ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Особенности научного мышленияПсихология научного познания базируется на том, что любой акт научной деятельности совершается конкретными людьми с субъективным мышлением, которое подчиняется определённым психологическим закономерностям. Благодаря исследованиям научного и обыденного познания между ними были выявлены значительные сходства, учёный стал рассматриваться как живой субъект с присущими ему человеческими чертами. Ошибки научного мышления были рассмотрены в тесной связи с обыденными заблуждениями. В частности, оба вида познания подвержены общим нарушениям правил познания - когнитивным искажениям. Таким образом, обыденное мышление и восприятие влияет на научное мышление в двух формах: - когнитивной - структура научного познания формируется сферой обыденного мышления; - социальной - научная деятельность учёного связана с его взаимодействием с социальным окружением (взаимные симпатии и антипатии учёных и пр.). Когнити́вные искаже́ния — это систематические ошибки в мышлении или шаблонные отклонения в суждениях, которые происходят в определённых ситуациях. Существование большинства из этих когнитивных искажений было описано учёными, а многие были доказаны в психологических экспериментах. Искажения, связанные с поведением и принятием решений: 1. Иллюзия контроля - тенденция людей верить, что они могут контролировать или, по крайней мере, влиять на результаты событий, на которые они на самом деле влиять не могут; 2. Иррациональное усиление - тенденция принимать иррациональные решения, основанные на прошлых рациональных решениях, или оправдание уже совершённых действий. Проявляется, например, на аукционах, когда цена вещи завышается; 3. Искажение в восприятии сделанного выбора - тенденция помнить свои выборы как более правильные, чем они были на самом деле; 4. Эффект повального увлечения, конформизм - тенденция делать (или верить в) вещи, потому что много других людей делают это (или верят в это). Относится к групповому мышлению, стадному поведению и маниям; 5. Неприятие потери - отрицательная полезность, связываемая с потерей объекта, оказывается больше, чем полезность, связанная с приобретением его. Люди больше огорчаются от потери какой-то вещи, чем они радовались бы её находке; 6. Отвращение к крайним решениям - тенденция избегать экстремальных решений, выбирая промежуточные; 7. Отклонение в сторону результата - тенденция судить о решениях по их окончательным результатам, вместо того, чтобы оценивать качество решений по обстоятельствам того момента времени, когда они были приняты («Победителей не судят»); 8. Отклонение в сторону статуса кво - тенденция людей желать, чтобы вещи оставались приблизительно теми же самыми; 9. Отрицание вероятности - тенденция полностью отвергать вероятностную проблематику при принятии решений в условиях неопределённости; 10. Ошибка при планировании - тенденция недооценивать время выполнения задач. Также известно как следствие закона Мёрфи: «Всякая работа требует больше времени, чем вы думаете»; 11. Ошибка, связанная с частными примерами (явление нерепрезентативной выборки) - игнорирование доступных статистических данных в пользу частных случаев; 12. Подчинение авторитету - склонность людей подчиняться авторитету, игнорируя свои собственные суждения о целесообразности действия; 13. Потребность в завершении - потребность достигнуть завершения в важном вопросе, получить ответ и избежать чувства сомнений и неуверенности. Текущие обстоятельства (время или социальное давление) могут усилить этот источник ошибок; 14. Предвзятость подтверждения - тенденция искать или интерпретировать информацию таким образом, чтобы подтвердить имевшиеся заранее концепции; 15. «Проклятие знания» - затруднения у информированных людей при попытке рассматривать какую-либо проблему с точки зрения людей менее информированных; 16. Селективное восприятие - тенденция, состоящая в том, что ожидания влияют на восприятие. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|