Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Функции Я-концепции




Функция.

Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности.

Пример:

Р. Бернс приводит случай из собственной практики:

· «Мне дове­лось беседовать с девочкой, у которой показатель стандартизован­ного теста на интеллект был выше среднего, однако, как выясни­лось, она плохо успевала в школе по основным предметам. Девочка объясняла это тем, что она «не обладает большим умом».Я пытался возразить, выдвигая в качестве аргумента ее высокий показатель IQ. При следующей встрече, происходившей через несколько меся­цев, обнаружилось, что ее IQ упал до уровня ниже среднего... Я был абсолютно уверен в том, что девочке понадобилось снизить IQ, чтобы достичь личностного равновесия. Высокий показатель ин­теллекта никак не согласовывался с ее убежденностью в соб­ственной глупости. Когда ей сообщили, что, судя по результатам теста, она имеет хорошие умственные способности и, следователь­но, может хорошо учиться, ее личностное равновесие было нару­шено, так как этот факт вступил в противоречие с ее самооценкой. Чтобы восстановить утраченное равновесие и избавиться от ощу­щения дискомфорта, она пошла по пути снижения показателя ин­теллекта... и не воспользовалась другой имевшейся у нее возмож­ностью - не изменила своего представления о себе».

2.

Еще одна функция Я-концепции заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта. Разные люди, столкнувшись с одним и тем же событием, могут воспринять

го совершенно по-разному.

Например,

· Санитарка Марья Адоль­фовна прошла по коридору отделения и не поздоровалась. Медсес­тра Анна, скорее всего, обиделась, что ее не замечают, и значит, не ценят; Медсестра Люда увидела в этом невоспитанность всего младшего медперсонала и провела воспитательную беседу; Медсестра Полина решила бы, что санитарка совсем замоталась, и предложила бы ей помощь; Медсестра Галина не заметила бы никакой санитар­ки вообще и т.д.

3.

Третья функция Я-концепции заключается в том, что она опре­деляет ожидания индивида, т.е. его представления о том, что должно произойти.

Многие исследователи считают эту функцию централь­ной.

Например:

Люди, которым свойственно беспокоиться о своих успехах, часто говорят:

· «Я знаю, что никогда не смогу делать внутривен­ные...» или

· «Я знаю, что плохо сдам тесты».

Иногда с помощью таких суждений человек просто пытается себя подбодрить, но иногда они отражают его реальную неуверенность.

Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом.

Например: Дети, испытав­шие сильную материнскую депривацию (длительное отсутствие вза­имодействия с матерью), обычно сомневаются в своей ценности; Они заранее убеждены в невозможности установления тесных эмо­циональных связей с матерью или с другим близким человеком. В результате они начинают избегать всяких социальных контактов, так как всегда ожидают, что будут отвергнуты.

В основе таких от­ношений, складывающихся между ожиданиями и поведением, ле­жит механизм «самореализующегося пророчества».

Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Люди, считающие, что они никому не могут нравиться, либо ведут себя исходя из этой предпо­сылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих.

 

Половая идентичность

 

Половая идентичность, образует самую важную часть Я-концепции.

Она устанавливается в раннем детстве - в основ­ном дети начинают демонстрировать соответствующее их полу по­ведение к 5 годам.

Однако процесс половой идентификации про­должается еще долгие годы.

Ø Некоторые полагают, что женщины и мужчины резко различа­ются поспособностям, чертам личности, поведению прежде всего в силу генетической программы.

Ø Другие считают, что различия имеют внешние причины, прежде всего это разное отношение общества к женщинам и мужчинам.

Исследования показывают, что различия между мужчинами и женщинами оказываются весьма не­значительными.

В среднем мужчины обнаруживают незначительное превосходство по уровню

- общей активности,

- агрессивности

- и ма­тематических способностей.

А женщины имеют некоторое преиму­щество лишь в сфере проявления эмпатии.

Однако, несмотря на это, существует некоторое неравенство половых ролей.

 

Социальная установка личности

 

В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд», которое перево­дится на русский язык как «социальная установка».

Установка - опреде­ленный взгляд на предмет, человека или идею, основанный на убеждениях, эмоциях и поведении.

Установка имеет 3 составляющие:

- аффективную,

- поведенческую

- и когнитивную.

В установке присутствует эмоциональное отношение - положительные или отрицательные эмоции, которые побуждают человека к определенному поведению.

Например,

если молодой человек знает, что нормальные девушки не должны курить (когнитивная составляющая), и ему не нравится, когда от девушки пахнет табаком (аффективная составляющая), то он, скорее всего, не буду встречаться с девушкой, которая курит (поведенчес­кая составляющая).

Убеждения отражают основные ценности человека, т.е. демонст­рируют окружающим, что для человека желанно, а что - нет.

Например:

- для одной самое важное - муж и дети,

- для другого - деньги и карьера,

- для третьего - здоровье и долголетие.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных