Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос 2. Заявления об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части




Дела об оспаривании нормативных правовых актов подведомственны судам общей юрисдикции независимо от того, физическое или юридическое лицо обращается в суд, а также от того, какие правоотношения регулирует оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 1 и 2 ст. 251 ГПК РФ).

Исключение:

1) дела об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ (ч. 3 ст. 251 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 3 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ.

2) дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (п. 1 ст. 29 АПК РФ).

Проблемные вопросы подведомственности Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции и полномочий прокурора в отношении дел об оспаривании нормативных правовых актов:

1) Верховный Суд РФ рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов, только если при этом не затрагивается вопрос об их конституционности или о конституционности федерального закона, на котором они основаны;

(см.: Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01.2004 года № 1-П; Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 года № 13-П; Постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2000 года N 6-П; Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.1998 года № 19-П)

2) положения ст. 251 ГПК РФ признаны неконституционными в той мере, в которой допускают разрешение судом общей юрисдикции дел об оспаривании конституций и уставов субъектов РФ как разновидности нормативных правовых актов субъектов РФ;

(см.: Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 года № 13-П)

3) положения ст. 251 ГПК РФ признаны неконституционными в той мере, в которой допускают обращение прокурора в суд с заявлением о признании конституций и уставов субъектов РФ как их нормативных правовых актов противоречащими федеральному закону;

(см.: Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 года № 13-П)

4) Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ конституций и уставов субъектов РФ.

Проблемные вопросы подсудности дел об оспаривании нормативных правовых актов:

1) Верховный Суд РФ рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций (ст. 27 ГПК РФ);

2) суды субъектов РФ рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций (ст. 26 ГПК РФ);

3) оспаривание иных нормативных правовых актов относится к подсудности районных судов, в частности оспаривание нормативных правовых актов органов местного самоуправления, глав муниципальных образований.

В соответствии с п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса РФ» от 20.01.2003 года № 2 под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Часть 1 ст. 251 ГПК РФ предоставляет право заинтересованным лицам оспаривать в суде только принятые и опубликованные в установленном порядке нормативные правовые акты.

Таким образом, законодателем подчеркнуто, что правовой акт можно считать нормативным не только при наличии в нем содержательных признаков нормативного акта, но и при условии соблюдения его формы, в частности опубликования.

Если же заявителем не представлены сведения об опубликовании оспариваемого нормативного акта, то судья должен отказать в принятии заявления по п. 1 ст. 134 ГПК РФ, так как заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

Форма и содержание заявления об оспаривании нормативного правового акта (ст. 251 ГПК РФ):

1) заявление должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 ГПК РФ;

2) заявление гражданина, организации должно дополнительно содержать:

а) данные о наименовании органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия;

б) указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.

3) заявление Президента РФ, Правительства РФ, законодательного (представительного) органа субъекта РФ, высшего должностного лица субъекта РФ, органа местного самоуправления, главы муниципального образования должно дополнительно содержать указание на нарушение компетенции;

Под нарушением компетенции следует понимать регулирование оспариваемым нормативным правовым актом тех отношений, которые в соответствии с законом должны регламентироваться нормативными правовыми актами, издаваемыми этими лицами.

4) прокурор при обращении в суд с заявлением не обязан указывать данные, конкретизирующие, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом;

(см.: Определение Судебной коллегии Верховного Суда РФ по гражданским делам от 26.08.2003 года № 59-Г03-5)

5) к заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт.

Заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается в течение месяца со дня его подачи с участием лиц, обратившихся в суд с заявлением, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, и прокурора.

Вопрос 3. Заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих

 

Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Гражданин или организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы (ч. 1 ст. 254 ГПК РФ).

Особенности обжалования определяются Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27.04.1993 года № 4866-1.

Особенности подведомственности и подсудности данной категории дел:

1) гражданин или организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему;

Обращение гражданина с жалобой в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не лишает его права на обращение в суд с заявлением, в том числе в тех случаях, когда вышестоящим в порядке подчиненности органом или должностным лицом в удовлетворении жалобы было отказано полностью либо частично или когда гражданин не получил ответа в течение месяца со дня подачи жалобы (ст. 4 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27.04.1993 года № 4866-1).

2) граждане могут обжаловать в суд любые действия (бездействие), решения государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, кроме действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ либо в отношении которых предусмотрен иной порядок судебного обжалования;

Под иным порядком судебного обжалования действий (бездействия) и решений органов, а также должностных лиц следует понимать такой порядок, который специально установлен соответствующим законодательством: порядок рассмотрения жалоб на постановления, вынесенные по делам об административных правонарушениях, с 1 июля 2002 года устанавливает Кодекс РФ об административных правонарушениях.

3) заявление подается в суд по общим правилам подсудности, установленным ГПК РФ;

4) заявление гражданина может быть подано им в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются;

5) заявление военнослужащего, оспаривающего решение, действие (бездействие) органа военного управления или командира (начальника) воинской части, подается в военный суд.

(см.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной защите прав военнослужащих от неправомерных действий органов военного управления и воинских должностных лиц» от 18.11.1992 года № 14)

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

а) нарушены права и свободы гражданина;

б) созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

в) на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Форма и содержание заявления по данной категории дел:

Заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих подается в суд в письменной форме.

В данном заявлении должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается заявление;

2) наименование заявителя, его место жительства или, если заявителем является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;

3) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, их место нахождения; наименование должностных лиц, государственных или муниципальных служащих;

4) в чем заключается нарушение прав и свобод гражданина, либо в чем состоят созданные препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо в чем состоит незаконно возложенная на гражданина обязанность или незаконность привлечения его к ответственности;

5) сущность требований заявителя;

6) обстоятельства, подтверждающие факт нарушения прав и свобод гражданина, создание препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, возложение на гражданина обязанности или привлечения его к ответственности и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

7) сведения о соблюдении досудебного порядка, если это установлено законом;

8) перечень прилагаемых к заявлению документов.

В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты заявителя, его представителя, органа публичной власти и его представителей, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства заявителя.

Заявление подписывается заявителем или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд.

К заявлению прилагаются:

1) его копии в соответствии с количеством лиц, участвующих в деле;

2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;

3) доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя заявителя;

4) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования, копии этих документов для лиц, участвующих в деле, если копии у них отсутствуют;

5) текст оспариваемого решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего;

6) доказательство, подтверждающее выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования данного вопроса, если такой порядок предусмотрен законом.

Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Заявление рассматривается судом в течение десяти дней с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных