ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 1. Предмет экономической теории и его эволюция1. Экономика. 2. Меркантилизм. 3. Политэкономия. 4. Классическая политэкономия. 5. Марксизм. 6. Неоклассическая экономическая теория. 7. Институциональная экономика. 8. Метод экономической теории. Экономия – это сложное греческое слово, которое образовано из двух других: «ойкос» - дом, хозяйство, «номос» - закон. Это слово придумал древнекгреческий философ Ксенофонт. У древних греков экономика представляла собой учение о рациональном ведении отдельного частного рабовладельческого хозяйства, т. е. домоводство. Аристотель используя термин “экономика” в смысле управления домашними хозяйствами, указывал, что эта наука “предполагает три элемента власти: во-первых, власть господина по отношению к рабам; во-вторых, отношение отца к детям; в-третьих, отношение мужа к жене»[1]. Образование централизованных государств и преодоление феодальной раздробленности повлекли попытки осмыслить принципы организации и управления не отдельного частного, а государственного, общественного хозяйства. Поэтому экономическую науку этого периода можно охарактеризовать, как свод наставлений и правил по ведению государственного хозяйства. В связи с этим в экономической науке появляется новый термин – «политическая экономия» (“политика” – это слово греческого происхождения и означает “искусство управлять государством”). Данную категорию впервые ввел в оборот французский экономист Антуан де Монкретьен, который в 1615 году опубликовал «Трактат политическая экономия». Экономическая мысль в это время была направлена в первую очередь на то, как увеличить богатство государства и особенно монаршего (королевского, царского) двора. Как попытка теоретического обоснования такой экономической политики возник меркантилизм (наука о видах деятельности, связанных с обменом и торговлей между людьми). По мнению меркантилистов: 1. страна тем богаче, чем больше в ней золота и серебра; 2. поэтому нужно, чтобы приток в страну денег превышал их отток; 3. для этого должен быть обеспечен активный торговый баланс, т.е. экспорт должен превышать импорт; 4. добиться такого положительного торгового баланса можно, если государство будет развивать в стране промышленное производство, помогать отечественным производителям и торговцам-экспортерам; 5. с другой стороны, государство должно ограничить импорт посредством обложения пошлинами иностранных товаров. В целом рекомендации меркантилистов способствовали ускорению экономического роста и повышению благосостояния их стран. В период становления капитализма возникает классическая политэкономия (Франция, Англия). Своего высшего развития классическая политическая экономия достигла в трудах английских экономистов А. Смита и Д. Рикардо. А. Смит и Д. Рикардо согласились с названием науки, как политэкономия. Однако по своему определили предмет науки. Адам Смит связывает политэкономию с материальным благосостоянием. По его мнению политическая экономия – это наука о «природе и причинах» материального богатства и благосостояния. При этом богатство понималось не только и не столько как накопленный запас, сколько как доход в динамике. Говоря современным языком, Смит видел задачу своей науки в определении факторов роста национального дохода. Адам Смит вводит в оборот два новых понятия: позитивная и нормативная политическая экономия. Позитивная политэкономия – это анализ объективной экономической реальности, выяснение закономерностей ее развития и функционирования. Нормативная политэкономия - это выработка рекомендаций для экономической политики фирм и государства. В центре внимания другого английского экономиста - классика Д. Рикардо находится сфера распределения. Поэтому главную задачу политэкономии он видит в установлении законов распределения общественного продукта. В своем основном труде «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817 г.) Рикардо писал, имея ввиду распределение общественного продукта: «Определить законы, которые управляют этим распределением – главная задача политэкономии»[2]. Следовательно, с созданием классической политической экономии ее характер изменился и она стала превращаться в науку о причинах богатства (определение факторов экономического роста) и законах его распределения между различными классами общества. К.Маркс принимает термин «политэкономия», но ее предмет и метод подверглись изменениям. С точки зрения Маркса политэкономия изучает социальную сторону производства, представленную системой производственных отношений. Производственные отношения – это отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. В предисловии к первому изданию первого тома «Капитала» К.Маркс писал: «Предметом моего исследования в настоящей работе является капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена»[3]. В конце XIX столетия зарубежная экономическая мысль, не отвергая полностью необходимости изучения экономических аспектов классовых взаимоотношений стала концентрировать внимание на проблемах эффективной организации экономических отношений и рационального размещения ресурсов. В связи с этим термин политэкономия во многих странах стал заменяться термином «экономикс» или «экономическая теория». Новое название общей экономической теории получило широкое распространение после опубликования в 1896 г. книги английского экономиста А.Маршалла «Принципы экономической науки». Представители нового неоклассического направления экономической теории при определении предмета экономической теории стали исходить из следующих положений: 1. целью развития любой экономической системы является максимальное удовлетворение потребностей, которые безграничны и не удовлетворимы полностью; 2. ресурсы общества необходимые для производства товаров и услуг ограничены и редки; 3. между потребностями человека и ресурсами общества возникает противоречие, которое должно найти форму разрешения; 4. ограниченные ресурсы можно с максимальной эффективностью использовать на основе рыночной экономики; поэтому рынок выступает той экономической формой, которая обеспечивает разрешения выше названого противоречия с максимальной эффективностью; 5. современный «экономикс», современная экономическая теория исследует теоретические проблемы функционирования рыночной экономики. Автором классического определения современной экономической теории стал английский экономист Л.Роббинс. В 1935 г. он пришел к выводу, что экономическая теория является «наукой изучающей человеческое поведение, с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различные употребления» [4]. Структурно современная экономическая теория состоит из двух частей – микроэкономики и макроэкономики. Микроэкономика – рассматривает действия каждого из основных участников рыночного процесса. Макроэкономика – описывает действия не отдельных участников рынка, а экономический механизм в целом. Сегодня на Западе, когда говорят «политэкономия», зачастую подразумевают, что речь идет об экономической политике или о том, как политика взаимодействует с экономикой. Одно из направлений современного неоинституционализма – теорию общественного выбора[5] - часто называют новой политической экономией.
Таким образом, общая экономическая теория в различные периоды имела разные названия, решала разные задачи и изучала различные аспекты производственной деятельности людей (рис. 1. 1).
Рис. 1 - Эволюция общей экономической теории
В конце XIX начале XX столетия возникает новое направление экономической мысли – институционализм. Основателем институционализма считается американский экономист и социолог Торстейн Веблен, который подверг жесткой критике основы классической и неоклассической экономической теории. По мнению Веблена и его сторонников неоклассическая экономическая теория: 1. занимается абстракциями, которые мало соотносятся с реальной жизнью; 2. утверждает, что рынок способен обеспечить общее экономическое равновесие, а в жизни имеет место непрерывный процесс эволюции, т.е. изменчивости и приспособляемости; 3. в качестве объекта исследования неоклассики избрали поведение так называемого экономического человека, стремящегося максимизировать свой доход (полезность) и минимизировать издержки. Тем самым неоклассики видят в человеке нечто вроде арифмометра, вычисляющего полезность благ и не учитывают такие вещи как престиж, общественное мнение, традиции, обычаи, мораль, нравственность; 4. неоклассическая экономическая теория не описывает человека как личность, которая находится в определенной общественной среде. Т. Веблен и его сторонники предложили рассматривать проблемы экономической науки с более широких позиций, принимая во внимание технологические, социальные моральные, психологические, культурные и исторические факторы, которые не входят в круг экономических явлений, но на практике влияют на экономическое поведение помимо рационального расчета. Предметом изучения институциональной экономики являются институты (institum – слово латинского происхождения и переводится как установление, устройство). С точки зрения современной неоинституциональной экономической теории институт – это формальные и неформальные правила, которые ограничивают поведение людей и упорядочивают взаимоотношения между ними, а также механизмы принуждения соблюдения этих правил (определение принадлежит Д. Норту, получившему в 1993 году Нобелевскую премию). Принимая во внимание позицию современного институционализма предмет современной экономической теории можно сформулировать следующим образом: предмет современной экономической теории - поиск эффективных путей производства товаров и услуг для удовлетворения потребностей в условиях ресурсных и институциональных ограничений. Метод экономической теории. Если предмет научной дисциплины отвечает на вопрос, что она изучает, то метод – как изучают эту науку. Метод исследования(«метод» - слово греческого происхождения и буквально означает «путь к чему-либо») – это совокупность способов и приемов с помощью которого обеспечивается достижение поставленной цели и решение конкретной задачи. Великий русский физиолог И.П.Павлов писал: «Метод – самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных». На разных этапах развития в экономической теории использовались различные методы исследования, многие из которых сохраняют свое значение и в современной науке. Первым методом, который использовала экономическая наука, была формальная логика. Формальная логика характеризуется обширным набором методов и приемов познания. Важнейшие из них: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, аналогия, гипотеза и др. Анализ – мысленное разделение целого на части. Синтез – мысленное соединение частей в целое. Индукция – это движение мысли от единичного к общему, от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности. Дедукция – это движение мысли от лбщего к единичному, от знания большей степени общности к знанию меньшей степени общности. Сравнение – это метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов. Аналогия – это метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное (частный случай индукции). Многие открытия в экономической теории были сделаны по аналогии. Например, изучение механического равновесия подсказало французскому экономисту Антуану Курно идею экономического равновесия. Гипотеза – это метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения то возможных причинах или связях явлений и процессов. Качественно новый этап развития в экономической науке связан с применением диалектического метода (первоначальный смысл слова «диалектика» - искусство вести беседу, спор). Современная диалектика – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Законы диалектики: 1. закон единства и борьбы противоположностей (согласно этому закону каждому предмету и явлению свойственны внутренние противоположности, находящиеся в единстве и взаимодействии, борьбе между собой); 2. закон перехода количественных изменений в качественные; 3. закон отрицания (основным содержанием отрицания являются два взаимосвязанных и взаимообусловленных момента: а). уничтожение, отмирание старого, отжившего и не отвечающего изменившимся условиям; б). сохранение нового, положительного, соответствующего изменившимся условиям). Разработанный в рамках немецкой классической философии (И.Кант, И.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель) диалектический метод был материалистически переосмыслен и впервые успешно применен в экономической науке К.Марксом. Материалистический подход к изучению экономических процессов означал: 1. объективное признание существования реального мира; 2. главным действующим субъектом исторического процесса выступает занятый производственной деятельностью общественный человек; 3. структурообразующим элементом выступает способ производства, определяющий формы общественного сознания, юридическую и политическую надстройку; 4. возможность познания объективного мира и его адекватного отражения в теории. В соответствии с диалектическим материализмом в теории познания ведущими становятся: 1. метод восхождения от абстрактного к конкретному (от видимости предмета к сущности и от нее к действительности). Движение от конкретного к абстрактному – это первая ступень познания. В результате абстрагирования выводятся экономические категории, которые характеризуют отдельные стороны экономических явлений (труд, разделение труда, потребность). Дальнейшее углубление познания позволяет формулировать экономические законы, устанавливающие наиболее устойчивые зависимости и взаимосвязи в экономических процессах. В ходе движения от абстрактного к конкретному происходит как бы «развертывание» наиболее общей (простейшей) экономической формы в целостную органическую систему. То, от чего на первом этапе необходимо было отвлечься во имя выяснения более глубоких сущностных отношений, теперь, наоборот, должно быть принято во внимание и объяснено. Теперь конкретное предстает уже не случайным нагромождением явлений, а целостной, внутренне связанной картиной. 2. Принцип единства исторического и логического. Исторический метод исследования предполагает изучение предмета в форме конкретных исторических событий. Логический метод – это изучение сущности предмета и законов его развития с освобождением от случайной исторической формы, т.е. логический метод – это исторический метод освобожденный от случайной исторической формы. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|