ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ДУХОВНОСТЬ И ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ЧЕЛОВЕКАОсновополагающим качеством, формирующимся на основе высокой духовности человека, является гражданственность. Этим термином древние философы (в частности, греческие) обозначали ответственное участие человека в общественных делах. Гражданственность — понятие чрезвычайно объемное и многоплановое. Оно включает в себя все стороны социальной деятельности: производственно-экономическую, общественно-политическую и социально-бытовую, которые тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Понятие "гражданственность" в наиболее общем плане трактуется в двух смыслах: а) гражданин как подданный конкретного государства; б) гражданин как сознательный член общества. С точки зрения содержания гражданственность — это сумма определенных социальных, политических, нравственно-психологических качеств личности, которые формируются в течение всей жизни человека, но особенно интенсивно — в юношеском и молодежном возрасте. Достаточно своеобразным, оригинальным и созвучным нашему пониманию является определение, данное немецким социологом М. Штингером. "Гражданственность, — писал он, — не что иное, как мысль, что государство — это истинный человек, и что человеческая ценность отдельной личности состоит в том, чтобы быть гражданином государства. Быть хорошим гражданином — это самая высокая честь, существеннее которой ничего не существует" [26, 305]. Гражданственность детерминирует наличие и определенной гражданской позиции человека, которая обеспечивает его активное участие во всех социально-экономических, политических и социальных преобразований в государстве, а значит, создает условия для формирования более динамичных, демократичных, общественных отношений. Такая позиция базируется на глубоком осознании того, что каждый человек является неотъемлемой частью своей нации, своего народа. В данном случае речь идет о наличии у гражданина, особенно молодого, определенных национальных чувств, которые способствуют его идентификации со своим народом. Национальные чувства не являются (да и не могут быть) врожденными или автоматически унаследованными, сформированными. Они лишь определенным образом базируются, закрепляются на уровне сознания благодаря предметному изучению человеком истории, традиций, культуры, обычаев, нравов своего народа. Такие чувства закрепляются в процессе комплексного национального воспитания, формирования у человека национального самосознания. Национальное самосознание — это не только определенные идеи, взгляды, общественная позиция. Это — явление реального бытия, общественных отношений, сложный и весьма противоречивый процесс, обусловленный многими факторами, существенное значение среди которых имеют ценностные ориентации. На формирование национального самосознания молодых граждан в Украине существенно влияет менталитет украинцев как нации, народа, общности. Такая ментальность — явление неоднозначное, ибо нашим предкам были свойственны одновременно с демократизмом, толерантностью, милосердием, стремлением к свободе и независимости и такие далеко не лучшие черты, как анархизм, тяга к междоусобной борьбе и бунтам, противопоставление личных интересов общественным, общегосударственным, определенный политический конформизм и т. п. Другими словами, необходимо учитывать противоречивость и неоднозначность украинской психики, особенно в процессе становления нового поколения украинцев. Среди политических и сугубо практических аспектов формирования и проявления гражданской позиции молодых людей мы выделяем: а) знания, особенно в области общественных наук (о политических системах, обществе, власти, политической деятельности и т. п.); б) убеждения (ориентацию человека в многомерном идеологическом пространстве, выбор идеологических ориентиров, конкретные политико-идеологические установки как побудительные мотивы к общественно-политической деятельности); в) общественно-политическую деятельность (конкретные действия, поступки, участие в событиях, акциях, которые являются проявлением идейных убеждений гражданина). Центральным основанием, фундаментом формирования гражданской позиции молодежи в Украине является само государство, его действия по развитию и укреплению в обществе демократических начал и основ, а также Конституция Украины, основные признаки государственности — Флаг, Герб, Гимн, правовое поле, ветви власти и т. п. Отдельного изучения и обязательного учета в процессе формирования гражданской позиции молодой генерации украинцев требуют такие вопросы- • отношение молодежи к первоочередным проблемам государственного строительства, формированию независимого, демократического, соборного государства; • уровень поддержки молодежью отдельных ветвей власти, политических партий, сил, объединений, профсоюзов, непосредственное участие в их деятельности; • наличие у молодежи определенных ценностных ориентации и своеобразный их рейтинг, на основании знания которого можно вести речь о духовном мире человека, его запросах, интересах, потребностях вообще. Гражданственность включает в себя такие понятия, как гражданское самосознание, гражданский долг, гражданская честь, гражданское достоинство, гражданская ответственность, гражданское мужество, гражданская активность и другие, которые можно рассматривать и анализировать отдельно. Выделим последнее качество — гражданскую активность. Анализируя сущность этого понятия, необходимо обратить внимание прежде всего на несколько весьма характерных онтологических аспектов. 1. Политико-правовой аспект связан с выполнением гражданами своих обязательств перед государством. Дело в том, что граждане по-разному оценивают социальную политику государства, его деятельность: одобряют, не одобряют, относятся равнодушно и т. п. Есть у каждого гражданина и определенные обязанности, которые следует выполнять. 2. Деятельностный аспект — это специфическая система направлений деятельности людей, которые связаны с осуществлением ими своих общественных функций и организацией социальной жизни в тех областях, которые государство само не может эффективно регулировать. 3. Аспект самореализации связан с процессами реализации людьми своих творческих потенций и непосредственных целей, потребностей, интересов, т. е. гражданская активность связана с созданием гражданами различных общественных организаций, участием в их работе. Государство не только поддерживает, но и стимулирует создание целой системы институтов и организаций, которые являются специфическими проводниками государственной политики. Оно крайне заинтересовано в развитии общественных начал, активно делегирует их общественным организациям. Другое дело — эффективность работы таких организаций. Так, если в 1991 г. в Украине было зарегистрировано 319 организаций, то в 1998 г. их уже действовало 17781. По некоторым данным, всего в работе таких организаций принимают участие не более 10% граждан Украины [22, //]. В самом широком смысле гражданская активность как социальный феномен представляет собой: 1) комплекс специфических деятельностных факторов, обусловленных задачами выполнения гражданами своих обязанностей перед государством. Эти обязанности очерчены Конституцией, Законами, нормативными актами данного государства. Так, кроме разнообразных прав граждан Конституция Украины (1996 г.) в ст. 65—68 закрепляет обязанности граждан относительно защиты Родины; уважительного отношения к ее государственным символам; воинской службе; сохранения природы, культурного наследия; уплаты налогов; уважения прав, свобод, чести и достоинства других людей [1, 16]. Комплекс этих деятельностных факторов дает возможность определять, в какой мере граждане Украины поддерживают или не поддерживают политику, осуществляемую государством в целом и отдельными ветвями власти; 2) систему направлений деятельности людей, связанной с осуществлением общественных функций в тех сферах общественной жизни, которые не могут эффективно регулироваться государством. Например, семейно-бытовая сфера является во многом труднодоступной для государства, в ней его влияние ограничено. То же самое можно сказать о сфере общественно-политической деятельности в связи со значительной автономностью общественных объединений и организаций. Государство выступает инициатором создания и организации деятельности системы общественных институтов и организаций прежде всего потому, что они во многом являются проводниками его политики в массах; 3) процесс самореализации людьми своих творческих потенций посредством создания общественных организаций и участия в их работе. Конституция Украины (ст. 36) предоставляет гражданам Украины "право на свободу объединения в политические партии и общественные организации для осуществления и защиты своих прав и свобод и удовлетворения политических, экономических, социальных, культурных и других интересов, за исключением ограничений, предусмотренных законом в интересах национальной безопасности и общественного порядка, охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей" [1, //]. Особым типом познавательной и организационно-практической деятельности в структуре гражданской деятельности личности является ее социоинженерная деятельность. В определении ее сущностных характеристик имеется много разночтений. Одни ученые характеризуют ее как своеобразное междисциплинарное научное направление (Ю. М. Резник, В. В. Дудченко, В. Н. Макаревич); другие — как некую обобщенную форму инженерного подхода в социологии (И. М. Попова, В. И. Подшивалкина); третьи считают, что социальная инженерия выполняет чисто инструментальные функции, разрабатывая некоторые средства социального управления, но не определяя его цели [12, 325]. Хотя интерес к социальной инженерии в последнее время в странах постсоциалистического этапа развития возрос, пока на сей счет нет более или менее фундаментальных работ применительно именно к обществам посттоталитарного, переходного периода. Как исключение можно назвать лишь диссертационную работу Д. И. Акимова, в которой стимулирование гражданской активности в украинском обществе рассматривается сквозь призму социоинженерного подхода. Уточняя и конкретизируя вопрос о предметной области и гносеологической специфике социоинженерной деятельности, выявляя и характеризуя основополагающие условия ее эффективного практического осуществления, диссертант пишет: "Социоинженерная деятельность — это: а) специфический тип научно-познавательной и организационно-практической активности, содержание которой связано с идентификацией, выяснением возможностей преобразования на основе инноваций и практическим преобразованием социальных объектов различного типа; б) процесс непрерывного получения информации о состоянии социальных объектов в целях создания эффективных механизмов по обеспечению их оптимального функционирования и развития; в) средство, инструмент стабилизации и гармонизации разноплановых социальных взаимодействий посредством разработки и внедрениясоцио-инженерных проектов и социальных технологий, которые разрабатываются и внедряются с помощью специализированных процедур и методов (социальной диагностики, социальной экспертизы, социального прогнозирования, социального проектирования, социального программирования и др.)" [2, 7]. Идеальным направлением социоинженерной деятельности в Украине Д. И. Акимов считает (и мы разделяем эту точку зрения) стимулирование индивидуальных и коллективных форм гражданской активности [2]. Гражданственность как чувство предполагает определенное переживание личностью собственной принадлежности и своей нации, народу. Она связана с идентификационной функцией, когда, образно говоря, человек стоит перед выбором: куда идти, с кем, к кому примкнуть. "Определенность образа "Я-гражданина", — пишет М. И. Алексеева, — как результат идентификации с конкретным обществом зависит от того, насколько четко представлены в гражданском сознании следующие системы личностных параметров: представление о себе как гражданине в результате идентификации себя с определенной социальной общностью, обобщенный образ гражданина данной страны, образы граждан других стран" [3, 109]. С раскрытой выше функцией гражданственности теснейшим образом связана и другая функция — целесоздающая, — когда цели определенной общности, народа становятся личными целями отдельного человека, гражданина. "Человек, чтобы быть счастливым, — писал польский писатель Ц. К. Норвид, — должен знать: 1) зачем жить; 2) для чего жить; 3) за что умереть" [24, 153]. Формирование гражданственности — длительный и сложный процесс. Человек прежде всего должен осознать и усвоить нормативные ценности, традиции, обычаи, символику конкретной страны. Он должен выработать в себе общественно ценностную мотивацию поведения, сформировать свои гражданские убеждения и взгляды, которые затем определяют его эмоциональное отношение к себе, к социальной жизни в стране, к человеческому сообществу вообще. Во многих странах формирование гражданской, нравственной позиции подростка, молодого человека начинается с детского, школьного возраста. Так, в школах Японии предусмотрено один час в неделю проводить занятия по специальному предмету "Моральное воспитание", задача которого — сформировать гражданина Японии. Подобные занятия, которые обязан уметь проводить каждый преподаватель, ставят своей целью выработать у молодежи национальный характер на основе высокого национального самосознания. Такой характер имеет черты, исторически и генетически свойственные конкретному народу. Так, К. Д. Ушинский в своей работе "О народности в гражданском воспитании" писал о том, что несмотря на сходство педагогических форм всех европейских народов, у каждого из них своя особенная национальная система воспитания, своя особая цель и свои особенные способы достижения этой цели. В данном случае надо отметить, что национальное воспитание предполагает формирование у каждого гражданина национального самосознания, которое не имеет ничего общего с противопоставлением одной нации (народа) другим нациям и народам. Подобно тому, как свобода каждого человека заканчивается там, где начинается свобода другого, национальное самосознание должно формироваться в условиях глубокого уважения к национальному самосознанию других народов. Далее рассмотрим вопросы, касающиеся воспитания молодых граждан, формирования у них патриотических чувств, политической культуры. Воспитание — это процесс, длящийся на протяжении всей жизни и благоприятствующий постоянному развитию способностей человека как индивидуума, личности, а также как члена общества. Отдавая дань значению образования, известный русский ученый нашего времени, директор Института молодежи И. Ильинский пишет: "Личность нельзя сформировать самыми хорошими лекциями, с помощью самых совершенных компьютеров. Личность можно только воспитать, а воспитание в его новом, нынешнем современном (модерн!) понимании является не чем иным, как созданием условий (опять условий!) для самовоспитания" [10, 24]. Проблема воспитания гражданина имеет давнюю и большую историю. Так, во времена античности доминирующими были две идеи воспитания. Известный философ Сократ утверждал, что основу воспитания составляет гражданское воспитание, а Антисфен Афинский отстаивал традиции так называемого свободного воспитания. Среди этих двух направлений доминировало первое, ибо оно наиболее эффективно позволяло согласовать интересы личности и общества. Знаменитый философ древности Платон в своих "Диалогах" обращал внимание на то, что целью воспитания является такое влияние на человека, в результате которого он с детства страстно желал бы и стремился стать совершенным гражданином. Говоря о необходимости гармоничного развития человека-гражданина, Платон указывал на единство трех начал в воспитании — политического, правового, морального [20, 7.5]. Позже идеи гражданского воспитания личности развивали Аристотель, Ж.-Ж. Руссо, Т. Кампанелла, К. Гельвеции, П. Гольбах, Н. Костомаров, К. Ушинский, а в советское время — А. Луначарский, д. Горький, А. Макаренко, В. Сухомлинский, другие ученые, писатели, педагоги, общественные и государственные деятели. Конечно, в классовых обществах не обходилось и без некоторых выгодных особенностей в трактовке понятия, определении целей и сущности гражданского воспитания. Так, пролетарский писатель А. М. Горький считал, что целью воспитания гражданина во многом является борьба с унаследованной от прошлого психологией "маленького человека". А. С. Макаренко отстаивал идею воспитания гражданина в коллективе и через коллектив и т. п. При всех возможных модификациях коммунистической идеологии основным стержнем системы обучения и образования, профессиональной подготовки, организации трудовой деятельности, воспитания молодежи в течение более восьмидесяти лет был коммунистический идеал.. Отказ от такового был объективно обусловлен, однако нового ни в одном обществе посттоталитарного периода пока сформировать не удалось. Есть только определенный набор идей — о демократическом, высокоразвитом обществе с рыночной экономикой, высоким уровнем жизни и обеспечения потребностей граждан, их социальной защиты. Более того, сегодня в иерархии ценностей граждан ощутимо дает о себе знать предпочтение материальных ценностей по сравнению с духовными. Так, если в ходе социологических исследований 1987—1988 гг. к высшим ценностям материальные отнесли 26% из числа опрошенных юношей и девушек, то в 1991 г. — почти в два раза больше — 58% [15, 167]. Кризис духовно-теоретических, нравственных и жизненных ценностей в советском обществе, особенно в годы так называемой "перестройки", привел к тому, что углубился и ощутимо дал о себе знать не только кризис в образовании, но и кризис поколений вообще. Этот кризис имеет место и сегодня, в период формирования новых государств — бывших союзных республик СССР. Среди многообразия причин, которые его обусловливают, следует прежде всего назвать уменьшение количества субъектов воспитательного процесса. Ранее в Украине их было от 10 до 15, сегодня — единицы. Многие социальные институты, которые занимались воспитан, ем детей, молодежи в школе, по месту жительства, на производстве, утратили или значительно уменьшили свое влияние на формирование личности молодого гражданина! Во многих странах вопрос о воспитании — это вопрос высокой государственной политики. Приведем в качестве примера действительно высоких требований к воспитанию учащихся школ отрывок из Послания президента США от 04.02.97 "О положении страны" под названием "Образование — это проблема национальной безопасности", в котором записано следующее: "Школа должна воспитывать характер. Мы должны научить наших детей быть достойными гражданами. Мы должны и далее поддерживать порядок и дисциплину, поддерживать те общины, где есть школьная форма, "комендантское время", наказание за прогулы, выдворение из класса учащихся, которые мешают учебному процессу, полная нетерпимость к оружию и наркотикам в школах" [9, 31]. В Украине и других странах переходного периода принципиальное значение имеют уровень и характер воспитания юных граждан, начиная со школы и заканчивая университетом или академией. Неоценимой является роль учителя, преподавателя. Учитель, особенно в младших классах, — во многом не просто воспитатель, а носитель родительских функций, поэтому он должен иметь мотивацию и способности к воспитанию, ибо личность воспитывается личностью, ее примером, воспитательным воздействием. Духовное богатство, гражданственность молодежи создают благоприятные условия для формирования у нее высоких патриотических чувств. Патриотизм — это своеобразное чувство, которое мы относим к эмоциональной сфере личности. Это ее отношение к Родине, Отечеству. Такое чувство является мощным стимулом к соответствующим поступкам, действиям человека. Отдельные авторы (мы также в основном разделяем их точку зрения) считают, что чувство патриотизма проявляется таким образом: • через чувство собственного достоинства; • самореализацию каждого гражданина, его готовность и способность обеспечить экономическое и социальное благосостояние государства; • заботу о сохранении собственного физического, психического и морального здоровья; • создание крепкой семьи, готовность и способность к рождению и воспитанию здоровых детей (воссозданию общества) [8, 31]. Мировой опыт свидетельствует, что у каждого народа исторически складывается своя система не только гражданского, но и патриотического воспитания. "Патриотизм — это любовь к обществу, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам" [25, 467]. Можно сюда добавить и такое уточнение В. И. Ленина, что это "... одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств" [13, 190]. Еще несколько лет назад после этой ленинской фразы-дополнения уточняли, что есть два вида патриотизма — буржуазный и социалистический и т. д. Но это уже в угоду коммунистической идеологии. Представляется возможным дать и такое, мало чем отличающееся от приведенного ранее, определение: Патриотизм — это моральный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине, преданность ей, гордость за ее прошлое и настоящее, осознанное желание при необходимости ее защищать. Основой формирования патриотических чувств является национальное самосознание. Именно на основе последнего прежде всего и формируются патриотические чувства. Основными принципами патриотического воспитания молодежи являются: а) единство национального и общечеловеческого, т. е. формирование национального самосознания, любви к родной земле и своему народу, привитие уважительного отношения к наследию, традициям, обычаям всех народов, населяющих данную страну, овладение приобретениями мировой культуры; б) природосоответствие воспитания — учет в процессе воспитания многогранной и целостной природы человека, его анатомо-физиологических, психологических, национальных, религиозных и других особенностей; в) культуросоответствие — осуществление воспитательного процесса в соответствующей родной для подростка или молодого человека культурной среде, в органической связи с историей его народа, родственно-бытовыми, религиозными и другими традициями; г) демократизация — развитие различных форм сотрудничества и взаимодоверия между субъектами воспитания, уважение суверенитета личности, понимание ее запросов и потребностей; д) непрерывность и поступательность — превращение воспитания в процесс, который продолжается всю жизнь человека, обеспечивая непрерывность от родственного дошкольного до воспитания во время учебы и общественно полезного труда; е) этнизация — наполнение воспитательного процесса национальным содержанием, направленным на формирование национального самосознания граждан; ж) гуманизм, призванный утверждать высокое социальное предназначение человека, его честь и достоинство, ценности как личности, право на свободу, счастье, выявление своих способностей. Под патриотическим самосознанием молодежи мы понимаем своеобразное чувственно-волевое состояние личности, которая, самореализуясь по индивидуальным и коллективным принципам, продолжает в сфере социокультурной деятельности общества, государства те материальные и духовные процессы, которые не только обеспечивают ее собственную самореализацию, но и укрепляют политическое устройство, экономический строй, социальную и культурную целостность народа. Последнее требует того, чтобы государство взяло на себя ответственность за предоставление подрастающему поколению возможностей для максимального использования своего творческого потенциала на пользу собственного народа. Реальное состояние патриотических чувств молодежи можно определить по следующим критериям: • наличию у нее системных знаний, представлений, взглядов, научных и художественных понятий патриотической тематики; • степени овладения молодыми людьми национально-культурным наследием, усвоения и осмысления ими общечеловеческих ценностей; • выражению в общественной и политической деятельности патриотических чувств и адекватных им намерений, поступков, поведения; «проявлению в общественной практике деятельности патриотического содержания и направленности, фиксации патриотических намерений и стремлений в общении. В практическом плане патриотическая работа предусматривает наличие различных форм, которые можно сгруппировать в три следующие группы: 1) массовые мероприятия, которые охватывают многочисленную аудиторию слушателей, зрителей, участников; 2) групповые акции, которые объединяют молодежь на основе одинаковых интересов; 3) индивидуальная воспитательная работа с молодежью, направленная на формирование у нее патриотических чувств. Среди многообразия различных форм патриотического воспитания молодежи можно назвать такие: • участие молодежи в различных формах краеведческой работы; • привлечение юношей и девушек к различным акциям-маршам, собраниям, форумам и т. п., посвященным защите мира, праздникам своего народа, государства, края; • организация молодежной дипломатии, цель которой — объединить молодежь вокруг патриотических идей для решения тех или иных социально-экономических и политических проблем; • расширение поисковых исследований, участие юношей и девушек в работе музеев, театров, историко-литературных центров, объединений, творческих союзов и т. п. В целом система патриотического воспитания может и должна базироваться на развитой структуре гражданских акций и мероприятий, которые в своем большинстве предусматривают массовость и коллективизм. Патриотическое воспитание — это целенаправленный, непрерывный процесс социализации личности, результатом которого является объединение национального самосознания и государственного мировоззрения, эмоциональное, чувственное, деятельностное и волевое служение народу и государству. Патриотическое воспитание призвано сформировать определенные качества и черты характера, которые являются затем основой специфического образа мышления, побудительными стимулами к действиям и поступкам молодого человека. Авторы фундаментальной монографии "Воспитание гражданина", украинские ученые, педагоги называют такие из них: • патриотическое самосознание, гражданская ответственность и мужество, общественная инициативность и активность, готовность трудиться для расцвета Родины, защищать ее, поднимать и укреплять международный авторитет; • уважение к Конституции, законам Украинского государства, принятым правовым нормам, сформированная потребность в их соблюдении, высокое правосознание; • совершенное знание государственного языка, постоянная забота о повышении его престижа и функционирования во всех сферах общественной жизни и быта; • уважение к родителям, своей родословной, к традициям и истории родного народа, осознание своей принадлежности к нему как его представителя, наследника и продолжателя; • дисциплинированность, трудолюбие, упорство, творчество, чувство заботливого хозяина своей земли, забота о ее природе, экологии, • физическое совершенство, моральная чистота, высокая художественно-эстетическая воспитанность; • гуманизм, уважительное отношение к культуре, традициям других народов, населяющих Украину, высокая культура межнационального общения [5, 6]. Специалисты в области патриотического воспитания различают патриотические и национальные чувства, считая, что объектом национальных является собственный этнос, независимо от места его расселения, а патриотические чувства отражают привязанность к родной земле, месту рождения и проживания, к Родине. Сами по себе патриотические чувства гражданина не должны быть созерцательными, ограничивающимися только некими пассивными реакциями и симпатиями. Важны чувства, побуждающие человека к позитивной деятельности во благо и себя, и общества, Родины. Французский психолог Ле Бон в свое время ввел термин "военный дух нации", имея в виду активное эмоциональное начало, действенность патриотизма. Многие лидеры национализма, национал-демократизма придавали такому началу в процессе воспитания нации непреходящее значение. "Там, где этот дух угасал, ослабевал или исчезал, — писал С. Петлюра, — приходила прострация, угнетение, и нации легко становились добычей в руках соседа, чужеземца вообще, который превышал их силой своего военного духа" [19, 294]. Ссылаясь на многочисленные данные исследований, анализ, наблюдения, можно оптимистично констатировать, что в украинском обществе в целом есть хорошие основания для формирования у молодежи высокого национального сознания, политической культуры. Подтверждением этому является прежде всего постоянно растущее количество приверженцев идеи Украины как самостоятельного, соборного, демократического, правового государства. Растет при этом количество молодых интерналов, т. е. юношей и девушек, которые берут на себя ответственность за все, что происходит в государстве, а не обвиняют его, различные государственные институции или общественные организации. Растет и число молодых людей, которые гордятся своей принадлежностью к гражданам Украины. Так, в 1997 г. среди опрошенных молодых людей таких оказалось 61,4%, а в отдельных областях — еще больше (в Тернопольской области, например, 86%) [21, 95]. Однако все же абсолютизировать полученные данные нельзя, особенно когда рассматривается проблема действенности гражданских, патриотических чувств молодежи. Согласно данным указанного опроса молодежи, только каждый второй готов защищать свою Родину в случае войны, 11,4% не будут этого делать и еще 41,6% не определились относительно этого вопроса [21, 96\. Существенным показателем достаточно высокого уровня гражданской зрелости молодежи является ее участие в различных референдумах, опросах общественного мнения, избирательных кампаниях и отношение к ним. Достаточно сказать, что в выборах в Верховную Раду Украины (март 1998 г.) приняло участие более 60% молодых людей (до 28 лет), имеющих право голоса. Вместе с тем во многих странах переходного периода молодежь все же недостаточно представлена в органах власти, государственной службы, политических, общественных структурах. Так, в Украине среди государственных служащих молодежи в возрасте до 30 лет не больше 15% [16, 13]. Весьма характерно то, что сегодня молодые люди в большинстве посткоммунистических стран переходного периода практически не разделяют мировоззренческих ориентации ортодоксальной (комму нистической, социалистической) окраски, хотя чисто патерналистские, уравнительные тенденции достаточно ощутимо просматриваются в мировоззренческих ценностях современной молодежи. И хотя по давляющее большинство молодых людей свободу, демократию счи тают ценностями высшего уровня, а некоторые юноши и девушки именно в них уже нашли свою духовную и моральную опору, весь ма тонким является слой тех, кто сущность, смысл своей жизни видит в одновременном удовлетворении собственных ин тересов и потребностей и в служении общепризнанным ценно стям — государству, Родине. ( Политические, мировоззренческие ориентации молодежи в странах переходного периода в целом идеализировать не следует. Так, при всем, казалось бы, положительном отношении многих молодых людей к становлению Украины как самостоятельного, демократического государства две пятых из числа опрошенных в сентябре 1998 г. юношей и девушек заявили, что они хотели бы родиться и жить в другой стране, не желали этого 36% респондентов, не определились по этому вопросу 23%. При этом наибольшей популярностью среди других стран у молодежи Украины пользуются США (28%), Германия (14%), Франция (7%), Россия (6%). Каждый шестой из опрошенных вообще не смог назвать конкретную страну, где бы он хотел родиться и жить, что свидетельствует о том, что он желает жить где угодно, лишь бы не в своей собственной стране [6, 73—75]. Национальное самосознание, историческая память, высокая политическая культура будущих граждан Украины и подобных ей государств формируются с детского возраста, а особенно интенсивно — в школе, в процессе изучения истории своей страны, ее культуры, традиций, языка, специальных курсов типа "Украиноведение", других дисциплин. Осмысливая сущность собственного "я", подросток, молодой гражданин должен глубоко уяснить, что его Отечество — это он сам, его род, его семья, его народ. Политически активный, убежденный человек — это тот, кто сознательно вступает в общественно-политическую жизнь, в политику с высокоразвитыми идентификациями участия, достаточно четкими идеологическими ориентациями. Эти ориентации позволяют ему определить свой политический выбор, соблюдая известные правила политической игры. Современной Украине, как и любой стране, крайне необходимы граждане-патриоты, не просто глубоко уяснившие, что такое отечество, государство, нация, национальная идея, право, обязанность и т. п., но способные активно действовать в целях практического преломления этих идеалов в деле государственного строительства. Другими словами, духовность — это не только процесс усвоения, осознания неких ценностей, культурных достижений, исторического опыта, это процесс активного отношения личности к действительности. Человек должен научиться активно пользоваться всеми приобретениями демократического общества и прежде всего таким важнейшим из них, как свобода быть социально активной личностью. Социальная активность бывает со знаком "плюс" и со знаком "минус". Для определения того, "что есть что", следует принимать во внимание суть тех ценностей, которые детерминируют такую активность конкретного человека. Общественная активность личности обусловлена уровнем ее политической культуры. Специалисты в различных областях знаний неодинаково трактуют само понятие "политическая культура". Наиболее приемлемы для нас определения, данные учеными-политологами. Так, известный украинский политолог В. М. Бебик под политической культурой понимает качественное состояние политической жизни общества, которое характеризуется степенью развития правовых, социальных и психических регуляторов политической сферы, способствующих политической социализации личности и политическому поведению субъектов политической деятельности, а также соотношением между ними [4, 19]. При всех различиях в определении сущности политической культуры мы трактуем ее как особую разновидность культуры, способ духовно-практической деятельности и отношений личности, которые отражают, закрепляют и реализуют основные национальные ценности и интересы, формируют взгляды и навыки общественно полезной деятельности. Политическую культуру можно рассматривать в трех аспектах: • как политическую культуру отдельного человека (личности); • политическую культуру отдельных социальных групп, общностей; • политическую культуру общества в целом. Формирование политической культуры человека происходит в процессе его обучения (особенно овладения знаниями в области общественных, гуманитарных наук), разнообразной общественно полезной, политической деятельности. При этом сам по себе интерес к политике не является показателем уровня политической культуры человека. Он находится в прямой зависимости от его политической социализации, т. е. процесса, в ходе которого индивид путем включения в систему конкретных политических отношений усваивает некие политические ценности, приобретает опыт и навыки общественно-политической деятельности, реализует свои знания и опыт в самых разнообразных формах политической жизни общества. Политологи трактуют политическую социализацию как процесс, благодаря которому человек учится мыслить и действовать в соответствии с уровнем усвоения и активного Воспроизведения социально-политического опыта, приобретенного В условиях непосредственного обучения с другими людьми, обществом в целом. В итоге такой социализации человек вырабатывает и осваивает определенные модели поведения, все более осознанно занимается общественной и политической деятельностью. Украинские политологи В. Перебенесюк и И. Бекешкина основными показателями политической культуры граждан считают: • эмоциональное отношение населения к органам власти, партиям, политическим лидерам (уровень удовлетворенности и политического доверия); • политические знания населения, общее отношение к политике, возможность компетентно оценивать политические альтернативы (политическую информированность и компетентность); • участие населения в разнообразных формах общественно-политической жизни (политическую активность и вовлеченность) — в политических партиях, выборах, контактах с представителями власти и оппозиции и т. п.; • политическую эффективность и готовность к социальному протесту; • степень объединения личности с определенными политическими единицами (нацией, государством, партией и т. п.) как своеобразную политическую идентификацию; • уровень терпимости к представителям другой национальности, социальных групп (национальную и социально-классовую толерантность) [18, 4]. В последние годы в Украине, как и в других постсоциалистических странах, наряду с множеством различных губительных привы-' чек среди молодежи наблюдается катастрофическое распространение таких социально значимых болезней, как наркомания, СПИД, алкоголизм, токсикомания. Многие юноши и девушки ведут нездоровый образ жизни. Все это является результатом не только кризисного состояния охраны здоровья или социально-экономической ситуации в целом. В значительной мере это свидетельствует о потере многими молодыми людьми духовности, отклонении от моральных норм поведения. Таким образом, проблема снижения уровня подобных явлений касается не только экономической, но и духовной сферы, сферы утверждения положительных нравственных ценностей в молодежной среде. Особое беспокойство вызывает проблема наркомании в молодежной среде. По данным Украинского института здоровья, количество только официально зарегистрированных наркоманов в 1996 г. по сравнению с 1990 г. увеличилось с 3972 до 12788 чел. Больных наркоманией в 1995 г. насчитывалось 24, а в 1996 г. — 25 на 100 тыс. населения. На начало 1997 г. в Украине на учете состояло 51,5 тыс. наркоманов, а к началу 1998 г. — уже 65 тыс. Возрастает среди молодежи и количество больных венерическими заболеваниями, СПИ Дом. На начало 1998 г., по данным специального медицинского мониторинга, в Украине было выявлено более 29 тыс. ВИЧ-инфицированных молодых людей. Увеличивается количество новорожденных, страдающих этим страшным заболеванием. В результате недостатков в профилактике наркомании, токсико-мании, алкоголизма, СПИДа, снижения количества молодежи, занимающейся физической культурой и спортом, а также двигательной активности населения в последние годы снизился уровень здоровья прежде всего школьной молодежи. Так, по данным Украинского института общественного питания, 36% школьников в Украине имеют низкий уровень физического здоровья, 34 — ниже среднего, 23 — средний, 7 — выше среднего и только 1% — высокий [6, 65]. Ухудшение социально-экономической ситуации в стране не только сдерживает, но и нивелирует духовное становление, формирование общепризнанных в мире мировоззренческих ориентации молодежи, оказывает деформирующее влияние на ее сознание. И потому мировоззренческая парадигма молодого человека может быть оценена как маргинальная, в которой практически уже нет места "старым" ценностным, духовным ориентациям, но пока нет и существенного места "новым". Перечисленные данные свидетельствуют о том, что проблемы девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения молодежи, употребление наркотиков, токсинов, алкоголя в последнее время стали наиболее острыми социальными проблемами, требующими общегосударственного внимания. Их можно решить посредством не только пропагандистской, профилактической и предупредительной работы, но прежде всего путем улучшения духовного воспитания будущих граждан. Существенным препятствием для формирования "цивилизованных" духовных ценностей молодежи является некоторая неопределенность в идеологических основах государственного строительства относительно общественного идеала новой Украины, системы новых ценностных ориентации как с учетом общечеловеческих ценностей, так и тех, которые связаны с менталитетом, традициями, культурой, духовным наследием нашей украинской нации, народа. Для преодоления такого препятствия предстоит изменить не только внешние составляющие влияния на мировоззренческие ориентации (материальные, социальные), но и внутренний мир личности в целом. Последнее — крайне сложный, длительный процесс, зависящий не только от внешних факторов, но и от воли, готовности, желания и способности самих молодых людей воспринимать новые духовные и моральные ценности. РЕЗЮМЕ 1. Формирование духовных ценностей современной молодежи во всех странах переходного периода осуществляется сегодня в сложных и неоднозначных условиях. Переход к новым, рыночным условиям хозяйствования не просто привел к существенному падению уровня жизни всего населения и молодежи в частности. Ощутимо дал о себе знать сегодня образовавшийся духовно-идейный вакуум, связанный с кризисом системы социальных ценностей и недостаточным освоением гражданами нового социально-духовного состояния. 2. Отсутствие обоснованного и четко определенного социального идеала, определенной системы воспитательного воздействия на молодого человека порождает духовную апатию, уменьшает социальную активность юношей и девушек. В целом в молодежной среде постепенно теряются такие высокие общечеловеческие ценности, как Честь, Доброта, Гуманизм, Сочувствие другим людям. Многие молодые люди отдают предпочтение не духовным ценностям, а ценностям частной жизни и материальному благополучию. На бытовом уровне, в повседневной жизни дают о себе знать проявления равнодушного отношения к традиционным, особенно национальным культурным ценностям, а растет интерес к бесполезным развлечениям. Как следствие бездуховности — превалирующее значение среди достаточно большой части молодежи потребительских настроений, употребление алкоголя, наркотиков, склонность к проституции, правонарушениям, преступлениям, увлечение псевдорелигиозными культами. 3. На этапе переходного периода в развитии стран состояние социально-мировоззренческих, духовных ориентации можно определить как "маятниковое" (колеблющееся, нестабильное, ситуационное, переходное). Ему присущи как открытый отказ от старых, а иногда и от новых ценностей, так и политический нигилизм, повышенная критичность, авторитарные настроения, тяга к сильной власти при сохранении в целом демократических основ общественного развития и т. п. 4. Переход украинского общества к новым экономическим отношениям не только привел к падению жизненного уровня населения, в том числе и молодежи, но и сопровождается существующим в молодежной среде идейно-духовным вакуумом, связанным с кризисом старой системы социальных ценностей и недостаточным освоением юношами и девушками нового социально-духовного состояния. Отсутствие в условиях переходного общества у молодого поколения идеала не только порождает духовную апатию, но и существенно снижает общественно-политическую активность молодых людей, т. е. происходит резкое сокращение их участия в общественных формах культурной жизни. 5. Формирование духовных ценностей личности происходит в сложных условиях сопоставления их с общественными нормами и ценностями. Часто при этом возможны несоответствия таких ценностей, а то и достаточно острые и ощутимые конфликты. 6. Решая проблему духовного развития молодежи, следует постоянно учитывать, что центральной задачей является социализация личности. Необходимо сформировать новый тип гражданина. Он должен быть не только гармонично развитой личностью, но и достаточно автономным по отношению к государству (иными словами, наделенным правом и обладающим способностью определять свою общественную судьбу куда более самостоятельно и осознанно, нежели в прошлом). 7. Общество и государство в целях наиболее эффективной социализации молодежи призваны обеспечить свободу личности, т. е. вольное и независимое проявление субъектом свойственных ему черт и качеств (интеллектуальных, эмоциональных, волевых) в процессе обучения, социально-политической и производственной деятельности. 8. Решение проблемы формирования у молодежи новых духовных ориентации, основанных на демократических началах, непосредственным образом связано с формированием у юношей и девушек высокой политической культуры, культуры демократии, а в конечном итоге — обеспечением действенной политической социализации молодых граждан. При этом, отказавшись от ранее существовавшей заидеологизированной системы воспитания, предстоит перейти к такой, которая основана на высоком уровне демократии и индивидуальной свободы личности. Речь идет также о необходимости не просто смены духовных, мировоззренческих ориентиров молодых людей, но и об изменении основных принципов воспитания молодежи. Ныне абсолютно недопустимы нравоучительство, менторство, давление идеологическими догмами, стереотипами. Вся воспитательная работа должна строиться на основе глубокого уважения к личности ребенка, подростка, молодого человека, а также приоритета личностных, общегуманистических ценностей над политическими, партийными и групповыми интересами. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|