Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Но была установлена довольно высокая плата за обучение, что, конечно же, давало право поступления только детям из обеспеченных семей.




Гимназии были разделены на два типа (и те, и другие - семиклассные):

- классические - гуманитарное образование, в основу которого было положено преподавание древних языков: латыни, греческого языка;

- реальные - увеличивался объём преподавания математики и естествознания за счёт сокращения часов на изучение гуманитарных наук.

Цель реальных гимназий - дать общее образование выходцам из всех сословий с определёнными практическими навыками в какой - либо профессии.

В 1871 был издан новый устав гимназии, согласно которому:

- окончившие классические гимназии имели право поступления в университет без экзаменов.

- Окончившие реальные гимназии могли преимущественно поступать в высшие технические учебные заведения. Им доступ в университеты был затруднён.

По уставу 1864 г. учреждались также прогимназии - четырёхклассные учебные заведения, соответствующие первым четырём классам семилетней классической гимназии. Окончившие прогимназию могли поступать в пятый класс классической гимназии.

Были осуществлены мероприятия по развитию женского образования. До реформ Александра II в России существовали только закрытые институты и частные пансионы для девушек "из благородных сословий" (из семей дворян).

В 1870 г. появилось Положение Министерства народного просвещения о женских гимназиях и прогимназиях.

- Стали появляться открытые женские гимназии для девочек из всех сословий.

- Одновременно Церковь стала открывать епархиальные женские училища.

- С целью развития высшего женского образования в ряде городов - Петербурге, Москве, Казани, Киеве, Одессе - были открыты педагогические и высшие женские курсы.

 

Реформы в области печати.

 

С начала проведения всеобъемлющих реформ в обществе был поставлен вопрос о цензурном комитете. В 1862 г он был закрыт, часть его функций была возложена на Министерство внутренних дел, а часть - на Министерство народного просвещения.

В 1865 г. было разрешено обсуждать в печати деятельность правительства и проблемы общественной жизни.

1865 г. были введены " Временные правила ", касавшиеся печати:

- Предварительная цензура отменялась на книги, рассчитанные на состоятельную и образованную часть общества, а также на центральные, научные издания.

- Для издания периодических издания требовалось внесение крупного денежного залога, для издания некоторых периодических изданий требовалось разрешение министра внутренних дел.

- Предварительная цензура сохранялась на провинциальную и массовую литературу для народа.

 

Значение реформ.

Положительное:

1. Отмена крепостного права и буржуазные реформы, проведённые в правление Александра II, являются знаменательным событием в истории России. За отмену крепостного права народ прозвал Александр II Освободителем.

2. Россия в значительной степени приблизилась к европейской социально - политической модели. Был сделан первый шаг по расширению роли общественности в жизни страны и превращению России в буржуазную монархию.

3. Начался бурный рост экономики и культуры страны.

Отрицательное:

1. Получение личной свободы 25 млн. русским крестьянством, демократические свободы, создание новой структуры местного управления, изменение судопроизводства, возникновение новой социальной структуры общества и др. привели к изменению многовекового уклада русской жизни.

2. Вскоре обнаружилось, что, помимо благотворных результатов, одним из результатов реформ стал рост напряженности в обществе.

3. Внутренняя жизнь государства оказалась расстроенной, казна пуста, росли иностранные займы.

- Оживление торгово-промышленной деятельности сопровождалось широким распространением финансового мошенничества, разорением.

- В город из деревни хлынули крестьяне, но город оказался не готов к приёму такого количества неквалифицированной рабочей силы.

- Крестьяне повсеместно проявляли недовольство реформой. Русский крестьянин не смог "переварить" мысль о том, что ему нужно платить за землю. В деревне упорно циркулировали слухи, что крестьянам прочитали "не тот Манифест".

- В обществе стремительно росли имущественное неравенство, бедность, преступность.

- В обществе появилось мнение, что "великая реформа 1861 г." была "великим обманом".

- Царь-реформатор стал вызывать ненависть.

4 апреля 1866 г. студент Дмитрий Каракозов стрелял в царя. Покушение обыкновенного человека на жизнь Помазанника Божья вызвало шок в русском обществе.

Современники оставили свидетельства, что в тот день к поэту А.Н. Майкову вдруг вбежал бледный, трясущийся Ф.М. Достоевский. Никого не видя, он всё повторял: "Он стрелял, …стрелял,…стрелял". Но этот выстрел стал символическим знаком того, что отныне "всё позволено".

Революционеры - народники приговорили царя к смертной казни. Началась настоящая охота на царя. На него было совершено 7 покушений.

- реформы не затронули силы, проводившей реформы государственной власти, т.е. самого института самодержавия.

А Александр II в это время переживал личную драму: он осознал, что его политика либерализации потерпела крах. Царь постарел, осунулся, похудел. Императрица Мария Александровна уже давно была больна и прикована к постели.

Спасала царя новая любовь - молодая княжна Екатерина Долгорукая. Она была на 34 года моложе царя и родила ему троих детей. Несмотря на протесты семьи, царь поселил Е.М. Долгорукую с детьми в Зимнем дворце. Императрица Мария Александровна тихо скончалась в одиночестве летом 1880 г. Через полтора месяца царь обвенчался с Е.М. Долгорукой и думал о том, чтобы её короновать.

1 марта 1881 г. Александр II был смертельно ранен от взрыва бомбы, брошенной студентом И. Гриневицким.

На великие реформы Россия ответила убийством царя-реформатора.

 

Контрреформы Александра III в 80-90-е гг. ХIХ в.

 

После гибели 1 марта 1881 г. Александра II от бомбы террориста на престол вступил его сын Александр III Александрович. Он был вторым сыном Александра II и вначале предназначался к военной службе. В 18 лет он уже имел чин полковника.

Александр III Александрович (26 февраля [10 марта] 1845, Аничков дворец, Санкт-Петербург — 20 октября [1 ноября] 1894, Ливадийский дворец, Крым) — Император всероссийский, Царь Польский и Великий Князь Финляндский с 1 [13] марта 1881 года. Из императорского дома Романовых. В официальной дореволюционной (до 1917 года) историографии именовался «Миротворцем», сын Императора Александра II и внук Николая I; отец последнего русского Императора Николая II.

 

Приложение 12 к теме 5.1. Портрет Александра III Александровича.

 

Внешностью, характером, привычками и самим складом ума Александр III мало походил на своего отца. Император отличался высоким (193 см) ростом. В юности он обладал исключительной силой — пальцами гнул монеты и ломал подковы, с годами сделался тучным и громоздким, но и тогда, по свидетельству современников, в его фигуре было что-то грациозное.

Никто из предшественников Александра III не занимался столько изучением родной истории и родной культуры, сколько Александр III. Правоведение великому князю преподавал известный учёный, профессор гражданского права К.П. Победоносцев. В общем, Александр Александрович получил фундаментальное образование.

Он совершенно лишён был аристократизма, присущего его деду и отчасти отцу. Даже в манере одеваться было что-то нарочито непритязательное. Его, например, часто можно было видеть в солдатских сапогах с заправленными в них по-простецки штанами. В домашней обстановке он надевал русскую рубаху с вышитым на рукавах цветным узором.

Отличаясь бережливостью, часто появлялся в поношенных брюках, тужурке, пальто или полушубке, сапогах.

Александр III был довольно скромен в личной жизни. Он не любил лжи, был хорошим семьянином, был трудолюбив, работая над государственными делами нередко до 1-2 часов ночи; в то же время был ограничен и «был способен мыслить только прямолинейно». «В отличие от своего слабовольного отца Александр III обладал определенной системой взглядов… Оберегать чистоту „веры отцов“, незыблемость принципа самодержавия и развивать русскую народность… — таковы основные задачи, которые ставил перед собой новый монарх… в некоторых вопросах внешней политики он обнаружил здравый смысл».

Не переносил нечистоплотности ни в делах, ни в личной жизни. Не терпел своих родственников (например, великих князей Константина Николаевича и Николая Николаевича, принца Георгия Лейхтенбергского), имевших любовные связи с танцовщицами, актрисами и т. п. и открыто их демонстрировавшими.

В России после распада СССР личность Александра III стала использоваться националистами, благодаря лозунгу «Россия — для русских».

Однако русский национализм Александра III и его окружения не был направлен на третирование и притеснение национальных меньшинств, что стало характерным для черносотенного движения, поддерживавшегося правящей верхушкой, лишь в эпоху Николая II.

Император был страстным коллекционером, уступая в этом отношении разве что Екатерине II.

Скончался от болезни почек 20 октября 1894 года.

Приложение 13 к теме 5.1. Схема «Контрреформы Александра III».

Был проведен ряд социально-экономических преобразований, до известной степени облегчивших положение народа:

1. Крестьяне были переведены на обязательный выкуп (до этого перевод крестьян, освобожденных от крепостного права, на выкуп зависел от воли помещика; крестьяне, не переведенные на выкуп, продолжали нести повинности в пользу помещика; к 1881 г, в таком положении находилось 15% бывших помещичьих крестьян).

2. Были понижены выкупные платежи.

3. Учреждался Крестьянский банк, помогавший крестьянам в покупке земли.

4. Была начата отмена подушной подати.

5. Вступил в силу закон о фабричной инспекции, регулировавший отношения между рабочими и предпринимателями.

6. Ограничивалось применение детского труда.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных