Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Борьба русских ученых за развитие отечественной медицины




Процесс экономического, политического развития России в ХVIII в. сопровождался подъемом русской культуры, искусства и науки. В ряду административных реформ Петра I были мероприятия по медицинскому делу: 1706 г. – подписан указ об открытии вольных аптек; 1707 г. – открытие первой госпитальной школы в Москве при первом военном госпитале, это первое учебное заведение для подготовки военных врачей; 1714 г. – открыты минеральные воды в Олонецком крае, Липецке, Старой Руссе, для пользования ими составлены «Докторские правила»; 1716 – 1722 гг. – в военно-морских уставах и регламентах определился штат медиков в воинских подразделениях; 1718 г. – открыта первая инструментальная изба в Петербурге для изготовления и ремонта хирургического инструмен­та.

Но этих мер было явно недостаточно, т.к. в России, как и во всем мире, были высокая смертность населения, частые эпидемии. Решать эти проблемы необходимо было кардинально. До XVIII в. для охраны здоровья использовались средства традиционной (прежде всего народной) медицины. Начало модернизации, рост городов создание мануфактур и регулярной армии стимулируют переход к современной медицине.

Насущные проблемы того времени можно определить так:

· подготовка кадров врачей для обслуживания растущего населения городов и регулярной армии;

· создание системы в организации медицинской помощи населению страны, строительство лечебных заведений;

· дальнейшее развитие медицинской науки, диагностики и совершенствование лечения больных.

Из Лейденского университета был приглашен в Россию врач Николай Ламбертович Бидлоо (1670 – 1735). Сначала он исполнял должность лейб-медика Петра Ι, а затем, в 1707 г., стал организатором первого военного госпиталя в Москве и госпитальной школы при нем (ныне это крупнейший в мире нейрохирургический центр им. Н.Н. Бурденко).

В школе обучалось 50 человек, окончивших Греко-латинскую академию. Преподавание велось на латинском языке. Основными предметами в школе были анатомия («materia medica»), хирургия, внутренние болезни. Согласно регламенту (указу Петра I) вскрытие трупов стало обязательным.Слушатели госпитальных школ работали в анатомическом театре, аптекарских огородах, изучали больных непосредст­венно в госпиталь­ных палатах. В обязанность госпитальных лекарей входило: составлять «скорбные листы» (истории болезни), записывать признаки болезней в дневник. Постепенно госпитальные школы стали готовить лекарей (среднее медицинское образование) широкого профиля.

В 1762 г. архиатр Я.Ф. Монсей в «Наставлении лекарям» обращал особое внимание на индивидуальный подход к больному, заботливый уход, рациональное применение лекарственных средств. В дальнейшем, в 1824 г., была разработана единая форма «скорбных листов».

В 1710 г. введено звание зубного врача. В программу обучения зубных специалистов входило изучение патологии челюстно-лицевой системы, терапевтической, хирургической и ортопедической стоматологии. Лица, получившие образование и желающие заниматься зубоврачебной практикой в России, должны были держать испытания перед медицинской коллегией (это часто не соблюдалось из-за нехватки зуб­ных врачей, и население было лишено возможности получать зубоврачебную помощь).

В 1786 г. госпитальные школы были реорганизованы в медико-хирургические училища, а в 1798 г. – в медико-хирургические академии. В Москве медико-хирургическое училище стало отделением медико-хирургической академии. В 1725 г. по указу Петра Ι была открыта «Академия наук и всяческих искусств». С 1726 по 1766 г. при ней действовал академический университет. Правда, проблему подготовки врачей он решал неэффективно, число студентов в нем не превышало 10 чел. Несмотря на засилье в Академии иностранных ученых, ее «столпом» был великий российский ученый Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765). По его инициативе в 1755 г. был открыт Московский университет в составе философского, юридического, а с 1764 г. и медицин­ского факультетов.

Студенты делились на «казеннокоштных» и «своекоштных». Посвященным в студенты (после I курса) полагалось носить особую форму – зе­леный мундир с большими металлическими пуговицами, треугольную шляпу и шпагу. В 1791 г. Московскому университету было дано разрешение присуждать после публичной защиты диссертации ученую степень («градус») доктора. После защиты диссертации «О дыхании» в 1794 г. окончившему медицинский факультет Фоме Ивановичу Барсук-Моисееву впервые была присвоена ученая сте­пень доктора медицины.

Таким образом, в России к концу ХVΙΙΙ в. в решении кадровой проблемы имелись некоторые успехи: 422 доктора и лекаря служили в армии, 218 – на флоте, 879 – для гражданского населения.

 

Относительно быстрому созданию и развитию современной медицины в России способствовали продуманное использование самого передового европейского опыта (клинический метод преподавания и др.), государственное руководство, самоотверженный труд русских ученых и медиков.

В 1714 г. Аптекарский приказ преобразован в Канцелярию Главнейшей аптеки, которая с 1721 г. стала называться Медицинской канцелярией. По сравнению с Аптекарским приказом в ее деятельности гораздо больше внимания стало уделяться противоэпидемической работе. Она сыграла исключи-тель­ную роль в подготовке кадров отечественных врачей.

Важная роль в реформировании социальной сферы, охраны здоровья населения страны принадлежит одному из выдающихся врачей ХVΙΙΙ в. Павлу Захаровичу Кондоиди (1710 – 1760). Грек по происхождению, он в раннем возрасте был привезен в Россию. В 1732 г. окончил медицинский факультет Лей­денского университета и, возвратившись в Россию, служил военным вра­чом. В 1741 – 1747 гг. занимал пост генерал-директора Медицинской канцелярии, руководил врачебным делом в стране. С 1753 г. был назначен генеральным директором Медицинской канцелярии. Это был первый отечественный администратор врачебного дела.

При нем стали издаваться и рассылаться на места инструкции:

- дивизионным докторам о развитии санитарного дела в армии, о медицинских осмотрах солдат, матросов и инвалидов войн;

- об организации акушерского дела и подготовке ученых акушерок;

- об улучшении подготовки медицинских кадров в университете, медико-хирургических училищах, госпитальных школах;

- о подготовке врачебных кадров за рубежом;

- о переводе и изучении на русском языке учебников по анатомии и хирургии (Гейстера и Платнера);

- о проведении в госпиталях научно-врачебных собраний;

- об открытии в России первой медицинской библиотеки;

- об учреждении постоянного издания научных трудов врачей.

При Екатерине II в 1763 г. Медицинская канцелярия была преобразована в Медицинскую коллегию (с расширением управленческих функций). По реформе 1775 г. для социальной защиты населения в каждой губерниях учреждались новые органы – приказы общественного призрения. Возглавляли их губернаторы, в состав входили представители дворянского, купеческого и крестьянского сословий. Приказы должны были заниматься устройством и содержанием воспитательных и сиротских домов, богаделен и больниц, домов для неизлечимых больных и для психически больных, начальных школ, работных домов, смирительных домов для непослушных детей и непокорных крестьян. К концу ХVΙΙΙ столетия было создано 40 приказов, которые имели в своем распоряжении 333 учреждения, в т.ч. 30 больниц, 14 отделений для умалишенных, один дом для неизлечимых больных, один «оспенный дом», один родильный дом и один венерический лазарет.

Наряду с государственной медицинской помощью населению была широко распространена благотворительность – первые ростки общественной медицины. Вопросы медицины и организации медицинской помощи населению занимали прогрессивную общественность. Этим вопросам большое внимание уделялось в работах Вольного экономического общества, издательской деятельности Н.И. Новикова, в произведениях М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева. Академик Даниил Бернулли (1700 – 1782) и физик Л.Ю. Крафт положили начало санитарной статистике, занимаясь «политической арифметикой», вопросами рождаемости и смертности населения.

 

У истоков научной медицины в России стояли ученики и последователи М.В.Ломоносова, крупнейшие ученые той эпохи – С.Г. Зыбелин, Д.С. Самойлович, А.П. Протасов, Н.М. Максимович-Амбодик, А.М. Шумлянский.

В своем трактате «О размножении и сохранении российского народа» (1761) Михаил Васильевич Ломоносов наметил мероприятия по увеличению рожда­емости и уменьшению смертности населения, определил основные задачи по охране и укреплению народного здоровья; затронул вопросы охраны здоровья женщин и детей. Принимая во внимание крайний недостаток отечественных медиков, он предлагал медицинской канцелярии подтвердить, чтобы «как в аптеках, так и при лекарях было довольное число учеников рос­сийских, коих бы они в определенное время своему искусству обучали и сенату представляли». В трактате на первое место выдвигаются сооб­ражения о сохранении и размножении российского народа, «в чем и состоит величество, могущество и богатство всего государства». Mысли и выводы М.В. Ломоносова по многим вопросам народонаселения и развития медицины нашли отражение в деятельности его последователей. Он еще раз проявляет себя не только патриотом Отечества, но и общественным деятелем, радеющим за благополучие и здоровье населения.

К середине XVIII в. талантливые врачи, получившие высшее медицинское образование в России и за рубежом, самоотверженно боролись за улучшение подготовки врачебных кадров, за оказание медицинской помощи населению.

Особое место в истории отечественной медицины XVIII в. занимал Семен Герасимович Зыбелин (1735 – 1802) – первый рус­ский профессор медицинского факультета Московского университета. Это крупный ученый, основатель терапевтической школы в России. Обра­зование получил в Славяно-греко-латинской академии в Москве. В 1759 г. уехал за границу для изучения медицины. В Лейдене защитил диссер­тацию на степень доктора медицины. Ему, как и многим другим деятелям медицинской науки XVIII в., приходилось вести борьбу с учеными-иностранцами, мешавшими русским ученым занимать высокие врачебные должности. С. Г. Зыбелин на протяжении многих лет преподавал на медицинском факультете Московского университета анатомию, физиологию, патологию, естествознание, химию, ботанику, фармакологию, терапию и хирургию. Читая лекции на русском языке, он много работал над созданием русской ме­дицинской терминологии.

С.Г. Зыбелин был последователем научных традиций М.В. Ломоносова. Являясь сторонником опытного метода, он при чтении лекции ввел показ экспериментов, демонстрацию больных. Центральное место в его учении занимал индивидуальный подход к больному. «Всякий человек особливое свое и соб­ственно одному ему принадлежащим имеет, – писал он, – и потому бес­численное почти множество сложений находится». Значительный интерес представляют «Слова» Зыбелина – его актовые речи, посвященные важнейшим социальным медицинским вопросам, вопросам заболеваемости и смертности населения, особенно детей. Среди причин смертности он называл нездоровый климат, го­лод, болезни.

Данила Самойлович Самойлóвич (1742 – 1805) – эпидемиолог, один из величайших ученых нашей страны, Европы и мира, самоотверженно участво­вал в борьбе с 9 эпидемиями чумы в России. Трижды заражался чумой и обосновал необходимость прививок против оспы и чумы. Идея прививки по своему значению сопоставима с эпохальным открытием Э. Дженнера, сделавшим в 1795 г. в Англии первую прививку и положившим начало эре вакцинации.

Борьба за преподавание в медицинских учебных заведениях на русском языке благодаря усилиям отечественных медиков в 1764 г. завершилась: медицинская коллегия признала равноправие русского и немецкого языков в преподавании в госпитальных школах, а в 1795 г. вышел указ о том, что «профессор должен знать совершенно рус­ский язык для точного и вразумительного выражения своих мыслей при преподавании учения». Следует отметить, что и среди иностранцев были медики, честно служившие России: Н. Бидлоо, К. Вольф, П. Паласс и др.

Выдающимся хирургом и анатомом, талантливым педагогом и ученым был Константин Иванович Щепин (1728 – 1770). Он окончил Киево-Могилевскую академию, в 1758 г. защитил в Лейдене докторскую диссертацию. В Московской госпитальной школе преподавал анатомию, физиологию, хирургию, ботанику, фармакологию. Это был первый русский профессор в школе. Лекции и практические занятия вел на русском языке. За свои атеистические взгляды, прогрессивные начинания в обучении был удален из школы. Умер в г. Киеве, участвуя в ликвидации эпидемии чумы.

Изучение печатных работ и архивных рукописей свидетельствует о том, что передовые врачи России – Н. Максимович-Амбодик, М. Гамалея, Д. Самойлович, И. Протасов, П. Карпинский, Я. Соколович разрабатывали мероприятия по организации больничной помощи, санитарно-гигиенические и эпидемиологические мероприятия, составляли многочисленные медико-топографические описания различных городов России.

Таким образом, в России XVIII в. складывается система медицинского образования, подготовки медицинских кадров, развивается научная медицина и клинические дисциплины. Появляются первые ростки общественной медицины.

 

Тема 3. МИРОВАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ МЕДИЦИНА Нового времени (XIX – начало XX века)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных