Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






САМОЛЕТ Ан-ЗТ НА ЮЖНОМ ПОЛЮСЕ




 

С января 2002 года Ан-ЗТ стал своего рода достопримечательностью Южного полюса, однако даже в качестве памятника оставаться там навечно не мог – согласно международным соглашениям, засорять чем-либо Антарктиду нельзя. Что бы туда ни завезли – консервную банку или самолет, все нужно вывезти. Россиянам все время напоминали об Ан-ЗТ, и вот, наконец, представился удобный случай через три года. Российский ледокол "Красин" пришел на помощь американскому судну, оказавшемуся в ледовом плену у берегов Антарктиды. В благодарность за это полярники из США в декабре 2004 года доставили на своем самолете Lockheed С-130 Hercules на станцию "Амундсен-Скотт" новый двигатель ТВД-20, ремонтников и летчиков. Сделали это в виде исключения, ведь на американских полярных станциях идет строительство, так все транспортные средства брошены на подвоз стройматериалов. Туда же на Ил-76 российской авиакомпании "Газпромавиа" прибыла и антарктическая экспедиция под руководством А. Чилингарова, основная цель которой заключалась в восстановлении и эвакуации с Южного полюса Ан-ЗТ. На этот раз весь летный экипаж состоял из АНТК им. О. К Антонова. Они установили на Южном полюсе флаги и гербы Украины и Киева.

 

 

Самолет Ан-ЗТ три года простоял при очень низких температурах. За этот срок что угодно могло произойти с оборудованием и обшивкой, например крыльями, сделанными из специальной ткани, пропитанной смолой. "Поэтому самостоятельное возвращение Ан-ЗТ тщательно готовилось: год назад на южном полюсе побывали специалисты омского авиазавода, и на основе собранной ими информации мы разработали программу ремонта и восстановления самолета, — вспоминает заместитель Генерального конструктора АНТК им. О. К Антонова Г. Г. Онгирский.

Киевский экипаж проводил специальные тренировки и тестирование в воздухе именно того двигателя, который затем поставили на "полярный" Ан-ЗТ: такой же самолет поднимали с этим двигателем в воздух и глушили мотор на высоте 2830 метров. А затем включали вновь. Делалось это для того, чтобы удостовериться, что ТВД-20 запустится на аэродроме в Антарктиде, расположенном как раз на этой высоте над уровнем моря.

В Омске в специальной камере создали антарктические условиятемпературу минус 70и поместили туда на длительное время оборудование и фрагменты обшивки Ан-ЗТ. Эти испытания помогли квалифицированно подготовиться к восстановлению самолета".

После прибытия на "Амундсен-Скотт" специалисты ПО "Полет" и ОМ КБ провели оценку технического состояния самолета Ан-ЗТ и признали его удовлетворительным для совершения самостоятельного перелета до американской станции "Мак Мерде" при условии замены некоторых агрегатов и деталей самолета. Были заменены двигатель, детали крыльев и хвостового оперения, а также амортстойка хвостовой опоры и обогреваемые стекла кабины пилотов.

Однако окончательное решение, сможет ли Ан-ЗТ лететь через Антарктиду, принимал на месте ведущий инженер АНТК Е. Ю. Иванов – вся ответственность лежала на нем. Кроме того, часть оборудования самолета была заменена по предложению ведущего инженера по летным испытаниям В. И. Дзюбы.

11 января экипаж в составе Сергея Тарасюка (командир), Валерия Епанчинцева (второй пилот) и Владимира Сороки (штурман) на Ан-ЗТ совершил беспосадочный перелет по маршруту "Амундсен-Скотт" – "Мак Мердо", преодолев 1360 км.

"Хотя в Антарктиде было лето, — вспоминает Тарасюк, — температура там, по украинским меркам, фантастическая холодная – около минус сорока. Так что в кабине Ан-ЗТ было куда холоднее, чем в морозилке холодильника, ведь все семь часов полета отопление не включали, чтобы сэкономить топливо для двигателя. Температуру в кабине не измеряли, но запомнилось, что в ней висела снежная пыль.

У нас не было "навороченной" полярной одежды вроде курток из дорогущих синтетических тканей на теплом пуху утки-гагары. Обошлись "дедовскими" летными куртками и штанами на овчине – в подобной форме советские летчики летали на Севере еще в тридцатые годы прошлого века. На ноги, я и мои товарищи, одели обыкновенные кроссовки на одну пару теплых носков. Жарко в них, конечно, не было, но ноги не очень уж сильно и замерзли. От холода спасала загруженность работой, поэтому семь часов полета прошли довольно быстро. А грелись мы чаем из термоса, причем заварка у нас была украинская".

"Американцы обещали подстраховать нас и направить четырехмоторный самолет, который бы нас сопровождал в полете, — добавляет Епанчинцев, — но что-то у них не получилось. В случае ЧП экипаж мог бы совершить вынужденную посадку на взлетно-посадочную полосу, которая находится посреди нашего маршрута. Но помочь там некому – на аэродроме нет людей. Здесь можно только запастись топливом. Впрочем, каких-либо значительных проблем у нас в полете, к счастью, не возникло".

Таким образом, экипаж летчиков-испытателей из антоновского ОКБ успешно совершил уникальный перелет с Южного полюса к побережью Антарктиды на одномоторном самолете – никто прежде не решался преодолеть безлюдные, скованные лютым холодом просторы этого материка на крылатой машине, оснащенной одним двигателем. Ведь в тех краях надеяться приходится прежде всего на себя, и если заглохнет двигатель, то шансов на спасение практически не будет.

16 января 2005 года Ан-ЗТ, находясь на борту Ил-76, в результате 20-часового перелета по маршруту Антарктида – Австралия – Россия успешно вернулся в родной город Омск.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. За безопасность полета. Антонов О. К. — 1972 г.

2. 100 великих авиакатастроф. Автор-сост. Муромов И. А. — Москва. ВЕЧЕ, 2003 г.

3. "Почему падают самолеты" Терский В. И. "Регион” 13 февраля 1996 года

4. Антонов-124. История воздушного превосходства. Геннадий Ельцов. — 2002 г.

5. Бабенко И. Д. Трагедия в Ханты-Мансийске; Авария самолета Ан-24 в Тернополе; Куба – любовь моя; Испытания Ан-24 на высокогорных аэродрома Ахалкалаки; Инцидент с опытной "восьмеркой" (с Ан-8).

6. Терский В. И. О создании самолета Ан-22.

7. О расследовании летного проишествия самолета АН-12 при полете Батуми – Киев 12.12.1990 года (по материалам Акта Гос. Комиссии).

8. Звіт за результатами розслідування аварії з літаком Ан-12 № 1Ш-11675, яка сталася 05.09.2004 року на аеродромі Бориспіль.

9. 50 лет с самолетами Ю. Киржнер.

10. Материалы расследования инцидента с ВС Ан-70, происшедшего 02.06.98 г. в аэр. Гостомель.

11. О расследовании авиационного происшествия с ВС Ан-140 №01-01 1.12.1999 г.

12. Украинский "Руслан", пораженный двумя шаровыми молниями, преодолел почти 4 тысячи километров на трех двигателях и благополучно приземлился в Белоруссии. Владимир Шуневич.

13. Авария первого самолета Ан-12 на Центральном аэродроме Москвы. Г. И. Лысенко.

14. Катастрофа самолета Ан-10 №01-02 Воронежского производства 29.04.1958 г. — Е. М. Думнов.

15. Авария опытного самолета Ан-70 № 01-02 в Омске.

16. Расследование летного происшествия при посадке самолета Ан-22 № 01-01, 12.01.89 г.

17. Расследования инцидента с самолетом Ан-22 № 05-09 (1Ш-09307), происшедшего 13.02.96 г. в а/п Хартум (Судан).

18. О катастрофе самолета Ан-124-100 № РА-82071, принадлежавшем ТОО "Магистральные Авиалинии" (Россия).

19. Схватка в воздухе К. Руситашвили соб.корр."Известий".

20. Правда о катастрофе самолета Ан-74 в Ленске (16.09.1991) А. Т. Романюк. Как пассажир посадил самолет.

21.Две строчки – 14 жизней. Ю. В. Курлин.

22. Отчет о расследовании авиационного происшествия Ан-124-100 1Ш-82029 аэропорт Виндзор, Онтарио 18 декабря 2000 года.

23. Пожар двигателя на Ан-124 в Адене В. А. Шляхов.

24. Его имя носят самолеты Вячеслав Моисеев.

25. Список материалов фирмы "Волга-Днепр".

26. Акт по результатам расследования авиапроисшествия самолета Ан-32П 1Ж № 48018 (заводской № 003) АНТК им. О. К Антонова (г. Киев, Украина) происшедшего 06.07.94 г. в районе г. Баньерес (а/п Валенсия, Испания).

27. Расследование инцидента ВС Ан-70 №01-02, происшедшего 2 июня 1998 г. в районе аэродрома Гостомель.

28. Бандиты в самолете А. Авдеенко.

29. Трудная судьба самолета Ан-10 Б. Орлов.

30. Самолет Ан-12 "пожарник" Н. Малаш.

31. Акт по результатам расследования авиационного проис-шествия без человеческих жертв самолета Ан-12 БП № 11765 МАП КМЗ им. Антонова происшедшего 21.06.90 г. в а/п Тикси.

32. На край земли на самолетом Е. Коноплев.

 

 

Про автора

 

ТКАЧЕНКО Владимир Анлреевич

Заслуженный летчик-испытатель СССР (1981) Пилот ГА 1 класса

Мастер спорта международного класса

Родился в г. Сквире Киевской области. В 1955 г. окончил КИИГА по специальности инженер-механик. Поступил в ОКБ (О. К. Антонов) – инженер-конструктор. Участвовал в создании Ан-8, Ан-10, Ан-12. В Центральном Аэроклубе Украины с 1951 г. занимался парашютным, планерным и самолетным спортом. Окончил Школу летчиков-испытателей в 1961 г. Выполнил первые полеты на самолете Ан-32 (1976), серийных Ан-2М (1965) и Ан-72 (1985). Обладатель десяти мировых рекордов на Ан-72 (1985) и Ан-74 (1987). На летной работе по 01.10.1997. Освоил и проводил испытания самолетов: По-2, Як-18, Як-18У, Як-12, Як-25, Ли-2, Ил-12, Ил-14, Ил-18, УИл-28, Ил-28, Ути-МиГ-15, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-17Ф, МиГ-17ПФ, МиГ-19, МиГ-19С, МиГ-19СП, Ту-4, Ту-16, Ту-154, Ан-2, Ан-2М, Ан-8, Ан-10, Ан-12, Ан-14, Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ан-32, Ан-32П, Ан-22, Ан-71, Ан-72, Ан-72П, Ан-74, Ан-124, Ан-225; планеров: А-1, А-2, А-3, А-9, А-9бис, «Кашук» (экспериментальный, с машущим крылом), «Приморец», «Ласточка», «Бланик Л-13».

Налет 13 661 часов, из них испытательный 5 177 часов, полетов 9 531.

 

выходные данные

 

УДК 821.161.1 (477)-92 ББК 84(4Укр=Рос)6-4 Т48

Т48 ТКАЧЕНКО В. А.

Летный риск. — Киев: КИТ, 2009. – 332 с.

ISBN 978-966-8550-78-2

ББК 84(4Укр=Рос)6-4

Эта книга о тяжёлых авиационных испытаниях. Автор книги – профессионал, отдавший лётно-испытательной работе 38 лет, а авиации в целом – около 50 лет. Трагедии, описанные в ней, происходили на самом деле, в то же время и в тех же местах. Построение событий, облики людей, их высказывания не противоречат истории и логике, материал изложен на документальных фактах. Информация, представленная в этой книге, будет полезной для действующих лётчиков и пассажирам.

Книга посвящена всем испытателям АНТК им. О. К. Антонова и, прежде всего, тем, кто не вернулся из полёта.

Издание предназначено для широкого круга читателей.

В авторской редакции.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных