ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Пословицы и поговорки русского народа (1862)Из раздела «Русь – Родина»4(см. Примечание) Русский человек не боится креста, а боится песта. Русский человек любит авось. Русский на авось и взрос. Русский крепок на трёх сваях: авось, небось да как-нибудь. От москаля хоть полы обрежь да беги. Новгородцы такали, такали, да Новгород и протакали (об уничтожении веча новгородского или о покорении Новгорода). Московские люди землю сеют рожью, а живут ложью (старин.). Коломенцы – чернонёбые. Клиновцы – лапотники. Дмитровцы – лягушечники, болотники. Луговцы – разносчики. Ладожане – щуку с яиц согнали. Хороши и пироги, а гуща и пуще (дразнят новгородцев гущеедов). Новгородцы – долбёжники. Упрям, как новгородец. Крещане (Крестцы) – лапотники. Кирилловцы – кашехлёбы. Псковичи – капустники, мякинники, ершееды. Псковичи – небо кольями подпирали (три дня сходка стояла, думая, что делать? Туча нависла; решили подпереть кольями). Тверитяне – ряпушники. Кимряки – сычужники. Петуха на канате держали, чтоб на чужую землю не ходил. Новоторы5 (см. Примечание) – воры, (говорят осташи, которым отвечают: и осташи хороши). Ржевцы: ряпуха тухлая. Собачники. Отца на кобеля променяли. Козу сквозь забор пряником кормили. Старичане – петуха встречали с хлебом-солью. Пришёл грозен посол под Старицу: шуба навыворот, сам низенек, а поперёк о пяти охватах; словечка не молвит, а только шипит: ан это – индейский петух. Кашинцы – собаку за волка убили да деньги заплатили. Калязинцы – свинью за бобра купили; собаку за волка купили. Бежечане – колокольню рожком подбили. Зубчане – таракана на канате на Волгу поить водили. Владимирцы – каменщики; клюковники. Муромцы – вертячие бобы; рогатые орехи; калачники. Шуяне – беса в солдаты отдали. Ростовцы: вислоухие, лапшееды; родимое озеро соломой зажигали. Пошехонцы – слепороды: в трёх соснах заплутались. За семь вёрст комара искали, а комар на носу. На сосну лазили, Москву смотрели. Я слушаю: кто свищет? Ан это у меня в носу. Ноги под столом перепутали. Угличане: толокном Волгу замесили. Романовцы: барана в зыбке качали. Любимцы – козу пряником кормили. Княгининцы – шапошники. Шапками обоз закидали. Арзамасцы – гусятники, луковники. Костромичи: лапти растеряли, по дворам искали, было шесть – стало (нашли) семь. Галичане – корову на баню втащили. Чухломцы – чухломской рукосуй! Рукавицы за пазухой, а других ищет. Город Архангельский, а народ в нём диавольский. У нас на Ваге и уха с блинами. Вагане – кособрюхие. Холмогорцы – заугольники (смотрели на Петра из-за углов). Олончане: олонцы – добры молодцы. Наши молодцы ни бьются, ни дерутся, а кто больше съест, тот и молодец. У нас один молодец съел тридцать пирогов с пирогом, да всё с творогом. Ел, ел – что-то лопнуло. Не брюхо ли? Нет, ремень лопнул с пряжкой. Вологодцы – телёнка с подковой съели; Толоконники – Волгу толокном замесили. Вятичи – слепороды. Хлыновцы корову в сапоги обули (краденую, чтобы следу не было). Хлыновские воры. Курский вор. Нет у белого царя вора супротив курянина. Орловцы – безменщики; проломанные головы. Орёл да Кромы – первые воры, да и Карачев на поддачу. Брянцы – куролесы. В Севске поросёнка на насест сажали, приговаривая: цайпайся, цайпайся, курочка о двух лапках, да держится. Болховитяне рака со звоном встречали: вот воевода к нам ползёт, а щетинку в зубах несёт. Калужане: козла в соложёном тесте утопили. Туляк – стальная душа. Блоху на цепь приковали. Ефремовцы – в кошеле кашу варили. Одоевцы: Молодеч, а молодеч! Продай за грош постных яиц (огурцов. Тул.). Крапивенцы – сено с колокольным звоном встречали (думая, что это воевода. Тул.). Рязанцы – кособрюхие, синебрюхие. Мешком солнышко ловили, блинами острог конопатили. (Сuнебрюхие – от синих рубах. В битве с москвичами солнце было в лицо рязанцам: они стали ловить его в мешок, чтоб выпустить на врагов. По приказу: проконопатить острог, рязанцы всё откладывали дело – до масленицы, тут их приструнили, они и проконопатили его блинами.) Егорьевцы – коновалы, головотяпы. Пензенцы толстопятые. В Москве свою ворону узнали. Темниковцы – совятники; сову в озере крестили. Смоляне миром блоху давили. Уроки 42–43 Анализ отрывка из «ИСТОРИИ ОДНОГО ГОРОДА» Цели урока: заинтриговать учеников, побудить у них желание понять смысл этой главы, настроить на самостоятельную исследовательскую работу; показать учащимся, что «История...» – пародия на официальные исторические сочинения; выяснить, что является объектом сатиры в главе «О корени происхождения глуповцев»; подчеркнуть, что идеалом писателя являются честные, благородные и умные люди; отметить стиль произведения. Ход урока Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|