Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лекция 7. Философское понимание жизни общества




1. Предмет и структура социальной философии. Место социальной философии в социально-гуманитарном знании.

2. Анализ различных подходов к пониманию факторов развития общества.

3. Общество и природа. Биосфера и ноосфера.

1. Целостный и полноценный анализ природы и сущности человека, основных этапов его развития, зафиксированных в понятиях индивид, индивидуальность, личность не возможен вне исследования понятия «общество». Это связано с тем, что само появление человека во многом является продуктом коллективной жизнедеятельности и общения. Поэтому анализ различных компонентов человека невозможен вне понимания его социальной сущности, что и является предметом особой отрасли философского знания – социальной философии. Если предметом философии является взаимодействие таких составляющих как человек и мир, то предметом социальной философии являются проблемы соотношения человека и социального мира (общества).

Важнейший вклад в становление социальной философии был сделан в XIX веке усилиями четырех мыслителей – Гегеля, О. Конта, К. Маркса и Г. Спенсера. До этого мыслителями выделялись лишь отдельные проблемы социальной философии. Например, с Античности и вплоть до Нового времени в философских исследованиях разрабатывались, прежде всего, два пункта: этика и учение о государстве, получившее обстоятельную разработку у Платона, Аристотеля, Т. Гоббса и Ж.Ж. Руссо. Понятие государства при этом мало чем отличалось от общества. Впоследствии центр теоретического интереса все больше сдвигался от политико-государственных и духовных проблем к проблемам социально-экономическим. Это отчетливо проявилось в работах К.А. Сен-Симона, А. Смита, К. Маркса и др. Особенно заметное развитие социальная философия получила в связи с разработкой социологии в трудах М. Вебера, Т. Парсонса, П. Сорокина в XIX-нач. XX века.

Термин «общество» представляет собой особую форму коллективного надындивидуального бытия людей, которую, по мнению К.Х. Момджяна, принято рассматривать в 3 основных значениях:

- общество как особый самодеятельный коллектив людей (напр., российское общество, общество ветеранов и т.д.);

- общество как процесс коллективного бытия людей (т.е. общественная жизнь людей в отличие от животного стада);

- общество как целостная система устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами (т.е. общество как органическое соединение различных частей – политической, правовой, экономической сфер, науки, социальных групп)[61].

Общество изучается множеством наук – философией, социологией, историей, этнологией, культурологией и др. Задача социальной философии сводится не только к целостному пониманию общества, но и его взаимодействия с конкретным человеком, а также закономерностей общественной жизни. Ключевой вопрос социальной философии – что такое общество? Понимание предмета социальной философии становится ясным в ходе анализа структуры социальной философии. Проф. Л.П. Станкевич выделяет следующие компоненты социальной философии:

- социальная онтология исследует универсальные закономерности общественной жизни, проблему соотношения материальных и духовных факторов в общественном развитии, роль природы в общественной динамике;

- социальная гносеология анализирует общие проблемы познания социальных явлений, зависящих от человека и не зависящих от него. Это ответ на вопрос о том, как возможно адекватное познание социальных явлений;

- социальная аксиология (или социальная теория ценностей) служит обоснованию существования относительной системы ценностей в разные периоды истории, исследует закономерности появления ценностей в обществе, их соотношения с абсолютными ценностями;

- социальная праксиология исследует практические проблемы организации общественной жизни, проблемы соотношения целей, средств и результата[62].

Таким образом, становится понятно, что социальную философию интересуют общие проблемы общественной жизни – факторы ее развития, общая структура общества, закономерности социально-исторического развития. Это означает, что социальная философия выступает как обобщающее теоретическое знание, основанное на данных таких эмпирических наук как социология, история, социальная психология, этнология. Так, если социология анализирует внутреннюю структуру общества, особенности его социального состава, динамику отношений между социальными группами, общие закономерности в различных сферах общественной жизни – политике, экономике, праве, то социальная философия рассматривает общество с точки зрения наличия в нем универсальных общественных закономерностей в их взаимосвязи с окружающим природным и космическим миром. Если история и социология трактуют общество как определенный поток изменений, то социальная философия стремиться рассматривать общество как синтез изменчивости и неизменных начал. Он исследует то, что могло бы объединить различные народы и культуры на всем протяжении человеческой истории и на основе этого дать ответ – каково реальное значение общества в жизни человека.

2. Научный анализ общества не представляется возможным, если отсутствует четкое понимание того, что объединяет различные социальные группы, отдельных индивидов, крупные социальные общности в единое целое и заставляет их действовать в рамках общего исторического движения. Другими словами – что является источником развития общества и что объединяет людей в единый социальный «организм»?

В истории социальной философии традиционно выделяются 3 наиболее значимые точки зрения:

- натуралистический подход – человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и в конечном итоге – Космоса. С этих позиций тип общественного устройства и ход истории определяется ритмами солнечной активности и космических излучений (А.Л. Чижевский и Л.Н. Гумилев), особенностями географической и природно-климатической среды (Ш.Л. Монтескье, Л.И. Мечников), спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми и половыми особенностями (Э. Уилсон, Р. Докинс);

- идеалистический подход – основой общественной жизни выступают идеи, верования, убеждения людей, а также божественное начало (религиозное понимание общества), или идеи великих личностей (О. Конт, Ф. Ницше), психология масс (Г. Лебон) или абсолютный Разум (Гегель);

- материалистический подход – наиболее полно обоснован в концепции К. Маркса и Ф. Энгельса, которую они сами называли материалистическим понимаем истории. Основой единства социальной жизни и мировой истории выступает деятельность (труд и общение) явилась источником превращения обезьяны в человека. Именно характер деятельности является важнейшим критерием существования различных этапов общественной жизни. Именно уровень развития техники, материального производства и является определяющим для формирования той или иной системы социальных отношений, уровня культуры, политического строя, правовых положений и философских представлений о мире.

3. Важную роль для пониманияединого характера процессов взаимодействия природы и человека сыграло учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.

Биосфера представляет собой особый этап в геологической истории Земли. Под биосферой он понимал совокупность всех живых организмов в процессе их взаимодействия между собой и неорганической природой, включающей влияние космического излучения. Принципиальный момент позиции Вернадского состоит в обосновании идеи целостности природы и невыделенности ее частей. С появлением человека начинается принципиально новый этап развития биосферы, который Вернадский обозначает термином ноосфера. Термин ноосфера (сфера разума) впервые был введен в научный обиход французскими философами Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом. Вернадский же под ноосферой подразумевал комплексную геологическую оболочку (биосферу), преобразованную научной мыслью. То есть это такая стадия развития биосферы, в которой разумная деятельность человека становится геологическим по масштабам фактором. Жизнедеятельность людей приобретает планетарное значение. Ноосфера предполагает включение в биологическую эволюцию Земли множества идеальных явлений: знаний, сведений, мыслей, образов и т. п. В своем развитии к ноосфере человечество должно исключить войны, невозможные без самоистребления при обладании мощными источниками энергии. В итоге ноосфера должна обеспечить автотрофность человечества, то есть освободить его от необходимости получать энергию от растительного и животного мира Земли. Это позволит разорвать границы земной эволюции и перенести ее ход в Космос.

Значение В.И. Вернадского и отечественных представителей географического детерминизма – А.Л. Чижевского, Л.Н Гумилева и др. В этой связи следует особо обозначить сферы взаимовлияния общества и природы. Воздействие природы на общество заключается в следующем:

1) природа выступает в качестве источника средств жизни и труда,

2) природа влияет на общество в качестве среды обитания, 3) природа во всем своем многообразии ставит перед человеком и обществом разнообразные задачи, 4) влияние природы на общество всегда носило и носит глобальный характер. Воздействие общества на природу заключается в том, что 1) общество разрушает сложившиеся естественно-природные комплексы, 2) общество на основе природы создает новый мир – «вторую природу» - ноосферу и техносферу. Однако, несмотря на усилившееся в последние годы воздействие социального мира на природу, значение последней не перестает уменьшаться, что выражается в двух кардинальных факторах развития любого общества – народонаселении и географическом положении.

Рекомендуемая литература к лекции

1. Момджян, К.Х. Введение в социальную философию. - М.: Высш.шк., 1997.

2. Барулин, В.С. Социальная философия. Учебник. — Изд. 2-е. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

3. Философия: учеб. для вузов / под общей ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008.

4. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Республика, 1992.

5. Гобозов, И.А. Социальная философия. - М.: Мысль, 2000.

6. Философия. Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. - М.: Гардарики, 2003.

7. Крапивенский, С.Э. Социальная философия. - М.: Слово, 1994.

8. Алексеев, П.В. Философия: учебник /П.В.Алексеев, А.В.Панин; МГУ.-4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект,2010.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных