ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Функции Я-концепцииФункция. Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности. Пример: Р. Бернс приводит случай из собственной практики: · «Мне довелось беседовать с девочкой, у которой показатель стандартизованного теста на интеллект был выше среднего, однако, как выяснилось, она плохо успевала в школе по основным предметам. Девочка объясняла это тем, что она «не обладает большим умом».Я пытался возразить, выдвигая в качестве аргумента ее высокий показатель IQ. При следующей встрече, происходившей через несколько месяцев, обнаружилось, что ее IQ упал до уровня ниже среднего... Я был абсолютно уверен в том, что девочке понадобилось снизить IQ, чтобы достичь личностного равновесия. Высокий показатель интеллекта никак не согласовывался с ее убежденностью в собственной глупости. Когда ей сообщили, что, судя по результатам теста, она имеет хорошие умственные способности и, следовательно, может хорошо учиться, ее личностное равновесие было нарушено, так как этот факт вступил в противоречие с ее самооценкой. Чтобы восстановить утраченное равновесие и избавиться от ощущения дискомфорта, она пошла по пути снижения показателя интеллекта... и не воспользовалась другой имевшейся у нее возможностью - не изменила своего представления о себе». 2. Еще одна функция Я-концепции заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта. Разные люди, столкнувшись с одним и тем же событием, могут воспринять го совершенно по-разному. Например, · Санитарка Марья Адольфовна прошла по коридору отделения и не поздоровалась. Медсестра Анна, скорее всего, обиделась, что ее не замечают, и значит, не ценят; Медсестра Люда увидела в этом невоспитанность всего младшего медперсонала и провела воспитательную беседу; Медсестра Полина решила бы, что санитарка совсем замоталась, и предложила бы ей помощь; Медсестра Галина не заметила бы никакой санитарки вообще и т.д. 3. Третья функция Я-концепции заключается в том, что она определяет ожидания индивида, т.е. его представления о том, что должно произойти. Многие исследователи считают эту функцию центральной. Например: Люди, которым свойственно беспокоиться о своих успехах, часто говорят: · «Я знаю, что никогда не смогу делать внутривенные...» или · «Я знаю, что плохо сдам тесты». Иногда с помощью таких суждений человек просто пытается себя подбодрить, но иногда они отражают его реальную неуверенность. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом. Например: Дети, испытавшие сильную материнскую депривацию (длительное отсутствие взаимодействия с матерью), обычно сомневаются в своей ценности; Они заранее убеждены в невозможности установления тесных эмоциональных связей с матерью или с другим близким человеком. В результате они начинают избегать всяких социальных контактов, так как всегда ожидают, что будут отвергнуты. В основе таких отношений, складывающихся между ожиданиями и поведением, лежит механизм «самореализующегося пророчества». Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Люди, считающие, что они никому не могут нравиться, либо ведут себя исходя из этой предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих.
Половая идентичность
Половая идентичность, образует самую важную часть Я-концепции. Она устанавливается в раннем детстве - в основном дети начинают демонстрировать соответствующее их полу поведение к 5 годам. Однако процесс половой идентификации продолжается еще долгие годы. Ø Некоторые полагают, что женщины и мужчины резко различаются поспособностям, чертам личности, поведению прежде всего в силу генетической программы. Ø Другие считают, что различия имеют внешние причины, прежде всего это разное отношение общества к женщинам и мужчинам. Исследования показывают, что различия между мужчинами и женщинами оказываются весьма незначительными. В среднем мужчины обнаруживают незначительное превосходство по уровню – - общей активности, - агрессивности - и математических способностей. А женщины имеют некоторое преимущество лишь в сфере проявления эмпатии. Однако, несмотря на это, существует некоторое неравенство половых ролей.
Социальная установка личности
В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд», которое переводится на русский язык как «социальная установка». Установка - определенный взгляд на предмет, человека или идею, основанный на убеждениях, эмоциях и поведении. Установка имеет 3 составляющие: - аффективную, - поведенческую - и когнитивную. В установке присутствует эмоциональное отношение - положительные или отрицательные эмоции, которые побуждают человека к определенному поведению. Например, если молодой человек знает, что нормальные девушки не должны курить (когнитивная составляющая), и ему не нравится, когда от девушки пахнет табаком (аффективная составляющая), то он, скорее всего, не буду встречаться с девушкой, которая курит (поведенческая составляющая). Убеждения отражают основные ценности человека, т.е. демонстрируют окружающим, что для человека желанно, а что - нет. Например: - для одной самое важное - муж и дети, - для другого - деньги и карьера, - для третьего - здоровье и долголетие. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|