ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; 19се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; 20однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение. Господь направляет 70 учеников на проповедь впереди себя и они возвращаются в радости, что ради имени Его даже бесы повинуются им. Господь же увещевает их, дабы не радовались тому, что им не принадлежит, но дано на время и за пользованием этим с них спросится. Также и нам надлежит не превозноситься тем, что нам дал Бог, но рачительно пользоваться этим… И еще. В этот день, согласно расписанию, мощи были перевезены в храм Новомучеников., где будут пребывать до 21 сентября. [1] Этолия – провинция на севере Греции [2] Хрисанф впоследствии стал известным историческим и церковным деятелем, немало сделавшим для возрождения православия в греческих землях. [3] Κούμας Κ. Ιστορίαι ανθρωπινων πράξεων. Τομ. 12. Βιεννή, 1832. Σ. 555. [4] Πετσάλη Θ. Οί μαυρόλυκοι. Αθήναι, 1948. Τομ. Β. Σ. 225. [5] Нынешний Днепропетровск. [6] Обучение в западной Европе не могло не оказать влияния на часть греческой интеллигенции: восхищение перед "прогрессом" западной цивилизации было практически абсолютным, и, как обычно бывает в таких случаях, исчезала возможность конструктивной критики и сознательного выбора. В среде образованной интеллигенции появляется некий дух "провинциализма", который, в свою очередь, приводит к пренебрежению собственным культурным наследием и всецелой привязанности к "чужому", которое становится непререкаемо лучшим и более совершенным. На наш взгляд, такой подход и система взглядов обусловлены, прежде всего, образованием, полученным в западной Европе: возвращаясь в Грецию, вместе со знаниями, приобретенными в западноевропейских университетах, ученики привозили и новую систему ценностей. О проникновении этих идей мы находим много свидетельств в источниках: "Безбожествуют те, которые учатся во Франции и после своего возвращения вводят в безбожие и других". Анастасий Гордиос (†1729) сообщает: "Если кто из восточных едет во Францию либо для учебы, либо для торговли, когда возвращается назад, становится другим, с растлившимися либо умом, либо нравами, либо и тем и другим". [7] Вот что рассказывает о дальнейших событиях первый биограф святого Космы преподобный Никодим Святогорец: "Еще нося мирское имя Констант, праведный и в мирской одежде уже украшал себя благолепием монашеского образа, не щадил своих сил и трудов и приучал себя к совершенному подвижничеству. Но вот из этого славного и знаменитого училища удалились учителя, оно, к несчастью, снова опустело и пришло в упадок, тогда добрый Констант, удалившись оттуда, прибыл в святую обитель Филофееву. Там он принял монашеский постриг и с великим усердием преуспевал в иноческой жизни. Вскоре же, когда обители понадобился священник, по сильному убеждению и прошению отцов он был рукоположен во иеромонахи". [8] Серафим был родом из Делвино, а следовательно, хорошо знал трагическую обстановку, сложившуюся в материковой Греции. Кроме того, до вступления на патриарший престол он был митрополитом в наиболее проблемных областях Греции: Фракии и Этолии. Предположительно, маршрут первого миссионерского путешествия Космы был разработан при участии патриарха, который с большим воодушевлением и одобрением отнесся к миссии, что тот на себя возложил. [9] Страна до нашествия турок была христианской, но здесь, в отличие от Греции, Сербии и Болгарии, завоевателям удалось почти полностью истребить семена христианской веры и албанцы почти все приняли ислам (с XVII века)….. [10] Несмотря на то, что православные, проживавшие в венецианских владениях, не были лишены доступа к образованию, Косма Этолийский считал необходимым распространение православной традиции и образования, свободного от влияния западной идеологии. Именно этим объясняется его деятельность по основанию школ на этих территориях. [11] Эпи́р [1] (греч. Ήπειρος, Ипирос [2]) — географический и исторический регион в юго-восточной Европе, поделён между Грецией и Албанией. Эпир расположен между горной грядой Пинд и Ионическим морем, и протянулся от залива Влёра на севере до залива Амвракикос и развалин римского города Никополь на юге. Территория Эпира разделена между периферией Эпир, расположенной на северо-западе Греции и областями Влёра, Гирокастра и Берат на юге Албании. Крупнейшим городом является столица периферии Эпир в Греции город Янина, в то время как на территории Албании крупнейшим городом Эпира является Гирокастра. [12] На трагическую ситуацию, сложившуюся в этой провинции, указывают свидетельства современников: "во многих деревнях <…> процветала такая безграмотность, что жители их узнавали о наступлении Пасхи лишь благодаря появлению красных яиц на базаре Берата". Благодаря своей настойчивости и самоотверженности проповедник смог переломить ситуацию. Он постоянно поддерживал в жителях тягу к знаниям, не оставлял вновь основанные школы, а следил за их функционированием и всеми своими силами стремился поддерживать и развивать их. В Северном Эпире проживали не только албанцы, но и значительная часть православных греков. Косма стремился укрепить их решимость сохранить православную веру. Он также укреплял единство и сплоченность населения и его решимость противостоять ассимиляции. [13] Ζαχαρόπουλος Ν. Δωροθεος Βουλησμάς. Θεσσαλονίκη, 1969.Σ.26-27. [14] Волы́нь (укр. Волинь, польск. Wołyń) — историческая область на северо-западе современной Украины в бассейне южных притоков Припяти и верховьев Западного Буга. [15] Узбе́к, исламский титул — Султан Гийас ад-Дин Мухаммед (тат. Үзбәк, Üzbәk, ок. 1283 — 1341) — монгольский хан Улуса Джучи (Золотой Орды) (1313—1341). Сын Тогрула (Тогрулджая или Тогрулчи), десятого сына Менгу-Тимура, приходился племянником хану Тохте. Правление Узбека стало временем наивысшего могущества Золотой Орды. В русских летописях известен как «Алабуга», «Азбяк» и «Озбяк». [16] Тохтамы́ш (тат. Туктамыш хан, Tuqtamış xan; каз. Тоқтамыс, ум. 1406) — хан Золотой Орды в 1380—1395 годах, хан Тюменского ханства с 1400 года[1]), один из потомков Джучи, старшего сына Чингисхана. Сын Туй-Ходжи оглана, правителя Мангышлака, влиятельного царевича при хане Урусе.. После казни отца бежал. Позже Тамерланом был поставлен во главе войск и впоследствии захватил восточную часть Орды, а после падения темника Мамая – и западную. Именно по его приказу и был убит Мамай. Хан захватил и сжег Москву. Это произошло уже после победы русских над войсками правящего до него Ордой темника Мамая и бегства последнего…. После этого татары взяли Переяславль, Владимир, Юрьев, Звенигород, Можайск и другие подмосковные города. После того, как один из ордынских отрядов был разбит Владимиром Андреевичем под Волоком, Тохтамыш ушёл в Орду, разграбив на обратном пути Рязанскую землю. Преемник Дмитрия Донского, его сын Василий I Дмитриевич купил в Орде ярлык на княжество нижегородское. Предпринимал еще несколько набегов на Русь, хоть больших набегов на Москву больше не начинал ввиду соперничества с Тамерланом, в ходе которого он был разгромлен и свергнут. Впоследствие убит в сражении с эмиром Едигеем в 1406 году. [17] Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых, 3 февраля 2016, официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/4367765.html [18] Мизия (др.-греч. Μυσία, лат. Mysia) — в древности — область в Малой Азии, на территории современной Турции. Занимала всю северо-западную часть полуострова, между Пропонтидой и Геллеспонтом на севере, Эгейским морем на западе, Лидией на юге, Фригией и Вифинией на востоке. Считалась владением мифического родоначальника Атталидов героя Телефа. Это была горная страна с относительно малым числом городов. Название Μυσία, по Страбону, происходит от лидийского названия бука (μυσός), который обильно произрастал в районе мизийского Олимпа [19] страна простиралась между рекой Курой и верховьями рек Тигра и Евфрата, что в нынешнем Ираке, то есть нынешняя Армения – от силы, десятая часть ее исконной территории. [20] Нынешний Ирак. [21] Италия. [22] Другие источники утверждают, что икона была преподнесена князю Юрию Долгорукому… [23] Никомидия (др.-греч. Νικομήδεια, ныне Измит, İzmit, в светских источниках с 1918 года, в пику «поповским баяням» читают, как «Никомедия», несмотря на то, что буква «ита» (а не «эта») дает именно звук «и») — древний город в Малой Азии, центр области Вифиния. Располагался на подступах к Константинополю на берегу Мраморного моря. [24] Холм — историческое русское название города Хелм, в настоящее время находится на территории Польши. [25] Впоследствии это будет предъявлено о. Роману Медведю следователем НКВД как контрреволюционная деятельность, прозвучит обвинение в том, что он индивидуально исповедовал матросов и тем самым подрывал их веру в «правду» революции. На самом же деле о. Романа допустили исповедовать только после суда, когда приговор был вынесен, и на обстоятельства дела он уже влиять не мог. К тому же о. Роман сделал все, чтобы не были наказаны невиновные и чтобы не умножалась болезненная подозрительность. [26] Матросы, специально откомандированные, помогали о.Роману во время службы. [27] Фисгармо́ния, или гармо́ниум (др.-греч. φῦσα — (кузнечный) мех, и др.-греч. ἁρμονία — гармония) — язычковый клавишный-пневматический[1] духовой музыкальный инструмент, разновидность гармоники. Звуки извлекаются колебаниями металлических язычков, приводимых в движение струей воздуха, который накачивается ножными педалями, при нажатии клавиши и открытии клапана. [28] "Выпускники Черниговского духовного училища 1888 года", генеалогический сайт Бовкало А. А., http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/chernigovdu.html [29] "Выпускники Черниговской духовной семинарии 1894 года", генеалогический сайт Бовкало А. А., http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/chernigsem.html [30] "Выпускники Киевской духовной академии 1914 года", генеалогический сайт Бовкало А. А., http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/kievda.html [31] Свете Тихий Святыя Славы Бессмертнаго Отца небеснаго, Святаго блаженнаго, Иисусе Христе. Пришедшее на запад солнцу, видевшее свет вечерний, поем Отца, Сына и святаго Духа Господа. Достоин еси во все времена пет бытии гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит. [32] Греко-русская транскрипция имени, ибо по латыни оно звучало и звучит. как Либерий или даже Либериус. [33] Вероятно, Анубис… [34] Карательный отряд, выступивший на подавление сопротивления, почти весь состоял из латышей. Возглавлял его некий Гарин, выходец из дворян Нижегородской губернии. [35] Убийство произошло близко по времени с убийством сщмч. Михаила Воскресенского и 27 крестьян соседнего села (та же карательная группа), случившимся в понедельник, 9 сентября. Ближайшие воскресенья приходятся на 8 и 15 сентября. [36] Возможно, в 1882 году. Данные приводятся на основании сведений из «Справочной книжки Екатеринбургской епархии на 1915 год», в которой указан возраст священномученика [37] Храм во имя Святой Параскевы был построен в деревне Кайгородской в 1860-х годах, после чего она получила статус села [38] Получил статус города в 1919 году [39] Григорий (Яцковский Гавриил; 1866—1932), архиепископ. Епископ (1908). С 1917 г. епископ Екатеринбургский. Архиепископ (1922). Организатор раскола (дек. 1925), названного по его имени «григорианским». Запрещен в священнослужении митрополитом Сергием (Страгородским). Именовал себя «Блаженнейшим митрополитом». Умер вне общения с РПЦ [40] Использованы материалы: Кривощеков И. Я. Словарь Верхотурского уезда Пермской губернии с общим историко-экономическим очерком, приложением карты уезда в границах по административному делению России в 1734 году. Пермь, 1910. [41] Северный край — административно-территориальная единица на северо-западе РСФСР с 14 января 1929 года по 5 декабря 1936 года. Включал в себя территорию нынешних Архангельской и Вологодской областей, а также республики Коми. В 1936 году была разделена на Северную область (в 1937 году разделенную на Архангельскую и Вологодскую области) и Коми АССР. [42] Рязанские епархиальные ведомости, 1902 год, № 13 - 14 [43] Сборник Рязанского губернского статистического комитета, Рязань, 1900, с. 293; Сборник РГСК, Рязань, 1902, с. 30; РЕВ за 1904, №№ 11, 14 [44] Цицеров Александр Михайлович, страница сайта храма свт. Николая Патриаршего Подворья: http://nikchram.ru/index/cicerov_aleksandr_mikhajlovich/0-38 [45] Династия Птолемеев, происходящая от одного из полководцев и, говоря, современным языком, военных губернаторов государства легендарного царя Александра Македонского. Когда известный царь скончался, региональные начальники провозгласили себя царями. [46] Сенсационная находка: в Иерусалиме обнаружена печать праведного царя Езекии // Православие.RU - http://www.pravoslavie.ru/88374.html [47] Вершо́к — старорусская единица измерения длины, первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца. Слово вершок происходит от верх в смысле «верхняя оконечность чего-либо, вершина, верхушка». М. Фасмер связывает вершок со значением «верхняя фаланга указательного пальца»[1]. В. Г. Лебединская полагает, что развитие значения слова шло от значения «верхушка» к значению «небольшой излишек, который появился сверху в процессе насыпания зерна» и далее как «мера длины»[2]. С учётом современного соотношения между метрическими и английскими единицами для вершка следует[5]: 1 вершок = 4,445 см = 44,45 мм. Таким образом, указанные в тексте 6 и 5 вершков – это 26,67 и 22,225 см., соответственно. [48] То есть, жертвователь, «спонсор», как мы бы сказали. [49] В 2016 году на Архиерейском Соборе Русской Церкви он прославлен общецерковно. Частица его мощей имеется в храме Новомучеников и исповедников Российских г.Новороссийска. [50] Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года его имя было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания. [51] В миру Никитин Леонтий, родился в 1872 году в Ядринском уезде Казанской губернии в чувашской крестьянской семье. В 1895 поступил послушником в Черемисский Михаило-Архангельский монастырь. В августа 1902 года пострижен в монашество. В октябре 1907 года рукоположен в сан иеродиакона. В феврале 1908 года переведен в Зилантов Успенский монастырь. 22 марта / 4 апреля 1909 года рукоположен в сан иеромонаха. С апреля 1909 года - временно исполняющий обязанности казначея. Духовная консистория указом от 18.09.1909г. за N13299 назначает иеромонаха Лаврентия заведующим Аштавай-Нырскою Николаевской черемисскою общиной (монастырем), но он отказывается от назначения, опасаясь, что по немощи своей не сумеет достойно управлять общиной. Оставшись в Зилантовом монастыре, он был утвержден в должности казначея, каковую исполнял с 1 / 14 февраля 1910 года до кончины. [52] В миру Кузьмин Семен, родился в 1870 году в Козьмодемьянском уезде Казанской губернии в семье чувашей-крестьян. Окончил курс сельской школы. Овдовев, 25 марта / 7 апреля 1903 года поступил в Черемисский Михаило-Архангельский монастырь Козьмодемьянского уезда Казанской губернии, 20 декабря 1904 года зачислен послушником. 7 / 20 апреля 1907 года принял монашество с именем Серафим. 20 июля / 2 августа 1910 года рукоположен в сан иеродиакона. В 1913 году рукоположен в сан иеромонаха. В 1914 г. был призван на военную службу и исполнял обязанности пастыря при полевом подвижном госпитале. О.Серафим всей душой отдавался заботам военного пастыря, стремясь утешить страждущих, ободрить словом надежды раненных, отсечь последние сомнения и исповедовать умирающих. По возвращении с фронта в 1916 г. назначен исполняющим обязанности ризничего того же монастыря. В июле 1918 года переведен в Зилантов Успенский монастырь. [53] В миру Федор Александров, родился в 1864 году в семье крестьян Казанской губернии. В 1904 году поступил послушником в Зилантов Успенский монастырь. В августе 1910 года был пострижен в монашество архимандритом Сергием (Зайцевым). 24 декабря того же (6 января 1911) года был рукоположен в иеродиакона архимандритом Сергием. [54] В миру Карягин Лаврентий, родился в 1870 году в Ядринском уезде Казанской губернии в семье чувашей-крестьян. В 1901 году поступил послушником в Раифский монастырь. С февраля 1907 года - послушник Свияжской Макарьевской пустыни. В июне 1909 года прибыл в Казанский Успенский Зилантов монастырь. 20 декабря 1909 (2 января 1910) года был пострижен в монашество архимандритом Сергием (Зайцевым). [55] Родился в 1880 году в Казанской губернии, чуваш. Поступил послушником в Макарьевский монастырь Казанской губернии. 9 / 22 октября 1909 г. перемещен в Зилантов Успенский монастырь [56] Исполнял обязанности псаломщика. [57] Северный край — административно-территориальная единица на северо-западе РСФСР с 14 января 1929 года по 5 декабря 1936 года. Включал в себя территорию нынешних Архангельской и Вологодской областей, а также республики Коми. В 1936 году была разделена на Северную область (в 1937 году разделенную на Архангельскую и Вологодскую области) и Коми АССР. [58] Резолюция Святейшего Патриарха Кирилла от 29.12.2010, уведомление 12.01.2011 г. № ПК-01-25 [59] Определение № 6966 от 8 / 21 августа. [60] Определение № 2481 от 13-31 марта (26 марта – 13 апреля). [61] Второй сын Ирода Великого. Не путать с Иродом Агриппой – племянником и конкурентом за власть, в пользу которого у Ирода Антипы была отторгнута Иудея. Ирод Агриппа, как повествуют Дечния Апостольские, был поражен болезнью: "Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер". [62] Это был царь государства, называемого у ученых Набатейским царством (от еврейского «Набатим»). Это было государство, образованное набатеями — группой семитских племён, существовавшее в III в. до н. э. — 106 н. э. на территории современных Иордании, Израиля, Сирии и Саудовской Аравии. Столица Набатейского царства — Петра в долине Вади-Муса (Иордания). Вероятно, набатейцы были арабским племенем, но писали они по-арамейски, используя при этом набатейское письмо, развившееся из арамейского. До нас дошло большое количество набатейских надписей. Впоследствии набатейское письмо стало той основой, на которой сформировалось классическое арабское письмо. [63] На него поступил донос от племянника – Ирода Агриппы с обвинением в сговоре с парфянами (ираноязычное племя, родственное персам, самоназвание «пахлаван», создали крупное государство, включавшую территории между Евфратом и Индом, Каспийским и Аравийским морями, которое римляне пытались разгромить, но не смогли, однако впоследствии оно было поглощено персами). [64] Пе́тра (араб. البتراء) — древний город, столица Идумеи (Едома), позже столица Набатейского царства. Сами Набатеи называли свой город Rqm (Ракму). Расположен на территории современной Иордании, на высоте более 900 м над уровнем моря и 660 м над окружающей местностью, долиной Аравы, в узком каньоне Сик (англ.). Опустел еще в начале нашей эры, после того, как перестал использоваться сухопутный торговый путь, проходящий через него. [65] После захвата Константинополя крестоносцами иноземцы разделили территорию империи на мелкие государства и в их числе «Латинская империя» с центром в Константинополе, где управлял марионеточный правитель. Законная власть империи в это время находилась в Никее. Болдуин же – представитель древнего фландрского рода (да Фландрэ). В 1204 году граф был поставлен во главе провозглашенной крестоносцами «Латинской империи». Этот «император» в 1205 году попал в плен к болгарам и как полагают – казнен. Следующим «императором» был прозвоглашен его брат – Генрих (Анри). Элитой этой империи, вообще, были ставленники из крестоносцев, поддерживаемые венецианцами, грабившими теериторию бывшей Византии. Генриха вскоре сменил Пьер де Куртена, а затем – Роберт. Упоминаемый в статье Болдуин – Болдуин II, последний «император»…. [66] Русское название Таллинна, столицы Эстонии. Строго говоря, похожее название городу дали скандинавы (швед. и нем. устар. Reval), от названия прежнего мааконда (княжества) Rävala, столицей которого в древности был этот город. Русское название города Ре́вель было заимствовано из немецкого (шведского) языка и стало официальным после присоединения завоёванной в ходе Северной войны территории современной Эстонии к Российской империи. В 1719 году была учреждена также Ревельская губерния. Сами эстонцы всегда называли крепость, а потом город именно так, как мы его знаем сейчас. [67] [1] Святой Иоанн Креститель назван «первым во благодати мучеником» в заключительной молитве обращенного к нему молебного канона. [68] В Синодальном переводе «чародеев». Также, в Синодальном русском тексте фраза – от первого лица… [69] Многие считают, что здесь имеется в виду апостол от 70 Кифа. И правда, апостол Павел однажды Петра прямо именует так. Однако, имя Петр – греческое, от «петрос» - «камень, скала». Но на арамейском языке, на котором говорили в то время евреи, камень – «Кифа», а в Евангелии от Иоанна в начале подчеркивается, что Господь нарек Симона именно арамейским словом, обозначающим камень, то есть Кифой, а не греческим. Да и в Евангелии от Луки после описания явления Христа Луке и Клеопе имеются слова: «… воистину восстал Господь и явился Симону…», а Симона в окружении Христа было два….. Так что более вероятно, что речь здесь идет о Петре, как об одном из ближайшем ученике Христа. [70] Скорый в заступлении един сый, Христе,/ скорое свыше покажи посещение страждущим рабом Твоим,/ избави их от недуг и страстей,/ приведи их ко спасительному воздержанию/ и воздвигни к жизни вечней в любви к Тебе,/ во еже пети Тя и славити непрестанно,// молитвами Богородицы, едине Человеколюбче. [71] Sinan Pasha burns the relics of St. Sava at Vracar, Belgrade, 1594 [72] См. страницу Ждребаоницкого монастыря: http://www.mitropolija.cg.yu/ustrojstvo/manastiri/manastir_z...tml [73] свящ. Дионисий Поздняев, Православие в Китае (1900-1997 гг.), Москва, 1998, с. 159-160. [74] Павловић. 1965. С. 80; Ћоровић В. Света Гора и Хиландар до XVI в. Београд, 1985. С. 92 [75] Проложное Житие уточняет, что родители хотели женить сына и венчание должно было состояться в церкви арх. Михаила, но юноша опередил брачную церемонию, получив у епископа благословение на постриг. Проложное Житие также сообщает, что Евстафий некоторое время был игуменом в монастыре Милешева («в великой церкви Спасове, идеже лежат честные мощи святаго Савы»). [76] Руварац И. Владике зетске и црногорске // Просвjета. Цетиње, 1892. С. 15 [77] Год рождения вычисляют приблизительно, принимая во внимание его сообщение о том, что он был избран архиепископом на 50-м году жизни [78] Димитриjевић М. Документа, кojи се тичу односа између српске цркве и Pycиje у XVII в. // ССКА. 1903. Књ. 39. С. 280 [79] Paдojичић Ђ. Сп. Светитељски ликове Милоша Обилића // Пут: Часопис за хришћанску културу. Београд, 1933/1934. Бр. 1. С. 23 [80] Кашанин. 1975. С. 223 [81] Богдановић. 1980. С. 177 [82] Богдановић. 1980. С. 177-178; Радуновић. 1993-1994 [83] см.: Турилов А. А. Древнейшая история славян и Руси в «Книге степенной царского родословия» // Славяне и их соседи: Миф и история: Тез. 15-й конф. М., 1996. С. 51-52 [84] Мошин. 1976; Богдановић. 1980. С. 176-177 [85] Даничић Ђ. Ситниjи списи. Сремски Карловци, 1925. Књ. 1. С. 317; Cmojaнoвuћ Љ. Каталог Нар. б-ке у Београду: Рукописи и старе штампане књиге. Београд, 1903. Књ. 4. С. 62-63. № 209 [86] ГИМ. Хлуд. 13. л. 293-294 [87] Турилов А. А. К истории 2-й (македонской) рукоп. коллекции А. Ф. Гильфердинга // Слав. альм., 2002. М., 2003. С. 142. Примеч. 38 [88] Слиjепчевић. 1991. Књ. 1. С. 159 [89] См. Родионов О. А.," Каллист I" // Православная Энциклопедия, т. 29, с. 523-527, http://www.pravenc.ru/text/1320095.html. Др. авторы указывают на 1352 год. См. Василик Владимир, диакон, "Балканские автокефалии IX–XIV веков" // Портал Православие.Ru, http://www.pravoslavie.ru/33796.html#_ftnref62 или Владимир Моисеенко, "Трудом своим вся приобрете". История Сербской Православной Церкви // Православная газета (электронная версия на сайте Монастыри и храмы Киева от 2011-08-30), http://churchs.kiev.ua/index.php?option=com_content&view=art...495 [90] Радоjчић Н. О архиеп. Данилу II и његовим настављачима // Данило II, архиеп. Животи краљева и архиепископа српских / Пер.: Л. Мирковић; вступ. ст.: Н. Радоjчић. Београд, 1935. С. 199 [91] Србљак. Београд, 1861 [92] Джурич. 2000. С. 398-399; Косово: Правосл. наследие и совр. катастрофа / Сост.: А. М. Лидов. М., 2007. С. 46 [93] Джурич. 2000. С. 209-210, 413 [94] Дата вычислена по сведениям в "Житии", написанном еп. Хвостанским Марком, что святитель скончался на 88-м году жизни. [95] Хотя в "Житии" сказано что патриарх был из «тырновских стран», но указано, что он родился, когда Болгарией правил Михаил III Шишман, который на царский престол был возведен только в 1323 году, а до этого был деспотом в Видине. [96] Обитель эту называют "Ибровской," возможно от греческого имени реки Марица (Εβρος). См. http://days.pravoslavie.ru/Life/life1320.htm [97] Сте́фан У́рош IV Ду́шан (серб. Стефан Урош IV Душан), известен также как Душан Сильный (серб. Душан Силни) — сербский король (серб. краль) (с 1331 года) из рода Неманичей, с 1346 года — царь сербов и греков (до смерти в 1355 году), создатель Сербского царства. В ходе ряда успешных войн под его руководством Сербское королевство превратилось в самую сильную державу региона, включив в свой состав значительную часть Балканского полуострова и составив реальную конкуренцию Византийской империи. В правление царя Стефана в стране была проведена кодификация сербского права (в частности, был создан «Законник» — свод юридических норм средневековой Сербии), получила распространение византийская культура. Пришел к власти, подняв мятеж против отца и задушив его, отсюда и прозвище «Душан». [98] По мнению Махальчича, предложение кандидатуры святого Ефрема на патриарший престол было результатом компромисса, достигнутого между крупнейшими сербскими областными правителями. Михаљчић, Р., "Лазар Хребељановић: Историjа, култ, предање," Михаљчић, Р., Сабрана дела, Београд, 2001, 108-109. [99] Соловjев, А., "Jедно суђење из доба кн. Лазара," Архив за правне и друштвене науке, Београд, 1929, Књ. 18(35), 190-195. [100] Так по "Житию" святого Ефрема. Позднейшая догадка из академической среды предполагает, что после смерти Георгия Балшича в 1379 году необходимость в компромиссной фигуре отпала, и князь Лазарь возвёл на патриарший престол своего кандидата. [101] Печская Патриархия, ставропигиальный женский монастырь, храмовый комплекс и исторический центр Сербской Православной Церкви. Расположен в Косово, ныне находящийся под охраной «коллективных миротворческих сил НАТО» в крае, в албанской части региона. [102] Характеристика по "Житию" еп. Марка Хвостанского. [103] Его авторство подтверждает именной акростих. [104] Существует не вполне обоснованное предположение Павловича, что инициатором канонизации святого Ефрема якобы выступило семейство Бранковичей (прежде всего Георгий и Лазарь), стремившееся для укрепления своей власти распространить почитание святителя в противовес росту почитания князя Лазаря, чья память приходилась на тот же день. Павловић, 1965, 129. [105] Petković, S., "Zograf Georgije Mitrofanović u Pećkoj patrijaršiji," Glasnik muzeja Kosova i Metohije. Priština, 1965, Knj. 9, 241; О Србљаку, 1970, 211. [106] Ath. Chil. N 341 [107] Богдановић, 1978; Он же, 1980, 182-184 [108] В календаре указан год кончины 1012, но никакой информации о нем нет. Лишь в одном источнике есть жизнеописание некоего святителя Григория, епископа Сербского, но время его жизни совсем другое…Святитель Григорий Сербский, епископ Рашский (между 1 / 14 сентября 1303 и 31 августа / 13 сентября 1304 и в 1313). Из выходной записи известно, что в 1305 г., в правление короля Милутина Уроша, в монастыре Печ Григорий переписал так называемую Рашскую Кормчую для афонского монастыря Хиландар (Стоjановић. Записи. Књ. 1. № 38, 40). Григорий назвал себя собратом хиландарских монахов: возможно, до хиротонии он был насельником этого монастыря. Его имя также упоминается на резном серебряном кресте, вложенном в соборную церковь св. апостолов Петра и Павла в Расе, позже был перенесен в доминиканский монастырь в Дубровнике (Радоjичић Ђ. С. Творци и дела старе српске књижевности. Титоград, 1963. С. 109). Время и обстоятельства канонизации святителя Григория неизвестны. [109] Ве́псы (вепс. vepsläižed; устаревшее — весь) — малочисленный финно-угорский народ, проживающий на территории Карелии, Вологодской и Ленинградской областей в России. [110] Кала́брия (итал. Calabria, сиц. Calabbria, Calavria, лат. Brut(t)ium, Calabria) — административная область в Италии. Она разделена на 5 провинций, три — исторических, Реджо-Калабрия, Козенца и Катандзаро, и две современных, Кротоне и Вибо-Валентия. Расположена на самом юге Апеннинского полуострова – «на кончике носа итальянского сапога». [111] интересно, что причиной смерти русского князя стал донос его боярина о связи Ярослава Всеволодовича с папой Иннокентием IV (в это время в Каракоруме был папский легат Плано Карпини). http://www.pravoslavie.ru/arhiv/5193.htm. [112] Против бесчинств татарских баскаков восставал и сам Великий Новгород, что грозило городу разорение от татар, так что восстание приходилось подавлять, что дает ныне повод некоторым западникам обвинять князя в «предательстве» (одновременно они доказывают, что князь сделал «не тот выбор», отказавшись от предложения папы римского о союзе. [113] При постриге в великую схиму монах дает обет отречения от мира и всего мирского. Схимонах-священник (схииеромонах или иеросхимонах) сохраняет право священнодействовать, схиигумен и схиархимандрит должны устраниться от монастырской власти, схиепископ должен устраниться от епископской власти и не имеет права совершать литургию. Облачение схимонаха дополняется куколем и аналавом. Схимонашество возникло на Ближнем Востоке в V в., когда с целью упорядочить отшельничество, императорской властью было приказано пустынникам поселиться в монастырях. Пустынники, принявшие затвор в замену отшельничества, стали именоваться монахами великой схимы. Впоследствии затвор перестал быть обязательным для схимонахов. [114] В Православной энциклопедии указана дата памяти 18 / 31 июля. Память 30 августа / 12 сентября приведена по календарю на сайте Издательства Московской Патриархии. [115] По жизнеописанию на сайте Казанского храма Сыктывкара, расстрелян 25 августа 1937 года [116] Неясно, о каком населенном пункте идёт речь. На 1937 год город Белгород на Северском Донце был в составе РСФСР; Белгород-Днестровский - в то время Аккерман - в составе Румынии. [117] Праздник Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратийском храме следует отличать от праздника Положения честной Ризы, или Мафория, Богородицы во Влахернах (празднуется 2/ 15 июля и 1 / 14 октября). [118] Данные агиографических источников весьма туманны и противоречивы. Здесь мы приводим версию «Константинопольского Синаксаря», подтверждаемую «Императорским Минологием» (XI в.). Однако в том же тексте, как и в «Минологии Василия II», далее говорится, что перенесение святыни произошло при Аркадии, сыне Феодосия (395–408). С другой стороны, известно, что строительство Халкопратийской церкви было начато Пульхерией, а закончено только при Льве I. Возможно, церковь была разрушена землетрясением и затем восстановлена Юстином II (565–578), который сделал большой вклад в этот храм и построил часовню для честного Пояса. 12 / 25 апреля в «Синаксаре» поминается другое перенесение честного Пояса – из Зелы в Константинополь, но в тексте оно отнесено к IX в. Эта дата, безусловно, ошибочна, поскольку сохранились церковные песнопения на этот праздник, сочиненные в VII в. св. Максимом Исповедником, а также гомилия св. Германа Константинопольского, относящаяся к следующему столетию. Некоторые историки полагают, что сначала существовал только один праздник в честь честного Пояса и Ризы, отмечавшийся во Влахернах, и что нынешний праздник появился только в IX в. Как бы то ни было, крестный ход, который совершался каждую пятницу от Влахерн в Халкопратию, указывает на связь между этими двумя величайшими Богородичными святынями Константинополя. [119] Халкопратийский Богородицкий храм (Ναός της Παναγίας Χαλκοπρατείων или Ναός της Θεοτόκου «ἐν τοῖς Χαλκοπρατείοις»), православный храм в Константинополе, находился в непосредственной близости от Софийского собора (недейств.). Храм в квартале Медников (χαλκοπρατείοι – «производители и торговцы медными товарами, медники»), по одним данным начал строиться во время царствования императрицы Пульхерии (+ 453) и был закончен при попечительстве Верины, жены императора Льва I (457-474). По другим данным, был возведен еще при императоре Феодосии II (408-450). В храме с 532 г. хранился Пояс и Риза Пресвятой Богородицы, а также волосы Иоанна Крестителя, мощи жен-мироносиц и другие святыни. С названием храма связан иконографический образ Богородицы Агиосоритиссы (Ἁγιοσορίτισσα от Ἀγία Σορός («Святая Рака») – название золотого ларца, в котором хранился в Халкопратийском храме Пояс Пресвятой Богородицы). При захвате Константинополя турками храм был полностью разрушен, а оставшиеся строительные материалы турки растащили на свои постройки. В настоящее время на месте храма расположена мечеть Аджем Ага Месджиди (Acem Aga Mescidi) и гостиница Зейнеп Султан (Zeynep Sultan). [120] Согласно http://www.pravoslavie.ru/put/49477.htm [121] Согласно http://days.pravoslavie.ru/Life/life4557.htm [122] Согласно http://days.pravoslavie.ru/Life/life4557.htm [123] http://www.pravoslavie.ru/news/49974.htm [124] Бубонная чума. [125] Нуми́дия (лат. Numidia) — в древности область в Северной Африке (современная северная часть Туниса и Алжира), населена нумидийцами. Нумидийцы являлись одним из берберских народностей Северной Африки. [126] Внесудебный милицейский орган, который выносил приговоры подсудимым по политическим статьям, минуя законный суд. Тройки НКВД действовали на областном, республиканском или краевом уровне. В состав тройки обычно входили: председатель — местный начальник НКВД, члены — местные прокурор и первый секретарь областного, краевого или республиканского комитета ВКП(б). В сталинские времена многие карательные структуры имели такие структуры с правом казнить и миловать. Это-то и порождало разгул государственного террора в те годы. [127] Цит. по: Жизнеописание на сайте Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, со ссылкой на газету «Пятницкое подворье» №47 декабрь 2008 г. - http://pstgu.ru/news/martir/2010/09/13/23821/ [128] Цит. по: Поздин С. История массовых репрессий в Топчихинском районе, сайт Топчихинского районного краеведческого музея - http://top-museum.ru/old-site/istoriya-massovykh-repressiy-v...tml [129] Цит. по: Поздин С. История массовых репрессий в Топчихинском районе, сайт Топчихинского районного краеведческого музея - http://top-museum.ru/old-site/istoriya-massovykh-repressiy-v...tml [130] Цит. по: Поздин С. История массовых репрессий в Топчихинском районе, сайт Топчихинского районного краеведческого музея - http://top-museum.ru/old-site/istoriya-massovykh-repressiy-v...tml [131] Цит. по: Поздин С. История массовых репрессий в Топчихинском районе, сайт Топчихинского районного краеведческого музея - http://top-museum.ru/old-site/istoriya-massovykh-repressiy-v...tml [132] Цит. по: БД ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века" - http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMT...eCQ [133] Цит. по: БД ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века" - http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMT...eCQ [134] По Архиву УФСБ по Псковской обл. Д.С-8071 - родился в 1885 году. [135] Прямая причина голода 1918 – 1920 годов. В порядке так называемой продразверстки большевики изымали у крестьян все излишки хлеба. По форме крестьянам должны были оставлять что-то для пропитания, а также и семенной хлеб, но на практике изымали все подчистую, так что первый же неурожай привел к катастрофе. [136] PG. 117. Col. 21 [137] Мала́тья (тур. Мalatya, курд. Meledî, арм. Մալաթիա) — город в Восточной Турции, административный центр (центральный район, меркези) провинции Малатья. Население — 381 081 (2000, перепись). Средняя высота над уровнем моря — 954 м. В эпоху новохеттских царств поблизости от территории современного города находился город Мелид (ныне городище Арслантепе). С VI века до нашей эры до 1071 года входил в состав Малой Армении. После битвы при Манцикерте в 1071 город был захвачен турками-сельджуками, после чего вошёл в Конийский султанат. В XVI веке завоёван Османской империей. Несмотря на это, вплоть до геноцида армян имел преимущественно армянское население. [138] Один из малоизвестных городов; в церковном отношении был, вероятно, подчинен митрополии Мосульской (Мосул — на реке Тигре, нынешний Ирак) или Ниневийской. [139] Шапур II Великий — царь царей (шахиншах) Ирана, правил в 309 — 379 годах. Из династии Сасанидов, сын Ормизда II. В Вавилонском Талмуде его матерью названа иудействующая кушанка по имени Ифра Ормизд (Оримэд). Родился уже после смерти своего отца и сразу же по рождению был провозглашен царем. Возмужав, в 325 году (16 лет) начал войну с арабами с целью обезопасить страну от их набегов, также строил обронительную стену против них. В 338 и 359 годах развязывал войну с римлянами. Также воевал против стран и народов Центральной Азии, а также Закавказья, терриризируя эти земли. Также он известен, как инициатор жестоких гонений на христиан. Пока в Римской империи христиан гнали, то цари Персии покровительствовали им, рассматривая их как союзников в борьбе с Римом, но с превращением христианства в основную религию Рима их стали рассматривать, как врагов. Поэтому царь огнем и мечом насаждал на своей территории зороастризм (почитание божества Ахура Мазды и многочисленных духов). [140] Арбела — город на одном из притоков реки Запата (иначе Забата), представляющего собой, в свою очередь, левый приток реки Тигра. Город этот находится недалеко от Ниневии, замечателен тем, что в 1—2 милях к западу от него, близ Гавгамелы, произошло сражение, в котором Александр Великий во второй раз победил Дария Кодамана, сделавшись после того обладателем всей Персидской монархии. Ныне это Эрбиль, столица Иракского Курдистана. [141] Флавий Галерий Валерий Лициниан Лициний (лат. Flavius Galerius Valerius Licinian Licinius; около 263—325) — римский император в 308—324. Лициний происходил из Дакии и был с давних пор знаком с императором Галерием, особенно со времени войны против персидского царя Нарсеса. В 307 году Галерий сделал Лициния своим соправителем с титулом Цезаря и оставил его для обороны Иллирика и Фракии. С тех пор он путем войн и интриг расширял свои владения, пока не стал в 313 году, после поражения в бою, а затем бегства и смерти императора Максимина, правителем восточной части империи. Лициний был по своему нраву очень жаден. По своей натуре он превзошел всех, был очень властолюбив, был очень суров и раздражителен, и враждебно относился к наукам. Во всем он придерживался военной дисциплины (Аврелий Виктор, «О жизни и нравах римских императоров»; 41). Вопреки изданному в 312 году Миланскому эдикту о веротерпимости Константина Великого, продолжал политику гонений на христиан. Итогом стали новые войны в 314 (потерял Мёзию, Далмацию и Македонию) и 324 году. После неудачного сражения у Никомидии сдался в плен, отрекшись от власти и впоследствии сослан в Фессалоники, где позднее казнен. [142] ] http://calendar.rop.ru/mes1/sep01.html [143] Страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/515/sxsaintinfo.aspx [144] Каппадо́кия (греч. Καππαδοκία, лат. Cappadocia, арм. Գամիրք (Гамирк), тур. Kapadokya, перс. کاپادوکیه, 'Кападо(у)кья', предположительно от др.-перс. Katpatuka — «Страна прекрасных коней») — историческое название местности на востоке Малой Азии на территории современной Турции (часть земель илов Невшехир, Кайсери, Аксарай и Нигде), употребляющееся со времён античности вплоть до наших дней. Характеризуется чрезвычайно интересным ландшафтом вулканического происхождения, подземными городами, созданными в 1 тыс. до н. э. и обширными пещерными монастырями, ведущими свою историю со времён ранних христиан. [145] Столп – это не обязательно столб, колонна в нашем понимании, но скажем, башня….. [146] Локоть — единица измерения длины, не имеющая определённого значения и примерно соответствующая расстоянию от локтевого сустава до конца вытянутого среднего пальца руки. Равнялась половине английского ярда. Как мера локоть известен у многих народов мира: у египтян локоть равнялся 45 см, у греков — 46,3 см, у римлян — 44,4 см, древневосточный — около 45 см, персидский (царский) — около 53,3 см, пигон (= 20 пальцев) — ок. 38,5 см, самосский локоть — 28 пальцев 518 мм. Таким образом, высота последнего «столпа» составляла около 18 м. Египетский «малый локоть» равнялся 44,4 см, «царский локоть» был равен 52,5. Известен также «двойной локоть царя Лагаша Гудеа» (Шумер, XXII век до н. э.), равный 99-99,6 см. Древние евреи в эпоху Второго Храма пользовались двумя вариантами этой меры — 40 и 48 см. Локоть в России упоминается в литературных памятниках с XI в. Локоть имел несколько значений — неполный локоть, двухладонный локоть, большой локоть. Большой локоть (почти в два раза больше локтя), равный длине руки от плеча, вытеснил первоначальный обычный локоть. И в этом случае название измерителя (части тела) стало обозначением меры. Современное значение термина «локоть» — локтевой изгиб, сустав — прослеживается в письменных источниках только с середины XV века. Локоть употреблялся в качестве официальной торговой меры и народно-бытовой. Хорошо известна официальная новгородская мера — иванский локоть. Фрагмент натуральной меры был найден в Великом Новгороде во время археологических работ в 1955 году. Это был стержень из можжевельника с круглым сечением и ровно обрезанными концами. Характерно, что его поверхность была заполирована до блеска в результате долгого употребления. Длина стержня 54,7 см, дата — рубеж XI—XII вв. Таким образом, высота второй башни святого Симеона составляла от 1760 см (римский локоть), до 2160 см (иванский локоть – писали-то для наших предков русские списатели) или от 17,6 до 21,6 м. [147] http://www.saint.gr/2350/saint.aspx [148] Сергей Шмель, Преподобный Антоний Печерский и древнерусский Афон. Об афонских корнях русского монашества, Портал Православие.RU: http://www.pravoslavie.ru/put/72420.htm [149] Преподобный Никон (23 марта / 5 апреля) был первым учеником и сподвижником преподобного Антония, основателя Киево-Печерской обители, к которому пришел, уже будучи иереем. Он постригал в обители всех новоприходящих иноков и в их числе преподобного Феодосия Печерского (память 3 / 16 мая и 14 / 27 августа). За пострижение любимцев великого князя Изяслава - преподобных Варлаама и Ефрема, святой Никон навлек на себя гнев князя, но смело отказался убеждать пострижеников покинуть монастырь. Когда в обители собралось много братий, преподобный Никон пожелал уйти в уединение и безмолвствовать. Он удалился на полуостров Тмутаракань (на восточном берегу Керченского пролива) и поселился в безлюдном месте. Когда слава о его жизни распространилась в округе, к нему собрались желавшие проводить иноческую жизнь. Так был основан монастырь с церковью во имя Пресвятой Богородицы. Когда он возвратился в Киево-Печерскую обитель, преподобный Феодосий Печерский оказывал ему самую почтительную любовь как духовному отцу. По словам преподобного Нестора Летописца, преподобный Феодосий, отлучаясь куда-либо, поручал ведению преподобного Никона всю братию. Иногда он поручал преподобному Никону вместо себя предлагать поучение братии. Нередко, когда преподобный Никон переплетал книги, преподобный Феодосий сидел при нем и прял нитки, нужные для переплета. Когда князь Святослав изгнал своего брата Изяслава из Киева, преподобный Никон снова ушел в основанный им монастырь. Он вернулся при игумене Стефане. По удалении из Киево-Печерской обители игумена преподобного Стефана святой Никон был избран игуменом монастыря. Он много потрудился, чтобы украсить свою обитель иконным писанием и мозаикой. Скончался преподобный в глубокой старости (+ 1088) и был погребен в Ближних пещерах преподобного Антония. [150] Рядовой священный сан в монашестве. [151] (греч. ведущий) первоначально - начальник монастыря. В древности игумен не обязательно был священником, впоследствии установилась практика избирать игуменов из числа иеромонахов. В настоящее время игуменство дается в награждение монашествующему священству (соответствует протоиерею в белом духовенстве) и обычно не связывается с участием в управлении монастырем.. Игумен, являющийся начальником монастыря, обладает правом ношения посоха, аналогичного архиерейскому. [152] СТАРИННЫЕ ГОРОДА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ раздел ИСТОРИЧЕСКИЙ АРХИВ ДОКУМЕНТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ… (материалы ГАВО о вскрытии мощей преподобного Феодосия). [153] Козлов В.Ф. Вскрытие мощей // Православная энциклопедия. Т. IX [154] Указ № 221 «Об образовании Архиерейского подворья „Спасо-Суморин монастырь“ г. Тотьмы» [155] По др. сведениям - 30 июля / 12 августа. [156] Туруханский край — историческая местность в восточной Сибири, вниз по Енисею от Туруханска, бывший север Енисейской губернии, ныне северная часть Красноярского края. [157] Северный край — административно-территориальная единица на северо-западе РСФСР с 14 января 1929 года по 5 декабря 1936 года. Располагался на территории современных Архангельской и Вологодских областей и республики Коми. В 1936 году был разделен на Северную область, в 1937 году разделенную на Архангельскуюи Вологодскую области, а также Коми АССР. [158] Использованы материалы: Антонина Рахмилевич. Послужной лист протоиерея Евфимия Горячева (1916 – 1934 г.). Письма протоиерея Евфимия Горячева к дочери. Архив УКГБ по Красноярскому краю. «Дело по обвинению Горячева Е.Н.». Арх. № П-8846, П-11723. [159] Священник Владимир Фокин был истинным пастырем и сердечным, отзывчивым человеком, почему и пользовался большим уважением среди своих прихожан и всех знавших его. 24 января он был захвачен отрядом Щетинкина и расстрелян в полутора километрах от деревни Лодочная. На теле его, кроме огнестрельных ран, оказалось три штыковых. Ввиду того, что места эти были захвачены большевиками, тело священника было вывезено ночью из села Ново-Еловского и перевезено в город Ачинск, где и состоялось отпевание. Священник был погребен рядом с ачинской Казанской церковью. В погребении, кроме духовенства, участвовало почти все население города. [160] Он был арестован 31 января. На передней подводе ехали арестовавшие его красноармейцы, на задней — священник. Отъехав немногим более километра от села, красноармейцы остановили подводы, вытащили священника из саней, сняли с него шубу и потребовали, чтобы он снял с себя крест. Отец Михаил отказался. Тогда они попытались силой вырвать из рук священника крест, но безуспешно. Сжимая в руках крест, священник молился: "Не ведят бо, что творят!" Один из палачей выстрелил в упор в голову. Отец Михаил упал, и они стали стрелять в него, выпустив зарядов двадцать, пока не убили. 17 марта в Благовещенской церкви города Красноярска было совершено торжественное отпевание в сослужении архиепископа и духовенства. Тело пастыря-мученика было погребено рядом с Благовещенской церковью. [161] Амфилохий (Скворцов Александр Яковлевич; 17.02.1885, с. Норваш Цивильского уезда Казанской губ., в семье псаломщика — 01.10.1937), епископ, сщмч. Монашеский постриг (22.03.1907). Иеродиакон (1908). Иеромонах (1910). По окончании в 1910 г. Казанской Духовной Академии оставлен при ней. В 1921—1922 гг. служил в церкви с. Белый Яр. Настоят. Минусинской кладбищенской церкви (1924). Неоднократно подвергался арестам. Епископ Красноярский (08.03.1925). Арестован 13.07.1926, заключен в Соловецкий концлагерь Освобожден в апр. 1928 г., уволен на покой. Арестован 30.04.1931, закл. в Осиновском отд. Сиблага, переведен в ИТЛ в пос. Яя Кемеровск. обл. Начато новое дело (04.06.1937). Расстрелян. Память 18 сентября/1 октября. [162] Северо-Кавказский край — административно-территориальная единица на территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, существовавшая с 16 октября 1924 года по 13 марта 1937 года. Административный центр — город Ростов-на-Дону (с 10 января 1934 года — Пятигорск, с января 1936 года — Орджоникидзе (ныне г.Владикавказ), с 15 декабря 1936 года — Ворошиловск (ныне г.Ставрополь)). До 1934 года включал в себя территорию нынешних Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев, а также республик Дагестан, Чечня, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария и Адыгея. В 1933 году из северных районов края (ряд округов нынешних Ростовской и Волгоградской областей) была создана Северная область, в 1934 году упраздненная. В 1934 году край был разделен на Азово-Черноморский край, в 1937 году разделенный на Краснодарский край и Ростовскую область, а также, собственно, Северо-Кавказский край. В 1936 году из состава края были выведены Дагестанская, Чечено-Ингушская, Северо-Осетинская и Кабардино-Балкарская автономные области (Карачаево-Черкесичя отдельный статус получила уже в 90 годы). Оставшаяся часть уже в 1943 году была переименована в Ставропольский край. [163] Северный край — административно-территориальная единица на северо-западе РСФСР с 14 января 1929 года по 5 декабря 1936 года. Располагался на территории современных Архангельской и Вологодских областей и республики Коми. В 1936 году был разделен на Северную область, в 1937 году разделенную на Архангельскуюи Вологодскую области, а также Коми АССР. [164] Диакониссы - известны уже во времена апостолов. Диакониссы назначались преимущественно из дев, позднее избираются и из вдов, но после тщательного испытания. Диакониссы причтслялясь к клиру, и посвящялись через особое рукоположение. Обязанности диаконисс следующие: 1) приготовляли женщин к крещению 2) помогали служителям церкви при самом крещении женщин 3) исполняли поручения епископов относительно женщин, посещая больных и бедных 4)стоя у дверей храма, размещали входивших женщин по порядку и следили за их поведением во время богослужения. С XI века в Восточной Церкви чин диаконисс прекратил свое существование, вытесненный монашествующими женщинами. В Русской Церкви диакониссы совсем не существовали. В основанной новомученницей великой княгиней Елизаветой Феодоровной Марфо-Мариинской обители сестер милосердия делались опыты введения в жизнь Русской Церкви диаконисского служения. [165] Созополь Писидийский (греч. Σωζόπολις, до этого Аполлония, Ἀπολλωνία, или Аполлония Мордиум, Apollonia Mordiaeum), город и крепость в Писидии (Малая Азия), близ совр. г. Улуборлу (Uluborlu) (Турция). Не путать с городом в Болгарии, имеющим похожее название. В античный период город существовал уже во времена Селевка I Никатора (312-280 г.г. до н.э.) и назывался Аполлония, в римский период - Аполлония Мордиум, чтобы отличать ее от других Аполлоний. Предполагается, что Мордий – название, которое было дано городу его основателем – Александром Македонским, и лишь впоследствии город был переименован в Аполлонию. Процветающий город чеканил собственную монету и славился по всему эллинистическому миру сортом выращиваемых здесь яблок, именуемых «мордианы». В византийский период город переименован в Созополь. Около 1074 г. Созополь был разграблен сельждуками, но вскоре византийские войска изгнали турок из региона. Так, в ходе военной компании, предпринятой в 1119-1121 г.г. императором Иоанном II Комнином для разгрома «варваров» (сельджуков), Созополь, в числе других крепостей, был «отнят у персов» и возвращен Византии. Иоанн Киннам описывает, что Созополь был «построен на высокой и скалистой местности, и с одной своей стороны совершенно неприступен, а с другой – доступ к нему очень тесен, так что по этому пути нельзя ни придвинуть к нему машину, ни употребить в дело какое-нибудь стенобитное орудие; да и самые люди с этой стороны едва могут вступать в него только в небольшом числе». Поэтому, император пошел на хитрость, приказав небольшому отряду лучников приблизиться к городским стенам и стрелять в засевших в крепости «варваров». Турки, выбежав из города, пытались преследовать византийский отряд, но немедленно были отрезаны от города другим, прятавшимся в засаде отрядом византийцев. В итоге, «варвары рассеялись, кто куда», а город был взят. В ходе повторной военной компании императора Иоанна II Комнина по очищению Малой Азии от турок в 1130-1135 г.г. только лишь слухи о приближении ромейских войск к Созополю заставили сельджуков оставить город и разбежаться. Однако, в 1182 в. город окончательно разрушен турками. В конце XIII в. один из многочисленных туркменских беев поставил недалеко свои юрты, превратив таким образом район в мелкое кочевое бейство (beyliği). До 1923 г. в городе проживало 1,5 тыс. православных греков, которые в результате принудительного обмена неселением вынуждены были покинуть город, переселившись в Грецию. [166] Статья Православной энциклопедии указывает что время жизни неизвесто. На странице гречесеского сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής, http://www.saint.gr/933/saint.aspx, указано одновременно что св. Аристион родился в начале II века, и то что он принял крещение от святого Антония, вспоминаемого 9 / 22 ноября. В этот день чтится память Антония Апамейского, который, однако, жил в V веке. [167] Житие указывает лишь то, что он был епископом Александрийским. Т.к. его имени нет в списках предстоятелей Александрийской Церкви, исследователи предположительно связывают его с Александрией Малой. [168] SynCP. Col. 11-12. [169] PG. 117. Col. 28. [170] напр., Иеронимовом, Адона и Узуарда [171] Mateos. Typicon. Т. 1. P. 12. [172] Сергий (Спасский), Месяцеслов, т. 2, 269. [173] Владимир (Филантропов), Описание, 516. [174] Иосиф, архим., Оглавление ВМЧ, стб. 10-11 (1-я паг.). [175] Μηναῖον, Σεπτέμβριος, 50. [176] Vat. gr. 1613. P. 9, 976-1025 гг. [177] Никомидия (или Никомедия, как его в пику «поповским писаниям» называют в миру с советских времен, Νικομήδεια, ныне Исмид, İzmit, также известен как Kocaeli), город в Малой Азии (ныне в Турции), в северо-восточном углу залива (sinus Aslacenus), образуемого Мраморным морем, в 100 км. восточнее Стамбула. Население 195699 жителей (данные 2000 г.). [178] По БД ПСТГУ - К а лмыков. [179] Учащиеся духовных училищ Рязанской епархии. 1864/65 - 1906/07 учебные годы http://museum-reu.narod.ru/seminaristen/listen/priesterschulen.txt [180] Учащиеся Рязанской духовной семинарии 1864/65 – 1906/07 учебные годы. Часть 1-я (А-Б). http://history-ryazan.ru/node/5648?page=0%2C3 [181] По данным БД ПСТГУ - 23 августа. [182] Согласно БД ПСТГУ. По другим данным - 16 января. [183] Напомню, частица мощей святителя есть в храме Новомучеников и исповедников Российских. [184] Ныне – Донецкая область Украины… [185] Страница официального сайта Новгородского Юрьева монастыря, http://georg.orthodoxy.ru/hramy.htm [186] Святитель завещал похоронить себя в схиме и отпевать по монашескому чину. [187] Латинское имя, переводящееся, как «вежливый», известное на Западе, как Урбан. [188] Јован Зимоњић [189] Южная часть нынешней Боснии и Герцеговины. До 1860—1913 годов в состав «Старой Герцеговины» входили также западные земли Черногории и Сербии. Название Герцеговины происходит от венгерского herceg — «воевода»[2]. Исторически связано с боснийским феодалом Степаном Вукчичем, который в 1448 году принял звание воеводы или герцога [3] святого Саввы, отчего впоследствии его владения, составлявшие средневековую область Хум, получили название Герцеговины[4]. Во времена турецкого владычества название закрепилось за образованным на хумских землях Герцеговинским санджаком (тур. Hersek Sancağı)[5]. [190] Ныне Кировоград на Украине. Недавно по закону о «декоммунизации» переименован в… Крапивницкий. [191] Лебедев, Константин, протоиерей, Памяти епископа, – Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский. Проповеди. "Благовестие святого евангелиста Марка" (Духовные размышления). Письма к духовным чадам, М., 1996, с.3. [192] Там же, с.4. [193] Там же, с.5. [194] Симбирск. – Нынешний Ульяновск. [195] Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский. Проповеди…, с.20. [196] Шлиссельбу́рг (нем. Schlüsselburg — «ключ-город») — город (с 1780 года) в Кировском районе Ленинградской области. Административный центр и единственный населённый пункт Шлиссельбургского городского поселения. Город был основан новгородским князем Юрием Даниловичем в 1323 году, заложившим на острове Ореховый (здесь росло много лещины — лесного ореха) деревянную крепость. Она была названа по имени острова Орешек. В 1353 году новгородцы заложили каменную крепость, возвели крепостные стены и башни. Шведы не раз осаждали Орешек, стремясь оттеснить Новгородскую республику от моря, и он неоднократно переходил из рук в руки. В 1613 году, во время шведской интервенции, крепость была захвачена шведами. Они переименовали её в Нотебург (швед. Nöteborg, Нётеборг из швед. nöt, нёт = орех, швед. borg, борг — крепость, город). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|