Щедиетный указатель
Агрегирование показателей 188—191 в исследованиях согласованности поведения 175—177 Реальные преимущества 179— 180
Эффективность 172-174 Альтруизм 222—223 см. также Вмешательство свидетеля
Влияние ситуации 222—223 Влияние социального моделирования 104
Ситуационные детерминанты 222-223 Американцы ирландского происхождения 312—316 Вклад в культуру 315 Злоупотребление алкоголем 313-314
Культурный опыт 312-316 Предрассудки против 313 Социальная мобильность 315— 316 Антропология когнитивная см. Когнитивная антропология Атрибуция 146—153 см. также Фундаментальная ошибка атрибуции. Обыденный диспозиционизм. Ошибочная атрибуция. Стиль ат-рибуции
и академические успехи 370— 373
и депрессия383—384 и ошибки в интерпретации поведения 49
и парадигма Эша 81—82 и половые различия 371—372 и психотерапия 382—385 и экстремальное поведение 384-385
и эмоции 147—148 Недостаток консерватизма 162 неспособности изменить поведение 387-388 Принцип ковариации 147 Принцип обесценения 148 Региональные различия 305— 337
Аттитюды 44—45
Аудитория как источник согласованности и предсказуемости поведения 251—255
Аутокинетический эффект 73
Базовая частота 228
Беннингтонские исследования 82-87
Бихевиоризм 120—124 и ситуационизм 120 и сопротивление ему 47 и субъективизм 120—124 и теория диссонанса 129—130
Предметный указатель 419
Вебер Макс 289-293, 307, 318
в сравнении с Марксом 289— 290
о протестантской этике и капитализме 289—292
Взаимодействие между человеком и ситуацией 246-256
Вмешательство свидетеля 92—96, 103-105, 222-223
Временные факторы 103—105, 222-223
и фундаментальная ошибка атрибуции 35-36, 222-223 Личностные и ситуационные детерминанты 103—105 Роль канальных факторов 103— 105, 224-226
Роль субъективной интерпретации 92-96
Роль эффекта распыления ответственности 92
Вмешательство социальное см. Социальное вмешательство
Вознаграждение см. Откладывание вознаграждения
Гештальт-психология 134
«Группомыслие» 100
Группы см. также Социальное влияние. Дискуссионные группы. Этнические группы
авторитарные и демократические 43
и внутригрупповой фаворитизм 91-92
и групповая динамика 54-55, 98-100, 351-355 и групповое ачияние 98—100 и межгрупповая враждебность 87-91
и социальная поддержка 383— 384
как напряженные системы 43, 98
минимальные 91
типа «помоги себе сам» 384
тренинговые 43—44
Давление со стороны группы 75— 87
в Беннингтонских исследованиях 82-87
в парадигме Эша 75-82 Освобождение от 337—338, 352-353
Демократия в США 283—285
Десегрегация 90—91
Динамические системы см. Напряженные системы
Дискуссионные группы 350-355 и изменение привычек в отношении питания 350-351 и повышение производительности труда352—354 и японский стиль управления 354-355
Диспозиции 222—226 см. также Индивидуальные различия. Черты личности
в противопоставлении ситуациям 222—226
и обыденные предсказания поведения 223, 226 и парадигма вмешательства свидетеля 222—223
Диспозиционизм см. Обыденный диспозиционизм
Диссонанс см. Когнитивный диссонанс Добровольные объединения 284— 285
и политические институты 284
и экономическое развитие
278, 292-294
Формирование в Италии 293-
Формирование в Таиланде 294
Предметный указатель
Евреи 285-288
Ассимиляция в Америке 277—
как культура посреднического
меньшинства 285—288
Преемственность культуры и
ее изменение 322-323
Жизненное пространство 134
Зависимость 177—178
Кросс-ситуативная согласованность 177—178
Индивидуализм и коллективизм
294-299 Индивидуальные различия 269-277 см. также Черты личности
в ощущении собственного
влияния 274
в самонаблюдении 275—277
в стилях атрибуции 274
в субъективной интерпретации
60, 273
Воспринимаемый источник
Измерение 165—166
Когнитивистские подходы
270-277
Обыденная оценка 209—214
Параметры 165-169
Слабые стороны 32—34 Интервью 230-234 Информационные кампании 90 Иррациональность толпы 70—71 Исследования гарантированного дохода 335—336
Исследования освобождения заключенных без залога 335—336
Исследования честности Хартшор-ном-Мэем 174-175
Кальвинизм 291—292
Канальные факторы 44, 100—118 в обращении к услугам здравоохранения 44—45 в парадигме Милгрэма 114-116
в реализации облигаций военного займа 101 — 103 во вмешательстве свидетеля 103-105, 224-226 и их влияние на следование медицинским рекомендациям 44-46
и призывы христианских проповедников 103—104 и программы социального воздействия 360-362
Капитализм 289-294
и протестантизм 289—292 и экономические успехи Японии 320-322
Квазистационарное равновесие 51 — 53 см. также Напряженные системы
Когнитивная антропология 323
Когнитивные структуры см. Структуры знания
Когнитивный диссонанс 54—55 и выбор 54—55
и вызов бихевиористам 129— 130
и изменение аттитюдов 54—55, 97-100
и его связь с напряженными системами 54—55 Теория 54-55, 129-130
Компетентности и способности 272-273
Конфликт 87-91
Воздействие сотрудничества и конкуренции 87—89 и ограниченность ресурсов 88 и реактивное обесценение уступок 141-143
Предметный указатель
и этническая принадлежность
межгрупповой 87—91 Конформность 75—82 см. также Парадигма конформности, разработанная Эшем
и субъективная интерпретация
81-82, 134-136
японцев в сравнении с американцами 297—298 Коэффициенты корреляции 191 — 204
и согласованность поведения
169-178
Реальный смысл 191—204
Кросс-ситуативная согласованность поведения 172—180
диктуемая социальной ролью 249-251
Дружелюбие 209-214 Зависимость 177—178 и вызов Мишела-Питерсона 178-180
и классические исследования поведения 182—185 и потолок корреляции, равный 0,30 33, 170-171 и согласование научных данных с опытом 186-187 Корректные и некорректные способы ее определения 175— 177
обусловленная аудиторией 253-254
Обыденные оценки 209—214 Согласованность реального мира как источник 58—61, 249— 266 Экстраверсия 172—174
Культура и культурные различия '278-326
в атрибуции 301-305
в мотивации достижения 293—
в экономической и ситуационной обусловленности 280-288 Внедрение культурных норм 311-312
и коллективизм в сопоставлении с индивидуализмом 294— 299
и уровень убийств 307-311 как напряженная система 312-322
Преемственность и изменчивость 281-282, 312-320, 322-323
Прогностический потенциал культурных различий 278—280, 323-324 Кэмбриджско-Соммервильское исследование 342—350
и динамические системы 346— 347
и навешивание «ярлычков» 345-346
и социальное сравнение 346 интерпретация отсутствия ожидаемых результатов 347—350 масштаб социальной программы 37-38, 342-345 разочаровывающие результаты 37-39, 343-344
Левин Курт 42-46, 50, 134, 236, 246, 350-355
и акцентирование исторического аспекта 361—362 и японский менеджмент 320— 322
Научный вклад 42-46, 350-355 Техники групповой дискуссии 350-355
Локус контроля 303—305 см. также Стиль атрибуции
и принадлежность к социальному классу 303—305 Региональные различия 305— 307
422 Предметный указатель
Маркс и марксизм 87, 280, 289, 322, 326
и Макс Вебер 289-292
и ситуационизм 87, 240
и экономический детерминизм 280-285 Масштабность эффекта 61
Критерий, основанный на
ожидании 64—66
Прагматический критерий
63-64
Ситуационные последствия
38-39, 61
Статистический критерий 62 Моделирование социальное 355—
357 Мотивация 124—131
Влияние вознаграждения
129-131
внешняя и внутренняя 366—
Напряженные системы 50—55
Бассейн реки Миссисипи 51 — 52
в сознании индивида 99 и групповая динамика 50—52, 98-100
и динамика социальных сообществ 329, 333-336 и изменение атгатюдов 54 и квазистационарное равновесие 51-52
и социальное влияние 96-99 и теория диссонанса 54 Изменения в странах Восточного блока 52—53 культуры как 312—316
Нацизм 109
Социально-психологические исследования 109-111
Нормы социальные 72—82
Исследование Шерифа 72—75
Передача от поколения к поколению 74 Формирование и влияние 73—
Обучение 362—373 см. также Парадигма раннего обучения (Программа «Хедстарт»)
Атрибутивные факторы 362-363
Поощрение успехов учащихся 370-373
Программы раннего вмешательства 65—66, 335—336, 363— 364 Обыденная психология 58-61
и обыденная физика 266—269 Обыденная теория личности 165— 166, 205—214 см.также Обыденный диспозиционизм Задачи 165—166 и обыденная физика 39—40, 60-61, 266-269 Качественные аспекты 206— 209
Количественные аспекты 209— 214
Обстоятельства, повышающие ее достоверность 234—235 Основания в личном опыте 49-50, 60-61, 67-68, 243-266 Постулаты 165—166 Обыденный диспозиционизм 31 — 33, 49-50, 160-162, 206-214, 235—242 см.также Фундаментальная ошибка атрибуции. Обыденная теория личности
Влияние перцептивных факторов 235-238
Влияние когнитивных факторов 239-240 Влияние языка 239 и иллюзия достоверности интервью 230-235
Предметный указатель
и кодирование и воспроизведение информации 207—209 и слишком уверенное предсказание поведения 226—230 и сопротивление изменениям 223-224
и статистические ошибки 239— 240
и фундаментальная ошибка атрибуции 160-162, 214-215 и эволюционные соображения 241-242 Источники 235 Культурные и идеологические основания 267—269
Ожидания см. Самореализующиеся ожидания
Осуждение жертвы 327
Ответственность см. Распыление ответственности
Откладывание вознаграждения 179-180
влияние когнитивных стратегий 180
Кросс-ситуативная согласованность 178—180 Ситуационные детерминанты 179-180
Устойчивость на протяжении жизни 262—266
Ошибочная атрибуция 149—150, 376 и эффект плацебо 374—377 симптомов 377 эмоций 150
Парадигма «дилемма узника» 258—
260 Парадигма «доброго самаритянина» 103—105 см. также Вмешательство свидетеля
Роль ситуационных факторов 105 Парадигма конформности, разработанная Эшем 75—82
в сопоставлении с конформностью в реальном мире 77 Историко-социальный контекст 78—79
Роль атрибуции и субъективной интерпретации 81—82
Парадигма послушания, разработанная Милгрэмом 109—118 и канальные факторы 114—117 и обыденность зла 109—110 и Холокост 109 Послушание и нерешительное непослушание 111 — 118
Парадигма раннего обучения (Программа «Хедстарт») 65—66, 336, 360-362
Поведение 42—61 см. также Предсказание поведения. Предсказуемость поведения. Экстремальное поведение
в сопоставлении с аттитюда-ми и намерениями 44—45 и фундаментальная ошибка атрибуции 71
Недетерминированность 56— 61
Непредсказуемость 56—57 Обыденное 58—61
Подкрепление 54—55, 130—131
внешнее в сравнении с внутренним 54—55
Поощрение 129—131
Эффекты воздействия 131
Предрассудки 90-92, 285-288
влияние «простого контакта» 90-91
против американцев ирландского происхождения 313—315 против евреев 285-288 против посреднических меньшинств 285-288 против чернокожих американцев 313-314, 316-320
Предметный указатель
Предсказание поведения и культура 278-280 и стандартная формула регрессии 191-194
исходящее из информации о личности 33—35 исходящее из информации о ситуации 33—36 основанное на личностных диспозициях в сопоставлении с основанным на ситуации 224-226
Излишняя уверенность 158— 160, 226-230
собственного и других людей 158-160
Социальные исследователи в сравнении с обычными людьми 56—58
Предсказуемость поведения
и внутрииндивидуальное распределение показателей 191 — 194, 198-204
и единичные наблюдения в сравнении с множественными 194-200
и «истинные показатели» 198— 200
и социальные роли 247—251 и стабильность в сравнении с согласованностью 220—223 и учет базовой частоты 193— 200
и экстремальное поведение 200-204
и эффект бабочки 57 Излишняя уверенность 158— 160
Корректные и некорректные способы ее проверки 246—249 Обыденные воззрения 164— 165
Опыт реальной жизни 243-246 Потребность в 245—249
Пределы 54-60, 274-277 стимулируемая аудиторией 251-256
Президентские выборы (1936 года) 84
Привлекательность 251—256 внешняя 251—253
Просоциальное поведение см. Альтруизм. Вмешательство свидетеля
Протестантская этика 289—292 и демократия 291—292 и индивидуализм 296—297 и капитализм 289-292
Психология здоровья 373—385
Атрибуция и ощущение собственного влияния 382—385 Заблаговременное предупреждение пациентов 378—382 Эффект плацебо 374—377
Рабство 319
влияние на культуру юга США 307-308, 316-320
Равнинные индейцы 281—283
Расовая идентичность см. Этническая идентичность
Распределение показателей внутри-индивидуальное 191—194, 198— 204
Распыление ответственности 92—96 Роль в агрессивности толпы 59-60
Роль в невмешательстве свидетеля 92—96
Роли см. Социальные роли
Самореализующиеся ожидания 251-259, 363-364 в обучении 363—364 в социальном взаимодействии 253-256, 259-260 и социальные ярлычки 363— 364
Предметный указатель
Самоосознание 151 — 153
как детерминанта поведения
150-153
как детерминанта настроения
152 Связность 245—246
социальный опыт 243—246 Сдерживающие силы 44, 51—53 Символический интеракционизм
143 Системы см. Напряженные системы Ситуация 34—39
Взаимодействие с личностными факторами 50—52, 247—251
власть 34-36, 70-72
Влияние действующего лица
34-36
Выбор действующего лица
256-260
Непризнание ее влияния 219—
Скрытый характер влияния
36-39 Ситуационизм 42-46
и бихевиоризм 119—120
и либерализм 340—342
и социальное вмешательство
327-328
и субъективизм 46—50
Принцип 42—46 Согласованность см. Кросс-ситуативная согласованность поведения Сотрудничество 258—260
в парадигме «дилемма узника»
в сравнении с конкуренцией
87-91
и межгрупповая враждебность
87-91 Социальная психология 31—32
Вызов интуитивному восприятию 31—42
и влияние нацизма 42—44, 86, ПО
и методологические уроки 327-340
и прикладные исследования 332-342, 350-357, 362-377 и публичная политика 340— 342, 385-388
Повседневное применение 385-389
Проблема субъективной интерпретации 131—146 Сопротивление бихевиоризму 47
Три кита 42—55 Эмпирические «притчи» 35—36
Социальное влияние 72—100
в аутокинетической парадигме Шерифа 72—75 в Беннингтонских исследованиях 82-87
в парадигме конформности, разработанной Эшем 75—82 Информационное основание 96-98
Нормативное основание 97— 98, 99
Социальное вмешательство 327—362 в раннем и позднем возрасте 360-362
и безуспешные случаи крупномасштабного вмешательства 340-342
и Кэмбриджско-Соммервиль-ское исследование 37, 342—350 и программа раннего обучения «Хедстарт» 336, 360 и политика 340-341, 386-389 и ситуационизм 327—330 и успешные случаи мелкомасштабного вмешательства 350— 355
Интерпретация провалов 36— 39, 345-350
Предметный указатель
Неопределенность последствий 330
Непреднамеренные последствия 346-347 Оценка 330, 388-389 Слабые влияния 36—39 Субъективная интерпретация 46-47
Социальное сравнение 345—346
Социально-экономический статус и образование 348—350
Социальные роли 246—247
и кросс-ситуативная согласованность 247—252 невозможность осознания их влияния 217—218
Социальные ярлычки 345—346
Важность для процесса обучения 362—366
и призывы соблюдать чистоту 364-366
и самореализующиеся ожидания 362-364
Средства массовой коммуникации Воспринимаемая тенденциозность 139-140 Враждебность 139-140 Слабость воздействия 81—82
Стиль атрибуции 274, 370—373, 382-385
Манипуляция 371—373 Ощущение влияния в сравнении с бессилием 274, 369—372 Последствия для воспитания 370-375
Последствия для здоровья 382-385
Связь с половыми различиями 370-374
Стиль лидерства 43
авторитарный в сравнении с демократическим 43—44
Структуры знания 48-49, 144-146
Субъективизм 119—162 см. также Субъективная интерпретация в представлениях о ситуациях 272-273
и индивидуальные различия 60-61
и объективный бихевиоризм 47, 121-122
и относительное суждение в сравнении с абсолютным 124— 126
Субъективная интерпретация 46— 50, 119-162
в парадигме Эша 78—79 в социальной психологии 131— 146
и фундаментальная ошибка атрибуции 160—162 Изменчивость 132—133 Индивидуальные различия 60, 61, 272-274
Инструменты 60-61, 143-146 как средство устранения двусмысленности 144—146 как вызов бихевиоризму 46— 47
Роль в формировании впечатления 135—137
стимулов и подкреплений 130-131
Структуры знания и схемы в процессе 144—146
Суждение см. Формулирование суждения
Тенденциозность восприятия 138— 142
горячими сторонниками 138— 143
в ассимиляции фактов 139 средств массовой коммуникации 139-142 Теория диссонанса см. Когнитивный диссонанс
Предметный указатель
All
Теория личности 163—204 см. также Обыденная теория личности и спор о согласованности поведения 169—191 и субъективная интерпретация 273
Идиографический подход 180-186
Когнитивистские подходы 269-277
Подходы с точки зрения теории социального научения 172, 269-273 Традиционный подход 166—169
Теория научения 120—130
и теория диссонанса 129—130 Ограниченность 120 Субъективистский подход 120-124
Теория перспективы 125—126
Теория поля 50
Теория самовосприятия 150—153
Теория социального научения 123— 124, 129-131
Теплота-холодность как центральный оцениваемый параметр 136— 137
Тесты личностных качеств 245—246, 262-263
Токвиль Алексис де 283—284, 293, 307-308
о различиях между севером и югом США 307-308 о социально-политических институтах США 283-285
Три кита социальной психологии 42—46, 327—328 см. также Социальная психология и культура 278—280 и социальное вмешательство 327-330
Устойчивость 239, 262-266
впечатлений и убеждений 239
индивидуальных различий 169-170, 175-177 на протяжении жизни 262— 266
самооценки и сторонней оценки 176—177 субъективной интерпретации 48-50 Уступка мелкая 106—109 ее следствие 106—109 и альтруизм 105 и феномен «нога в двери» 107 связь с парадигмой Милгрэма 109-118
Фестингер Леон 54, 71, 87, 98-99, 108, 128-129
и групповая динамика 54—55, 98-100
теория когнитивного диссонанса 55, 99, 129-131 употребление понятия о напряженных системах 54, 98— 100 Формирование суждения 143—146 и сравнительное суждение 135-136 и язык 239 Формула пророчества Спирмена—
Брауна 190 Фундаментальная ошибка атрибуции 35-36, 49-50, 147-149, 214—230 см. также Обыденный диспозиционизм
и интерпретация агрессивности толпы 70—72 и неопределенность в субъективной интерпретации ситуаций 160-162
и обыденный диспозиционизм 214-222
и социальные роли 214—222 у индийцев в сравнении с американцами 301—303
Предметный указатель
Холокост 109
и парадигма Милгрэма 109—
и тезис обыденности зла 109—
110 Хоуторнские исследования 336—340
Чернокожие американцы 313—320 Вклад в культуру 318—320 Жизненый опыт 288, 313—316 и культура юга США 316-319 Экономическое положение 318-319
Черты личности 166—169 см. также Индивидуальные различия Группировка 168 Идиографический и номотети-ческий подходы 181—186 и устойчивость во времени 168-169
Незначительный прогностический потенциал 164-165 Согласие между оценивающими субъектами 168—170 Разнообразие терминов, используемых для характеристики 165-169
Частота использования 207— 208
Шериф Музафер 38, 72-74, 87-90
Аутокинетические исследования 72—75
в сравнении с Эшем 75—77 Исследования сотрудничества и конкуренции 87—91
Шехтер Стэнли 32, 54, 87, 99, 149— 151, 311, 379
и исследование групповой динамики 86-87, 97-100 и словесное обозначение эмоций 149-151 как учитель 32
Экономический детерминизм 281
Экономическое развитие 180—281 293-294
и ассоцианизм 293—294 и протестантизм 289—292 США 283-285
Экстремальное поведение 200—204 атрибуция 166—167 относительная вероятность 201-204
Эмоции 149-150
Атрибутивная теория 149—150 Ошибочная атрибуция 150 Ошибочное словесное обозначение 376 Словесное обозначение 150
Этническая идентичность 322—326 см. также Культура и культурные различия
Важность в современных условиях 325—326 и конфликт 326 и психотерапия 297—299 Внешняя выраженность 285— 288
Этнические группы
Американцы ирландского происхождения 313—316, 323 Евреи 285-288, 322-323 Жители юга США 305-311, 316-320
Латиноамериканцы 288, 328 Посреднические меньшинства 285-288
Равнинные индейцы 281—283 Усиливающиеся контакты между этническими группами 279-312
Чернокожие американцы 288, 316-320 Японцы 296-297
Эффект бабочки 57
Эффект доверия к коммуникатору 137-138
Предметный указатель 429
Эффект ложного согласия 154—158
Эффект первичности 136
Эффект плацебо 374—377 История 374-375 Механизмы, лежащие в основе 374-377 обратный 376
Эффект недостаточного оправдания 129-130
Эш Соломон 48, 72, 74-82, 86, 97, 134-138, 153, 296
В сравнении с Шерифом 76— 77
и «объект суждения» 134—136 Исследования конформности 75-82
Понятие субъективной интерпретации 48, 134-138
Юг США 316-320
Африканское и европейское влияние 316—320
Рабство и культура 316-319 Уровень убийств 307-311
«Я» 274-277
атрибуции в отношении 147— 149
возможные 276 Значимость «Я»: сравнение Востока и Запада 301-303 и прогнозирование собственного поведения 154—158 Понятие 274-277 Осознание 151—153
Я-концепция 274-277
Я-мониторинг 275—276
Я-схемы 274-276
Язык 239
и обыденный диспозиционизм
239-240
и субъективная интерпретация
143-146
и термины, характеризующие
личность 239—240
Ярлычки см. Социальные ярлычки
Учебное издание
Ли Росс Ричард Э. Нисбетт
ЧЕЛОВЕК И СИТУАЦИЯ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|