Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема: Россия в начале двадцать первого века.

План:

1. Политическое развитие.

2. Социально-экономическое развитие.

3. Внешняя политика РФ

В качестве главных акторов политического процесса начала 21 века выступали: 1) ПутинПрезидент РФ с 2000 до 2008 гг., с 2008 до 2012 года – глава правительства РФ, с 2012 г. – Президент РФ. По данным опросов политических экспертов, проводимых «Независимой газетой», Путин по степени вляиния на политическую жизнь страны всегда занимал и продолжает занимать первое место; 2) Медведев – с 2008 до 2012 г. – Президент РФ, с 2012 года – глава правительства. Их отношения с Путиным политологи охарактеризовали как двуумвират. При этом всегда в правящем тандеме первое место всегда занимал Путин. Медведев – на вторых ролях. Даже когда Медведев был Президентом, то по опросам экспертов «НГ», он шел вторым, после Путина; 3) Касьянов – глава правительства РФ с 2000 до 2004 гг., при первом президенсстве Путина. На данный момент – в оппозиции к правящему режиму Путина; 4) Фрадков – глава правительства с 2004 по 2008 год, при втором президенстве Путина.

На политический процесс рассмативаемого периода оказывали влияние следующие политические партии: 1) «Единая Россия». Была образована в 2001 году путем слияния партий «Отечество – вся Россия» и «Единство». Первоначально лидерами партии являлись: Грызлов, Лужков, Шаймиев, Шойгу. На данный момент реальным лидером партии является Путин, который пытается дистанцироваться от «Единой России» с помощью создания общественно-политического движения «Народный фронт». Формальным лидером на данный момент является Медведев. Первоначальный лозунг «Единой России» - мы за Президента, но против правительства. «Единая Россия» позиционирует себя как центристская массовая партия, отражающая интересы всего народа. Всегда поддерживала правящий режим Путина, являлась и является его опорой. Первую победу «Единая Россия» одержала в декабре 2003 года, набрав более 37% голосов. С тех пор не без помощи админисративного ресурса «ЕР» побеждала на выборах в 2007г. и на других выборах. 2) КПРФ во главе с Г. Зюгановым. Главный оппонент «ЕР». С 2003 года стала терять поддержку: в 2003 году получила 12% голосов. Не в малой степени этому способствовала политика Кремля – «разделяй и властвуй». Кремлевскими технологами были созданы ряд партий с «левой», социалистической идеологией: «Родина», «Справедливая Россия». Задача этих партий – оттянуть голоса у коммунистов. С этой задачей эти партии успешно справились; 3) ЛДПР в о главе с лидером Жириновским. ЛДПР позиционирует себя как партия маргиналов: «мы за бедных, мы за русских». Целевая аудитория демагогии Жириновского – обездоленные, неустроенные, незащищенные люди. Отсюда – показная демонстрация «силы», политической решимтости и воли. В этом – успех Жириновского: партия всегда попадала в Государственную Думу. Но по сравнению с 1993 годом ЛДПР сдала свои позиции. В 2003 году за ЛДПР отдали голоса 11% избирателей; 4) «Родина» - партия, которую вначале возглавили Рогозин, Глазьев. В 2003 году набрала чуть более 9%. Потом «Родина» примкнула к «Справедливой России», затем вышла из нее. В 2012 – 2013 гг. разгорелся скандал вокруг «Справедливой России» (лидер – Миронов), которая позиционировла себя как социал-демократическая партия. В центре сканадала – Гудковы и Понамарев. «Родина», КПРФ, «Справедливая Россия» играют на «левом» идеологическом поле, вытсупая с социал-демократических позиций; 5) «правые силы» - сторонники либеральных свобод – СПС, «Яблоко», «Правое дело» не пользовались особым спросом у электората. Они потеряли статус парламентских партий, так как не смогли преодалеть ни 5%, ни 7% барьера, и, таким образом, в Государственную думу не попали.

Необходимо сделать одно замечание. Не стоит, рассматривая основных акторов политического процесса, преувеличиать значение российских политических партий. Все они создавались «снизу», лишены обратной связи с народом, представляют собой «вещи в себе».

Вернемся к событиям политической жизни рассматривамого периода. Когда 31.12.1999 г. Ельцин заявил о своей отставке, то Путин, будучи главой правительства, стал исполнять обязанности Президента. В связи с ельцинской отставкой на март 2000 г. были назначены досрочные президенские выборы. 26 марта 2000 г. Путин победил на президенских выборах.

Став президентом, Путин провел ряд административных реформ, нацеленных на укрепление вертикали власти, на усиление позиций федерального центра на местах: а) введение округов с полномоченными представителями президента на местах; б) правовая реформа или законодательная реформа: создать единое правовое поле, сделать так, чтобы российские законы действовали на всей территории РФ, ликвидировать противоречия между местным и федеральным законодательством. Все принятые и принимаемые законы не должны входить в противоречие с действующей Конституции; в) минестерская реформ а предусмтривала создание трехзвеневой системы управления во главе с минестерствами. Раньше минестерство издавало законы, их реализовывало и контролировло исполнение. Чтобы избежать этого, создали помимо минестерств ведомства.

Помимо усиления федеральной власти на местах, Путин занялся реформированием Совета Федерации. Если рашьше в СФ попадали главы глав субъектов РФ – президенты, губернаторы – своеобразные политические «тяжеловесы», которые не боялись высказать своего мнения, то на смену им – избираемые представители субъектов РФ. Совет Федерации, как и Государственная дума, где заседало пропрезиденское большинство, тоже стал «корманным».

Реформированием Совета Федерации Путин не ограничился. В Государственную думу стали избирать по патрийным спискам. Кроме того, проходной барьер с 5% был увеличен до 7%, что резко сократиили численность партий.

Воспользовавшись тем, что в 2004 году активизировались террористы, Путин изменяет порядок избрания глав регионов РФ: они перестали избироваться местными жителями по итогам проведения региональных выборов, а стали назначаться президентом и его администрацией.

Еще одна политическая проблема для Путина – раскол в обществе. Его Путин решил преодалеть с помощью примерения политических символов дореволюционной и советской России. В 2000 году Путин утвердил гимн, герб, флаг. Все эти действия были призваны консолидировать межпоколенные идеологические разломы.

Таким образом, Путин прове реформы, направленные на усиление вертикали власти. С одной стороны, был наведен элементраный порядок, политическая жизнь стала более стабильной, политические процессы – предсказуемыми. Но за это – «цену» в виде снижения демократического тренда, роста бюрократизма и коррупции («сердюковщина»).

Главная политическая проблема Путина – терроризм, который стал для России реальной угрозой. О серьезности проблемы свидетельствовали захват в заложники зрителей спектакля «Норд-Ост» в октябре 2002 г., взрыв в московском метро в 2004 г. Чудовищный теракт произошел в сентябре 2004 года в г. Беслане, в Северной Осетии, где террористы захватили школу, взяв в заложники учителей, детей. Федеральные власти не пошли на переговоры. В результате заложники были освобождены, но погибло 330 человек, в большинстве дети.

Постепенно нормализировалась ситуация в Чеченской Республике. Об этом – президенские выборы в Чечне. 5 октября 2003 г. состоялись выборы президента Чеченской Республики. Им стал А. Кадыров. В этой ситуации непремиримые сепаратисты – к ткррористическим актам. С октября 2002 по август 2003 гг. было проведено восемь крупных террористических актов в Москве, Маздоке, в самой Чечне. В декабре 2002 г. – взрыв Дома правительства в Грозном. В мае 2004 г. в результате террористического акта погиб А. Кадыров. К 2013 г. – основные силы террористов – из Чечни – в Дагестан.

В 2008 году Путин, согласно Конституции РФ, был вынужден оставить должность. Президентом РФ – Медведев. Поддержанный Путиным, Медведев набрал более 70% голосов избирателей.

Медведев продолжил линию Путина, нацеленную уже не только на централизацию, но и на монополизацию политической власти. По инициативе Медведева были внесены поправки в Конституцию РФ: увеличен строк пребывания Президента на должности с 5 до 6 лет, пребывания в депутатском кресле – с 4 до 5. Все это объяснялось необходимостью политической стабилизации.

На парламенских выборах в декабре 2011 года в очередной раз победу одержала партия «Единая Россия». Отмеченные в ходе выборов многочисленные нарушения законов вызвали митинги оппозиционных сил в 2011-2012 гг. Возник феномен «болотной площади». Не смотря на это, в марте 2012 г. победу одержал Путин, вновь став Президентом РФ. Став Президентом РФ, Путин – курс на укрпеление политического режима с посощью административно-правовых методов. В 2012-2013 гг. были внесены поправки в КоАП РФ, ужесточающие наказание за проведение несанкционированных митингов. Были предпринять меры, направленные на «усмирение» оппозиционных сил.

 

 

Путину осталовь в наследство от Ельцина множество социально-экономических проблем, которые были вызваны негативными последствиями либеральных реформ. Путин провел налоговую реформу с целью снижения налогового бремени и развития предпринимательства. Были приняты Налоговый, Трудовой, Земельный кодексы. Цель – навести порядок в правовом регулировании предпринимательства. Был решен и вопрос об обороте сельскохозяйственных земель.

С 2000 до 2008 г. наблюдался экономический рост. Способствовала этому благоприятная экономическая конъюнктура: росли мировые цены на нефть, которую Россия продолжала экспортировать. Улучшение положения в экономике позволило Путину выступить инициатором принятия «национальных проектов»: «Здоровье», «Качественное образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие аграрно-промышленного комплекса». Их целью – повышение качества жизни и социальной защиты жителей России. Однако много, что говорилось, не было выполнено.

Большое внимание уделялось решению демографической проблемы. Цель – преодаления «русского креста»: быстрой убыли населения России в результате повышенной смертности и малой рождаемости. Была провозглашена политика «сбережения народа» (А. И. Солженицын). С 2007 г. были увеличены пособия на детей, а за рождение второго ребенка – «материнский капитал» (В. Путин). На 2013 год сумма – выше 400.000 рублей.

Со второй половины 2008 г. Россия стала ощущать последствия глобального экономического кризиса. Возникнув в США, экономический кризис затронул и Россию. Власти принимали меры по преодалению последствий кризиса с социально-экономической сфере. Была оказана финансовая помощь банкам, предприятиям, увеличены социальные выплаты и пособия населению. С 2010 года экономический рост возобнавился, но с каждым годом сильнее замедлялся. К 2013 году – российская экономика – на стадии стагнации.

Руководство страны провозгласило, что взяло курс на модернизацию на основе инновационных технологий. Продолжается реформирование образования. ГИА, ЕГЭ – составной частью современного образовательного пространства.

Внешняя политика РФ – разновекторную направленность. Но в качестве главного вектора – американский, что неудивительно, если учесть американское влиние на всю современную систему международных отношений.

11 сентября 2011 г. – террористическая атака на США. Путин заявил о поддержке, выразил готовность на совместную борьбу с глобальной проблемой двадцать первого века, с международным терроризмом. Все это способствовало нормализации российско-американских отношений.

В 2002 г. РФ способствовала операции США и их союзников по свержению режима талибов в Афганистане. В мае 2002 г. Россия в Риме заключила соглашение с НАТО о координации действий по обеспечению международной безопасности.

Однако политика Джорджа Буша-младшего, нацеленная на усиление гегемонии США, подрыв роли ООН и норм международного права (вторжение в Ирак без разрешения ООН), вызывала возражение российского руководства, которое настаивало на мирном урегулировании конфликта, а не с позиции военной силой, как это делали США.

В Ираке – сложная ситуация. В апреле 2003 г. США, Англия, их союзники без согласия ООН организовали военную операцию по свержению С. Хусейна. Президент США уже первого мая заявил о победе союзников. В этой ситуации – РФ – взвешенную, осторожную позицию. Оставаясь противником военного решения иракского вопроса, РФ заявила, что она стремится сохранить партнерские отношения с США в деле борьбы с международным терроризмом.

Не менее сложная ситуация – в бывшей Югославии. После того, как США нанесли ракетно-бомбовые удары по объектам Сербии, Россия настояла на том, чтобы она приняла участие в разрешении югославского вопроса. После согласия Сербии в составе международных сил в Косове до 2003 г. находился батальон российских десантников.

Расширение НАТО на восток, приближение военно-политического проамериканского блока к границам России вызывало усиленное беспокойство российского истеблешмента. США решили разместить систему противоракетной обороны в Чехии и Польше, вынудили Россию объявить в 2007 году мораторий на исполнение Договора об ограничении вооруженных сил в Европе. Нормализация российско-американских отношений началась лишь после того, как Президентом США стал Б. Абама – первый в истории США чернокожий президент.

Роосийская дипломатия при Путине – во всех направлениях. В 2001 г. был подписан российско-китайский договор о дружбе и сотрудничестве. Отношения партнерства установлены с Вьетнамом, Индией и Ираном. Большое внимание ШОС (2001 г.).

Сложно развивались отношения с ближним зарубежьем, особенно с Украиной и Грузией. В 2008 году Грузия напала на Южную Осетию, убив российских миротворцев, и, таким образом, грубо нарушив нормы международного права. В итоге России пришлось всешаться в вооруженный конфликт, принудить Грузию к заключению мира. По плану Медведева-Саркази начали регулироваться отношения между Грузией, Россией, Южной Осетии. РФ после событий 2008 года признала независимость Южной Осетии и Абхазии.

РФ – курс на экономическую интеграцию. В 2012 г. Россия стала членом ВТО. Споры вокруг целесообразности вступления в эту торговую мировую организацию продолжаются до сих пор.

Начало двадцать первого века – тревожная ситуация на Ближнем Востоке: политические конфликты в Египте, Ливане, Сирии. В 2013 году Путин – с инициативой мирного урегулирования ситуации, сложившейся в Сирии. Принятие предложений Путина – о росте международного влияния РФ.

Таким образом, внешняя политика РФ продолжала сохранять многовекторную направленность. Стремление России отстоять национальные интересы наталкивалось на жесткую позицию США, которая стремится сохранить мировую гегемонию. Вмешательство США в дела других стран зачастую приводило к политическим международным конфликтам. РФ, напротив, занимает взвешенную международную позицию, стремиться к мирному разрешению международных конфликтов, что способствует росту российского влияния на современную систему международных отношений.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ВОЗДЕЙСТВИЕ ИОНИЗИРУЮЩИХ ИЗЛУЧЕНИЙ | Принципы построения математических моделей систем


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных