Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ




Разнообразную практическую социальную помощь молодежи призваны оказывать создаваемые в городах и районах социальные службы для молодежи.

В соответствии с перечисленными выше целями и задачами социальной работы в Украине создана система социальных служб, объединяющая около 400 центров: Украинский республиканский, областные, городские и районные центры социальных служб, в которых работают тысячи психологов, социальных педагогов, социологов, юристов, врачей-консультантов, других специалистов по профилактической, пропагандистской и воспитательной работе.

Социальные службы для молодежи — это специальные учреждения, которые оказывают ей социальные услуги и социальную помощь [1, 170].

Впервые понятие "социальная служба для молодежи" появилось в 1991 г. в Законе СССР "Об общих началах государственной молодежной политики в СССР", который в связи с развалом Советского Союза практически так и не успел вступить в действие. В упомянутом Законе социальная служба для молодежи была определена как составная часть государственно-общественной системы социальной службы и строилась на общих с ней основаниях. Такие службы действуют в Российской Федерации в структуре министерств социальной защиты населения, здравоохранения и медицинской помощи, образования, культуры и т. п. К 1994 г. в России наряду с социальными службами для молодежи, создаваемыми по государственной линии, начали появляться и общественные социальные службы [3, 200-202].

Согласно Закону Украины "О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине" от 5 февраля 1993 г. социальные службы в нашей стране создаются Министерством Украины по делам молодежи и спорта (ныне его преемником — Министерством Украины по делам семьи и молодежи) совместно с другими центральными органами исполнительной власти, Советом Министров Автономной Республики Крым, местными органами государственной исполнительной власти и объединениями граждан.

Социальные службы для молодежи, в какой бы стране они ни функционировали: «'

а) предоставляют молодым людям информационную, правовую, психолого-педагогическую, медицинскую и другие формы социальной помощи;

6) реализуют необходимые мероприятия с целью предупреждения негативных явлений в молодежной среде (правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, проституции и т. п.) и их преодоления;

в) осуществляют социальную опеку отдельных категорий молодежи, в частности инвалидов, детей-сирот и т. п. В целом социальная работа в любой стране координируется многими государственными структурами. Так, в Украине в соответствии со своей компетенцией ею занимаются министерства по делам семьи и молодежи, труда, образования, культуры, охраны здоровья, социальной защиты населения, внутренних дел, государственные комитеты по физической культуре и спорту, туризму и другие ведомства. Деятельность социальных служб для молодежи в Украине организуется в соответствии с Типовым положением о таких службах, утвержденным специальным Постановлением Кабинета Министров Украины от 13 августа 1993 г. № 648.

В данном положении, в частности, значится, что социальные службы для молодежи объединяют центры, осуществляющие комплексное социальное обслуживание молодежи, и специализированные социальные учреждения: приюты для несовершеннолетних, агентства и бюро содействия занятости молодежи и т. п. Определены также особенности создания и функционирования центров, их функции, механизм работы.

Особый интерес представляют следующие права социальных служб:

• получать от учреждений, организаций, предприятий независимо от их подчиненности и форм собственности имеющуюся информацию по вопросам социально-экономического положения молодежи, в том числе от государственной службы занятости о наличии свободных рабочих мест;

• проводить на предприятиях, в учреждениях и организациях социологические исследования по проблемам молодежи;

• представлять интересы отдельных молодых людей (молодых семей) в их отношениях с предприятиями, учреждениями, организациями;

• предоставлять в установленном порядке разовую материальную помощь молодым людям, которые в ней нуждаются;

• выступать учредителями или соучредителями хозрасчетных организаций, способствующих реализации задач социальных служб для молодежи;

• предоставлять в установленном порядке предприятиям, учреждениям и организациям по договорам платные услуги по информационно-методическому обеспечению их деятельности относительно социального обслуживания молодежи с перечислением полученных средств на счета центров. Перечень платных услуг, порядок их предоставления и расходования полученных денег устанавливается Министерством по делам молодежи и спорта (ныне — Министерство Украины по делам семьи и молодежи) [10, 65].

В структуре центров социальных служб для молодежи (ЦССМ) в Украине действуют Украинский республиканский (подчиняется Министерству по делам семьи и молодежи), республиканский (подчиняется правительству Автономной Республики Крым), областные, Киевский и Севастопольский городские центры.

Все центры (областные, Киевский и Севастопольский городские) в вопросах оперативного управления находятся в ведении соответствующих госадминистраций, а по организационно-методическим вопросам подчинены Украинскому республиканскому центру социальных служб.

Городские и районные центры подчиняются соответственно органам управления по делам молодежи государственных администраций, исполкомам местных Советов народных депутатов (по вопросам оперативного управления) и вышестоящим центрам социальных служб для молодежи (по организационно-методическим вопросам).

Финансирование центров социальных служб для молодежи осуществляется из государственного, местных бюджетов, молодежных фондов, а также из других источников.

Социальную работу с молодежью в школах, других учебных заведениях, по месту жительства, в творческих объединениях, центрах должны вести специально подготовленные социальные работники. "Социальный работник — это посредник в разных сферах социальной помощи семье, отдельным ее членам, группам людей, в том числе детям, молодежи, людям пожилого возраста, инвалидам и больным, а также во всех видах общей социальной поддержки населения" [6, 87].

Статус специалистов по социальной работе устанавливает Министерство труда Украины совместно с Министерством Украины по делам семьи и молодежи. Характерно, что на работу в системе социальных служб принимают работников, имеющих соответствующее образование и профессиональную подготовку. За ними сохраняются профессиональные льготы, установленные законодательством.

Социальная работа с молодежью имеет четко определенную адресность. В данном случае принимаются во внимание такие факторы:

а) возрастной показатель граждан, которым оказывается социальная помощь и поддержка (15—28 лет в соответствии с Законом Украины "О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине" от 5 февраля 1993 г.);

б) основные сферы жизнедеятельности молодежи (учебные заведения, место работы, проживания, отдыха);

в) наиболее актуальные и типичные социальные и психологические проблемы молодежи (например, правовая защита юношей и девушек, жизненное самоопределение, приобретение про-

^ фессий, трудоустройство, профилактика дивиантного поведения, сексуальные и психологические проблемы и т. п.);

г) основные категории молодежи, на которые сориентирована социальная работа (учащиеся школ, училищ, служащие, рабочие, дети и молодежь из многодетных, неполных и неблагополучных семей, сироты, инвалиды и т. п.

Таким образом, в дополнение к ранее сделанному определению можно добавить, что социальная работа с молодежью — это определенный комплекс правовых, организационных, материальных и кадровых условий, которые в совокупности создают для каждого молодого человека реальные возможности конкретной и необходимой помощи и оказывают ему содействие в основных сферах его жизнедеятельности.

В современной социологической науке и практике обеспечения социализации молодежи обозначились несколько различных концептуальных подходов к формированию и деятельности социальных служб для молодежи:

• деятельностный (московские ученые С. Алещенок, В. Луков), в соответствии с которым задача социальных служб — оказание прежде всего срочных социальных услуг молодежи; ^^^

• социальной работы (украинские ученые И. Лавриненко, Г. Хору-жий), предполагающий, что в системе социальной работы социальные службы являются организационно-функциональными структурами;

• социально-политический (украинские политик А. Матвиенко и бизнесмен В. Барабаш), согласно которому социальные службы прежде всего являются средством реализации социальной политики государства;

• социализационный (украинские социологи А. Годлевский, А. Яременко), в соответствии с которым смысл деятельности социальных служб состоит именно в осуществлении процесса социализации молодежи.

Не отрицая правомерности первых трех утверждений, отметим, что, по сути, наиболее объемным и точным является четвертый концептуальный подход к определению сущности социальных служб, их предназначения. К тому же он фактически включает и три предыдущих. Рассматривая их в совокупности, Н. Салабай и Н. Лукашевич отстаивают адаптивно-социализационную концепцию создания и деятельности социальных служб. Сущность такой концепции в том, что социальные службы помогают молодым людям реализовать их адаптивные потребности, когда у них возникают сложности в преодолении новой для данного индивида жизненной проблемы [8, 124— 134]. Постепенно в ходе социализации в человеке формируется индивидуальный адаптивный механизм, позволяющий ему успешно осваивать все новые и новые жизненные ситуации.

Центры социальных служб ведут разнообразную работу, которую в целом можно свести к нескольким сгруппированным функциям:

1) разработка и реализация совместно с органами государственного управления по делам семьи и молодежи различных программ социального обслуживания и социальной помощи подросткам и молодежи;

2) организация рекламно^информационной, консультативной помощи молодежи по вопросам учебы, профессиональной подготовки, трудоустройства, охраны здоровья, отдыха и оздоровления, а также непосредственно деятельности социальных служб;

3) политико-правовое консультирование молодежи по вопросам прав и обязанностей в обществе, своего жизненного устройства;

4) создание центров труда, центров молодежи, бюро добрых услуг, "телефонов доверия", молодежных бирж, агентств, проведение социально-психологического консультирования, различных тренингов, занятий с подростками, молодежью, молодыми семьями;

5) проведение различных исследований, опросов общественного мнения молодежи;

6) целенаправленная работа среди молодежи с отклонениями в поведении, страдающей наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом, табакокурением;

7) организация различных акций, мероприятий профилактического, развлекательного, досугового и оздоровительного характера;

8) оказание разовой материальной помощи молодым людям, молодым семьям.

Анализ основных направлений деятельности центров социальных служб для молодежи дает возможность сделать выводы относительно реальных потребностей молодежи в социальных услугах, установить их иерархию. По мере снижения потребности они выглядят следующим образом:

• консультации специалистов центров социальных служб (психологов, юристов, наркологов, сексопатологов) — 81%;

• помощь в устройстве на работу — 74%;

• консультирование, патронаж и организация помощи инвалидам, сиротам, бывшим воинам-интернационалистам, другим категориям социально незащищенной молодежи — 55%;

• организация и проведение массовых культурных мероприятий для молодежи (выставок, фестивалей, концертов, гуляний и т. п.) — 50%;

• создание клубов по интересам, организация кружков, секций, дру- ' гих учреждений культуры и объединений по интересам — 48%;

• создание клубов знакомств — 37%;

• организация и проведение массовых спортивных мероприятий — 36%;

• организация и проведение научных конференций, семинаров, "круглых столов" и др. — 27%;

• совместная деятельность с молодежными организациями — 23%.

Вполне объяснимо, что перечисленные услуги, их важность для молодежи обусловлены прежде всего актуальностью тех жизненных проблем, с которыми непосредственно и повседневно сталкиваются молодые люди.

Практическая деятельность центров социальных служб для молодежи в Украине во многом связана с реализацией комплексных научных и прикладных программ, которые имеют как общенациональный, так и региональный (местный) характер.

К общенациональным программам относятся Государственная программа борьбы с преступностью, Национальная программа противодействия злоупотреблению наркогенными веществами и их незаконному обороту на 1994—1997 гг., Программа занятости населения на 1997—2000 годы, Национальная программа профилактики СПИДа на 1997 г., Национальная программа "Дети Украины" и др.

Региональные (областные, районные) программы крайне разнообразны и выделяют особенности молодежных проблем, нерешенных вопросов на местах. Так, в Автономной Республике Крым реализуются программы "Росток" (для несовершеннолетних подростков), "Подросток без наркотиков", "Профилактика отрицательных явлений в молодежной среде". Специальные программы в республике посвящены работе с допризывной молодежью, журналистами, молодыми учителями.

В Винницкой области центры социальных служб для молодежи работают над реализацией программ "Предупреждение насилия", "Организация отдыха и профессиональная ориентация женской молодежи", "Молодежная биржа труда", "Рыцарский турнир". С 1997 г. в г. Виннице работает клуб "Гарт", в котором есть такие направления: культура общения, между нами, девушками, психосексуальное развитие личности, профилактика наркотизации, право и мы, валеология.

Центры социальных служб Днепропетровской области реализуют такие программы: "Доверие молодежи — надежда государства" (информационная программа), социальная реабилитация несовершеннолетних и молодежи, которая освобождается из мест лишения свободы, социально-психологическая помощь женской молодежи с особенными проблемами, "Семейная академия" (работа с разными категориями семей), "Отзвук" (профилактика наркомании, СПИДа и венерических заболеваний), "Камертон" (социально-психологическая и медико-социальная помощь военнослужащим и их семьям) и др. Всего только для работы с семьями в области предназначены шестнадцать программ.

Оригинальные программы осуществляют центры социальных служб Донецкой, Киевской, Одесской и других областей Украины, г. Киева. Особенно показательной в этом плане является деятельность Киевского городского центра социальных служб для молодежи, который ежегодно реализует около 80 специальных программ.

Интересно работает "Общественная приемная Социальной службы для молодежи г. Киева". При поддержке представительства ООН

в Украине, Национального комитета борьбы со СПИДом, Украинского центра профилактики и борьбы со СПИДом действует специальный центр взаимопомощи ВИЧ-инфицированным "Мы с вами".

В результате совместной деятельности Социальной службы для молодежи Киевской городской администрации и Представительства ЮНИСЕФ в Украине реализуется проект "Поддержка деятельности Координационного Совета по профилактике кризисных явлений среди детей и молодежи в Киеве".

Социальная служба для молодежи г. Киева накопила интересный опыт работы в самых разнообразных направлениях, в том числе в подготовке социальных работников, волонтеров и лидеров, активистов детских и молодежных организаций, молодых людей, склонных к социальной, педагогической, воспитательной работе.

В целом анализ разнообразных программ, над реализацией которых работают центры социальных служб для молодежи в Украине, дает возможность сделать вывод, что основными из них являются такие:

• социально-психологическое консультирование, информационная помощь молодежи;

• телефоны доверия;

• социальная опека, помощь детям-сиротам;

• социальная поддержка детей-инвалидов, молодых инвалидов;

• разнообразная работа с подростками (профилактика правонарушений, организация отдыха, помощь молодым людям в творческой деятельности, повышение их адаптивных возможностей);

• поддержка и содействие молодежному предпринимательству; * • социально-психологическая помощь семье;

• содействие молодежной занятости;

• работа с женской молодежью;

• работа с молодыми наркоманами, алкоголиками и их семьями;

• правовое обучение.

Предметный анализ сущности и особенностей разнообразных программ, реализуемых центрами социальных служб для молодежи в Украине, изложен в специальном сборнике "Соц1альна робота з мо-лоддю в Украш|" [9].

Сегодня в Украине насчитывается более 14 млн семей, 12 млн детей. Около 8% общего количества семей составляют молодые семьи, 13% — неполные семьи, в которых воспитывается около 2,5 млн детей.

Сложная жилищная проблема в Украине в наибольшей степени отражается на условиях жизни молодых семей. Сейчас, как и на протяжении последних десятилетий, ситуация складывается так, что большинство семей могут получить жилье, отдельные квартиры только по окончании молодежного возраста, возраста активной деторожда-емости. В 1998 г. на момент регистрации брака собственное жилье имели только около 12% молодых семей, две трети жили с родителями или родственниками, остальные — в общежитии или снимали жилье у частных лиц.

В современных условиях, особенно в городах, совместное проживание нескольких семей в одной квартире все более становится источником социальной, психологической напряженности, не содействует ни стабильности брака, ни росту рождаемости.

Обеспечение эффективной стратегии социально-экономического и демографического развития государства невозможно без решения не только сугубо молодежных проблем (15—28 лет), но и проблем детей, молодой семьи, женщин. Очень острой для Украины в последние восемь лет оказалась ситуация в сфере семьи и брака. Постоянно ухудшается благосостояние, снижаются уровень жизни семьи, ее детородная и воспитательные функции, заметно снизилась рождаемость, возросла смертность.

Поэтому вполне закономерно, что в системе социальной работы, кроме центров социальных служб для молодежи, действуют более 700 специальных служб по делам несовершеннолетних, около 60 приютов для несовершеннолетних, 80 домов семейного типа, различные центры семьи, детей и подростков. К деятельности перечисленных институций социальной работы, кроме социальных служб, педагогов, социальных работников, непосредственное отношение имеют молодежные, детские, женские общественные организации. Они ведут разнообразную работу с детьми-сиротами, инвалидами, многодетными, молодыми неполными семьями, молодыми людьми, отбывшими заключение за допущенные нарушения законности и правопорядка.

Надо отметить, что проблемы предупреждения, в частности, детской преступности, профилактики правонарушений в Украине достаточно обстоятельно изучены и проанализированы. Так, В. М. Оржеховская подготовила фундаментальную монографию "Профтактика правопо-рушень серед неповнол!ТН1х" [5]. В ней рассмотрены основные педагогические проблемы воспитания учащихся в современный период развития общества, система работы по профилактике правонарушений

на основе гуманизации современной школы, а также формы и методы профилактики правонарушений учащихся и др.

Положение детей в Украине глубоко и всесторонне анализируется в ежегодном докладе "О положении детей в Украине", готовящемся Министерством Украины по делам семьи и молодежи, Украинским институтом социальных исследований.

Очень большое значение для организации всей социальной работы с молодежью имеет подготовка кадров социальных работников и социальных педагогов, психологов, юристов, специалистов других квалификаций.

Профессия социального работника во многих странах переходного периода сравнительно нова. Таких специалистов готовят в университетах, педагогических институтах на факультетах социальной педагогики, социологии, социальной работы, социальной психологии, на отдельных юридических факультетах.

Пока ни статус, ни функциональные обязанности социальных работников четко не определены, хотя их обязанности отличаются прежде всего своей гуманистической направленностью, необходимостью вселять надежду, помогать, сопереживать и поддерживать тех, с кем они работают, общаются, решают совместные жизненно важные задачи.

Необходимость объединения усилий социальных работников, обмена и умножения опыта, выработки более прогрессивных, результативных методик в целях дальнейшего развития теории и практики социальной работы привела к созданию в 1992 г. Украинской ассоциации социальных педагогов и специалистов по социальной работе.

Профессия социального работника имеет следующие базовые характеристики:

• способность вести индивидуальную целенаправленную воспитательную, профилактическую работу, обеспечивать допустимое и разумное посредничество между личностью, семьей и обществом, определенными государственными и общественными институциями (структурами);

• умение влиять на общение, взаимоотношения между людьми, ситуацию в микросреде и макросоциуме, побуждая человека к общественно полезной деятельности;

• способность соучаствовать, сопереживать человеку, строя взаимоотношения с ним на основе равенства и диалога.

Другими словами, кроме высшего образования, профессиональной подготовки, социальный работник обязан обладать ярко выраженными гражданскими качествами, быть гуманистом.

Немало проблем есть и в области научно-методического обеспечения социальной работы в Украине. Пока специальной литературы на эту тему крайне мало, и практически вся она издается Украинским государственным центром социальных служб для молодежи и Украинским институтом социальных исследований. Многие издания становятся своеобразными бестселлерами, издаются недостаточными тиражами. В числе оригинальных можно назвать, например, монографию А. Н. Моховикова "Телефонное консультирование", в которой с учетом богатого зарубежного и отечественного опыта раскрываются теория и практика оказания экстренной психологической помощи молодежи в форме телефонного консультирования [4].

Социальная помощь молодежи оказывается не только бесплатно, но и на платной основе (определен перечень таких услуг). Характерно, что, по мнению молодежи, бесплатно должны оказываться услуги, касающиеся обучения в школе (71%), пользования дошкольными и внешкольными учреждениями (61%), занятий спортом (55%) [7, 23]. Очевидно, что с переходом к рынку, развитием социальной работы, расширением ее форм и методов это обстоятельство придется также обязательно учитывать.

Надо обозначить и такую важную проблему.

Есть различные точки зрения ученых и практиков относительно стратегических проблем организации и осуществления социальной работы в современной нестабильной Украине. Наиболее приемлемой, на наш взгляд, является следующая.

Социальная работа в обществе переходного периода должна строиться на основе принципа "Помощь для самопомощи" (А. Яременко — социолог, экономист, Украина). Иными словами, цель такой работы — стимулирование молодого человека к самоконтролю, саморазвитию и самореализации своих задатков, способностей, интересов. Потому государство и должно, во-первых, взять на себя обучение и подготовку социальных работников, а во-вторых, стимулировать так называемых свободных носителей социальных услуг для молодежи — социальные службы, центры, фонды, социальных работников, волонтеров.

Социальная работа и социальная поддержка должны осуществляться прежде всего по отношению к тем молодым людям, которые

в силу различных причин и обстоятельств не могут самостоятельно преодолеть возникшие трудности, решить реально возникшие про блемы. '*

Одним из важнейших показателей эффективности деятельности социальных служб для молодежи является переход от массовости охвата молодежи такой работой к работе с конкретным, отдельно взятым подростком.

Кроме того, вся социальная работа с молодежью не может и не должна сводиться лишь к определенным компенсаторным механизмам и мероприятиям. Она должна носить четко выраженный инновационный характер, т. е. вестись в значительной мере за счет участия и инициативы самой молодежи.

Характерно, что в отличие от стран переходного, постсоциалистического типа во многих странах, прежде всего европейских, социальную работу активно ведут так называемые волонтеры, т. е. добровольцы, люди разного возраста и социального статуса.

РЕЗЮМЕ

1. На основе принципиально иной социальной политики в странах переходного периода должна формироваться и принципиально иная система социальной работы, строящаяся как на опыте других стран, накопленном в этой сфере, так и с учетом национальных традиций, конкретных социально-экономических и политических условий, складывающихся в Украине.

Одним из доминирующих принципов социальной работы в демок ратическом обществе должен быть принцип целостности личности, т. е. единства всех сторон личности — природно-биологической, дея-! тельностной и духовной. 1

2. Центральное место в социальной работе с молодежью, детьми, семьей, женщинами занимают различные социальные службы, другие учреждения, цель которых состоит в оказании разнообразной по- < мощи гражданам (прежде всего, молодежи) в их социализации.

3. Создание и организация деятельности социальных служб для молодежи в посткоммунистических странах ныне осуществляется прежде всего по инициативе и при поддержке государства. Вместе с тем есть объективная потребность в том, чтобы создать необходимые правовые, экономические и политические условия для организа-

ции поддержки социальной работы общественными организациями, отдельными гражданами, имеющими способности и желание заниматься этой работой. Необходимо вести речь о создании государственной и негосударственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации социальных работников на основе их профессионального подбора.

4. В целях более эффективной организации социальной работы с молодежью в условиях переходного периода необходимо:

• определение приоритетных направлений разрешения социально-педагогических проблем молодежи на основе анализа современной ситуации в молодежной среде;

• оказание помощи со стороны государства тем государственным органам и социальным институтам, которые непосредственно решают социально-педагогические и психологические проблемы молодежи;

• совершенствование подготовки кадров социальных работников.

5. Отдельно следует сказать о финансовой основе социальной работы. Учитывая, что в условиях переходного периода государство не в состоянии вкладывать большие средства в социальную сферу вообще, очевидно, что из государственного бюджета должны финансироваться только общенациональные программы, такие как "Дети Украины", а также поддерживаться центры социальных служб, службы по делам несовершеннолетних, центры и службы занятости, общенациональные детские, женские, молодежные общественные организации. В большинстве же своем социальная работа должна обеспечиваться из местных бюджетов, фондов и т. п.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных