ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
СКАЗКА О МУЖЕ И ЖЕНЕЖили-были муж и жена. Была у них единственная дочы Однажды отправился муж в лес за дровами, а жене наказал испечь хлеб и принести ему. После ухода мужа жена принялась печь хлеб, а дочь послала за водою. Девушка спустилась к реке, взглянула на другой берег и заплакала. Не дождавшись дочери, мать пошла за ней. Придя к реке, она увидела, что дочь ее горько плачет. Мать спросила: — Отчего ты плачешь? О ком печалишься? — Я подумала о том, что будет у меня муж с того берега реки и когда-нибудь, переправляясь через реку, он утонет, — ответила девушка. Услышав это, мать тоже заплакала. И так они сидели на: берегу вдвоем и долго плакали. К этому времени отец, не дождавшись обеда, вернулся из лесу. Поглядел кругом, видит — дома никого нет. Подошел он к столу, увидел, что хлеб не выпечен, оторвал кусочек от теста, положил на жар, испек, быстро поел и пошел искать жену и дочь. Нашел он их у реки плачущими и спросил, о чем они плачут. Когда они ему рассказали о причине своих слез, он очень рассердился, обозвал их самыми глупыми на свете и отвел домой. Дома же он сказал им: — Я ухожу из дому, буду ходить по свету и не успокоюсь, пока не найду еще где-нибудь таких же глупых, как моя дочь и жена. И с этими словами отправился в далекий путь. Шел, шел я попал в одно незнакомое село. Видит — сидит женщина и горько плачет. Он спросил ее: — О чем ты плачешь, женщина? Тогда она стала ему рассказывать: — Был у меня очень хороший сын, но он умер, не успев жениться. Вот об этом я и плачу. Выслушав ее, он сказал: — Я посланец Барастыра — повелителя царства мертвых. Я пришел, чтобы каждому покойнику отнести что-нибудь с этого света. Не плачь, я постараюсь женить его тоам. Пока они разговаривали, к ним подошли и другие жители села. А так как была рабочая пора, то это были в основном женщины и старики. Услышав, что к ним пришел посланец Барастыра, они стали приносить ему много пищи и разной одежды для передачи своим покойникам. Особенно старались женщины. Он заполнил свои хурджины и ушел из села. Мужчины работали в поле. Вернувшись в село и узнав, что кто-то обманул их жен, они страшно разозлились и один из них. вскочив на коня, пустился в погоню за обманщиком. А тот, узнав, что за ним гонятся, свернул в лес, припрятал свои хурджины, а сам, сделав вид, будто идет с противоположной стороны, направился навстречу догоняющему. Завидев всадника, он поздоровался с ним. Преследователь спросил его: — Не повстречался ли тебе по дороге человек с хурджинами? Он грабитель! — Повстречался. Вон он идет. Тебе не стоит даже догонять его на лошади. Пока она будет переставлять ноги, ты успеешь уже спешиться и отобрать у него хурджины. Гонец, соскочив с лошади, попросил встречного подержать коня за уздцы, а сам помчался за разбойником. А тот тем временем взял свои хурджины, взвалил их на лошадь и поскакал дальше. По пути повстречал он одного пастуха. Пастух спросил его, кто он и откуда. Мужчина ответил ему, что он лекарь. Пастух страшно обрадовался, узнав это, и попросил: — У меня парша. Вылечи меня, пожалуйста! Мужчина ответил, что берется вылечить его, если тот достанет желудок овцы и деготь. Пастух прирезал овцу и принес деготь. День стоял жаркий и потому деготь был жидким. Мужчина смазал им голову пастуха, натянул на нее желудок овцы и сказал: — Лежи так и в течение двух дней и ночей не двигайся с места. А сам тем временем угнал его скот. Шел он, шел и завидел пахарей. Приближаясь к ним, он так быстро погнал свой скот, что некоторые овцы переломали ноги. Пахари увидели это и спросили, почему он так быстро гонит свое стадо. Мужчина ответил, что сзади его нагоняют солдаты и что скот испугался их. Пахарей тоже охватил страх, но мужчина сказал, что он их может спасти: — Проведите большую борозду, и я вас в ней спрячу. Они так и сделали. Провели борозду, легли в нее, и тот засыпал их землей. А пока они там лежали, он взял и угнал их волов. Тем временем хозяин лошади в поисках грабителя попал к пастуху и спросил его, не видел ли он человека с лошадью. Пастух рассказал о том, что с ним произошло. Хозяин лошади с трудом сорвал овечий желудок с головы пастуха: кровь стекала с него ручьями. Пастух, оглядевшись вокруг, увидел, что овец его нет и убедился, что его одурачили. Тогда они вдвоем пошли искать обманщика. Идут они и видят: стоят в поле одни плуги. Пригляделись и заметили, что из борозды торчат ноги. Потянули одну ногу, а нога вглубь тянется, потянули другую — тоже самое. Люди, зарытые в борозде, решили, что пришли солдаты. Вдвоем им все же кое-как удалось выкопать пахарей. Рассказали пахари о проделках незнакомца и все убедились, что они обмануты. Решили догонять обманщика вместе. Тому оставалось немного дойти до дома, как они его нагнали. Увидя свой скот, они начали с ним ругаться и уже собирались его отколотить, но он обратился к ним: — Дойдем до села, спросим первых двух людей, которых встретим по пути, и что они скажут, так тому и быть. Мужчина быстро погнал скот к своему дому и, зайдя, сказал жене и дочери, что встретил людей глупее их. Вслед за ним зашли и хозяева скота. Он сказал им: — Сегодня покутим, а завтра гоните уж свой скот. Чего еще спрашивать кого-нибудь — он ваш! Всю ночь они прокутили, а к утру уснули. Хозяин принес барды и облил обладателя лошади ниже ног, пастуха от поясницы до колен, а хозяев волов от поясницы до шеи. Утром те проснулись, посмотрели друг на друга, проверили постели и говорят: — Осрамились мы хуже маленьких детей... Стыд и позор! Бежим, пока нас никто не застал в таком виде... Вскочили они и удрали, чтобы их никто не заметал, скот же остался у самого мудрого, и по сей день он живет с женой и дочерью в благополучии. СКАЗКА О ПАСТУХЕ Жил-был один пастух. Все свое время он проводил на пастбище: шел ли дождь, жара ли стояла. А пас он господскую отару. Раз на пастбище волк задрал одну овцу. Испугался пастух и решил не возвращаться к хозяину. Убежал он прямо с пастбища. Шел, шел и попал в одно большое село. На окраине этого села стоял огромный дом. Из него доносилось пение и звуки гармони. Пастух подумал: «Видно здесь играют свадьбу, дай-ка зайду, закушу». Подойдя же ближе к дому, подумал: «Никто меня здесь не знает, никто мне ничего не даст, лучше я погляжу, что там за народ». Вошел пастух в сени и увидел в сенях седло коня своего алдара. Удивился пастух: откуда здесь это седло, дай-ка, заберу его и отнесу хозяину. Может, он и перестанет гневаться за овцу. Взял он седло, но опять подумал: «А может, и хозяин здесь, пойду посмотрю». Взвалил пастух седло себе на плечи, влез на чердак, посмотрел в отверстие и видит, что его хозяин сидит среди гостей. С испугу пастух вместе с седлом упал прямо на гостей. Гости повскакали с мест, набросились на пастуха, начали его избивать. Поколотили его изрядно. Хозяин схватил его за руку и говорит: — Этот пропавший хотел украсть мое седло. Заприте его в кладовую и не выпускайте, пока я не прикажу. Отвели пастуха в кладовую и заперли. Скоро гости опьянели. И пьяному алдару захотелось поглядеть на своего пастуха. Шатаясь, он пошел к кладовой. Испугался пастух, отскочил в угол, споткнулся, и рука его попала в горшок с узким горлышком, где было масло, и застряла там. Зовет хозяин пастуха своего, а тот не идет. Тогда алдар сам отправился к пастуху. Споткнулся и упал навзничь. Голова у алдара была лысая. Пастух принял ее за белый камень. Поднял руку с горшком и ударил о голову алдара. Горшок разбился, пастух высвободил свою руку. Алдар взревел от боли. На его рев гости кинулись в кладовую, но пастух тем временем незаметно выскочил оттуда. Вынесли алдара из кладовой с окровавленной головой. Начали искать пастуха. А он тем временем добежал до жены алдара и говорит: — Муж твой в соседнем селе с кем-то подрался, и ему разбили голову. Он послал меня к вам за дочерью. А также пору-чил мне привезти ему мешок денег, чтобы расплатиться с тем, кто спас его от смерти. Заплакала жена, заголосила, запрягла бричку, отдала мешок с деньгами, а дочери наказала ехать. Сел пастух с дочерью алдара и погнал лошадей. Тут подоспел к себе домой с разбитой головой и алдар. Жена его и спрашивает: — А где дочка твоя? Ведь я ее с пастухом к тебе направила да мешок денег дала. Услышав это, взревел алдар, как медведь, схватился за голову и говорит жене: — Ты подарила пастуху свою дочь и мешок денег, а я ему еще дал выместить свою злобу на моей голове. А находчивый пастух и по сей день живет и здравствует с дочерью алдара. СПАСИТЕЛЬ Шел по дороге однажды бедный человек и видит: спит на граве путник, а к нему подкрадывается волк. Закричал бедняк» — Эй, кто там! Вставай! Волк близко! Путник вскочил, а волк испугался и убежал. Тогда незнакомец сказал бедняку: — Ты спас мне жизнь. Волк выгрыз бы меня, если бы не ты. Есть у меня хурджин денег, я дам тебе из них половину, только ты приходи за ними ко мне домой, да не один, а вместе с человеком, которому доверяешь. Пришел бедняк домой, рассказал обо всем жене и попросил у нее совета: — Нужен мне верный человек, с кем бы пойти за деньгами, А жена и сказала: — Где же ты такого сыщешь? Нет у нас такого, пойду уж лучше я сама с тобой. Кому ты можешь больше верить, чем мне? Отправились они вдвоем и пришли в дом к незнакомцу. Он встретил их радушно, угостил, как подобает. Выпив вина, бедняк прилег и задремал, а жена его сидела рядом. Тогда хозяин дома сказал жене бедняка: — Я дам зам деньги, которые обещал, но знаю, что вы их скоро истратите и снова будете жить в бедности, давай лучше сделаем так: я — жених, ты мне нравишься, есть у меня богатство — сама видишь, как я живу; убей своего мужа, и будем жить вместе. Женщина ответила: — Откуда у меня такая сила, чтоб убить мужчину? А хозяин опять ей говорит: — Муж твой спит, всади ему кинжал в горло! Женщина согласилась. Наточила кинжал и, когда занесла его над спящим мужем, хозяин закричал: — Вставай, гость! Жена тебя зарежет! Женщина застыла на месте с занесенным кинжалом. Сказал тогда хозяин своему гостю: — Вот видишь, меня волк хотел загрызть, и ты спас мне жизнь, а тебя жена чуть не убила, если бы не я. Вот мы и выручили друг друга из беды. Выходит, денег я тебе больше не должен. Шел бедняк домой, бранил, поносил жену. И остались они без денег в такой же бедности, как прежде. ПОП И ДОЧЬ БЕДНЯКА Один поп в пасхальный вечер ходил по домам и брал с прихожан долги. Зашел он в дом и к одному бедняку, который тоже был у него в долгу, так как поп крестил ему сына. Поп осмотрелся вокруг и взгляд его упал на дочь бедняка. Очень понравилась она попу, и он говорит бедняку: — Я с тебя ничего не возьму. Пусть твоя дочь пробудет у меня с год. Я ее обучу, и вам будет от нее польза в будущем. Бедняк поблагодарил попа и отдал свою дочь ему в обучение. Поп привел ее к себе, одел в нарядное платье, и такой она стала красивой, что он чуть ума не лишился. Прошло несколько месяцев. Как-то поп отправил свою жену повидать родителей, и остался в доме один с дочерью бедняка. Когда стемнело и девушка накрыла на стол ужин, поп сказал: — Сегодня день Христа. В воскресный день каждый человек должен отдыхать со своими близкими. Моей жены нет здесь, и ты вместо нее ляжешь у моих ног. Девушка поняла намерения попа и спрашивает его: — Когда ты собирался жениться на своей жене, ты ее не ласкал? — Как нет! Я обнимал ее и даже целовал, — ответил поп. — Я пока молода, — сказала девушка, — и не умею всего этого делать. Ты для начала сделай дырку в стене, я подставлю к ней губы, а ты пока прикасайся к ним своим языком, чтобы я постепенно привыкла ко всему этому. Поп в душе обрадовался, мол, сбудется мое желание. Продырявил стену и просунул в нее свой язык. А дочь бедняка взяла и прибила гвоздем поповский язык к стене. Поп взревел. Дочь бедняка взяла веник из гладких прутьев да как стала стегать попа. Тот не выдержал, подскочил и оборвал себе пол-языка. А девушка убежала к своим родителям. Утром прихожане собрались в церкви. Поп тоже пришел, стал читать проповедь, да только из его проповеди никто ничего не понял. ПОП И МУЛЛА Однажды, в туманный день, когда хмурое небо низко нависло над землей, ехал по дороге на своей хромой лошади Уастырджи. Повстречался ему поп. Поздоровался с ним Уастырджи и спрашивает: — Ты людей учишь вере, человек ты ученый, скажи, будет дождь или нет? Поп взглянул на небо и ответил: — Будет дождь. — Ради бога, именем Христа, которому ты молишься, заклинаю тебя, скажи только правду, пойдет дождь или нет? Поп снова обвел небо глазами и сказал: — Быть дождю непременно! — Ну, — сказал Уастырджи, — если только ты сказал неправду, обратись в осла! — И тотчас поп превратился в осла и трижды громко закричал по-ослиному. Взял Уастырджи хворостину и погнал его по дороге. Идет он, идет, а небо все хмурится. Вдруг показался вдали мулла. — Доброго тебе пути, мулла! — А тебе удачи в делах, путник! — Сделай милость, эфенди[65], скажи, будет дождь или нет? Мулла, не задумываясь, ответил: — Быть дождю! — Верой и имамом[66] тебя заклинаю, скажи наверняка, пойдет дождь или нет? — Обязательно будет дождь. — Ну, так, если произнес ты неправду, стань по моему велению ослицей! И обратился тут мулла в ослицу. Погнал Уастырджи осла и ослицу перед собой, идет и видит — спускается с гор человек и несет под мышкой четыре кожаных мешка. — Доброго пути тебе! — Да завершатся и твои дела, солнце мое, успехом, — ответил горец. — Скажи, добрый человек, как ты думаешь, быть дождю или нет? — На это, солнце мое, я не могу тебе ответить. Бог не открыл мне своих помыслов! — Вот ради этого самого бога и сделай одолжение, скажи мне, пойдет дождь или нет? — Да будет моя душа принесена в жертву богу, но пути его неисповедимы, и мне ничего о них не ведомо. Могу сказать только, что и в солнечный день иной раз дождик закапает, а иногда и в дождливый день выглянет солнышко. Может статься, и сегодня пойдет дождик, а возможно и не будет его. — А куда ты путь держишь? — Спускаюсь вниз, на равнину, хочу раздобыть хлеба — настали для моей семьи голодные дни. — А что это ты несешь под мышкой? — Кожаные мешки. — И что же ты пешком сможешь унести на себе? — Если удастся, найму лошадей или, если найду — ослов, нет, так пойду пешком, понесу на себе столько, сколько спина вытянет. — Послушай тогда меня: я отправляюсь в дальнюю дорогу, а эти ослы мне только помеха. Веди их к себе домой. Работай на них год и соседям не отказывай, если попросят. А как пройдет год, пригони их на это самое место. Сказав это, Уастырджи насыпал в кожаные мешки бедняка по несколько зерен пшеницы, и сразу мешки заполнились зерном доверху. Затем он срезал в лесу две кривые палки, сделал из них седла для ослов, и бедняк навьючил на них мешки с пшеницей. Поблагодарил бедняк своего благодетеля, и каждый из них пошел своей дорогой. С песнями возвратился горец домой. Стал он с того дня работать не покладая рук: днем не присядет, ночью спать не ляжет. К концу года за ослицей забегал красивый длиноухий осленок. Через год, когда наступил назначенный срок, бедняк погнал ослов в условленное место. — Здравствуй! — Живи в довольстве! — А кто это следом за ослами бежит? — А это к ослам придача... ослица осленка принесла. — Ну, раз так, поработай на них еще год, мне сейчас не до них. Горец второй год поработал на ослах, а к этому времени за ними стала бегать маленькая ослица. В назначенный день горец с ослами опять пошел на старое место. Увидел Уастырджи двух маленьких ослят и говорит ему: — Две эти придачи к ослам возьми себе, ступай домой, выкорми ослят и работай на них себе на здоровье! Затем погнал Уастырджи осла и ослицу по дороге. На рассвете он обратил осла снова в попа. — Я узнал, что это был ты, Уастырджи, по пусть не простит тебе этого бог — досталось моей бедной спине от этого «хаххон дзигло»! Проехав немного дальше, Уастырджи обратил ослицу в того, кем она была раньше. Мулла тут и сказал ему: — Я сразу тебя узнал, красноглазый Уастырджи! Но пусть бог не сочтет тебе это за праведное дело! Тяжело пришлось моим бокам у этого «хаххон дзигло»... Оглянулись поп и мулла, а Уастырджи исчез... ГЫРГОКО И ЕГО АРЧИ В Лаце жил-был хан, а в Бардзыкау было три брата: Абрек, Уырызмаг и Гыргоко. Лацкий хан объявил: «Тот, кто меня усыпит словами, получит одну из моих трех дочерей». И пришел к хану Абрек из Бардзыкау. Говорил он, изощрялся в словах, но усыпить хана не смог. В наказание хан содрал у него со спины три ремня кожи, и Абрек ни с чем отправился домой. Пошел к хану Уырызмаг, но вернулся с тем же. Пришла очередь идти младшему, Гыргоко. Явился он к хану и говорит: — Хан наш! Мира и благополучия тебе! Ради святого — хранителя твоего очага — позволь и мне испытать судьбу. Хан завел его к себе в крепость и говорит: — Ну, юноша, настало и твое время, говори, я слушаю тебя. И начал Гыргоко рассказывать: — Я в нагорье пастухом был и прямо с горных лугов в Бардзыкау, к очагу матери, проложил желоба. Доил коз и молоко их по желобам пускал, а мать моя сыры из него делала. В одно пасмурное утро в желобе улегся волк. Я его не заметил и пустил молоко. Молоко понесло с собой спящего волка, прошел волк через сито, попал в творожную гущу и мать сделала из него сыр. Во время сенокоса отправились мы с братьями косить. Как-то раз мать испекла из того сыра пирог и принесла его на луг. Я как младший начал резать пирог, а из него выскочил серый волк. Кинул я в него косу, она вонзилась волку в затылок и застряла там. Так с косой в затылке он скосил мне тридцать копен сена, а затем я прогнал его. После косовицы я сел на коня и стал табунщиком. Раз я сошел с коня и присел отдохнуть. Над головой у меня пролетела перепелка. Я кинул в нее дубинку и убил. Разрезал ее — достал больше двенадцати корзин сала. Арчита у бедняка всегда твердые, засохшие. Решил их смазать салом. Мазал, мазал и все сало на один арчи истратил. Второй обиделся и убежал. Погнался я за ним. Вижу, мой арчи молотит на чужой риге. Решил я потребовать его долю. Выдали моему арчи полторы меры. Забрал мой дурень то, что ему причиталось, и мы пошли. Дошли до моста. Я говорю арчи: «Давай я тебя понесу, чтобы ты на мосту не споткнулся». Не послушался меня дурной, упрямый арчи, споткнулся, упал и просо в воду посыпалось. Превратился я в наседку с цыплятами и собрал все просо. Лишь одно зернышко с половинкою ушло к русалкам, а из остального проса сварил я три огромных котла каши. Поел и двинулся дальше. Стоял июль месяц. Погнал я табун на водопой. Вижу, все родники покрыта сплошным льдом. Я кинулся к рекам, а на них лед еще крепче. Из руки своей сделал я долото, из темени — обух, продолбил лед, напоил табун и погнал обратно. По пути вижу чудо: в дупле дерева один человек молотит зерно двенадцатью буйволами. — Ох, чтоб тебе провалиться! Мы и на ровной поляне с трудом молотим, а этот в дупле умудрился, да еще с двенадцатью буйволами! — Провались ты сам! Не видел до сих пор такого дива — сидит человек на пол-лошади, а у самого полголовы. Глянул я на лошадь, а у нее половины нет, провел рукой по голове — не нашел темени. Вернулся берегом. Вижу — в болоте торчит половина моей лошади. Вытащил, приложил обе половины. Потом срезал большую ветвь яблони, обстругал ее, сделал веревку и обмотал вокруг лошади. Одну веточку с ветви срезать позабыл, и на хребте у лошади из нее выросла яблоня. Сел я на лошадь, залез на яблоню и, перебираясь с ветки на ветку, съедая яблоко за яблоком, добрался до неба. Там попросил небесного кузнеца выковать мне медное темя. Оттуда стал спускаться по тоненкой, как соломинка, веревочке. Во время спуска у меня ноги застыли. Развел костер, прилег. Уснул, повернулся во сне и упал, падая разбил себе позвоночник. Не веришь, лацкий хан, посмотри мои ребра сам! Но хан от его длинных речей впал в глубокий сон, заснул так крепко, что Гыргоко сбрил ему ус, а тот и не шелохнулся. Проснувшись хан сказал: — Идите и приведите этому храброму, хитроумному молодцу одну из моих дочерей. Привели ее. Гыргоко достал нож и собрался разделить дочь хана на три части. Хан и спрашивает его: — Что ты делаешь, что это тебе вздумалось? Гыргоко ответил: — Нас трое братьев, и поэтому я делю дочь твою на три части. — Это не человек, а черт! — воскликнул хан. — Приведите и отдайте ему двух других моих дочерей. Вот как Гыргоко привез к себе в Бардзыкау трех дочерей лацкого хана. В один день сыграли три свадьбы. Угостили всех на славу, и стали братья со своими женами жить да поживать счастливо, чего и вам желаем. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|