Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Модуль 2. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом




 

Задания части 2 являются наиболее сложными для выполнения учащимися и оценивания их экспертами. Для проверки результатов выполнения заданий со свободным ответом по биологии используется система оценивания, ориентированная на содержание отдельного задания.

К каждому заданию прилагается эталон ответа и критерии оценивания, в основе разработки которых лежит метод поэлементного анализа ответов учащихся. При проверке заданий эксперт мысленно отвечает на ряд вопросов, которые помогают ему выделить элементы ответа выпускника, сопоставить их с элементами эталона, обнаружить дополнительную информацию, найти ошибки, неточности и др.

Вопросы для экспертов:

1. Соответствует ли ответ вопросу задания?

2. Содержится ли в ответе первый (второй, третий и т.д.) элемент ответа?

3. Соответствует ли первый (второй, третий и т.д.) элемент ответа эталону?

4. Раскрыт ли выпускником полностью первый (второй, третий, четвёртый) элемент эталона ответа?

5. Раскрыты ли в ответе позиции, приведенные в эталоне ответа?

6. Имеются ли в ответе ошибочные суждения?

7. Имеются ли в ответе дополнительные сведения по вопросу?

8. Имеются ли в ответе дополнительные сведения, не относящиеся к вопросу задания?

9. Как оценить такой ответ?

После чего, эксперт, следуя критериям задания, оценивает его выполнение и выставляет баллы.

На начальном этапе работы по подготовке экспертов для более подробного ознакомления с системой оценивания заданий, мы предлагаем экспертам выполнить работу по оцениванию каждого задания части 2. Для этого следует разобраться с материалами пошаговых тренингов, ознакомиться с экспертными оценками заданий учащихся прошлых лет и комментариями к ним (Модуль 2) и самостоятельного поучаствовать в оценивании экзаменационных работ 2015 года (Модуль 2 и 4, зачёты).

Задания линии 34

Это практикоориентированные или личностноориентированные задания, которые контролируют умения выпускников применять биологические знания в практических ситуациях. Задания линии 34 имеют высокий уровень сложности, содержат два элемента ответа и оцениваются в 2, 1 или 0 баллов. Используются задания из различных разделов школьной биологии.

В экзаменационной работе по биологии последних лет для оценки заданий линии 34 используются, как правило, критерии оценивания с открытым рядом требований («допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла»).

Критерии оценивания заданий с открытым рядом требований

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Элементы ответа: 1) 2)  
Ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок  
Ответ включает один из названных элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает два названных выше элемента, но содержит биологические ошибки  
Ответ неправильный  
Максимальный балл  

 

В предлагаемых материалах приводятся примеры заданий части 2 экзаменационной работы 2015 г. и ответы выпускников на каждое задание.

 

Ход работы: 1. Прочитайте предложенные задания и эталоны ответов 2. Выполните пошаговый тренинг. Для этого прочтите ответ выпускника. Затем последовательно ответьте на предложенные вопросы. Сравните свои ответы с приведёнными ответами в тренинге, а потом ознакомьтесь с комментариями к каждому ответу. 3. По предложенному алгоритму оцените самостоятельно остальные ответы учащихся в соответствующих баллах.

 

34 (1). Малярия – заболевание человека, в результате которого развивается малокровие. Кем оно вызвано? Объясните причину малокровия.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Элементы ответа: 1) малярия вызывается простейшим животным – малярийным паразитом (малярийным плазмодием); 2) малокровие развивается в результате паразитирования плазмодия в эритроцитах крови, их разрушение при выходе паразитов в плазму крови, вследствие чего число эритроцитов на единицу объёма крови уменьшается, что приводит к уменьшению гемоглобина  
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок  
Ответ включает один из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает два названных выше элемента, но содержит биологические ошибки  
Ответ неправильный  
Максимальный балл 2

Пошаговый тренинг

Ответ выпускника: Малярия – это болезнь, при которой развивается малокровие. При этом уменьшается число клеток крови, их разрушают малярийные комары. Они кусают человека, и их слюна убивает клетки. Малярийные комары живут в воде.
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ ОТВЕТ КОММЕНТАРИИ
1. Содержится ли в ответе первый элемент ответа? нет В ответе выпускника отсутствует информация о возбудителе заболевания, он пишет, что: «Малярия – это болезнь, при которой развивается малокровие». При этом передаются сведения из формулировки задания. На вопрос «Кто вызывает болезнь?» ответа нет.
2. Содержится ли в ответе второй элемент ответа? да В ответе представлена ошибочная информация о разрушении эритроцитов малярийными комарами.
3. Содержит ли ответ ошибки? да В ответе имеются грубые ошибки: у выпускника не сформированы важные понятия «возбудитель заболевания», «переносчик паразита». Также выпускник считает, что «слюна (комаров) убивает клетки».
4. Как оценить этот ответ?   Ответ рассматривается как полностью неправильный, элементы ответа учащегося не соответствуют эталонам ответа. Поэтому выставляется только 0 баллов.

 

Примеры ответов выпускников Балл
1. В крови уменьшается содержание гемоглобина, железа. Причина в результате разрушения клеток крови. Малярия вызывается малярийным комаром.  
2. Малярийный комар очень похож на обыкновенного комара. Отличается посадкой. Его брюшко находится под углом к поверхности, на которой он сидит. Он переносит малярию. При малярии разрушается гемоглобин.  
3. Комар – переносчик паразита, плазмодий – паразитическое простейшее. Плазмодий разрушает клетки крови.  
4. Вызывается Простейшими организмами. Болеют преимущественно дети. Простейшие разрушаются и разрушаются клетки крови.  

34 (2). По каким признакам можно определить венозное кровотечение?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Элементы ответа: 1) при венозном кровотечении кровь имеет тёмно-красный цвет; 2) кровь вытекает из раны ровной струёй, без толчков  
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок  
Ответ включает один из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает два названных выше элемента, но содержит биологические ошибки  
Ответ неправильный  
Максимальный балл 2

Пошаговый тренинг

Ответ выпускника: Вены – это сосуды, по которым кровь течёт от сердца. Венозная кровь течёт широкой быстрой струей. От потери венозной крови можно умереть.
ВОПРОС ЭКСПЕРТУ ОТВЕТ КОММЕНТАРИИ
1. Содержится ли в ответе первый элемент ответа? нет В ответе нет первого элемента ответа. Прочтите еще раз ответ выпускника и эталон
2. Содержится ли в ответе второй элемент ответа? частично В ответе нет упоминания о том, что венозная кровь вытекает из раны «ровной струёй, без толчков».
3. Содержит ли ответ ошибки?   да В ответе имеется дополнительная информация, о которой не спрашивается в формулировке задания, она содержит ошибку, например: «Вены – это сосуды, по которым кровь течёт от сердца»
4. Как оценить такой ответ?   Ответ неполный, содержит биологические ошибки. Приведена информация не по существу вопроса.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных