Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СКАЗКА О БУРСАМДЗЕЛИ




Царица Тамара была женою Бурсамдзели. Жил он на вершине высокой горы. Народ и теперь называет эту покрытую снегом вершину именем Бурсамдзели.

А в давние времена там была зеленая поляна, и высилась на ней грозная башня.

Но шли века, башня истлела, поляна стала прибежищем диких зверей.

Однажды пленницей Бурсамдзели стала прекрасная Бонварнон[68]. Посадил он ее в сундук и замкнул его накрепко.

А табун лошадей Бурсамдзели пасся на лугах Имеретии[69].

Решил он наведаться туда и уезжая передал ключи жене и строго наказал ей не открывать сундука, не выпускать на волю Бонварнон; иначе грозит им погибель.

По дороге Бурсамдзели остановился в незнакомом селении и зашел в один хадзар. Радушная хозяйка приготовила гостю еду. В это время из комнаты босиком во двор вышел ее ребенок и сразу же вбежал обратно удивленно говоря матери:

— Нана, с неба падает что-то белое и я замерз.

Понял Бурсамдзели: ослушалась жена его и выпустила Бонварнон на свободу, пленница зло отомстит теперь ему.

Вскочил он на коня и поскакал обратно. Как доехал он до одного жилого места, то снег достиг уже до сгута[70] лошади, и назвал он тогда эту местность Сгута.

Доехал он до другого села, и снег дошел до онта[71] лошади, и назвал он это место Он[72]. А как добрался он до третьего селения, конь его пал, и месту этому он дал название Кудар[73].

Горько стал сетовать Бурсамдзели на бога и в обиде ушел от него к Барастыру[74] под землю, а горная вершина, где он жил, покрылась вскоре вечными льдами.

У Тамары, жены его, были слуги. Каждый день по утрам выносили они ее постель и бросали в воздух, но постель не падала, лежала на солнечных лучах.

Однажды ночью вошел к ней слуга и овладел ею. И родились одновременно два мальчика: один у Тамары, другой у жены слуги. На утро, когда вынесли постель Тамары и бросили в воздух, упала постель на землю.

И спросила тогда Тамара у своих слуг:

— Кто из вас ночью приходил ко мне?

И сказала она тому, кто осмелился в ту ночь быть мужчиной:

— Если хватит у тебя мужества добыть мне образ из Мцхетской церкви, то быть тебе моим мужем, если не сумеешь, ждет тебя смерть!

Когда был он уже у цели, вознесла Тамара к богу молитву:

— О боже, сделай так, чтобы река вышла из берегов и потопила его в своих волнах!

Оглянулась Тамара, видит: устремилась вниз многоводная река.

Сказала Тамара тогда своим слугам:

— Не показывайте мне и сына моего, отнесите и бросьте его в реку!

Много ли, мало ли времени прошло, а сын слуги Тамары вырос и стал уже играть со сверстниками.

Увидела его однажды Тамара и позавидовала:

— И мой сын уж таким бы был! Ох, тяжкие грехи на моей душе! Выпустила я Бонварнон, и вечными льдами покрыла она горы. Погубила я Бурсамдзели. Сын предала смерти.

Сказали тогда Тамаре слуги:

— Если не причинишь нам зла, покажем тебе сына. Обрадовалась Тамара, прижала сына к груди. И сказал тогда мальчик:

— Нана, здесь теплее всего!

И с тех пор говорят в народе, что нет ничего на свете теплей материнских объятий.

СЫН БУРА, МАХАМАТ

Сын Бура, Махамат, был очень любим богом. Сказал ему однажды бог:

— Три дня в году даю тебе право сидеть за моим столом! И ходил Махамат к богу вместе с Уастырджи. Уастырджи был близок с дочерью Сайнага[75]. И сказал он Махамату:

— Если ты первый выйдешь на дорогу, жди меня, если же я приду раньше, то я подожду тебя.

С этими словами разъехались каждый в свою сторону. Наступил и день, когда Махамату надлежало ехать к богу. Выехал он в широкое поле и слышит — свинопас песню поет:

— Да-ла-лай, о-ла-лай, едет к богу Махамат, будет гостем у него, а я к жене его пойду, приласкаю ее...

Как услышал песню Махамат, позвал свинопаса и говорит:

— Хорошо ты поешь, хочу еще раз послушать. Спой! Свинопас пропел свою песню снова.

Тогда Махамат сказал ему:

— Врет твоя песня, парень. Не верю я тебе. Если правду сказал, оставь свиней, я их посторожу. А сам отправляйся к жене Махамата и не ложись с ней в постель, пока она что-нибудь тебе не подарит. Будет тебе давать всякое, а ты попроси то, что дала Махамату божья жена в дар! Коль привезешь мне это, дам тебе на выбор любую из своих черкесок!

Обрадовался свинопас и пошел к жене Махамата. А Махамат сошел с коня, сел около свиней да и заночевал там.

Чуть только рассвело, пришел свинопас. Принес с собой золотые носки Махамата. Как увидел их Махамат, сильно рас сердился... Стал думать, как быть ему: вернуться обратно, значит не попасть в гости к богу, не возвращаться — сердце от муки разорвется. Наконец решил: «Пусть лучше бог на меня не обидится!»

Отправился он в путь, дорогою заехал к Вайсантовым и решил там подождать Уастырджи.

Вскоре на краю поля показался Уастырджи. Махамат говорит:

— Это он едет.

Девушка же из рода Вайсантовых сказала:

— Едет Уастырджи, только не один, на лошади сидят трое, А Махамат говорит ей:

— У меня тоже глаза есть, и кроме Уастырджи я никого на коне не вижу, смеешься ты надо мной, что ли?

А девушка ему в ответ:

— Как подъедут, увидишь их сам!

Подъехал Уастырджи, привязал коня и поднялся к ним. Хлестнул в шутку Уастырджи девушку плетью, а она ему в ответ:

— Хватит тебе потешаться надо мной, сколько раз ты уже изводил меня, а небось сумы своей никогда не развяжешь, не покажешь, что там спрятано!

Тогда Уастырджи достал из кармана суму и бросил ее девушке. Девушка схватила ее и зовет Махамата:

— Иди-ка сюда, покажу тебе, кто ехал на лошади! Открыла она суму, а там жена Уастырджи сидит со своим милым дружком... Как было Уастырджи не разозлиться! Махамат ему говорит:

— И со мной то же самое случилось, но что поделаешь?! Опечаленные поехали они дальше. Рано утром приехали они к богу. Отвели коней своих в конюшню, сели на ясли и пригорюнились.

Пришел божеский конюх, подметает в конюшне, а сам все на дверь поглядывает. Махамат с Уастырджи в яслях спрятались. Удивляются, чтобы это значило?

Когда конюх выглянул в третий раз, то видят они — бежит к нему божья жена, шурша платьями. А конюх метлой как ударит ее.

— Ах ты, сука! Что ты надо мной издеваешься?! Коли приходишь, то приходи вовремя, а нет, так на что ты мне нужна!

Взглянули Махамат и Уастырджи друг на друга.

— Придется, видно, стерпеть нам обиду! Если уж у самого бога жена так поступает, так что ж еще тогда нашим делать?!

Вышла божья жена из конюшни, они тоже вылезли из ясель. Поднялись они к божьему престолу. Обрадовался бог гостям.

Угощение им приготовили. Когда все было на столе, слуга воды принес — обмыть руки перед едой. Вымыл бог руки, вытер их шелковым платком, потом жене его бросил. Шелковый платок попал жене в грудь. Как она закричит:

— Убил меня муж мой! — и убежала из-за стола. Мужчины переглянулись и усмехнулись, а бог на них обиделся:

— Над чем же вы смеетесь, что ж хорошего, если я убью жену свою?! Сейчас же скажите мне, над чем вы смеялись?

Уастырджи чувствовал себя с богом смелее: рассказал он ему сначала о своей жене и жене Махамата, а потом говорит:

— Только что твой конюх метлой три раза огрел жену твою, и она не умерла от этого, что ж теперь из-за шелкового платочка такой шум подняла?

Разгневался бог.

— Давайте уйдем, скроемся все вместе!

Встали они из-за стола и отправились в путь. Едут мрачные. Видят — крестьянин в поле землю пашет, а за спиной у него сундук, с ним он и за плугом шагает.

Удивились они, зачем это крестьянин тяжелый сундук взад-вперед по полю за спиной таскает.

А Уастырджи им говорит:

— Пока не узнаю в чем дело, не уйду.

— Да будут радостными твои дни! Скажи, добрый человек, что есть в твоем сундуке такого драгоценного, что ты его не опускаешь на землю?

— Что поделаешь, да пусть перейдут ко мне твои болезни, я единственный мужчина в семье, а жена у меня очень красива. Оставил бы ее дома, а вдруг осрамит ее какой-нибудь бездельник.

Поставил крестьянин сундук на землю и видит — сидит в нем его жена с чужим мужчиной; как открыл сундук, так они оттуда сразу вдвоем и выпрыгнули.

И сказал тогда бог своим спутникам:

— Давайте вернемся каждый в свой дом! Пусть отныне это станет обычаем, но никогда пусть не останется в тайне!

ПАСТУХ И ЧЕРТ

Давным-давно жил один бедный человек. Надоело ему жить в бедности. Сел он однажды на камень перед пещерой, оперся подбородком о палку и горестно задумался: «Что делать, чак бы раздобыть хотя бы несколько овец или коз?>

Не успел он об этом подумать, как откуда ни возьмись перед ним черт появился.

— Что случилось, бедный человек? О чем ты печалишься?

— Как же мне не печалиться? Кто имеет скот и землю, тот и человеком считается, у меня же нет ни того, ни другого. Праздника от будних дней не отличаю.

Подумал черт и говорит ему:

— Послушай-ка меня, бедняк! Если сговоримся, дам я тебе пять коз в ласк[76].

Лицо у бедняка просветлело, сдвинул он назад папаху и говорит:

— Да как же это так, чтоб мы да не сговорились?! Я на все буду согласен, чтобы ты ни предложил.

— Ну, хорошо тогда. Даю тебе своих коз на три года, паси их! Пройдет три года — козы снова мои, а приплод от них пополам поделим, но при таком условии: не зарежь ты за это время ни черного козленка, ни серого, ни безрогого, ни длиннорогого, ни белого, ни пестрого!

Бедняк от удивления остался стоять с открытым ртом, ничего не сказал в ответ. А про себя подумал:

«Чем такой скот иметь, лучше уж совсем без скота быть! Не разрешает мне за три года ни одного козленка зарезать, зачем же мне тогда их пасти?».

Подумал бедняк еще немного и, наконец, смекнул, и сказал:

— Я согласен на твои условия, но со своей стороны тоже скажу слово: как придет время дележа коз, не приходи ко мне ни в воскресенье, ни в понедельник, ни во вторник, ни в среду, ни в четверг, а также ни в пятницу и ни в субботу, а вот в остальные дни можешь приходить ко мне, когда тебе вздумается! — сказал бедняк и погнал коз домой.

Прошло три года, настало время дележа коз. Не знает черт в какой день ему придти к бедняку за козами. В неделе семь дней, но ни в один из дней этих бедняк не велел ему приходить. Тогда он придумал: раз не остается дней в неделе, так он к нему в среду ночью придет.

Что оставалось делать бедняку? Пришлось дележом заняться. Одна из коз оказалась общей, не могут они поделить ее.

Тогда черт сказал:

— Эта коза чужая[77], давай ее зарежем!

И вот с тех пор в эту ночь в честь «чужих» в народе обычай повелся резать козленка. И эту ночь так и назвали «ночью чужих».

Погнал утром черт коз домой, а бедняку досадно:

— Ну и перехитрил же меня черт, откуда у меня в голову могло придти, что он не днем, а ночью ко мне заявится?

Стал бедняк думать: «Чтобы такое сделать, чтобы коз получить обратно?»

Однажды пас он свое стадо. Вдруг разразился сильный ливень. Бедняк скинул с себя одежду и сел на нее. Когда дождь кончился, бедняк поднялся и оделся. В тот же день черт на северном склоне горы листву с деревьев сбивал козам на зиму. Промок он до нитки, увидел бедняка и спрашивает:

— Скажи, сделай милость, как случилось, что я совсем мокрый, а ты сухим остался?

Бедняк на это ему и говорит:

— Мне все премудрости на свете известны, вот я и не намок...

А черт давай умолять его:

— Ты только открой мне свою тайну, а там проси в подарок, чего только душе твоей захочется.

— Хорошо, дай мне своих коз, а я тебе секрет открою... Черт отдал коз, и бедняк говорит ему:

— А теперь слушай меня, да повнимательней. Черт навострил уши.

— Если застанет тебя в дороге дождь, разденься и спрячь одежду под себя. А как перестанет дождь идти, оденься, вот и останешься ты сухим! — говорит бедняк.

Разозлился черт:

— Подумаешь, «колдовство» какое! А коз моих как ловко выманил!

Набралось, таким образом, у бедняка много скота. Никому теперь в голову не приходило называть его бедным.

Как-то раз пригнал он свой скот к речке, у которой паслись стада алдаров.

Козы бедняка сразу вошли в воду и переплыли на другой берег. Удивились чабаны и пошли рассказать о чуде малику.

— Да падет на нас твой гнев, если скажем неправду. К нам в ущелье пришел один пастух. Стадо его на твое не похоже: козы у него все серые. По воде плывут так быстро, как раненые олени от охотника убегают. А наши овцы в воду заходить боятся. Хорошо бы обменять часть наших овец на его коз, тогда бы и наши овцы вслед за ними по реке поплыли.

Малик послал слуг и приказал:

— Идите и дайте пастуху четырех овец за одну козу. Обменяли слуги овец на коз. За козла давали по многу баранов, а за козу несколько однолеток.

Раньше у бедняка ни одной овцы не было, а теперь и овец прибыло. Разбогател он так, что и бога перестал почитать.

Однажды зимой, в последние холодные дни марта, бедняк как закричит вдруг:

— Марти-бурти[78], напрасно стараешься, все стадо у меня цело, уха козленка и того не потерял!

Обидно стало марту месяцу, но дни его уже на исходе были, призанял он тут три дня в долг у февраля, да такого мороза напустил, что половины стада бедняка как и не бывало... Вот поэтому и бывают последние дни марта холодными, а февраль потому и короче, что март у него дни в долг взял. Снова стал бедняк стараться как-нибудь приумножить свое стадо.

А черту очень хотелось, чтобы у бедняка вовсе ничего не осталось. Как-то раз кулбадагус отправилась на гору Тарангел на моление. Когда возвращалась она обратно, то в заброшенной долине вышел ей навстречу черт, скрестив руки на груди. Потолковали они о том, о сем, потом кулбадагус спросила его:

— Что это ты не в духе?

— Как же мне быть веселым? Были у меня козы, так один бедняк выманил у меня их всякими правдами и неправдами. Никто в ущелье не знал о моем стаде, а он часть его алдарам ел дал в обмен, а я без скота остался.

Успокоила черта кулбадагус:

— Я верну тебе твоих коз, а стадо бедняка изведу. Поймала она волка, надела ему веревочку на шею, пришла к дому бедняка и остановилась у ворот. А бедняк никогда волка не видел и спрашивает:

— Это что за скотина? Она ему отвечает:

— Слышала я, что скот у тебя пропадает и вот пришла с Фалваром[79]. Нсли купишь Фалвара у меня, скот твой сразу приумножится. Пустишь его к стаду на одни только сутки, побудет он там день и ночь, станет у тебя столько скота, что не сможешь двери открыть.

— Какова же твоя цена за Фалвара? — спросил бедняк.

— Надо мной старших много, не возьму я плохих овец и: коз, а дай мне пятнадцать лучших овец и столько же коз.

Отделили они тридцать голов. К остальным волка впустили, и дверь за ним крепко заперли.

В этот день жена бедняка приготовила пироги, и они вознесли моление Фалвару.

После угощения кулбадагус погнала домой доставшийся ей скот.

На второй день бедняк отворил дверь, захотелось ему заглянуть в овчарню. Видит — всю скотину до одной волк истребил, кровь высосал и туши их друг на друга навалил горой...

С этих пор люди молятся Фалвару, чтобы уберег их скот.

А бедняк так и остался ни с чем, как раньше жил, так и теперь живет в бедности...

Долго он искал еще кулбадагус, чтобы отомстить ей, но нигде не нашел.

Как всего этого вы не видели, мои добрые слушатели, так чтобы и в жизни своей вы не видели никаких бед и болезней!..




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных