Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Распад Российской империи в годы революции и гражданской войны




Распад Российской империи начался еще в период Февральской революции, когда заметно усилились сепаратистские тенденции на ее окраинах. В начале ноября 1917 г. СНК принял Декларацию прав народов России, провозгласившую следующие принципы нацио­нальной политики: равенство и суверенность всех народов России; право народов на самоопределение, вплоть до отделения и образо­вания самостоятельных государств; свободное развитие националь­ных меньшинств. На основе положений Декларации в декабре 1917г. получила полную самостоятельность Финляндия, в ноябре 1917 г. национальную автономию получают многочисленные народности Кавказа, Закавказья, Средней Азии и Сибири.

Для проведения национальной политики был создан Народный комиссариат по делам национальностей, в структуре которого обра­зовывались национальные отделы и национальные комиссариаты (латышский, литовский, белорусский — к концу 1918 г. их число возросло до семи).

Конституция РСФСР 1918 г. закрепила принцип национально-территориальной федерации. За период с лета 1918 г. и по 1929 г. на территории РСФСР возникло более двадцати национально-авто­номных образований (республик и областей). Руководящие органы автономных республик (наркоматы) либо находились в непосредст­венном подчинении соответствующих наркоматов РСФСР, либо подчинялись только высшим органам автономной республики (ЦИК и СНК). Структура этих органов повторяла структуру органов РСФСР.

В феврале 1920 г. ВЦИК принял постановление «Об образовании комиссии по разработке вопросов федеративного устройства РСФСР», которое должно было урегулировать правовые отношения между федерацией и составляющими ее республиками. (К этому моменту наряду с ранее возникшими Туркестанской и Башкирской автономными республиками образуются Татарская, Киргизская автономные республики, Карельская трудовая коммуна, Чувашская, Калмыцкая, Марийская, Удмуртская автономные области.)

Система органов власти в автономных республиках повторяла систему органов власти РСФСР, а система органов власти автоном­ной области — систему органов власти в губерниях: областной съезд советов и исполнительный комитет автономной области. При цент­ральных органах РСФСР (при ВЦИК) создавались специальные представительства автономных республик, с 1920 г. они были пере­даны Наркомнацу РСФСР. Одновременно создавались представи­тельства Наркомнацу при ЦИК автономных республик и исполкомах автономных областей.

Параллельно с РСФСР в 1918 г. возникают государственные об­разования советского типа на Украине, в Литве, Латвии, Эстонии. В конце 1918 г. ВЦИК утвердил декреты СНК, закрепившие незави­симость советских республик находившихся за пределами РСФСР. Новые республики приняли собственные конституции по аналогии с Конституцией РСФСР и образовали системы органов власти и управления, аналогичные системе органов РСФСР.

В 1920 г. в Средней Азии были образованы Хорезмская и Бухар­ская народные республики. С апреля 1920 г. по февраль 1921 г. советская власть была установлена (в ходе борьбы с националиста­ми) поочередно в Азербайджане, Армении, Грузии. Решающую роль в установлении нового режима сыграла Красная Армия.

Вновь образовавшиеся национальные республики группирова­лись вокруг РСФСР, ставшей федеративным центром. При этом они использовали ее государственные и правовые модели. Шел поиск экономических, политических и государственно-правовых форм со­трудничества с РСФСР.

В самом начале июня 1919 г. ВЦИК издает Декрет «Об объ­единении советских республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом». Он гласил: «Стоя вполне на почве признания независимости, свободы и само­определения трудящихся масс Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии и Крыма и исходя из решений органов власти этих республик», ВЦИК признает необходимым провести тесное объединение воен­ной организации и военного командования, советов народного хо­зяйства, железнодорожного управления и хозяйства, финансов, ко­миссариатов груда этих республик с тем, «чтобы руководство ука­занными отраслями народной жизни было сосредоточено в руках единых коллегий». Для этого осуществляется соглашение всех ЦИК и СНК республик.

Наряду с этим отдельные республики заключали между собой финансовые соглашения, формировали общие производственные планы, объединяли свои сырьевые и товарные фонды. (ВСНХ РСФСР и СНХ Украины в апреле 1919 г. приняли постановления о проведении единой экономической политики.) Когда в период Гражданской войны (с осени 1919 г. по 1920 г.) некоторые республи­ки оказались под контролем «белых» армий или оккупационных иностранных властей, РСФСР политическими и военными средства­ми боролась за восстановление в них советской власти.

ВЦИК РСФСР фактически осуществлял функции общефеде­рального органа. В его состав были включены представители других республик. Наркоматы РСФСР руководили объединенными отрас­лями народного хозяйства, в состав СНК республик (Украины, Бе­лоруссии) входили уполномоченные объединенных наркоматов. На­циональные республики посылали своих представителей на Всерос­сийские съезды Советов, представители ЦИК национальных респуб­лик делегировались в состав ВЦИК РСФСР.

В период с 1919 по 1921 гг. на территории бывшей Российской империи сложилась конфедерация республик единого советского типа. Отсутствие единых для всех республик органов власти и управ­ления заменялось делегированием их функций органам РСФСР. Ос­новой конфедерации стал военно-политический (а позже — хозяй­ственно-политический) союз республик.

Часть территорий бывшей империи не вошла в этот союз и там образовались независимые национальные государства (буржуазные, демократические) — Латвия, Литва, Эстония. Особое место в этом ряду занимала Дальневосточная республика. Это государственное образование представляло собой «буферную» территорию между районами Сибири, находящимися под контролем Москвы и окку­пационными армиями на Дальнем Востоке (японскими, американ­скими).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных