Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Занятие по пересказу русской народной сказки




«Гуси-лебеди»

Образовательные цели. Учить детей пересказывать сказку полно, последова­тельно, выразительно. Способствовать формированию развернутого связного вы­сказывания, умения пользоваться косвенной речью.

Развивающие цели. Обеспечивать развитие познавательной и регулирующей функции речи. Развивать голос, выразительность речи, зрительный гнозис и кон­структивный праксис, общую моторику и координацию речи с движением.

Формировать возможность перевоплощения с использованием мимики, пан­томимики, ритмической стороны речи.

Воспитательные цели. Развивать эмоции, внимание, память, воображение, нравственные представления. Учить детей использовать в речи слова и выраже­ния, необходимые для характеристики персонажей.

Оборудование. Цветная иллюстрация к сказке, плоскостные фигурки, объем­ные фигурки.

Предварительная работа. Разучивание упражнения «Лебеди учатся летать».

Ход занятия

1. Вводная беседа. Создание эмоционального фона восприятия сказки. Ожив­ление личного опыта детей.

Педагог приглашает детей на стульчики, стоящие полукругом перед коврографом, демонстрирует иллюстрацию к сказке, выясняет, знакома ли сказка детям, кто им читал сказку, кто пробовал рассказать сказку сам.

Посмотрите на иллюстрацию. Как называется сказка, к которой она нари­сована?

— Кому читали эту сказку?

— Кто видел мультфильм по этой сказке?

— О ком эта сказка?

2. Выразительное рассказывание сказки педагогом с иллюстрированием на на­борном полотне или в настольном театре без нацеливания на пересказ. Развитие речевого слуха. Воспитание чувства языка.

Педагог предлагает детям сесть удобно и рассказывает сказку, иллюстрируя ее с помощью плоскостных фигурок на коврографе.

Гуси-лебеди

Жили-были муж да жена. Были у них дочка Машенька и сын Ванюшка. Собрались раз отец с матерью в город и говорят Маше:

— Ну, дочка, будь умницей. Никуда не уходи, береги братца. А мы вам с базара гостинцев привезем.

Отец с матерью уехали, а Маша (На наборное полотно выставляется фигурка Маши.} посадила братца (На наборное полотно выставляется фигурка Ванюши.} на травку под окном и побежала к подружкам.

Вдруг откуда ни возьмись налетели гуси-лебеди, подхватили Ванюшку, поса­дили на крылья и унесли. (На наборное полотно выставляется изображение стаи гусей-лебедей и тут же убирается вместе с фигуркой Ванюши.}

Вернулась Маша, глядь — братца нет. Кинулась она туда, сюда — нигде Ва­нюшки не видно. Стала Маша плакать, да слезами горю не поможешь. Сама виновата, сама и найти братца должна.

Выбежала Маша в чисто поле, видит — метнулись гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Догадалась Маша, что это гуси-лебеди унесли ее братца, и бро­силась догонять их.

Бежала, бежала, видит — стоит в поле печка. (На наборное полотно выставля­ется изображение печки.} Маша к ней:

— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

— Подбрось в меня дровец, — говорит печка, — тогда и скажу!

Маша поскорее дровец нарубила, в печку подбросила. Печка сказала, в какую сторону бежать. Побежала Маша дальше, видит — стоит яблоня, вся румяными яблоками увешана, ветки до самой земли склонились. (Изображение печки ото­двигается на задний план, а в центр наборного полотна выставляется яблоня.} Маша к ней:

— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

— Стряси мои яблочки, а то все ветки погнулись.

Стрясла Маша яблочки, яблоня ветки подняла, листики расправила, Маше дорогу показала. Бежит Маша дальше и видит: течет молочная речка-кисельные берега. (Изображение яблони переносится на задний план, а в центр наборного по­лотна выставляется речка с кисельными берегами.} Маша к ней:

— Молочная речка-кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

— Упал в меня камень, — отвечает речка, — мешает молоку дальше течь. Сдвинь его в сторону — тогда скажу, куда гуси-лебеди полетели.

Сдвинула Маша камень в сторону, зажурчала речка и сказала Маше, куда ей бежать, где гусей-лебедей искать.

Бежала, бежала Маша и прибежала к дремучему лесу. Смотрит Маша - - стоит избушка на курьих ножках, сидит в той избушке Баба Яга, пряжу прядет. (В центр наборного полотна выставляется избушка на курьих ножках.} А Ванюшка возле крылечка золотыми яблочками играет. (Выставляется фигурка Ванюши.}

Подкралась Маша тихонько, схватила братца и побежала домой.

Глянула Баба Яга в окно: нету мальчика. Кликнула она гусей-лебедей и послала в погоню. (Изображение избушки на курьих ножках убирается, и далее, по мере развития сюжета, с дальнего плана выставляются в центр наборного полотна не­обходимые персонажи.}

А Маша бежит, несет братца, ног под собой не чует. Глянула назад — увидела гусей-лебедей... Что делать? Побежала она к молочной речке-кисельным берегам:

— Речка, речка, — просит Маша, — спрячь нас!

Речка посадила ее с братцем под крутой бережок, от гусей-лебедей спрятала. Гуси-лебеди Машу не увидали, мимо пролетели. Вышла Маша из-под крутого бережка, поблагодарила речку и опять побежала. А гуси-лебеди увидали ее — воротились, летят навстречу.

Подбежала Маша к яблоне:

— Яблонька, яблонька, спрячь меня!

Яблонька заслонила ее ветками, прикрыла листочками. Гуси-лебеди покружи­лись, покружились, не нашли Машу с Ванюшкой и пролетели мимо. Вышла Маша из-под яблони, поблагодарила ее и опять пустилась бежать. Гуси-лебеди снова увидали ее — и ну за ней! Хорошо, что печка рядом! Маша к ней: Печка, печка, спрячь меня!

Печка ее спрятала, заслонкой закрыла. Гуси-лебеди к печке подлетели, давай заслонку открывать, да не тут-то было. Сунулись они в трубу, да в печку не попали, только крылья сажей вымазали. Покружились они, покричали, да так ни с чем и вернулись к Бабе Яге.

А Маша с братцем вылезла из печки и пустилась домой во весь дух. Тут скоро и отец с матерью вернулись из города, гостинцы привезли.

3. Подвижная игра «Лебеди учатся летать». Воспитание правильного дыхания, развитие координации движений.

Педагог приглашает детей на ковер и предлагает им сделать знакомое упражнение. Дети изображают, как лебеди учатся летать. Они идут по кругу друг за другом, мед­ленно и ритмично поднимают руки до уровня плеч и опускают их. На подъем рук делает­ся глубокий вдох через нос. Опуская руки, дети делают выдох через рот.

4. Беседа по сказке. Развитие памяти, диалогической речи. Уточнение и рас­ширение глагольного словаря.

Беседа начинается после небольшой паузы. Педагог выясняет, как дети поняли содержание сказки, и затем задает детям вопросы.

• С чего начинается сказка? Кто может выступить в роли рассказчика и начать рассказывать сказку? Как должен рассказывать сказку сказочник? С какой интонацией он должен говорить? (Жили-были муж и жена, и были у них сын Ванюшка и дочка Машенька. Один раз родители поехали в город, а дочке велели следить за братцем. Девочка их не послушалась и оставила братца одного. Прилетели гуси-лебеди и унесли мальчика.)

• Что сделала Маша? (Она пошла искать братца.)

• Кто помог ей сначала? (Маше помогла печка. Она попросила Машу подбро­сить в нее дров и показала ей дорогу.)

• Кто помог ей потом? (Потом ей помогла яблоня. Она попросила стрясти яблочки с ее веточек и показала, куда бежать дальше.)

• Кто еще помог Маше? (Потом Маше помогла молочная речка-кисельные бе­рега. Она попросила убрать камень и рассказала, куда дальше идти.)

• Куда пришла Маша и что там увидела? (Маша пришла в дремучий лес и увидела избушку на курьих ножках. В избушке сидела Баба Яга, а перед окош­ком сидел Ванюшка.)

• Что сделала девочка? (Девочка схватила братика и побежала домой.)

• Кто помчался в погоню за детьми? (За ними полетели гуси-лебеди.)

• Кто опять помогал Маше с Ванюшей и прятал их от гусей? (Маше опять помогали речка, яблонька и печка.)

• Удалось ли гусям отнять Ванюшку? (Гуси-лебеди улетели к Бабе Яге ни с чем.)

• Что значит ни с чем! (Значит без всего, с пустыми руками.}

Чем закончилась сказка? (Дети прибежали домой, а тут родители приехали и привезли им подарки.)

• Перечислите все, что делала Маша в этой сказке. (Маша не послушалась родителей; поняла, что гуси-лебеди унесли братца; побежала искать его, под­бросила дров в печку, стрясла яблоки с веточек, сдвинула камень, увидела избушку на курьих ножках, схватила братца, побежала, спряталась с Ванюшкой под бережком, поблагодарила речку, побежала, укрылась под яблонькой, поблагодарила яблоньку, побежала, спряталась с братцем в печке, вылезла из печки, поблагодарила ее, пустилась домой со всех ног.) • Как вы понимаете выражение пустилась со всех ног! (Побежала очень быстро.)

5. Повторное рассказывание сказки педагогом с нацеливанием детей на после­дующий пересказ.

Педагог еще раз рассказывает сказку, предупредив детей о последующем пересказе.

6. Сообщение педагогом плана пересказа или распределение ролей для пересказа по ролям. Развитие планирующей функции речи.

Педагог сообщает план пересказа или помогает детям распределить роли, напо­минает о правильном интонировании речи, использовании словосочетаний и выраже­ний, толкованием которых занимались во время беседы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных