Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 39. Русская музыкальная культура советского периода.




 

Установление советской власти вызвало коренные перемены в общем строе музыкальной жизни, выдвинуло новые задачи перед всеми деятелями искусства. Русская музыка как наиболее зрелая и развитая заняла ведущее положение в многонациональной музыкальной культуре СССР. Большинство русских музыкантов с первых же дней установления советской власти активно включились в работу по музыкальному просвещению широких трудящихся масс. Важную роль в строительстве советской музыкальной культуры сыграла деятельность русских композиторов старшего поколения – Глазунова, Ипполитова-Иванова, Кастальского, Глиэра, Василенко, Гедике, Гнесина, исполнителей и педагогов – Игумнова, Гольденвейзера, Николаева, критиков и музыковедов – Асафьева, Каратыгина, Оссовского, Яворского, Иванова-Борецкого и др.

Революция 1917 года, выдвинув новые идеи и образы, открыла такие источники обновления музыкального языка как боевая пролетарская революционная песня, получившая массовое распространение после октябрьской революции, и богатый песенный фольклор гражданской войны 1918 – 1920 гг. Обращение композиторов к этим источникам в различных жанрах музыкального творчества вплоть до оперы и симфонии приводило к тому, что механическое цитатное использование революционных песен, не могло привести к созданию законченного и впечатляющего художественного образа. С другой стороны перед советскими композиторами 20-х гг. возникла необходимость определить свое отношение к новым течениям зарубежной музыки, сформировавшимся после Первой мировой войны.

Складывались различные группировки, выдвигавшие свою, часто одностороннюю и ошибочную программу. Наиболее резко противостояли друг другу установки Российской Ассоциации Пролетарских музыкантов (РАПМ – 1923 г.) и Ассоциации современной музыки (АСМ – 1924 г.).

К началу 30-х годов обе организации изжили себя, потеряв ориентиры в современной музыкальной действительности. Был создан Союз советских композиторов, перед которым выдвигалась задача объединения всех творческих музыкальных работников, поддерживающих советскую власть.

Тематика революционных лет нашла отражение прежде всего в песенно-хоровом творчестве. Представители – Васильев-Буглай, Корчмарев, Лобачев и др.

В крупных симфонических формах композиторы стремились осмыслить и обобщить значение происшедших исторических перемен. Основоположником русского советского симфонизма явился Н.Я.Мясковский. В его симфониях с большой силой воплощены образы стихийного революционного подъема народных масс, резко контрастирующие с трагизмом личных переживаний художника. Традиции эпического симфонизма получили свое преломление в симфонии Шапорина 1932 г., которая примечательна как опыт введения в симфонический жанр песен гражданской войны.

Ярким событием было появление Шостаковича-симфониста. Тема революции стала основой его Второй и Третьей симфоний (1927, 1929 гг.). Ипполитовым-Ивановым, Глиэром, Василенко и другими композиторами был создан ряд образов жанрового симфонизма (сюиты, увертюры) на материале многонационального фольклора народов СССР.

К середине 20-х гг. относятся первые опыты создания опер на советскую или историко-революционную тематику. Из-за схематизма образов и недостаточной художественной яркости музыки ни одна из этих опер не удержалась на сцене, хотя в некоторых из них были интересные драматургические и музыкальные находки. Особое место в оперном творчестве того времени занимает гротескно-сатирическая опера Шостаковича «Нос» (по повести Н.В.Гоголя) – смелый новаторский эксперимент молодого композитора. Современная революционная тематика начинала проникать и в балетный жанр. Репертуарным стал балет «Красный мак» Глиэра.

Важное место в советской музыкальной жизни 20-х годов занимало творчество С.С.Прокофьева, который жил в это время за рубежом. Волевой, жизнеутверждающий тонус его музыки воспринимался часто как выражение духа революции. Крупными событиями были премьеры оперы «Любовь к трем апельсинам», Третьего концерта для фортепиано с оркестром и других произведений композитора.

К 30-м годам относятся первые удачи в жанре оперетты, обновление которого происходило на песенной основе. Одно из знаменательных явлений этого периода – возрастающий интерес к жанрам оратории и кантаты. Смелость и оригинальность замысла отличает кантату «К 20-летию Октября» (1937), «Александр Невский» (1938), «Здравица» (1939). Историко-патриотическая тематика получила яркое отражение в симфонии-кантате Шапорина «На поле Куликовом» (1939). Этому произведению присущи некоторые черты оперности. Элементы оперно-драматургического плана свойственны и оратории Коваля «Емельян Пугачев» (1939), которая в последствии послужила основой для оперы того же названия (1942).

Заметные сдвиги происходят в 30-х годах в камерной музыке, которая сближается с симфоническими жанрами. Одним из выдающихся достижений камерно-инструментального творчества является фортепианный квинтет Шостаковича (1940).

Великая отечественная война 1941 -1945 гг. поставила перед искусством новые задачи – отразить героизм борьбы народа против фашистских захватчиков и способствовать мобилизации всех сил для достижения победы. Эту роль выполняла прежде всего песня (А.В.Александров «Священная война» - 1941 г., А.Г.Новиков, Белый, Мокроусов, Соловьев-Седой и др.). Также тематикой ВОВ был пронизан ряд произведений крупной формы (Седьмая симфония Шостаковича, которая звучала в годы войны во многих странах мира как мощный призыв к отпору фашистской агрессии, а также Восьмая симфония Шостаковича - 1943 г., Пятая симфония Прокофьева – 1944 г., 22-24 симфонии Мясковского, Вторая симфония Хренникова).

Атмосфера военных лет нашла отражение и в камерно-инструментальном творчестве Гнесина, Шостаковича, Прокофьева, Шебалина, Кабалевского.

В 50-е годы наряду со старшими мастерами, продолжавшими активно работать, значительный вклад в русскую музыку внесли композиторы молодого поколения. Среди них были Н.И.Пейко, М.С.Вайнберг, В.Н.Салманов и молодежь, делавшая первые шаги в творчестве: Р.К.Щедрин, Б.А.Чайковский, А.Я.Эшпай, В.А.Гаврилин, Б.И.Тищенко, Ю.М.Буцко, С.М.Слонимский и др. В этот период приобрели большую остроту вопросы, связанные с поиском нового музыкального языка. Обилие разнообразных экспериментов – характерная черта советской музыки 50-60-х годов. Во всех жанрах музыкального творчества было создано много интересных и значительных произведений.

В кантатно-ораториальный и хоровой жанры наиболее крупный и оригинальный вклад внес Г.Свиридов. Важными событиями театрально-музыкальной жизни 50-70-х годов были постановки опер Прокофьева и восстановление на сцене «Катерины Измайловой» и «Носа» Шостаковича. Эти классические образцы оперного творчества способствовали повышению требований к художественному качестве новых произведений и установлению верных критериев их оценки. Оперы 50-70-х гг. отличаются многообразием драматургических решений и стилистического строя музыки. Крупнейшие мастера советской музыки обращались в этот период к жанру оперетты. Шостакович создал острый спектакль-обозрение «Москва, Черемушки» (1959), Кабалевским была написана оперетта «Весна поет» (1957). Успешно работали в этом жанре известные мастера советской песни Ю.С.Милютин, К.Я.Листов, Соловьев-Седой, Хренников, Мурадели.

Поиски новых форм и средств воплощения больших значительных идей и образов велись в области балетной музыки (Щедрин «Анна Каренина» - 1972, Петров «Сотворение мира» - 1971, Тищенко «Ярославна» - 1974, Хренников «Любовью за любовь» - 1976, Власов «Асель» - 1967, Эшпай «Ангара» - 1976 и др.).

Творческие достижения русской советской музыки неразрывно связаны с ростом исполнительской культуры. За годы советской власти широкий размах приобрела концертная жизнь, популярными стали опера и балет. В РСФСР на 1978 год работали: 45 музыкальных театров, в том числе 15 театров оперы и балета, 26 симфонических оркестров, 22 профессиональных хоровых коллектива, множество камерных ансамблей различного типа, оркестров народных инструментов, духовых оркестров.

Ведущую роль в развитии советской оперы и балета сыграли Большой театр СССР, Ленинградский театр оперы и балета имени С.М.Кирова, Ленинградский Малый театр оперы и балета, за которым закрепилась репутация «лаборатории советской оперы», Музыкальный театр имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных