Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Арнольд из Виллановы 3 страница




3. Если взять в руку сердце, когда оно еще движется, то при его умирании ощущается постепенное его затвердение; это затвердение происходит от сокращения точно так же, как это бывает и с мускулами предплечий, когда, положив руку на них, можно чувствовать их напряжение и сопротивление. У рыб и других холоднокровных животных, сердце при движении меняет окраску

При движении сердца со всех сторон происходит утолщение полостей желудоч­ков, сжатие их и выталкивание из них крови.

Предполагали, что момент удара в грудь и есть расслабление и наполнение желудочков кровью, тогда как в действительности это наоборот, удар сердца отвечает его сокращению и опоражниванию.

Неверно и то обычное мнение, что сердце своим движе­нием и расширением привлекает кровь в свою полость, потому что при движении и напряжении происходит вытал­кивание крови. Когда же сердце расслабляется и спадается, кровь стекает в его полости при помощи механизма, который мы выясним ниже.

Изыскания над движениями артерий и их пульсацией.

Моменту напряжения, сокращения и удара в грудь, т. е. моменту систолы сердца, отвечает момент расширения и пульсации — диастолы артерий. Во время сокращения и выбрасывания крови правым желудочком происходит пульсация артериальной вены, которая расширяется одновременно с другими артериями тела.

При совершенном бездействии левого желудочка, артериальный пульс прекращается; при слабом же его сокращении артериальный пульс едва ощутим. То же происходит с правым желудочком и артериальной веной.

При рассечении или прободении какой-либо артерии кровь в момент сокращения левого желудочка с силой выталкивается наружу из раны. То же самое бывает и при сокращении правого желудочка, если есть ранение на арте­риальной вене.

Одним словом, пульс артерий есть результат, получен­ный от толчка крови при сокращении левого желудочка.

Под давлением сердечного сокращения пульс становится сильнее, чаще, отражая ритм, число и силу сокращений сердца.

 

В действительности два предсердия сокращаются одновременно и два желудочка также одновременно; таким образом, движения происходят в четырех пунктах сердца, но только в два момента. Это делается таким образом.

В сердце происходят два движения почти в один момент, но не одновременно: одно для предсердий, другое для желудочков. Движение начинается с предсердий и переходит на желудочки.

Наблюдая эти явления у рыб и холоднокровных животных в тот момент, когда сердце начинает, медленно умирать, можно заметить небольшой перерыв между движением предсердий и желудочков.

Наконец, приближаясь уже к смерти, оно перестает отвечать на движе­ния предсердия и только как бы чуть кивает головой, и до того неясно это движение и так мало ощутимо, что скорее напоминает намек на движение, а не само движение.

Т. о. желудочки останавливаются раньше предсердий и можно бы сказать, что предсердие живет дольше сердца.

Говоря о пульсации предсердий и желудочков, я подразумеваю сокращение.

Итак, если проникнуть глубже в вещи, можно сказать, что не только сердце первым начинает жить и последним умирать, но даже отдельные части сердца, именно пред­сердия, например, или аналогичные образования у пресмыкающихся, рыб и подобных животных, оживают прежде желудочков и умирают после них.

У всех животных, у которых есть сердце, есть также предсердия или части, подобные им.

Там, где сердце имеет два желудочка, поблизости их всегда находятся два пред­сердия. Это есть правило без исключения.

После всех сделанных наблюдений я полагаю, что процесс движения сердца происходит следующим образом: сначала сокращается предсердие, своим сокращением оно давит на кровь, которая содержится в нем. Предсердие, сокращаясь, спускает всю кровь в соответствующий желудочек сердца, а раз желудочек наполнен, сердце, выпрямляясь, напрягает все свои мускулы, желудочки сжи­маются, и происходит пульсация. Действием этой пульсации кровь беспрерывно проталкивается в артерии.

 

Правый желудочек посылает кровь в легкие при помощи сосуда, называемого артериальной веной, хотя в действительности этот сосуд является артерией; левый желудочек посылает кровь в аорту и далее по артериям во все части тела.

Т.о., происходит движение сердца, и единственное назначение сердца — распределение крови по конечностям при помощи артерий. Пульс, ощущаемый нами в артериях, есть не что иное, как толчок крови, выходящей из сердца.

Анатомы при вскрытиях находят венозную артерию и левый желудочек наполненными густою, черною и запекшеюся кровью, а потому они принуждены утверждать, что кровь проходит из правого желудочка в левый через перегородку сердца.

Но это мне­ние уже было опровергнуто. Теперь нужно указать для крови совершенно готовый и широкий путь.

Раз он будет найден, не может быть больше сомнений, и нужно будет признать истину того, что я говорил о бие­нии сердца и артерий, о переходе крови из вен в артерии и о распределении ее по всему телу.

Большинство животных не имеет легких, а (точно также) преобладающее количество животных имеют только один желудочек, вместо двух, отсюда мы склонны заключить, как вывод, основанный на большинстве фактов, что большинство животных: имеет открытый путь, который позволяет крови проходить из вен в артерии через полости сердца.

Я, кроме того, заметил, что тот же факт наблюдается у зародышей животных, обладающих легкими.

У зародышей существуют 4 сосуда, ведущие к сердцу (полая вена, артериальная вена, венозная артерия и аорта, или большая артерия).

Другое соединение артериальной вены происходит в том месте, где артерия, выходя из правого желудочка, разделяется на две ветви. К этим двум разветвлениям присоеди­няется третье — я бы назвал его артериальным каналом; он наискось направляется к аорте, в которую и вливается.

Кровь проходит и фильтруется через легкие для охлаждения от вдыхаемого воздуха и для предупреждения индивидуума от перегревания, удушия и тому подобного.

Ткань печени и почки значительно плотнее ткани легких. У печени отсутствует проталкивающая сила, которая могла бы заставить кровь пройти через нее, между тем как кровь, устремляясь в легкие вследствие сокращения правого желудочка, расширяет сосуды и поры легких.

Кроме того, при дыхании легкие подымаются и опускаются. Это движение заставляет закрывать и открывать поры и сосуды наподобие губки: так происходит во всех губчатых органах, когда они сжимаются и расширяются. А печень всегда неподвижна, и у нее никогда не замечалось этих очередных сужений и расширений.

Все согласны с тем, что у человека, быка и больших животных сок перевариваемой пищи проходит через печень в полую вену.

Раз питание совершается, необходимо, чтобы пища проникала в вены и оттуда в печень. Другого пути, нет.

Желудочки сердца наподобие резервуаров получают кровь, чтобы затем разнести ее по всему телу. Для этой цели существует 4 клапана: 2 для получения крови и 2 для выбрасывания. Если не признать этого, надо допустить бессмысленное движение крови взад и вперед.

Несмотря на то, что одного левого желудочка могло бы хватить для распространения крови по всему телу и для извлечения ее из полой вены, как это и происходит у живот­ных, не имеющих легких, тем не менее природа, заставляя кровь проходить сквозь легкие, прибавила еще правый желудочек, который, заменяя левый желудочек, посылает своим сокращением в легкие кровь из полой вены: вот почему правый желудочек способствует проходу крови через лег­кие, а не питанию легких.

То же происходит с телом от движения крови: все его части питаются, согреваются и оживляются приливом более теплой, совершенной крови, снабженной жизненной силон, так сказать питательной кровью. При достижении различ­ных частей тела кровь охлаждается, сгущается, становится безжизненной.

Тогда она возвращается к своему началу, т. е. к сердцу как к созидающему очагу всего тела, для получения совершенства. Там она находит естественную мощную теплоту, богатую жизненными силами, богатую, если можно так выразиться, целебным бальзамом, а затем она вновь идет во все органы, и это круговое движение зависит от движения и пульсации сердца.

Следовательно, сердце есть основа жизни. В зависимости от деятельности сердца кровь двигается, оживляется, противостоит гниению и сгущению. Питая, согре­вая и приводя в движение, кровь — этот божественный очаг — обслуживает все тело; она является фундаментом жизни и производителем всего. Но более уместно будет говорить об этом, когда мы будем рассматривать конечную цель этого движения.

Т.о., вены уносят кровь; их можно разделить на: полую вену и аорту по их назначению и функции.

И вены и артерии есть сосуды для проведения крови; одни из них — очевидно артерии — несут кровь из сердца в органы, другие возвращают кровь в сердце. Одни исходят из сердца, другие входят в него.

Одни содержат холодную и истощенную кровь, непригодную для питания, другие — кровь теплую, совершенную и питательную.

Первая — кровь выталкиваемая сердцем, беспрерывно проходит из полой вены в артерии и в таком большом коли­честве, что пища не могла бы ее пополнить, причем вся масса крови совершает весь этот путь в очень короткое время; вторая—кровь, выталкиваемая пульсациями артерий, беспрерывно проникает в каждый член и в каждую часть тела, проникает в количестве значительно большем, чем нужно для питания организма, и в большем, чем могла бы дать пища; третья — вены беспрестанно возвращают кровь из каждого члена в сердце.

Вычислив количество крови, посылаемой сердцем при каждом сокращении, какое с вероятностью можно предположить, сосчитав сокращения, видно, что вся масса крови из вен в артерии должна проходить через сердце и через легкие.

 

До сих пор никто не изучил истинного местоположения и причины анастомозов век и артерий: где они располагаются и по какой при­чине происходят.

Вычисления, опыты, вивисекции подтверждали, что кровь беспрерывно прохо­дит в артерии, а так как все количество крови в очень короткое время проходит по одному и тому же направлению, то кровь неизбежно должна возвратиться по тем же самым путям и совершить круг.

Позвольте мне теперь изложить наши мысли о циркуляции крови и предложить эту-доктрину всем.

Кровь проходит через легкие и сердце благодаря сокращению желудочков, из которых она посылается во все тело, проникает в вены и «поры ткани» и по венам, начала по тонким, а потом по более крупным, возвращается от периферии к центру и, наконец, через полую вену приходит в правое предсердие. Таким образом, кровь течет по артериям из центра на периферию, а по венам. От периферии к центру в громадном количестве.

Это количество крови больше того, что могла бы дать пища, а также больше того, которое нужно для питания тела.

Следовательно, у животных кровь находится в круговом и постоянном движении.

В этом и состоит деятельность — или функция — сердца, осуществляемая посредством биения. И, конечно, движение сердца и деятельность, проявляемая во время пульса, — одно и то же.

Кроме того, в сердце существует подобие малых разветвлений, так сказать, мясистых язычков, и множество узловатых фибр, названных Аристотелем в его третьей книге о дыхании и о частях животных — нервами. Одни из них тянутся в различных направлениях, другие прячутся в. стенках и перегородках сердца, подобно мелким мускулам. Они предназначены давать крови более сильную и энергичную пульсацию и усиливать сжимание сердца; их присутствие является полезным для дальнейшего проталкивания крови. Подобно искусной и умелой постановке снастей на кораблях, эти нервы помогают сердцу сокращаться всеми своими частями, благодаря чему кровь полнее и сильнее выбрасывается из желудочков.

Левый желудочек является центром сердца: его стенки в три раза толще и крепче стенок пра­вого желудочка. Вот почему у всех животных и у человека тоже при более толстых, крепких и основательных тканях, при более мясистых, сильных и отдаленных от сердца конечностях тела сердце бывает волокнистое, крепкое и мускулистое. Но очевидна ли необходимость такого строе­ния? Наоборот, при более легком и мягком строении тканей, при меньшей комплекции сердце бывает более вялое, более мягкое, и его полости или вовсе не содержат волокон и нервов, или же содержат их в очень малом количестве.

Так, кровь отбрасывается в желудочки сокращением предсердий, как я это показал, и оттуда она отталкивается и выбрасывается в тело сокращением желу­дочков.

Предсердия пульсируют и, сокра­щаясь, отбрасывают кровь в желудочки. Предсердия являются первым двигателем, в особенности правое, которое первым оживает и последним умирает, а также потому, что они отбрасывают кровь в нижерасположенный желудочек, чтобы тот, в свою очередь, мог с большей силой выбросить кровь, которую он получит.

 

М. Я. Мудров (1776-1831)

СЛОВО О СПОСОБЕ УЧИТЬ И УЧИТЬСЯ МЕДИЦИНЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ИЛИ ДЕЯТЕЛЬНОМУ ВРАЧЕБНОМУ ИСКУССТВУ ПРИ ПОСТЕЛЯХ БОЛЬНЫХ (1820 г.)

Я, желая споспешествовать, чтобы новый Клинический институт принес вам и Отечеству возможную пользу, по долгу знания моего, предприемлю изложить обязанности ваши здесь при постелях больных и преподать прочные правила, служащие основанием деятельному врачебному искусству, дабы вы, вступив в службу, и в мужестве, и в старости следовали наставлениям, кои опытность многих лет приносит вам в дар. Ибо поздно для вас наступит то златое время, когда вы будете руководствоваться уже собственным суждением практическим. которое приобретается опытностью и наблюдением.

 

Во врачебном искусстве нет врачей, окончивших

Наша наука так обширна, говорит Гиппо­крат, что целая жизнь для нее недостаточна.

Я должен бы, любезные юноши, сие врачебное уче­ние начать с врачевания вас самих, т. е. с лечения ва­шей наружности в чистоплотности, в опрятности одеж­ды, в порядке жилища, в благоприличии вида, телодви­жения, взглядов, слов, действий и пр., потом перейти к врачеванию душевных свойств наших.

Начав с любви к ближнему, я должен внушить вам все прочее, проистекающее из врачебной до­бродетели, а именно, услужливость, готовность к помо­щи по всякое время, и днем и ночью, приветливость, привлекающая к себе, милосердие; бескорыстие; снисхождение к погрешностям больных; кроткую строгость к их непо­слушанию; вежливую важность с высшими: разговор только о нужном н полезном; скромность и стыдливость во всяком случае; умеренность в пище; ненарушимое спокойствие лица и духа при опасностях больного.

Веселость без смеха и шуток при счастливом ходе болез­ни; хранение тайны и скрытность при болезнях предосудительных; молчание о виденных или слышанных семейных беспорядках.

Необходимо обуздание языка в состязаниях, по какому бы то поводу ни было; радушное принятие доб­рого совета, от кого бы он ни шел; убедительное отклонение вредных предложений и советов; удаление от суеверия; целомудрие, словом: мудрость. Медицину должно соединять с мудростью, ибо, по словам Гиппократа, врач, любящий мудрость, подобен богу.

Врачебный разум один, наука одна, но врачевание многоразлично, и потому-то одни врачи превышают в искусстве других. Благородные и простолюдины, бедные и богатые, ученые и невежды, городские жители и поселяне, все просят здравия и просят помощи нашей.

В больницах, где всегда соблюдаются хозяйственная бережливость, простота и единообразие, где вместо дорогих лекарств употребляются заменяющие их дешевые лекарства, она называется госпитальною.

 

В богатых и знатных домах, где соблюдаются изящность и выбор аптекарских и всяких пособий, она именуется городскою практикою, а в хижинах бедных и недостаточных люден, где употребляются домашние и самые дешевые лекарства, она называется медициною бедных. Итак, вы видите, что врачебный разум один, а средства врачебные должны быть различны.

…Вы будете бедные врачи, если будете знать одну только медицину богатых. В опочивальню вельможи нет другого пути врачу, как через людские избы и через хижины бедных. Итак, воздвигая нищих от гноища; обязуя сокрушенных и взыскуя погибающих, вы соделаете имя свое известным и воссядете с вельможами. Научитесь же, прежде всего, лечить нищих, вытвердите фармакопею бедных, воору­житесь против их болезней домашними снадобьями.

Первая обязанность врачей состоит в том, что б найти сходство одних болезней и отличить от других, требующих иного лечения. А как познать болезнь, как определить оную по ее натуре, как назвать ее по виду, как назначить ее попри­ще, как измерить ее силу, как предсказать исход ее, как лечить ее, коренным образом либо только укрощать ее порывы, как описывать ее ход?

Все сие предварительно при постелях больных показуется в учебной больнице, которая имеет больных всякого состояния и которая служит преддверием для будущих госпиталей ваших.

Когда же болезнь превозмогает натуру и искусство, тогда показуется место и причина болезни, и разрушение органов. Таковое деятельное учение составляет наш предмет, цель клинических институтов, школу усовершенствова­ния и пример к подражанию учащихся. Сие деятельное учение над больными требует ваших трудов, напряжен­ного внимания и всенощных бдений! Ибо здесь полагается начало к городской,и деревенской практике, к военной медицине и хирургии на суше и на водах, к медицине бедных, ученых, ремесленников и к вспоможению беременным, родильницам и их младенцам.

Язык твой обуздай на глаголы неподобные.

Обоняние твое да будет чувствительно не к масти благовонной для влас твоих, ни к ароматам, из одежды твоей испаряемым, кои все противны больным, но к запертому и зловонному воздуху.

Руки должны быть чисты и обмыты всячески, т. е. наружно и нравственно, всегда готовы подать помощь каждому, принимать воздаяния от богатых, сжаты ко мздовоздаянню бедных. Ибо будут иметь награду от того, который ценит и чашу студеную воды. Осязание твое должно быть тонкое и зрячее; прикосновением перстов твоих познай волнение крови, обременение мозга, слабость чувственных жил, озноб, жар, пот, стояние гноя и воды и пр.

Такое усовершенствование наружных чувств приобретается не профессорским учением, но собственным упражнением учащихся при постелях больных и сохраняется райскою добродетелью—воздержанием. Сими чувствами делаются все наблюдения над больным и вне больного; а наблюдения суть подпоры для опытности. Коею, яко многоценным бисером, украшается суждение практическое — венец врача.

Суждение практическое есть суждение о болезни, почерпнутое чувствами из наблюдений, руководствуемое наукой.

Оно постигает вещи сокровенные от глаза и от прочих чувств, предрекает исход болезни, не боится возмущения природы, когда все окружающее трепещет от ее порывов.

Дабы приобрести таковое суждение практическое и сохранить сие богатство, должно иметь внимание, устремленное на болезнь и боль­ного без поспешности, должно сообразить все явления, большие и малые, должно не только записывать их, но написать в своем месте, в связи, в порядке; надобно оставить предрассудки юности, по учению Гиппократа, или по руководству натуры: облекись терпением и повторении тех же исследований; благоразумно отличать посторонние яв­ления от существенных, не все принимать за причину, когда случится перемена после вещи обыкновенной; не редких явлений, не новых лекарств искать, но искать точности и пользоваться старыми пособиями, получен­ными преданием из рук ваших опытных учителей.

Лечебники учит лечить каждую болезнь но ее только имени, что умозрительная о болезнях наука патология учит понимать причины болезни, что опытная врачебная наука терапия учит основательному лечению самой болезни, врачебное искусство, практика или клиника, учит лечить самого больного.

По теории и по книгам почти все болезни исцеляются, а на практике и в больницах много больных умирает. Книжное лечение болезней легко, а деятельное лечение больных трудно. Иное наука, иное искусство; иное знать, иное уметь.

Итак, в сердца примите важный совет учителя нашего, который не имеет других упражнении, кроме врачевания и учения. Я намерен сообщить вам новую истину, которой многие не поверят и которую, может быть, немногие из вас постигнут.

Врачевание не состоит в лечении болезни, в лечении причин. Врачевание состоит и лечении самого больного. Вот вам вся цель сего Клинического института!

Не должно лечить болезни по одному только имени; не должно лечить и самой болезни, для которой названия не находим; не должно лечить и причин болезни, которые ни нам, ни больному, ни окружающим его неизвестны, а должно лечить самого больного, его со­став, его органы, его силы.

Что не должно лечить болезни по ее имени; истина сия давно и везде известна. Больные весьма часто называют свои болезни ложными именами, либо легкими, либо страшными.

Врач не должен верить их наименованиям, но сам прежде исследовать болезнь во всех ее припадках; тогда дает ее классическое имя.

Врачевание не состоит в лечении самой болезни. Ибо одна и та же болезнь часто показывается в людях противных сложений, и сии больные врачуются противоположными средствами. Одна и та же болезнь, является под разными видами, в разных частях тела, каждая часть требует особого врачевания, а части тела не суть части болезни; каждый больной, по различию сложения своего, требует особого лечения, хотя болезнь одна и та же.

Возвратимся к началу врачебного искусства. Гиппократ лечил боль­ных, но он не определял и не называл болезней так, как на­ша школьная гордость учит ныне их называть.

Не причины болезни должно лечить. Так в болезнях надо с корня начать лечение, т. е. с причин, тогда и ветви ее или припадки болезни сами собой иссохнут и пропадут. Например, камень в пузыре: надобно его вынуть, и болезнь кончилась.

Иногда причина болезни бывает неотъемлема, например: камни в печени или в почках; иногда же отъемлема. Вы говорите, что камень из пузыря надобно вынуть, и болезнь кончится, но вы не отважитесь вырезывать его ни у слабого младенца, ни у дряхлого старца, ни у человека, другою какой-нибудь болезнью изнуренного; или когда камень так велик, что в разрез ваш не пройдет. Следовательно, вынимаете ли вы камень или так оставляете, причины болезни не отнимаете, а больного пользуете. Ибо, и вырезавши камень, причина остается в теле и часто готовит новый камень. Приведем другой пример: пуля попала в грудь и мимоходом повредила легкие. Пуля есть причина болезни; она сидит в теле. Пуля вынута операцией, а болезнь осталась. Либо пуля вылетела напролет, а болезнь также осталась. Самая наружная рана зажила, а следствие, т. е. внутренняя болезнь, осталось, усиливается при перемене погоды, и больной требует ежегодного кровопускания. Возьмем еще пример, и пример такой, которым, по-видимому, можно меня победить и удобнее уличить в ошибке: объелся человек ядовитых грибов или чего-нибудь тяжелого. Бред и горячка свирепствуют. Грибы—причина.

Не подумайте, чтобы я сим новым учением, отвергал изыскание причин и исследование самой болезни. Чтоб правильно лечить больного, надобно узнать, во-первых, самого больного во всех его отношениях, потом надобно стараться узнавать причины, на тело или на душу воздействовавшие, наконец, надобно обнять весь круг болезни: тогда болезнь сама скажет вам имя свое, откроет внутреннее свойство свое и покажет наружный вид свой.

Сим образом вы увидите строение болезни, подобное дому, которого все части, внутренние и наружные, слабые и твердые, основание и кровля, будут вам известны как бы по чертежу и представлены во всех своих разрезах. А дом болезни есть больной.

Вторая должность врача есть вникнуть в причины болезней и искать их вне больного.

Счастлив тот, кто приобрел на­вык познавать истинные причины вещей. Искать их должно потому, что они воздействовали на тело здоровое и сделали его больным.

Сколь ни трудно, но должно исследовать их число, меру и вес, дабы взвесить, измерить и вычислить перемену, произведен­ную в теле больного.

3-я должность врача есть познание самой болезни.

Каждая болезнь как некое существо живое имеет свою особенную породу и вид говорит о себе в переме­нах, показывает себя в поприщах, являет силу спою в возмущениях.

Чтобы узнать болезнь подробно, нужно врачу допро­сить больного: когда болезнь его посетила в первый раз; в каких частях тела показала первые ему утеснения; вдруг ли напала как сильный неприятель, или приходи­ла, яко тать в нощи? Где первее показала свое насилие: в крови ли, в пасоке, в чувственных жилах, в орудиях пищеварения, или в оболочках, одевающих тело снару­жи и внутри и пр.? Какие с того времени ежедневные происходили перемены и какие употреблены врачевания с пользою или со вредом?

Наконец, должно исследовать настоящее положение болезни в больном, искать, где она избрала себе ложе; и для сего нужно пробежать все части тела больного: первее всего надобно уловить наружный вид и положение его тела, а потом исследовать действия душевные, зависящие от мозга: состояние ума, тоску, сон и т.п.

Печатлеется и даже живописуется образ болезни.

Окончив таким образом троякое испытание больного, болезненных причин и самой болезни, нельзя всего сказанного вверить одной своей памяти и не довольно того, чтоб только записать все; но все должно записать на своих местах, дабы в описании твоем, как на некоем чертеже, одним взглядом по следам опустошений можно было видеть завоевание, сделанное болезнью.

Как магнитная стрелка, всегда обращаясь к северу показывает разные страны и тем означает уклонение корабля от северного направления, так и натура болезни изменяется от прохождения оной в другое поприще, при перемене силы ее и вида. Совокупление разных болезненных припадков и сложность самих болезней в больном составляют трудность для врача, желающего найти главную натуру болезни, ибо на познании оной основывается счастливое лечение. Из соединения каждой болезненной натуры с припадками случайными и посторонними происходят виды болезней и их наименования.

Сих видов бесчисленное множество: знание их украшает врача, а новые, нелепые, многоученые и бесполезные наименования делают его смешным.

Когда по строгом испытании больного узнал ты все существенные и случайные его припадки и записал оные при постели его в надлежащем порядке, кода из сего троякого порядка явлений болезни, причин и свойств больного, нашел натуру болезни, определил форму, назначил поприще и взвесил ее тяжесть, когда ты узнал болезнь во всем ее круге, тогда лечение больного следует.

Теперь войдем в показания самого врачевания и взглянем на разные пути лечения, коим благоразумный врач ведет своих больных по различию самых болезней. Мы видим четыре рода болезней: одни излечимы, дру­гие неизлечимы; одни полезны для поддержания обще­го здравия, другие угрожают здравию и жизни.

Теперь ты испытал болезнь и знаешь больного.

Окончив, троякое испытание больно­го, болезненных причин и самой болезни, не довольно того, чтоб только записать все; но все должно, записать на своих местах, дабы в описании твоем, как на некоем чертеже, одним взглядом по следам опустошений можно было видеть завоевание, сделанное болезнью.

Теперь войдем в показания самого врачевания и взглянем на разные пути лечения, коим благоразумный врач ведет своих больных по различию самых болезней. Мы видим четыре рода болезней: одни излечимы, дру­гие неизлечимы; одни полезны для поддержания обще­го здравия, другие угрожают здравию и жизни; а потому и самые показания к врачеванию, а именно:

- Совершенное исцеление болезни излечимой.

- Облегчение болезни неизлечимой и продолжение жизни.

- Поддержание болезни безвредной, служащей исто­ком для вредной материи.

- Предварение угрожающей болезни или сохранение здоровья и его целости.

Прежде, нежели приступить к лечению, определи болезнь, тогда ты изберешь одну из сих правильную дорогу, по которой больному идти должно под твоим на­блюдательным присмотром.

Узнать и определить болезнь неизлечимую столь же сложно для врача, как и болезнь излечимую исцелить.

Обещать исцеление и болезни неизлечимой есть знак или познающего, или бесчестного врача.

Каждую болезнь излечимую для своей чести и прибы­ли исцелять опасною и смертельною нечестно и невыгод­но, ибо, видя твое незнание, возьмут другого врача.

Взять людей здоровых, предохранять их от болезней наследственных или угрожающих, пред­писывать им надлежащий образ жизни. Ибо легче предохранять от болезней, нежели их лечить. И в сем состоит первая его обязан­ность.

В лечении болезней, требующих сильного действия на тело посредством лекарств, надобно всегда обращать внимание на являющиеся в больном противопоказания, дабы такое решительное средство не сделало более вреда больному, чем самая болезнь.

Врач при лечении больного должен сообразоваться с его силами и с мановением натуры, которая всегда торопит пути извергнуть переработанную материю в определенный день, что и составляет счастливый перелом болезни.

Больной делается сомнительным к искусству нашему, ежели врач будет долго сидеть над чистым рецептом. Рецепт должно переписывать готовый четким почерком, а наипаче протолковать больному и предстоящий образ употребления предписанного лекарства и сказать вкус, цвет, запах и действие оного.

Третий предмет для объяснения больному есть дие­та, т. с. избранная пища, полезное питие, чистый воздух, движение или покой с умеренностью, сон или бдение и снос прими, чистота постели, жесткость селили мягкость, сено, солома, перья, или пух; простыни, одеяла, подушки, их перемены н пр. Все должно быть сообраз­но с внутренними лекарствами и наружными средст­вами.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных