ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
II. Работа с учебником.– Найдите описание столичного города в повести «Шинель». – Какой вывод можно сделать? (Петербург показан контрастно: город богатых и бедных.) – Чем подчеркивается богатство и величие столицы: богатой архитектурой, замечательными парками, красивым убранством фасадов домов, широкими и чистыми проспектами или чем другим? (Витринами магазинов, где выставлены вещи, одеждой прохожих – опять вещи.) – Это описание Петербурга совпадает с пушкинским? – Может быть, власть занята важными государственными делами, и ей недосуг заниматься городом? Кто самый высокий чин в повести? Чем он занят? Чем занят Акакий Акакиевич? – «Значительное лицо» – личность? Почему Гоголь подчеркнуто называет его «значительное лицо» – что стоит за словом «лицо»? Делаем вывод: описание столицы подчеркивает контрастность состояния государства; рассказ о разного уровня чиновниках выражает горькую мысль писателя о никчемности и пошлости государственной власти – все заняты своими делишками, никто не думает ни о порядке в государстве, ни о гражданах. Все, по мнению Гоголя, на одно лицо (как будто внешне люди!), нет во власти индивидуальностей, нет личностей. – Какими приемами рисует Гоголь эту безрадостную картину? (Антитеза, прямая типизация – «один чиновник» в значении один из всех таких же, «значительное лицо»; авторская ирония, каламбур, логический абсурд.) III. Знакомство с повестью Н. В. Гоголя «Шинель». Рассмотрим вторую проблему – человек. – Акакий Акакиевич – личность? – Расскажите о нем. Какое мнение о герое у вас сложилось? – Он понимает свое ничтожество, унизительное положение? Просыпается ли в нем когда-нибудь личность? – Это талантливый человек? – Почему же его талант не востребован, не продвинул его по службе? – Есть ли у героя заветная мечта, может быть, тайная любовь? – С кем или с чем связана его мечта? (Опять мечта о вещи.) – Какой горький вывод делает автор об Акакии Акакиевиче? – Финал повести – Акакий Акакиевич поднялся до протеста против власти, против ничтожного положения человека, его протест имел положительные социальные последствия? (Нет, он искал и нашел свою шинель, добился вещи.) – Изменилось ли что-нибудь в Петербурге и в государстве после смерти Башмачкина? В каком стиле рассказывается о привидении? (Иронично.) – Есть ли в повести еще «маленькие люди»? (Петрович.) – Это кто? Расскажите о нем. – Если сравнить его с Акакием Акакиевичем, кто выигрывает? Почему? – Почему Гоголь называет его не Гришкой – по имени, а Петровичем? (Из рода в род переходят бедность и страдания бедного человека, и нет просвета, и не вырваться из этого круга!) А теперь посмотрите на доску. (Открывается закрытая до этого момента часть доски с записью: I. «Маленький человек»: Вырин, Евгений, Акакий Акакиевич Башмачкин. II. «Маленький человек»: Вырин, Евгений, Акакий Акакиевич Башмачкин.) – Какая запись вам кажется правильной? I – все одного качества, в одном ряду. II – все «маленькие люди», но разных видов? – Какие видовые особенности каждого вы отметили бы? (Вырин – внешняя бедность и высокая духовная нравственность в каноническом христианском смысле; Евгений – внешняя бедность, но внутренняя цельность: мечта о человеческом счастье, которая наполняет и греет душу; Акакий Акакиевич – внешняя бедность, но и внутренняя нищета, духовное убожество, не человек, а «существо хуже мухи».) – Подведем ли мы черту на этом уроке под понятием «маленький человек»? Исчерпал ли себя образ? – Обратите внимание на тему урока: человек, лицо, вещь. Как вы понимаете ее? – Неужели все так безнадежно? Есть ли в повести какое-нибудь положительное начало? (Учащиеся, может быть, скажут: смех; это суждение следует сразу опровергнуть: ничего смешного в этой горькой и грустной повести нет.) Положительное начало – в повествователе. – Обратите внимание на первый эпиграф к уроку, на слова Н. А. Некрасова – вот оно, положительное начало: позиция повествователя, его горькая ирония и неприятие такого государства, таких чиновников и таких людей. – Прочтите второй эпиграф – он стал просто афоризмом. Кто это «мы»? Мы – читатели или писатели? Мне кажется, что Достоевский говорил о писателях – все русские писатели второй половины XIX века вышли из гоголевской натуральной школы: они подняли голос в защиту человеческой личности, уважения и к благополучному, и к нищему, к благочестивому и к преступнику. Писатели взяли на вооружение художественное мастерство Гоголя в описании пространства и человека, художественных деталей и символов, типичного и индивидуального – все это мы видим в повести «Шинель». В заключение урока проводится тест: 1. «Шинель» – произведение: а) романтическое, б) сентиментальное, в) реалистическое. 2. «Кривой глаз и рябизна по всему лицу» – это о ком: а) об Акакии Акакиевиче, б) о Петровиче, в) о «значительном лице». 3. Акакий Акакиевич служил в департаменте: а) иностранных дел, б) просвещения, в) в одном… 4. Имя Акакий Акакиевич получил: а) по святцам, б) кума настояла, в) матушка дала. 5. «Значительное лицо»: а) титулярный советник, б) генерал, в) тайный советник. 6. Имя «значительного лица»: а) Григорий Петрович, б) Иван Иванович Ерошкин, в) не то Иван Абрамович, не то Степан Варламович. 7. Акакий Акакиевич: а) был равнодушен к работе, б) старался работать, чтобы не выгнали, в) служил с любовью, с наслаждением. 8. Акакий Акакиевич: а) положительный герой, б) отрицательный герой, в) противоречивый характер. 9. Повествователь: а) проявляется как «я», б) не чувствуется, в) его позиция выражена пафосом произведения. 10. Пейзаж: а) играет важную роль, б) не играет особой роли, в) его здесь нет. 11. «Маленький человек» Гоголя: а) ничтожное существо, б) личность, временно задавленная обстоятельствами, в) человек, замкнутый в своем богатом духовном мире. 12. Шинель: а) художественная деталь, б) символ, в) образ. 13. Носителем положительного начала является: а) образ Петербурга, б) повествователь, в) здесь нет положительного начала. 14. Повесть «Шинель»: а) фантастическая, б) жизнеподобная, в) романтическая. 15. Акакий Акакиевич – это: а) типичный национальный характер, б) лишний человек, в) «крик ужаса и стыда, который издает человек, опустившийся под влиянием пошлой жизни, когда вдруг увидит в зеркале свое оскотинившееся лицо» (Герцен). 16. Акакий Акакиевич: а) синонимичен пушкинскому «маленькому человеку», б) это другой вид, в) его нельзя отнести к маленьким людям. 17. В заглавии повести выражена: а) тема, б) идея, в) заглавие с темой и идеей не связано. 18. Главный вывод автора: а) «маленький человек» достоин уважения, б) он продукт бесчеловечного государства, в) он сам виноват в своей «малости». Код: 1–в, 2–б, 3–в, 4–в, 5–б, 6–в, 7–в, 8–б, 9–в, 10–а, 11–а, 12–б, 13–б, 14–б, 15–в, 16–б, 17–б, 18–б, в. IV. Домашнее задание: образ повествователя в повести «Шинель»; 1-й вариант – план, 2-й вариант – устный ответ. Урок 40 ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Цели урока: познакомить учащихся со страницами жизни и творчества Свифта, его сатирой на государственное устройство и общество; повторить (вспомнить), каково лексическое значение литературоведческих терминов: юмор, сатира. Ход урока Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|