ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Структура социальной установкиВ структуре социальной установки выделяют две ее важные разновидности – - стереотипы - и предрассудки (предубеждения). Они отличаются прежде всего содержанием когнитивной составляющей. Стереотип - это социальная установка с застывшим, нередко обедненным когнитивным содержанием. Это чрезмерно обобщенное представление чего-то или кого-то. Когда говорят о стереотипном мышлении, то имеют в виду ограниченность или устарелость представлений человека. Стереотипы полезны как форма экономического мышления и действий в отношении простых и стабильных объектов и ситуаций. Там, где необходимо осмысление или объект изменился, стереотип становится тормозом.
Предрассудок - это социальная установка с извращенным содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего человек воспринимает некоторые социальные объекты в искаженном виде. Это предвзятое, не подтвержденное фактами суждение о человеке или явлении. Всем людям свойственны те или иные предрассудки. Например: Большинство из нас склонны отдавать предпочтение представителям своей национальности, пола, профессии, религии, населенного пункта и т.д. Чаще всего от предрассудков страдают представители черной расы, религиозные и сексуальные меньшинства, наркоманы и ВИЧ-инфицированные. Предвзятое отношение к женщинам называется - сексизм, К людям пожилого и старческого возраста - эйджизм, К «низшим» расам - расизм. Основная причина формирования предрассудков кроется в неразвитости когнитивной сферы. В связи с этим чаще всего предрассудки возникают в детстве, когда под влиянием родителей и ближайшего окружения у ребенка формируется определенное отношение к какому-либо явлению или социальному объекту. Повлиять на формирование или закрепление предрассудка может собственный опыт, эмоционально пережитый, но недостаточно критически осмысленный. Например, - если во время вашей практики в лечебном учереждении 60- летняя пациентка отказалась вам «давать свою вену», как она выразилась, «для опытов», да еще и накричала на вас почему-то, а затем уже во время работы пару раз у вас, с вашей точки зрения, не очень хорошо получались внутривенные инъекции женщинам примерно этого возраста, то у вас может в дальнейшем сформироваться негативное отношение ко всем женщинам этого возраста. Предрассудки очень живучи, потому что, - во-первых, существует много источников их формирования, - во-вторых, они позволяют человеку выплескивать скопившуюся злость и агрессию, - дают право на превосходство над другим человеком. Объект предрассудка становится своего рода козлом отпущения, ему приписывается вина за все проблемы экономические, социальные и даже личностные. Например: - «Сколько денег тратится на этих ВИЧ-инфицированных! Поэтому на нормальных больных не хватает...».
Личность в группе
В социальной психологии личность - прежде всего взаимодействующий и общающийся субъект. Эти качества проявляются, когда личность действует в реальном социальном окружении, в конкретной группе.
Проблемы личности в группе можно сформулировать как зависимость формирования социально-психологических качеств личности от свойств группы, в которой осуществляется процесс социализации и зависимость формирования психологических характеристик группы от психологических характеристик тех личностей, с которых начинается формирование группы.
Можно условно выделить два ряда социально-психологических качеств личности: 1. качества, проявляющиеся в совместной деятельности, 2. и качества, необходимые в процессе общения.
Качества проявляющиеся в совместной деятельности, в совокупности обусловливают эффективность деятельности личности в группе. Эффективность зависит от таких качеств личности, как - умение взаимодействовать и сотрудничать с другими, - участвовать в принятии коллективного решения, - разрешать конфликты, - соподчинять с другими свой индивидуальный стиль деятельности, - воспринимать нововведения и т.д.
Рассмотрим некоторые специальные механизмы перцептивного процесса.
Механизм перцептивной защиты. Перцептивная защита - попытка игнорировать при восприятии какие-то черты другого человека (или группы) и тем самым выстроить преграду нежелательному воздействию. Механизмом перцептивной зашиты может быть так называемая вера в справедливый мир. Человеку свойственно верить в соответствие того, что он делает, тому, что за этим следует, т.е. в справедливость. От «несправедливой» информации человек отгораживается.
Например, - при встрече с другим человеком он видит в нем только черты, подтверждающие «справедливость окружающего мира».
Эффект «ожиданий». Это обыденные представления о взаимосвязи различных черт личности. Например: - «Надо же, такая милая женщина, всегда здоровается, и написала жалобу главному врачу...».
В группе восприятие, основанное на ложном ожидании, может приводить к возникновению чувства дискомфорта и отказу от общения. В конечном счете может сформироваться устойчивое коммуникативное качество личности - закрытость в общении.
ВЫВОДЫ 1. В социальной психологии личность - прежде всего взаимодействующий и общающийся субъект. 2. В социальной психологии можно выделить проблемы · социализации, · проблему социальных установок · и анализ соцuально-псuxологическux качеств личности.
3. Социализация - процесс становления личности человека, который осуществляется в деятельности, общении, самосознании.
4. Можно выделить 3 стадии социализации: · дотрудовую, · трудовую, · послетрудовую.
5. К институтам социализации относятся · семья, · детские дошкольные учреждения, · школа, · средние и высшие учебные заведения, · трудовой коллектив.
6. В процессе социализации происходит рождение и развитие Я-концепции.
7. На формирование Я-концепции влияют · восприятие ребенка друтими; · самоанализ; · внешние данные; · социальные ценности; · опыт социального поведения.
8. Основные функции Я-концепции: · достижение внутренней согласованности личности; · индивидуальная интерпретация опыта; · определение ожиданий индивида.
9. Возможно, самую важную часть Я-концепции образует половая идентичность.
10. Установка - одно из основных понятий социальной психологии. Установка - определенный взгляд на предмет, человека или идею. Установка имеет 3 составляющие: · аффективную, · поведенческую · и когнитивную.
11. Стереотипы и предрассудки - разновидности установки. Основная причина формирования предрассудков - неразвитость когнитивной сферы. 12. Достаточно трудно обозначить круг социально-психологических качеств личности. Можно условно выделить два ряда социально-психологических качеств личности: · качества, проявляющиеся в совместной деятельности, · и качества, необходимые в процессе общения.
Семья как социально-психологический феномен На дотрудовой стадии институтом социализации в период раннего детства выступает семья. По выражению Бергера и Лукмана, в семье осуществляется первичная социализация, когда биография человека начинает «наполняться смыслом». Именно в семье дети: - приобретают первые навыки взаимодействия и общения, - осваивают первые социальные роли (в том числе - половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), - осмысливают первые нормы и ценности.
Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка «Я-образа» [Бернс, 1986].
Большое значение имеет - состав семьи, - степень её сплоченности, - способы разрешения конфликтов.
В семье формируется представление о правах ребенка.
Роль семьи как института социализации, естественно, зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм, даже проживанuя (большой город, малый город, село) (Мудрик)
Сегодня, к сожалению, современная семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах, происходит это за счёт: - огромного количества разводов, - малодетности, как правила 1-2 ребёнка в семье; - отсутствия семейных традиций; - большой трудовой занятости женщины,
Несмотря на всё перечисленное роль семьи в процессе социализации ребёнка всё же остается весьма значимой. Поскольку именно в семье ребёнку гарантируется безопасность в ситуациях острых социальнных кризисов. Типы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка
Одним из самых важных факторов развития характера ребенка дошкольного возраста при формировании его личности, и отношений с внешним миром, является его семья.
И главными условиями, обеспечивающими оптимальный тип семейного воспитания, выступают: - искренняя любовь к ребенку, - последовательность в поведении, - единство требований со стороны окружающих взрослых, - адекватность воспитательных мер, наказаний, - невключение в конфликтные отношения взрослых. Все эти условия обеспечат ребенку спокойную, стабильную атмосферу в семье, его внутреннее спокойствие и стабильность психики.
Причины негармоничного воспитания различны. Это могут быть определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Но, как правило, основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей.
Психологи определили следующие типы неадекватного поведения родителей:
1. Гиперпротекция потворствующая и доминирующая: · Гиперпротекция потворствующая Ребенок находится в центре внимания родителей и других членов семьи. Они стремятся к максимальному удовлетворению его потребностей. Это кумир семьи. Ребенок не возмущается: ему это невыгодно, за него и так все делают. В результате страдает произвольность, целеустремленность; недостаточно усваиваются нравственные нормы, часто приводит к формированию демонстративных черт личности.
· Гиперпротекция доминирующая Ребенок не имеет возможности совершать самостоятельные поступки, перед ним ставятся многочисленные ограничения и запреты. У ребенка не формируется инициатива и чувство долга, часто приводит к развитию психастенического типа личности, то есть человека, постоянно сомневающегося, неуверенного в себе. В результате длительной гиперопеки ребенок теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, он ждет помощи от взрослых и прежде всего от родителей. Формируется, по терминологии Э. Берна, «приспособившийся ребенок», который функционирует за счет снижения своих способностей чувствовать, проявлять любознательность, и в худшем случае – за счет проживания не своей жизни. Такой ребенок, столь удобный родителям и другим взрослым, проявит отсутствие важнейшего новообразования дошкольного возраста – инициативности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|