ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 36. Композиторы французской «Шестерки».«Шестерка» - содружество французских композиторов, сложившееся после первой мировой войны и существовавшее до середины 30-х годов. Представители: Л.Дюрей, Д.Мийо, А.Онеггер, Ж.Орик, Ф.Пуленк, Ж.Тайфер. Идейный вдохновитель - поэт и художник Ж.Кокто, автор манифеста "Петух и Арлекин", в котором ниспровергал эстетику импрессионизма. Значительное влияние композитора Э.Сати. «Шестерка» не представляла собой направления с единой художественной программой, каждый ее член обладал самобытной творческой индивидуальностью, своим стилем. Участников группы сближало стремление к новаторству, к поискам новых принципов композиции. Творчество "Шестерки" оказало существенное влияние на развитие французской музыкальной культуры первой половины ХХ века. Дариус Мийо (1892–1974)
Французский композитор. Смелый новатор, Мийо широко разработал технику политонального письма, т.е. одновременного сочетания в произведении двух и более тональностей. Знаменит своими экспериментами с необычными инструментальными составами и оригинальными ритмическими находками, связанными с обращением к нетрадиционным источникам (американский джаз и бразильский фольклор). Мийо родился 4 сентября 1892 в Экс-ан-Провансе. Учился в Парижской консерватории у К. Леруа (гармония), А. Жедальжа (контрапункт) и Ш. -М. Видора (фуга). Недовольный консерватизмом Леруа, Мийо показал учителю свою сонату, которая настолько разъярила профессора, что студент был изгнан из класса. Однако Мийо пользовался расположением Жедальжа, поощрявшего его композиторские опыты. В юности Мийо возненавидел музыку Вагнера и проникся любовью к опере Дебюсси "Пеллеас и Мелисанда". Поэтому неудивительно, что в первых опусах Мийо заметно сильное влияние стиля Дебюсси. В 1916 Мийо вместе с поэтом и дипломатом П. Клоделем, ставшим послом Франции в Бразилии, отправился в качестве его секретаря в Рио-де-Жанейро. Он заинтересовался бразильским фольклором, народными песнями что впоследствии отразилось в его "Бразильских напевах" (Saudades do Brasil, 1920–1921). После возвращения в Париж в 1918 сотрудничал с Ж. Кокто и с бельгийцем П. Коллером (автором книги о композиторе), вошел в группу музыкантов («Шестерка»). В 1920 сюита Мийо "Протей" (Protee) произвела настоящий скандал, и какое-то время любая премьера Мийо давала повод для публичной шумихи. Мийо, однако, это не смущало, и он продолжал экспериментировать. Первой крупной работой композитора стала опера "Эвмениды" (Les Eumenides, 1917–1922) по трагедии Эсхила (в переводе Клоделя), целиком выдержанная в политональной манере. Для своего времени это было слишком смелое сочинение, и полностью опера была поставлена лишь в 1949. Между тем репутацию Мийо создали другие сочинения – балеты "Бык на крыше" (Le Boeuf sur le Toit, 1919), "Сотворение мира" (La creation du monde, 1923), "Салат" (Salade, 1924) и "Голубой экспресс" (Le train bleu, 1923–1924). Мийо продолжал сочинять оперы; среди них – "Несчастья Орфея" (Les malheurs d'Orphee, 1924), "Эстер де Карпентра" (Esther de Carpentras, 1925), "Бедный матрос" (Le pauvre matelot, 1925) и "Христофор Колумб" (Christophe Colomb, 1930). Оперу "Медея" (Medee, 1938) он сочинил на либретто своей жены Мадлен. Во время Второй мировой войны Мийо эмигрировал в Америку, где стал профессором композиции в Миллс-колледже (Окленд, шт. Калифорния). В последующие годы одна за другой появились десять больших симфоний и две большие оперы – "Боливар" (Bolivar, ор. 236, 1943) и "Давид" (David, ор. 320, 1952). За свою долгую жизнь Мийо написал концерты почти для всех инструментов, в том числе для маримбы соло и для ударных. После войны композитор преподавал композицию одновременно в Парижской консерватории и в Миллс-колледже. Мийо всегда привлекали оригинальные комбинации небольшого числа инструментов, он был мастером тембра и камерного письма, но столь же уверенно композитор справлялся и с большими исполнительскими составами. Среди его сочинений для большого симфонического оркестра – 12 симфоний и несколько фортепианных концертов. В 1949 в Париже вышла автобиография Мийо "Заметки без музыки" (Notes sans musique). В 1972 Мийо был избран членом французской Академии изящных искусств. Умер Мийо в Женеве 22 июня 1974.
Артур Онеггер (1892–1955)
Французский композитор швейцарского происхождения. Родился 10 марта 1892 в Гавре (Франция). Родители Онеггера были швейцарцами, и первоначальное музыкальное образование он получил в Цюрихской консерватории (1909–1911), однако вся дальнейшая его деятельность связана с Францией. Творчество Онеггера относится к современной французской композиторской школе; среди его учителей – А.Жедальж, Ш.М.Видор и В.д'Энди. Уже ранние сочинения Онеггера, созданные под влиянием господствовавшей тогда в музыке стилистики импрессионизма, содержат черты, предвосхищающие зрелую манеру композитора: например, линеарное письмо, сложная, иногда атональная гармония и активный ритм. К 1920 Онеггер приобрел значительную известность и стал лидером творческой группы, получившей название «Шестерки» (по аналогии с «Пятеркой» – так во Франции называли русскую «Могучую кучку»): кроме Онеггера, в группу входили Д.Мийо, Ф.Пуленк, Ж.Орик, Л.Дюрей и Жермен Тайфер. Объединение было не официальным, а чисто художественным и имело целью пропаганду новой музыки, но Онеггер, отвергая некоторые наиболее характерные для его коллег и эпатирующие публику тенденции, в течение короткого времени создал целый ряд оркестровых и театральных произведений, в которых в полной мере проявилась независимость его творческой позиции. Среди них – оратория "Царь Давид" (Le Roi David, 1921) и симфоническая пьеса "Пасифик-231" (Pacific 231). "Царь Давид", оратория для солистов, хора и оркестра, была закончена в 1923. Сильная драматическая выразительность достигается в этом произведении лаконичными, умело отобранными оркестровыми и хоровыми средствами. Пасифик-231 (название модели паровоза из серии «Пасифик 4-6-2») написан в 1923; эта пьеса представляет собой простой по замыслу, но очень удачный эксперимент в области звукоподражания. Многие сочинения Онеггера свидетельствуют о мощи его таланта, которая ослабела лишь в последние годы жизни композитора, когда его здоровье серьезно пошатнулось. Умер Онеггер в Париже 27 ноября 1955. Среди крупных его сочинений – опера на библейский сюжет "Юдифь" (Judith, 1925, вторая редакция 1926), симфоническая поэма "Регби" (Rugby, 1928), кантата "Крики мира" (Les cris de monde, 1932), драматическая оратория "Жанна д'Арк на костре" (Jeanne d'Arc au bucher, 1935) и, наконец, "Симфония трех ре" (Di tre re, 1951). Онеггер много сочинял для театра. В 1951 вышла в свет его автобиография "Я – композитор".
Франсис Пуленк(1899–1963)
Французский композитор и пианист. Родился 7 января 1899 в Париже. Пуленк был в основном самоучкой, хотя в студенческие годы вместо того, чтобы исполнять строгие предписания родителей в отношении его образования, успешно использовал свободное время для занятий по фортепиано и композиции. Настроенный вполне антиромантически, попал под влияние Э. Сати и в 1920-е годы был членом знаменитой французской «Шестерки». Впоследствии Пуленк сохранил верность эстетической программе этой группы и продолжал сочинять добротную музыку, которая, отвергая излишества вагнеровско-штраусовской эры, культивировала простоту, безыскусственность, использовала «мюзикхолльные» мотивы и часто скрывала чувство под маской иронии. Пуленк много писал на тексты современных ему поэтов (Кокто, Элюар, Арагон, Аполлинер и Ануй), а равным образом и на тексты поэта 16 в. Ронсара. Вокальные циклы "Стихи Ронсара" (Poemes de Ronsard, 1924–1925) и "Галантные празднества" (Fetes galantes, 1943) – в числе наиболее часто исполняемых произведений композитора. Пуленк был первоклассным аккомпаниатором при исполнении собственных вокальных сочинений. Блестящее владение фортепиано отразилось в ряде пьес Пуленка для этого инструмента, таких, как "Вечные движения" (Mouvements perpetuels, 1918) и "Вечера в Назелле" (Soirees de Nazelles, 1936). Но Пуленк был не только миниатюристом. В его наследии есть и сочинения крупной формы – например, "Месса" (1937), остроумный концерт для двух фортепиано с оркестром (1932), Концерт для органа с оркестром (1938) и другие удачные хоровые и инструментальные циклы. Пуленк писал также музыку для театра, кино, балета; сочинил две оперы – "Груди Тирезия" (Les Mamelles de Tiresias, 1944) и "Диалоги кармелиток" (Les Dialogues des Carmelites, 1957), а также монооперу "Человеческий голос" (La voix humaine, 1959). Умер Пуленк в Париже 30 января 1963.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|