ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Выдающиеся естественно-научные открытия и достижения XVII – ХVIII вв.
Продолжение таблицы 1
Метод преподавания у постели больного связан с именем итальянского врача, профессора Падуанского университетаДжованни Баттисты Монтано (1489 – 1552). Он утверждал, что «учить можно не иначе, как посещая больных». В конце XVII – начале XVIII вв. клинический метод преподавания внедряется в клинике, принадлежащей Лейденскому университету. Клиникой руководил врач, химик и педагог Герман Бурхааве (1608 – 1668), на русском языке его часто называют Бургав. В книге «Введение в клиническую практику» он подчеркивал значение врачей у постели больного. Бурхааве возглавлял кафедры медицины и ботаники, химии, практической медицины, был ректором университета. Научная клиническая школа, созданная Г. Бурхааве, сыграла исключительную роль в развитии европейской и мировой медицины, послужила развитию такой клинической дисциплины, как терапия.
Основоположниками хирургии как самостоятельной клинической дисциплины считаются немецкий врач Лаврентий Гейстер (1683 – 1758) и самый знаменитый хирург Франции Жан Луи Пти (1674 – 1750). До конца ХVΙΙ в. хирургия считалась в Европе ремеслом, а не наукой. Первой страной, где хирурги были признаны наравне с врачами, явилась Франция. Ж.Л. Пти вышел из сословия цирюльников, участвовал в военных походах он был известен своими трудами по хирургии костей и суставов, ранений и ампутаций. XVIII век явился периодом становления акушерства и гинекологии (учение о женских болезней) в Англии, Голландии, Германии, Франции, России и других странах. Впервые акушерские клиники создаются в Париже в первой половине XVII в. Видным деятелем французской акушерской школы был Франсуа Морисо (1673 – 1709).
Лечение детских болезней в основном было связано с практикой родовспоможения и лечения женских болезней. Наибольший вклад в изучение детских болезней внесли английские врачи. Томас Сиденгам описал ряд таких заболеваний, как скарлатина, коклюш, краснуха, рожа. Его деятельность столь велика, что он получает прозвище «английский Гиппократ». У. Кагаран составил труд «Опыт вскармливания и уход за детьми от рождения до 3 лет». Г. Амстронг написал «Очерк о наиболее опасных детских болезнях». Но как самостоятельная клиническая дисциплина педиатрия сформировалась только в XIX в.. То же можно сказать и о психиатрии, которая как самостоятельная клиническая дисциплина начала развиваться в начале XIX в., хотя первая клиника для лечения душевнобольных открывается в XVIII в. во Франции под руководством врача Филиппа Пинеля, впервые создавшего для психических больных человеческие условия содержания (снял с больных цепи, разработал систему их лечения), определившего основные направления изучения психических болезней. Стоматология – от греческого «стома» – рот, «логос» – наука – учение о болезнях органов полости рта и челюстно-лицевой области, методах их диагностики, лечения и профилактики. Как самостоятельная отрасль медицины зубоврачевание выделяется в значительной степени благодаря деятельности французского хирурга Пьера Фошара (1678 –1761). В своем капитальном труде «Зубная хирургия или лечение зубов» (1728) он описал около 130 заболеваний зубов и болезней полости рта. Он же является родоначальником ортодонтии (раздел стоматологии, посвященный профилактике и лечению зубочелюстных аномалий при помощи ортопедических средств). Гигиена как наука сформировалась лишь в ХIX в., но как область эмпирических знаний она зародилась еще в глубокой древности и в начале Нового времени совершила новый виток развития: это и борьба с эпидемиями, и борьба за сохранение здоровья населения, учет численности населения, смертности и т.п.
Появляются новые методы и первые приборы физического обследования больных: термометрия (Д.Г. Фаренгейт, А.Ф. Реомюр, А. Цельсий), перкуссия (от лат. выстукивать). Развитие этого метода принадлежит венскому врачу Леопольду Ауэнбруггеру (1722 – 1809). В 1761 г. он опубликовал статью «Новый способ, как путем выстукивания грудной клетки человека обнаружить скрытые внутри грудной полости болезни». Л. Ауэнбруггер писал: «Я предлагаю найденный мною новый способ для обнаружения заболеваний груди. Он состоит в выстукивании грудной коробки человека, которое в силу изменившегося звучания тонов дает представление о внутреннем состоянии ее». Большинство европейских врачей встретили метод перкуссии пренебрежением и насмешками, а автора объявили сумасшедшим. И только в Х1Х в. перкуссия была признана врачами как диагностический метод. Рене Лаэннек (1782 – 1826) – патологоанатом, клиницист и преподаватель медицинской школы в Париже, создал метод посредственной аускультации (от лат. выслушивать). Р. Лаэннек выслушивал сердце и легкие, прикладывая к грудной клетке больного воронку из плотного картона. В дальнейшем появляется знаменитая «трубочка доктора», изготавливаемая из дерева или кости. Все это позволило услышать тоны сердца яснее и подробно описать использование метода аускультации при диагностике болезней легких и сердца. Таким образом, можно сказать, что в Новое время были сделаны выдающиеся естественно-научные открытия: закон сохранения массы вещества в химических реакциях; явление гальванического («животного») электричества; развивались морфологические науки: нормальная анатомия, патологическая анатомия, топографическая анатомия, гистология. Начинается дифференциация клинических дисциплин – терапии, хирургии, акушерства и гинекологии. Закладываются основы профилактики: эмпирической гигиены, микробиологии, социальной гигиены и общественной медицины. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|