Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






О ХРИСТИАНСКОМ ВОСПИТАНИИ




"Gravissimum educationis"

Важнейшее значение воспитания в жизни человека и его всё возрастающее влияние на общественное развитие нашего времени стали предметом напряжённых размышлений Святого Вселенского Собора. В самом деле, воспитание молодёжи, а также постоянное образование взрослых, в современных условиях становится делом и более лёгким, и более необходимым. Ведь люди, полнее сознавая своё достоинство и свои обязанности, желают принимать всё более деятельное участие в общественной жизни, особенно в экономической и политической. Поразительный прогресс техники и научных исследований и новые средства массовой коммуникации предоставляют людям, располагающим ныне большим количеством свободного времени, возможность получать более лёгкий доступ к духовному и культурному достоянию и взаимно пополнять свои знания благодаря более тесным связям между отдельными сообществами и целыми народами.

Поэтому повсюду пытаются всё дальше и дальше развивать дело воспитания. Относящиеся к воспитанию основные права людей, особенно детей и родителей, провозглашаются и закрепляются официальными документами. При быстром возрастании числа воспитанников умножаются и развиваются школы и основываются другие учебные заведения. Посредством новых опытов разрабатываются методы воспитания и образования. Немало сил тратится на то, чтобы обеспечить всем людям доступ к воспитанию и образованию, хотя великое множество детей и молодых людей до сих пор лишено даже возможности получить начальное образование, а многим другим недостаёт подобающего воспитания, при котором проявлялась бы забота и об истине, и о любви.

Чтобы Святая Матерь Церковь могла исполнить поручение, принятое от её Божественного Основателя – возвещать всем людям тайну спасения и всё восстановить во Христе – она должна заботиться о человеческой жизни в целом, в том числе и о земной – в той мере, в какой она связана с небесным призванием. Поэтому Церковь принимает участие в деле развития и распространения воспитания. Исходя из этого, Священный Собор провозглашает некоторые основополагающие принципы христианского воспитания, особенно в школах – принципы, которые после Собора должны быть подробнее разработаны особой Комиссией и применяться Конференциями Епископов согласно условиям различных регионов.

1. Поскольку все люди, независимо от их происхождения, положения и возраста, обладают достоинством личности, у них есть неотъемлемое право на воспитание, соответствующее особому предназначению каждого из них <…>

Поэтому, принимая во внимание прогресс психологии, педагогики и дидактики, необходимо помогать детям и молодым людям гармонично развивать их физические, нравственные и интеллектуальные способности и постепенно приобретать более совершенное чувство ответственности, постоянно стараясь верно вести свою жизнь и достичь настоящей свободы, храбро и упорно преодолевая препятствия. По мере взросления им нужно давать позитивное и мудрое половое воспитание. Кроме того, их следует так готовить к участию в общественной жизни, чтобы они могли, располагая необходимыми и уместными средствами, деятельно включиться в различные сферы человеческого общества, быть открытыми к диалогу с другими людьми и с готовностью содействовать общему благу.

Святой Собор заявляет также, что дети и молодые люди имеют право на то, чтобы их поощряли верно судить о нравственных ценностях и усваивать их своей личной приверженностью, а также лучше познавать и любить Бога <…>

3. Поскольку жизнь детям дали родители, на них возлагается важнейшая обязанность: воспитать своё потомство; потому их следует признавать первостепенными и главными воспитателями <…> Здесь же [в семье] они получают первый опыт и здравого общества, и Церкви. Наконец, через семью они постепенно входят в гражданское общество и в Народ Божий. Поэтому родителям следует глубоко осознать, насколько важна подлинно христианская семья для жизни и развития Народа Божия.

Чтобы исполнить воспитательную обязанность, возлагаемую прежде всего на семью, необходимо содействие всего общества. Поэтому, помимо прав родителей и тех лиц, которым они доверяют участие в воспитании, определённые обязанности и права принадлежат и гражданскому обществу, ибо его задача – приводить в надлежащий порядок всё то, что требуется для общего блага в земной жизни <…>

9. <…> Впрочем, при учреждении католических школ и в руководстве ими следует учитывать потребности нынешнего прогресса. Поэтому, продолжая оказывать поддержку начальным и средним школам, составляющим основу воспитания, надлежит высоко ценить и те школы, которые особенно необходимы в силу современных условий: таковы школы профессиональные и технические; учреждения, предназначенные для образования взрослых, для развития социальной помощи, а также для тех, кто из-за природных недостатков нуждается в особой заботе; школы, где преподаватели получают подготовку как для религиозного воспитания, так и для других форм образования <…>

10. Равным образом Церковь проявляет тщательную заботу и о высших школах, особенно об университетах и факультетах. Прежде всего, во всех подчинённых ей высших школах она, естественно, стремится к тому, чтобы каждая из дисциплин изучалась согласно её собственным принципам, её собственным методам, при наличии свободы, свойственной научному исследованию. Благодаря этому понимание учебных дисциплин должно становиться всё более основательным, чтобы, уделяя самое серьёзное внимание рассмотрению современных вопросов и изысканий и следуя при этом по стопам Учителей Церкви, особенно Св. Фомы Аквинского, можно было глубже постичь то, как вера и разум сливаются в единую истину. Тем самым должно обеспечиваться как бы публичное, стойкое и всеобъемлющее присутствие христианского мышления во всём стремлении развивать высшую культуру, а воспитанников этих учебных заведений следует готовить таким образом, чтобы они были людьми воистину глубокой учёности, готовыми исполнять важнейшие обязанности в обществе и быть свидетелями веры в мире <…>

Поскольку судьба общества и самой Церкви тесно связана с успехами молодых людей, получающих высшее образование, пастырям Церкви надлежит усердно заботиться о духовной жизни воспитанников, и не только тех, кто посещает католические университеты: при наличии общего согласия между Епископами пусть пастыри, проявляя попечение о духовном воспитании всех своих детей, примут меры к тому, чтобы и при некатолических университетах имелись католические общежития и университетские центры, где тщательно отобранные и подготовленные священники, монашествующие и миряне оказывали бы университетской молодёжи постоянную духовную и интеллектуальную помощь. Наиболее одарённых молодых людей из католических и других университетов, представляющихся способными к преподаванию или к научным исследованиям, надлежит воспитывать с особой заботой и выдвигать на преподавательскую работу <…>

Рим, у Св. Петра, 28 октября 1965 г.

Я, ПАВЕЛ, Епископ Католической Церкви

Следуют подписи Отцов <…>

ДЕКЛАРАЦИЯ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных