участников) об их неизготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате;

· ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденный собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом коммерческой организации, уполномоченным на то уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора);

· подлинник свидетельства о государственной регистрации юридического лица или заявление о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате;

· копию публикации в газете "Рэспублiка" о ликвидации.

Индивидуальный предприниматель представляет в регистрирующий орган:

· печати и штампы либо заявление индивидуального предпринимателя об их неизготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате;

· подлинник свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, а при его отсутствии - заявление о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате;

· копию публикации в газете "Рэспублiка" о прекращении деятельности.

О принятом решении о ликвидации регистрирующий орган в течение трех рабочих дней уведомляет коммерческую организацию, а также налоговые, таможенные органы, органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах" (его обособленное подразделение).

Регистрирующий орган вносит запись в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении из него субъекта хозяйствования при наличии в совокупности следующих условий:

- субъектом хозяйствования, ликвидационной комиссией (ликвидатором) представлены необходимые для ликвидации (прекращения деятельности) документы;

- органами, организациями не представлены справки о наличии задолженности перед бюджетом, в том числе по платежам, взимаемым таможенными органами, Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, информация о наличии обязательств, не прекращенных перед таможенными органами, и со дня направления регистрирующим органом уведомления о начале процедуры ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя) прошло не менее тридцати пяти рабочих дней;

- соответствующим архивом представлены сведения о сдаче на хранение документов, в том числе по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда работников субъекта хозяйствования.

При наличии у субъекта хозяйствования непогашенной задолженности, обязательств, не прекращенных перед таможенными органами, а также при несдаче на хранение документов, в том числе по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда его работников, исключение субъекта хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится только после представления им документов, подтверждающих погашение такой задолженности и выполнение обязательств перед соответствующим архивом, прекращение обязательств перед таможенными органами.

В случае внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием регистрирующим органом принимается решение о ликвидации коммерческой организации (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) и внесении записи об исключении ее (его) из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В отношении коммерческой организации с иностранными инвестициями регистрирующим органом подается соответствующее заявление в хозяйственный суд.

Реорганизация предприятия производится по решению собственника (учредителей, участников) либо уполномоченных государственных органов. При этом права и обязанности юридических лиц, прекративших свою деятельность, переходят ко вновь образованным. Выделяют следующие виды реорганизации юридических лиц:

1) преобразование, изменение вида юридического лица;

2) слияние нескольких юридических лиц с образованием нового;

3) присоединение юридического лица к другому;

4) разделение на несколько новых лиц, проходящее на основании разделительного баланса;

5) выделение нового юридического лица из остающегося. Права и обязанности переходят к каждому из них на основе разделительного баланса.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите случаи, при которых начинается процесс ликвидации.

2. Кто может являться инициатором процесса ликвидации, в каких случаях?

3. Перечислите цели создания ликвидационной комиссии.

4. Опишите процесс ликвидации организации.

5. Охарактеризуйте наиболее распространенные виды реорганизации.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных