Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ




 

Наименование По учебным планам (УП)
с максимальной трудоёмкостью с минимальной трудоёмкостью
Общая трудоёмкость дисциплины    
по ГОС  
по УП    
Изучается в семестрах    
Вид итогового контроля по семестрам    
зачет    
экзамен    
Курсовой проект (КП)    
Курсовая работа (КР)    
расчетно-графические работы (РГР)    
Реферат (РФ)    
Домашние задания (ДЗ)    
Аудиторные занятия:    
всего    
В том числе: лекции (Л)    
Лабораторные работы (ЛР)    
Практические занятия (ПЗ)    
Самостоятельная работа    
общий объем часов (С2)    
В том числе на подготовку к лекциям    
на подготовку к лабораторным работам    
на подготовку к практическим занятиям    
на выполнение КР    
на выполнение РГР    
на написание РФ    
на выполнение ДЗ    

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 2 – Разделы дисциплины и виды занятий и работ

Наименование разделов и тем лекционного курса Л ПЗ
  Цели и задачи курса - воспитание творческой личности, умеющей ставить и решать задачи поиска новых конструкторско-технологических решений на уровне изобретений.    
  Психологические аспекты изучения творческой деятельности личности и коллектива.    
  Основы психологии творчества. Психология творческой деятельности в области проектирования.    
  Пути направления в изучении творчества: изучение опыта изобретателей, метод модельных экспериментов, изучение психологических особенностей творческой личности методами тестирования, анкетного опроса, статистики. Изучение творческих способностей: мотивация (интересы и склонности), темперамент (эмоциональность), умственные способности.    
  Творческая личность. Гениальность и безумство. Некоторые особенности творческой личности.    
  Творчество в структуре типовых алгоритмов инженерного конструирования (по Амирову Ю.Д.).    
  Организация творческого проектного исследования с применением методологии и теории промышленного искусства (дизайна).    
  Методы коллективного и индивидуального творчества в организации эвристического ускоренного поиска проектного решения.    

Содержание лекционного курса

Тема Наименование тем лекционного курса К-во часов
  Лекция 1. Введение в курс. Цели и задачи курса - воспитание творческой личности, умеющей ставить и решать задачи поиска новых конструкторско-технологических решений на уровне изобретений. · Предмет курса – изучение методологических средств, активизирующих творческую деятельность инженера; · О методах научного подхода в организации проектной деятельности; · Об отличии курса от традиционных. Индивидуальный подход к обучаемому, активное использование аудиовизуальных средств, компьютерных технологий. · О содержании алгоритма процесса обучения курса (ОИТ): - юридическая защита авторских прав на результаты творческой интеллектуальной деятельности конструктора-изобретателя; - изучение результатов и опыта творческой деятельности выдающихся конструкторов-изобретателей России и зарубежья; - изучение основ управления творческим мышлением личности методами психологии и психодиагностики – «познай себя»; - изучение основ комплексной конструкторской деятельности; - изучение творческого процесса с позиций диалектики «системный подход – законы развития техники – принятие решения»; - методы психологической активизации творческих процессов; - индивидуальные и коллективные эвристические методы ускоренного поиска проектных решений.      
  Лекция 2. Психологические аспекты изучения творческой деятельности личности и коллектива. · Изучение основных понятий рефлективно-личностной регуляции, мышления в процессе рождения творческой идеи; · Роль интуиции в творческом процессе; · Личностный фактор творческой деятельности; · Психологические основы механизма группового решения творческих задач; · О методах стимуляции коллективного решения творческой задачи («мозговой штурм», синектика, морфологический анализ); · О классификации методов создания новых технических решений, деление рациональных методов на эвристические алгоритмы и индивидуальные методы; - Классификация методов по типу решения задач.  
  Лекция 3. Основы психологии творчества. Психология творческой деятельности в области проектирования. · Психодиагностика и методы самопознания и познания других людей и естественной природы; · Обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение) эксперимента. · Методы эксперимента (лабораторный, естественный и формирующий); · Праксимические методы (анализ процесса и результатов трудовой деятельности, хронометрия, циклография, профессиография); · Биографический метод (анализ событий, фактов, дат жизненного пути); · Психодиагностика (беседы, тесты, опросники, интервью, социометрия, экспертные оценки).  
  Лекция 4. Пути направления в изучении творчества: изучение опыта изобретателей, метод модельных экспериментов, изучение психологических особенностей творческой личности методами тестирования, анкетного опроса, статистики. Изучение творческих способностей: мотивация (интересы и склонности), темперамент (эмоциональность), умственные способности. · Зоркость в поисках проблем; · Способ кодирования информации нервной системы; · Способность к «свертыванию»; · Способность к «сцеплению»; · Способность к переносу; · Боковое мышление; · Цельность восприятия; · Готовность к памяти; · Сближение понятий; · Гибкость мышления; · Гибкость интеллекта; · Способность к оценочным действиям; · Легкость генерирования идей; · Беглость речи; · Способность к доведению до конца; · Профессиональные способности; · Равенство способностей и сверхизбыточность; · Способности и ум (концептуальный, эстетический и социальный).      
  Лекция 5. Творческая личность. Гениальность и безумство. Некоторые особенности творческой личности. · Высокий интеллект; · Готовность к интеллектуальному риску; · Бездарный человек (с нереализованными творческими задатками, с ограниченным числом «информационных полей», с заданиями для которых у него выработаны устойчивые навыки); · Импульсивность и отсутствие конформности (независимости суждений); · Склонность к игре; · Оригинальность без вычурности; · Огромное трудолюбие в интересующих областях; · Любознательность, живость ума, высокое сосредоточение внимания и быстрое переключение его, высокий темп психических процессов; · «Познавательная дотошность» не только в узкой профессиональной области, стремление к уточнению знаний, интерес к первоисточникам, мнению специалистов; · Высокая взыскательность и критичность, придирчивость и скептицизм к информации, содержащей противоречия, логические неувязки и натяжки, огромный интерес к толковым и энциклопедическим словарям; · Смелость. О типологии творческих личностей. · Классификация типов ученых-исследователей по Гансу Селье (1907-1982); · Классификация изобретателей по Роберту Вудвортсу (1869-1962); · Социально нежелательные черты. Антитворческая личность.  
  Лекция 6. Творчество в структуре типовых алгоритмов инженерного конструирования (по Амирову Ю.Д.). · Принципиальная схема общей структуры алгоритма конструирования; · Современная конструкторская разработка – комплексный процесс, основанный на использовании методов научно-технического творчества, стандартизации, экономики, конструирования; · Общая структура алгоритма конструирования: - блок алгоритма решения стандартизационных задач (БАРСЗ); - блок алгоритма решения изобретательских задач (БАРИЗ); - блок алгоритма решения оптимизационных задач (БАРОЗ); - изучение принципиальной схемы алгоритма конструирования изделий новой техники; - об экспертной оценке результатов конструирования с позиций требований руководящих нормативных документов к качеству продукции; - характеристика показателей качества продукции: функциональность, надежность, технологичность, эргономичность, эстетичность, стандартизация, патентно-правовой, экономичность.  
  Лекция 7. Организация творческого проектного исследования с применением методологии и теории промышленного искусства (дизайна). · О комплексном проектировании продукции в соответствии с требованиями патентного права к промышленному образцу, изобретению, полезной модели, товарного знака; · Дизайн-объекты и дизайн-программы в международных и внутригосударственных социальных исследованиях «дизайн-проект для человека и общества»; · Требования художественно-конструкторского анализа (ХКА), предъявляемые к формообразованию «искусственного» предметного мира, среды промышленных, жилых, административных, общественных, коммунальных и транспортных сооружений второй природы; · Художественное конструирование (ХК) как методология промышленного искусства в целях и задачах; · Техническая эстетика (ТЭ) как теоретическая и идеологическая основа промышленного искусства; · Влияние утилитарно-функционального (УФА), конструктивно-компановочного (структурного) анализов (ККСА), технологического анализа (ТА), анализа физико-механических свойств материала (АФМСМ) на инженерно-технический показатель качества проектного решения формы изделия; · Влияние архитектурно-художественного (АХА), композиционного анализа (КА) на эстетический показатель формы изделия; · Архитектонический анализ (АТА) и анализ физических декоративных свойств материала (АФДСМ) (цвет, текстура, фактура и масса) в комбинаторном исследовании проектного решения формы изделия; · Исследования бионики, средств и категорий композиции (единство и соподчинение, главное и второстепенное, масштабность, пропорциональность, статичность, динамичность, ритмичность, метричность, симметрия, ассиметрия в проектных решениях художественного образа формы изделия; · Эргономический анализ (ЭА) (гигиенические, антропометрические, психофизиологические и физиологические, инженерно-психологические) требований человеческого фактора к формообразованию проектного решения изделия; · Социально-экономический анализ (СЭА) (уровень общественной потребности и целесообразности проектирования) и его влияние на формообразование изделия.  
  Лекция 8. Методы коллективного и индивидуального творчества в организации эвристического ускоренного поиска проектного решения. · Дивергенция и трансформация и конвергенция в расчлененном процессе проектирования; · Упорядоченный поиск (функционально-стоимостной анализ); · Метод системотехники; · Проектирование системы человек – машина; · Теория и алгоритм решения изобретательской задачи (ТРИЗ и АРИЗ) (по Г.С. Альтшуллеру (Альтову); · Системный алгоритм творческого мышления (САТМ) (по Абовскому Н.П.); · Методы исследования проектных ситуаций (дивергенция); - формулирование задачи; - поиск литературы; - выявление визуальных несоответствий; - интервьюирование потребителей; - системные испытания; - выбор шкалы измерения; - накопление и свертывание данных. · Методы поиска идей (дивергенция и трансформация): - мозговой штурм (по А.Осборну); - синектика (мозговой штурм с использованием групп, составленных из специалистов разных профессий); - ликвидация тупиковых ситуаций; - метод морфологического анализа; - методы исследования проектных ситуаций; - дивергенция. · Методы оценки (конвергенция): - контрольные перечни; - метод контрольных вопросов; - метод выбора критериев; - метод ранжирования и взвешивания.  
  ИТОГО:  

3.2.1. Содержание практических занятий (деловая игра - тестирование): Первый вариант.

Представленный ниже комплекс занятий направлен на выявление индивидуальных творческих способностей студентов обучаемой группы методами психодиагностики – тестирование и опрос.

Тема Наименование практических занятий (семинаров) К-во часов
№ 1 Практическое занятие № 1. Методы психодиагностики в выявлении индивидуальных способностей и перспектив развития личности. тема: Изучение методов исследования в психологии: · Обсервационные (наблюдение и самонаблюдение); · Эксперимент (лабораторный, естественный, формирующий); · Праксимические методы (анализ процессов и результатов трудовой деятельности) с применением хронометрии, циклографии; · Биографический метод (анализ событий, фактов, дат жизненного пути) · Психодиагностические методы (беседы, тестирование, опрашивание, социометрия, экспертные оценки). тема: Изучение области применения тестов: · Образование, повышение квалификации, профориетация, профподготовка, психологические научно-практические исследования состава творческих коллективов; · валидность теста, надежность теста, научность теста.  
№ 2 Практическое занятие № 2. Тема тестирования студентов: «Базовые характеристики личности, влияющие на творческую профессиональную активность. Экстраверсия – интроверсия – эмоциональная неустойчивость - стабильность» Цель: Изучение творческих свойств личности. · Природных и социальных; · Врожденных и приобретенных; · Генотипических и фенотипических; · Анатомо-физиологических; · Психофизиологических; · Психологических (творческие способности, задатки, потребности, стереотипы восприятия, мышления, поведения).  
№ 3 Практическое занятие № 3. Тема тестирования студентов: «Социально-психологическая компетентность в руководстве творческим коллективом. Эффективность руководства. Неэффективный руководитель» Цель: Изучение свойств личности и коллектива. · Управление деятельностью; · Управление людьми; · Управление связями вне организации; · Совершенствование управления; · Способность управления собой; · Изобретательность и творческий подход; · Способность влиять на окружающих; · Знания науки управления, умение руководить, умение обучать и развивать подчиненных.  
№ 4 Практическое занятие № 4. Тема тестирования студентов: «Художник или мыслитель» Цель: Изучение творческих свойств личности. · Образное мышление; · Логическое мышление; · Гармоничное взаимодействие противоположных типов мышления.  
№ 5 Практическое занятие № 5. Тема тестирования студентов: «Управленческий потенциал лидера творческого коллектива проектировщиков» Цель: Изучение творческих свойств личности. · Эффективность руководства творческим проектным коллективом; · Неэффективность руководства; · Анализ индивидуальных ограничений; · Анализ стиля управления; · Анализ производственных ситуаций; · Лидерские качества руководителя; · Анализ профессиональных навыков и умения руководителя.  
№ 6 Практическое занятие № 6. Тема тестирования студентов: «Творческий потенциал проектировщика и руководителя творческим коллективом» Цель: Изучение творческих свойств личности. · Граница любознательности; · Вера в себя; · Постоянство; · Амбициозность; · Слуховая, зрительная память; · Стремление быть независимым; · Способность абстрагироваться; · Степень сосредоточенности.  
№ 7 Практическое занятие № 7. Тема тестирования студентов: «Мотивация к успеху проектного результата» Цель: Изучение творческих свойств личности. · Достижение цели; · Низкий, средний, высокий уровень мотивации к успеху; · Мотивация к избеганию неудач, к риску.  
№ 8 Практическое занятие № 8. Тема тестирования студентов: «Способность личности будущего конструктора-проектировщика к научному творчеству» Цель: Изучение творческих свойств личности. · Творческий темперамент; · Талант к изобретательству, к оригинальному решению; · Безразличие к творчеству; · Скромность и пассивность; · Быть исполнителем, генератором, экспертом; · О людях бесталанных, занятых не своим делом.  
№ 9 Практическое занятие № 9. Тема тестирования студентов: «О степени коммуникабельности творческой личности» Цель: Изучение творческих свойств личности. · Об организации группового подхода к решению творческой задачи; · Общительность, одиночество, терпеливость; · Нормальная коммуникабельность, любознательность, разговорчивость; · Альтруизм, многословность, конфликтность, вспыльчивость, обидчивость; · Терпеливость, сдержанность, уважительное отношение к людям.  
№ 10 Практическое занятие № 10. Тема тестирования студентов: «К вопросу о здоровье и работоспособности» Цель: Изучение аспектов, влияющих на развитие стрессовых ситуаций и заболеваний. · Подверженность стрессу; · Обнаружение признаков стресса; · О причинах, наносящих ущерб здоровью; · Об организации питания; · О причинах заболеваний сердечнососудистой системы; · О духовном здоровье; · О физическом здоровье.  

3.2.2. Содержание практических занятий (семинаров): Второй вариант.

Представленный ниже комплекс занятий направлен на изучение методологического опыта изобретательской работы выдающихся изобретателей Великобритании:


- профессора кафедры машиностроения в колледже королевы Марии лондонского университета, руководителя физического отделения Британской научной ассоциации по исследованиям технологии машиностроения;

- профессора электромашиностроения имперского машиностроительного колледжа в Лондоне, консультанта по изобретательской деятельности ведущих промышленных компаний.

Тема Наименование практических занятий (семинаров) К-во часов
№ 1 Практическое занятие № 1. Что такое изобретение и можно ли научиться изобретать? · Вы можете стать изобретателем; · Образование и изобретение; · Изобретение как творческий процесс; · Что такое изобретение? Путь изобретательства.  
№ 2 Практическое занятие № 2. История некоторых изобретений и изобретателей. · Истоки техники, энергия ветра и воды; · Начало первой промышленной революции; · Переходный период от ХIХ века к ХХ; · Т.А. Эдисон (1847-1931), Чарлз Парсонс (1854-1931), Никола Тесла (1856 – 1943) и др.; · ХХ век, краткий анализ изобретений, сделанных в ХХ веке в США и Великобритании.  
№ 3 Практическое занятие № 3. Что нужно изобрести? · Все ли полезные изобретения уже сделаны? Пагубные последствия развития техники. Нанесенный ущерб: окружающей среде, человечеству в настоящее время, будущим поколениям, неполное использование человеческих способностей, безработица; · Техника и вопросы морали; · Техника для развивающихся стран; · Опасные условия труда; · Медицинская техника. Изобретения, делающие труд более интересным. Образование и человеческое общение. Пассажирский и грузовой транспорт.  
№ 4 Практическое занятие № 4. Что такое «искусство изобретать»? · Развитие изобретательских способностей; · Принципы изобретения; · Выбор задачи и ее формулировка; · Момент вдохновения, творческий акт. Кристаллизация идеи.  
№ 5 Практическое занятие № 5. Знания и мудрость. · История вещей; · Борьба с консерватизмом мышления; · Мода, законы эволюции; · Ответственность руководителей производства за вопросы финансовой политики, обеспечивающие государству доход; · Во имя удобства человечества, система стандартизации, унификации и т.п.; · Ассоциации идей, координация, привычка, страх; · Познай себя и свои возможности методами психодиагностики.  
№ 6 Практическое занятие № 6. Умение физически мыслить. · Творчество и аналогии в природе. Симметрия в природе; · Четвертое измерение.  
№ 7 Практическое занятие № 7. Изучение природы в проектной деятельности. · Бионика, кибернетика; · О некоторых «инженерных» достижениях в природе; · Об уровне достижений живых существ «низших животных». Высокий уровень развития техники; · Природа лучше нас.  
№ 8 Практическое занятие № 8. Умение «думать руками». · О некоторых общеизвестных примерах; · «Думать руками» - очень важное умение изобретателя. развитие пространственно-временного изображения: «умение наблюдать и видеть»; · Роль ручных инструментов и промышленных технологий в развитии умения «думать руками»; · Некоторые механические задачи в качестве упражнений для развития умения «думать руками».  
№ 9 Практическое занятие № 9. Обучение изобретателей. · Зачем обучать изобретательскому мастерству? · Как учить изобретателей? · Перевозка пассажиров в «часы пик»; · Как устранить падение Пизанской башни? · Как устранить падение сосулек с крыш? · Экономичный, экологически чистый автомобильный двигатель, не загрязняющий окружающую среду; · Проблема дирижаблей; · Об автомобилях, движущихся с постоянной скоростью и на неизменном расстоянии; · Устройство для мастерской – «третья рука» изобретателя; · Изобретения для нужд сельского хозяйства; · Солнечная энергия; · Летательный аппарат, приводимый в движение мускульной силой человека; · Изобретения для домашнего хозяйства; · Хирургический инструмент; · Устройство для облегчения жизни инвалидов; · Устройство для исключения загрязнения окружающей среды; · Устройство для проблем, связанных с пожарами; · Геологоразведка, структура подземных куполов; · Создание робототехники; · Создание разнообразных устройств, способов и веществ; · Решение технических проблем, стоящих перед развивающимися странами.  
№ 10 Практическое занятие № 10. О процессе разработки изобретения и получении патента. · Четыре этапа разработки изобретения; · Поэтапная работа над изобретением; · Изобретения, патенты и юридические процедуры; · Об изменения патентной системы в конце 70-х годов; · Формула изобретения; · Язык и стиль патентов; · Мода и слог патента; · Патентование идеи; · Борьба с экспертами, отказы и неудачи.  
№ 11 Практическое занятие № 11. Анализ некоторых изобретений М. Тринга и Э. Лейтуэйта. · Магнитогидродинамический генератор; · Непрерывное производство стали; · Движители на эффектах пограничного слоя; · Шагающая машина; · Телеуправляемые роботы; · Автоколебательный индукционный электродвигатель; · Электромагнитная «левитация» - парение предметов; · Разработка линейных электродвигателей; · Изобретение «от хорошей жизни».  
№ 12 Практическое занятие № 12. Обсуждение обучаемых студентов на темы: · Что Вы можете изобретать сами? · Какие проблемы существуют сегодня в повседневной жизни, решить которые призваны изобретатели? · Как выше рассмотренная методология способствует развитию моего творческого мышления?  

Реферативные отчеты по тематике практических занятий представляются каждым студентом группы в виде презентационного сообщения, подготовленного с применением инструментальной среды визуальных (аудиовизуальных) коммуникаций компьютерных технологий. Предлагается зафиксировать по возможности процесс докладов и обсуждений на киносъемку.

 

Таблица 3 – Практические занятия и их связь с лекционным курсом

№ п/п № темы лекционного курса Наименование практических занятий (семинаров)
    Назначение патентных исследований (ПИ) в условиях формирования рыночных отношений. Порядок организации проведения ПИ. Патентный поиск (ПП) в выполнении курсовой работы и ВКР
    Виды патентных исследований
    Разработка задания на ПП по ГОСТ 15.011-96
    Разработка регламента и предмета патентного поиска
    Определение стран поиска ПИ и глубины поиска ПИ
    Принципы классификации технических решений, описанных в технической документации
    Определение источника информации. Содержание патентной документации
    Анализ и оформление результатов патентных исследований. Системы поиска и средства их реализации
    Описание изобретения. Формула изобретения

 

РЕФЕРАТ

Выполняется по тематике, соответствующей содержанию лекционных и практических занятий. Объем часов самостоятельной работы над рефератом соответствует нормативному времени, отведенному планом-графиком на специальность.

Примерная предложенная ниже тематика рефератов соответствует исследованию творческой деятельности авторов в России и за рубежом по 3-м объектам авторского права:

- 12 наименований произведений литературы и искусства;

- программа для ЭВМ и базы данных;

- топология интегральных микросхем

и 4-м объектам патентного права:

- изобретение;

- полезная модель;

- промышленный образец;

- товарный знак.

Студенту предлагается представить реферативное изложение в виде авторской творческой работы с воплощением ее в какой-либо объективной форме: письменной, устной, звуко- или видеозаписи, аудиовизуальной, объемно-пространственной, изобразительной, включая кино-, видео-, теле-, фото-кадр или другие формы, отделенные от личности автора и имеющие самостоятельное бытие.

Проведение патентного поиска предлагается провести по тематике курсового и дипломного проектов, согласовав ее с руководителем от выпускающей кафедры, выполнив его по требованиям, изложенным тематикой практических занятий.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных