Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЧАСТЬ I. ПСИХОЛОГИЯ И ПАРАПСИХОЛОГИЯ 2 страница




На основании таких изображений делается вывод: все так называемые эффекты Востока — сплошной обман, иллюзия, которая может быть разоблачена с помощью технических средств объективной регистрации явлений. Вывод этот мог бы быть совершенно несомненным, если бы не одна любопытная деталь: вся большая и, как правило, разноязыкая толпа, перед которой демонстрировался фокус, все люди, которые стояли в этой толпе, видели одну и ту же картину.

Это значит, что фокусники смогли навязать людям те образы, которые считали нужными. Фокусники обычно действуют молча, т. е. не рассказывают людям, что именно должна видеть толпа. В данном случае, следовательно, момент словесного внушения может быть исключен, и для того чтобы фокус состоялся, чтобы толпа увидела, как мальчик забирается по канату вверх, необходимо бессловесное навязывание образов, необходимо мысленное внушение этах образов, которое не может быть осуществлено без передачи мысли на расстояние, иначе говоря, без телепатического воздействия.

Так, разоблачение с помощью фотографии одного странного явления (мальчика, забирающегося по канату) приводит к необходимости признать другое, еще более странное и необычное явление — мысленное навязывание толпе зрительных галлюцинаций. Здесь отрицание неизбежно приводит к некоторому очень важному утверждению, которое не замечают те, кто пытается разоблачить фокусы с помощью фото регистрации.

Случаи телепатии действительно трудно воспроизводимы в лабораторных условиях. Но почти каждый человек не только среднего, но и юношеского возраста сможет привести примеры дистанционного обмена информацией. Авторам этой книги везло — они имели возможность наблюдать целый ряд явлений, относимых обычно к области парапсихологии.

Мы наблюдали, например, четкие ясновидческие способности одной женщины, Елены Юрьевны Агарковой, которая детально описывала по телефону обстановку комнаты, в которой мы находились. Ранее она никогда не бывала в этой комнате. Среди объектов, находящихся и комнате, были и довольно необычные предметы, например композиция кораллов, привезенная из Вьетнама. Ясновидящая довольно точно указала место расположения этой композиции в комнате и охарактеризовала ее. Назвала она и содержание чеканки, висящей на степс, указав металл, из которого сделана чеканка, и точно отметив осо- иепносш изображения (рис. 1).

Четкие телепатические пары встречались авторам не так часто. Но laro это были такие пары, которые осуществляли не вероятностную, л точную передачу информации, так сказать, передачу всего материала один к одному- Не так давно, например, нам довелось наблюдать телематический контакт между матерью и умственно отсталой девочкой одиннадцати лет, находящейся в состоянии глубокой дебильности. Де- почка эта довольно плохо оперировала с цифрами и буквами, но мог-

ла полностью воспроизвести длинный ряд букв и цифр, на которые смотрела мать. Не имело никакого значения, образовывали буквы слова или бессмысленные сочетания.

Но чаще других пара психологических явлений нам приходилось наблюдать так называемую паранормальную диагностику и целитель- ство. Эти действия осуществлялись руками, на некотором расстоянии от тела человека, но без физического соприкосновения с ним. Целители и диагносты описывают свои действия как некоторый локационный процесс: они как бы посылают кванты энергии и получают ответ от организма больного. Это управление энергией и энергетическое воздействие на организм в ряде случаев действительно приводит к выраженному лечебному эффекту. В настоящее время мы располагаем достаточным статистическим материалом, чтобы со всей определенностью сделать вывод о реальном существовании такой необычной диагностики и лечения.

Наличие энергетических выбросов из пальцев можно проверить и другими, более объективными способами. После небольшой тренировки достаточно подержать руки над семенами растений, а затем высадить эти семена вместе с контрольной группой семян. Со значительной долей вероятности можно предвидеть, что „облученные” руками семена будут активнее расти, чем контрольные. Такого рода эффект проверялся много раз, и во многих случаях определенно регистрировалось биологически активное воздействие рук человека на растения.

Здесь очень коротко показаны некоторые факты, непосредственными свидетелями которых мы были. Многие факты станут объектом нашего специального и подробного анализа в дальнейшем. Здесь бы мы только хотели со всей определенностью сказать с позиции непосредственных участников и наблюдателей необычных экспериментов, что факты эти безусловно существуют и, следовательно, претендуют на право стать объектом научного исследования.,

•j

Итак, в данном случае, по-видимому, было бы полезно избегнут^ двух крайностей: с одной стороны, абсолютизации теоретической ис-j ключительности парапсихологии как некоторой противостоящей ec*j тествознанию концептуальной системы, но, с другой стороны, в отн<И шении этой области необходима лишь та доля скептицизма и объективного исследования, которая не позволила бы „выплеснуть вместе^ с водой и ребенка”, т. е. потерять реальные факты, которые Moryt^j иметь значение для современного естествознания. Ни в коем случае! здесь нельзя повторить ошибку, которую совершила комиссия Фран*] цузской академии наук в отношении метеоритов. Как известно, эт^| комиссия под председательством великого Лавуазье вынесла припк

вор о том, что камни с неба падать не могут, потому что их там* 14 нет”. Известно, что этот приговор на многие десятилетия задержал раз- витие науки о метеоритах1.

Какими бы необычными ни казались факты, относимые к области парапсихологии, они должны быть предметом научного анализа и методов объективной регистрации, подобно тому как изучаются традиционные факты из жизни природы. Великий русский ученый, один из основателей современного естествознания — Д. И. Менделеев сто лет тому назад указал на то, каким должен быть подход к необычным фактам

(323).

Как подчеркивал Менделеев, ту или иную область странных фактов необходимо ограничить, с тем чтобы вычленить среди них определенную группу явлений, в отношении которой ученые располагают определенными научными методами. Затем в отношении этой категории явлений должны быть применены все возможные средства и аппаратура, которые имеются в наличии или могут быть созданы непосредственно для данного случая.

Но особое внимание Менделеев уделял вопросам создания теории, которая призвана объяснить эти странные факты, выходящие за пределы обычных явлений природы. Менделеев особенно подчеркивает, что при создании такой теории исследователи должны полностью отбросить какие-либо мистические соображения. Что же касается содержания теорий, то здесь великий русский химик открьюает полный иростйр творческой мысли ученых.

В этом отношении большой интерес представляет мнение Менделеева о гипотезе так называемых медиумических явлений, выдвигаемой французским исследователем Шевилларом. Характерно, что сам Менделеев не разделяет конкретного содержания концепции Шевилла- \гл. Однако он пишет: „Шевиллар держится гипотезы о животном магнетизме или некотором нервном напряжении, могущем как элек три честно протекать по телу и из него изливаться. Он полагает, что многие медиумические явления обязаны своим происхождением действию гик ой животно-магнетической жидкости. В таком отношении к предмету нет ничего недопустимого, абсурдного, и такой способ толковали и медиумических явлений, которого держится Шевиллар, не должен быть поставлен на одну доску с толкованием, придаваемым медиумическим явлениям спиритистами. В Шевилларе виден натуралист, не бросающий науки, а истинно желающий правильных дальнейших ее успехов” (322, с. 165).

В этой характеристике точки зрения Шевиллара видна творческая

5 Мноше музеи выбросили ценнейшие метеориты, ранее ими приобретенные. Это произошло в Германии, Дании, Швейцарии, Италии и Австрии. „В других странах ученые беспокоились, как бы их не стали рассматривать как отстаны.ч но сравнению с их знаменитыми коллегами из Парижа” {Paneth F. Science And Miracles, Durham University Ir. 1948-1949. Vol. 10. P. 49). (Примеч. ред.)

мысль великого ученого, признающего право на существование и таких мнений» с которыми сам он не согласен. Единственный критерий, которого, по мнению Менделеева, должен обязательно придерживаться естествоиспытатель, — это отрицание мистической концепции современных ему спиритов.

Эта научная позиция справедлива и при подходе к необычным фактам парапсихологии. Здесь возможны самые смелые подходы и гипотезы. Но гипотезы эти должны сохранять свой естественнонаучный характер, они должны обладать, в частности, определенным признаком естественнонаучной гипотезы — возможности экспериментальной проверки. Единственным ограничением в этом отношении является недопустимость попыток мистической интерпретации тех странных явлений, какими оказываются факты парапсихологии. Исследователь должен подходить к этим фактам с позиции естествознания, не нарушая его незыблемых материалистических принципов.

Такая позиция справедлива прежде всего потому, что нелегко заранее поставить границу, отделяющую возможные факты от невозможных явлений. История науки помнит те еще совсем недавние события, когда состояние полного равновесия и спокойствия, характерное для естествознания прошлого века, вдруг сменилось неистовой бурей открытий века двадцатого. Возник новый и очень странный для механического мировоззрения особый мир квантовой механики и элементарных частиц. Возникли новые идеи, причем создатели их критично и остроумно оценивали свои идеи как безумные.

Эта революция в физике, показавшая ограниченность сформированных в прежнем естествознании понятий, закончилась грандиозной, победой науки и техники. Эта же революция показала, что самая рез-^ кая ломка теоретических концепций возможна при одновременном* сохранении некоторых основных принципов естествознания. Великая] революция в науке показала, что механистический материализм, как] метафизическая основа естествознания, уже неспособен больше удов-| летворить уровень современных естественных наук, она означала по4 беду другого взгляда на мир — взгляда, основанного на диалектике^

Ломка естественнонаучных представлений имела огромные noJ следствия не только для науки и техники. Эта ломка по-иному сфор*| миро вал а ум современного человека. Новые факты и законы биолог гии и физики оказались великолепной интеллектуальной зарядкой^ Именно теперь современный человек, полностью осознавший безгра* ничные возможности своего интеллекта и естественных наук, готов] в самом широком смысле приступить к научному анализу парапси| хологических явлений. Современному исследователю в отличие оя его коллеги, работавшего сто лет назад, уже не грозит альтернатива! механизм или мистика. Какими бы удивительными ни были парапсн! хологические явления, они не могут быть более удивительными, чем! например, установленный в современной физике факт одновременно!

16 1

го пребывания одного электрона в двух различных точках пространства.

Следовательно, современный человек развит в интеллектуальном отношении настолько, что уже сможет в своем сознании отделить необычные и тем не менее реальные явления человеческой психики от области мистики, от области древнего оккультизма и перенести их в область полного противоречия не менее странного, но материалистического в своей основе современного естествознания.

Обладая способностью строить внутренние информационные модели окружающего мира и регулировать благодаря этим моделям свое поведение, мы лишь весьма опосредованно познаем Вселенную и ее свойства. В отношении же физического микромира познавательные возможности человека еще более ограниченны. Все это и создает те психологические барьеры, которые препятствуют проникновению в материальную основу психики человека. Но выхода у нас нет: эти психологические барьеры необходимо преодолеть. Ведь уже сейчас можно сделать вывод о том, что молекулярная биология, несмотря на ее огромные успехи, не смогла раскрыть глубинные тайны жизни, не говоря уже о тайнах материального фундамента психики. Тот уровень, который является объектом молекулярной биологии, по существу, не носит в себе специфически живого: ведь нуклеиновые кислоты могут иметь одинаковый химический состав как в живом, так и в умершем организме. Это простое соображение приводит к необходимости искать специфику собственно жизненных (а значит, и психологических) процессов на уровне существенно ином, чем уровень молекулярный,

Анализ свидетельствует о том, что эта до сих пор загадочная специфика живого связана прежде всего с информационными процессами в биологических системах, с тем кодированием, на основе которого осуществляется рост и функционирование организма. Эта информационная служба отдельных клеток и организма, как будет показано в дальнейшем, оказывается родственной материальным механизмам психической деятельности.

Биофизические исследования, осуществленные нами, показали, что в основе информационной службы поведения, как и в основе информационной службы жизни, лежат процессы, происходящие на самом глубоком физическом уровне. Следовательно, фундамент материи является одновременно и фундаментом жизни, и фундаментом психики. Нет никакого сомнения в том, что открытие физической основы парапсихо логических явлений позволит пролить свет на материальную основу жизни и психики и будет представлять для человечества отнюдь не только чисто теоретический интерес.

Многие важные моменты, связанные с психическим развитием и управлением процессом творческого мышления, предполагают знание тех закономерностей, которые лежат в основе всей психической деятельности человека. Помимо этого, следует иметь в виду, что та энергия, которая позволяет некоторым людям осуществлять диагно-

стику и лечение, определенным образом влияет на единство организма и на осуществление в нем регулярных процессов.

Все это говорит о том, что перевод некоторых странных и весьма интересных явлений из области парапсихологии, в которой о существ- ляется только их регистрация и описание, в область естествознания, в которой должны исследоваться их внутренние механизмы, может иметь не только теоретическое, но и практическое значение.

Все дальнейшее изложение будет направлено на то, чтобы показать, как представители современного естествознания могут воспринять и интерпретировать факты, относящиеся по традиции к области парапсихологии. В книге будут анализироваться те факты, которые авторами считаются абсолютно достоверными.

Начнем мы с некоторой общей характеристики предмета современной психологии и тех трудностей этой науки, для преодоления которых целесообразно использовать некоторые парапсихологические данные. Рассмотрение некоторых принципов работы мозга необходимо и для того, чтобы понизь фундамент явлений, относимых к парапсихологии.

Далее, часть книги будет посвящена проблемам энергетики, определяющей психическую деятельность. Эта психоэнергетика будет исследоваться с помощью методов, близких к акупунктуре. Рассмотрение проблемы биоинформационных контактов и проблемы кожного зрения подведет нас к некоторым фундаментальным проблемам современной естественной науки.

‘ГЛАВА 2. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ. МОЗГ И ПАРАПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Позволим себе нарушить традицию, которая прочно укоренилась во всех работах по парапсихологии. Мы не начнем с перечисления парапсихологических фактов, не будем анализировать историю парапсихологических исследований. Обо всем этом можно прочесть в любой книге по парапсихологии. С нашей точки зрения, лучше всего начать с рассмотрения предмета научной психологии. Нужно сказать, что в самой научной психологии загадочного до сих пор более чем достаточно.

Здесь и далее мы вынуждены несколько нарушить не только пара- психологическую, но и психологическую традицию. Те представители научной психологии, которые все-таки склонны признавать реальность парапсихологических явлений, относят их к области, находящейся за пределами психологической науки, нам же думается, 4to есть все основания полагать, что научная основа парапсихологических явлений и фактов, относящихся к научной психологии, одна.

Психология — одна из разветвленных экспериментальных наблюдательных и теоретических наук современности. Развитие естествознания и развитие психологии делают настоятельной необходимость рас* смотрения вопроса о предмете психологии.

Основным предметом психологии следует считать раскрытие закономерностей построения и работы мозговых информационных моделей объектов внешнего мира, обслуживающих поведение животных и человека. Анализ показывает, что жизнь животных невозможна без тех информационных моделирующих окружающий мир процессов, которые называются психическими процессами. Эти процессы являются, следовательно, важнейшим фактором существования живой природы.

Чем выше уровень развития животного, чем сложнее его мозг, тем большую роль приобретает в его жизни и поведении построение внутренних информационных мозговых моделей. Особую роль выполняют эти мозговые модели в деятельности человека, являясь основой всех видов его труда и творчества.

Наши модели объектов окружающего мира не есть просто мертвые копии этих объектов, подобно, например, их фотографиям или отражениям в зеркале. Специфической особенностью этих моделей является то, что они живые, Это значит, что та материя, из которой они создаются, есть живая материя.

Каждый отображенный объект по-своему переживается человеком. Один и тот же объект отображается разными людьми по-разному, находит различную жизнь в их психике. Это удивительное свойство психического очень трудно определить. Его можно лишь назвать — субъективное переживание.

В связи со спецификой живой материи, являющейся субстратом информационных процессов, регулирующих жизнь и поведение, огромный интерес представляет то понимание жизни, которое развивал академик В. И. Вернадский (331). В ряде своих работ В. И. Вернадский четко разделяет безжизненную материю — он ее называет косной материей — и живое вещество и убедительно доказывает, что жизнь не может возникнуть из косной материи, как бы эта последняя ни усложнялась. Исходным пунктом его рассуждений является утверждение о вечности живой материи.

Вернадский писал: „...неизбежно приходится допустить, что начала жизни в том космосе, какой мы наблюдаем, не было, поскольку не было начала этого космоса. Жизнь вечна, поскольку вечен космос” (331, т. 5, с, 137). Вечность жизни, согласно В. И. Вернадскому, предполагает качественное своеобразие той материи и энергии, которая лежит в основе жизни. Разрабатывая эту идею, В. И. Вернадский выступает как последовательный материалист-диалектик. Для него реализация принципов материализма состояла не в том, чтобы свести сложные формы материи и энергии к известным уже проявлениям матери

ального мира, а в том, чтобы исследовать материю и энергию жизни во всей сложности их проявлений.

Он писал: „„.признание вечности жизни как-будто указывает на какое-то коренное различие живого от мертвого, а это различие должно свестись к какому-то различию материи или энергии, находящихся в живом организме, по сравнению с теми их формами, какие изучаются в физике и химии, т. е. в обычной косной, безжизненной материи, или оно указывает на недостаточность наших обычных представлений о материи и энергии* выведенных из изучения косной природы, для объяснения всех процессов живого...” (331, т. 5, с. 142).

Понимая психическое моделирование окружающего мира с помощью мозга как проявление этой живой материи, мы можем использовать учение В. И. Вернадского о специфичности и качественном своеобразии этой материи.

Опираясь на концепцию Вернадского в связи с интересующим нас вопросом, мы можем сказать, что механизмы парапсихологических явлений следует искать среди тех специфических проявлений материи и энергии, которые свойственны только живому веществу. Во всяком случае, основой психики в ее как психологических, так и парапсихологических качествах являются такие материальные структуры, которые, обладая признаками жизни, позволяют формировать модели окружающего мира.

Начать анализ материальных основ психики следует с описания некоторых особенностей работы мозга. Уже одно это описание позволяет продвинуться в понимании возникновения некоторых парапсихологических особенностей, которые, по существу, являются особенностями психологическими.

Мозг исчерпывающим образом описан с его анатомической стороны. Но еще многое в работе этого удивительного органа остается загадкой. Его связь с психикой, участие в построении моделей окружающего мира, в регуляции поведения бесспорны. Но как осуществляется эта связь? Исчерпьюающего ответа на этот вопрос пока нет в современной науке.

Известно, что мозг обеспечивает моделирование окружающего мира с помощью работы миллиардов нервных клеток — нейронов. Нейрон состоит из тела клетки» коротких древовидных отростков (дендри- тов), по которым в клетку поступают импульсы, и длинного отростка (аксона), по которому информация идет от клетки. Совместная, слаженная работа нейронов и позволяет осуществлять построение моделей внешнего мира и регуляцию поведения.

Здесь необходимо подчеркнуть, что те информационные процессы, которые осуществляются на основе работы нервных клеток и которые носят название психических, самым тесным образом связаны с биоинформационными процессами в обычных соматических клетках, иначе говоря, с информационной службой обычных клеток.

Современные данные об информационной службе живых клеток позволяют сделать вывод о том, что служба эта объективируется в определенных химических структурах и включает в себя три компонента: а) исходную, наследственную информацию, которая кодируется в молекулах дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), б) транспорт этой информации; осуществляемый рибонуклеиновой кислотой (РНК), и в) воплощение этой информации с помощью белковых структур.

Анализ показывает, что эти три компонента информационной службы характерны и для работы нервной клетки — нейрона. В этом случае тоже есть три составные части — информация исходная, транспорт информации и воплощение информации. Различие состоит в том, что исходная информация в работе нервных клеток, например обслуживающих зрение, поступает не из генетических структур, а из внешнего мира. Что касается двух других компонентов информационного процесса, то есть основания думать, что компоненты эти обеспечиваются теми же структурами, что и в клетках соматических: транспорт информации по нервному волокну происходит с помощью РНК, полученная нервной клеткой информация фиксируется в белковых структурах.

Эта общность контуров информационных систем соматической и нервной клеток свидетельствует о том, что психика не привнесена в живые системы извне, а является специализацией и модификацией информационных систем, изначально характерных для жизни. Общность такого рода натолкнула исследователей на мысль искать субстрат и природу психики в химических соединениях. Однако совокупность современных исследований по дистанционной передаче информации (см. главу о биоинформационном контакте „человек-растение”) свидетельствует о том, что молекулы представляют собой лишь структуры, на основе которых разыгрываются тончайшие биофизические процессы, участвующие в обеспечении психических процессов.

Было установлено, что для коры больших полушарий, как и для других отделов мозга, характерно многослойное клеточное строение, причем оказалось, что в различных районах коры имеется разное соотношение клеточных слоев, состоящих из различных разновидностей клеток. Составленная на основе таких исследований карта коры больших полушарий оказалась одновременно картой различных психических функций (рис. 2).

Наиболее специфицирована затылочная область коры, В затылочную область (на приведенной карте это 17-е поле) приходят нервные пути, отражающие состояние сетчатки глаза. На это поле как бы проецируются предметы, находящиеся перед глазами. Окружающие это ноле другие поля затылочной области (ноля 18 и 19) обеспечивают сложные формы и явления восприятия, целостность восприятия объектов, расположение их в перспективе и т. д.

Центром слухового восприятия является поле височной области, обозначенное номером 41. При поражении коры этого поля может на-

 

ступить частичная или полная глухота. Нейроны находящегося рядом 22-го поля обеспечивают восприятие более сложных звуковых явлений, связанных с интеграцией качества звука, таких, как интенсивность, тембр, ритм.

С различными видами чувствительности связана вся задняя часть коры, при этом особую межцентральную функцию выполняет теменная область. В этой обширной области существуют поля, объединяющие различные виды чувствительности. Существуют и такие области, которые управляют не столько непосредственным отображением окружающих предметов, сколько процессом установления отношений между предметами. Таким полем, устанавливающим отношения между объектами (предметами) и выполняющим в этой связи важнейшую интеллектуальную функцию, является поле 39, которое расположено как бы на стыке височной, затылочной и теменной областей коры.

Нейроны, обеспечивающие двигательные функции, находятся в передних корковых областях. Их нарушения приводят к расстройствам двигательной сферы» Среди полей двигательной зоны особую роль играет расположенное в задней нижней лобной области поле 44, которое управляет движениями речевого аппарата.

Наиболее дифференцированной, сложной и до сих пор еще загадочной областью коры является ее лобная область, в особенности ее передняя часть. Врачи-неврологи отмечают, что при поражении лобных долей нарушается внимание, появляется рассеянность, легкая отвлекаемо сть, снижается критика по отношению к собственным действиям. Характерным признаком так называемого лобного больного является безучастность, безразличие к окружающему, апатия, отсутствие активности. Сниженный самоконтроль также характерен для лобного больного: он без причины смеется, резко переходит от смеха к слезам и обратно.

Все это позволяет предположить, что лобные доли являются той инстанцией, которая обеспечивает функцию общей регуляции поведения. Именно в клетках этих долей формируется цель и осуществляется управление всей совокупностью действий, позволяющих достигнуть эту цель.

Такой регулятор действительно необходим. Ведь одновременно на все органы чувств человека приходит много различных воздействий из внешнего мира. И для того чтобы что-нибудь увидеть, необходимо осуществить выбор одного объекта из множества окружающих, остальные должны стать фоном, отойти на задний план.

Всю кору головного мозга можно рассматривать как самоуправляемую систему. Приведенные здесь нейропсихологические данные позволяют рассматривать моделирующую работу коры как функционирование двух больших и связанных друг с другом блоков этой системы - блока познания и движения и блока высшей регуляции поведения. Система корковой саморегуляции есть прежде всего система

взаимодействия между клетками и той информацией, которая в них содержится, что обеспечивает возникновение целостных картин и моделей. Своеобразным каналом связи между двумя указанными блоками является область коры, обеспечивающая управление речевой зоной. Характерно, что эта область находится на стыке познавательно- двигательной зоны с корой лобной доли. Таким образом, схема коры больших полушарий может рассматриваться как функциональная схема психической деятельности. Эта схема является не просто показателем распределения анатомических структур, но прямо указывает на выполнение этими структурами определенных психологических функций.

Важным моментом в регуляции этой деятельности является од- нов ременная парная работа больших полушарий мозга. Моделирование окружающей среды осуществляется с помощью двух симметричных и похожих на первый взгляд мозговых полушарий. При этом каждый центр чувствительности в том или ином полушарии коры получает импульсы как от органа чувств, находящегося на своей стороне, так и от органа чувств стороны противоположной.

Такое одновременное представительство правых и левых органов чувств в полях обоих корковых полушарий с особой наглядностью можно проследить на зрении. Идущие от сетчатки глаз нервные волокна имеют частичный перекрест — хиазму. Волокна, идущие от сетчатки левого глаза, благодаря хиазме частично оказываются в 17-м поле правого полушария, частично — левого. То же самое происходит с маршрутами нервных волокон, идущими от правого глаза: часть из них идет в свое полушарие, часть — в полушарие противоположное.

Есть основания полагать, что это двойное отображение в обоих полушариях, вероятно, обеспечивает ту двойную объективнофоно- вую регуляцию отображения действительности, благодаря которой человек одновременно получает возможность видеть объект и окружающие его предметы (фон). Такая двойная регуляция отображения и ее психологическое значение подробно будут рассмотрены ниже.

Здесь следует указать на то, что анатомическая схожесть двух полушарий не означает функциональную их тождественность. Последние исследования свидетельствуют о том, что корковые поля правого и левого полушарий хотя и обслуживают единую психическую деятельность и обеспечивают отображение одной и той же окружающей среды, но делают это каждое по-своему. Так, в настоящее время при* знано, что левое полушарие у правшей, будучи доминантным полушарием, связано с отображением отдельных, отчлененных друг от друга дискретных объектов. Что же касается полушария правого, то оно определяет создание некоторой целостной картины окружающей среды.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных