Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






К обоснованию подхода




Мы можем признать, что в последнее время конфликтная проблематика вошла в состав изучаемой в педагогическом об­разовании, а курсы конфликтологии становятся такими же мод­ными, как и психотерапевтические (см.: [1; 2; 3])- Однако боль­шинство авторов, посвящающих свои работы этой проблеме в школе, основное внимание уделяют исключительно межлично­стным отношениям, возникающим по поводу образования и как бы рядом с ним, не затрагивая при этом ядерных характерис­тик образовательного процесса.

Совершенно замечательно то, что почти не заметно авторов, которые бы продолжали прямо пугать конфликтами учителей и учащихся, как это было еще совсем недавно. Мы же полагаем, что учитель всегда является как минимум непременным участ­ником особого конфликтного процесса, а в хороших случаях -и конструктором, и организатором учебных (образовательных) конфликтов.

Если мы всерьез признаем противоречивый характер про­цессов учения-обучения, то следует всерьез обсуждать именно конфликтную компетентность как базовую характеристику эф­фективной учебной и, шире, образовательной коммуникации.

Противоречивый характер образовательных процессов обус­ловлен целым «букетом» противостоящих интересов, требующих согласований. Это и детско-взрослая событийность, и отноше­ния в связи с оцениванием-самооцениванием, и учебная и со­циальная успешность-неуспешность, и т.п. Разумеется, такая бо-

гатая противоречивость порождает множество конфликтов, раз­решение которых и составляет собственно учебный и в целом образовательный процесс. Но, в какую сторону будет направ­лен этот процесс, к каким результатам он приведет, будет зави­сеть от того, насколько педагог оснащен способами работы с конфликтом, т.е. от его конфликтной компетентности. При этом мы должны прежде всего различать:

1. Такое воплощение в конкретных ситуациях этих противоре­чий, которое можно условно назвать естественными конф­ликтами, т.е. случающимися независимо от нас.

2. Наряду с ними мы можем специально конструировать (искус­ственно создавать) такие конфликты, в которых удерживают­ся учебные (образовательные) противоречия для их продук­тивного разрешения и, таким образом, достижения учебных результатов и образовательных эффектов.

Теперь определимся, что мы пока в самом общем виде назы­ваем конфликтами.

Конфликт - это такая специфическая организованность деятельности, в которой противоречие удерживается в про­цессе его разрешения.

Отсюда следует, что для педагогической конфликтной ком­петентности существуют два уровня:

- первый предусматривает способности к распознаванию признаков случившегося конфликта, его оформлению для удержания воплощенного в нем противоречия и владение способами регулирования для разрешения;

- второй предусматривает умения проектировать необходи­мые для достижения учебных результатов конфликты, кон­струировать их непосредственно в ситуациях учебного вза­имодействия; владение способами организации продуктив­но ориентированного конфликтного поведения участни­ков ситуации.

И в дополнение к сказанному нужно непременно добавить, что для педагога особенно важным является умение формиро­вать конфликтную компетентность как способность учащего­ся. Это обстоятельство требует особого внимания, т.к. учащие­ся являются самыми придирчивыми и внимательными экспер­тами именно в области педагогической конфликтной компе­тентности.

28_

Что входит в содержание конфликтной компетентности

Полагая, что конфликтная компетентность является одной из важнейших характеристик педагогического профессионализ­ма, мы рассматриваем ее как неотъемлемую составную часть общей коммуникативной компетентности, включающую в себя осведомленность о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умения адекватно реализовать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации. В самом общем виде мы мо­жем определить конфликтную компетентность как умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной фор­ме, способствующей его разрешению.

При проведении занятий с педагогами для повышения их конфликтной компетентности мы исходим из нескольких глав­ных положений:

1. В современной конфликтологии общепризнано, что перего­воры являются одной из наиболее эффективных форм раз­решения противоречий. Переговоры как распространенная жизненная реальность создают необходимость и важнейший контекст кооперации и сотрудничества. Содержание коопе­рации, задаваемой противоречиями: ребенок-взрослый; уче-ник-учитель; руководитель-подчиненный; учитель-родитель и т.п., может стать реальной основой школьных сообществ, ори­ентированных на высокое качество жизни.

2. Обучение будущих педагогов, переподготовка и повышение квалификации действующих в области разрешения конфлик­тов и ведения переговоров могут происходить в условиях, ког­да участники получают позитивный опыт самостоятельного анализа конфликтных ситуаций, их проектирования и кон­струирования в учебных условиях.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных