ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Выводы по результатам исследования с использованием «Комплексной оценочной методики «Менеджер».Выяснилось, что по свои профессионально- важным качествам все 80 ключевых руководителей производственных структур основного производства вполне отвечают представлениям о грамотном и эффективном менеджере, который и должен работать в условиях рыночной экономики. И поскольку все управленцы формировались в советский период времени по единым канонам, то необходимо признать, что действовавшая тогда система социализации и профессионального образования были вполне успешными, а специалисты – управленцы могли (при обеспечении ряда условий) работать достаточно эффективно, в том числе и на принципах и условиях рынка. Поэтому можно также утверждать, что наше исследование вскрыло типичную картину: и в других крупных производственных организациях многие управленцы в советский период обладали большим потенциалом, который был просто не довостребован. Не было создано необходимых условий для получения мощного негэнтропийного потока, который мог бы в значительной степени приводить к определенному энтропийному балансу в использовании материально-базисной составляющей предприятия (недовостребованность интеллекта, профессионально-творческого потенциала советских линейных менеджеров на всех трех уровнях организации: вещественно-энергетическом, организационно-функциональном и информационном). Это значит и упущение возможностей достижения более высокой экономической, технологической и социальной эффективности производственной организации. Но что же мешало людям с высоким управленческим потенциалом (советским менеджерам) эффективно его использовать (высокоэффективно организовывать управленческие процессы на многих и многих советских предприятиях, которые постоянно «лихорадило» и которые имели массу проблем)? Менеджмент как процесс управления. История советской экономики изобилует множеством свидетельств весьма успешной работы крупных производственных организаций различных отраслей народного хозяйства. Но она знает и массу примеров неудовлетворительного функционирования предприятий. Немалое число подобных неэффективных производств - при целенаправленных усилиях отраслевых министерств и ведомств по улучшению финансирования, материально-технического обеспечения, а также встречной интенсивной работе руководителей организаций и поддержке трудовых коллективов, - выходило из кризисного состояния и работало довольно успешно. В тех отраслях, к которым было особое внимание государства, там не было серьезных сбоев и кризисов. Это предприятия оборонного комплекса, космической и авиационной отраслей, а также немало предприятия легкой промышленности, энергетического машиностроения, строительной отрасли и даже сельского хозяйства. Приведем пример. Социологические исследования, которые были проведены на КрАЗе в 1977-78 гг. показали, что 72% работников в той или иной мере были не удовлетворены содержанием труда; 78% - условиями труда, 63% - взаимоотношениями в производственном коллективе; 84% - системой и размерами оплаты труда; 42% - возможностью участвовать в управлении производством; 65% - своими жилищными условиями; 42% - работой транспорта. То есть, - налицо кризисное состояние. И лишь массированная финансовая помощь и улучшение материально-технического снабжения со стороны правительства страны привели к тому, что предприятие, грамотно воспользовавшись этой помощью, смогло постепенно не только выйти из этого кризиса, но стать ко времени начала горбачевской «гласности» и «перестройки» (1985 - 1987 гг.) одним из лучших предприятий цветной металлургии страны. (Затем и в рыночную стихию оно вошло достаточно уверенно и успешно). Системные организационные кризисы и просто неудовлетворительная работа многих предприятий в СССР в 1960-1980 гг. – это, мы считаем - порождение неудовлетворительной системы управления (или советского менеджмента) более высокого уровня – государственного (в понимании «менеджмента как системы управления» в целом, и «менеджмента как процесса», в частности). Именно он устанавливал действовавшие «правила игры», представая перед любым производственным предприятием зачастую в качестве фактора неблагоприятной внешней среды (если рассуждать с позиций теории организаций). [12] Ученый Р. Лайкерт в свое время установил три типа переменных, определяющих долговременную эффективность организации, в том числе: «причинные», «промежуточные» и «результативные» переменные.[13] В советский период руководство предприятий не имело полномочий: в изменении (даже при острой необходимости) организационной структуры предприятия; диверсификации производства; распоряжения финансовыми средствами «по ситуации», в том числе и в целях повышения результативности применяемого технологического, экономического и социального управления организацией, как предписывают, примеру, принципы антикризисного управления. [14] При неудовлетворительном состоянии «производственного базиса» организации вполне закономерно выглядит и низкая результативность технологического ведения процессов получения продукции: ее количество, качество «на выходе», экономичность, производительность. И здесь обвинения в «низкой производственной культуре» работников конкретной производственной организации, или в якобы «низком качестве трудовых ресурсов», изначально «не способных высокопродуктивно работать и конкурировать с зарубежными рабочими и инженерами», - неуместны. Отсюда вывод: уровень и особенности организационной культуры (в том числе культуры технологической) и методы управления позволяли, в принципе, и в 1960-1980 гг. решать самые сложные технологические задачи на предприятиях. Но - это там, где осуществлялась, прежде всего, постоянная забота работодателя высшего уровня (или менеджмента государственного уровня), в то время это было государство, а не администрация предприятия, о «причинных переменных» и их главном звене – развитии основных и оборотных средств, создании приемлемых объективных предпосылок для решения всех многообразных технологических и социальных задач, которыми озабочен персонал организации. Действия руководства производственных предприятий тех лет, безусловно, отвечали логике и условиям того исторического периода. Накопленные в рыночной экономике опыт, принципы, методы, способы преодоления кризиса организации (антикризисное управление) были в то время на советских предприятиях мало приемлемы или не возможны вообще. [15] Особенности организационной культуры. В современной литературе по менеджменту часто ведется разговор о таких путях развития организационной культуры, как «гуманизация труда», всемерное внимание к «человеческому фактору», о стремлении к обеспечению условий для раскрытия человеческого потенциала, свойственных рыночному обществу. Кроме того, в современных зарубежных переводных учебниках по менеджменту и в новых отечественных учебниках непременно указывают, говоря о «советской эпохе»: а) неудовлетворительное качество трудовых ресурсов, базирующееся на основе «плохого менталитета», различных плохих «вредных привычках» и плохих «негодных традициях»; б) использование трудовых ресурсов лишь (или преимущественно) в качестве средства производства; в) «учет человеческого фактора», «гуманизация труда» и тому подобные управленческие тенденции – это удел лишь «цивилизованных стран», к которым чаще всего авторы учебников Россию относить не желают. Но нам думается, - в таких суждениях есть лишь часть истины. И даже, напротив, полагаем, что действовавшие в советский период (1960-1980 гг .) социальные технологии по формированию, сохранению основ и развитию организационной культуры можно признать наиболее значимыми в социальном влиянии на организационное поведение для подавляющего большинства производственных предприятий. В концепции так называемой «новой философии управления»: западный менеджмент выделяет пять основных направлений [54, с.22]: 1. Замена иерархической организационной структуры сетевой структурой, являющейся основой для разделения полномочий и ответственных по управлению предприятием. 2. Вовлечение наемных рабочих в управление производством гибких форм организации труда. 3. Введение системы гибкого материального стимулирования. 4. Формирование организационной культуры как идеологической базы для участия наемных работников в делах предприятия. 5. Трансформация трудовых отношений в направлении установления партнерских отношений и сотрудничества трудящихся и представляющего их профсоюза, с одной стороны, и руководства предприятия, с другой, в целях повышения эффективности производства. В приведенном перечне, как мы видим, отсутствует задача создания и поддержки на высоком уровне производственно-технологического базиса (технологии, оборудования, информационной системы и т.п.) - или причинной переменной (по Р. Лайкерту). Эта сторона не входит в перечень главных ключевых направлений, т.к. предполагается, по-видимому, что в информационном (постиндустриальном) обществе эти проблемы в основном решены, а дальнейшее повышение результативности технологического и экономического управления в организации эффективнее решать при приоритетном внимании к методам социального управления, социального влияния. «Новая философия управления ориентируется на рабочих и служащих, способных выявлять проблемы, браться за их разрешение, и рассматривает этих работников, составляющих постоянный кадровый костяк предприятия, как главное слагаемое в добровольном и активном сотрудничестве персонала и администрации для совместного достижения жизненно важных целей – снижения издержек производства, повышения его прибыльности, и, следовательно, укрепления конкурентоспособности» [там же, с.23]. То есть, западных предпринимателей заставил обратиться к этим способам управления экономический интерес, с одной стороны, а с другой – социальная ориентированность самого государства и общественное мнение. Из пяти названных выше основных направлений «новой философии управления», пожалуй, только по одной позиции трудно провести сопоставления с советским периодом. Действительно, функционирование государственного предприятия в прежней советской экономике не предполагало свободу действий руководителей предприятия в отношении «замены иерархической организационной структуры сетевой…» В рыночной экономике это действительно происходит, и руки у администрации, в этом отношении не связаны. Что же касается остальных четырех направлений «новой философии», то здесь есть, что с чем сравнивать. К примеру, «организационной культуре как идеологической базе для наемных работников в делах предприятия» в рассматриваемый период в отечественной практике управления уделялось самое серьезное внимание. Вся идеологическая работа в организации была нацелена на формирование в массовом сознании ценностей коллективизма, самому серьезному отношению к выполнению производственных планов (распространенный лозунг: «План – закон, выполнение – долг, перевыполнение – честь!»), воспитанию гордости за свой коллектив, за свою профессию и т.п. и остальные три направления «новой философии управления» были хорошо знакомы в советскую эпоху. С первых дней советской власти, наряду с жесткими действиями государственной власти по интенсивному использованию всех видов ресурсов, в том числе человеческих, для преодоления разрухи, восстановления и развития экономики, ею проявлялся интерес и к использованию наработок ученых по использованию человеческого фактора в реальной практике восстановления и подъема народного хозяйства.[16] Для зарубежной организационной культуры, особенно в англоязычных странах, более привычна система индивидуализированных, конфронтационных отношений, техноцентризм. В результате западные менеджеры зачастую испытывают сложности в перестройке своего мышления в сторону производственной демократии. Отечественная организационная культура в эпоху социализма сформировала приоритет коллективизма и внимания к человеческому фактору на производстве. [17] А сформировавшиеся в советские годы руководители среднего и низшего звена управления, по нашим более поздним наблюдениям (в 1990-х гг.), испытывают значительные сложности в перестройке на технократизированные («рационально-капиталистические») подходы управления, настойчиво проникающие на российские предприятия в 90-х годах. Еще большие неудобства в перестройке коллективистских традиций (базирующихся на глубинных, ментальных качествах россиян, а также на коммунализме, патернализме) испытывают на себе, при возврате на техноцентристский и экономоцентристский стиль управления, рядовые работники и специалисты крупного отечественного предприятия. В производственных организациях в 60-е и 80-е годы существовали малые социальные группы (смены, бригады, участки) различной «степени зрелости». В числе их была довольно значительная часть малых социальных групп, которую можно было бы отнести к высшим фазам развития: собственно «коллектив» и «автономия», с четко выраженным принятием на себя и поддержкой «концепции – мы». Эти социальные группы, находящиеся на высших фазах своего развития, выделялись на фоне остальных своими более высокими производственно-технологическими достижениями, дисциплиной, организованностью, готовностью помочь другим («подставить им плечо»), не таить от других никаких секретов (отзывчивость, доброжелательность – при высоком профессионализме, взвешенности, осознанности своих поступков). Таких социальных групп было в общем числе от 40 до 60 процентов в разные годы в каждом производственном предприятии.[18] Безусловно, такие проявления производственной демократии, как проведение всевозможных собраний, политинформации, совещаний по обмену опытом, с одной стороны, были достаточно необходимы и полезны, а с другой, - их было слишком много, они проводились слишком часто. Они отнимали немало и личного времени у организаторов (а это часто были плохо оплачиваемые линейные руководители – инженерно-технические работники). В их проведении, подчас, было немало формального, «для галочки», для отчета. «Новая философия управления» призывает «культивировать производственную демократию», а руководителям советует «чаще обсуждать с рабочими насущные проблемы, вовлекать их в процесс принятия решений»... Мы же знаем, как это следует делать, потому что активно использовалось управленцами в СССР десятки лет. Таким образом, на «человеческий фактор» в общегосударственной плановой экономике слишком много возлагалось надежд в реализации сложных народнохозяйственных задач. Но как мы уже отмечали выше, при отсутствии должного решения «причинных переменных», самые энергичные, интенсивные и многообразные усилия по эксплуатации «промежуточных переменных» могут приносить не долговременный успех, а лишь частичный, да и то с большими издержками: происходит сверхэксплуатация «человеческого фактора», который зачастую сопротивляется, впадает в ситуацию депрессии, фрустрации, проявляет девиантное поведение. Субкультуры. Несмотря на множество сходных признаков в характеристиках организационной культуры крупных промышленных предприятий в рассматриваемый советский период, каждое из них, безусловно, имело свои отличия, в рамках отраслевой и территориальной принадлежности. Но эти отличия, на наш взгляд, были не очень существенны до начального этапа объявленной М.С. Горбачевым «перестройки» (1985-1987 гг.). Отличия были в самом конце 1980-х гг.: в период нарастания забастовочного движения и ниспровержения базовых коммунистических ценностей советского государства, являвшихся довольно длительный предшествующий период основой нормативно - ценностного базиса в формировании организационных культур всех без исключения производственных организаций. Но в этом предшествующем периоде, как видно из множества исследований российских ученых, нормативно – базисную культуру разделяли далеко не все работники советских предприятий. Внутри предприятий всегда существовало множество субкультур. Можно об этом судить даже с самых общих представлений о наличии различных «типов» советских людей. К примеру, в составе населения различались три типа членов этого общества (Б. Грушин): представители рода «homo sapiens», «homo communisticus», и рода «homo sovetiсus», отличавшиеся своими характеристиками довольно существенно. Будучи работниками производственных организаций, эти «типажи» и были основой различных субкультур, поскольку они в разной степени воспринимали и усваивали базовые ценности организационной культуры предприятия, в различной степени следовали нормативному организационному порядку и с различной степенью энтузиазма (или в его отсутствии) участвовали (не участвовали) в производственном процессе и социальной жизни коллектива. Наряду с этим, наличие субкультур косвенным образом «закладывается» уже в линейно - функциональной модели советской производственной организации как неизбежность. Такие термины, как «групповщина», «цеховые интересы» и др. были широко известны в то время. Это относилось часто и к особенностям мироощущения и поведения тех или иных функциональных отделов и служб предприятия. Например, представления о своей «особой значимости в делах предприятия» у работников отделов материально-технического снабжения, которые использовали (неформальным образом) возможность перераспределения части поступающих ресурсов для производства по своему усмотрению: «этому дам, а этому не дам». Руководители производственных подразделений нередко были вынуждены «ходить на поклон» к снабженцам, чтобы получить то, что им причиталось получить по официально утвержденному высшим руководством плану материально - технического обеспечения производства. В условиях дефицитности многих видов ресурсов эти действия предопределяли формирование специфической субкультуры у снабженцев. Люди типа «homo sapiens» и «homo soveticus», являвшиеся представителями субкультур, которые отличались своим ценностным ядром от базовой организационной культуры, в период провозглашенной гласности и перестройки явились основой начинавшейся конфронтации внутри предприятий с руководством и партийными комитетами, а затем и забастовочных акций. С позиций универсумного подхода и неоинституционализма здесь мы так же можем рассуждать о роли, месте и динамике субъектных социальных ресурсов на индивидуальном и на групповом (субкультурном) уровнях, влияющих на систему социально-трудовых отношений в коллективе производственной организации и, в конечном итоге, изменяющих силу нормативной культуры организации (в данном случае, - ее заметно ослабляющих). Социальная энергия внешней информационной среды усиливает слабые импульсы отдельных индивидов, представителей отдельных субкультур и мало структурированных групп индивидов (типы «homo sapiens» и «homo sovetikus»), которые затем вступают в резонанс и выливаются, в конечном итоге, в прогрессирующее развитие конфликтных ситуаций, перерастающих в забастовки. Хрупкая социальная гармония и определенный энтропийный баланс производственной системы, имевшийся еще в начале 1980 гг., ближе к концу десятилетия заметно нарушается, энтропия усиливается. Негэнтропийная составляющая при этом заметно уменьшается. По итогам рассмотрения напрашивается ряд выводов: Менеджмент советского типа. По всем формальным признакам управление в производственных организациях советского периода с полным основанием можно именовать «менеджментом» (или, что будет точнее, «менеджментом советского типа»), в котором реализовывался ряд основополагающих принципов менеджмента: Во-первых, осуществлялся комплексный процесс из пяти важнейших этапов – полный цикл управления: планирование – реализация (организовывание, координация) - мотивация – контроль- оценка результативности. Во–вторых, «советские менеджеры» были непосредственно приобщены (причастны) к функционированию всех основных подсистем производственной организации: технологической, экономической и социальной, в соответствии с вертикальным и горизонтальным разделением функций, полномочий, прав и ответственности в распоряжении всеми видами ресурсов (каждый на своем должностном уровне). В-третьих, «советские менеджеры» осуществляли множество социокультурных функций по поддержанию нормативной организационной культуры, ее распространению и развитию в коллективах подчиненных им работников (социальных группах). В-четвертых, управление на советских предприятиях, также как и на рыночном Западе, являлось социальным институтом и специфической субкультурой, обладающей собственными ценностями, нормами, духовными и мировоззренческими ориентирами. В-пятых, управление производственными организациями советского периода так же, как это пишут о менеджменте (применительно к западной рыночной производственной организации), можно называть: наукой; искусством выполнения работы; функцией; процессом; определенной категорией людей, управляющей организацией (со всеми ее подсистемами); органом или аппаратом управления. В–шестых, руководители и специалисты советских предприятий осваивали основы технологического, экономического и социального управления, применительно к действовавшей политической и экономической системе государства, в разветвленной системе высшего и среднего профессионального образования, а также послевузовского (получение второго образования, обучение на курсах повышения квалификации) и т.д., пополняли знания и умения в постоянно-действующих семинарах системы внутрипроизводственной экономической учебы. Особенностью «менеджмента советского типа» было участие в нем политической партии (КПСС), в лице партийных комитетов, контролировавших хозяйственных руководителей и вовлекавших их в развитие демократических начал в управлении предприятием, в процессы воспитательной деятельности. Организационная культура. Организационная культура производственных предприятий в 1960-1980-е годы носила достаточно ярко выраженный идеологизированный и мифологический характер. Организационная культура опиралась на ценности коллективизма, тесного межличностного и межгруппового взаимодействия, на представления людей о производственной организации как о «втором доме» («коллективе-семье»), в котором должны решаться очень многие социальные потребности работников: возможности получения бесплатного жилья, почти бесплатного устройства детей в дошкольные учреждения и оздоровления в период отпусков (детей в пионерских лагерях, а взрослых - на курортах, а в период между отпусками - в заводских профилакториях и т. п.); где людей воспитывают, помогают овладеть профессией, где поощряется создание «трудовых династий», где можно заслужить ордена или медали, стать депутатом и т.д. Это была культура «высокого контекста», достаточно «сильная» в самом начале 1960-х гг. с явным ее ослаблением к средине 1980-х гг. и достаточно слабая в конце десятилетия (разная степень силы и влияния на социализацию, адаптацию и другие стороны социального влияния на работников предприятия). Организационную культуру крупной производственной организации советского периода можно отнести (по известным типологиям) к типу «кланово-иерархическойл и процедур,социальных исследований на заводе в 19985-198» [19], а по ряду признаков и «застойной, ориентированной на лидера » [20]. В любой производственной организации советского времени, тем более бюрократической (с линейно-функциональной структурой), присутствовали различные субкультуры, которые можно отнести, с одной стороны, к патологиям и дисфункциям нормативно-базовой организационной культуры предприятий, а с другой стороны, - к неформальной составляющей системы производственных отношений, восполнявших недостатки действующего организационного порядка и формальных отношений, и необходимых организации для ее функционирования и выполнения основных производственно-технологических задач и планов выпуска продукции. Организационная культура выполняла множество функций, которые свойственны любой организационной культуре (в том числе и в рыночной экономике): ценностно-гуманистическую, информативную, нормативную, аккумулятивную, герменевтико-коммуникативную, смыслообразующую, рекреативную, социально-творческую. Она являла собой сложный социальный феномен, включающий духовные и материальные, статичные и процессуальные элементы, и выполняющий важные социальные функции в организации, и базировалась: а). На специфичных социальных технологиях воздействии на массовое сознание работников. При этом, опираясь на энтузиазм части работников, администрации удавалось поддерживать и постепенно развивать производственно-технологическое и финансово-экономическое управление, с минимальными материальными, финансовыми затратами решать сложнейшие задачи жизнедеятельности организации, развивая соревновательность, получать те или иные положительные результаты. б). На отношении к работникам как к одушевленному средству производства, трудовому ресурсу, призванному своими физическими усилиями, энергией уменьшить негативные факторы «причинных переменных» (материально- базисные). в). На внимании к активному целенаправленному использованию «человеческого фактора».[21] Поэтому можно констатировать, что с учетом конкретно-исторических условий того времени, система развития организационной культуры, по крайней мере в крупных производственных организациях в 1960-1980 гг. (при всех издержках идеологизированных манипуляций и перехлестов неизбежных формально-бюрократических издержек), велась на достаточно высоком уровне. Она на протяжении длительного времени применяла многое из того, что сегодня рекламируется «новой управленческой философией» постиндустриальных (информационных) обществ Запада в качестве долгосрочных перспективных способов использования человеческого фактора, нового управления человеческими ресурсами (УЧР). И это обстоятельство следует учитывать в новых социально-экономических условиях России. К концу 80-х годов шло усиленное размывание мировоззренческих основ организационной культуры предприятия, социальной мифологии, ценностного базиса, основанного на коммунистической идеологии. Наряду с «развенчанием» особой роли культуры политической повышалась роль культуры технологической и экономической, особенно на тех предприятиях, где находилась возможность производить реконструкцию основных мощностей, осваивать более современные технологии, предполагающие механизацию, автоматизацию, точный технологический и экономический расчет, внедрение международной системы стандартизации и сертификации, а также за счет всего этого, - уход от принципов работы, типа: «приблизительно», «на глазок» и т.п.
[1] Cуществует и достаточно обширная литература по «акмеологии» - новому направлению, исследующему психологию труда, творчество личности и условия достижения ею «высших взлетов» в профессионализме развитии и проявления профессионализма – «состояние акме». См. об этом, к примеру, в работах Деркача А.А., Анисимова О.С. и др.: [189, 6, 7]. [2] Эта организационно-управленческая и идеологическая надстройка (подструктура) выполняла особую, специфическую роль, предписанную, решениями государственных органов власти, многочисленными регламентирующими и методическими документами, предписаниями, советами, инструкциями. Партийные комитеты и бюро были призваны осуществлять (на основе положений Конституции СССР («КПСС – организующая и направляющая сила советского общества…»), и инструкций Центрального комитета КПСС: 1) «контроль хозяйственной деятельности администрации»; 2) «организационно-партийную работу» – рост членства в организации, проведение регулярных партийных собраний, других мероприятий; 3) «идеологическую работу» (или «коммунистическое воспитание масс»), ведение «идейно-воспитательной работы» среди коллектива. Эта идейно-воспитательная работа подразделялась на «воспитание идейно-политическое», «трудовое», «нравственное» и ряд других направлений. Администрация завода, цехов, участков была обязана согласовывать с партийными комитетами все ключевые направления своей кадровой политики, технологические, экономические и другие преобразования. Кроме согласования и внесения изменений, партийные комитеты, бюро помогали администрации в мобилизации всех работников на решение перспективных и текущих задач функционирования организации (предприятия), применяя большой и разнообразный «ассортимент» убеждающих, научающих воздействий (методы социального влияния). Таким образом, осуществлялась многообразная и кропотливая деятельность по сохранению нормативно-базисных мировоззренческих основ и ценностей культуры организации.
[3] Мы можем по поводу якобы «навязывания производственных инноваций», дополнительно пояснить следующее: парткомы были одним из звеньев государственного управления предприятиями, своего рода «инструментом» управления, и социального влияния на организационное поведение. Инновации же, в том числе по введению тех или иных методов организации и оплаты труда, разрабатывались отделами и лабораториями НОТ отраслевых Министерств, совместно с Государственным комитетом по труду Совета Министров СССР (Госкомтруд), НИИ Труда и другими подобными структурами. Рекомендации и инструкции по освоению тех или иных инноваций рассылались по организациям и попадали в руки руководителей предприятий (администрации). А парткомы имели «право контроля хозяйственной деятельности администрации» и брали на себя идеологическое обеспечение хозяйственной деятельности предприятия. Это делалось путем разнообразных разъясняющих, агитационных и прочих методов. И в такой роли они, конечно же, участвовали в распространении любых инноваций, имеющих какое-либо значение, но не подменяли собой администрацию предприятий в исследовательской и распорядительной работе по управлению производственной деятельностью организации.
[4] Сущностные особенности понятия «менеджмент» мы выявили в Главе 2. [5] Каждый хозяйственный руководитель обязан в своей повседневной работе был «сочетать хозяйственную и воспитательную работу», как того требовали действовавшие правила и требования, исходившие из ЦК КПСС и правительственных документов, различных инструкций. Если он по каким-то причинам не придерживался подобного стиля работы с персоналом, он мог быть подвергнут за «администрирование», «формализм», «бюрократизм» и пр. сугубо механистические приемы в работе с людьми серьезному взысканию на заседании партийного комитета предприятия или даже в районном комитете КПСС.
[6] Одним из весьма неблагоприятных обстоятельств для этих молодых специалистов было то, что оплата труда у управленцев низового звена была низкой, и часто ниже, чем у значительной части подчиненных. Вместе с тем, интенсивность труда и ответственность за производственно - технологические показатели (выполнение плана), а также за воспитательную работу, отнимавшую массу времени и сил, была высокая. Поэтому работа мастера смены, участка, да и некоторых других подобных должностей, была зачастую не престижной. И подобное положение дел зависело не от директора предприятия или его заместителей («топ-менеджеров» - в современной терминологии), а от серьезных пороков менеджмента более высоких уровней, и прежде всего - государственного уровня, лишавшего возможности достойной оплаты управленцев низовых звеньев государственных производственных предприятий. А в результате, часть молодых специалистов уклонялась от занятия вакантных мест мастера смены, участка, технологической линии, предпочитая быть в должности рабочего и иметь возможность более высокого заработка. [7] См. дополнительно в Приложении 3. набор документальных справочных материалов: «Система профессионального образования СССР в середине 1970 гг.»
[8] Оно в той или иной мере присутствует или подразумевается во всех нынешних учебниках по менеджменту и управлению персоналом. Это видно хотя бы потому, что в них не уделяется никакое внимание беспристрастному изучению сущности менеджмента советских времен, его достижениям и недостаткам, применительно к разным уровням управления. Обучение сегодня ведется лишь на образцах и примерах, почерпнутых из качественно иной социокультурной реальности, на примерах, далеко не всегда уместных и приемлемых в условиях переходного российского трансформационного периода. И логика тут как бы такова: если профессионально-важные качества советских управленцев-производственников низки, то низка и продуктивность (экономическая эффективность советских производственных организаций), поэтому СССР и проиграл в политическом и экономическом противостоянии и развалился. А сегодня надо учиться менеджменту как бы «с чистого листа», «с нуля».
[9] Необходимо заметить, что это огромное предприятие цветной металлургии КрАЗ было пущено в эксплуатацию в 1964 году. Но из-за обычного для тех времен не комплексного строительства, всевозможных «дефицитов» в качественном оборудовании, сырье и многом другом, оно пережило тяжелый период в 1970-е годы. Затем, после настойчивых обращений руководителей предприятия в самые высокие «инстанции», завод получил дополнительное серьезное финансирование и постепенно смог выйти на уровень устойчивого и высокотехнологического производства (к средине 1980-х годов). Основное ядро руководителей различного уровня проработало на заводе десятки лет, накопив огромный опыт. А при акционировании завода в период грянувшей смены политического режима и форм собственности, это весьма успешное предприятие попало в руки небольшой группы предприимчивых лиц, никогда не имевших к заводу никакого отношения (типичная ситуация периода «прихватизации»). И социализированные в прежней политической и экономической системе руководители металлургического производства продолжили также успешно руководить своими структурными производственными подразделениями, но теперь при других владельцах, в условиях рынка. [10] Она базировалась на теоретическом фундаменте: теорий черт, ситуативных и комбинированных теорий личности, на номотетических и идиографических подходах, а также и на результатах оценок и экспериментов, проведенных в средине 1990-х годов возглавляемой диссертантом (в качестве главного социолога завода) «Лабораторией социально - психологических исследований и оценки персонала (ЛСПИиОП) Красноярского алюминиевого завода.. Основной оценочный блок методики опирается на системный взгляд американских консультантов по управлению М. Вудкока и Д. Фрэнсиса, описанный в их книге «Раскрепощенный менеджер», представивших «модель менеджера XXI века» для эффективной работы в условиях современной рыночной экономики и на ближайшие десятилетия. Мы решили выяснить, в какой степени характеристики этого «идеального типа менеджера» присутствуют или отсутствуют у линейных руководителей данного крупного российского предприятия? Полное описание этой методики опубликовано диссертантом в 2000 году в учебно-практическом пособии[103]. Комплексный «Социально-психологический портрет линейного руководителя», в качестве примера, по результатам апробирования данной методики, см. в Приложении 10. [11] Комплексная оценочная методика «Менеджер» была после ее апробирования включена нами в комплекс унифицированной документации в заводское «Руководство по качеству: Подготовка резерва руководителей в ОАО КрАЗ» и Последний документ диссертант также разработал по итогам серии исследований, и он был официально утвержден для последующего практического использования в системе управления персоналом. [12] Мы здесь не рассматриваем характерные особенности функционирования государственной «командно-административной системы» в СССР, т.к. об этом достаточно много уже написано другими авторами. Но в этих характеристиках, чаще сугубо критических, к сожалению не рассматривается отдельно менеджмент уровня производственных организаций, который во многих случаях имел высокий потенциал (наличие высоких профессионально-важных качеств управленцев, готовность управленцев-менеджеров к применению кропотливой воспитательной работы с персоналом и т.д.). Но он не мог (не имел объективных возможностей) этот потенциал использовать в полную силу. То есть, при анализе командно- административной системы, «со всеми ее пороками», следует разобраться с уровнями менеджмента. Тогда и можно будет расставить акценты в выводах более корректно. [13] 1) причинные переменные (или основополагающие предпосылки) – это внутриорганизационные условия и факторы, которые находятся под контролем администрации и активно ею решаются: материально-техническое обеспечение технологических процессов, организационно-управленческая структура организации, финансово-экономическая стратегия, социальная политика, профессионально-квалификационный состав персонала организации; 2)промежуточные переменные – это человеческие ресурсы организации (человеческий фактор): отношение к труду и навыки людей, организационный и психологический климат, методы и стиль принятия решений, уровень доверия работников организации к руководству, способы стимулирования и мотивации работников и т.п.; 3)результирующие зависимые переменные – выражают конечный результат усилий: рост или падение производительности труда и прибыли, удовлетворение продукцией встречных запросов потребителей этой продукции, общественное мнение населения и местных властей деятельностью предприятия (реализацией его миссии в обществе) и пр. Для получения высоких и устойчивых результатов в деятельности предприятия следует прежде всего воздействовать на причинные переменные. А попытки получения надежного результата при преимущественном воздействии лишь на промежуточные переменные чаще всего обречены на неуспех, или можно рассчитывать на результат кратковременного характера. На многих производственных предприятиях в СССР слишком недостаточное внимание уделялось причинным переменным и преимущественное воздействие направлялось на промежуточные переменные. Приводим в своем изложении по: [ 87, с.187].
[14] В Финансовой академии при правительстве России только в 90-х годах был разработан специальный курс по антикризисному управлению, в рамках которого рассматриваются следующие проблемы, которые должны учитывать руководители организаций: внедрение стратегического менеджмента (управления); обеспечение прочного финансового положения организации и ликвидность ее баланса; инновационная деятельность в бизнесе; инвестиционные проблемы предприятия, пути их решения; риск-менеджмент; контроль и контролинг; повышение квалификации менеджеров; обеспечение безопасности организации. См. об этом: [264, с.461] [15] Это очевидно уже при рассмотрения набора основных принципов, элементов, методов и процессов антикризисного управления, предусматривающих для руководителей полную свободу в распоряжении ресурсами, в том числе финансовыми и пр. Организация, работающая в рыночной сфере, которая находится в кризисном состоянии, прежде всего, разрабатывает сводный документ финансового оздоровления предприятия, который называется бизнес-план. В нем анализируются процессы изменения предприятия, показывается каким образом руководство намерено преодолеть кризисную ситуацию, наметить конкретные пути предотвращения банкротства. Бизнес-план это часть стратегического планирования и практики стратегического менеджмента, под которым подразумевается совокупность программ, принципов, методов и приемов, при помощи которых высшее руководство планирует развитие компании на среднесрочную или долговременную перспективу. См. об этом, к примеру:[9, с.33-37]. В стратегическом плане рассматривается множество позиций: продукция и рынок, средства производства, финансовые и другие ресурсы, организация труда и распределение работ, система управления, программа компенсации за работу персонала (система оплаты труда, материального и морального стимулирования). В этой программе дополнительно к чисто экономическим выкладкам руководство предприятия особое внимание обращает на те разделы, в которых речь идет о персонале, причём особые требования ставятся перед менеджерами (руководителями линейных подразделений, функциональных служб) [98, с.115].
[16] Мы уже упоминали, что задолго до научных открытий многих зарубежных ученых в теориях личности и динамике групп, в советской стране уже многое из этого было открыто и практически использовалось во многих организациях, отраслях народного хозяйства. Методы убеждения, научения, роль и место группы, коллектива в воспитании, социализации индивидов, в решении как простых, так и сложных производственных и социальных задач и проблем имеют многолетнюю практику, в том числе и в производственных организациях в 60-80-х годах ХХ века. [17] Упор на коллектив, на его ответственность в решении любых производственных задач – это было самым главным звеном в механизме социального влияния на трудовое поведение в рассматриваемый период. Эта практика базировалась на известных традициях коллективизма, приверженности к групповому взаимодействию наших соотечественников даже в решении повседневных, обыденных задач («работать артельно», «решать всем миром»), готовности довольствоваться малым (скромным заработком, непритязательным бытом), но ощущать свою самореализацию в коллективе, подчиняясь его правилам. В 60-80-х годах на отечественных предприятиях довольно широко применялась бригадная форма организации труда с оплатой по коэффициенту трудового участия (КТУ), а это тоже один из компонентов «новой управленческой философии передовых стран Запада», разработанной лишь на рубеже второго и третьего тысячелетий. По сути дела, эти формы взаимодействия работников на производстве, в условиях отсутствия юридической и экономической самостоятельности или хотя бы гораздо большей свободы в жизнедеятельности предприятий, предвосхитили позднейшие «открытия» идеологов «новой философии управления» постиндустриального Западного общества. Таким образом, уже из приведенных выше примеров видно, что в 60-80-е годы существовали достаточно разработанные социальные технологии развития организационной культуры предприятия и приобщения к этой культуре работников производственной организации. Аналогично описанному выше, распространялись в коллективе предприятия и другие инновации. Однобокий административно - распорядительный стиль управления отсутствовал. Любое мало-мальски серьезное начинание: от проектов планов социально-экономического развития, до всевозможных новшеств и изменений в технологиях, организации и оплаты труда обязательно обсуждалось в коллективах. К этому привлекалась вся заводская «идеологическая машина» («идеологический аппарат»): система пропаганды, агитации – вербальная, наглядная. Самое серьезное внимание при этом уделялось сбору и анализу критических замечаний, пожеланий, поправок к тем проектам планов, мероприятий, нововведений, которые предлагались к обсуждению. Достаточно привычной была методика мобилизации работников на внесение каких-то новшеств в организацию работ, нормирование труда, распространение каких-то инициатив, оценку итогов через «низовые», первичные коллективы (малые социальные группы). Идея как бы «вырастала» из этих малых социальных групп, находила поддержку у вышестоящих руководителей, постепенно с помощью «идеологической машины» проникала в сознание достаточно большого числа работников. Далее шло практическое «материальное» воплощение этой идеи в жизнь и отслеживалась эффективность, практическая полезность этих многообразных организационных и воспитательных усилий.
[18] Примерное число таких групп можно определить, как нам кажется, по количеству групп – активных участников в различных починах, соревнованиях, выполняющих основные технологические и экономические показатели, не имеющих или почти не имеющих нарушений трудовой, технологической дисциплины. Для «взращивания» коллективизма, конечно же, необходимы специальные усилия руководителей организации (предприятия). В рассматриваемые нами годы это делалось как под влиянием внешней среды, так и функционированием заводского «идеологического аппарата». [19] В типологии К. Камерона, Р. Куинна [87]дается характеристика «клановой» культуры.См. об этом также в Главе 4. [20] Культура типа «застойная, ориентированная на лидера» приводится в типологии Т.Коно (См. в Главе 4.) [21] Это проявлялось во многих аспектах работы с персоналом: ритуалах приема новичков, их первичной и последующей адаптации путем наставничества, повышения профессионализма на курсах в заводском учебном комбинате, последующей профессионализации в заводском вечернем металлургическом техникуме, вузах, в том числе, в оказании помощи в получении второго высшего образования; в развитии коллективизма, сотрудничества в организации производственно-технологической деятельности, участия в выработке значимых для коллективов решений и предоставлении возможности контроля за их выполнением («народный контроль», взаимопроверки и т.п.), распределении заработка с применением коэффициента трудового участия (КТУ) и многого другого.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|