ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Отличительные особенности транспорта как отраслиТранспорту свойственны некоторые особенности, отличающие его от других отраслей народного хозяйства. 1) Транспорт не производит новой вещественной продукции, а как бы является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения. Процесс производства продукции заканчивается тогда, когда она доставлена к месту потребления, поэтому транспорт есть продолжение процесса производства, начатого в промышленности и сельском хозяйстве. Конечный результат производства реализуется у потребителя. Этим и определяется отношение к транспорту работников промышленности и сельского хозяйства, их забота от условий перевозки своей продукции, улучшении показателей использования подвижного состава и экономии транспортных затрат. 2) Продукция транспорта – перевозка грузов и пассажиров неотделима от процесса транспортного производства. Ее нельзя накопить, создать ее запасы. Поэтому проблема резервов на транспорте состоит не в создании запасов продукции, а резервов пропускной и провозной способности. Маневрирование резервами по районам транспортной сети затруднительно и накладно, а часто невозможно. Поэтому оптимальные резервы пропускной и провозной способности должны создаваться повсеместно, и в первую очередь на направлениях с быстрорастущими перевозками. 3) Продукция транспорта не содержит сырья. Доля заработной платы в себестоимости транспортной продукции вдвое выше, чем в промышленности. Затраты на амортизацию, топливо и электроэнергию составляют почти половину всех эксплуатационных расходов транспорта. Поэтому важнейшее значение для снижения себестоимости перевозок имеет увеличение производительности труда, улучшение использования транспортных средств, особенного подвижного состава, сокращение расхода топлива и электроэнергии на единицу перевозочной работы. 4) Кругооборот средств, направляемых на развитие транспорта, отличается от кругооборота средств, направляемых на развитие промышленности и сельского хозяйства. На транспортном рынке реализуется не товар в виде новой вещи, а сам производственный процесс транспортной промышленности, следовательно, требования к эффективности и качеству работы транспортной системы относятся не только к его рыночной продукции, как конечному результату транспортной деятельности, но и непосредственно к транспортному производственному процессу. Особое значение имеют ускорение и бесперебойность транспортного процесса, сокращение сроков доставки и улучшение сохранности грузов, безотказность в работе всех звеньев транспортного конвейера, повышение качества работы каждого рабочего, бригады, каждого предприятия, каждого вида транспорта и транспортной системы в целом.
Транспортный рынок Рынок – система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров и денежных средств, для которых характерна свобода в выборе субъектов, определении цен, формировании и использовании ресурсных источников. Транспортный рынок, где всего несколько производителей – продавцов транспортных услуг (видов транспорта) и большое количество их потребителей (покупателей) – это олигопольный рынок [2]. Специфика транспорта России заключается в том, что в силу сложившихся геополитических условий во многих регионах какой-то один вид транспорта является монопольным [3], а другие виды его дополняют, в основном в конечных и начальных пунктах перемещения грузов и людей. Особенно это относится к восточной части России, занимающей более половины территории страны. Это нормальная естественная монополия. Наиболее эффективное использование видов транспорта в этом случае – их рациональное взаимодействие, что подтверждает мировой опыт. Итак, главным в единстве транспортной системы является не столько вид собственности (хотя, разумеется, это обстоятельство существенно), сколько интересы потребителей, конечный результат деятельности этой системы в вещественно-натуральной форме, что соответствует маркетинговой, т.е. рыночной концепции нормального функционирования экономики. «Добиться успеха можно, лишь полностью удовлетворяя запросы потребителей», – гласит один из основных постулатов маркетинга. В зависимости от складывающейся ситуации на транспортном рынке необходима и здоровая (естественная) конкуренция между видами транспорта и внутри одного вида, например между автомобильными фирмами и железными дорогами на параллельных направлениях. Адаптируясь к рыночным условиям, транспортные предприятия должны обеспечивать конкурентоспособность своей продукции – транспортных услуг. Именно по этому необходимо широкое внедрение менеджмента и маркетинга в организацию и планирование перевозок, в транспортное обслуживание клиентуры, и наибольшего успеха добиваются те предприятия и компании, которые обеспечивают своевременную доставку со всеми удобствами – «точно в срок» и «от двери до двери». А это наилучшим образом можно сделать при сочетании нескольких видов транспорта в рамках функционирования ЕТС страны и отдельных ее регионов. При этом речь идет не о возврате к централизации и администрированию, а об экономически выгодном как для клиентов, так и для транспорта взаимодействии различных элементов этой системы. Но, если говорить о современном состоянии российского транспортного рынка, то в первую очередь следует отметитьчрезвычайно высокие затраты на транспортировку грузов. Это один из основных факторов неконкурентоспособности российских товаров, как на мировом, так и на внутреннем рынках. Действительно, транспортные расходы на единицу продукции в России в 6 раз выше, чем в США и в 4,5 раза больше, чем в Китае при примерно одинаковых территориальных масштабах. Основным видом транспорта в России остается железнодорожный, требующий не только расширения (так как плотность железнодорожных сетей недостаточна, и до сих пор некоторые районы страны выхода к железной дороге не имеют), но и коренной реконструкции. Состояние путей и износ подвижного состава таковы, что средняя скорость на российских железных дорогах в 4 раза ниже, чем в европейских государствах. Крайне низка и степень механизации погрузо-разгрузочных работ, что снижает производительность труда на транспорте и удорожает перевозку грузов. Общей тенденцией для всех развитых стран в транспортировке грузов является переход от железнодорожного транспорта к автомобильному. В России такая тенденция пока невозможна, в основном, из-за неразвитости дорожной сети. Плотность автодорог в России в 40 раз меньше, чем в Европе и в 32 раза – чем в США (разница усугубляется несопоставимостью сравниваемых дорог по качеству). Даже если сделать поправку на то, что примерно 35% российской территории не затронуты хозяйственной деятельностью, то все равно указанные цифры достаточно четко показывают качественное соотношение инфраструктуры автомобильного транспорта в России и в развитых странах мира. Экономическая теория, определяя место и роль транспорта в развитии современного общества, рассматривает его как всеобщее средство труда, как одно из общих условий производства. Перемещая средства труда и рабочих внутри предприятий, транспорт осуществляет связи, порождаемые технологическим разделением труда. Эти функции выполняет внутрипроизводственный транспорт. Перемещая различные виды продукции между производителями (поставщиками) и потребителями, транспорт осуществляет связи, порождаемые территориальным разделением труда. Схема этих связей показана на рис. 1.
сфера производства сфера обращения сфера потребления
1 – производство; 2 – экспедиция, хранение, погрузка; 3 – транспорт; 4 – хранение, выгрузка, экспедиция; 5 – потребление;
Рисунок 1. – Место транспорта в системе «производство – обращение – потребление» Эти функции выполняет транспорт сферы обращения, который в ходе исторического процесса общественного разделения труда выделился в самостоятельную сферу производства. Перевозки в процессе обращения в современных условиях выполняет в основном транспорт общего пользования – железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, а также специальный транспорт (трубопроводы, высоковольтные линии электропередачи и железнодорожные подъездные пути предприятий, связывающие их с сетью магистральных путей сообщения). Эти виды транспорта вместе с системой складов являются материальной основой процесса обращения. Транспорт, с одной стороны, является частью инфраструктуры рынка, «физически» реализуя обмен товарами и оказывая услуги населению, а с другой – он сам, как субъект рынка продает свои услуги, перемещая товары и пассажиров. Различные виды транспорта могут по-разному оказывать эти услуги, образуя тем самым транспортный рынок. Доля транспортных издержек в стоимости продукции промышленности и сельского хозяйства составляет 15 – 20%, достигая по некоторым грузам 45 – 50%.
Контрольные вопросы
Литература 1. Мейлер Л.Е. Общий курс транспорта: Учебное пособие. – Калининград: БГАРФ, 2005. – 84с. 2. Троицкая Н.А., Чубуков А.Б. Единая транспортная система. 2 – е изд. – М.: Академия, 2004. – 240 с.
[1] Слово «электричество» произошло от греческого слова «электрон». А знаешь ли ты, что значит это слово? Оно означает «янтарь». Понимаешь, еще в 600 году до н.э. греки знали, что если потереть янтарь, то он способен притягивать к себе маленькие кусочки пробки и бумаги. Большого прогресса в изучении электричества не было достигнуто до 1672 года. В этом году человек по имени Отто фон Геррик, подержав руку у вращающегося шарика из серы, получил более мощный заряд электричества. В 1729 году Стефан Грей обнаружил, что некоторые вещества, в частности металлы, могут проводить ток. Такие вещества стали называться «проводниками». Он обнаружил, что другие вещества, такие, как стекло, сера, янтарь и воск, не проводят ток. Они были названы «изоляторами». Следующий важный шаг был сделан в 1733 году, когда француз по имени дю Фэй открыл положительные и отрицательные электрические заряды, хотя он думал, что это были два разных вида электричества. Бенджамин Франклин был первым, кто попытался объяснить, что такое электричество. По его мнению, все вещества в природе содержат «электрическую жидкость». Трение между некоторыми веществами забирает часть этой жидкости с одного вещества, добавляя ее к другому. Сегодня мы бы сказали, что эта жидкость состоит из отрицательно заряженных электронов. Пожалуй, наука об электричестве начала бурно развиваться с того момента, как в 1800 году Алессандро Вольта изобрел батарею. Это изобретение дало людям первый постоянный и надежный источник энергии и повлекло за собой все важные открытия в этой области.
[2] ОЛИГОПОЛИЯ [oligopoly] – ситуация на рынке, когда действует небольшое количество продавцов продукции (фирм). Особенность ее в том, что здесь каждая из конкурирующих фирм способна влиять на цену продукции, предлагаемой остальными фирмами, а, следовательно, и на их уровень затрат. Таким образом, при олигополии прибыль каждой фирмы зависит не только от реакции потребителей, но и от действий конкурентов. [3] МОНОПОЛИЯ (в экономике) [monopoly] – ситуация на рынке, когда фирма, называемая “монополистом”, полностью контролирует предложение определенного блага (товара или услуги) и для покупателя не существует более или менее близкого взаимозаменяемого с ним блага. Эта формулировка относится к абсолютной монополии – теоретическому понятию, которое вряд ли можно обнаружить в жизни. Реальная же монополия неизбежно содержит некоторые черты, свойственные конкурентному рынку. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|