Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Модуль 2. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом
Задания части 2 являются наиболее сложными для выполнения учащимися и оценивания их экспертами. Для проверки результатов выполнения заданий со свободным ответом по биологии используется система оценивания, ориентированная на содержание отдельного задания.
К каждому заданию прилагается эталон ответа и критерии оценивания, в основе разработки которых лежит метод поэлементного анализа ответов учащихся. При проверке заданий эксперт мысленно отвечает на ряд вопросов, которые помогают ему выделить элементы ответа выпускника, сопоставить их с элементами эталона, обнаружить дополнительную информацию, найти ошибки, неточности и др.
Вопросы для экспертов:
1. Соответствует ли ответ вопросу задания?
2. Содержится ли в ответе первый (второй, третий и т.д.) элемент ответа?
3. Соответствует ли первый (второй, третий и т.д.) элемент ответа эталону?
4. Раскрыт ли выпускником полностью первый (второй, третий, четвёртый) элемент эталона ответа?
5. Раскрыты ли в ответе позиции, приведенные в эталоне ответа?
6. Имеются ли в ответе ошибочные суждения?
7. Имеются ли в ответе дополнительные сведения по вопросу?
8. Имеются ли в ответе дополнительные сведения, не относящиеся к вопросу задания?
9. Как оценить такой ответ?
После чего, эксперт, следуя критериям задания, оценивает его выполнение и выставляет баллы.
На начальном этапе работы по подготовке экспертов для более подробного ознакомления с системой оценивания заданий, мы предлагаем экспертам выполнить работу по оцениванию каждого задания части 2. Для этого следует разобраться с материалами пошаговых тренингов, ознакомиться с экспертными оценками заданий учащихся прошлых лет и комментариями к ним (Модуль 2) и самостоятельного поучаствовать в оценивании экзаменационных работ 2015 года (Модуль 2 и 4, зачёты).
Задания линии 34
Это практикоориентированные или личностноориентированные задания, которые контролируют умения выпускников применять биологические знания в практических ситуациях. Задания линии 34 имеют высокий уровень сложности, содержат два элемента ответа и оцениваются в 2, 1 или 0 баллов. Используются задания из различных разделов школьной биологии.
В экзаменационной работе по биологии последних лет для оценки заданий линии 34 используются, как правило, критерии оценивания с открытым рядом требований («допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла»).
Критерии оценивания заданий с открытым рядом требований
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| Элементы ответа:
1)
2)
|
| Ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок
|
| Ответ включает один из названных элементов и не содержит биологических ошибок,
ИЛИ ответ включает два названных выше элемента, но содержит биологические ошибки
|
| Ответ неправильный
|
| Максимальный балл
|
|
В предлагаемых материалах приводятся примеры заданий части 2 экзаменационной работы 2015 г. и ответы выпускников на каждое задание.
Ход работы:
1. Прочитайте предложенные задания и эталоны ответов
2. Выполните пошаговый тренинг. Для этого прочтите ответ выпускника. Затем последовательно ответьте на предложенные вопросы. Сравните свои ответы с приведёнными ответами в тренинге, а потом ознакомьтесь с комментариями к каждому ответу.
3. По предложенному алгоритму оцените самостоятельно остальные ответы учащихся в соответствующих баллах.
|
34 (1). Малярия – заболевание человека, в результате которого развивается малокровие. Кем оно вызвано? Объясните причину малокровия.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| Элементы ответа:
1) малярия вызывается простейшим животным – малярийным паразитом (малярийным плазмодием);
2) малокровие развивается в результате паразитирования плазмодия в эритроцитах крови, их разрушение при выходе паразитов в плазму крови, вследствие чего число эритроцитов на единицу объёма крови уменьшается, что приводит к уменьшению гемоглобина
|
| Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок
|
| Ответ включает один из названных выше элементов,
ИЛИ ответ включает два названных выше элемента, но содержит биологические ошибки
|
| Ответ неправильный
|
| Максимальный балл
| 2
|
Пошаговый тренинг
Ответ выпускника:
Малярия – это болезнь, при которой развивается малокровие. При этом уменьшается число клеток крови, их разрушают малярийные комары. Они кусают человека, и их слюна убивает клетки. Малярийные комары живут в воде.
| ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
| ОТВЕТ
| КОММЕНТАРИИ
| 1. Содержится ли в ответе первый элемент ответа?
| нет
| В ответе выпускника отсутствует информация о возбудителе заболевания, он пишет, что: «Малярия – это болезнь, при которой развивается малокровие». При этом передаются сведения из формулировки задания. На вопрос «Кто вызывает болезнь?» ответа нет.
| 2. Содержится ли в ответе второй элемент ответа?
| да
| В ответе представлена ошибочная информация о разрушении эритроцитов малярийными комарами.
| 3. Содержит ли ответ ошибки?
| да
| В ответе имеются грубые ошибки: у выпускника не сформированы важные понятия «возбудитель заболевания», «переносчик паразита». Также выпускник считает, что «слюна (комаров) убивает клетки».
| 4. Как оценить этот ответ?
|
| Ответ рассматривается как полностью неправильный, элементы ответа учащегося не соответствуют эталонам ответа. Поэтому выставляется только 0 баллов.
|
Примеры ответов выпускников
| Балл
| 1. В крови уменьшается содержание гемоглобина, железа. Причина в результате разрушения клеток крови. Малярия вызывается малярийным комаром.
|
| 2. Малярийный комар очень похож на обыкновенного комара. Отличается посадкой. Его брюшко находится под углом к поверхности, на которой он сидит. Он переносит малярию. При малярии разрушается гемоглобин.
|
| 3. Комар – переносчик паразита, плазмодий – паразитическое простейшее. Плазмодий разрушает клетки крови.
|
| 4. Вызывается Простейшими организмами. Болеют преимущественно дети. Простейшие разрушаются и разрушаются клетки крови.
|
| 34 (2). По каким признакам можно определить венозное кровотечение?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| Элементы ответа:
1) при венозном кровотечении кровь имеет тёмно-красный цвет;
2) кровь вытекает из раны ровной струёй, без толчков
|
| Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок
|
| Ответ включает один из названных выше элементов,
ИЛИ ответ включает два названных выше элемента, но содержит биологические ошибки
|
| Ответ неправильный
|
| Максимальный балл
| 2
|
Пошаговый тренинг
Ответ выпускника:
Вены – это сосуды, по которым кровь течёт от сердца. Венозная кровь течёт широкой быстрой струей. От потери венозной крови можно умереть.
| ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
| ОТВЕТ
| КОММЕНТАРИИ
| 1. Содержится ли в ответе первый элемент ответа?
| нет
| В ответе нет первого элемента ответа. Прочтите еще раз ответ выпускника и эталон
| 2. Содержится ли в ответе второй элемент ответа?
| частично
| В ответе нет упоминания о том, что венозная кровь вытекает из раны «ровной струёй, без толчков».
| 3. Содержит ли ответ ошибки?
| да
| В ответе имеется дополнительная информация, о которой не спрашивается в формулировке задания, она содержит ошибку, например: «Вены – это сосуды, по которым кровь течёт от сердца»
| 4. Как оценить такой ответ?
|
| Ответ неполный, содержит биологические ошибки. Приведена информация не по существу вопроса.
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|