ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Музыкальное приветствиеЦель: Формирование у учащихся теоретического знания о необходимой связи музыкального и литературного искусств
Задачи: Образовательная: познакомить детей с оперой Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»; учить учащихся применять имеющиеся и полученные знания, умения и навыки о музыке и литературе на практике. Развивающие: расширить понятие регистр; развивать у учащихся учебно-познавательный интерес к поиску новых знаний, проявляя творчество; содействовать развитию навыка индивидуальной и коллективной работы; Воспитательные: Воспитание музыкальной “слушательской” культуры Музыкальный материал: Н. А. Римский – Корсаков опера «Сказка о царе Салтане» (фрагменты) Урок + презентация. Ход урока Музыкальное приветствие На доске афиша. Учитель. Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Сегодня урок у нас будет необычный, мы отправимся в театр. И, как вы уже, наверное, догадались по афише, будем смотреть и слушать «Сказку о царе Салтане». И познакомимся с музыкальной живописью этой сказки. Ребята, а может быть вы знаете - кто сочинил «Сказку о царе Салтане»? Дети. А. С. Пушкин. Учитель. Правильно ребята Александр Сергеевич Пушкин. Молодцы! Скажите, пожалуйста, чем отличается сказка от других жанров? Дети. Волшебством. Учитель. Молодцы ребята. В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А. С. Пушкина передал в музыке вам уже знакомый композитор с двойной фамилией. Кто догадался - как зовут композитора? Дети. Римский – Корсаков. Учитель. Правильно ребята. «Что за прелесть эти сказки!» - воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина. Ведь именно эти сказки вдохновили композиторов на создание музыкальных сочинений. «В синем небе звезды блещут В синем море волны хлещут…» Эти строчки становятся зримыми в музыке оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова. Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина. Звучит фанфарный призыв, приглашая слушателей удвоить свое внимание. Фанфары начинают каждую картину оперы. Слушая музыку оперы, вы должны будете услышать высоту звучания различных инструментов. Ребята! Скажите, пожалуйста, с чего начинаются музыкальные сказки? Дети. Со вступления. Учитель. Правильно. Послушайте, пожалуйста, вступление ко 2 картине 4 действия оперы «Сказка о царе Салтане» и вслушайтесь в музыкальную живопись. Слушание. Учитель. Помогла ли вам музыка почувствовать красоту Пушкинской сказки? Дети. Помогла. Учитель. А каким образом? Дети. Звучали разные инструменты. Учитель. Правильно ребята. Красота сказки была показана при помощи звучания различных инструментов. И все инструменты звучали в разных регистрах. Что такое регистр? Дети.????? Учитель. Вы много раз видели это слово, но не знаете что это такое. (слайд № 8) Регистр - это ряд звуков голоса или инструмента одинаковых по тембру. А что такое тембр? Дети. Тембр - это окраска звука. Игра «Узнай по голосу» Учитель. Молодцы ребята. Откройте пожалуйста тетради и запишите это. (Тембр – это...Регистр - это…) И так, мы находимся в театре. Есть в «Сказке о царе Салтане» три чуда. В опере Н. А. Римского-Корсакова у каждого чуда - своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками. Ребята, вспомните, пожалуйста, 1 чудо. Дети. Белка. Учитель. Кто может рассказать о белке, которую изобразил в своей сказке Пушкин? Дети...... Учитель. Послушаем тему белки в опере Н. А. Римского-Корсакова. Как звучит музыка, какая она по характеру? Дети. (Легко, отрывисто, подвижно). Учитель. А в каком регистре звучала тема белки? Дети. Тема белки звучала в высоком регистре. Учитель. Какие инструменты вы услышали в этом фрагменте оперы? (Дети называют инструменты симфонического оркестра) А сейчас антракт. Уже знакомая вам игра в оркестр. Но немного переделанная. Сейчас будет звучать музыка. Ваша задача отличить высокий регистр инструментов от низкого. Если инструмент будет звучать в высоком регистре, то вы должны показать движениями рук, как играют на этом инструменте, а если вы услышите звучание низкого инструмента, вы должны будете хлопать в ладоши. (Слушаем музыку. Дети отгадывают регистры звучания инструментов.) Учитель. Антракт закончен и мы снова в зале нашего театра А вот и 2 чудо (Показывается картина богатырей) «В чешуе как жар горя 33 богатыря…» Посмотрите, пожалуйста, как изображены богатыри в сказке.Каким голосом может говорить дядька Черномор? Дети. Дядька Черномор говорит басом в низком регистре. Учитель. А теперь послушайте, как композитор в опере передает их богатырскую поступь. (Звучит фрагмент) Учитель. На что похожа эта музыка? Конечно же на марш - торжественный, величественный. В каком регистре звучал марш? Дети. Марш звучал в низком регистре. Учитель. Молодцы ребята. Вы справились со своей задачей, и у нас снова антракт. Разминка Учитель. Спасибо ребята. Молодцы! Антракт закончен, и мы снова возвращаемся к «Сказке о царе Салтане». Учитель. Отгадайте какое третье чудо Слушание «Царевна - Лебедь» Показ картины Врубеля «царевна - Лебедь» Учитель. Посмотрите, как художник изобразил Царевну - Лебедя при помощи красок. Какая она? Дети. Красивая, волшебная, таинственная… Учитель. Какими инструментами вы бы изобразили Царевну? В каком регистре? Дети предполагают Учитель. Музыка, изображающая Царевну – Лебедя извилистая, в высоком регистре, словно пение фантастической птицы, но одновременно в ней слышится и привольная русская песня. Вот и заканчивается спектакль на сцене нашего театра. Ребята! Что нового вы сегодня узнали на уроке? Дети. Мы сегодня познакомились с оперой «Сказка о царе Салтане» Учитель. Кто написал эту оперу? Дети. Николай Андреевич Римский – Корсаков. Учитель. Молодцы ребята! Мы познакомились с персонажами оперы «Сказка о царе Салтане». Чтобы нарисовать яркий неповторимый портрет героя, композитор находит особые характерные средства. Мелодия может быть красивой, певучей или примитивной, неразвитой. Ритм – острым или сглаженным, регистр – высоким или низким. Все вместе рождает характерный, легко узнаваемый образ. (Мы ведь не перепутаем Царевну-Лебедя с богатырями). А при помощи чего изображались в опере герои? Дети. При помощи инструментов. Учитель. Назовите знакомые вам инструменты, звучание которых вы услышали в нашем театре. Дети называют. Учитель. Какие инструменты звучали в высоком регистре, а какие в низком? Дети отвечают. Учитель. Сейчас мы разделимся на 2 группы. И вы получите 2 конверта. В этих конвертах части инструментов. Ваша задача: собрать инструменты, назвать их и определить в каком регистре они сегодня звучали. Дети выполняют задание.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|