Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






II. Язык и стиль научных текстов. Особенности композиции




Термины

Справка 1: Термин – слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности. Специфические особенности термина: системность, наличие дефиниции, тенденция к однозначности в пределах терминологического поля, стилистическая нейтральность, отсутствие экспрессии.

Справка 2. Термины бывают:

- общенаучные; при использовании в определенных областях знания предполагается их конкретизация («элемент», «метод», «фактор»);

- межнаучные; делятся на две группы: а) являются базовыми понятиями для комплекса наук («прибор»); б) употребляются в разных областях знания, не будучи связанными сообщим объектом (термин «гармония» в музыке и в лингвистике);

- узкоспециальные: принадлежат одной какой-либо науке («суффикс»)

Справка 3. Системность терминов выражается в их формальной структуре. Например, мет ан, эт ан, проп ан – жирные углеводороды (химия); кол ит, бронх ит, стомат ит – воспаление органов (медицина).

Задание 1. Приведите примеры общенаучных, межнаучных, узкоспециальных терминов, которые используются в гуманитарных дисциплинах. Один из терминов охарактеризуйте подробнее. Как проявляется его системность? Какое понятие ему соответствует (предложите дефиницию)? Является ли термин однозначным, кратким, благозвучным?

Задание 2. Продемонстрируйте приёмы введения термина в текст для случаев авторского терминоупотребления; рабочего терминоупотребления; терминоупотребления в ситуации реальной многозначности термина. Прим.: в качестве примера возьмите термин лингвистики «стиль».

 

Логическая схема и композиция научного текста

Справка 1. Научные тексты (тексты собственно научного подстиля) отражают путь мышления. Этапы, или фазы, мышления – проблемная ситуация, гипотеза, доказательство, вывод. Эти структурные элементы, и именно в такой последовательности, выражаются в научном тексте независимо от индивидуальной манеры письма. Проблема – вопрос, требующий разрешения. Проблема возникает тогда, когда о предмете исследования что-то известно, поэтому проблема – противоречие между знанием и незнанием. Далее выдвигается гипотеза. На этапе доказательства гипотеза превращается в научную теорию или теоретическое положение. Аргументация считается научной, если она основана на достаточном фактическом материале и адекватных методах и методиках анализа. Вывод содержит аналитическую оценку результатов. Таким образом, в научном тексте есть некая основная мысль, которая выражается в нем несколько раз (в виде гипотезы, аргументов, выводов). Но это не простое повторение. М.Н. Кожина указывает, что специфическим способом развертывания научного текста являются так называемые развернутые вариативные повторы, когда центральный в концепции автора тезис многократно повторяется, семантически углубляясь и развиваясь. Такова логическая схема научного текста.

Справка 2. Для научного текста характерна стройная композиция. В каждом тексте присутствуют заголовок, введение, основная часть, заключение. Введение должно быть кратким, точным. В нем обосновывается выбор темы, называются цель, задачи, методы, материал исследования. Основная часть крупного текста (монографии, дипломной и курсовой работы) членится на главы и параграфы в соответствии с задачами. В небольшой статье и тезисах части не выделяются, но каждая новая мысль оформляется в новый абзац.

Задание 3. Проанализируйте следующий текст (тезисы). Выделите в нем термины.Вычлените структурно-смысловые компоненты,а также средства создания отвлеченности и обобщенности, подчеркнутой логичности, точности. Как выражена в тексте диалогичность?

 

Т.И. Певнева

Категория безличности в русской языковой философии человека

 

Традиционно принято представлять движение человеческой культуры как переход от мифопоэтического периода развития к логико-научному. Такому подходу можно противопоставить предположение о том, что гетерогенность является исконным свойством человеческого мышления: для его механизма “существенно необходимо наличие хотя бы двух не до конца взаимопереводимых систем” (Успенский Б.А. Избр. Труды в 2-х т. М.,1994. Т.1. С.305). Из этого следует, что мифологичность современного сознания не должна восприниматься как остаточное проявление архаической системы представлений о мире.

Одной из актуальных задач отечественной лингвистики стало системное изучение наивной картины мира, исследование того, каким образом мифологические представления отражаются в языковом сознании, что оказывается универсальным и национально специфичным в русской языковой модели мира.

В этом отношении может быть интересным анализ категории личности, в частности, одного из ее полюсов – безличности, поскольку мы предполагаем, что параллельно действующие в языке механизмы обезличивания и персонификации служат средством для выражения мифологических представлений о человеке и мире в русской языковой философии.

Наиболее ярко это демонстрируют те пары личных и безличных конструкций, в которых получает оформление одна и та же внеязыковая ситуация, но при этом выявляется глубокое семантическое различие, основанное на расхождении представлений об изображаемой ситуации.

Известно, что в мифологическом сознании силы природы воспринимаются в олицетворенном виде, как активные начала, наделенные сознанием; человеческие же состояния уподобляются природным, стихийным. Внемифологическая система характеризуется обратным отношением: к природе как к стихии, а к человеку как к сущности, действующей активно и целенаправленно. Именно эти представления отражает категория личности- безличности:

 

Мифологическое сознание Внемифологическое (реалистическое) сознание
Ветер унес лодку (персонификация природного явления) Ветром унесло лодку (стихийное природное явление)
Мне не спится (иррациональное состояние человека) Я не сплю (состояние, контролируемое волей человека)
Пахнет сеном (запах воспринимается человеком в его пространстве) Пахнет сено (запах издается независимо от человека)

 

Анализ безличных предложений показывает, что в русской языковой философии мифологическим в большей степени оказывается представление сферы человека; в меньшей – природы. Мифологизм безличности проявляется прежде всего там, где посредством языка изображается человек и его иррациональные состояния, не контролируемые разумом и волей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных