Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Элементарная практика на уроках музыки

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ЕКАТЕРИНБУРГА

 

МАУК ДО

Екатеринбургская детская школа сикусств № 4

«АртСозвездие»

 

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

 

Методическая секция

«ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ»

КЛАССЫ СОЦИАЛЬНОГО ИСКУССТВА

ШКОЛЬНАЯ ФИЛАРМОНИЯ

«ВЕРА – НАДЕЖДА – ЛЮБОВЬ»

 

 

ХУДОЖЕСВЕННЫЕ МАСТЕРСКИЕ

«СИНЯЯ ПТИЦА»

 

 

Ефремова Татьяна Валерьевна

Чигинцева Оксана Евгеньевна

1.

Элементарная практика

На уроках музыки

 

http://conf.dshi4.ru/inc/shablon_uch.php?form_uch_id=350

 

 

2.

Элементарная теория

Музыки

 

 

г.Екатеринбург

2006 – 2016

 

* * *

 

Земная твердь всему основанье.

Дана костям моим твёрдость камня.

 

Свободной воды стремленье и сила

У крови моей, струящейся в жилах

 

Мне вольного ветра дыханье дано,

И сердце - как Солнце - в груди одно.

 

Я вижу - весь мир в меня вложен -

Таким сотворён я любовью божьей.

 

Мария Гиверц

Элементарная практика на уроках музыки

 

Если представить себе, что ничего-ничего не надо делать и ничего-ничего не надо иметь, становится неуютно от ощущения тотальной ненужности, никчемности, бессмысленности жизни и существования. Но в природе есть «специалисты», сущностью которых является способность принести себя в жертву окружению. Это – представители минерального царства. Основной принцип минералов – долженствование: «как надо миру, такими мы и будем, так и будем жить». Химические элементы, взаимодействуя с природными силами, образуют вещества и минералы. Минералы формируются в зависимости от среды, в которой они находятся (например, углерод, находясь в одной ситуации, становится черным каменным углем, в другой – прозрачным алмазом…).

К счастью, и человек, в той или иной мере, имеет такую способность. И благодаря именно этой способности, предусмотренной для человека мудростью бытия, мы можем ориентироваться в мире, действовать в соответствии с условиями места и времени, учитывая особенности конкретной обстановки. В магазине мы должны быть покупателями, в библиотеке – читателями, в транспорте – пассажирами, в школе – учениками или учителями, и ничего не перепутать. Нам надо – это наш долг, если мы хотим, чтобы нас правильно поняли и чтобы мы не предоставили лишних тревог и забот другим – достойно исполнить ту роль, которую предполагает ситуация, которую от нас ожидают.

Благодаря этой способности мы можем нести «ответственность за тех, кого мы приручили». Именно формирование и развитие этого качества свидетельствуют о становлении Человека, сотворенного «по образу и подобию», способного к социальной жизни, к содружеству и сотворчеству.

Практическое элементарное музицирование способствует развитию способности «надо». Во-первых, «надобность», «необходимость» помочь музыкальным произведениям и музыкальным инструментам зазвучать ведет к переживанию чуда: мы можем «расколдовывать» то, что сотворено человеком, но не может само по себе жить! Во-вторых, в исполнении музыкально-литературных композиций надо учесть особенности замысла и идеи. В-третьих, исполнение музыкальной партии, за которую ответственен учащийся, необходимо соотносить с «правилами и условиями» игры. Грамотное, выразительное и убедительное исполнение приносит радость и музыканту, и слушателям.

Музыкальное произведение и музыкальные инструменты не могут жить без чьей-нибудь помощи. А вот растения – могут! Вегетативные силы, силы роста, жизнедеятельности, развития и плодоношения, они же – силы, способные преодолеть земное тяготение – есть сущностное качество представителей растительного царства. Человек тоже имеет способности «могу» и должен их совершенствовать. Собственные жизненные силы мы можем направить на добрые дела. Но если мы не будем «играть, чтобы научиться» и «учиться, чтобы играть», то мы мало что сможем. Для того, чтобы что-то научиться делать, нужно это делать. На уроках мы можем развивать способности «могу» благодаря возможности многократно выполнять однотипные, однородные музыкальные задачи, совершенствуя мастерство. А, чтобы не было скучно, мы используем метод вариативности и различный литературно-художественный материал.

Но если не хотеть развиваться, то ничего и не получится. Мастерами способности «хочу» являются животные. Их влечения, вожделения, страсти к определенным запахам, звукам, вкусам и краскам поражают своей силой. У человека «хочу» – это его увлечения, его интересы, наклонности, желания, мечты. И человек сам должен и может «отыскивать» свою судьбу, свое предназначение, а не ждать, чтобы кто-нибудь чем-нибудь его развлекал. Участвуя в исполнении музыкально-литературной композиции, ученик вынужден и может выбрать тот или иной музыкальный инструмент, ту или иную партию или роль, тот или иной вариант, оттенок, нюанс в исполнении, который он захочет. Все предпочтения являются для ребенка той «изюминкой», той «жемчужиной», которая «дорогого стоит» для развития подрастающего человека.

Мы – педагоги, учителя, преподаватели – должны, можем и хотим предоставлять ученику возможность заинтересоваться: захотеть сыграть упражнение, произведение или композицию и обязательно пережить радость от исполнения желания. В этом заключается развитие способности «хочу» в рамках наших занятий.

А знать (сознавать, осознавать), что нам «надо», что мы «можем» и что мы «хотим» – самосознание (само–сознание) – это привилегия именно человека, представителя человечества. Ни камни, ни растения, ни животные не имеют такой способности*. Их «знания» – инстинкты – это мудрость природы, натуры. А знания человека – это его собственные, субъективные, индивидуальные приобретения! Человечество призвано к выполнению задания, которое Адам получил в Раю от Бога: «дать всему название, имя». А суметь назвать – это то же, что познать. Развитие способности «знать», способности, благодаря которой расширяется и углубляется взгляд на жизнь и смысл бытия, на назначение человека и его роль в мировой эволюции, а также знания о выразительных средствах музыки и их взаимосвязях – музыкальная грамота, музыкальная теория – в поле нашего зрения, но преподаются они педагогами как можно тактичнее и берутся учениками с помощью «надо – могу – хочу» или «хочу – могу – надо».

В любом деле можно усмотреть несколько уровней. Первый – уровень воления. Например: я, как педагог, занимаюсь с детьми как могу, не задумываясь о воздействии содержания и форм моей деятельности на здоровье и развитие ребенка. Второй – уровень чувствования, переживания. Я, как педагог, рассуждаю о том, полезны или вредны, интересны или нет, нужны или не нужны те упражнения и композиции, которые я предлагаю детям. Это уровень более критичного выбора репертуара, способов его изучения и исполнения. Третий – уровень мышления, на котором возможны научные эксперименты: наблюдение, осмысление, обобщение, выводы и заключение. Нельзя сказать, что какой-то из уровней лучше, а кокой-то хуже. Они важны все вместе, в гармоничном сочетании. Уметь «пользоваться всеми уровнями» – трудная задача. Но именно в этом – терапевтические средства оздоровления и исцеления любого дела, в том числе воспитания, образования и музыкальной педагогики. И этому нам всем необходимо учиться. Необходимо учиться сообща – серьезно и весело, дружно и радостно! В мире накоплен богатейший опыт в области воспитания и образования подрастающего поколения и, тем не менее, мы все время находимся в поиске более подходящих методов и способов. Да как же может быть иначе? Жизнь не топчется на месте, а идет дальше и через новое поколение учеников подсказывает нам темы для дальнейшего развития.

Мы, как педагоги, можем многому научиться у своих учеников!

Элементарная теория музыки **

 

Смысл жизни – познание бытия. Смысл жизни в поиске смысла жизни…

 

В человеческой культуре существует 4 формы познания мира: Религия (моральное познание, познание морального), Искусство (эмоциональное познание, познание эмоционального), Наука (экспериментально-опытное познание, познание опытов, экспериментов) и Философия (умозрительное познание, познание умозрения).

 

Все виды Искусства – пространственные: декоративно-прикладное искусство, архитектура, скульптура, графика и живопись и временн ы е: литература, музыка, хореография, а также синтетические, т.е. пространственно-временн ы е: театр и кино, цирк и эстрада, радио и телевидение призваны удовлетворить потребности человека в «духовной пище»: осуществление художественного творчества и созерцание творчества мастеров. Каждый вид искусства имеет свой язык и выразительные средства своей речи**. Язык и речь искусства – язык и речь души. В сочетании звуков, слогов, слов, ритмов, интонаций, красок, линий, форм, движений… люди пытаются выразить то, что они не могут передать простой обыденной речью. В художественном творчестве человек «видит» больше – шире, дальше, выше, глубже… Панорамы содержания образов жизни и искусства может почувствовать и понять только очень тонкое существо, которое называется Человеческая Душа.

Музыка среди видов искусств занимает существенное место. «Гармония сфер» или «Музыка сфер» (формирующие силы Вселенной), оказывает воздействие на земную природу (натуру), а потому, естественно, и на человечество, и на отдельного человека. Человек, пользуясь (осознанно или бессознательно) закономерностями Космоса (хочется надеяться, что не хаоса), формирует свою культуру с широким спектром возможностей. Музыкальные произведения и инструменты, учреждения и мероприятия, пропагандирующие музыкальное искусство – тому подтверждение.

 

Композиторы создают музыкальные произведения, а издатели публикуют их. Мастера изготавливают и ремонтируют, а настройщики настраивают музыкальные инструменты. Исполнители – «ангелы-хранители» музыкальных произведений и музыкальных инструментов, помогающие им ожить благодаря исполнительским выразительным средствам. Слушатели – свидетели жизни музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Профессиональные слушатели – музыкальные критики – имеют своей задачей выявление принципов истинности в музыкальном искусстве и творчестве, они же, в определенной мере, берут на себя ответственность за сохранение этих принципов в чистоте. Музыковеды – ученые, которые в полной мере стремятся познать закономерности музыкального языка и речи, историю и теорию музыки. Все большую актуальность приобретают профессии (антрепренер, менеджер, продюсер…), связанные с организацией учреждений и мероприятий, направленных на развитие и популяризацию музыкальной культуры. «Расцветает» и музыкальный бизнес.

 

Музыкальная педагогика имеет свои корни в прошлом, свою историю и теорию. Разработка и внедрение новых методик и программ – залог развития и, соответственно, будущего. Преподаватели музыкальных дисциплин, каждый по-своему, способствуют как сохранению традиций, так и созданию новых возможностей, чтобы форма и содержание воспитания и обучения средствами музыки отвечали требованиям времени и места.

 

Знания о выразительных средствах музыки – содержание элементарной теории музыки. Определённые понятия помогают освоению музыкальной грамоты.

 

Мелодия и Аккомпанемент – главные действующие лица Музыки. Мелодия – это «музыкальная царица». Она – властительница, законодательница, повелительница. Мелодия – «лицо» музыкального произведения. По мелодии (лицу) музыку узнают. Ее звуковая линия («горизонталь») своеобразна, уникальна, неповторима так же как любое человеческое лицо (а особенность лица, взаимоотношения различных размеров и расстояний – это, можно сказать, мелодия лица). Аккомпанемент – это «армия музыкальных слуг», которые, взаимодействуя между собой, помогают мелодии быть наиболее выразительной. Аккомпанемент – музыкальное сопровождение мелодии. Аккомпанемент («вертикаль») может быть самым различным в зависимости от ситуации, в которой мелодия выступает перед слушателями.

 

Наименьшей единицей, как мелодии, так и аккомпанемента является музыкальный звук. «Тембр – Длительность – Громкость – Высота» позволяют нам представить физические (вещественно-минерально-материально-земные) качества всякого музыкального звука:

 

Тембр Окраска голоса звука; Зависит от материи, вещества, «телесности»; Оттенки тембра зависят и от исполнителя
Длительность Условная (относительная) единица (доля) Продолжительности жизни звука; Звуки «целый», «половинный», «четвертной», «восьмой», «шестнадцатый» и т.д.
Громкость   Сила проявления настроения и характера звука; Степени эмоционального воздействия звука: «очень громко», «громко», «не очень громко», «не очень тихо», «тихо», «очень тихо», «усиливаясь», «ослабевая»
Высота   шумовой и речевой звуки отличаются от музыкального отсутствием определенной конкретной высоты   Тон – «индивидуальность» – «Я» звука; На фортепиано – 88 высот (52 белых и 36 черных клавиш), Разделённых на октавы («семьи», «фамилии»); В октаве – 12 высот (7 белых и 5 клавиш); У каждой высоты (клавиши) – свое «имя и фамилия», У звуков черных клавиш по 2 «имени-отчества»; Звуки белых клавиши тоже могут иметь «отчество», но с «чужим» именем

Отдельно взятый музыкальный звук – ещё не музыка.

 

Музыка – это разговор, беседа, взаимосвязь звуков. Музыка – это высказывание, общение посредством звуков. Музыкальный язык, музыкальная речь – это система взаимоотношений, сочетаний различных параметров и качеств музыкальных звуков между собой.

«Метр – Такт – Темп – Ритм» указывают на взаимосвязь музыкальных звуков, характеризующую «темперамент жизнеспособности», «стихийные жизненные силы», родство с водой и растением, особым образом связанные с жизнью звуков во времени:

 

Метр Пульс (равномерные удары, доли) музыки; Чередование звуков одной длительности; Единица (доля) пульса – любая длительность; «объективное время»
Такт Размер метра (двудольный, трехдольный, четырехдольный и т.д.); Чередование сильных и слабых д о лей; тактовая черта
Темп Скорость движения метра: «очень быстро», «быстро», «не очень быстро», «не очень медленно», «медленно», «очень медленно», «ускоряясь», «замедляясь»
Ритм Чередование звуков различных длительностей; Ритмический рисунок; «субъективное время»

«Лад – Тональность – Гармония – Фактура» выражают переживание чувств (сродни особенностям воздуха и животных), характер и настроение жизнедеятельности музыкальной речи:

 

Лад Организация («семья») звуков, в которой звуки ладят друг с другом и между собой (звукоряд)
Тональность Лад (мажор или минор), начинающийся с конкретной высоты, тона (тоника)
Гармония Сочетание звуков, созвучия (вертикаль – интервалы, аккорды); Взаимоотношение (последовательность) созвучий
Фактура Музыкальная ткань, полотно, материя; степень и качество переплетения горизонталей (мелодий) и вертикалей (гармоний)

«Инструментовка – Форма – Жанр – Стиль» – «свидетели» индивидуальных особенностей музыкального произведения (сродни человеческому Я и свето-тепловой стихии творческого Огня):

 

Инструментовка Сочетание, взаимоотношение голосов (тембров) различных музыкальных инструментов
Форма Сочетание, строение, композиция различных частей (звук, мотив, фраза, предложение, период, часть, целое, цикл)
Жанр Сочетание формы и инструментовки
Стиль Сочетание всех выразительных средств

 

Музыкальное художественное произведение – совокупность всех выразительных средств музыкального языка, музыкальной речи.

 

________________________________________________________________________________________________________________________

* Часто приходится слышать, как говорят, что животные, например кошка или собака, знают, где лежит корм, кто их хозяин, где их дом и т.п. Да, знают! Животные, особенно приближенные к человеку, имеют свой род сознания. Но нужно спросить: «А знают ли они, что они «знают»?» Нет! Само-со-знания у них нет. Скорее, это инстинктивная астральная мудрость, которая дарована звёздами групповым душам животных…

 

** Формулировки и определения не предусмотрены для заучивания учащимися; предполагается использование образного восприятия явлений и событий мира, равно как и музыкальных элементов: сначала дать ученику возможность переживания (пережёвывания) во время исполнения и слушания музыкальной композиции, потом возможность понимания, а потом уже и возможность осознания и восприятия понятий

** язык – код – система знаков, служащая коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире; речь – реализация языкового кода; говорение, происходящее в письменной или устной форме; повествует, излагает мысль, идею, выражает чувства, изображает

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
НАХОДЯЩИЕСЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УЧЁТЕ | НАРУШЕНИЕ КИСЛОТНО-ОСНОВНОГО СОСТОЯНИЯ В ПОЛОСТИ РТА


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных