Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЧАСТЬ I. ПСИХОЛОГИЯ И ПАРАПСИХОЛОГИЯ 3 страница




Структура мозговой регуляции психической деятельности поможет нам понять целый ряд удивительных явлений человеческой психики. Прежде всего эта структура позволяет подойти к пониманию

гипноза. Известно, что гипнотическое состояние как специфическое

состояние сна возникает под воздействием внушающего слова гипнотизера и разного рода монотонных воздействий* Человек засыпает и, казалось бы, полностью отключается от всех внешних раздражителей. Мы уже говорили о том, что регулятор поведения человека и его познания - кора больших полушарий, — в свою очередь» является некоторой самоуправляемой системой, в которой более высоко лежащие уровни осуществляют управление уровнями, расположенными ниже.

Самые сложные и высокоорганизованные структуры находятся в лобных долях полушарий, в которых осуществляется управление высшими формами поведения человека. А чем сложнее нервные образования, тем скорее они подвергаются внешним воздействиям. Поэтому, когда начинается гипнотическое воздействие, именно эти высшие клетки затормаживаются, отключаются. Этот процесс торможе- иия клеток лобных долей и приводит к состоянию сна, наблюдаемому в гипнозе. Что же касается остальных отделов коры, то они могут бодрствовать. Их самостоятельная активность обусловлена тем, что отключен высший регулятор.

Известно, что важным связующим звеном между высшей лобной регуляцией и всеми познавательными процессами является речь. Речевые зоны коры находятся в задней части лобной доли. Гипнотизер использует речь как орудие управления всей психической деятельностью загипнотизированного. Таким образом, в гипнозе возникает схема перекрестного управления. Гипнотизер как бы лишает человека собственных лобных долей и ставит на их место свои лобные доли, которые и осуществляют с помощью речи управление корой больших полушарий загипнотизированного.

Вообще речь является каналом регуляции, связывающим лобные доли с остальной корой. Но в обычной психической деятельности людей эта управляющая функция осуществляется с помощью внутренней скрытой речи. Вокализированная речь нужна человеку главным образом для общения. В гипнозе же эта речь становится главным каналом регуляции, которая имеет место между гипнотизером и пациентом.

Краткая характеристика основ гипноза понадобилась нам потому, чго именно гипноз нередко используется в качестве метода акту-»ипнации некоторых скрытых необычных свойств человека, которые иосит название парапсихологических способностей. Мозговой мехами im гипноза позволяет до некоторой степени пролить свет на особенное* ги управления этими способностями.

Из анализа работы мозга можно сделать вывод о том, что различные психологические функции связаны с определенными анатомическими мозговыми структурами. Это означает, что среди анатомических структур мозга необходимо искать те, которые управляют соот- йстстпующими парапсихологическими явлениями.

Материалы, содержащиеся в сборнике, посвященном работе

VI Всесоюзного съезда психиатров (1975), приводят данные, которые прямо свидетельствуют в пользу существования специальных мозговых анатомических структур, определяющих, например, телепатию. Так, указывается, что у некоторых больных с поражением базально-височных отделов коры больших полушарий, помимо прочих симптомов, отмечается наличие телепатических способностей (308).

Кратко охарактеризованная здесь мозговая регуляция психической деятельности совершенно необходима для понимания удивительных способностей, развиваемых с помощью специальной тренировки, еще в древности созданной в Индии. Результаты этой тренировки со всей отчетливостью свидетельствуют о важной регулирующей роли лобных долей в работе отдельных систем организма, способствующих реализации его резервных возможностей. Как показывает система тренировки йогов, возможности развития способности управлять процессами, происходящими в организме, огромны.

Такое единство организма хорошо понимали многие исследователи в глубокой древности» Так, древние индийцы разработали методы управления своим телом и собственным поведением. Если проанализировать путь развития, предлагаемый ими, то без большого труда можно заметить в этом пути очень сильную естественнонаучную ориентацию, учет работы различных мозговых структур, особенности функционирования нервных и соматических клеток.

Индийские мыслители учили, что работа над развитием и формиро- j ванием высших психологических процессов должна начинаться тогда,; когда человек в достаточной мере овладел техникой управления cbo-i ими телесными функциями. Достоверные свидетельства сообщают о том, что люди, специально натренировавшие себя по методам древнеиндийской психофизиологии, могут, например, погружаться в такое состояние, в котором они оказываются способными жить не принимая! пищи, воды и без доступа воздуха. Это удивительное состояние можег| продолжаться, как известно, днями, неделями и даже месяцами. Суще<м ствуют достоверные свидетельства о том, что человека, который при*] вел себя в такое состояние, замуровывали или полностью закапывалш в землю. Спустя много дней, человек этот извлекался из своей „мопы лы” и мог быть довольно быстро приведен в обычное свое состояние^ Только после того, как человеку стали подвластны его чисто матери^ альные процессы, такие, как, например, дыхание или релаксация тела^ он может переходить к развитию своих психологических способностей^

Такая точка зрения представителей индийской психофизиологам на развитие и формирование человека находится в полном соответст* вии с довольно сильной естественнонаучной материалистической тен» денцией в индийской философии. Так, уже в древних философски» памятниках Индии, называемых Упанишадами, содержатся положения о том, что воздух, как некоторая материальная субстанция, являете* основой мыслительной деятельности человека. 3

Еще совсем недавно методы развития человека, добытые древней индийской цивилизацией, считались на Западе чистой мюли кой. Однако чем дальше идет развитие науки, тем менее странными и таинственными становятся эти факты и методы. Факты эти могут быть приведены в прямую связь с достижениями русской нейрофизиологии и медицины. Так, нет никакого сомнения в том, что добытые в Индии факты полностью совпадают с выдвинутым знаменитым врачом прошлого века С. Н. Боткиным принципом нервизма (311а), согласно которому все процессы, происходящие в организме, в той или иной степени испытывают прямое влияние процессов, происходящих в нервных клетках. Нет никакого сомнения в том, что принцип нервизма позволит объяснить многие приводимые индийскими исследователями факты, ранее казавшиеся полностью необъяснимыми и мистическими.

В последнее время появляется все больше и больше различной научной литературы, в которой осуществляется анализ древнеиндийских методов и фактов, полученных с помощью эшх методов. Представляют большой интерес исследования советского философа В. В. Бро- дова (70). В его книге показано, что мировоззрение таких представителей индийской философии, развивавших учение древних индийцев о формировании человека, как Шри Рамакришна и его ученик Свами Иивекананда, оказало прямое влияние на освободительное движение индийского народа против иностранных поработителей.

Именно идеи Рамакришны и Вивекананды сформировали мировоззрение одного из наиболее видных деятелей борьбы за национальную независимость Индии — Махатмы Ганди, который, в свою очередь, повлиял на умы того поколения индийцев, которое во главе с Джава- члрлалом Неру добилось полного изгнания англичан с древней индийской земли. Джавахарлал Неру дает высокую оценку индийским психофизиологическим методам работы над собой. Он указывал, что именно использование этих методов сильно поддержало его стойкость и волю к сопротивлению в те тяжелые годы, которые ему пришлось провести it тюрьме, куда его бросили колонизаторы.

В основу этих методов работы над собой положены, как уже говори нось, такие чисто материальные моменты, как управление телом и управление дыханием. Управление телом осуществлялось посредством практики специально разработанных статических поз, которые ноои название асан. Что касается управления дыханием, то с его помощью, как полагали древние индийцы, оказывается возможным из- и лечение энергии непосредственно из окружающего нас воздуха. По- Пчоиьку энергия носит название „прана”, то система специальных уп- |мж копий, с помощью которых эта энергия извлекается из воздуха, ион учила название „пранаяма” Психофизиологические исследования Показали, что дыхательная гимнастика, пранаяма, действительно оказывает благотворное воздействие на центральную нервную систему Человека.

Механизм этого воздействия состоит прежде всего в том, что клетки больших полушарий в ходе выполнения дыхательных упражнений получают повышенное питание кислородом, в результате чего повышается их регуляторная деятельность, а это в конечном счете актуализирует скрытые ресурсы нервной системы и организма в целом. Во всяком случае, опыт древнеиндийских психофизиологов позволяет сделать один принципиальный вывод о путях развития психических способностей человека. Вывод этот состоит в том, что само это психологическое развитие должно осуществляться при одновременной опоре на развитие способности управления телесными системами организма.

С точки зрения проблемы актуализации скрытых психологических возможностей человека большой интерес представляют и специальные приемы, разработанные древними индийцами и направленные на непосредственную тренировку мозга.

Методы эти на первый взгляд удивительно просты. Основным приемом в данном случае является тренировка способности человека длительно удерживать в поле своего внимания один какой-нибудь предмет. Например, можно прикрепить на стене лист белой бумаги с нанесенной на ней точкой, сесть перед этим листком в удобной позе и сконцентрировать все свое внимание на точке. Если попробовать сделать этот простой опыт, то очень скоро можно убедиться, насколько это нелегкая задача — непрерывно удерживать внимание на каком-нибудь объекте.

Сначала действительно удается удерживать на точке все внимание. Но это возможно лишь несколько первых секунд. Очень скоро точка начинает расплываться, как бы уходит из поля зрения* и требуются довольно значительные усилия воли, чтобы ее удержать в центре. Спустя еще некоторое время, однако, в голову начинают приходить совершенно посторонние мысли, которые уводят от рассматриваемого объекта. С этими мыслями бороться становится все труднее и труднее.

Специальные психологические эксперименты показали, что никто из людей, ранее не практиковавших это упражнение, не слособен непрерывно фиксировать, удерживать свое внимание на точке более двух десятков секунд. О чем это говорит? Это говорит прежде всего о том, что мозговые клетки коры больших полушарий, управляющие произвольными движениями глаз, обладают лишь весьма незначительной регуляторной способностью. Эти клетки быстро утомляются, их энергия истощается, и взор, который в первые секунды был сосредоточен на объекте, выходит из повиновения.

Мы говорили о том, что один из таких высших центров, управляющих движениями глаз, находится в лобной доле коры больших полушарий. Представим себе, что человек изо дня в день будет в течение какого-то времени пытаться сосредоточивать свой взор на точке. Это приведет к тому, что определенные группы нервных клеток вынужде» ны будут систематически производить статическую работу, связанную с управлением взором. Такая статическая работа неизбежно привлечет 28 к этим клеткам повышенное количество крови. И это понятно: чем больше приходится работать тем или иным клеткам, тем больше должны потреблять они питательных веществ.

Работа в сочетании с вызванным ею повышенным кровоснабжением неизбежно должна привести к усилению этой группы клеток, к их развитию. А дальше все происходит так, как с развитием мускулатуры при ежедневной напряженной физической работе: систематически упражняемые мышечные клетки развиваются. Так же обстоит дело и с нервными клетками, В ходе тренировки человек становится способным все дольше и дольше удерживать свой взгляд на точке.

Что же касается крови, питающей мозг, то она приливает не только к ограниченным участкам лобной коры. Она вообще начинает более интенсивно питать всю лобную долю, А лобная доля, как мы уже отмечали, является высшим мозговым регулятором поведения. Она управляет всей нашей психической деятельностью. Кроме того, в нижней, базальной части лобной доли находятся клетки, регулирующие различные процессы, связанные с работой внутренних органов человека. Поэтому, привлекая к лобной доле повышенное количество крови м развивая ее клетки, человек приобретает особую власть и над своим организмом в целом.

Таким образом, за простым упражнением, издревле практиковавшимся индийцами, скрываются сложнейшие и интереснейшие процес- цы. Они имеют совершенно определенный психофизиологический смысл и пс содержат в себе ничего таинственного или мистического. Это попытка прямого воздействия на те участки коры головного мозга, которые обеспечивают в ысшую регуляцию поведения человека.

Известно, что именно лобные доли отвечают за уровень развития личности, именно клетки этой области обеспечивают собственно творческую активность личности. Естественно предположить поэтому, что разные методы, положительно влияющие на развитие лобных долей, 1см самым будут влиять не только на волевые процессы, не только па управление поведенческими актами и процессами, происходящими ио внутренних органах, но несомненно повлияют вообще на творческий уровень данного человека,

У метода концентрации внимания, возникшего много веков назад is Индии, есть, конечно, известные минусы, особенно если на него смотреть с точки зрения европейца. Прежде всего такой метод, связанный с установкой внимания на определенном объекте, представляется для европейца слишком созерцательным. Действительно, для беспокойного и и высшей степени подвижного европейского мышления несколько а рапным может показаться человек, стремящийся развить свою творческую активность и для этого без движения сидящий на одном месте, усгавившисьв одну точку.

Развитие воли, активности личности понимается обычно как деятельность по преодолению препятствий, как обуздание своих инстинктивных побуждений, как достижение сложных целей, связанное со значительным напряжением. И в ходе такой активной деятельности, в ходе борьбы со своими инстинктами, в ходе обуздания непосредственных побуждений действительно могут формироваться и формируются высшие регуляторные механизмы коры больших полушарий мозга1.

Однако и в том случае, когда психологическая регуляция не тренировалась специально, а стихийным образом складывалась в процессе жизнедеятельности, необходимые для такой высшей регуляции механизмы также складывались в клетках лобных долей коры больших полушарий мозга. И каждый возникающий у человека конфликт, каждая неожиданно вставшая перед ним задача с необходимостью вызывает повышенную работу нервных клеток лобной коры.

ГЛАВА 3. ВОЛНОВАЯ СТРУКТУРА МИРА И ПРИНЦИПЫ ГОЛОГРАФИЧЕСКОЙ ПСИХОФИЗИКИ

I

Сложившаяся веками в науке привычная для нас физиче-! ская картина мира предполагает существование отдельных объектовJ которые связываются между собой лишь тогда, когда между ними] имеет место механическое взаимодействие или взаимодействие с по-] мощью поля. На принципе дискретности основывается и пониманий работы мозга. -

Такому принципу дискретности противостоит физика микроми* ра, согласно которой элементарные частицы — не только корпускуляр*] ные, но и волновые образования. Частица, обладающая волновыми признаками, теряет свойство четкой локальности: она может сущеста вовать во всей Вселенной. 1

Выдвинута гипотеза о возможном существовании микрообъекй тов одновременно в различных частях пространства. В этом не воспрм нимаемом нами микромире мы еще можем допустить такую страт ность, как пребывание каждого из его элементов во многих точкам Вселенной. Щ

Другое дело — окружающие нас макрообъекты. В отношении ния у нас есть личный опыт, требующий от нас полной определенности оя носитсльио местоположения предметов в пространстве. Если этот стоя стоит п кабинете, то он не может находиться в спальне, в столовое и так далее. Что же касается пребывания этого стола вне Земли, в рая

| | Ш |*,м> > «

1 Квропойская психологическая наука уже ассимилировала многие восгея ныо методы* В частности» это относится к теории и практике развития воли. CftflJ например, книгу U. Assagioli "The Act of WiU“, вошедшую в основной теоретичИ ский фонд гу монистической психологии. Ш личных точках пространства, то возможность такого пребывания полностью исключена.

Однако находятся физики, которые утверждают, что и макрообъекты являют собой волновые структуры и могут пребывать одновременно в любой точке мироздания. При этом допускается, что в определенной точке пространства этой волны больше, чем в других: стол, который стоит в кабинете, пребывает и везде, только в кабинете его больше.

Гипотеза нелокальности макрообъектов нашла свое подтверждение в голографии. С ее помощью можно получить целостное объемное изображение объекта. Методом специальной съемки сначала можно получить фотопластинку, на которой изображены полосы и пятна, не имеющие ничего общего с фотографируемым объектом. Если же га кую пластинку поставить под луч лазера, то невдалеке от нее в пространстве появится объемное изображение объекта: его в отличие от фотографии можно обойти со всех сторон и рассмотреть все его точки, Гели ее разбить и взять только половину, то предмет все равно будет воспроизведен в пространстве, только с меньшей отчетливостью. Даже маленького кусочка такой пластинки, помещенного под лазерный нуч, вполне достаточно, чтобы в пространстве появилось объемное и юбражение предмета.

Физики полагают, что голограмма объекта — стоячая световая полна. Допускается возможным распространить голографический принцип на область макрообъектов и рассматривать каждый предмет кнк волновую структуру (стоячую волну), подобную оптической голограмме.

Р. Ф. Авраменко и В. И. Николаева (309) рассмотрели такую модой. мира, в которой он являет собой гигантскую голографическую ни лети нку. Эта модель оказывается приемлемой, если допуешть (это допущение реально), что Вселенная имеет форму гиперсферы, где каждый предмет, будучи стоячей волной и находясь в определенном месте и|*н транства, одновременно находится во всех точках Вселенной (309).

Голографическое представление мира и в особенности принцип иг локальности имеют глубокий мировоззренческий и методологически!! смысл. Если все объекты Вселенной находятся (в скрытой от mil и подателя волновой форме) в любой точке пространства, значит, жшепня ясновидения и дальновидения объяснимы: достаточно обеспечим. и данной точке пространства необходимую фокусировку, кото- |Ш1 позволила бы наблюдателю обнаруживать скрытые в каждой точке' иол новые структуры объектов, находящихся на большом от него расстоянии.

Тжос явление, как мгновенное узнавание, нельзя понять, если огрммичить себя представлением о мозге как просто о множестве системно организованных клеток.

Действительно, я взглянул на человека и сразу узнал в нем своего

знакомого. Почему попавшее на сетчатку и в мозг впечатление от этого человека попало именно в ту ячейку памяти, в которой хранился его образ? Такая скорость процесса опознания исключает последовательный перебор ячеек памяти. Феномен мгновенного узнавания подска-, зывает, что между той инстанцией, в которую пришло впечатление, и той, в которой хранился образ, существует такое взаимодействие* которое позволяет извлечь материал памяти без его последовательного поиска. А это, в свою очередь, предполагает наличие между этими инстанциями взаимодействия по принципу внутримозгового радио.

Видимо» в клетках (и молекулах) мозга существуют такие процессы, которые обеспечивают дистанционные взаимодействия между раз-' личными системами мозга. Допусшмо, что эти же процессы могут оказаться основой взаимодействия мозга с внешним миром и, в частности, с мозгом других людей. О том, что такого рода процессы реальны, говорят исследования, направленные на использование квантовой механики при анализе работы мозговых клеток и их систем: в мозге! человека разыгрываются и квантовомеханические процессы. 1

Известное и физиологии и кибернетике представление, что образ! объекта кодируется с помощью двоичного состояния нервных клеток! (возбужденного и заторможенного), ныне не может считаться удов-1 летворительным: каждая клетка воспринимающих корковых полем способна к отображению различных качеств предметов — цвета, звукаЛ пространственных очертаний и т. п. 1

Предметы внешнего мира могут быть рассмотрены по своим про! странственным свойствам как системы искривлений, или, говоря на волновом языке физики, как некоторые системы распределения амЛ плитуд. Отсюда гипотеза о том, что построение пространственным свойств объекта при восприятии может быть рассмотрено как процесв возникновения некоторой стоячей волны, подобной висящему в воэ! духе голографическому изображению. Распределение амплитуд в этой вол не-восприятии соответствует кривизне отображаемого объекте Человек действует в определенном физическом мире, свойстве которого, его глубинная структура не могут не оказывать определим ющего влияния на формы его психической активности, в частносв на процессы восприятия. Если Вселенная — гигантская голографичЯ ская и квантовомеханическая система, то и психика (отраженный мир)Я регулирующая поведение человека и животных, видимо, должна содей жать в себе элементы голографии, имеющей квантово-волновую прим

Р<>ДУ- Г|

lieu и принять эту точку зрения, то информационные записи на coo|J

noTci иукицих, молекулах в нервных клетках целесообразно рассмам

ришиъ кок совокупность голограмм, каждая из которых, не будучи

еще образом объекта, являет собой основу для возникновения обрш

за: образ может возникнуть при прохождении через записи то л ограни

мы некоторого специального подсвечивания, подобно тому как с пщ

32 1

мощью лазерного луча подсвечивается пластинка в оптической голографии.

Отсюда понятно, почему на уровне молекул и осуществленного с их помощью кодирования не может быть прямой адекватности кодовой записи и отражаемого в этой записи объекта. Если сопоставить воссоздаваемый с помощью голограмм объект с той голографической записью, которая имеет место на голографической пластинке, то также не будет никакого видимого соответствия между объектом и способом его кодирования. Вместе с тем само голографическое изображение, возникающее при просвечивании голограммы лазерным лучом, обнаруживает полное совпадение своих пространственных особенностей с особенностями отображаемого объекта.

Предлагаемая квантово-волновая гипотеза не только имеет под собой основу в современном естествознании (332). Она имеет и определенный общенаучный смысл, поскольку в этой гипотезе на конкретно-научном уровне решается вопрос об адекватности в норме психического отражения своему объекту.

Для преодоления концепции изоморфизма в понимании процесса отражения мозгом объекта необходимо преодолеть тот принципиальный иероглифизм, который имеет место в отношении проблемы био- ннформации.

Преодолеть же иероглифизм не так просто. Если, например, сопоставить генетический код, выраженный на языке молекул, то между лим кодом и пространственными особенностями кодируемого организма (формой головы, ушей и т, д.) нельзя найти никакого сходства. Между элементами пространственной структуры организма и элемен- 1лми генетического кода можно найти лишь изоморфные отношения. Гели рассматривать наиболее изученный молекулярный уровень кодирования информации в живых системах, то указанный изоморфизм может рассматриваться как некий общий принцип современной биологии.

Развиваемая здесь волновая (голографическая) точка зрения понижает указать на тот фундаментальный уровень живой материи, на ко юром приобретает совершенно конкретный естественнонаучный смысл общенаучный принцип прямой адекватности образа отображаемому объекту. Таким образом, основанная на представлениях современной физики гипотеза квантово-волнового кодирования образа, осуществляемого с помощью мозга, позволяет преодолеть барьер изоморфизма и иероглифизма в современной биологии. Здесь необходимо ошо раз вспомнить о единстве информационных процессов в жизни и психике.

Однако конкретная реализации указанного физического подхода ц психологии связана с очень большими трудностями: п си хо логическим регуляция деятельности не есть лишь воспроизведение совокупное т отображенных объектов* но включает в себя построение моделей

таких объектов или их совокупностей, которые не воспринимались ранее человеком. Иначе говоря, процесс информационного моделирования мира как процесс, регулирующий деятельность, должен быть процессом творческим.

С точки зрения волновой психофизики это означает, что построенная с помощью мозга волновая модель объекта должна иметь обратную связь с соответствующей голографииской записью в нейронах. То есть должен быть механизм, который, преобразуя эту запись в соответствии с поставленной целью, изменял бы в нужном направлении структуру модели. Кроме того, должна быть такая регулирующая инстанция, которая могла бы сопоставлять измененную модель с целью и прекращать процесс (при достижении цели) или продолжать его в нужном направлении.

Когда рассматривается возможный способ физического кодирования образов и моделей как проявлений психической деятельности, то не нужно понимать, что их состав ограничивается лишь чисто пространственными структурами, лишь картинками объектов. В структуру моделирующих процессов входит функционирование связей и отношений. Волновой язык должен рассматриваться и как язык кодирования связей и отношений, входящих в структуру моделирующих процессов.

Иерархия осуществленных на этом языке голографических записей должна соответствовать нейропсихологической карте мозга. В этой карте имеются зоны, связанные с непосредственным восприятием, имеются и более высокие уровни, которые обеспечивают процесс установления отношений между объектами. Существуют и еще более высокие уровни, связанные с планированием преобразования внешней среды, с формированием цели, ее кодированием и динамикой. Все эти уровни должны иметь свою модификацию волновой записи.

Реализация голографического принципа предполагает, однако, разработку и анализ ряда сложнейших проблем, связанных с функционированием мозга как органа, регулирующего поведение животных и человека.

Но прежде всего необходимо доказать волновой характер высших психических процессов человека и главным образом таких специфических человеческих видов деятельности, как мышление и связанные с ним волновые процессы.

Н этой связи большой интерес представляет идея резонансных явлении и центральной нервной системе (330, 320). Согласно точке зрения Л. Л. Ухтомского, резонансные взаимодействия между различными нерииыми центрами формируются в процессе отражения мозгом окружаю Iней дей стии телы гости.

Эта идея резонансных процессов в нервной системе, развиваемая замечательным русским физиологом, позволяет предположить, что между составными частями системы интеллектуальной саморегуляции 34

осуществляются информационные взаимодействия, по типу близкие к резонансным. Для доказательства гипотезы резонансного управления в системе интеллектуальной саморегуляции целесообразно проанализировать временные параметры высших психических процессов. Среди этих процессов наиболее измеряемыми оказываются различные компоненты речевой деятельности. Думается, что анализ времени осуществления высших проявлений речевых автоматизмов и сопоставление этого времени с временем реакции позволят выявить резонансный характер актуализации речевых единиц и тем самым приблизиться к пониманию волновой основы высших психических процессов.

С точки зрения методики, позволяющей выявить волновые (резонансные) взаимодействия, большой интерес представляет деятельность синхронного переводчика. Эта деятельность предполагает высшую форму речевого общения, высшее владение речевыми автоматизмами. Синхронный переводчик осуществляет перевод с одного языка на другой со скоростью, близкой к скорости того процесса громкой речи, которая осуществляется при обычном разговоре.

Для того чтобы такая скорость речевой деятельности была возможна, синхронному переводчику необходимо актуализировать слова и грамматические структуры того языка, на который он должен переводить, почти одновременно со словами и грамматическими структурами того языка> с которого этот перевод осуществляется.

С точки зрения организации психологического эксперимента, демонстрирующего волновую природу психологического кодирования, целесообразно вычленить некоторые существенные компоненты синхронного перевода и затем подвергнуть их лабораторному экспериментальному анализу. Интересно проследить, например, с какой скоростью актуализируются соответствующие русские слова, если произносятся слова иностранные. Для получения более четких экспериментальных результатов целесообразно организовать опыты таким образом, чтобы каждое подаваемое слово было бы случайным. В противном случае у переводчика может возникнуть установка на появление слова, относящегося к ограниченной лексической группе. Каждое подаваемое слово должно быть адресовано ко всему словарному запасу переводчика. Именно в этом случае может возникнуть ситуация актуализации элемента опыта из практически бесконечного числа элементов. Такой эксперимент по исследованию речевой деятельности может быть сопоставлен с классическими экспериментами по скорости реакции.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных